Небольшой план урока для старших классов направленный на развитие навыков говорения

Обновлено: 04.07.2024

В статье рассматривается коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. Даётся общая характеристика метода. На основе собственного педагогического опыта описывается методика формирования речевых навыков и развития речевых умений, пути преодоления трудностей с которыми сталкивается учитель на уроке английского языка при обучении говорению. Даётся классификация коммуникативных умений и навыков. Рассматриваются способы подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ и ГИА по говорению.

Good morning children. Spring has come. I wish it were summer! I would like to have a rest, to go somewhere, to breathe in the fresh air, to swim in the river, go to the forest , pick up mushrooms and berries, lie in the sun. I wish some of my relatives lived in the village. I know Dima that your grandmother lives in the village. Do you spend your summer holidays there? Are you going to go there this summer? Так вы подводите учеников к обсуждению летнего отдыха, к использованию различных грамматических конструкций. Или можно поговорить о каких-то увлечениях. Good morning children! People should have hobbies, shouldn’t they? As for me I like to collect postcards. I have already got more then 5000 postcards. It is very interesting. Postcards reflect all life events. Am I right? Does anybody collect postcards in your group? What things do you collect? What are you interested in?-Good morning children? Do you like to travel? So do I. It’s a pity, but I can’t visit all the places I would like to see. There is a very good programme “In the world of animals”. Do you watch it? Do you like it? Yes this programme is very interesting. Let’s make a trip somewhere, I say Great Britain. Here is the map. Where will we go? I’ll be your guide and you will be tourists. If you want to know something interrupt me and ask questions. Такое начало урока требует от учителя предельной естественности, свободного владения языком. Для того чтобы состоялось общение нужно перейти с ролевого общения на межличностное. Инициатива здесь принадлежит учителю [5]. Чтобы найти в ученике собеседника нужно правильно себя вести. В ученике надо видеть личность. Говорить надо естественно, а не механически, заученно, обращая внимание на реакцию собеседника. Доводить приём до конца. Не читать свои реплики по плану урока или по листочкам. Можно заготовить карточки с опорными словами и заглядывать незаметно в них, готовясь к новому вопросу. Необходимо учитывать интересы собеседника. Быть искренним. Следить за выразительностью интонации, жестов, мимики. Уметь во время общения двигаться, сидеть. Даже от позы собеседника зависит речевая настроенность собеседника. Быть доброжелательным: ученик должен чувствовать, что его интересы – это и интересы учителя. Доброжелательность полностью исключает раздражённость, насмешку по поводу ошибки, а тем более грубость и крик. Очень точно охарактеризовала с этой точки учителя Г.А. Китайгородская. Учитель с её точки зрения является:

а) источником информации,
б) лидером коллектива и в то же время его членом, у которого особый авторитет,
в) образцом нравственно-эстетических норм поведения,
г) моделью будущей речевой деятельности,
д) организатором психологического климата,
е) руководителем межличностных отношений [3].

  1. определять и понимать психическое состояние ученика;
  2. определять и понимать настроение класса (группы);
  3. видеть всех одновремённо и каждого в отдельности;
  4. распределять внимание между различными компонентами процесса обучения;
  5. видеть в какой помощи нуждается ученик;
  6. прогнозировать поведение ученика как речевого партнёра;
  7. слышать и видеть ошибки в коммуникативном поведении ученика;
  8. мгновенно оценивать ситуацию общения;
  9. определять примерный уровень владения речевым умением без специального тестирования.

Продуктивные умения и навыки:

  1. создавать коммуникативную обстановку;
  2. устанавливать речевой контакт с учеником
  3. завершать речевой контакт;
  4. устанавливать и поддерживать атмосферу общения в классном коллективе;
  5. регулировать поведение ученика как речевого партнёра;
  6. изменять функциональное состояние учащихся в нужном направлении;
  7. быть адекватным в любой ситуации общения;

При обучении говорению нужно учитывать также принцип индивидуалицации. Индивидуальность ученика включает в себя следующие свойства:

  1. индивидные свойства;
  2. субъектные свойства;
  3. личностные свойства;

Любое монологическое высказывание характеризуется целым рядом качеств.

  1. Целенаправленность;
  2. Логичность;
  3. Структурность или связность;
  4. Относительная завершённость в содержательном, тематическом плане;
  5. Продуктивность;
  6. Непрерывность;
  7. Самостоятельность;
  8. Выразительность.

В основе порождения и стимулирования речи лежит мотив, т.е. намерение говорящего участвовать в общении. Для того, чтобы появился такой мотив на уроке надо создать речевую ситуацию [4]. Речевые ситуации могут быть реальными, условными или проблемными. Какие разновидности монологического высказывания встречаются в реальном общении. К ним можно отнести приветственную речь, похвалу, порицание, лекцию, рассказ, характеристику, описание, обвинительную или оправдательную речь.

  1. ответить на вопросы на понимание содержания и смысла прочитанного текста;
  2. согласиться с утверждениями или опровергнуть их;
  3. выбрать глаголы, прилагательные, идиоматические выражения, с помощью которых автор выражает своё отношение к людям, событиям, природе и т.п.
  4. доказать что…
  5. определить основную идею текста;
  6. охарактеризовать;
  7. кратко изложить содержание текста, составить аннотацию к тексту, дать рецензию на текст;
  8. рассказать текст от лица главного героя;
  9. придумать другой конец.

Путь снизу вверх. Монолог строится без опоры на конкретный текст. Такой путь обучения говорению может быть выбран:

  1. на начальном этапе обучению, когда ученики ещё не умеют читать.
  2. на среднем и старшем этапе обучения говорению.

Для того чтобы получить желаемый уровень монологической речи учитель должен быть уверен что:

  1. у учащихся есть достаточный информационный запас по этой теме;
  2. уровень языка достаточен для обсуждения данной темы на иностранном языке;
  3. в речевом репертуаре учащихся имеется необходимый запас средств для реализации различных речевых функций (согласия, несогласия, передачи информации или запроса информации);
  4. учащиеся владеют речевыми умениями ( способами связи различных речевых высказываний).

Рассмотрим этапы развития монологического высказывания на разных уровнях развития.

1. Ознакомление со словами и их первичная отработка на уровне слов и словосочетаний.

Назвать слово глядя на картинку.

Выбрать слово, которое не подходит к данной группе слов.

Составить словосочетания из предложенных слов.

Заполнить пропуски в предложении. Найти ошибки.

Отгадать слово по его дефиниции.

2. Отработка слов на уровне предложений.

Ответить на вопросы, предполагающие использование новой лексики. Сформулировать вопросы к имеющимся ответам. Заполнить пропуски, закончить предложения.

Соединить разрозненные части предложения. Перефразировать предложения с использованием предложенных слов.

3. Работа на уровне сверхфразового единства.

Описать картинку . Использование различных языковых и речевых игр.

4. Повторение изученного материала по заданной теме.

Фронтальное обсуждение темы, беседа. Ответить на вопросы. Составить план, схему темы. Подбор, повторение лексики по теме.

5. Ознакомление с новым языковым материалом и его первичная отработка.

Лексические упражнения на уровне слова и словосочетания. Языковые игры.

6. Речевые упражнения.

Высказать своё мнение по вопросу, утверждению ,цитате. Прокомментировать пословицу.

До недавнего времени считалось, что только обучение диалогической речи можно проводить на основе ситуативных упражнений. В последние годы утверждается мнение о том, что и монологическая речь, наряду с контекстуальностью, характеризуется соотнесённостью с определённой речевой ситуацией, что форма и содержание монологического высказывания зависят от коммуникативной ситуации в которой она рождается (В.С. Скалкин).

Рассмотрим упражнения и приёмы для обучения монологической речи на базе текста [2].

Обучение монологической речи на ситуативной основе.

Уровень сверхфразового единства

Планируется ввести говорение в ЕГЭ по английскому языку. Научить говорению за 2 месяца невозможно, хотя многие языковые курсы пытаются доказать, что это вполне реально. На открытых уроках, которые дают учителя, так называемых мастер классах сталкиваешься с тем, что даже дети гимназий и лицеев испытывают проблемы в говорении. Это говорит о том, что учителя мало дают заданий на развитие говорения на уроке, на развитие умений не только пересказать готовый текст, но и высказать своё мнение, привести аргументы за или аргументы против , которые очень нужны на экзамене.

Вот некоторые советы которые можно использовать при подготовке к экзамену по говорению:[7]

Если вам нужно обсудить одну из выбранных тем

  1. постарайтесь логически выстроить вашу презентацию
  2. продумайте структуру презентации
  3. продумайте язык презентации
  4. делайте пометки
  5. не забывайте использовать связующие слова и фразы помогающие выстроить речь: Let me start with…Firstly/ Secondly, for instance, in spite of this, what’s more/ moreover, Last but not least, what I wanted to talk about is…on the one hand … on the other hand, another thing is, however, in fact, to cut a long story short, all in all , finally
  6. не заучивайте вашу речь наизусть
  7. избегайте длинных и сложных предложений: в устной речи короткие предложения воспринимаются лучше
  8. не говорите слишком долго старайтесь побыстрее затронуть все предложенные аспекты задания, если останется время развивайте высказывание, добавляя новые аргументы.

При обучении говорению необходимо вспомнить использование тестовых и графических опор. Основные этапы этого метода:

  1. Погружение
  2. Переработка
  3. Репродукция
  4. Перенос
  5. Продукция

Прочитайте и переведите текст.

Mr Claydon’s house is an English house. It is in Oxford. It is not very large, but it is nice. On the ground floor there is a living room, a hall, a kitchen and a cellar. On the first floor there are two bedrooms, a bathroom, and a lavatory .In front of the garden there is a small garden. There are a lot of flowers: red tulips, white, red and pink roses. In the green house there are tomatoes, onions, cabbages and potatoes.

  1. Погружение. Первичное предъявление текста.
  2. Переработка. Вторичное предъявление текста с целью создания опорного конспекта в виде ключевых слов, схем, диаграмм.
  3. Репродукция. Пересказ по опорному конспект.
  4. Перенос и продукция.

Создание нового текста. Этапы.

Поскольку говорение является одним из аспектов сдачи ГИА и ЕГЭ необходимо вспомнить основные требования , предъявляемые программой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Речевые функции: giving information, expressing ideas, correcting each other.

учебный аспект: Обеспечить использование активной лексики и грамматики по теме “The UK”

познавательный аспект: овладение нормами речевого этикета и техникой общения друг с другом;

воспитательный аспект: формирование навыков совместной работы в паре/группе, развитие умения слушать и слышать друг друга;

развивающий аспект: развитие памяти, внимания, формирование ассоциативных связей, развитие умений использовать мимику и жесты.

Сопутствующие задачи: Совершенствование познавательных навыков, произношения.

Лексический материал: proper names

Грамматический материал:types of questions .

Оснащение: 1.Английский язык. 8 класс: учеб. пособие / Л.М. Лапицкая [и др.]. Минск: Вышэйшая школа, 2010.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Говорение как вид речевой деятельности в первую очередь опирается на язык как средство общения.

Язык обеспечивает коммуникацию между общающимися, его понимает как тот, кто сообщает информацию, кодируя ее в значениях слов, отобранных для этой цели, так и тот, кто принимает эту информацию, декодируя ее, т.е. расшифровывая эти значения и изменяя на основе этой информации свое поведение .

Целью обучения говорению на уроке иностранного языка является формирование таких речевых навыков, которые позволили бы учащемуся использовать их во внеучебной речевой практике на уровне общепринятого бытового общения .

Целью обучения говорению на уроке иностранного языка является формирование таких речевых навыков, которые позволили бы учащемуся использовать их во внеучебной речевой практике на уровне общепринятого бытового общения .

Главная цель обучения учащихся иностранному языку — научиться общаться, то есть научиться услышать другого участника общения, правильно реагировать на его высказывание и уметь предоставить свою информацию. Поэтому диалогическое общение должно присутствовать на каждом уроке, давая школьникам больше времени на практику устной речи, вовлекая учащихся в тематику урока и, таким образом, делая их активными участниками процесса обучения, что решает проблему мотивации к изучению иностранного языка.

Диалогическая речь может быть помощником на всех этапах урока. На этапе введения в тему короткие диалоги могут быть направленны на порождение заинтересованности учащихся в данной теме. Примеры таких заданий мы рассмотрим ниже.

Диалог-обмен мнениями прекрасно справляется с задачей введения в тематику текста для чтения или аудирования, задания по письму, особенно при подготовке к написанию эссе.

Диалоги-дискуссии после прочитанного текста, прослушанного аудио файла также решают сразу несколько образовательных и воспитательных задач, таких как, пополнение лексического запаса, обучение диалогической речи, расширение кругозора, воспитывают толерантность к мнению других участников беседы. Все этим навыкам, а также умению работать в группе учат диалоги совместного выбора.

Диалогическая речь — это эффективный вид учебной деятельности для закрепления и отработки грамматических структур, лексики, культурологических реалий.

Пути преодоления трудностей при обучении диалогической речи

При организации учебной деятельности, направленной на развитие навыков говорения, в том числе, диалогического общения, учитель должен руководствоваться современными подходами к обучению. Некоторые традиционные подходы к обучению говорению уделяют слишком большое внимание грамматической правильности речи, в результате чего возникают проблемы, трудности при изучении английского языка, нежелание говорить из-за боязни сделать ошибку.

Основные причины трудностей, возникающих при выполнении заданий по говорению это: слишком пристальное внимание учителя к ошибкам, отсутствие мотивации, отсутствие необходимой поддержки (лингвистической и психологической). Рассмотрим, как эти сложности можно преодолеть.

Современный подход к обучению говорению предусматривает следующие ключевые моменты, которые помогают преодолеть трудности при обучении диалогической речи:

  • персонализация, то есть учащиеся охотнее и успешнее выполняют задания, которые предполагают описать свой жизненный опыт, представить себя на месте действующего лица;
  • построение диалогов, в которых возможна вариативность, создание собственной сюжетной линии, проявить свою индивидуальность;
  • больше работать в парах, группах, так как это снимает проблемы стеснительности и дает возможность увеличить время практики разговорной речи на уроке;
  • соблюдать баланс между правильностью речи и свободным владением языком, учитель должен осознавать, что при спонтанной речи и на этапе обучения нельзя концентрировать внимание на грамматической правильности речи;
  • задача учителя обеспечить учащегося инструментарием для успешного ведения беседы, дать время на подготовку, если задание предполагает использование новых лексико-грамматических или речевых единиц, что непременно скажется на лексико-грамматической наполняемости и скорости речи при разыгрывании диалога;
  • учитель должен предоставить учащимся возможность больше говорить на уроке, сведя к минимуму время, когда говорит учитель, тем более на старшей ступени обучения. Урок должен быть спланирован для обучения школьников, а не для практики учителя.

Инструментарий для построения диалогов

С целью обучения учащихся данной лексики желательно использовать наглядный материал. Он может быть представлен на стенде в классе, либо в качестве раздаточного материала, который учащиеся используют каждый раз, выполняя задания на построение диалогического высказывания, пока не смогут использовать эту лексику в речи свободно.

Expressing your personal attitude

  • Personally I …
  • As far as I’m concerned …
  • As far as I know/I can see …
  • It occurs to me that …
  • I’m quite /absolutely sure …
  • From my point of view …
  • I’m convinced that …

Giving and asking for ideas

  • We could start by talking about …
  • Shall we first …?
  • What’s your opinion?
  • How do you see that?
  • Would you share my point of view…

Deciding what to do

  • To sum it all up …
  • To cut a long story short …/In brief …
  • In other words …
  • Shall we make a decision?
  • I’ve come to the conclusion that …

Agreeing

  • I couldn’t agree more It’s a brilliant/amazing/astonishing idea…
  • I can’t say anything against

Disagreeing

  • I see what you mean but I’m not convinced that True, but I’m afraid I disagree (with) …
  • Perhaps, but I can’t help thinking that …
  • I take your point, but that’s not the way I see it. I’m not sure it’s a wonderful idea.

Диалог — это двустороннее действие и важно объяснить учащимся, что собеседника нужно слушать, реагировать на его реплики, идеи, показывать свою заинтересованность в беседе. Чтобы показать заинтересованность можно воспользоваться приемом переспроса услышанной реплики или повторения ее с усилением стресса, то есть использовать восклицательные предложения.

Даже в старших классах на разминку можно дать следующее упражнение на формирование умения реагировать на слова собеседника.

Use the phrases in the box to respond to the following.

  1. They won the match.
  2. The match was fixed.
  3. He scored the winning goal.
  4. I saw the match live.
  5. It was a record-breaking jump.
  6. She just seemed to go to pieces.

Questions

  • Has he really?
  • Are they really?
  • Did he really?
  • Did you really?
  • Was it really?
  • Can she really?

Exclamations positive

  • Wow! That’s great!
  • That’s brilliant!
  • How exciting!

Exclamations negative

  • Oh, no! That’s awful!
  • How embarrassing!
  • How unlucky!

Expressing certainty and possibility

Expressing possibility

  • It may be …
  • It might be …
  • Probably
  • Maybe
  • I suppose …

Expressing certainty

  • It can’t be…
  • It must be …
  • Definitely

Expressing uncertainty

Buying time

  • Well… Let me see …
  • What else (can I say)?
  • Is there anything I can add to that?

Gathering your thoughts

  • I’m not quite sure, but I think …
  • I haven’t thought about it before, but perhaps …
  • I don’t really know, but I imagine …

Особенность упражнений на отработку указанной лексики в том, что они направлены на установление вербальных связей, то есть учат реагировать на услышанное высказывание.

How to join the conversation

  • By the way, …
  • That reminds me…
  • Excuse me, I’d just like to say…
  • That’s right, but I don’t think that…

Responses

  • Marvelous!
  • Great!
  • Absolutely fabulous!
  • I see your point.
  • What a surprise!
  • You must be joking.
  • I can’t believe it!
  • I am totally confused.

Все вышеуказанные фразы и выражения требуют регулярной отработки на практике, в диалогах, беседах, дискуссиях на уроках.

С целью усвоения и выработки автоматизма в использовании фраз-клише, как указывалось выше, можно использовать различные речевые упражнения на уроках. Простыми, короткими по времени и поэтому чаще всего используемыми являются мини-диалоги. Они могут использоваться для введения в тему урока, введения в тему аудирования или чтения. Речевые ситуации должны постоянно возникать на основе этих упражнений, сопровождая развитие других речевых умений и навыков и выполняя главную цель — научиться общаться.

Цель таких упражнений Lead-in не точное использование языковых форм (без ошибок), а помимо введения в тему, развитие навыка реагировать на высказывание собеседника, то есть свободного владения клише для диалогов, расширение практики разговорной речи непродолжительное время, что облегчает задачу и, следовательно, делает задание несложным.

Пример 1 — задание на введение в тему рока

Put these holidays in order of preference. Discuss in pairs why have you chosen that order.

  • An activity holiday
  • A beach holiday
  • A self-catering holiday
  • A camping holiday
  • A package holiday

Пример 2 — задание на введение текста для чтения

Discuss in pairs:

  • What means of communication can you think of?
  • How do they affect our lives?
  • How do you think they will develop in the future?

Пример 3 — задание на введение текста для чтения

  • What do you imaging the lifestyle of teenage fashion models like?
  • How do you think they spend a typical week?
  • What do they need protection from?

Темы таких коротких диалогов могут быть заданы схемами, картинками, что делает создание коммуникативной ситуации более привлекательной и готовит учащихся к более сложной работе — составлению диалогов по картинкам.

Ask each other in pairs questions on the board:

  • Have you travelled much?
  • Do you like to be active when you are on holiday?
  • What can tourists do in your area?
  • Have you ever been camping?
  • Where would you like to go on holiday if you had the chance?
  • Where did you go on your last holiday? Did you enjoy it?

Discuss in pairs questions on the board.

  • Would you describe yourself as a sporty person?
  • What’s your favourite sport? Why?
  • Have you ever been on an adventure holiday?
  • Would you like to try any extreme sports? Why?
  • What is more important: winning or taking part?
  • How important is sport to you?
  • Do you think children should have to do PE at school? Why? Why not?

Discuss in pairs questions on the board.

  • What are the best ways to stay fit and healthy?
  • Do you try to have a healthy diet?
  • Do you exercise regularly?
  • What is the healthy system like in your country?
  • Can you think of any ways to improve the health system in your country?
  • Would you like to work in the medical profession?

Обмениваясь мнениями по всем предложенным вопросам, учащиеся используют фразы-клише для выражения своего мнения, фразы реагирования на высказывания собеседника, фразы для заполнения пауз для обдумывания, с которыми они уже знакомы, видят их на доске или имеют в качестве раздаточного материала, как говорилось выше.

Диалоги для отработки изученной лексики и грамматики

  • Учащиеся набирают карточки из предложенного банка лексических единиц по теме.
  • Затем учащиеся делятся на пары и берут один из предложенных вопросов для обсуждения по теме урока.
  • По команде учителя учащиеся должны начать диалог по заданному вопросу с использованием слов на своих карточка. Тот ученик, кто использовал слово на карточке, передает эту карточку своему собеседнику. Таким образом, более активные ученики имеют меньше карточек.
  • Через две минуты все учащиеся меняются собеседниками. Появляется возможность проявить себя активным в паре с другим учеником.

Такое упражнение-игра снимает многие трудности, возникающие в процессе обучения диалогической речи: низкая степень или отсутствие мотивации, стеснительность, боязнь сделать ошибку и даже медлительность. Учащиеся используют клише и говорят бегло.

  • At what age should teenagers be allowed to go on holiday with their friends?
  • Is it better to travel with parents or with friends?
  • What are benefits and drawbacks of travelling alone?
  • Which holiday is more enjoyable, a beach or sightseeing holiday?
  • Where is it better to spend winter holiday?
  • What destinations can be suitable for a winter holiday?
  • What activities are popular on winter holidays?

Речевые ситуации с использованием картинок

Задания на составление диалогов с использованием картинок считаются более сложной формой диалогической речи, чем составление диалога по заданному письменному тексту, так как в этом типе задания часто присутствует догадка. Кроме того, визуальный образ порой мешает учащимся сосредоточиться на теме, они начинают описывать все, что видят на картинке, не уделив должного внимания заданию. Поэтому такой тип заданий требует отдельного внимания и понимания стратегии выполнения.

В качестве несложных заданий подобного типа можно взять картинки, вводящие тему урока, чтение, аудирование.

The pictures present environmental issues.

Такие задания хорошо задать на обсуждение в парах, с просьбой обязательно использовать клише для выражения своего мнения, согласия/несогласия, догадки, предположения. На таких простых примерах учащиеся учатся обсуждать проблему, а не все что изображено на фото.

Act out a dialogue:

Student 1

Student 2

Say hello. Invite your partner to go and see a local group tonight.

You can’t say why not. Suggest another night or another concert.

You can’t. Say why not. Suggest doing something different next week.

Agree. Suggest a time and a place to meet.

Agree. Say goodbye.

Work in pairs. Take the roles of the mother and the daughter. Act out the dialogue they had while her mother was trying to persuade her to see a doctor.

mother

daughter

Suggest seeing a doctor (Why don’t you …?)

Refuse strongly (No way …)

Give reasons why (In my opinion you should because …

Reject suggestion (I just don’t see …)

Give another reason (But don’t you …)

Agree hesitantly (Well, …)

Задание на составление диалога-совета также может быть представлено таблицей. Work in pairs. Use the table and the plan below to act out dialogues for following situations:

  • Your friend wants to lose some weight.
  • Your friend can’t afford to join a gym.
  • Your friend wants to cut down on junk food.

The plan

Student A

Student B

Explain problem, ask for advice (I want … What …?)

Give advice (If I were you, …)

Reject suggestion (I’m not sure …)

Give other advice (Maybe you could …)

Accept suggestion (That’s not a bad idea.)

Express hope things work out (I hope …)

Asking and giving advice

Asking for advice

Reacting

Giving advice

What should I do?

Mmm, I’m not sure.

What’s the best way.?

That’s easier said than done.

If I were you, I would …

What do you think I should do?

Yes. I suppose so.

I’m sure it’s a good idea to …

That’s not a bad idea.

Have you thought of …?

That’s a great idea.

One thing to do …

The best way to …is …

Perhaps you should …

После выполнения таких заданий по заданным схемам можно переходить к более сложным типам диалогов, диалог-принятие совместного решения.

Диалог на этапе подготовки к написанию эссе

При подготовке написания эссе важно обсудить две противоположные точки зрения на заданную проблему, дать четкие аргументы и контраргументы к этим точкам зрения. Для решения этой задачи как нельзя лучше подходит диалог собеседников с противоположными точками зрения. На уроках подготовки к эссе учащиеся делятся на пары или группы, делают краткие записи в таблицу с аргументами в поддержку своей точки зрения и возможными контраргументами. Далее в парах или группах учащиеся составляют диалог по следующему алгоритму:

  • S1 — Выражение своего мнения с аргументом в поддержку этого мнения;
  • S2 — Вежливое несогласие с мнением оппонента с аргументом почему не согласен. Высказывание своего мнения с аргументом в поддержку этого мнения.
  • S1 — Вежливое несогласие с мнением оппонента с аргументом почему не согласен. Второй аргумент в пользу своего мнения и т. д.

После таких диалогов эссе на сравнение разных видов отдыха даются учащимся легче.

Диалог на этапе проверки заданий на развитие речевых навыков

Диалогическую форму работы можно использовать и на этапе урока — проверка выполненного задания по грамматике, лексике, чтению, что увеличивает время разговорной практики на уроке, дает возможность еще раз использовать фразы-клише, снимает психологические дискомфорт при проверке, делает учащихся активными участниками урока и повышает мотивацию.

Алгоритм такого диалога по проверке задания может быть либо, разработан самими учениками, либо предложен учителем. Главное, чтобы учащиеся владели стратегией выполнения такого задания.

Схема построения диалога-проверки:

  • What have you got in № 1?
  • I’ve written/chosen … because …
  • I totally agree/disagree because …
  • I’m not sure on this point. Let’s ask the teacher.

Заключение

Коммуникативный подход в обучении иностранному языку означает, что для успешного овладения этим языком учащиеся должны знать не только языковые формы (грамматику, лексику, произношение), но также иметь представление о том, как их использовать для целей реальной коммуникации.

Главным компонентом коммуникативного подхода является коммуникативная компетенция, под которой следует понимать способность реализовывать обучающимися лингвистические знания и умения, выбирая коммуникативное поведение в соответствии с целями и ситуацией общения.

Диалог является коммуникативной формой устного общения, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями ме­жду двумя или несколькими лицами. Учебный диалог должен отражать реальные жизненные ситуации, т. е. быть ситуативным, учитывать интересы подростков, давать им возможность применить свой жизненный опыт, т. е. быть личностно-ориентированным.

Диалогическая речь при обучении иностранному языку является одновременно и целью и средством этого обучения. Поэтому использовать диалог нужно на всех этапах урока иностранного языка, что увеличивает объем речевой практики, вовлекает учащихся в ход урока, помогает решить некоторые трудности при обучении иностранному языку, повышает мотивацию к обучению.

Читайте также: