Научно методическое сопровождение инновационной деятельности в школе

Обновлено: 02.07.2024

Методическая поддержка инновационной деятельности включает организационное, учебно-методическое и научно-методическое и научно-методическое сопровождение процесса введения в школьную практику инновации. Это сопровождение является одной из функций методической службы и должностной обязанностью методиста, функциональной обязанностью руководителя методического объединения.

Влияние методической службы должно носить комплексный характер и включать в себя следующие виды деятельности: изыскание, экспертиза, авторский надзор, мониторинг, реконструкцию и анализ.

Процесс нововведения можно представить посредством последовательности семи взаимосвязанных этапов:

  1. Самоопределение на модель изменений (подготовительный).
  2. Описание желаемого будущего.
  3. Институционализация инновации.
  4. Описание настоящего (как далеко мы находимся от планируемого будущего).
  5. Планирование процесса инновационной деятельности.
  6. Осуществление перемен.
  7. Анализ, обобщение, самоопределение на дальнейшее развитие организации.

На подготовительном этапе методическая поддержка заключается в осуществлении помощи при проблематизации деятельности коллектива, поиске необходимой литературы, определении критериев выбора модели изменений, изучение выбранной модели, организации обучения.

На этапе описания желаемого будущего методическая служба осуществляет консультирование, предлагает образцы инструментария, с которым будут работать педагоги.

На этапе институционализации инновации методическая служба презентует коллективу и заинтересованным лицам модель будущей школы, консультирует по написанию проекта-заявки, помогает в поиске научного консультанта, поддерживает проект на этапе экспертизы.

На этапе изучения и описания настоящего при поддержке методической службы выявляются существующие проблемы и их причины, обобщаются полученные данные.

На этапе планирования процесса инновационной деятельности методической службой осуществляется планирование изменений, мониторинг продвижения новшества, процесс обучения персонала, консультирование.

На этапе осуществления перемен методическая служба корректирует планы, осуществляет мониторинг, консультирует педагогов.

На этапе обобщения при поддержке методической службы обобщаются результаты нововведений, определяется вектор дальнейшего развития учреждения образования, составляется итоговый отчет.

Инновационная деятельность педагога как особый вид профессиональной деятельности ориентирована на изменение и развитие образовательных отношений с целью достижения высоких результатов, формирования педагогической практики, направленной на обновление системы образования

Оценить 731 0

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЕДАГОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Инновационная деятельность педагога как особый вид профессиональной деятельности ориентирована на изменение и развитие образовательных отношений с целью достижения высоких результатов, формирования педагогической практики, направленной на обновление системы образования. Педагогу в этой ситуации надо не только быть исполнителем, но и играть ряд профессиональных ролей – организатора обучения и эффективного использования технологий в обучении, конструктора совместного обучения. Под готовностью к инновационной деятельности мы понимаем совокупность качеств учителя, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива образовательной организации, а также его способность выявлять актуальные проблемы образования учащихся, находить и реализовать эффективные способы их решения, разрабатывать, апробировать и внедрять в образовательную практику новые эффективные образовательные продукты.

Учеными исследованы различные аспекты инновационных процессов в образовании: содержание инноваций как процесса создания и использования нового опыта, связанного с изменениями в образовательной среде; классификации инноваций; особенности инновационной деятельности педагога в образовательной организации. Изучая результаты современных исследований по педагогическим наукам, мы выяснили, что за последнее время значительно расширились исследования в области методического обеспечения инновационной деятельности. Многие ученые рассматривают следующие важные вопросы: организацию и функции методической службы; этапы развития методической деятельности и повышения квалификации педагогов в образовательной организации; модели управления методической работой в образовательной организации.

Богатство научно-методического сопровождения заключается в большом количестве функций, которые оно выполняет. на основе анализа работ ученых (Т.Н. Беркалиев, Е.С. Заир-Бек, А.П. Тряпицына, А.П. Мишина, Т.В. Кочеткова) среди функций научно-методического сопровождения инновационной деятельности педагога в образовательной организации можно выделить следующие:

обучающую, которая нацелена на овладение профессиональными компетенциями в условиях инновационного образовательного пространства;

консультационную, ориентированную на оказание адресной помощи педагогу по поводу конкретной проблемы в профессиональной деятельности;

диагностическую, направленную на выявление личностных и профессиональных затруднений в работе педагога;

психотерапевтическую, которая помогает педагогу в преодолении различного вида барьеров, препятствующих успешному осуществлению профессионально-образовательной деятельности;

коррекционную, направленную на внесение изменений в профессиональную деятельность, на исправление допущенных ошибок;

адаптационную, обеспечивающую согласование ожиданий и возможностей работника с требованиями профессиональной среды и изменяющимися условиями трудовой деятельности;

информационную, которая способствует предъявлению педагогам нужной информации по основным направлениям развития образования, новым педагогическим технологиям, образовательным программам;

направляющую, которая помогает установлению гуманистических образовательных отношений; выявлению, изучению и оценке результативности инновационного педагогического опыта в образовании, его обобщению и распространению, созданию системы стимулирования творческой инициативы и профессионального роста педагогов, оказанию поддержки педагогам и руководителям в инновационной деятельности, организации и проведению опытно-экспериментальной работы, экспертной оценке авторских программ, учебных планов, пособий; осуществлению издательской деятельности. таким образом, научно-методическое сопровождение инновационной деятельности педагога способствует его личностно-профессиональному развитию и повышению качества образования.

Перечислим направления научно-методического сопровождения инновационной деятельности педагогов:

проведение экспериментальных исследований в рамках самостоятельной исследовательской, инновационной деятельности педагогов по актуальным вопросам реализации федеральных государственных образовательных стандартов, предметных концепций; личностно-развивающего образования в начальной школе;

организация совместной научно-исследовательской деятельности преподавателей вуза и педагогов через выполнение совместных проектов по вопросам личностного и профессионального развития педагога, по актуальным проблемам обучения

и воспитания младших школьников: педагогическая поддержка младших школьников, испытывающих трудности в обучении, обеспечение преемственности разных уровней образования, реализация технологий развивающего обучения, организация работы с одаренными детьми, управление индивидуальной учебной деятельностью младших школьников и др.;

изучение и описание передового педагогического опыта учителей с целью изучения жизненного опыта как фактора личностного и профессионального развития педагога;

проведение научно-практических конференций, семинаров, форумов с целью обсуждения и внедрения результатов исследований, выполненных участниками инновационной педагогической деятельности.

Мы знаем вполне достаточно о том, какие требования предъявляются сегодня к учителю начальных классов, но мало – о том, какие трудности он испытывает в условиях инновационных процессов в образовании. Часто, как показывают результаты изучения педагогической практики, учителя страдают от апатичных учеников, дисциплинарных проблем, недовольных родителей, жестких образовательных ориентиров, а также от повседневных трудностей, возникающих в связи с постоянным контактом с большой и разнородной группой учащихся, с большими изменениями в обучении школьников согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, концепций предметных образовательных областей.

В рамках деятельности научно-исследовательской лаборатории нами обосновывались и апробировались различные формы научно-методического сопровождения учителя начальных классов, которые предполагают научно-методическую помощь и психолого-педагогическую поддержку учителю. одной из форм сопровождения учителя начальных классов являетсягрупповая педагогическая консультация для учителей. Консультантом может выступать приглашенный специалист (психолог, педагог, опытный учитель, методист по начальному образованию). стержнем педагогической консультации является разъяснение положений нормативно-методической базы профессиональной деятельности, разбор сложных профессиональных ситуаций взаимодействия с участниками образовательных отношений. в ходе таких консультаций учитель чувствует себя неодиноким, и если он сумеет что-то почувствовать и распознать в себе, если информация, полученная от коллег, от консультанта, заставит его задуматься над своими педагогическими действиями, над собой, то он может решиться на изменения в своей профессиональной и личной деятельности. наш опыт проведения таких консультаций на базе ВГСПУ показывает, что учителя часто в ходе консультаций делают открытие, что другие воспринимают определенное событие или педагогические отношения иначе, чем они; они начинают понимать, что в их педагогических проблемах их собственная доля участия довольно большая; часто работа над определенным (чужим) случаем затрагивает собственную проблемную ситуацию и, таким образом, приводит в движение процесс познания и самопознания.

Эффективной формой оказания научно-методической помощи учителям является организация встреч с авторами учебно-методических комплектов, учебных пособийдля начальной школы. в свободной дискуссии с учеными учителя могут обсудить наболевшие вопросы, уточнить теоретические и методические положения конкретной образовательной программы.

одним из видов сопровождения учителя является организационное сопровождение. Этот вид сопровождения может охватить большое количество образовательных учреждений в городе, муниципальном районе. Можно выделить ряд уровней организации научно-методического сопровождения педагога.

Интрауровень научно-методического сопровождения личностно-профессионального развития. Данный уровень отражает систему взаимодействия конкретного учителя с разными образовательными, методическими, научно-исследовательскими структурами (научно-методические центры российских издательств, научных лабораторий, педагогические объединения, электронные порталы и т. д.).

Интеруровень научно-методического сопровождения личностно-профессионального развития. Данный уровень отражает взаимодействие учителей внутри конкретных групп (учителя-предметники, проблемные группы, творческие группы), группы учителей, объединенных по определенным критериям. Интрауровень и интеруровень – это уровни, которые можно выделить внутри отдельно взятого образовательного учреждения. объединяясь в более сложные образования, эти уровни формируютмикроуровень научно-методического сопровождения личностно-профессионального развития. Под микроуровнем мы подразумеваем коллектив школы, который взаимодействует в рамках единой образовательной темы, программы развития школы, обсуждая проблемы, перспективы на педагогических советах, внутришкольных круглых столах и т. п.

Содержанием научно-методического сопровождения педагога является специально разработанная комплексная система мер и взаимодействия на интра-, интер-, микро-, мезо-, макроуровнях.

Результат, на который ориентируются специалисты сопровождения учителей начальных классов, – это развитие у педагогов способностей быстро и эффективно адаптироваться к условиям жизни, выполнять педагогическую деятельность в инновационном режиме, позитивно воспринимать себя и окружающих.

Необходимо подчеркнуть, что освоение педагогики развития должно осуществляться в режиме самоизменения самого педагога.

нельзя заставить педагога заниматься развивающим обучением, в этом случае возможна дискредитация методов развивающего обучения. в современном начальном образовании можно выделить такую тенденцию как активное обращение учителей начальных классов к научно-исследовательской деятельности, проявление потребности в профессиональном росте, желания сотрудничать с представителями науки.

Список литературы

Беркалиев Т.Н., Заир-Бек Е.С., Тряпицына А.П. Инновации и качество образования: науч.метод. пособие для педагогов инновационных школ. СБП.: Каро, 2007.

Мишина А.П., Кочеткова Т.В. организация методической работы и оформление школьной документации при реализации ФГОС НОО: методические рекомендации / авт.-сост. А.П. Мишина, Т.В. Кочеткова. М., 2014.

Николаева М.В. школьно-университетское партнерство в подготовке педагогов начальной школы при реализации основной профессиональной образовательной программы по уровню магистратуры// Изв. волгогр. гос. пед. ун-та. 2018. № 2. с. 26–29.

Образовательные стратегии и технологии личностно-профессионального развития учителя начальных классов в инновационном пространстве модернизации непрерывного педагогического образования: кол. моногр. / под общ. ред. М.В. Николаевой. Волгоград: Перемена, 2014.

Подымов Н.А., Подымова Л.С. Барьеры на пути к инновациям (методологические основы исследования отношений в процессе инновационной деятельности) // образование и общество. 2002. № 4.

Солодухина О.А. Классификация инновационных процессов в образовании // среднее профессиональное образование. 2011. № 10. с. 12–13.

Трапицын С.Ю. управление инновационными процессами в образовательном учреждении // вестн. Балт. пед. академии: интенсивные методы и технологии в обучении и профессиональном развитии личности: зарубежный и отечественный опыт. 2009. вып. 88. с. 10–14.


Инновационные технологии – это производство ( изобретение) нового для системы образования компонента.

Инновационные технологии в образовании - это организация образовательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющая достигнуть образовательных эффектов, характеризуемых:

- усвоением максимального объема знаний;

- максимальной творческой активностью;

- широким спектром практических навыков и умений.

 Целью инновационных технологий является формирование активной, творческой личности специалиста, способного самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность Мы должны развить очень важные в современном обществе навыки: умение самому разрабатывать план своих действий и следовать ему; умение находить нужные ресурсы (в том числе - информационные) для решения своей задачи; умение получать и передавать информацию, презентовать результат своего труда - качественно, рационально, эффектно; умение использовать компьютер в любой ситуации, независимо от поставленной задачи; умение ориентироваться в незнакомой профессиональной области.

Целью инновационных технологий является формирование активной, творческой личности специалиста, способного самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность

Мы должны развить очень важные в современном обществе навыки:

Инновационные технологии предполагают: - создание когнитивной схемы мышления. -воспитание чувства собственного достоинства -в основе- дифференциальный подход. -хорошее знание теоретического материала успешность обучения. -создание проблемной ситуации. -работа с одаренными детьми.

Успешность современного педагога: -способность управлять собой -ставить разумные личные цели -умение решать проблемы -личностный рост -изобретательность и способность к инновационному творчеству.

Успешность современного педагога: -способность управлять собой -ставить разумные личные цели -умение решать проблемы -личностный рост -изобретательность и способность к инновационному творчеству.

К инновационным направлениям или современным образовательным технологиям отнесены: -развивающее обучение; -проблемное обучение; -разноуровневое обучение; -коллективная система обучения; -технология решения задач; -исследовательские методы обучения; -проектные методы обучения; -технологии модульного обучения; -лекционно -семинарско -зачетная система обучения; использование в обучении игровых технологий (ролевые, деловые и другие виды обучающих игр); -обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); - информационно-коммуникационные технологии; - здоровьесберегающие технологии.

К инновационным направлениям или современным образовательным технологиям отнесены:

-коллективная система обучения;

-технология решения задач;

-исследовательские методы обучения;

-проектные методы обучения;

-технологии модульного обучения;

-лекционно -семинарско -зачетная система обучения;

использование в обучении игровых технологий

(ролевые, деловые и другие виды обучающих игр);

-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

Функции методического сопровождения как технологии методической деятельности

Функции методического сопровождения как технологии методической деятельности

Информационно-методическая функция Цель: Создание условий для ознакомления педагогов с образовательными ресурсами и опытом инновационной деятельности Результат: Информированность педагогов в области имеющихся в их профессиональной области образовательных ресурсов. Умение ориентироваться в обширном информационном пространстве современного образования. Способность осуществлять ценностный, целесообразный выбор наиболее актуальных, значимых в определённых условиях информационных ресурсов и использовать их на практике.

Информационно-методическая функция

Создание условий для ознакомления педагогов с образовательными ресурсами и опытом инновационной деятельности

Мониторинговая функция

Создание условий для оперативного выявления проблем школьного образования, профессиональных затруднений педагогов, определения результативности и эффективности образовательных и инновационных процессов

Экспертная функция

Создание условий для исследования и квалифицированной оценки образовательных и инновационных процессов в системе образования.

  • Сформированность экспертно-аналитической компетенции педагогов.
  • Наличие критериальной базы экспертизы от отдельно взятого учебного занятия до авторской разработки.
  • Высокий уровень творческой активности и инициативности педагогов и педагогического коллектива


-80%

Анализ деятельности педагогов современных общеобразовательных школ. Изучение проблемы методического сопровождения совершенствования готовности педагога к инновационной деятельности. Характеристика понятий "сопровождение", "методическое сопровождение".

Рубрика Педагогика
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 15.05.2017
Размер файла 24,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Воропаева Екатерина Эдвиновна

аспирантка кафедры информационных систем и технологий

Ключевые слова: СОПРОВОЖДЕНИЕ, МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ, ИНОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

METHODOLOGICAL SUPPORT FOR IMPROVING THE READINESS OF TEACHERS TO INNOVATIVE ACTIVITY

Voropaeva Ekaterina Edwinovna

postgraduate student of the Department of information systems and technologies
Shuya branch FSEI HPE "Ivanovo state University"

As a result of theoretical and empirical study of the problems of methodological support of improving the readiness of teachers to innovative activity analyzed the concept of "support", "instructional support", concretized the concept of "methodological support for improving the readiness of teachers to innovative activity", presents a program of this support and the results confirming the effectiveness of its practical implementation

Keywords: SUPPORT, METHODICAL SUPPORT, INNOVATIVE ACTIVITY, IMPROVEMENT OF READINESS OF TEACHER TO INNOVATIVE ACTIVITY

Педагогический процесс в современной общеобразовательной школе - это процесс, ориентированный на развитие творческой, интеллектуальной, нравственной и физически здоровой личности обучающихся, способной к успешной социализации в обществе.

Успешность реализации данных идей зависит от качества профессиональной деятельности современных педагогов. Особое значение приобретает инновационная деятельность.

Анализ деятельности педагогов современных общеобразовательных школ свидетельствует о низкой готовности педагогов к организации педагогического процесса нового типа, что детерминировано отсутствием у многих педагогов теоретических знаний и практического опыта применения инновационных методов и технологий. Обогатить знания и накопить такой опыт не позволяет существующая практика методической деятельности в общеобразовательной школе, которая ориентирована на общие образовательные задачи школы, а не на поддержку и обогащение профессиональной компетентности педагогов.

Модернизация образования привела к необходимости изменить подходы к реализации методической работы в школе, уделить внимание развитию системы мотивации педагогических кадров, развитию корпоративно-профессиональной культуры педагогического коллектива, дифференцированному подходу к работе с педагогами. С нашей точки зрения, совершенствованию готовности педагога к инновационной деятельности способствует качественно организованное методическое сопровождение.

В педагогической науке накоплен богатый материал об особенностях организации методической работы в системе образования (Ю. А. Конаржевский, Г. С. Лазарев, М. М. Поташник, В. А. Сластенин, Т. И. Шамова и др.). В исследованиях И. В. Никишиной, И. Б. Белявской, О. Г. Хомерики, Т. П. Паршиной рассматривается специфика методической работы по развитию готовности педагога к инновационной деятельности. Несмотря на многообразие исследований, в педагогической практике на научно-методическом уровне отмечается противоречие между необходимостью повышения эффективности процесса совершенствования готовности педагога к инновационной деятельности в школе и недостаточной разработанностью научно-методического сопровождения этого процесса в системе внутришкольного обучения.

Необходимость разрешения этого противоречия делает актуальным теоретическое обоснование, разработку и апробацию научно-методического сопровождения в практике внутришкольного обучения.

-сопровождение может трактоваться как помощь субъекту в преобразовании ориентационного поля развития, ответственность за действия в котором несет сам субъект;

-под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора;

-сопровождение рассматривается как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных и профессиональных проблем развития.

Л. И. Петрова (2005) [4] под методическим сопровождением понимает целенаправленную совместную деятельность методической службы и коллектива образовательного учреждения, осуществляющего режим развития, реализованную в виде профессиональной помощи в освоении инновационной педагогической деятельности при решении аналитико-рефлексивных, конструктивно-прогностических, организационно-деятельностных и коррекционно-регулирующих задач по управлению достижением результатов в рамках индивидуальной профессионально-педагогической деятельности.

В нашем понимании, методическое сопровождение - это целенаправленная специально организованная деятельность, основанная на научном подходе, ориентированная на обеспечение информированности педагогов в сфере педагогической инноватики, формирование направленности на углубление знаний в сфере инновационной деятельности, формирование потребности в инновационной деятельности, формирование умений и навыков по применению инновационных педагогических технологий, развитие творческих способностей, формирование направленности на саморазвитие.

Анализ проблемы готовности педагога к инновационной деятельности, проведенный нами на основании изучения психолого-педагогической литературы, способствовал выделению общих содержательных признаков методического сопровождения данной деятельности, связанных с:

- ориентацией педагогов на пополнение и интеграцию знаний в области педагогической инноватики;

- обогащением опыта педагогов по использованию инновационных технологий;

- содействием рефлексии с целью осмысления педагогического опыта и понимания необходимости его непрерывного развития.

В результате анализа инновационной деятельности педагога в контексте совершенствования готовности к ней и с учетом общих характеристик методического сопровождения данной деятельности нами была разработана программа внутришкольного обучения педагогов.

В основе разработки программы лежит акмеологический подход [6], который отражает ориентацию процесса совершенствования готовности педагога к инновационной деятельности на его профессиональное развитие.

Целью данной программы является ознакомление слушателей с современными взглядами на инновационную стратегию как путь развития России и системы ее образования, с особенностями инновационной деятельности в образовании, а также формирование и совершенствование готовности работы с современными инновационными ресурсами в профессиональной педагогической деятельности, мотивация педагогов на профессиональное развитие.

Программа призвана решить следующие задачи:

- формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива школы, проявляющейся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта, в работе по внедрению достижений педагогической науки;

- повышение уровня теоретической, психолого-педагогической подготовки учителей;

- организация работы по изучению изменений в государственных образовательных стандартах;

- обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания;

- оказание научно-методической помощи учителям на диагностической индивидуальной и дифференцируемой основе;

- оказание консультативной помощи учителям в организации педагогического самообразования;

- актуализация профессионального развития и творческого потенциала педагогов;

- оказание научно-методической помощи в использовании инновационных технологий.

Сопровождение без отрыва от работы направлено на оказание педагогу помощи в решении оперативных профессиональных задач и характеризуется связью с его повседневной деятельностью.

Программа курса рассчитана на 32 часа, из которых 16 часов составляют лекционные занятия и 16 часов - семинарские и практические. Программа состоит из 6 разделов:

Раздел 1. «Идеи и проблемы современной педагогики (4 часа).

Цель: Познакомить педагогов с основными направлениями и тенденциями развития образования в современном мире.

Цель: Познакомить педагогов на основании правительственной концепции и стратегии модернизации образования с парадигмальными изменениями в целях, содержании, методах, технологиях обучения и воспитания на основе инновационных подходов.

Цель: познакомить педагогов с системой профессиональных средств осуществления анализа педагогической деятельности и проектирования авторских учебных программ, развивать профессиональные способности к организации рефлексивных процессов и к коллективной проективной деятельности.

Раздел 4. Инновационная деятельность в образовании (4 часа).

Цель: дальнейшее развитие профессиональных умений, организация рефлексивных процессов коллективно-проективной деятельности.

Цель: познакомить педагогов с системой результативности инновационной деятельности.

Раздел 5 Профессиональное самосознание как показатель профессионально-личностного развития педагога (4 часа).

Цель: обобщить знания педагогов о значимости личностных характеристик учителя в его личностно-профессиональном саморазвитии.

Раздел 6. Акмеологические основы современного образования (4 часа).

Цель: расширение информационной сферы педагогов в рамках психолого-акмеологического знания, приобщение к современным акмеологическим формам работы с учащимися.

При разработке программы учитывалась необходимость поэтапной реализации сопровождения. Методическое сопровождение включает: подготовительный, теоретический, деятельностный и аналитический этапы.

Второй этап (теоретический) связан с подготовкой материала к лекциям, отбором содержания и форм организации методической работы.

На третьем (деятельностном) этапе осуществлялась организация учебного процесса. Реализация осуществлялась через использование различных форм работы: репродуктивных (семинары-практикумы, тренинги); репродуктивно-эвристических (педагогические чтения, лекции-конференции); эвристических (проблемные и проблемно-проектные семинары, деловые игры); эвристикопродуктивных (конкурсы методических разработок).

На четвертом этапе (аналитическом) осуществлялась повторная диагностика педагогов с целью получения информации об эффективности методического сопровождения.

В предлагаемой программе также особое место занимают формы организации самообразования. В нашем исследовании они представлены:

- возможностью получения квалифицированной помощи от специалиста;

- возможностью обмена опытом между коллегами;

- возможностью выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для педагогов вопросам;

- изучением научно-методической и учебной литературы;

- участием в педагогических семинарах;

- посещением уроков коллег, обмен мнениями;

- адресной и персональной методической помощью.

Организация самообразования педагогов представлена в виде следующих этапов:

1_й этап. Предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу, анализ затруднений, постановку проблемы, изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме, планирование и прогнозирование результатов. На этом этапе мы использовали анкету "Оценка уровня готовности педагога к развитию" - для выявления способности учителя к саморазвитию и факторов, стимулирующих и препятствующих обучению, развитию и саморазвитию учителей в школе, а также примерное планирование этапов работы над темой самообразования.

2_й этап. Предусматривает накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.

3_й этап. Предусматривает подведение итогов, оформление результатов по теме, презентация материалов на заседаниях методических объединений и педагогических советов.

4_й этап. Предусматривает использование педагогом собственного опыта и его распространение.

В зависимости от количества набранных баллов учителя были распределены по группам, соответствующим четырем уровням готовности к инновационной деятельности. Сравнение уровня готовности к инновационной деятельности проводилось в начале и в конце эксперимента (табл. 1).

Таблица 1- Уровень готовности педагогов к инновационной деятельности до и после эксперимента

Читайте также: