Не ветер вея с высоты анализ кратко

Обновлено: 04.07.2024

Проект по творчеству А.К.Толстого (анализ стихотворения «Не ветер, вея

Подготовила ученица 10 класса Грибова Елена

Цель: найти следы биографии, характера, чувств А.К. Толстого в

А.К. Толстой

Фальтен. Портрет А.К. Толстого в детском возрасте

С.А. Миллер

Софья Андреевна Бахметева (в первом браке Миллер, во втором Толстая; 1827, село Смольково, Саранский уезд, Пензенская губерния — 1895, Лиссабон) — супруга писателя Алексея Константиновича Толстого. Поддерживала знакомство с многими известными деятелями искусств своего времени — Тургеневым, Достоевским , Фетом, Соловьёвым и другими. Несмотря на то, что родилась в провинции, была очень образованна и обладала пытливым умом. Знала четырнадцать иностранных языков. Читала запоем, поглощала новинки европейской литературы и внимательно следила за отечественной словесностью. В молодые годы у неё был роман с князем Григорием Николаевичем Вяземским, вследствие которого она забеременела. В результате дуэли, состоявшейся в 1847 году в Петровском-Разумовском, Юрий, брат Софьи, гибнет. 29 февраля 1848 году, так и не дождавшись предложения руки и сердца, вне брака рожает дочку, Софью Бахметеву. Во избежание слухов ребёнка оформляют как племянницу, дочь брата Петра.

Знакомство

«Не ветер, вея с высоты

Не знаю, написал бы это стихотворение-признание А.К.Толстой при всём своём даровании, если бы любимой его была другая. Смогла бы та, другая, так коснуться его души? Не ветер, вея с высоты, Листов коснулся ночью лунной; Моей души коснулась ты — Она тревожна, как листы, Она, как гусли, многострунна. Житейский вихрь её терзал И сокрушительным набегом, Свистя и воя, струны рвал И заносил холодным снегом. Твоя же речь ласкает слух, Твоё легко прикосновенье, Как от цветов летящий пух, Как майской ночи дуновенье…

Анализ стихотворения

Моей души коснулась ты — Она тревожна, как листы

«Она, как гусли, многострунна

Творчество А.К. Толстого

Баллады и стихотворения Василий Шибанов (1840) Бунт в Ватикане (1864) Благовест (1840) Поэмы Грешница (1858) Иоанн Дамаскин (1859) Алхимик (1867) Сон Попова (1873) Портрет (1874) Дракон (1875) Памятник в имении Красный Рог Драматургия Фантазия (1850) Дон Жуан (1862) Смерть Иоанна Грозного (1866) Царь Фёдор Иоаннович (1868) Царь Борис (1870) Посадник (1871)

Житейский вихрь ее терзал

В жизни Толстого начинается череда болезней. В это время Софья старается быть рядом с ним, за что он ей бесконечно благодарен. Во время Крымской войны он заболевает тифом, Софья, не таясь, приезжает выхаживать его. В конце 60-х годов этот физически невероятно сильный человек (он связывал в узел кочергу, разминал пальцами, как воск, серебряную монету, один ходил на медведя) заболел. Его мучила астма и страшные невралгические головные боли. Иногда ему приходилось ездить за границу ( в Дрезден, где супруги обвенчались) на лечение без Софьи Андреевны. Находясь вдалеке от любимой, поэт скучает и пишет ей письма. Вот одно из них: Дрезден, 10 июля 1870 г. Вот я здесь опять, и мне тяжело на сердце, когда вижу опять эти улицы, эту гостиницу и эту комнату без тебя. Я только что приехал в З 1/4 ч. утра, и не могу лечь, не сказав тебе то, что говорю тебе уже 20 лет, - что я не могу жить без тебя, что ты мое единственное сокровище на земле, и я плачу над этим письмом, как плакал 20 лет тому назад. Кровь застывает в сердце при одной мысли, что я могу тебя потерять, и я себе говорю: как ужасно глупо расставаться! Думая о тебе, я в твоем образе не вижу ни одной тени, ни одной, все - лишь свет и счастье.

Твоя же речь ласкает слух

Вывод

Зимой 1850 года блистательный камер-юнкер Алексей Толстой знакомится на балу с Софьей Миллер и без памяти влюбляется в эту женщину, которая отвечает ему взаимностью. Пару не смущает тот факт, что Софья Миллер состоит в законном браке с гвардейским полковником, который обладает довольно жестким нравом. Трудно сказать, на что рассчитывали любовники, когда клялись друг другу в вечности своих чувств. Ведь им пришлось пройти через унижения и разлуку, многочисленные скандалы и испытать на себе всю силу светских сплетен, которые преследовали пару на протяжении 13 лет. Именно столько времени понадобилось влюбленным, чтобы разрешить все конфликты с близкими и сочетаться законным браком.

Зимой 1850 года блистательный камер-юнкер Алексей Толстой знакомится на балу с Софьей Миллер и без памяти влюбляется в эту женщину, которая отвечает ему взаимностью. Пару не смущает тот факт, что Софья Миллер состоит в законном браке с гвардейским полковником, который обладает довольно жестким нравом. Трудно сказать, на что рассчитывали любовники, когда клялись друг другу в вечности своих чувств. Ведь им пришлось пройти через унижения и разлуку, многочисленные скандалы и испытать на себе всю силу светских сплетен, которые преследовали пару

Именно столько времени понадобилось влюбленным, чтобы разрешить все конфликты с близкими и сочетаться законным браком.

В течение всех этих лет Алексей Толстой мысленно был рядом со своей избранницей и посвятил ей огромное количество стихов, по которым можно отследить, как развивался этот роман. Следует отметить, что первая встреча лишь пробудила взаимный интерес у будущих супругов, которые очень долго не решались переступить запретную черту. Толстой сомневался не только в собственных чувствах, но и не представлял себе, как будут развиваться его дальнейшие отношения с замужней женщиной.

ревновал и злился на самого себя, не хотел верить в возможное счастье и не желал полагаться на собственную интуицию. В одном он был убежден наверняка: эта женщина наполнила его жизнь новым смыслом. Эта мысль красной линией проходит через все стихотворение “Не ветер, вея с высоты…” , написанное в 1851 году.

Свою любовь поэт сравнивает с легким дуновением ветра, отмечая, что после того, как “моей души коснулась ты”, весь мир словно преобразился. Толстой даже не предполагал, насколько разнообразна палитра тех чувств, которые он испытывает к своей избраннице. Любовь заставляет его волноваться, тревожиться, ревновать и переживать каждый миг разлуки с особой остротой.

Свое внутреннее состояние поэт сравнивает с бурей, которая внезапно налетает и “сокрушительным набегом” уничтожает все то, что ему дорого. Однако автор прекрасно знает, что после снежной зимы наступает весна. Значит, и расставание с возлюбленной непременно приведет к новой встрече, которую Толстой ждет с таким нетерпением.

Автор признается, что голос любимой женщины “ласкает слух”, а ее прикосновения напоминают ему “от цветов летящий пух” и “майской ночи дуновенье”, которое дарит блаженное умиротворение и заставляет забыть о всех жизненных невзгодах.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МБОУ Климовская средняя общеобразовательная школа №1

Методическая разработка урока с элементами

Анализ стихотворения А.К.Толстого

Жевора Марина Васильевна

Цель проекта : анализируя каждую строку стихотворения, познакомиться с биографией и творчеством А.К.Толстого; интерпретация стихотворения.

Обучающие : научиться интерпретировать поэтический текст; дать возможность ученикам творчески подойти к тексту.

Развивающие : обогащение словарного запаса; овладение выразительными свойствами языка; умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Воспитательные : помочь ученикам осознать ценность совместной деятельности в группах; воспитание эстетического вкуса;

Сроки реализации проекта:

2-й урок - представление проекта.

Используется интерактивный метод работы в группе: кооперативное обучение.

Толстой всегда верен себе - и это главное.

Не надевая масок, он широко и щедро

дарит нам богатства своей души, а его

лира органически неспособна издавать

фальшивые звуки - слишком верный

камертон у сердца поэта. В такие лица

хочется вглядываться, с такими

личностями хочется общаться. И кажется,

что сам становишься лучше. Полезно,

Из статьи А.В.Федорова «Литературный портрет

На экране: Не ветер, вея с высоты,

Листов коснулся ночью лунной;

Моей души коснулась ты-

Она тревожна, как листы,

Она, как гусли многострунна.

Житейский вихрь ее терзал

И сокрушительным набегом,

Свистя и воя, струны рвал

И заносил холодным снегом.

Твоя же речь ласкает слух,

Твое легко прикосновенье,

Как от цветов летящий пух,

Как майской ночи дуновенье.

Н. Римский- Корсаков)

Обращение к классу:

Открывает творческую лабораторию 1 группа (поэтапное исследование по строкам стихотворения)

Направления в работе: биография А.К.Толстого; неординарность личности А.К.Толстого и С.А.Миллер (Бахметьевой); испытания в любви; переписка; свидетельства современников.

Моей души коснулась ты-

Она тревожна , как листы…

Результаты исследовательской работы группы:

Так отчего же все-таки тревожна душа автора?

Мы считаем, что тревога в душе писателя сохранялась до тех пор, пока влюбленным не удалось узаконить свои отношения. Этому мешали со стороны Толстого его мать, со стороны Софьи – муж. Какую нужно было иметь веру в любимого, какую волю, чтобы ждать 12 лет. Только сила духа и внутренняя независимость, только напряженная творческая работа над собой и невероятная любовь помогли выдержать эти испытания. О родстве душ Алексея Константиновича и Софьи Андреевны, об их гармоническом духовном единстве свидетельствует сохранившаяся переписка:

Но жена была не просто Музой. Она – постоянная помощница, строгий критик и даже редактор его произведений.

Кто знает, появился бы на свет Козьма Прутков, если бы не Софья Андреевна? Шуточные стихи, пародии и пьесы под коллективным псевдонимом Козьмы Пруткова А.Толстой сочинял вместе со своими двоюродными братьями Жемчужниковыми. Их горячей поклонницей была Софья Андреевна, обладавшая, кроме всех своих достоинств, еще и хорошим чувством юмора.

Наиболее счастливый и плодотворный период жизни четы Толстых связан с имением Пустынька. И.А.Гончаров, И.С.Тургенев, А.А.Фет, П.И.Чайковский называли Пустыньку монастырем, где граф Толстой поклонялся своему божеству - Софье Андреевне Миллер.

Когда в жизни Толстого началась череда болезней, Софья Андреевна старалась быть рядом с ним, за что он был бесконечно ей благодарен. Во время Крымской войны он заболел тифом, Софья, не таясь, приехала выхаживать его.

Представление проекта на 2 уроке в виде презентации

Работа 2 группы( раскрыть смысл одной строки стихотворения)

Направления в работе: особенности любовной лирики Толстого; особенности творчества поэта и писателя.

Результаты работы 2 группы:

И ничего в природе нет,

Что бы любовью не дышало…

Как мы видим, поэт считал и любовь, и природу проявлениями красоты духовного мира. Он удивительно точно сочетал пейзажную лирику с любовной. Согласно собственной теории поэта, внутренний мир человека и мир природы отражаются друг в друге и подчиняются только законам абсолютной любви. Поэтому в стихах, посвященных ей, почти вовсе нет бытовых деталей, эпизодов, по которым можно было бы восстановить подлинную историю их взаимоотношений, как это можно сделать по стихам Некрасова, Тютчева, Огарева. Лишь солнце, земля и ветер являются активным действенным началом в его произведениях.

С годами любовь в сердце Алексея Константиновича не угасала. Да, ее пламень стал спокойнее и ровнее, чем после первой встречи с незнакомкой, навсегда вошедшей в его жизнь:

Минула страсть, и пыл ее тревожный

Уже не мучит сердца моего,

Но разлюбить тебя мне невозможно!

Все, что не ты, - так суетно и ложно,

Все, что не ты, - бесцветно и мертво.

Она пережила мужа на 20 лет. Останки с ее телом поставили в склепе рядом с гробом поэта - такова была обоюдная воля обоих.

Любовь к русской культуре и истории, знание русского фольклора объясняли специфику его творчества: сочетание лирики и сатиры; фольклорные мотивы, широту и прямоту воззрений на судьбу Родины.

На 50-е годы 19 века приходится расцвет поэтического таланта Толстого. А в 60-е годы он уходит в отставку, много пишет в разных жанрах: лирика, баллады, былины, притчи,

исторические поэмы, исторические повести, охотничьи очерки. Переводит с английского, немецкого и французского.

Наиболее известные из них:

Представление проекта на 2 уроке: обзор творчества писателя, выставка книг, выразительное чтение наизусть стихотворений из любовной лирики (по выбору учащихся)

Работа 3 группы: интерпретация стихотворения ( в т.ч. использовать термины, данные в учебнике: психологический параллелизм, простое и развернутое сравнение, анафора, аллитерирование стиха, композиционная антитеза, недоговоренность финала)

Направления в работе группы: тема, идея, композиция, анализ изобразительно-выразительных средств, стихотворный размер, рифма, синтаксис, лексика

Результат работы группы:

В лирике А.К.Толстого нет тяжелых сомнений и усложненного философствования, здесь прямо и ясно выражены сильные чувства, а сама русская природа очерчена четкими линиями, дана в неяркой красе.

Стихотворение проникнуто романтическим пафосом, поэтому при чтении мы одновременно ощущаем и нежность, и тоску, и любование самым близким поэту человеком.

Стихотворение состоит из 13-ти строк, которые условно можно разделить на две части. Этот прием называется композиционной антитезой.

Твоя же речь ласкает слух,

Твое легко прикосновенье…

Стихотворение написано двусложным стихотворным размером (четырехстопным ямбом). Поэт использует перекрестную рифму с мужским и женским окончаниями. В стихотворении использованы бессоюзные сложные предложения и простое осложненное предложение.

Проанализировав стихотворение, мы можем сделать вывод ,что, по мысли Толстого, только любовь обладает божественной и созидающей силой.

Федоров А.В. Литературный портрет А.К.Толстого// Литература в школе.-2002.,№3, с.2

Н.Сухова. Чувство природы у А.Н.Майкова, А.К.Толстого и А.А.Фета// Литература в школе.- 1996.,№3,с.93

Читайте также: