Наука как социокультурный феномен кратко

Обновлено: 08.07.2024

Наука, имея многочисленные определения, выступает в трех основных ипостасях. Она понимается как форма деятельности, как система или совокупность дисциплинарных знаний и как социальный институт [7].

В первом случае наука предстает как особый способ деятельности, направленный на фактически выверенное и логически упорядоченное познание предметов и процессов окружающей действительности.

Во втором истолковании, когда наука выступает как система знаний, отвечающих критериям объективности, адекватности, истинности, научное знание пытается обеспечить себе зону автономии и быть нейтральным по отношению к идеологическим и политическим приоритетам.

Третье, институциональное понимание науки, подчеркивает ее социальную природу и объективирует ее бытие в качестве формы общественного сознания. Впрочем, с институциональным оформлением связаны и другие формы общественного сознания: религия, политика, право, идеология, искусство и т. д. [7]

Наука как социальный институт или форма общественного сознания, связанная с производством научно-теоретического знания, представляет собой определенную систему взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, систему норм и ценностей. Однако то, что наука является институтом, в котором десятки и даже сотни тысяч людей нашли свою профессию, – результат недавнего развития. Только в XX веке профессия ученого становится сравнимой по значению с профессией церковника и законника.

Сами отношения социальности прочитываются как отношения людей по поводу людей и отношения людей по поводу вещей. Из этого следует, что наука как социокультурный феномен вплетена во все сферы человеческих отношений, она внедряется и в базисные основания отношений самих людей, и во все формы деятельности, связанные с производством, обменом, распределением и потреблением вещей.

Как социокультурный феномен, наука всегда опирается на сложившиеся в обществе культурные традиции, на принятые ценности и нормы. Познавательная деятельность вплетена в бытие культуры. Отсюда становится понятной собственно культурно-технологическая функция науки, связанная с обработкой и возделыванием человеческого материала – субъекта познавательной деятельности, включение его в познавательный процесс. [19]

Культурная функция науки не сводима только к результативному исходу, т. е. к тому, что результаты научной деятельности составляют также и совокупный потенциал культуры как таковой. Культурная функция науки сильна своей процессуальностью. Она предполагает прежде всего формирование человека в качестве субъекта деятельности и познания. Само индивидуальное познание совершается исключительно в окультуренных, социальных формах, принятых и существующих в культуре. Научное знание, глубоко проникая в быт, составляя существенную основу формирования сознания и мировоззрения людей, превратилось в неотъемлемый компонент социальной среды, в которой происходит становление и формирование личности.

Наука, понимаемая как социокультурный феномен, не может развиваться вне освоения знаний, ставших общественным достоянием и хранящихся в социальной памяти. Культурная сущность науки влечет за собой ее этическую и ценностную наполненность. Открываются новые возможности этоса науки: проблема интеллектуальной и социальной ответственности, морального и нравственного выбора, личностные аспекты принятия решений, проблемы нравственного климата в научном сообществе и коллективе.

Наука выступает как фактор социальной регуляции общественных процессов. Она воздействует на потребности общества, становится необходимым условием рационального управления. Любая инновация требует аргументированного научного обоснования. Проявление социокультурной регуляции науки осуществляется через сложившуюся в данном обществе систему воспитания, обучения и подключения членов общества к исследовательской деятельности и этосу науки.

Научно-исследовательская деятельность признается необходимой и устойчивой социокультурной традицией, без которой нормальное существование и развитие общества невозможно. Наука составляет одно из приоритетных направлений деятельности любого цивилизованного государства.

Современную науку называют Большой наукой. Новые источники энергии и информационные технологии – перспективные направления современной науки. Возрастают тенденции интернационализации науки, а сама наука становится предметом междисциплинарного комплексного анализа. К ее изучению приступают не только науковедение, философия науки, но и социология, психология, история [7].

Как социокультурный феномен, наука включает в себя многочисленные отношения, в том числе экономические, социально-психологические, идеологические, социально-организационные.

Социально-психологические факторы, определяющие науку, требуют введения в контекст научного исследования представлений об историческом и социальном сознании, размышлений о личностном портрете ученого, когнитивных механизмах познания и мотивации его деятельности. Они обязывают подвергнуть науку социологическому исследованию, тем более что наука как социокультурный феномен имеет не только положительные, но и отрицательные последствия своего развития. Философы особо предостерегают против ситуации, когда применение науки теряет нравственный и гуманистический смысл. Тогда наука предстает объектом ожесточенной критики, остро встают проблемы контроля над деятельностью ученых.

Наука, понимаемая как социокультурный феномен, предполагает соотнесение с типом цивилизационного развития.

Так как основная цель науки всегда была связана с производством и систематизацией объективных знаний, то в состав необходимых функций науки включалось описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых наукой законов. Таким образом, основной, конституирующей само здание науки является функция производства истинного знания, которая распадается на соподчиненные функции описания, объяснения, прогноза.

Наука — это область человеческой деятельности, направленная на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о мире.

Наука также понимается и как исторически развивающаяся система знаний о мире. Наш великий ученый-энциклопедист академик В. И. Вернадский еще в начале XX в. писал: «Наш век — XX век — есть век науки и познания. С каждым днем сила знания увеличивается во всех областях жизни, мысли, общественного, домашнего, государственного строительства. Она захватывает собой все стороны человеческого существования. И нет сомнения, что великий исторический процесс только начинается: едва ли можно в самой смелой фантазии представить себе, что даст научное знание к концу XX века, если темп его развития будет увеличиваться так же неуклонно, как он рос последние 100 лет. А все указывает на то, что мы присутствуем только при зарождении техники, только при первых шагах окрепшей вековым опытом человеческой творческой мысли.

Проблемы развития науки, изучение механизмов получения нового знания, различные аспекты взаимоотношений науки и общества постоянно находились в поле зрения крупнейших мыслителей XX в. Так, американский историк физики Т. Кун проанализировал структуру научных революций . Т. Кун считал, что существуют периоды нормальной науки , когда наука развивается линейно, накапливаются факты, доказываются теоремы в рамках уже существующих теорий или в рамках определенной парадигмы , т. е. общепринятой методологической установки, которая признается всеми учеными (или научным сообществом , как говорил Т. Кун).

Но постепенно открываются новые факты, причем такие, которые нельзя обосновать с точки зрения господствующей парадигмы, факты, не укладывающиеся в рамки существующих теорий. Тогда приходится придумывать так называемые гипотезы ad hoc (специально для данного случая), чтобы объяснить с их помощью факты, необъяснимые с позиций старой науки. Но вскоре таких фактов становится столько, что уже просто невозможно придумывать для их объяснения гипотезы ad hoc , и тогда происходит скачок — научная революция , т. е. замена старой парадигмы новой . В рамках этой новой парадигмы все факты, не укладывавшиеся в старую, получают свое объяснение. Наступает новый период плавного развития науки, или, говоря словами Т. Куна, новый период нормальной науки. А затем вновь появляются новые факты, выходящие за рамки теперь уже новой науки и необъяснимые с точки зрения этой новой парадигмы, и все повторяется вновь.

Очень важной и активно обсуждаемой проблемой является понимание природы объектов науки . Среди ученых на этот счет существуют две принципиально различные и непримиримые позиции.

Первая позиция восходит к Платону и рассматривает объекты науки как некие идеальные и абсолютно совершенные сущности, которые, независимо от ученых, всегда существовали в мире идей, и дело ученых только открывать эти объекты. Немецкий математик и логик Г. Фреге говорил, что ученый, подобно географу, открывает научные объекты, существовавшие до него, и лишь дает им название. Примерно так же рассуждал и Б. Рассел , заявлявший, что ученый может лишь исследовать уже существующие объекты науки, так же как зоолог изучает лишь тех животных, которые созданы природой и существуют независимо от него.

Вторая позиция восходит к И. Канту и апеллирует к творческому разуму ученого. Наиболее ярко эту точку зрения в XX в. выразил нидерландский математик, логик и методолог науки Л. Э. Я. Брауэр , который считал, что объекты науки создаются или, лучше сказать, конструируются творческим разумом ученого. Например, пока научная проблема не решена, а значит не сконструирован соответствующий ей научный объект, то он и не существует!

Наука — это и специфический вид деятельности. Ученые, а также вспомогательный научный и обслуживающий персонал, составляют весьма значительную социальную группу как по количественному, так и, главное, по качественному составу (высокому уровню образования). Основными формами организации науки являются научно-исследовательские институты (НИИ) и лаборатории.

Наиболее авторитетные научные кадры (академики и члены-корреспонденты) нашей страны сосредоточены в Российской академии наук (РАН), наследнице Санкт-Петербургской Императорской Академии наук, созданной в 1725 г. Устав Академии наук, по просьбе Петра I , был создан Г. В. Лейбницем , который также помог пригласить в Россию первых ученых-иностранцев.

В России имеются также отраслевые академии : медицинских наук, сельского хозяйства, образования. Прикладные исследования ведут соответствующие НИИ, ориентированные на различные сферы производства. Важную роль играет вузовская наука , например, в рамках МГУ им. М. В. Ломоносова успешно функционируют НИИ механики, НИИ ядерной физики, Государственный астрономиче­ский институт им. П. К. Штернберга.

Система подготовки научных кадров включает в себя аспирантуру и докторантуру. Ученым присваиваются ученые степени доктора и кандидата наук, для вузовской науки установлены ученые звания профессоров и доцентов. Ученые РАН имеют пять категорий: главный научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, старший научный сотрудник, научный сотрудник и младший научный сотрудник.

2. Природа научного познания,
его возможности и границы

Очень важным свойством научных знаний является возможность их опытного подтверждения, многократного воспроизводства в научных экспериментах .

При помощи одного из них, а именно метода остатков, была открыта планета Нептун. Наблюдая за движением Урана — самой далекой из известных тогда планет, ученые заметили, что он отклоняется от вычисленной для него орбиты. Часть отклонений удалось объяснить влиянием известных планет, однако оставалась некоторая величина, которая не находила объяснения. Ученые предположили, что дополнительное искажение орбиты Урана вызвано влиянием еще более далекой от Солнца планеты, которая вскоре и была обнаружена. И это было не случайное открытие, а результат целенаправленного использования научных методов. И эффект был поразительный. Ведь издавна считалось, что у Солнца семь планет и больше быть не может. Г. Гегель даже доказывал, что число планет Солнечной системы необходимо равно семи. Через 15 лет после его смерти, в 1846 г., французский астроном У. Ж. Ж. Леверье вычислил место на небе, в котором можно наблюдать новую планету, а дру­гой астроном, И. Г. Галле , направил на это место телескоп и действительно обнаружил ее там. Эхо открытия прокатилось по всему миру: чуть ли не впервые наука так наглядно и эффективно продемонстрировала свое могущество.

Научное творчество и интуиция. Еще французский ученый А. Пуанкаре­ показал, что новые результаты в математике нельзя получить только при помощи логики, необходима еще и интуиция ; доказательство уже полученных математических истин также невозможно без обращения к интуиции.

Явление асимметрии было обнаружено американским исследователем Р. Сперри , удостоенным за это Нобелевской премии 1981 г. Причем открытие было сделано, можно сказать, случайно.

При проведении операции у больного эпилепсией для избавления того от судорожных припадков Сперри рассек все основные нервные связи, соединяющие полушария головного мозга эпилептика в надежде, что такое разъединение предотвратит распространение судорожной активности по всему мозгу, а значит избавит больного от сильных судорожных припадков. Но после операции обнаружились весьма удивительные явления, отодвинувшие в тень практические цели операции.

Оказалось, что левое полушарие полностью сохраняет способность к речевому общению и манипулированию другими условными, но строго формализованными знаками. Оно хорошо понимает обращенную к нему речь, как устную, так и письменную, дает грамматически правильные ответы, свободно оперирует цифрами и математическими формулами в пределах формальной логики и ранее усвоенных правил. Но то же самое левое полушарие, в отличие от правого, не различает интонации голоса, нечувствительно к музыке (хотя и может выделить в звуках определенный устойчивый ритм) и плохо справляется с распознаванием сложных образов, не поддающихся разложению на простые элементы. Так, оно не способно к эстетическому восприятию произведений искусства.

Следует подчеркнуть, что именно чувственное восприятие есть важнейшая функция правого полушария и одновременно исходная предпосылка развития художественного мышления. Основанием творческих способностей личности является способность к целост­ному схватыванию и проникновению в суть бесчисленных связей между предметами и явлениями, т. е. та способность, которая изначально присуща правому полушарию человека.

Одной из важнейших функций науки является функция прогностическая, предсказывающая .

Ярким примером может служить Периодическая система химических элементов, созданная нашим великим соотечественником Д. И. Менделеевым.

3. Роль науки в общественной жизни

Роль науки в жизни современного общества постоянно возрастает. Во-первых , наука — это фундаментальное основание для развития наукоемких технологий , в первую очередь информационных. Именно благодаря науке возможно создание информационного общества с качественно иным уровнем организации и оснащения рабочих мест.

Во-вторых , научные результаты становятся источником создания принципиально новых лекарственных препаратов .

Роль науки в обществе может быть не только положительной. К сожалению, самая большая опасность, самый страшный грех науки — это создание новых смертоносных видов оружия . Об этой проблеме, о моральной ответственности ученых за разработку вооружения писал еще в годы Первой мировой войны В. И. Вернадский.

1. Наука – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; это одна из форм общественного сознания, и как таковая она представляет собой социокультурный феномен. В ходе своего исторического развития наука превращается в одну из ведущих форм культуры, в производительную силу современного общества и важнейший социальный институт.

Культурная функция науки не сводима только к результативному исходу, т.е. к тому, что результаты научной деятельности составляют также и совокупный потенциал культуры как таковой. Культурная функция науки сильна своей процессуальностью. Она предполагает, прежде всего, формирование человека в качестве субъекта деятельности и познания. Научное знание, глубоко проникая в быт, составляя существенную основу формирования сознания и мировоззрения людей, превратилось в неотъемлемый компонент социальной среды, в которой происходит становление и формирование личности.

Наука, понимаемая как социокультурный феномен, не может развиваться вне освоения знаний, ставших общественным достоянием и хранящихся в социальной памяти. Культурная сущность науки влечет за собой ее этическую и ценностную наполненность. Открываются новые возможности этоса науки: проблема интеллектуальной и социальной ответственности, морального и нравственного выбора, личностные аспекты принятия решений, проблемы нравственного климата в научном сообществе и коллективе.

В науке приветствуется поиск истины, а, следовательно, и критика, полемика, спор. Ученый находится в ситуации постоянного подтверждения своей профессиональности посредством публикаций, выступлений, квалификационных дисциплинарных требований и часто вступает в сложные отношения, как со своими оппонентами-коллегами, так и с общественным мнением. Признание деятельности ученого связано с градацией степеней и званий. Самой престижной наградой является Нобелевская премия.

Конечно, творческий потенциал личности может остаться нереализованным либо оказаться подавленным общественной системой. Но совершить открытие, изобрести нечто новое может лишь индивид, обладающий проницательным умом и необходимыми знаниями, а не общество как таковое.

По подсчетам социологов, наукой способны заниматься не более 6-8% населения. Иногда основным и эмпирически очевидным признаком науки считается совмещение исследовательской деятельности и высшего образования. Это весьма резонно в условиях, когда наука превращается в профессиональную деятельность. Научно-исследовательская деятельность признается необходимой и устойчивой социокультурной традицией, без которой нормальное существование и развитие общества невозможно. Наука составляет одно из приоритетных направлений деятельности любого цивилизованного государства.

Как социокультурный феномен, наука включает в себя многочисленные отношения, в том числе экономические, социально-психологические, идеологические, социально-организационные. Отвечая на экономические потребности общества, наука реализует себя в функции непосредственной производительной силы, выступая в качестве важнейшего фактора хозяйственно-культурного развития людей. Именно крупное машинное производство, которое возникло в результате индустриального переворота XVIII-XIX вв., составило материальную базу для превращения науки в непосредственную производительную силу. Каждое новое открытие становится основой для изобретения. Многообразные отрасли производства начинают развиваться как непосредственные технологические применения данных различных отраслей науки, которые сегодня заметно коммерциализируются.

Социально-психологические факторы, определяющие науку, требуют введения в контекст научного исследования представлений об историческом и социальном сознании, размышлений о личностном портрете ученого, когнитивных механизмах познания и мотивации его деятельности. Они обязывают подвергнуть науку социологическому исследованию, тем более что наука как социокультурный феномен имеет не только положительные, но и отрицательные последствия своего развития. Философы особо предостерегают против ситуации, когда применение науки теряет нравственный и гуманистический смысл. Тогда наука предстает объектом ожесточенной критики, остро встают проблемы контроля над деятельностью ученых.

В принципе наука как социокультурный феномен включает 2 аспекта: 1) влияние культуры и общества на науку; 2) влияние науки на культуру и общество. Всякий исторический этап в развитии науки обусловлен развитием культуры и общества.

2. Итак, наука – явление культурное/социокультурное, конкретно-историческое, проходящее в своем историческом развитии ряд качественно-своеобразных этапов. Теоретическая форма обоснования реальности как область знания формирует­ся в рамках философии, что связано с первоначальным этапом развития науки. Именно в процессе отмежевания от философии конкретных наук происходило их становление как новых форм познания и теоретического освоения знания.

Науке исторически предшествует преднаука или пранаука (доклассический этап развития), в которой зарождаются предпосылки и элементы науки, т.е. зачатки научных знаний, что имело место на Древнем Востоке, в античной Греции и Риме, в эпоху средних веков, вплоть до Нового времени. Как целостный феномен наука возникает в Новое время в результате отделения от философии и про­ходит в своем развитии три основных этапа: класси­ческий, неклассический и пост-неклассический. Критерием данной периодизации является противоречивое соотношение объекта и субъекта познания. На каждом из этих этапов разрабатываются соот­ветствующие идеалы, нормы и методы научного познания, формируются своеобразный стиль мышления, специфический понятийный аппарат и т.п.

Классическая наука (XVII – XIX вв.) при описании и теоретическом объяснении исследуемых объектов стремилась устранить все, что относится к субъекту познания, средствам, приемам и операциям его деятельности. Это рассматривалось как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире. Здесь преобладали: объект­ный способ мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения.

Неклассическая наука (первая половина XX в.) отвергает объективизм классической науки, отрицает существование реальности, не зависящей от средств ее познания, от субъективного фактора. Ее исходный пункт – это релятивистская и квантовая теории. Здесь принимаются во внимание связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности субъекта познания. Эксплика­ция (объяснение) этих связей считается необходимым условием объективно-истинного опи­сания и объяснения мира.

Существенный признак современной или постнеклассической науки (вторая половина XX в.) – это включенность субъективной деятельности в контекст самого знания. Она учитывает соот­несенность характера получаемых знаний об объекте с особенностями средств и операций деятельности субъекта и с ее ценностно-мировоззренческими установками.

Каждый из этих этапов имеет свою парадигму (совокупность теоретико-методо­логических установок), свою картину мира, свои идеи и ценности. Классическая наука имеет своей парадигмой механику – классическую механику И.Ньютона, ее картина мира строится на прин­ципе жесткого детерминизма, ей соответствует образ бытия как часового механизма, функционирующего в соответствии с законами механики.

С неклассической наукой связаны принципы отно­сительности, дискретности, квантования, вероятнос­ти, дополнительности.

3. Будучи обусловленной обществом, общественной практикой, наука вместе с тем развивается по своим собственным законам, то есть обладает относительной самостоятельностью и внутренней ло­гикой своего развития. К главным закономерностям развития науки можно отнести следующие.

1. Обусловленность развития науки потребностями обществен­но-исторической практики, связь с ней.

2. Относительная самостоятельность развития науки. Какие бы конкретные задачи ни ставила практика перед наукой, их решение может быть осуществлено лишь при до­стижении определенных ступеней развития самого процес­са научного познания действительности.

3. Внутренним источником, движущей силой развития науки является многообразная система ее про­тиворечий: между теорией и практикой, фактами и концепциями, традициями и новациями, истиной и заблуждением, абсолютной и относительной истинами и др. Разрешение этих противоречий дает возможность достижения новых научных результатов.

4. Преемственность в развитии идей и принципов, теорий и понятий, методов и приемов науки, неразрывность всего по­знания действительности как внутренне единого целенаправ­ленного процесса. Каждая более высокая ступень в развитии науки возникает на основе предшествующей ступени, с сохранением всего ценного, позитивного, что было накоплено раньше.

5. Постепенность развития науки при чередовании периодов относительно спокойного (эволюционного) развития и радикальной (революционной) перестройкой теоретических основ науки, системы ее понятий и представлений (картины мира). Эво­люционное развитие науки – это процесс постепенного накопления новых фактов, экспериментальных данных в рамках существующих теоретических воззрений, в связи с чем идет расширение, уточнение и доработка уже приня­тых ранее теорий, понятий и принципов. Революция в на­уке наступает, когда начинается коренная ломка и пере­стройка ранее установившихся воззрений, пересмотр фундаментальных положений, законов и принципов в резуль­тате накопления новых данных, открытия новых явлений, не укладывающихся в рамки прежних воззрений. Но лом­ке и отбрасыванию подвергается при этом не само содержа­ние прежних знаний, а их неверное истолкование, например, неправильная универсализация законов и принципов, име­ющих в действительности лишь относительно ограничен­ный характер.

6. Взаимодействие и взаимосвязанность всех отрас­лей науки, в результате чего предмет одной науки может и должен исследоваться приемами и методами других наук. В результате этого создаются необходимые условия для бо­лее полного и глубокого раскрытия сущности и законов качественно различных явлений. Такая взаимосвязь час­тей науки определяет некоторые особенности ее историчес­кого развития, в частности, последовательность возникно­вения отдельных ее отраслей.

7. Свобода критики, беспрепятственное обсуждение спорных или неясных вопросов науки, открытое и свободное столк­новение различных мнений. Поскольку диалектически противоречивый характер процессов природы раскрывается в науке не сразу и не прямо, в соперничающих мнениях отражаются лишь отдельные противоречивые сторо­ны изучаемых процессов. В результате такой борьбы пре­одолевается первоначальная неизбежная односторонность различных взглядов на объект исследования и вырабатыва­ется единое воззрение, более адекватное самой действитель­ности.

8. Дифференциация и интеграция научного знания. Диффе­ренциация научного знания проявляется в выделении от­дельных разделов науки в относительно самостоятельные дисциплины со своими специфическими задачами и мето­дами исследования. Чем глубже наука проникает в детали, тем лучше вскрывает связи между различными облас­тями действительности, а отсюда интеграция научного зна­ния – формирование наук, которые изучают свойства и от­ношения, общие для большого числа разнокачественных объектов. Чем больше наука вскрывает общие связи вещей, тем лучше она уясняет суть деталей. Такова реальная диа­лектика познания по пути дифференциации и интеграции.

9. Математизация науки. Современная наука характеризует­ся проникновением математики в различные области зна­ния. Сегодня доступ не только к глубоким проблемам естествознания, но и к области социальных исследований требует усовершенствованных математических методов. Быстрому процессу математизации наук способствует раз­витие электронно-вычислительной техники. Успехи инфор­матики и математической логики говорят о том, что фор­мализация дает огромные практические результаты. Развитие этих областей знания в единстве с достижениями науки в целом ведет ко все большей автоматизации матери­ального производства.

Современная наука стала такой силой, которая предопределяет собой практику. Многие со­временные производственные процессы родились в научных лабо­раториях. Современная наука не только обслужи­вает запросы производства, но и все чаще выступает в качестве предпосылки новых технических достижений. Великие открытия за последние десятилетия в ведущих областях знания привели к научно-технической революции, охватившей все элементы про­цесса производства: всесторонняя автоматизация и механизация, освоение новых видов энергии, сырья и материалов, проникнове­ние в микромир и в космос. В итоге сложились предпосылки для гигантского развития производительных сил общества.

Развитие науки требует взаимного обогащения, обмена идеями между различными от­раслями знаний. Встает проблема синтетических методов, охва­тывающих естествознание и общественные науки. Естественнона­учные приемы познания все больше проникают в сферу после­дних. В исторических исследованиях, например, они дают надеж­ную основу для определения хронологии, уточнения историчес­ких событий, открывают возможности быстрого анализа огром­ной массы исторических источников и фактов.

Литература

1. Основы философии. Учебник / Л.Н.Никитин, Л.А.Алексеева, Т.А.Андреева и др.; Под ред. д.филос.н., проф. Л.Н.Никитина. – Донецк: ДонНУЭТ, 2010. – С. 86-89.

2. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов. Учебник / В.О.Голубинцев, А.А.Данцев, В.С.Любченко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – С. 379-390.

3. Философия: Учебник для вузов; отв. ред. проф. В.П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – С. 472-480.

5. Філософія: Навчальний посібник / Л.В.Губерський, І.Ф.Надольний, В.П.Андрущенко та інш.; За ред. І.Ф. Надольного. – К.: Вікар, 2005. – 516 с. – С. 464-480.

Дополнительная литература

1. Бессонов Б.Н. История и философия науки: учебное пособие / Бессонов Б.Н. – М.: Юрайт, 2010. – С.4-38.

2. Введение в историю и философию науки: Учебное пособие для вузов / С.А. Лебедев, В.В. Ильин, Ф.В. Лазарев, А.В. Лесков; под общ. ред. проф. С.А. Лебедева. – М.: Академический проект, 2007. – С. 33-137.

3. Некрасов С.И. Философия науки и техники: тематический словарь справочник. Учебное пособие / Некрасов С.И., Некрасова Н.А. – Орел: ОГУ, 2010. – С. 9-152, 190-202.

Рассмотрение науки как социального явления подчёркивает её социальную природу и определяет её социальный статус.

Наука как социальное явление представляет собой определённую систему взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, а также систему норм и правил. Такое понимание науки подчеркивает ее социальную природу и объективирует ее бытие в качестве формы общественного сознания. Впрочем, с институциональным оформлением связаны и другие формы общественного сознания: религия, политика, право, идеология, искусство и т.д. Однако то, что она является социальным институтом, в котором десятки и даже сотни тысяч людей нашли свою профессию, – результат недавнего развития. Только в XX в. профессия ученого становится сравнимой по значению с профессией церковника и законника. Хотя на сегодня наукой способны заниматься не более 6-8% населения. Иногда основным и эмпирически очевидным признаком науки считается совмещение исследовательской деятельности и высшего образования. Это весьма резонно в условиях, когда наука превращается в профессиональную деятельность.

Говоря о науке как социальном феномене, следует учитывать взаимное влияние науки и общества: с одной стороны, сама наука возникает потому, что обществу требуются объективные знания о мире, но с другой стороны, наука в процессе своего развития начинает оказывать всё большее влияние на все сферы жизнедеятельности общества. Статус науки в современном обществе очень высок. Современный человек доверяет науке больше, чем какой-либо другой форме общественного сознания. Имея ввиду высокий социальный статус науки, следует ли возлагать на неё ответственность за многие неудачи и беды человечества? Наука становится важным фактором регуляции общественных процессов. Она воздействует на потребности общества. Любое нововведение требует сегодня научного обоснования. Все блага и технические достижения современной цивилизации стоят на плечах науки.

Наука развивается научным сообществом и предполагает определённую социальную организацию учёных и наличие развитой системы коммуникаций. В современном обществе имеются разнообразные печатные издания, организуются конференции, конгрессы, где учёные могут сообщать о своих догадках, гипотезах, открытиях. Учёный всегда представляет определённую социокультурную среду.

Научно-исследовательская деятельность является для современного общества совершенно необходимым видом деятельности, без которого дальнейшее развитие общества и решение многих его проблем невозможно. К концу XX века численность учёных в мире достигла 5 млн. человек. Сегодня наука включает в себя 15 тыс. дисциплин. В мире издается 200 тысяч научных журналов, из них рейтингуются около 40 тысяч.

В XX веке наука становится непосредственной производительной силой общества, то есть начинает оказывать огромное влияние на его развитие. Здесь опять же проявляется взаимовлияние науки и общественных процессов, так как основой превращения науки в непосредственную производительную силу выступает машинное производство, возникшее в результате индустриального переворота XVIII-XIX веков, а любое научное открытие сегодня становится основой для технического совершенствования.

Социальная функция науки состоит в том, что её достижения используются в социальном и экономическом развитии, для решения важнейших проблем, возникающих в обществе, таких как, например, глобальные проблемы, которые невозможно решить без помощи науки.

Наука всегда опирается на сложившиеся в обществе традиции, систему ценностей и принятые нормы. Подход к науке как культурному феномену позволяет вычленить особую проблему: роль научного знания как целостной исторической совокупности в процессе выработки нового знания. Наука вплетена в культуру. Наука как культурный феномен - это обогащение культуры объективным, системно-организованным и обоснованным знанием, а также формирование в процессе инкультурации человека, способного эти знания получать, осваивать и применять. Научное знание, проникая в повседневную жизнь, оказывает влияние на формирование сознания человека, его мировоззрение, формирует личность соответствующей эпохи.

Исследования последних десятилетий показали, что проблема социокультурной детерминации, обусловленности познания представляет собой фундаментальную характеристику научного познания. Научно-познавательная деятельность предстает как система действий и операций, обусловленных:

Связанность науки со смежными миросозерцаниями нуждается не только в эмпирической констатации, но и в теоретической экспликации. Поэтому социокультурный контекст развития науки нельзя рассматривать только как фоновый. В науке постоянно происходит интериоризация внешних факторов, которые трансформируются в структурные элементы научного знания. В социокультурном исследовании внешние параметры, скажем, католической науки (соперничество августинизма и томизма), оцениваются в качестве существенных и вводятся в концепцию католической науки как внутренние детерминанты научной деятельности.

Зачастую наука испытывает на себе большое влияние идеологии. Так было в Советском Союзе, когда идеология контролировала развитие науки и направляла этот процесс в нужное для партии русло. Официальная наука всегда вынуждена поддерживать основные идеологические установки общества, в котором она развивается.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Читайте также: