Назовите главные функции учебно исследовательской деятельности в старшей школе

Обновлено: 04.07.2024

Функции исследовательской деятельности на разных ступенях. В дошкольном образовании и начальной школе – сохранение и развитие исследовательского поведения учащихся как средства развития способностей и навыков к учебной деятельности; в основной школе – развитие способности занимать исследовательскую позицию, самостоятельно ставить и достигать цели в учебной деятельности; в старшей школе – развитие исследовательской компетентности и предпрофессиональных навыков как основы профильного обучения. 22.

Исследовательская деятельность

Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов единомышленников во главе с управленцем, организатором учебно-воспитательного процесса и научного руководства развитием этой деятельности со стороны специалиста или научного учреждения. Этим педагогам потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение технологией проектирования и исследовательским методом.

ВложениеРазмер
fgos_soo_gotovyy.doc 125 КБ

Предварительный просмотр:

Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в старшей школе

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся

Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов единомышленников во главе с управленцем, организатором учебно-воспитательного процесса и научного руководства развитием этой деятельности со стороны специалиста или научного учреждения. Этим педагогам потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение технологией проектирования и исследовательским методом.

Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.

Требования к проектной и учебно-исследовательской деятельности (по тексту ФГОС ООО)

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы (п.10 ФГОС ООО)

Специфика проектной и исследовательской деятельности

Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определенными свойствами, и который необходим для конкретного использования.

В ходе исследования организуется поиск в какой-то области , формулируются отдельные характеристики итогов работы.

Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана . Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле.

Исследование может вывести на результаты, которые не предполагались. Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.

Направлен на формирование всего комплекса УУД.

Формируются прежде всего познавательные УУД.

Учебно-исследовательская деятельность предполагает:

  • выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным для обучающихся решением,
  • обеспечивает условия для развития ценностного, интеллектуального и творческого потенциала,
  • является средством активизации, формирования интереса к изучаемому материалу,
  • позволяет формировать предметные и общие умения, универсальные учебные действия.

Цели исследовательской деятельности

  • приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности,
  • развитие мышления,
  • активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе

Значимость исследовательской деятельности обучающихся

  • значимость проектирования исследования, как логической цепочки универсальных действий

вопрос – предположение – поиск аргументов -вывод

  • развитие субъект-субъектных отношений
  • влияние на повышение качества образования
  • классификация задач по сложности

Необходимые в решении исследовательских задач умения

  • умение видеть проблемы; умение задавать вопросы; умение выдвигать гипотезы; умение давать определение понятиям; умение классифицировать; умение наблюдать; умение проводить эксперименты; умение делать выводы и умозаключения; умение структурировать материал; умение доказывать и защищать свои идеи.

Этапы формирования исследовательских умений

  • умение наблюдать; умение задавать вопросы; умение классифицировать; умение структурировать материал; умение делать выводы и умозаключения;
  • умение видеть проблемы; умение проводить эксперименты; умение доказывать и защищать свои идеи;
  • умение выдвигать гипотезы; умение давать определение понятиям.

Задания учащимся в процессе исследования

  • Подумать самостоятельно, аргументировать свою точку зрения на основе личного опыта.
  • Просмотреть книги и издания периодической печати по теме, обобщить.
  • Спросить у других людей, систематизировать информацию.
  • Просмотреть телематериалы / видеоматериалы и выделить проблему.
  • Использовать Интернет для поиска информации и оценки её достоверности.
  • Понаблюдать, выделить этапы процесса (явления).
  • Сделать фотографии, зарисовки, модели.
  • Провести эксперимент, дать характеристику последовательности действий.
  • Подготовить отчет, проанализировать ход и качество выполнения работы.

Схема проведения исследования

1. Актуализация проблемы.

2. Определение сферы исследования.

3. Выбор темы исследования.

4. Выработка гипотезы.

5. Выявление и систематизация подходов к решению.

6. Определение последовательности проведения исследования.

7. Сбор и обработка информации.

8. Анализ и обобщение полученных материалов.

9. Подготовка отчета.

Подготовка к защите исследовательской работы

Организация проектной деятельности обучающихся

  1. Какая проблема вызовет интерес у учащихся?
  2. Какова степень свободы школьников при принятии решений?
  3. Какие результаты можно ожидать? Какой получим продукт?
  4. Сколько времени потребуется для выполнения проекта?
  5. Какие материалы потребуются для его реализации?
  6. Какие знания потребуются учащимся для выполнения проекта,
  7. каким умениям надо будет их научить?
  8. На каких этапах проекта сделать основной акцент с точки зрения формирования УУД?
  9. Есть ли необходимость промежуточного контроля? Когда и в какой форме он будет организован?

Планирование проектной деятельности учителем

  • Включение проектной деятельности в рабочую программу по предмету
  • Включение проектной деятельности в план воспитательной работы
  • Включение проектной деятельности в программу внеурочной деятельности

Согласование в ОУ сроков и количества предлагаемых проектов

Составление календарного графика работы над проектами

Этапы организации непосредственной проектной деятельности школьников :

1. Выбор темы и задачи проекта.

2. Выдвижение первоначальных идей.

3. Выбор лучшей идеи.

4. Планирование проектного задания.

5. Непосредственное выполнение проекта.

6. Оценка его и защита.

Этап 1.
Выбор темы и задачи проекта

Задача на этапе выбора темы проекта

  • выявить вопросы (проблемы) вызывающие интерес
  • выявить потребности конкретных людей или отдельных групп - для кого будет подготовлен проект, как планируем его использовать
  • Мой календарь погоды: наблюдение изменения основных элементов погоды
  • Отражение природных особенностей в народном фольклоре …(страны)
  • Родная природа в поэзии.
  • По следам поисков капитана Гранта.
  • О чем говорят названия европейских столиц.
  • Исследование географических составляющих в названиях улиц района (Топонимика улиц).
  • Демографичеcкий портрет школы на основе школьной переписи.
  • Изучение географии продуктов питания, поставляемых в магазины в м/р школы
  • География трудоустройства выпускников школы
  • Сказки о минералах
  • Атлас сказочных земель
  • Правила поведения на природе. Памятка.
  • Записки путешественника (сборник)
  • Памятные знаки нашего района/Культурное наследие нашего района (картосхема для школьного музея)
  • Создание экологической тропы в …
  • Вологда во сне и наяву (видеофильм)
  • Лирический словарик географии по описанию атмосферных процессов и явлений в литературе
  • Проект создания туристического маршрута (по территории России)

Результат этапа - проектное задание

  • название проекта;
  • его функции (какие потребности человека будут удовлетворены);
  • предполагаемый пользователь;
  • результат (продукт) проекта.

Этап 2.
Выдвижение первоначальных идей

Идея проекта - понимание цели и пути её достижения

Этап 3. Выбор лучшей идеи

Задача учащихся – создать систему критериев оценки проекта и выбрать лучшую идею.

Задача учителя — помочь школьникам отобрать и оценить выдвинутые идеи на основе анализа критериев оценки проекта.

Научно-исследовательская деятельность обучающихся предполагает получение новых научных знаний, имеющих общекультурное значение, а в учебно-исследовательской деятельности школьники приобретают субъективно новые знания, являющиеся новыми и личностно значимыми для них.

В образовательном процессе устанавливается взаимосвязь деятельности учителя и обучающихся. Деятельность учителя изначально определяет характер обучения. Эффективность этого процесса зависит от умения учителя выбрать и использовать в образовательно процессе те методы, приемы и формы обучения, которые позволили бы максимально задействовать самостоятельную, познавательную активность школьников, пробудили в них желание самостоятельно добывать и применять необходимые знания. Учебно-исследовательская деятельность позволяет решить образовательные задачи на современном уровне.

Исследовательская деятельность обучающихся может рассматриваться как форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом в различных областях науки, техники и искусства. Как и любое научное исследование, исследовательская деятельность учащихся характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью, соблюдением основных этапов (постановка проблемы, ознакомление с литературой по данной проблематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, выводы).

В образовательном процессе школы исследовательская деятельность обучающихся реализует несколько взаимосвязанных функций:

  1. образовательную (расширение и актуализация знаний по различным учебным дисциплинам; развитие представлений о межпредметных связях; освоение информационных технологий и повышение уровня работы с разнообразными средствами коммуникации; закрепление общих и специальных научных понятий и категорий изучаемых дисциплин и пр.);
  2. развивающую (развитие познавательной активности, познавательного интереса, познавательной самостоятельности учеников, позиции исследователя, творческих способностей и т.д.);
  3. деятельностную (привлечение школьников к самостоятельной исследовательской деятельности; овладение современными методами поиска, обработки и использования научной информации; освоение исследовательского подхода к любому виду деятельности и пр.);
  4. стимулирующую (формирование установки на имманентность наличия исследовательских компетенций у будущего специалиста любой сферы деятельности) и т.д. Виды исследовательской деятельности обучающихся выделяются по критерию значимости ее результатов для личности.

Научно-исследовательская деятельность, как особый вид познавательной деятельности, направлена на получение новых объективных научных знаний. Такой вид деятельности может быть доступен отдельным школьником, поскольку приобретение действительно нового для науки знания в период школьного образования представляется маловероятным.

Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение обучающихся, развитие у них исследовательских компетенций. Основной функцией учебно-исследовательской деятельности является активизация познавательной деятельности школьников, развитие стремления к познанию и преобразованию себя и окружающей действительности по законам научного исследования.

Образовательная среда школы характеризуется высокой степенью ориентации на интеллектуальное развитие учащихся при сохранении гуманистических условий реализации образования. Воспитательные аспекты образовательных отношений органически сочетаются с целями учебной деятельностью и опытом исследовательского творчества педагогов и учащихся. Учебные, деловые и межличностные отношения сотрудников между собой и учащихся строятся на принципах сотрудничества, здоровой конкуренции, взаимопомощи. Основными факторами, влияющими на профессиональное развитие. Высокая оценка условий, способствующих профессиональному росту. Основными достижениями коллектива педагогов и учащихся школы в учебной, методической и исследовательской работе следует считать поддержку со стороны администрации, высокое качество подготовки учащихся за счёт широкой сети дополнительного образования, элективных курсов, технических средств обучения, признанные достижения отдельных педагогов в области учебно-программного обеспечения и научно-методического творчества.

Потенциалы и ресурсы развития научно-методической деятельности в школе связаны с развитием таких её сторон как: систематизация научно-методической работы, организационная и содержательная поддержка самообразовательной работы педагогов в овладении системой научно-методической деятельности, увеличение количества учителей, занятых педагогическим исследованием, расширением предметного пространства научно-методической работы за счёт осуществления интеграции знаний различных наук в единые проблемные исследования, привлечение большого числа учащихся к проведению научно-исследовательской работы не только в рамках изучения школьных предметов, но и в осуществлении оригинальных исследований, стимулирование участия учеников в исследовательской деятельности, максимальное использование потенциала работников высшей школы.

Одновременно в процессе работы происходит решением ряда проблем, что способствует изменению взгляда учителей психологически принять высокий интеллектуальный уровень детей, их право на собственное мнение; возникает сознание того, что залог успеха педагогического не в индивидуальном, а коллективном творчестве каждого; осознаётся невозможность сформировать исследовательскую культуру в рамках одного предмета, так как реализуется целостность видения мира.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Нажмите, чтобы узнать подробности

При этом на различных уровнях образования и для различных видов образовательных учреждений исследовательская деятельность учащихся имеет свои специфические функции. Их можно охарактеризовать следующим образом:

  • в дошкольном образовании и начальной школе – сохранение исследовательского поведения учащихся как средства развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности;
  • в основной школе – развитие у учащихся способности занимать исследовательскую позицию, самостоятельно ставить и достигать цели в учебной деятельности на основе применения элементов исследовательской деятельности в рамках предметов учебного плана и системы дополнительного образования;
  • в старшей школе – развитие исследовательской компетентности и предпрофессиональных навыков как основы профильного обучения;
  • в дополнительном образовании – создания условий для развития способностей и склонностей обучающихся в соответствии с их специфическими потребностями в условиях гибких образовательных программ и индивидуального сопровождения;
  • в профессиональном образовании – повышения культуры профессиональной проектной деятельности путем развития аналитических и прогностических способностей обучающихся средствами исследования.


-75%

Пути совершенствования работы библиотекаря образовательной организации в современных условиях

Читайте также: