Наука как феномен культуры кратко

Обновлено: 08.07.2024

В статье рассматривается наука как компонент культуры. Особое внимание уделяется изложению функций науки в обществе.

Ключевые слова

Текст научной работы

Наука является одним из типов социокультурного творчества исторического субъекта, специфической деятельностью людей с целью получения объективных знаний об окружающей реальности (скрытой и явной), включая и самого человека. Именно знания являются главным результатом научного постижения мира как мысленного моделирования действительности (интеллектуального, понятийного и концептуального). Вместе с тем производство знаний в процессе высокоорганизованной и высокоспециализированной научной деятельности не является для общества самодостаточным. Оно необходимо для обеспечения, поддержания и развития всех сфер жизнедеятельности людей. Однако не всякое знание является научным. Знания приобретаются людьми в самых разнообразных сферах жизнедеятельности: в обыденной жизни, политике, искусстве, ремесле и т.д. Но во всех этих сферах знания не являются главной целью, важнее – их применение и использование.

Продуктом научной деятельности, кроме знаний (научных и ненаучных, рациональных и иррациональных, объективных и субъективных, истинных и ложных), являются методология и методы, приборы и инструменты, стиль жизнедеятельности, формы организации и так далее. Непосредственными целями научной деятельности являются описание, объяснение, предсказание явлений и процессов действительности. Результаты научной деятельности могут быть представлены в виде теоретических описаний, заключений и предположений, формул, измерений, схем, сводок экспериментальных и справочных данных и так далее.

В традиционалистских концепциях рамки развития науки задаются, как правило, сакральными ценностями, что противоречит духу развития и творчества науки. Поэтому научная революция в европейской культуре была связана критикой религии и идеями Просвещения [1; 2].

Специфика и основные функции науки. В историческом генезисе науки можно выделить три основных периода:

  1. личностно-мировоззренческая ориентация науки: от ее возникновения до науки времен Галилея и Ньютона. Основной целью научной деятельности в социальном плане было формирование общего представления о мире и месте в нем человека.
  2. технологическая, материально производственная ориентация науки: начиная с XVII в. до современности.
  3. ориентация на развитие интеллектуально творческого потенциала личности (современный этап). Для современной науки характерно усиление взаимосвязей между большим количеством различных отраслей, интегральных тенденций в развитии каждой из них и становление науки как производительной силы общества.

Важным стимулом развития наук и их интеграции является практическая общественно-производственная деятельность человека. Интегральные тенденции порождаются потребностями социально-экономического характера. Интеграция предполагает установление и усиление связей между науками. Философия, с одной стороны, обобщает интегральные тенденции в отдельных науках, а с другой – выполняя методологические функции познания, осуществляет как синтез знания в отдельных научных дисциплинах, так и синтез различных научных дисциплин.

Философия, которая является ядром таких интегрально-общенаучных форм познания, как методология, мировоззрение, научная картина мира непосредственно через них оказывает большое влияние на сближение наук о природе и обществе, на развитие техники [6; 7].

Развитие любой отрасли науки происходит такими фазами: возникновение зародышевых работ, период развития идей, период эксплуатации идей; насыщение: отрасль исчерпывает себя, и основные идеи переходят в учебники. Научная революция как закономерность развития науки выполняет две основные функции: критическая, разрушительная по отношению к системе старых понятий теорий, принципов и законов данной науки; конструктивная, созидательная. Решающее значение для правильного определения путей дальнейшего развития науки имеют философский, особенно логико-гносеологический и социологический аспекты исследования.

С позиций логико-гносеологического подхода, наука рассматривается как система знаний. Научное знание представляет собой идеальное образование, специфическое духовное явление, необходимый компонент науки, без которого она не существует как целостность. Наука становится настоящим в том случае, когда осуществляется процесс создания нового знания. Продуктом науки являются новые знания. Социологический анализ науки приводит к пониманию ее как формы научной деятельности, отрасли духовного производства, определенного социального института. Наука есть не только суммой знаний, это система знаний, постоянно развивающиеся и одновременно является специфическим видом духовного производства. Наука как социальный институт представляет собой организацию людей, занимающихся научной деятельностью и материальных средств ее осуществления в виде системы организаций и учреждений для выполнения функций сознательного и целенаправленного управления научной деятельностью.

Список литературы

Цитировать


Наука как феномен культуры

Азнагулов Денис Раисович, магистрант;

Семенова Эльвира Разифовна, доцент;

Хабибуллин Рузель Муллахметович, старший преподаватель

Башкирский государственный аграрный университет (г. Уфа)

Характерной особенностью последних трех столетий является нарастающее влияние науки. Если в конце XIX века количество ученых в мире исчислялось несколькими тысячами, то сейчас счет пошел на миллионы. Наука все глубже проникает в промышленность, строительство, сельское хозяйство, здравоохранение, сферу образования. Научные знания стали обязательным компонентом мировоззрения большинства жителей нашей планеты. Претензии науки на доминирующее место в культуре, ставшие явными уже в середине XIX века, с особой остротой выдвинули проблему разработки теории развития науки [1]. Появляется философия науки, разрабатываемая не только профессиональными философами, но и представителями наиболее развитых отраслей науки — физики, математики, биологии. В центре науковедческих работ стоят проблемы определения критериев научности знания, внутренних и внешних причин его развития, психологических закономерностей научного творчества, истории и логики науки.

Ряд авторов обращает внимание и на определение науки как социального института. При таком понимании науки внимание акцентируется на её социальной природе. В этом аспекте она рассматривается как система научных организаций и сообществ людей, регулируемых определенными нормами и ценностными ориентациями. В качестве социального института наука стала формироваться в Европе Нового времени, когда занятия наукой превращаются в профессиональную сферу деятельности человека, когда профессия ученого становится сравнимой по значению с профессией церковника и законника. Именно в XVII-XVIII вв. в европейских городах появляются первые научные сообщества, возникают академии, начинают издаваться научные журналы. К концу ХХ века количество занятых профессиональной научной деятельностью людей превысило в мире 5 миллионов человек. По данным ЮНЕСКО число ныне живущих ученых и научных работников составляет свыше 90 % от общего количества ученых за всю историю развития науки. Эти люди производят огромный массив научной информации, необходимой для нормального функционирования общества. Современная наука включает в себя более 14 тысяч дисциплин, ежегодно издаются миллионы научных книг, а по количеству сайтов в Интернете она нисколько не уступает таким сферам культуры, как искусство, религия и образование. Как социальный институт наука все глубже связывается с другими социальными институтами — политическими, военными, правоохранительными, экономическими и т. д.

Для успешного функционирования наука нуждается в хорошей материальной базе — лабораториях, экспериментальном оборудовании, средствах обработки и хранения информации и т. п. Кроме того, современная наука представляет собой и хорошо налаженную систему подготовки научных кадров (аспирантура, докторантура, стажировки, олимпиады, специализированные советы по защите диссертаций, гранты и т. п.).

Итак, как социальный институт наука включает в себя: а) научные учреждения, школы, сообщества и другие формы организации; б) занятых производством научных знаний людей; в) научное оборудование — приборы и другое лабораторное и экспериментальное оборудование; г) систему научной информации — научные журналы, библиотеки и т. п.; д) систему подготовки кадров.

Наука как фактор социальной регуляции общественных процессов связана с политической сферой жизни общества. Особенно сильное влияние политика оказывает на гуманитарные науки. Многие еще помнят те времена, когда при обкомах КПСС существовали отделы науки и образования, которые фактически полностью контролировали научную жизнь. Однако влияние политики на науку сохраняется в любом обществе, что вытекает из сущности политики, ее направленности на организацию всей жизни общества и контроль над ней. С другой стороны, так называемые политические технологии создаются с учетом современных достижений науки, прежде всего, социальной психологии, политологии, социологии [4].

В духовной сфере общественной жизни научные идеи часто пересекаются с религиозными. В связи с развитием паранауки, эзотеризма в конце ХХ века приобретает актуальность проблема взаимоотношения науки и религии. Основные различия между этими двумя сферами духовной жизни наблюдаются в решении двух вопросов: а) религия признает существование двух реальностей — материальной и духовной, отдавая приоритет духовному. Наука признает существование только одной реальности — материальной, а духовное считает производным материального; б) основным средством получения базисного знания религия считает откровение, а наука — рациональное мышление человека. В современной религиозной философии нередко слышатся призывы не противопоставлять эти два феномена культуры. Так, представители неотомизма (Э.Жильсон, Ж.Маритен и др.) предлагают рассматривать науку и религию как два разных способа постижения мира, дополняющих друг друга [5; 6]. В мусульманской философии эта идея представлена в виде концепции двойственности истины, разработанной еще Ибн-Рушдом, согласно которой наука и религия — это два вида знания об одном и том же, но использующиеся в разных целях: науке эти знания нужны для объяснения мира, а религии — для воспитания человека [7; 8].

Несмотря на связь науки с другими сферами культуры, она обладает относительной автономностью. Самостоятельность науки проявляется в наличие своей цели, средств и методов исследования, внутренних закономерностях развития, а также в ряде отличительных свойств, которые хорошо рассмотрены в современной философии науки. В. И. Вернадский считал, что наука обладает большей самостоятельностью, независимостью от исторических условий, чем религия, искусство и философия.

Однако следует иметь в виду, что наука не есть панацея для решения всех человеческих проблем. На это обращает внимание философия постмодернизма, прежде всего, такой ее видный представитель, как Ж. Деррида [9; 10]. Не существует, например, и научно-рациональной концепции научного творчества [11; 12].

  1. Рахматуллин Р. Ю. Позитивизм как первая философия науки // Вестник ВЭГУ. 2014. № 6 (74). С. 150–159.
  2. Ракитов А. И. Анатомия научного знания. М.: Политиздат, 1969. 206 с. С. 26.
  3. Степин В. С. Наука // Всемирная энциклопедия: Философия. М.: Аст, Мн.: Харвест, 2001. 1312 с.
  4. Хамитов Р. З., Семенова Э. Р. Наука как социальный институт // Вестник научных конференций. 2015. № 3–1 (3). С. 149–151.
  5. Rakhmatullin R., Semenova E. Thomism of the unity of the religious and scientific knowledge // Nauka i studia. 2015. Т. 10. С. 288–291.
  6. Rakhmatullin R.Yu. The scientific and religious knowledge // News of Science and Education. 2016. Т. 8. № -1. С. 298–303.
  7. Рахматуллин Р. Ю. Религия и наука: проблема взаимоотношения (на примере ислама) // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 793–795.
  8. Халиков Р., Семенова Э. Р. Наука и религия как единство противоположностей // Вестник научных конференций. 2016. № 2–5 (6). С. 131–133.
  9. Rakhmatullin R. Postmodernism in philosophy // Nauka i studia. 2015. Т. 10. С. 313–316.
  10. Рахматуллин Р. Ю. Историческое знание в контексте философии науки // Вестник ВЭГУ. 2015. № 3 (77). С. 129–137.
  11. Столетов А. И. К построению философской концепции креативности // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 12. С. 462–472.
  12. Лукманова Р. Х., Столетов А. И. О даосско-буддийской трактовке сущности творчества // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. Т. 156. № 1. С. 94–105.

Основные термины (генерируются автоматически): наука, социальный институт, религия, современная наука, сфера культуры, XVII-XVIII, материальное производство, научная информация, научное творчество, экспериментальное оборудование.



Наука — это основное средство решения задачи о предсказуемости поведения объектов управления (что бы ни стояло за этим термином: техника, общество, социальный процесс, индивид и т.п.) во всех отраслях деятельности.

Функция науки в жизни общества — обеспечение управления во всех отраслях общественной деятельности в соответствии с определённой концепцией, даваемой обществу носителями концептуальной власти.

То есть наука обслуживает концептуальную власть, хотя она же может породить в обществе его собственную концептуальную власть: это — причина, по которой приверженцы толпо-“элитаризма” предпочитают культивировать невежество, а хозяева толпо-“элитарных” концепций в отношении развития и функционирования науки и системы образования на её основе придерживаются весьма специфических принципов.

Принципы, реализуемые в отношении науки в толпо-“элитарных” обществах, включая и цивилизацию на основе Библии и США как её составную часть, просты:

• Рабы не должны обладать познавательно-творческой культурой, адекватной Жизни (1-й приоритет обобщённых средств управления: владение им — ключ к обретению концептуальной властности и порождению в обществе его собственной концептуальной власти со всем вытекающими из этого факта разнородными следствиями);

• они не должны иметь науку (2-й и 3-й приоритеты обобщённых средств управления), более эффективную, чем та, которую, исходя из своих интересов, допускают в их обществе рабовладельцы или которую рабовладельцы им навязывают.

Это касается всех наук без исключения, но прежде всего — социологии в целом и её отраслей.

И это — троякий источник зависимости общества рабов от корпорации рабовладельцев и подневольности рабов системе рабовладения.

Удерживать науку и свод признаваемых научными знаний и лжезнаний в русле господствующей над обществом концепции управления — главное назначение системы аттестации и сертификации квалификационных уровней в науке.

Система образования, представляющая собой одну из сфер профессиональной деятельности, — в толпо-“элитарных” обществах также служит воплощению в жизнь трёх выше названных взаимосвязанных принципов.



Наука как феномен человеческой культуры

В современном понимании науку принято рассматривать как одну из составляющих (наряду с искусством, моралью, правом, идеологией, религией и т. д.) духовной культуры человечества.

Наука — это определенная система знаний о природе, об обществе, о человеке, а также особый вид духовного производства, целями которого являются получение истинных знаний, их накопление и совершенствование.

Кроме того, под наукой понимается совокупность социальных институтов, в рамках которых осуществляется данное производство.

В строгом смысле слова наука как явление культуры появилась в XVII в., что было связано с возможностью опытным путем проверять истинность получаемых знаний. Наука и общество взаимосвязаны. Наука не может ни возникнуть, ни развиваться вне общества.

В свою очередь, современное общество уже не может существовать без науки, которая способствует удовлетворению потребностей во всех сферах жизни общества, выступает фактором социального развития. На основе знания законов функционирования и эволюции рассматриваемых объектов наука осуществляет прогноз будущего данных объектов в целях практического освоения действительности.

Развитие научных знаний

По мере развития науки в рамках определенной парадигмы неизбежно накапливаются факты, не укладывающиеся в рамки существующих теорий. Рано или поздно приходится для их объяснения менять основания научного знания, основополагающие принципы, методологические установки, т. е. научные парадигмы. Смена парадигм, по Куну, представляет собой научную революцию.

Научная картина мира

Научная революция влечет изменение научной картины мира - целостной системы понятий и принципов об общих свойствах и о закономерностях действительности.

Различают общенаучную картину мира, которая включает представления обо всей действительности (т. е. о природе, об обществе и о самом познании), и естественно-научную картину мира. Последняя в зависимости от предмета познания может быть физической, астрономической, химической, биологической и т. и. В общенаучной картине мира определяющим элементом выступает картина мира той области научного знания, которая занимает лидирующее положение на конкретном этапе развития науки.

Каждая картина мира строится на основе определенных фундаментальных научных теорий, и по мере развития практики и познания одни научные картины мира сменяются другими. Так, естествен но-научная и прежде всего физическая картина строилась сначала (в XVII в.) на базе классической механики (классическая картина мира), затем (в начале XX в.) на основе электродинамики, квантовой механики и теории относительности (неклассическая картина мира), а в настоящее время на основе синергетики (пост-неклассическая картина мира). Научные картины мира выполняют эвристическую роль в процессе построения фундаментальных научных теорий. Они тесно связаны с мировоззрением, являясь одним из важных источников его формирования.

Классификация наук

Сложную, но очень важную проблему представляет собой классификация наук. Разветвленная система многочисленных и многообразных исследований, различаемых по объекту, предмету, методу, степени фундаментальности, сфере применения и т. п., практически исключает единую классификацию всех наук по одному основанию.

В самом общем виде науки делятся на естественные, технические, общественные (социальные) и гуманитарные.

К естественным наукам относятся науки:


  • о космосе, его строении, развитии (астрономия, космология, космогония, астрофизика, космохимия и проч.);
  • Земле (геология, геофизика, геохимия и др.);
  • физических, химических, биологических системах и процессах, формах движения материи (физика и т. п.);
  • человеке как биологическом виде, его происхождении и эволюции (анатомия и т. д.).

Технические науки содержательно основываются на естественных науках. Они изучают разлииные формы и направления развития техники (теплотехника, радиотехника, электротехника и проч.).

Общественные (социальные) науки также имеют ряд направлений и изучают общество (экономика, социология, политология, юриспруденция и т. п.).

Гуманитарные науки — науки о духовном мире человека, об отношении к окружающему миру, обществу, себе подобным (педагогика, психология, эвристика, конфликтология и др.).

Между блоками наук имеются связующие звенья; одни и те же науки могут частично входить в разные группы (эргономика, медицина, экология, инженерная психология и др.), особенно подвижна грань между общественными и гуманитарными науками (история, этика, эстетика и проч.).

Особое место в системе наук занимают философия, математика, кибернетика, информатика и т. п., которые в силу своего общего характера применяются в любых исследованиях.

Следующая классификация предполагает выделение фундаментальной и прикладной науки. Критерием их выделения оказывается степень удаленности от практики.

Одна из классификаций видов наук отражает этапы формирования современной науки:


  • классическая наука — наука, сформировавшаяся в XVII-XIX вв. Отличительная ее черта — предельный объективизм, то есть принципиальное исключение из научного знания всего, что связано с познающим субъектом и средствами познания;
  • неклассическая наука, сложившаяся в первой половине XX в. Исходит из того, что субъект и объект познания образуют единую систему и, более того, сам акт познания изменяет исследуемый объект. Пример неклассической науки — квантовая физика;
  • постнеклассическая наука, появившаяся во второй половине XX в. Эта наука требует учета ценностных и целевых установок исследователя, оценки социальной значимости полученных результатов. К числу таких наук могут быть отнесены экология, генная инженерия и др.

В ходе исторического развития наука из занятия одиночек (Архимед) постепенно превращается в особую, относительно самостоятельную форму общественного сознания и сферу человеческой активности. Она выступает как продукт длительного развития человеческой культуры, цивилизации, особый общественный организм со своими типами общения, разделения и кооперирования отдельных видов научной деятельности.

Роль науки в условиях научно-технической революции постоянно растет. Среди ее основных функций необходимо назвать следующие:

vedro-compota

Дело в том , что понятие культуры- очень широкое. Идёт всё это от греков – считается , что культура это что–то искусственное – то есть созданное человеком. Культура – это некая надстройка над природой. В этой надстройка мы проводим всё больше времени (по сравнению с дикой природой), это своеобразный мир – второй мир созданный человеком.
Государство тоже является культурным проектом, который внедрялся и шифровался постепенно. Постепенно возникала его структура.

Дарвин говорил об эволюции животного мира, а социум – это самая сложная культура, пока что она движется в таком вот прогрессивном развитии, прогрессивном в условном смысле.
В этом смысле наука тоже имеет своё начало – также как и государство – она возникает не сразу. Вот мы и посмотрим – как собственно возникала наука, как некий социальный институт – как вид культуры.

Конечно, человеческий институт сильно в своем развитии отличается от животных видов – по существу там максимальное приспособление отождествляется с прогрессом. Кто не выдержал – тот умер.

Наука -даже её начало, лежит в достаточно отдалённой от нас древности – до сих пор идут споры о том когда и где она (наука) возникает. Наука сосуществовала и с другими культурами. Её взаимоотношения с ними менялось – особенно это касалось религии. Также существуют власть и политика – тоже виды культур, то есть наука тоже представляла (её представляли) как некую угрозу для власти и т.д.

Наука – относительно поздняя культура (по сравнению с властью и религией). НО сегодня наука - одно из мерил прогресса современного общества. Сегодня наука даже начинает вытеснять остальные культуры. Это связано с тем, что все культуры имеют свой топус и локус – время существование и место существования. Наука же интернациональна по своей природе.
Наука свободно перешагивает через любые границы – ей якобы не мешают проволоки колючие и рвы (на деле – в науку вкладываются как и 300 лет назад по причине постоянного противостояния).
В этой теме мы интересуемся наукой как неким созданием, которое занимает место в общечеловеческой культуре.

После Греции возникает этап средневековой науки. Здесь главным культурным явлением является христианство. Которое в начале своей истории было на нелегальном положении, а после стало официальной религией многих стран (особенно в средневековье).
Когда начали распадаться высокие идеалы греческой философии – когда продавали сенатские должности и т.д. – христианство начинает брать верх. Фигура Христа становится – очень привлекательной – ведь он был Бого-человек – то есть и кровь лилась из его рук, но и одновременно он был Богом.
13-14 век возникает первая фаза возрождения. А потом новое время +общество вещизма, труда и т.д. – и духовность отступает на личный уровень каждого человека (из общественной жизни во многом вытесняется).

В религиозных школах появляется своей рационализм – но он опирается на догматику. Так возникает схоластика.

Далее лектор утверждает, что в религии есть вещи которые можно просто не признавать канонически (на деле подобное часто наблюдается и в научной практике - моё прим. – лектор тоже говорит об этом далее)

Конечно, эпоха Возрождения вернула идеалы науки и т.д. – но так как все лидеры были филологами – науку они не особо двинули. Реформация - это бант внутри лагеря, система расшатывается. В католицизме путь спасения лежит только через Церковь, а протестанты считали, что мирянин всегда может найти путь к Богу. Протестанты считали первоисточником ветхий завет (интересно – на основании чего это лектор утверждает? – моё прим.) У протестантов свободы стало побольше – в том числе косвенно это способствовало свободе образования.

Коперник фактически создал геометрию нашей планетной системы. Но его теории были во много мистичны.

Галилей же говорил, что главное в задаче – установить принцип, а физика - это наука об универсальных законах. Ньютон утвердил этот принцип в своих работах.
Новая Наука – это ювенильная фаза – время молодости науки, возникает т.н. классическая матрица науки. Первая Академия новой науки – это британская Королевская Академия – но ей предшествует т.н. деятельность недвижимого колледжа.

Бэкон говорит, что ученые – бескорыстные труженики, они могут не есть не пить и т.д. – и ведёт нас к светлому будущему. Потом возникла Берлинская академия, потом научная академия в Петербурге.

В то время Бэкон советует ученым не лезть в религиозные распри (религиозном споре тогда в том числе гибли люди). Доклады британской академии требовали подтверждаемости утверждений через эксперимент.

Новая наука положила конец дилетантству - ученый должен владеть прежде всего научными методами. Гук написал устав в 1660 году - это устав был послан королю, который и создал Королевскую академию. После неё начинают возникать светские университеты. Начинает формироваться научное сообщенство.

Это была ювенильная фаза. Доклады заслушиваются ,а потом публикуются - ученые начинают обмениваться знаниями. Знания становятся не национальными и универсальными. В рамках ювенильной стадии зараждается требование доказывать и проверять – эмпирически подтверждать.
В 19-ом веке возникает так называемые Зрелый этап – он характеризуется следующими моментами: утверждается классическая матрица, этап механистичен – из-за авторитета Ньютона, была борьба за авторитет между англичанами (фанаты Ньютона) и французами (Декарт). Декарт предложил кинематический подход – форму траектории в фазовом пространстве, но потом оказалось что их теории эквивалентны – хоть подходы и различны. В это время также проходит реформа образования в университете.

Далее идет постклассический этап и этап зрелой науки.
Постклассический этап – между первой и второй мировой войной. (помните - что наша классияикпация - это соуиокультурная классификция – положение ученого и науки ву обещстве – в зависимости от этого)

Читайте также: