Назовите главные функции учебно исследовательской деятельности в старшей школе
Обновлено: 04.07.2024
Функции исследовательской деятельности на разных ступенях. В дошкольном образовании и начальной школе – сохранение и развитие исследовательского поведения учащихся как средства развития способностей и навыков к учебной деятельности; в основной школе – развитие способности занимать исследовательскую позицию, самостоятельно ставить и достигать цели в учебной деятельности; в старшей школе – развитие исследовательской компетентности и предпрофессиональных навыков как основы профильного обучения. 22.
Исследовательская деятельность
Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов единомышленников во главе с управленцем, организатором учебно-воспитательного процесса и научного руководства развитием этой деятельности со стороны специалиста или научного учреждения. Этим педагогам потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение технологией проектирования и исследовательским методом.
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_soo_gotovyy.doc | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в старшей школе
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.
Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся
Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов единомышленников во главе с управленцем, организатором учебно-воспитательного процесса и научного руководства развитием этой деятельности со стороны специалиста или научного учреждения. Этим педагогам потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение технологией проектирования и исследовательским методом.
Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.
Требования к проектной и учебно-исследовательской деятельности (по тексту ФГОС ООО)
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы (п.10 ФГОС ООО)
Специфика проектной и исследовательской деятельности
Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определенными свойствами, и который необходим для конкретного использования.
В ходе исследования организуется поиск в какой-то области , формулируются отдельные характеристики итогов работы.
Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана . Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле.
Исследование может вывести на результаты, которые не предполагались. Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.
Направлен на формирование всего комплекса УУД.
Формируются прежде всего познавательные УУД.
Учебно-исследовательская деятельность предполагает:
- выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным для обучающихся решением,
- обеспечивает условия для развития ценностного, интеллектуального и творческого потенциала,
- является средством активизации, формирования интереса к изучаемому материалу,
- позволяет формировать предметные и общие умения, универсальные учебные действия.
Цели исследовательской деятельности
- приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности,
- развитие мышления,
- активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе
Значимость исследовательской деятельности обучающихся
- значимость проектирования исследования, как логической цепочки универсальных действий
вопрос – предположение – поиск аргументов -вывод
- развитие субъект-субъектных отношений
- влияние на повышение качества образования
- классификация задач по сложности
Необходимые в решении исследовательских задач умения
- умение видеть проблемы; умение задавать вопросы; умение выдвигать гипотезы; умение давать определение понятиям; умение классифицировать; умение наблюдать; умение проводить эксперименты; умение делать выводы и умозаключения; умение структурировать материал; умение доказывать и защищать свои идеи.
Этапы формирования исследовательских умений
- умение наблюдать; умение задавать вопросы; умение классифицировать; умение структурировать материал; умение делать выводы и умозаключения;
- умение видеть проблемы; умение проводить эксперименты; умение доказывать и защищать свои идеи;
- умение выдвигать гипотезы; умение давать определение понятиям.
Задания учащимся в процессе исследования
- Подумать самостоятельно, аргументировать свою точку зрения на основе личного опыта.
- Просмотреть книги и издания периодической печати по теме, обобщить.
- Спросить у других людей, систематизировать информацию.
- Просмотреть телематериалы / видеоматериалы и выделить проблему.
- Использовать Интернет для поиска информации и оценки её достоверности.
- Понаблюдать, выделить этапы процесса (явления).
- Сделать фотографии, зарисовки, модели.
- Провести эксперимент, дать характеристику последовательности действий.
- Подготовить отчет, проанализировать ход и качество выполнения работы.
Схема проведения исследования
1. Актуализация проблемы.
2. Определение сферы исследования.
3. Выбор темы исследования.
4. Выработка гипотезы.
5. Выявление и систематизация подходов к решению.
6. Определение последовательности проведения исследования.
7. Сбор и обработка информации.
8. Анализ и обобщение полученных материалов.
9. Подготовка отчета.
Подготовка к защите исследовательской работы
Организация проектной деятельности обучающихся
- Какая проблема вызовет интерес у учащихся?
- Какова степень свободы школьников при принятии решений?
- Какие результаты можно ожидать? Какой получим продукт?
- Сколько времени потребуется для выполнения проекта?
- Какие материалы потребуются для его реализации?
- Какие знания потребуются учащимся для выполнения проекта,
- каким умениям надо будет их научить?
- На каких этапах проекта сделать основной акцент с точки зрения формирования УУД?
- Есть ли необходимость промежуточного контроля? Когда и в какой форме он будет организован?
Планирование проектной деятельности учителем
- Включение проектной деятельности в рабочую программу по предмету
- Включение проектной деятельности в план воспитательной работы
- Включение проектной деятельности в программу внеурочной деятельности
Согласование в ОУ сроков и количества предлагаемых проектов
Составление календарного графика работы над проектами
Этапы организации непосредственной проектной деятельности школьников :
1. Выбор темы и задачи проекта.
2. Выдвижение первоначальных идей.
3. Выбор лучшей идеи.
4. Планирование проектного задания.
5. Непосредственное выполнение проекта.
6. Оценка его и защита.
Этап 1.
Выбор темы и задачи проекта
Задача на этапе выбора темы проекта
- выявить вопросы (проблемы) вызывающие интерес
- выявить потребности конкретных людей или отдельных групп - для кого будет подготовлен проект, как планируем его использовать
- Мой календарь погоды: наблюдение изменения основных элементов погоды
- Отражение природных особенностей в народном фольклоре …(страны)
- Родная природа в поэзии.
- По следам поисков капитана Гранта.
- О чем говорят названия европейских столиц.
- Исследование географических составляющих в названиях улиц района (Топонимика улиц).
- Демографичеcкий портрет школы на основе школьной переписи.
- Изучение географии продуктов питания, поставляемых в магазины в м/р школы
- География трудоустройства выпускников школы
- Сказки о минералах
- Атлас сказочных земель
- Правила поведения на природе. Памятка.
- Записки путешественника (сборник)
- Памятные знаки нашего района/Культурное наследие нашего района (картосхема для школьного музея)
- Создание экологической тропы в …
- Вологда во сне и наяву (видеофильм)
- Лирический словарик географии по описанию атмосферных процессов и явлений в литературе
- Проект создания туристического маршрута (по территории России)
Результат этапа - проектное задание
- название проекта;
- его функции (какие потребности человека будут удовлетворены);
- предполагаемый пользователь;
- результат (продукт) проекта.
Этап 2.
Выдвижение первоначальных идей
Идея проекта - понимание цели и пути её достижения
Этап 3. Выбор лучшей идеи
Задача учащихся – создать систему критериев оценки проекта и выбрать лучшую идею.
Задача учителя — помочь школьникам отобрать и оценить выдвинутые идеи на основе анализа критериев оценки проекта.
Научно-исследовательская деятельность обучающихся предполагает получение новых научных знаний, имеющих общекультурное значение, а в учебно-исследовательской деятельности школьники приобретают субъективно новые знания, являющиеся новыми и личностно значимыми для них.
В образовательном процессе устанавливается взаимосвязь деятельности учителя и обучающихся. Деятельность учителя изначально определяет характер обучения. Эффективность этого процесса зависит от умения учителя выбрать и использовать в образовательно процессе те методы, приемы и формы обучения, которые позволили бы максимально задействовать самостоятельную, познавательную активность школьников, пробудили в них желание самостоятельно добывать и применять необходимые знания. Учебно-исследовательская деятельность позволяет решить образовательные задачи на современном уровне.
Исследовательская деятельность обучающихся может рассматриваться как форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом в различных областях науки, техники и искусства. Как и любое научное исследование, исследовательская деятельность учащихся характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью, соблюдением основных этапов (постановка проблемы, ознакомление с литературой по данной проблематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, выводы).
В образовательном процессе школы исследовательская деятельность обучающихся реализует несколько взаимосвязанных функций:
- образовательную (расширение и актуализация знаний по различным учебным дисциплинам; развитие представлений о межпредметных связях; освоение информационных технологий и повышение уровня работы с разнообразными средствами коммуникации; закрепление общих и специальных научных понятий и категорий изучаемых дисциплин и пр.);
- развивающую (развитие познавательной активности, познавательного интереса, познавательной самостоятельности учеников, позиции исследователя, творческих способностей и т.д.);
- деятельностную (привлечение школьников к самостоятельной исследовательской деятельности; овладение современными методами поиска, обработки и использования научной информации; освоение исследовательского подхода к любому виду деятельности и пр.);
- стимулирующую (формирование установки на имманентность наличия исследовательских компетенций у будущего специалиста любой сферы деятельности) и т.д. Виды исследовательской деятельности обучающихся выделяются по критерию значимости ее результатов для личности.
Научно-исследовательская деятельность, как особый вид познавательной деятельности, направлена на получение новых объективных научных знаний. Такой вид деятельности может быть доступен отдельным школьником, поскольку приобретение действительно нового для науки знания в период школьного образования представляется маловероятным.
Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение обучающихся, развитие у них исследовательских компетенций. Основной функцией учебно-исследовательской деятельности является активизация познавательной деятельности школьников, развитие стремления к познанию и преобразованию себя и окружающей действительности по законам научного исследования.
Образовательная среда школы характеризуется высокой степенью ориентации на интеллектуальное развитие учащихся при сохранении гуманистических условий реализации образования. Воспитательные аспекты образовательных отношений органически сочетаются с целями учебной деятельностью и опытом исследовательского творчества педагогов и учащихся. Учебные, деловые и межличностные отношения сотрудников между собой и учащихся строятся на принципах сотрудничества, здоровой конкуренции, взаимопомощи. Основными факторами, влияющими на профессиональное развитие. Высокая оценка условий, способствующих профессиональному росту. Основными достижениями коллектива педагогов и учащихся школы в учебной, методической и исследовательской работе следует считать поддержку со стороны администрации, высокое качество подготовки учащихся за счёт широкой сети дополнительного образования, элективных курсов, технических средств обучения, признанные достижения отдельных педагогов в области учебно-программного обеспечения и научно-методического творчества.
Потенциалы и ресурсы развития научно-методической деятельности в школе связаны с развитием таких её сторон как: систематизация научно-методической работы, организационная и содержательная поддержка самообразовательной работы педагогов в овладении системой научно-методической деятельности, увеличение количества учителей, занятых педагогическим исследованием, расширением предметного пространства научно-методической работы за счёт осуществления интеграции знаний различных наук в единые проблемные исследования, привлечение большого числа учащихся к проведению научно-исследовательской работы не только в рамках изучения школьных предметов, но и в осуществлении оригинальных исследований, стимулирование участия учеников в исследовательской деятельности, максимальное использование потенциала работников высшей школы.
Одновременно в процессе работы происходит решением ряда проблем, что способствует изменению взгляда учителей психологически принять высокий интеллектуальный уровень детей, их право на собственное мнение; возникает сознание того, что залог успеха педагогического не в индивидуальном, а коллективном творчестве каждого; осознаётся невозможность сформировать исследовательскую культуру в рамках одного предмета, так как реализуется целостность видения мира.
У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.
При этом на различных уровнях образования и для различных видов образовательных учреждений исследовательская деятельность учащихся имеет свои специфические функции. Их можно охарактеризовать следующим образом:
- в дошкольном образовании и начальной школе – сохранение исследовательского поведения учащихся как средства развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности;
- в основной школе – развитие у учащихся способности занимать исследовательскую позицию, самостоятельно ставить и достигать цели в учебной деятельности на основе применения элементов исследовательской деятельности в рамках предметов учебного плана и системы дополнительного образования;
- в старшей школе – развитие исследовательской компетентности и предпрофессиональных навыков как основы профильного обучения;
- в дополнительном образовании – создания условий для развития способностей и склонностей обучающихся в соответствии с их специфическими потребностями в условиях гибких образовательных программ и индивидуального сопровождения;
- в профессиональном образовании – повышения культуры профессиональной проектной деятельности путем развития аналитических и прогностических способностей обучающихся средствами исследования.
-75%
Пути совершенствования работы библиотекаря образовательной организации в современных условиях
Читайте также:
- Почему на ваш взгляд в ссср так часто менялась конституция страны кратко
- Чем занимался заседавший на агоре совет пятисот кратко ответ
- Почему любые акты терроризма являются преступлениями не имеющими оправдания обж 10 класс кратко
- Игра что происходит в природе в детском саду
- Что такое форматирование текстового документа ответ кратко