Научно познавательное направление внеурочной деятельности в начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

Для разработки программы научно-познавательной деятельности в 1 классе были использованы следующие материалы:

1. учебно-методические (методические рекомендации по изучению курса.)

- Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2009.

- ЦОР, расположенные на сайте Единой цифровой коллекции образовательных ресурсов.

Под научно-познавательной деятельностью мы понимаем разные виды деятельности, которые направлены на достижение конкретных целей и включающие в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий.

гармоничное сочетание исследовательской и игровой активности в соответствии с возрастом школьников.

Основные задачи курса:

развитие познавательных потребностей школьников;

развитие творческих способностей школьников;

обучение школьников специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований и проектирования;

формирование и развитие у школьников умений и навыков исследовательского поиска и творческого проектирования;

формирование у школьников представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

В связи с этим, предлагаемый курс ставит целью обучения научно-познавательной деятельности в 1 классе –

Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

формирование навыков организации рабочего пространства

Формирование умения работать с информацией (сбор, хранение, использование).

Особенности программы

Программа основана на эмоционально-образном восприятии понятий.

Дети являются активными участниками действия. Все задания, которые предлагаются детям, так или иначе, связаны с сюжетом и предполагают эмоциональное вовлечение ребёнка в действие.

Усвоению материала способствует позитивный настрой детей и их растущая самооценка. Дети участвуют в действии всегда в качестве положительных героев. Причём, если у конкретного ребёнка что-то даже не получилось, то результат работы всей группы всегда положительный.

Новый материал отрабатывается через двигательную активность (мелкую моторику). Осуществляется речевая проработка материала. Понятия воспринимаются ребёнком через знакомые ему эмоции и чувства.

Задания, предлагаемые на уроках, очень разнообразны и задействуют различные способности детей, поэтому всегда найдётся что-то, в чём даже самый слабый ребёнок может себя успешно проявить.

В программе предусмотрена не только работа в группе, но и выполнение индивидуальных заданий.

1.2. Общая характеристика курса

Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной школы находят все большее применение. Учитель стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.

Однако, возможности проведения самостоятельных исследований и создания учащимися собственных творческих проектов в школе существенно ограничены действующими образовательно – культурными традициями. Их смена – дело, требующее длительного времени, а также новых теоретических и методических решений.

Пока же исследовательская практика ребенка интенсивно развивается в сфере дополнительного образования, на внеклассных и внеурочных занятиях, во внеучебной деятельности.

Предлагаемая программа рассчитана на работу с учащимися в рамках внеучебной деятельности.

Программа научно-познавательной деятельности учащихся включает три раздела: Тренинг, Исследовательская практика, Мониторинг.

Раздел Тренинг включает специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска.

Раздел Исследовательская практика направлен на проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.

В процессе реализации программы дети выполняют 4 самостоятельных исследовательских работы

- Наблюдаем за ветками в вазе

- Наблюдаем за птицами

Раздел Мониторинг направлен на организацию мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (защита мини-исследовательских работ).

В данной программе необходимо выделить то, что ни в коем случае не должно меняться , а именно:

1. Порядок действий над проектом:

-Знакомство класса с темой.

- Выбор метода наблюдения.

- Работа над мини-исследованием.

- Презентация (представление результатов).

2. Каждое мини-исследование должно быть доведено до успешного завершения

3. Каждое мини-исследование должно оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат.

Специфика содержания курса в 1 классе :

Научно-познавательная деятельность в 1 классе

1.имеет краеведческую направленность,

2. краткосрочный характер, что обусловлено психологическими и возрастными особенностями младших школьников.

3.носит групповой характер, что способствует формированию у учащихся коммуникативных умений (умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения, участвовать в обсуждении и т. д.)

4. предусматривает совместную работу учителя-ребенка, ребенка-других членов семьи с различными источниками информации, что обеспечивает

-формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации.

- взаимодействие семьи и школы.

1.3. Место научно-познавательной деятельности в учебном плане

28 часов на групповые внеучебные занятия

4 часа на индивидуальные консультации

2 часа на защиту проекта

Образовательные результаты обучения научно-познавательной деятельности в 1 классе и их оценивание

2.1. Планируемые результаты по окончанию изучения курса в 1 классе

В результате обучения научно-познавательной деятельности в 1 классе учащиеся смогут:

1 . Метапредметные результаты (ключевые компетенции)

а) информационная компетенция

- оформлять свою мысль в устной и письменной речи на уровне небольшого по объему рассказа

- подбирать подходящие по смыслу слова

б) коммуникативная компетенция

- уметь выполнять различные роли в группе

- оценивать свои и чужие действия

-уметь вступать в беседу на уроке и в жизни

2. Личностные результаты

- уметь оценивать свои возможности и уровень знаний по курсу

- приобрести опыт практического сотрудничества

2.2. Критерии оценивания научно-познавательной деятельности в 1 классе

Для отслеживания уровня усвоения метапредметных и личностных результатов используются:

Единые требования к надпредметным общеучебным умениям и навыкам (по материалам курсов Лошаковой Т. Ф.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Заместитель директора по ВР __________________ Ф.И.О.

от ____________ 201_ года

Программа внеурочной деятельности

обучающихся

по научно – познавательному

(общеинтеллектуальному) направлению

Программа предназначена для 1-4 классов

Срок реализации: 4 года

адаптировала

Ряполова Маргарита Ивановна

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Цели и задачи

Целью данной программы является: создать условия для формирования личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями, через познание родного слова.

речевых умений и навыков, интереса детей к родному языку и творческих способностей.

Исходя из сказанного, программа предполагает решение следующих задач:

воспитание любви и уважения к великому русскому языку;

воспитание чувства патриотизма;

повышение общей языковой культуры учащихся;

выявление одарённых в лингвистическом отношении обучающихся, а также воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы.

развитие интереса к языку как учебному предмету;

совершенствование общего языкового развития младших школьников;

развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.

расширение и углубление программного материала;

совершенствование навыков анализа различных фактов языка;

пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью;

формирование установки на осознание важности владения речью в жизни каждого человека;

Уровни воспитательных результатов работы по программе:

Программа внеурочной деятельности направлена на достижение следующих уровней воспитательных результатов:

Первый уровень – приобретение обучающимся социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.)

Достигается во взаимодействии с педагогом.

Второй уровень – получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Достигается в дружественной детской среде (коллективе).

Третий уровень – получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия

Достигается во взаимодействии с социальными субъектами.

Система отслеживания и оценивания результатов внеурочной деятельности обучащихся

Приемы и методы изучения

Исполнитель оценки

Анализ общего состояния внеурочной деятельности

Вовлеченность учащихся в систему ВД

-Охват учащихся программами ВД

-Сформированность активной позиции во ВД

1.Анализ участия учащихся во ВД

Классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе

Ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы ВД

-Обеспеченность кадровыми ресурсами

-Обеспеченность информационно-техническими ресурсами

-Обеспеченность финансовыми ресурсами

-Обеспеченность материально-техническими ресурсами

1.Метод экспертной оценки

2.Методы индивидуальной и групповой оценки

Педагоги, реализующие программы ВД, заместитель директора по воспитательной работе

Эффективность внеурочной деятельности

Личность обучающегося

-Формирование основ гражданской идентичности личности

-Формирование картины мира культуры

-Развитие Я-концепции и самооценки личности

Классный руководитель, психолог, социальный педагог

-Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности

3. Оценка уровня воспитанности обучающегося (по Н.П. Капустину)

Классный руководитель, школьный психолог

-Формирование единого образа мира при разнообразии культур

-Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения

-Знание основных моральных норм

-Формирование моральной самооценки

-Развитие доброжелательности, внимательности к сотрудничеству и дружбе

-Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни

Классный руководитель, школьный психолог, социальный педагог

Детский коллектив

Сформированность детского коллектива

-Благоприятный психологический микроклимат

-Уровень развития коллективного взаимоотношений

3.Методика определения уровня развития самоуправления (по Рожкову)

Классный руководитель, педагог-организатор, старший вожатый, заместитель директора по воспитательной работе

Сформированность мотивации учащихся к участию в общественно-полезной деятельности коллектива

-Включенность обучающихся во внеурочную деятельность

Сформированность коммуникативной культуры учащихся

-Взаимодействия со сверстниками, родителями, педагоги

Методика выявление коммуникативных склонностей (по Р.В. Овчаровой)

Профессиональная позиция педагога

Эффективность работы кружка/ секции/ клуба/ объединения

-Посещаемость, сохранность контингента

-Применение проектных и иных современных технологий, обеспечивающих деятельностный подход

-Участие учащихся в выставках, конкурсах, соревнованиях и т.п.

2.Посещение внеурочных занятий

Заместитель директора по воспитательной работе

Проектирование и прогнозирование процесса внеурочной деятельности

-Наличие рабочей программы и ее соответствие предъявляемым требованиям

-Формирование ученического портфолио

Заместитель директора по воспитательной работе

Продуктивность внеурочной деятельности

Продуктивность внеурочной деятельности

-Уровень достижения ожидаемых результатов

-Достижения учащихся в выбранных видах внеурочной деятельности

-Рост мотивации к активной познавательной деятельности

1.Анализ освоения учащимися программ внеурочной деятельности

3.Анализ результатов участия детей в турнирных мероприятиях состязательного характера

5.Метод незаконченного предложения

Педагоги, реализующие программы ВД, заместитель директора по воспитательной работе

Удовлетворенность учащихся, из родителей, педагогов организацией ВД и ее результатами

Удовлетворенность учащихся, из родителей, педагогов организацией ВД и ее результатами

- Удовлетворенность обучающихся участием ВД

-Сформированность у родителей чувства удовлетворенности посещением обучающимся внеурочных занятий

- Удовлетворенность педагогов организацией и ресурсным обеспечением ВД, ее результатами

5.Метод незаконченного предложения

Педагоги, реализующие программы ВД, классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе

Отличительные особенности программы

Основой построения программы является система непрерывного поэтапного развития коммуникативно-речевых и литературно-творческих способностей учащихся.

Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи.

Организация деятельности обучающихся на занятиях основывается на следующих принципах:

сознательность и активность;

связь теории с практикой;

индивидуальный подход к учащимся;

успешности и социальной значимости.

Занятия проводятся во второй половине дня. Место проведения занятий: аудиторные занятия – классная комната (50% занятий);

внеаудиторные занятия - музей школы, краеведческий музей, библиотека, актовый зал, школьный двор (50%).

Особенности возрастной группы обучающихся, которым адресована программа

Данная образовательная программа дополнительного образования детей предназначена для обучающихся 1-4 классов. Возраст воспитанников в группах от 6,5 до 11 лет. Группы обучающихся подбираются от 10 до 15 человек одного возраста.

Продолжительность занятий в 1 классе – 35 минут, во 2-4- классах 45 и более минут.

1 год – 33часа (1 раз в неделю).

2 год – 35 часа (1 раз в неделю).

3 год – 35 часа (1 раз в неделю).

4 год - 35 часа (1 раз в неделю).

этапы развития письменности;

историю происхождения языка;

историю русского алфавита;

использовать в своей речи выразительные средства языка;

анализировать художественный текст;

работать с различными видами словарей;

уместно использовать в своей речи фразеологизмы;

уметь различать значение слова и его звуковую форму;

проводить классификацию слов (по формальным признакам и
смысловым);

уметь вести диалог, слушать собеседника, корректировать свои
высказывания;

умение создавать собственные речевые произведения с
опорой на рисунок, текст, увиденное и услышанное;

составлять рассказы на определённую тему;

составлять рассказы по картинам;

разъяснять значения известных слов, устойчивых сочетаний и
правильно их употреблять;

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены физминутки, предусмотрена последовательная смена деятельности в течение одного занятия; некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний,

соревнований между командами. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности.

Программа каждого класса состоит из шести разделов.

1. Тайны языка.

История русского языка в рассказах. Игры, кроссворды, соревнования. Рассказы о Слове.

2. В гостях у слова.

Беседа о богатстве русского языка (о многозначности; о словах близких и противоположных по значению, о значении и происхождении слов и устойчивых выражениях, о заимствованных словах, фразеологизмах). Знакомство с различными словарями. Группировка слов по видам орфограмм. Наблюдения над использованием синонимов. Игры, викторины.

Игры - задания на развитие творческого воображения, на развитие речедвигательных навыков, на развитие литературных навыков. Тематические группы слов. Сказочные задачи, которые позволяют перейти к грамотному придумыванию собственных сказок, стихотворений.

4. Чтобы язык не заплетался.

Игры – задания, направленные на повторение старых и запоминание новых слов.

Игры на усвоение смысла слова, развитие его применения в речевой практике (речевые ситуации).

5. Сокровища русского языка.

Упражнения, игры, игры – задания на развитие различных свойств слова и выражений богатого русского языка на основе произведений устного народного творчества.

6.Исследовательская и проектная деятельность.

Составление вопросов для викторины. Праздники. Словари. Сборники пословиц, загадок. Блокноты трудных орфограмм. Литературные газеты.


Целью программы является формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.

Описание разработки

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС начального общего образования (второго поколения), согласно базисному учебному плану.

Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 33 часа в год.

В настоящее время, когда общество испытывает острую нужду в таких нравственных ценностях, как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность, возникла острая необходимость проведения в рамках внеурочной деятельности для учащихся начальной школы уроков нравственности и этикета.

Целью данной программы является формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.

Содержание предполагает решение следующих задач:

обучение навыкам общения и сотрудничества;

формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;

развитие коммуникативных умений в процессе общения;

Программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления для начальных классов Школа вежливых наук

введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.

Программа предусматривает разные виды работ с родителями: лектории, беседы, диспуты, дискуссии, индивидуальные консультации, консультации психолога.

Общая атмосфера на занятиях создаёт особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Осознание своих успехов способствует раскрытию психологических возможностей учащихся, повышению их самооценки, уверенности в себе. Все ответы детей принимаются, внимательно выслушиваются и в итоге обсуждения приходят к правильному решению.

Отбор содержания курса осуществляется с учетом знаний о человеке, жизненного опыта учащихся, их возрастных особенностей.

С целью перехода знаний в убеждения широко используются жизненные ситуации.

Основными принципами работы программы являются:

- учет современных требований;

- учет возрастных особенностей;

- управляемость образовательным процессом;

- сочетание в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы.

Методы работы.

Выбор методов обусловлен содержанием воспитания и обучения, а также достигнутым уровнем развития детского коллектива, возрастными особенностями детей, особенностями взаимодействия между педагогом и детьми.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС начального общего образования (второго поколения), согласно базисному учебному плану.

Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 33 часа в год.

В настоящее время, когда общество испытывает острую нужду в таких нравственных ценностях, как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность, возникла острая необходимость проведения в рамках внеурочной деятельности для учащихся начальной школы уроков нравственности и этикета.

Целью данной программы является формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.

Содержание предполагает решение следующих задач:

обучение навыкам общения и сотрудничества;

формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;

развитие коммуникативных умений в процессе общения;

введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.

Программа предусматривает разные виды работ с родителями: лектории, беседы, диспуты, дискуссии, индивидуальные консультации, консультации психолога.

Общая атмосфера на занятиях создаёт особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Осознание своих успехов способствует раскрытию психологических возможностей учащихся, повышению их самооценки, уверенности в себе. Все ответы детей принимаются, внимательно выслушиваются и в итоге обсуждения приходят к правильному решению.

Отбор содержания курса осуществляется с учетом знаний о человеке, жизненного опыта учащихся, их возрастных особенностей.

С целью перехода знаний в убеждения широко используются жизненные ситуации.

Основными принципами работы программы являются:

- учет современных требований;

- учет возрастных особенностей;

- управляемость образовательным процессом;

- сочетание в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы.

Методы работы

Выбор методов обусловлен содержанием воспитания и обучения, а также достигнутым уровнем развития детского коллектива, возрастными особенностями детей, особенностями взаимодействия между педагогом и детьми.

Методы формирования взглядов и обмен информацией:

Методы организации деятельности:

- показ примеров и образцов;

-создание ситуации успеха;

Методы стимулирования и мотивации;

Методы стимулирования интереса к учению:

- создание ситуации успеха;

Формы работы

Основной формой образовательного процесса является учебное занятие, а так же индивидуальная, групповая и коллективная работы, работы в парах, занятие-сказка, конкурс, подвижные игры и массовые мероприятия.

Формы организации занятий:

- участие в выставках и конкурсах различного уровня;

-участие в воспитательных мероприятиях

Воспитательные идеи программы:

Старайся делать добро!

Бойся обидеть человека!

Люби и прощай людей!

Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!

Познай мир и себя!

Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!

Ожидаемые результаты:

обогащение личного опыта общения детей;

ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;

овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.

Предметы диагностики

Личность самого воспитанника, изменения, происходящие в личности школьника.

Объекты контроля и анализа:

- познавательная активность, интерес к учению, школе;

- сформированность нравственных чувств, эмоционально-ценностных ориентаций и отношений к окружающим;

- применение правил и способов поведения в реальных жизненных ситуациях;

- выполнение учащимися различных социальных ролей, в том числе связанных со школьной системой взаимоотношений.

Предполагаемые результаты реализации программы

Результаты первого уровня (приобретение школь­ником социальных знаний, понимания социальной реаль­ности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к людям других поко­лений и социальных групп; элементарные представления правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и на­хождения информации в справочной литературе.

Вместе с тем реализация в полной мере данной программы внеурочной деятельности не исключает возможности выхода на начальные результаты второго уровня (формирование пози­тивного отношения школьника к базовым ценностям на­шего общества и к социальной реальности в целом):раз­витие ценностных отношений школьника к другим лю­дям, к внутреннему миру и результаты третьего уровня (приобретение школь­ником опыта самостоятельного социального действия): опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде и взятия на себя ответственнос­ти за других людей, нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

Контроль уровня воспитанности:

Критерии нравственного проявления ребенка

Социально-личностное развитие ребёнка: сопереживание (эмпатия)

проблемные ситуации на выявление уровня сопереживания

Анализ детского рисунка

Б - сам видит состояние окружающих и адекватно на них реагирует в деятельности, поступке.

А - сам видит состояние окружающих, предугадывает их затруднения и адекватно на них реагирует в деятельности, поступке.

по инициативе взрослого замечает состояние окружающих,

– Б – по инициативе взрослого замечает состояние окружающих, эмоционально реагирует на него эмоционально, и

- А - по инициативе взрослого замечает состояние окружающих, действенно реагирует на него.

по инициативе взрослого замечает состояние окружающих, но не реагирует на него (реагирует на эмоциональном уровне)

Коммуникативное общение

Диагностика коммуникативной сферы

Данный блок включает три методики, которые направлены на определение формы общения со взрослым, выявление отношения к близким взрослым в семье и на диагностику коммуникативной компетентности ребенка в общении со сверстниками.

1. Форма общения со взрослым определялась по известной и многократно апробированной методике, разработанной на основе концепции генезиса общения М.И. Лисиной. Методика включает три ситуации общения ребенка со взрослым. Каждая из ситуаций представляет собой модель определенной формы общения. На основе сопоставления показателей поведения ребенка в каждой из них делается заключение о предпочтении той или иной формы и об уровне развития общения в целом.

А- легко вступает в общение, умеет договариваться (идти на компромисс), самоконтроль в действиях и эмоциях.

Б - легко вступает в общение, высокий уровень самоконтроля в действиях и эмоциях.

испытывает затруднения в общении со взрослыми, не конфликтен, слабый уровень самоконтроля в эмоциях и действиях.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Цель организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО — создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

Внеурочная деятельность образовательного учреждения направлена на достижение воспитательных результатов:

  • приобретение учащимися социального опыта;
  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.

Структура внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется через:

  • учебный план образовательного учреждения;
  • дополнительные образовательные программы общеобразовательного учреждения;
  • образовательные программы учреждений дополнительного образования детей;
  • классное руководство.


Направления, виды и формы внеурочной деятельности

Согласно ФГОС НОО Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. ФГОС НОО Российской Федерации определяет основные направления внеурочной деятельности.

Направления, виды и формы внеурочной деятельности очень тесно взаимосвязаны между собой.

Направления внеурочной деятельности:

  1. Спортивно-оздоровительное
  2. Духовно — нравственное
  3. Общеинтеллектуальное
  4. Общекультурное
  5. Социальное

Виды внеурочной деятельности:

  • Игровая деятельность
  • Познавательная деятельность
  • Проблемно — ценностное общение
  • Досугово — развлекательная деятельность
  • Художественное творчество
  • Социальное творчество
  • Трудовая деятельность
  • Спортивно-оздоровительная деятельность
  • Туристско-краеведческая деятельность

Формы внеурочной деятельности:

  • Кружок
  • Студия
  • Секция
  • Клуб
  • Объединение
  • Факультатив
  • Научное общество
  • Конференция
  • Слет
  • Игра
  • Соревнование
  • Турнир
  • Встреча
  • Концерт
  • Спектакль
  • Практика
  • Экскурсия
  • Культпоход
  • Туристический поход
  • Субботник
  • Десант

Формы внеурочной деятельности по направлениям:

Спортивно-оздоровительное:

  • Посещение спортивных секций
  • Организация экскурсий, Дней Здоровья и других спортивных соревнований.
  • Проведение бесед по охране здоровья.
  • Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток, зарядка перед уроками.
  • Динамические паузы и прогулки в начальной школе.
  • Участие в спортивных соревнованиях.
  • Работа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания.

Общекультурное:

  • Организация экскурсий в театры и музеи, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
  • Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
  • Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, области.

Общеинтеллектуальное:

  • Предметные недели;
  • Библиотечные уроки;
  • Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые;
  • Проектная деятельность;
  • Участие в научно-исследовательских конференциях;
  • Разработка проектов к урокам.

Духовно-нравственное:

Социальное:

Формы внеурочной деятельности по видам:

Словесно-логические

Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей.

  • Беседы на различные темы
  • Дискуссии
  • Собрания
  • Конференции
  • Лекции

Образно-художественные формы

Главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции.

Трудовые формы внеурочной деятельности

  • Работа на пришкольном участке
  • Работа по оформлению и уборке кабинета
  • Уход за комнатными растениями
  • Организация дежурства на переменах и в школьной столовой
  • Помощь школьному библиотекарю
  • Трудовые десанты

В современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда, когда ребёнок осознаёт, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в итоге своего туда.

Игровые (досуговые) формы работы

  • Совместные праздники
  • Подготовка концертов, спектаклей
  • Неделя театра, танца, вокала
  • Просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей
  • Соревнования
  • Конкурсы
  • КВНы
  • Туристические походы
  • Экскурсионные прогулки в парк
  • Экскурсионные поездки

Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные, интеллектуальные и др.

Психологические формы

  • Лекции
  • Беседы
  • Дискуссии
  • Психологические упражнения
  • Консультации
  • Тренинги

В формах этого типа основным средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Эти формы требуют специальных знаний и умений.

Результаты внеурочной деятельности

Все виды, направления и формы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.

Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Уровни результатов внеурочной деятельности

Первый уровень. 1 класс
Школьник знает и понимает общественную жизнь
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.Достигается во взаимодействии с педагогом

Второй уровень. 2-3 классы
Школьник ценит общественную жизнь
Получение школьником опыта переживания и формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).Достигается в дружеской детской среде.

Третий уровень. 4 класс
Школьник самостоятельно действует в общественной жизни
Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.Достигается во взаимодействии с социальным субъектом.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности воспитательной работы:

  • внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
  • улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
  • укрепление здоровья воспитанников;
  • развитие творческой активности каждого ребёнка;
  • укрепление связи между семьёй и школой.

Литература:

Читайте также: