Назовите главные функции учебно исследовательской деятельности в старшей школе в спо

Обновлено: 05.07.2024

Научно-исследовательская деятельность обучающихся предполагает получение новых научных знаний, имеющих общекультурное значение, а в учебно-исследовательской деятельности школьники приобретают субъективно новые знания, являющиеся новыми и личностно значимыми для них.

В образовательном процессе устанавливается взаимосвязь деятельности учителя и обучающихся. Деятельность учителя изначально определяет характер обучения. Эффективность этого процесса зависит от умения учителя выбрать и использовать в образовательно процессе те методы, приемы и формы обучения, которые позволили бы максимально задействовать самостоятельную, познавательную активность школьников, пробудили в них желание самостоятельно добывать и применять необходимые знания. Учебно-исследовательская деятельность позволяет решить образовательные задачи на современном уровне.

Исследовательская деятельность обучающихся может рассматриваться как форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом в различных областях науки, техники и искусства. Как и любое научное исследование, исследовательская деятельность учащихся характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью, соблюдением основных этапов (постановка проблемы, ознакомление с литературой по данной проблематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, выводы).

В образовательном процессе школы исследовательская деятельность обучающихся реализует несколько взаимосвязанных функций:

  1. образовательную (расширение и актуализация знаний по различным учебным дисциплинам; развитие представлений о межпредметных связях; освоение информационных технологий и повышение уровня работы с разнообразными средствами коммуникации; закрепление общих и специальных научных понятий и категорий изучаемых дисциплин и пр.);
  2. развивающую (развитие познавательной активности, познавательного интереса, познавательной самостоятельности учеников, позиции исследователя, творческих способностей и т.д.);
  3. деятельностную (привлечение школьников к самостоятельной исследовательской деятельности; овладение современными методами поиска, обработки и использования научной информации; освоение исследовательского подхода к любому виду деятельности и пр.);
  4. стимулирующую (формирование установки на имманентность наличия исследовательских компетенций у будущего специалиста любой сферы деятельности) и т.д. Виды исследовательской деятельности обучающихся выделяются по критерию значимости ее результатов для личности.

Научно-исследовательская деятельность, как особый вид познавательной деятельности, направлена на получение новых объективных научных знаний. Такой вид деятельности может быть доступен отдельным школьником, поскольку приобретение действительно нового для науки знания в период школьного образования представляется маловероятным.

Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение обучающихся, развитие у них исследовательских компетенций. Основной функцией учебно-исследовательской деятельности является активизация познавательной деятельности школьников, развитие стремления к познанию и преобразованию себя и окружающей действительности по законам научного исследования.

Образовательная среда школы характеризуется высокой степенью ориентации на интеллектуальное развитие учащихся при сохранении гуманистических условий реализации образования. Воспитательные аспекты образовательных отношений органически сочетаются с целями учебной деятельностью и опытом исследовательского творчества педагогов и учащихся. Учебные, деловые и межличностные отношения сотрудников между собой и учащихся строятся на принципах сотрудничества, здоровой конкуренции, взаимопомощи. Основными факторами, влияющими на профессиональное развитие. Высокая оценка условий, способствующих профессиональному росту. Основными достижениями коллектива педагогов и учащихся школы в учебной, методической и исследовательской работе следует считать поддержку со стороны администрации, высокое качество подготовки учащихся за счёт широкой сети дополнительного образования, элективных курсов, технических средств обучения, признанные достижения отдельных педагогов в области учебно-программного обеспечения и научно-методического творчества.

Потенциалы и ресурсы развития научно-методической деятельности в школе связаны с развитием таких её сторон как: систематизация научно-методической работы, организационная и содержательная поддержка самообразовательной работы педагогов в овладении системой научно-методической деятельности, увеличение количества учителей, занятых педагогическим исследованием, расширением предметного пространства научно-методической работы за счёт осуществления интеграции знаний различных наук в единые проблемные исследования, привлечение большого числа учащихся к проведению научно-исследовательской работы не только в рамках изучения школьных предметов, но и в осуществлении оригинальных исследований, стимулирование участия учеников в исследовательской деятельности, максимальное использование потенциала работников высшей школы.

Одновременно в процессе работы происходит решением ряда проблем, что способствует изменению взгляда учителей психологически принять высокий интеллектуальный уровень детей, их право на собственное мнение; возникает сознание того, что залог успеха педагогического не в индивидуальном, а коллективном творчестве каждого; осознаётся невозможность сформировать исследовательскую культуру в рамках одного предмета, так как реализуется целостность видения мира.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Крамаренко А.В.

Автором предложена методика организации и проведения исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях системы СПО.

The author considers the organization and carrying out of research activity trained in educational institutions of system of average vocational trainin

Главным результатом осуществления студентами исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий истину по итогам процедуры исследования и представляемый в стандартном виде (доклад, проект, исследовательская работа, электронная презентация), а также формирование и воспитание личности, владеющей исследовательской технологией на уровне компетентности.

Внедрение исследовательского деятельности в образовательный процесс учебного заведения способствует развитию и формированию личностного роста студентов, и формированию таких качественных интеллектуальных характеристик как:

стремление к творческой деятельности при выполнении индивидуальных и коллективных учебных заданий,

стремление и умение студента мыслить самостоятельно,

умение ориентироваться в новой для себя ситуации, находить свой подход к решению проблемы и способам добывания знаний,

умение критически оценивать суждения других,

развитие умения аргументировать свою точку зрения, формулировать и ясно излагать мысли,

умение выделять главные и второстепенные причины возникновения противоречивых ситуаций,

умение систематизировать и обобщать материал и знания.

Исследовательская деятельность – это вид самостоятельной активной аналитической деятельности студентов по систематизированному изучению какого-либо вопроса или практически актуальной проблемы, выходящей за рамки учебного процесса.

При проведении исследования работа обучающихся должна строится по логике проведения классического научного исследования, с использованием всех методов и приемов, характерных для деятельности ученых.

Организация проведения в учебном заведении системы СПО исследовательской деятельности имеет цели:

активизировать познавательный интерес студентов;

развить их способности к самостоятельной мыслительной и аналитической деятельности;

активизировать интеллектуальный потенциал каждого студента.

Общими задачами исследовательского метода обучения являются повышение уровня мотивации к обучению, расширение представлений о науке с помощью внутрипредметных и межпредметных связей, расширение общего кругозора студентов, раскрытие их творческого потенциала.

А также задачи исследовательского метода обучения:

научить студентов:

подходить к теоретическому материалу с позиции исследователя.

искать, находить и пользоваться нормативной, учебной, монографической литературой, материалами практик, статистическими данными, анкетами (при необходимости составлять их самостоятельно), ресурсами Интернет для добывания необходимых знаний.

получать собственный экспериментальный материал,

выбирать тему исследования значимую как для себя, так и для учебного заведения, группы людей, отдельного региона или даже страны.

чувство уверенности в себе,

толерантность при диалоге с оппонентами,

выработать умение:

выделять, анализировать и критически оценивать ведущие идей исследования,

определять области практического применения полученных знаний,

обобщать, описывать и литературно оформлять полученные в ходе исследования результаты,

творческого подхода к решению задач, сложных, проблемных ситуаций,

по окончании исследовательской работы формулировать выводы и рекомендаций,

грамотно излагать и обосновывать результаты поисков и своих наблюдений.

закрепить умение:

работать с компьютерными программами : Movie maker, Power Point, Microsoft Word, Microsoft Ex с el, Microsoft Paint.

выступить публично, донести до слушателей свою точку зрения, обосновать ее, провести полемику, заинтересовать аудиторию, убедить в пользе и весомости свои идей.

Включение исследовательской деятельности обучающихся в учебный процесс среднего профессионального образовательного учреждения предлагается как классно- урочная система и дополнительного образования с приоритетом именно дополнительного образования, в условиях которого нет жёстких рамок программы и времени, отведенного на освоение каждого раздела и темы, а есть свобода выбора тематики, проблематики, содержания исследования и времени для его проведения.

Исследовательская деятельность является технологией именно дополнительного образования, поскольку имеет два обязательных для дополнительного образования признака:

гибкую образовательную программу, выстраиваемую в соответствии со спецификой выполняемой задачи, склонностями и способностями конкретного студента;

наличие возможности индивидуальных форм работы преподавателя со студентами: групповые, индивидуальные занятия, консультации, выездные мероприятия, семинары и конференции.

В зависимости от количества участвующих в исследовательской деятельности человек, работа над одним исследованием может проводиться:

студентом индивидуально – это эффективно с точки зрения организации самостоятельной поисковой деятельности, учета его личных интересов, предоставления возможности реализовать свой творческий потенциал, потребность в достижении успеха и самоутверждении.

в парах или группах – такая форма работы обладает меньшими развивающими возможностями по отношению к каждому участнику, но она хороша вначале исследовательской деятельности, когда отдельные студенты испытывают чувство неуверенности. Формируя группу, нужно учитывать индивидуальные особенности каждого при распределении их обязанностей, а также совместная работа научит молодых людей кооперировать свои усилия в процессе со вместного решения сложных творческих задач, поможет овладеть искусством коммуникации и делового сотрудничества.

Также над одной и той же темой одновременно могут работать независимо друг от друга несколько студентов или несколько групп студентов. Это создаст атмосферу здоровой конкуренции, в которой более увлеченно студенты будут подбирать и изучать материал по теме, проводить исследование, анализировать и систематизировать результаты поиска и с удовольствием представлять проекты своим оппонентам. Их опыт сыграет важную роль при оценке других работ, т.к. они будут владеть полной информацией по теме.

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

Преподавателю необходимо обеспечить заинтересованность обучающихся в работе над исследованием — мотивацию, которая будет служить незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности.

Сам процесс исследования позволяет преподавателю вместе с обучающимися вновь и вновь переживать вдохновение творчества, превращая образовательное пространство в результативную созидательную среду.

Для формирования и развития мотивации студентов к исследовательской деятельности, преподаватель может:

на старте педагогически грамотно сделать погружение в исследование, заинтересовать проблемой, стремлением решить её, выработать конкретные рекомендации,

привлекательно представить перспективу практической и социальной пользы работы,

используя стремление к самореализации, соревнованию, создать у обучающихся максимум положительных эмоций, связанных с исследовательской деятельностью (радость, удивление, любопытство, симпатию, успех),

повысить учебную активность студентов, культивируя и формируя у обучающихся веру в себя, уверенность в своих силах,

настраивать студентов на свободно-творческий поиск и проявление интуиции,

стимулировать стремление к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения в сочетании с ответственностью за принятые решения.

В свою очередь преподавателю необходимо:

проявлять терпимость к ошибкам участников исследовательской деятельности, допускаемых ими при попытках найти собственное решение,

проявлять терпимость к неумению студентов сформулировать, обосновать и (или) защитить свою позицию; вести доброжелательное общение,

с вниманием и поощрением относятся к мыслям, гипотезам, высказываемым обучающимися.

Для осуществления указанных функций преподаватель должен:

глубоко знать свой предмет, регулярно читать новейшую специальную, методическую, на учную литературу, продуцировать большое количество идей,

свободно ориентироваться в новостях науки, проявлять к ним постоянный интерес,

владеть индивидуальной тактикой педагогической деятельности, которая будет стимулировать студентов открыто выражать собственные идеи, мысли, предположения,

быть разносторонне развитой, эрудированной личностью с широким кругозором, открытой к новому опыту,

стремиться к самореализации, к поиску опережающих время новых решений научных и педагогических задач, отличаться рационализаторским подходом к работе,

владеть разными способами, в том числе и неординарными, исследования сложных ситуаций, познания и освоения окружающего мира, знакомить студентов с ними,

уметь правильно распределять учебное время,

знать приемы управления собой и методы воздействия на студентов.

Итак, этапами выполнения исследовательской работы являются:

определение темы исследования:

При выборе и определении темы большое значение имеет её социальная, культурная, экологическая, экономическая и т.п. значимость. В процессе работы обучающихся над темой, преподавателю желательно организовать посещение ими экскурсий, социальных акций, проводить консультации, помогать в проведении серьезной работы с различными источниками информации.

В исследовательской работе можно попытаться разрешить возникшие противоречия, докопаться до истины. Вот наиболее распространенные противоречия, с помощью которых можно определиться с темой исследования:

формулировка цели исследования, определение объекта, предмета, постановка задач. Цель – это конечный результат, который студент хочет достичь в процессе исследования.

Формулирование задач – ответственная процедура, т.к. та или иная их постановка обяжет к соответствующему этой постановки конструированию всех последующих разделов (параграфов) исследовательской работы.

Важно помнить, что задачи исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся — интерес к работе и посильность во многом определяют успех. При этом участники проводимого исследования не должны замыкаться личностными интересами, а должны учиться видеть проблемы и интересы окружающих.

Объект исследования – конкретный фрагмент реальности, где существует проблема, которая подвергнется непосредственному исследованию. Определение объекта происходит на основе формулировки темы, анализа и степени ее изученности, поставленной цели и задач исследования.

От определения объекта исследования будет зависеть выбор методов сбора информации. Предмет исследования – это наиболее существенные свойства изучаемого объекта, анализ которых особенно значим для решения задач исследования.

формулировка гипотез.

Студенты с помощью преподавателя должны сформулировать гипотезу исследования, которая в дальнейшем послужит им ориентиром в поиске необходимой информации. Гипотез может быть несколько.

Гипотеза исследования – это предположение, истинность которого нужно либо доказать, либо опровергнуть. Чем больше гипотез и чем точнее они соответствуют задачам, тем богаче будет исследование.

определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез.

Методы учебного исследования разделяют на общие и специальные. Общие методы должны использоваться на всем протяжении исследовательского процесса и в самых различных по предмету науках. Специальные методы - в определенных областях научного знания (например, истории, математики).

Общие методы научного познания делят на три большие группы:

методы эмпирического исследования;

методы теоретико-эмпирического исследования;

методы теоретического исследования. Методы эмпирического исследования:

Подходы могут быть различными:

можно предоставить всем группам возможность сбора информации по всем гипотезам, чтобы в дальнейшем ее интегрировать и собрать наиболее убедительные доказательства. Обычно это делается в тех случаях, когда предмет исследования не столь объемен, но требует тщательности отбора данных, их сопоставления;

можно каждой группе студентов дать задание найти доказательства в подтверждение только одной из выдвинутых гипотез.

сбор информации и изучение теории, посвященной теме исследования.

На этом этапе обучающиеся будут проводить самостоятельную работу или работать в малых группах. Их задачи:

Когда студенты, работающие над исследованием, представляют собранные данные, группа должна проанализировать их с точки зрения достоверности, достаточности и доказательных возможностей. Хорошо, если группа обучающихся и преподаватель по представленным материалам будут задавать автору исследования вопросы. Это позволит ему с разных сторон взглянуть на изучаемую проблему, тем самым глубже вникнуть, а впоследствии разработать её, увидеть существующие пробелы в разработке исследуемого вопроса.

составление развернутого плана исследования.

Составление плана - важный этап работы и относиться к нему нужно со всей серьезностью.

обработка результатов исследования, их обсуждение.

В работе не всегда требуется излагать все полученные данные, поэтому из собранного и изученного материала нужно отобрать только существенный. Обрабатывая отобранные результаты, необходимо обратить внимание на то, чтобы они были сопоставлены друг с другом и с литературными источниками.

Для обработки собранных данных лучше использовать различные способы (например, статистические данные удобно обрабатывать с помощью электронных таблиц, построения диаграмм, определять зависимости - с помощью занесения тезисов в отдельную тетрадь и их сопоставления и пр.).

проверка гипотез.

Если представленные данные удовлетворили группу и педагога-руководителя, то наступает следующий этап исследования - проверка выдвинутых гипотез. Проблема и гипотезы вновь представляются всей группе обучающихся. Они помогут отобрать лишь те гипотезы, которые имеют достаточно доказательных данных в ее подтверждение. В некоторых случаях, например, в исследованиях естественнонаучного направления, для доказательности выдвинутых гипотез только теоретических данных недостаточно, и требуется экспериментальная их проверка, возможно многократная.

подготовка обобщений и выводов .

Выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезам исследования, являться ответом на вопросы, поставленные в них.

оформление исследовательской работы.

После получения результатов проведенного исследования, их нужно оформить для дальнейшего представления.

представление работы.

Видами представления выполненной работы могут быть: статья в стенгазету учебного заведения, на Интернет-сайте, в иную газету, журнал; представление работы на конференции, организованной в учебной группе, учебном заведении, конференции регионального, государственного или международного уровня, на сетевой конференции, создание видеофильма, электронной презентации и пр.).

Любое исследование, неважно, в какой области наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью работы к исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

На начальной фазе осуществления исследовательской деятельности положительной оценки достоин любой уровень достигнутых студентами результатов. А затем, по мере приобщения, приобретения опыта и улучшения качества работы, требования нужно повышать.

Часто в условиях конференций и конкурсов можно встретить требования практической значимости, применимости выводов исследования. В связи с этим, данный вид деятельности называют научно-исследовательским, но деятельность, осуществляемая студентами СПО, особенно на первых этапах, существенно отличается от научной, являясь, скорее, учебно- исследовательской. Поэтому руководитель студенческой исследовательской работы и организаторы подобных конференций должны сместить цели работы над исследованием к личностному развитию обучающихся.

Основной задачей в науке является получение объективно нового результата, который не был известен ранее. А в учебном исследовании главным должно быть:

развитие личности обучающегося, получение им субъективно новых знаний, т.е. являющихся новыми и значимыми для него,

приобретение функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности,

активизация личностной позиции обучающегося.

Это означает, что исследовательская работа студента может не иметь большой практической или теоретической значимости, но она достойна высокой оценки, если обучающийся, выполняя её, значительно вырос по сравнению с собой вчерашним, со своими сокурсниками, освоил методику поиска, подбора и анализа информации, приобрел способность самостоятельно делать выводы и умозаключения на основании изученного.

И при оценки исследовательской работы выполненной студентом (группой студентов), необходимо обращать внимание именно на эти аспекты. А также критериями оценки проведенного исследования могут быть:

при очном туре (защите, презентации исследовательской работы):

знание научных понятий, терминологии по теме,

логика изложения материала, убедительность рассуждений,

использование знаний вне программы, изучаемой в колледже, исследовательский, творческий характер работы, оригинальность и ценность представляемого материала,

наглядность представления результатов работы, творческий подход в подготовке презентации,

оригинальность предложенных выводов, идей, общественно полезная направленность исследования, прикладное значение полученных результатов,

эрудированность автора при ответах на вопросы,

уровень владения ораторским искусством, коммуникативная культура.

Исследовательская деятельность студента должна стать важнейшим средством, обеспечивающим его развитие и совершенствование. В связи с этим в учебном заведении необходимо создавать условия для исследований различных направлений науки, позволяющих качественно изменить характер учебного процесса.

Преподаватель в этой связи призван являться координатором деятельности студентов, связующим звеном между ними и культурой, обеспечивающим вхождение студента в культуру и самоопределение.

Автор надеется, что данные методические рекомендации помогут преподавателям и студентам приобщиться к исследовательской методике обучения и в результате развить свое мышление, прибрести устойчивую способность поиска, анализа информации и творческого использования приобретенных знаний.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, форма организации проведения исследования, этапы выполнения исследовательской работы, критерии оценки исследовательских работ.

Keywords: research activity, the form of the organisation of carrying out of research, stages of performance of research work, criteria of an estimation of research works.

Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов единомышленников во главе с управленцем, организатором учебно-воспитательного процесса и научного руководства развитием этой деятельности со стороны специалиста или научного учреждения. Этим педагогам потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение технологией проектирования и исследовательским методом.

ВложениеРазмер
fgos_soo_gotovyy.doc 125 КБ

Предварительный просмотр:

Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в старшей школе

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся

Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов единомышленников во главе с управленцем, организатором учебно-воспитательного процесса и научного руководства развитием этой деятельности со стороны специалиста или научного учреждения. Этим педагогам потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение технологией проектирования и исследовательским методом.

Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.

Требования к проектной и учебно-исследовательской деятельности (по тексту ФГОС ООО)

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы (п.10 ФГОС ООО)

Специфика проектной и исследовательской деятельности

Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определенными свойствами, и который необходим для конкретного использования.

В ходе исследования организуется поиск в какой-то области , формулируются отдельные характеристики итогов работы.

Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана . Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле.

Исследование может вывести на результаты, которые не предполагались. Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.

Направлен на формирование всего комплекса УУД.

Формируются прежде всего познавательные УУД.

Учебно-исследовательская деятельность предполагает:

  • выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным для обучающихся решением,
  • обеспечивает условия для развития ценностного, интеллектуального и творческого потенциала,
  • является средством активизации, формирования интереса к изучаемому материалу,
  • позволяет формировать предметные и общие умения, универсальные учебные действия.

Цели исследовательской деятельности

  • приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности,
  • развитие мышления,
  • активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе

Значимость исследовательской деятельности обучающихся

  • значимость проектирования исследования, как логической цепочки универсальных действий

вопрос – предположение – поиск аргументов -вывод

  • развитие субъект-субъектных отношений
  • влияние на повышение качества образования
  • классификация задач по сложности

Необходимые в решении исследовательских задач умения

  • умение видеть проблемы; умение задавать вопросы; умение выдвигать гипотезы; умение давать определение понятиям; умение классифицировать; умение наблюдать; умение проводить эксперименты; умение делать выводы и умозаключения; умение структурировать материал; умение доказывать и защищать свои идеи.

Этапы формирования исследовательских умений

  • умение наблюдать; умение задавать вопросы; умение классифицировать; умение структурировать материал; умение делать выводы и умозаключения;
  • умение видеть проблемы; умение проводить эксперименты; умение доказывать и защищать свои идеи;
  • умение выдвигать гипотезы; умение давать определение понятиям.

Задания учащимся в процессе исследования

  • Подумать самостоятельно, аргументировать свою точку зрения на основе личного опыта.
  • Просмотреть книги и издания периодической печати по теме, обобщить.
  • Спросить у других людей, систематизировать информацию.
  • Просмотреть телематериалы / видеоматериалы и выделить проблему.
  • Использовать Интернет для поиска информации и оценки её достоверности.
  • Понаблюдать, выделить этапы процесса (явления).
  • Сделать фотографии, зарисовки, модели.
  • Провести эксперимент, дать характеристику последовательности действий.
  • Подготовить отчет, проанализировать ход и качество выполнения работы.

Схема проведения исследования

1. Актуализация проблемы.

2. Определение сферы исследования.

3. Выбор темы исследования.

4. Выработка гипотезы.

5. Выявление и систематизация подходов к решению.

6. Определение последовательности проведения исследования.

7. Сбор и обработка информации.

8. Анализ и обобщение полученных материалов.

9. Подготовка отчета.

Подготовка к защите исследовательской работы

Организация проектной деятельности обучающихся

  1. Какая проблема вызовет интерес у учащихся?
  2. Какова степень свободы школьников при принятии решений?
  3. Какие результаты можно ожидать? Какой получим продукт?
  4. Сколько времени потребуется для выполнения проекта?
  5. Какие материалы потребуются для его реализации?
  6. Какие знания потребуются учащимся для выполнения проекта,
  7. каким умениям надо будет их научить?
  8. На каких этапах проекта сделать основной акцент с точки зрения формирования УУД?
  9. Есть ли необходимость промежуточного контроля? Когда и в какой форме он будет организован?

Планирование проектной деятельности учителем

  • Включение проектной деятельности в рабочую программу по предмету
  • Включение проектной деятельности в план воспитательной работы
  • Включение проектной деятельности в программу внеурочной деятельности

Согласование в ОУ сроков и количества предлагаемых проектов

Составление календарного графика работы над проектами

Этапы организации непосредственной проектной деятельности школьников :

1. Выбор темы и задачи проекта.

2. Выдвижение первоначальных идей.

3. Выбор лучшей идеи.

4. Планирование проектного задания.

5. Непосредственное выполнение проекта.

6. Оценка его и защита.

Этап 1.
Выбор темы и задачи проекта

Задача на этапе выбора темы проекта

  • выявить вопросы (проблемы) вызывающие интерес
  • выявить потребности конкретных людей или отдельных групп - для кого будет подготовлен проект, как планируем его использовать
  • Мой календарь погоды: наблюдение изменения основных элементов погоды
  • Отражение природных особенностей в народном фольклоре …(страны)
  • Родная природа в поэзии.
  • По следам поисков капитана Гранта.
  • О чем говорят названия европейских столиц.
  • Исследование географических составляющих в названиях улиц района (Топонимика улиц).
  • Демографичеcкий портрет школы на основе школьной переписи.
  • Изучение географии продуктов питания, поставляемых в магазины в м/р школы
  • География трудоустройства выпускников школы
  • Сказки о минералах
  • Атлас сказочных земель
  • Правила поведения на природе. Памятка.
  • Записки путешественника (сборник)
  • Памятные знаки нашего района/Культурное наследие нашего района (картосхема для школьного музея)
  • Создание экологической тропы в …
  • Вологда во сне и наяву (видеофильм)
  • Лирический словарик географии по описанию атмосферных процессов и явлений в литературе
  • Проект создания туристического маршрута (по территории России)

Результат этапа - проектное задание

  • название проекта;
  • его функции (какие потребности человека будут удовлетворены);
  • предполагаемый пользователь;
  • результат (продукт) проекта.

Этап 2.
Выдвижение первоначальных идей

Идея проекта - понимание цели и пути её достижения

Этап 3. Выбор лучшей идеи

Задача учащихся – создать систему критериев оценки проекта и выбрать лучшую идею.

Задача учителя — помочь школьникам отобрать и оценить выдвинутые идеи на основе анализа критериев оценки проекта.


Изменения, произошедшие в последние годы в обществе, ставят перед профессиональным образованием новые цели в вопросах подготовки специалистов. Сегодня успешность личности в профессиональном плане во многом определяется её творческим потенциалом. Поэтому на смену образованию, дававшему высокий уровень общих знаний, должно прийти образование, ориентированное на творческое развитие личности каждого обучающегося. Подготовке таких специалистов предшествуют изменения в содержании, методах и формах преподавания в профессиональных учреждениях, т. е. необходимы педагогические инновации.

Одним из направлений совершенствования образовательного процесса является научно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся. В сфере среднего профессионального образования научная деятельность становится важной составляющей учебного процесса, необходимым средством повышения мотивации к обучению и как следствие, хорошей профессиональной подготовки. Участие студентов колледжа в исследовательской деятельности делает их более конкурентоспособными при поступлении в вуз, а приобретенные исследовательские навыки выгодно выделяют обучающихся среди других и способствуют более быстрому формированию профессионального статуса.

Организацию научно-исследовательской работы в учебном заведении можно рассматривать как проектирование совместной познавательно-исследовательской деятельности педагогов и студентов. Под руководством педагогов студенты выполняют проектную, исследовательскую или творческую работу.

Рассматриваемая проблема не является новой. Исследовательская деятельность как средство развития личности представлена в трудах В. И. Загвязинского, И. А. Зимней, Т. И. Ерофеева, И. И. Ильясова, А. В.Коржуева, В. В. Краевского, А. М. Новикова, В. А. Попкова, В. А. Сластенина, М. Г. Ярошевского и др.; проблема формирования исследовательских умений обсуждается в трудах Д. Б. Богоявленской, Н. Е. Варламовой, В. П. Кваша и др.

Учитывая специфику образовательного процесса в колледже и возраст студентов, мы считаем, что наиболее перспективной формой работы является использование проектного обучения, методической основой которого является метод проектов.

В учебном процессе метод проектов ориентирован на использование различных образовательных ресурсов, и подразумевает как самостоятельную работу с научно-исследовательской и учебной литературой на бумажных носителях, так и использование электронных информационных ресурсов.

В качестве основных требований к использованию метода проектов выступают: наличие значимой проблемы, требующей интегрированного знания и исследовательского поиска решения; теоретическая, практическая и познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность студентов; структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов); использование исследовательских методов (определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования, выдвижение гипотез для их решения, обсуждение методов исследования, оформление результатов, анализ полученных данных, выводы) [1].

При организации проективной деятельности мы исходим из того, что проект — это небольшая творческая работа, поэтапно — от идеи до её воплощения, обладающая объективной или субъективной новизной; в процессе работы над проектом обучащийся постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, конструированию новых процессов, объектов и т. д. Проекты могут быть как индивидуальными, так и выполненными в группах.

Основными этапами проектной деятельности являются: организационно-подготовительный, технологический и заключительный, на котором происходит представление результатов и контроль деятельности учащихся [4].

Актуальность затронутой темы объясняется тем, что развитие предпринимательской деятельности в сфере высшего и среднего профессионального образования можно рассматривать как объективную необходимость и реальность современного этапа развития общества. Предпринимательство с одной стороны способствует формированию механизма взаимосвязи рынка труда и рынка образовательных услуг, а с другой — один из наиболее привлекательных путей для карьерного роста будущих специалистов, который обеспечивает мощную социальную поддержку студенчеству на будущее.

Государство активно поддерживает молодых людей в создании собственного дела, видя в них огромный потенциал для развития экономики страны. Поэтому так распространены в последнее время бизнес-форумы, конкурсы и фестивали для школьников и студентов, а также программы организационной и финансовой поддержки.

Предпринимательство как особый тип деятельности обладает огромным образовательным потенциалом для развития человеческих ресурсов, и обучать основам этой деятельности студентов — значит развивать их человеческий ресурс. В МГТУ каждому обучающемуся предоставляется возможность получения предпринимательских знаний и компетенций.

Методика обучения предпринимательской деятельности включает теоретическую подготовку, исследование на предприятии и практическую (реальную) деятельность, в процессе которой формируются основные предпринимательские компетенции.

На занятиях по предпринимательской подготовке активно ведётся творческая деятельность по разработке предпринимательских проектов, которые впоследствии представляются на конкурсах различного уровня.

На решение этой задачи направлена предпринимательская подготовка в Многопрофильном колледже МГТУ, включающая овладение знаниями об организации собственного дела и специальными навыками, а также способствующая творческому развитию личности.

Таким образом, прогрессивная роль научно-исследовательской и проектной деятельности обуславливается тем, что в процессе активизации творческой направленности у будущих специалистов значительно расширяется сфера информационного восприятия и представления, формируются и совершенствуются определенные познавательные способности, гармонизируются процессы умственной деятельности и вырабатываются умения самостоятельного приобретения и применения знаний на практике.

1. Ксенцова, Г. Ю. Перспективные школьные технологии. — М.; 2000. — 224 с.

2. Современный словарь иностранных слов: Ок. 20000 слов. — М.: Рус. яз., 1992. — 740 с.

3. Чупрова, Л. В. Научно-исследовательская работа в образовательном процессе вуза//Теория и практика образования в современном мире: материалы международной заочной научной конференции. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). -СПб.: Реноме, 2012. –С. 380–383

4. Чупрова Л. В. Творческое развитие школьников в проективно-эвристической деятельности: дисс. канд. пед. наук / Л. В. Чупрова. — Магнитогорск. 2002. — 186 с..

Основные термины (генерируются автоматически): проект, профессиональное образование, предпринимательская деятельность, проектная деятельность, студент, исследовательская деятельность, Многопрофильный колледж, образовательный процесс, предпринимательская подготовка, проективная деятельность.

Похожие статьи

Проективный подход в организации проектной.

Проективный подход в организации проектной и учебно-исследовательской деятельности старшеклассника.

Ключевые слова: проективный подход, индивидуальный образовательный проект, индивидуальный учебный план.

Исследовательская деятельность студентов как фактор.

В условиях социально-экономического реформирования, непрерывного обновления и развития системы образования под воздействием научно-технического и гуманитарного прогресса, конкуренции на рынке труда и образовательных услуг главной задачей образовательных.

Организация проектной деятельности учащихся СПО по.

Метод проектов, несмотря на то, что существует достаточно долгое время, считается педагогической технологией XXI века. Использование метода проектов способствует формированию у учащихся творческого и критического мышления.

Опыт организации проектно-исследовательской деятельности.

Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения значительное внимание уделяют необходимости формирования выпускника вуза, готового к исследовательской деятельности.

Проектная и исследовательская деятельность.

В настоящее время в московском образовании произошло масштабное объединение образовательных учреждений всех уровней образования в образовательные комплексы. Таким образом.

Проектная деятельность как необходимый компонент.

Проектная деятельность личности, необходимой обществу будущего и уже сегодняшнего дня, вырабатывается в процессе выполнения учебных творческих проектов. В процессе проектной деятельности учащиеся изучают не только средства.

Исследовательская деятельность студентов в колледже

Раскрыть понятие проектно-исследовательской деятельности. Охарактеризовать деятельность студентов.

Исследовательская деятельность является неотделимой частью процесса обучения студентов.

Проектный метод в профессиональном воспитании студентов

Профессиональное образование приобретает деятельностную направленность и нацелено на конкретную профессиональную деятельность согласно запросам работодателей, на обеспечение конкурентоспособности специалистов.

Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор.

В условиях социально-экономического реформирования, непрерывного обновления и развития системы образования под воздействием научно-технического и гуманитарного прогресса, конкуренции на рынке труда и образовательных услуг главной задачей образовательных.

Читайте также: