Научно исследовательская деятельность кратко

Обновлено: 02.07.2024

деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе: фундаментальные научные исследования и прикладные научные исследования. Фундаментальные научные исследования - это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды. Прикладные научные исследования - это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Экспериментальные разработки - это деятельность, которая основана на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, и направлена на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование. Основным нормативным актом, регулирующим вопросы научно-технической политики, а также отношения между субъектами научной и научно-технической деятельности, является Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" от 23 августа 1996 г. Научные исследования проводятся в различных организационных формах.

Центральное место в системе научных организаций занимает Российская академия наук (РАН). В ее составе - институты, лаборатории, предприятия и организации, обеспечивающие исследования по основным направлениям фундаментальной науки. Все имущество (здания, сооружения, приборы, техника и т.п.) передано в собственность РАН. Высшим органом РАН является общее собрание академии, решающее все основные вопросы ее деятельности. В период между общими собраниями действует президиум РАН в составе президента и вице-президентов Академии, главного ученого секретаря, академиков-секретарей отделений, избираемых отделениями и утверждаемых общим собранием. Президиум подотчетен общему собранию академии. В состав РАН входят: отделения, региональные отделения, региональные научные центры (филиалы академии). В стране действуют также республиканские и отраслевые академии наук. Отраслевая или ведомственная наука развивается в рамках научно-исследовательских, опытно-конструкторских и других учреждений, находящихся в системе соответствующих министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов РФ. Отраслевые научно-исследовательские институты проводят в основном исследования по прикладным направлениям науки под общим руководством тех органов исполнительной власти, в систему которых они входят. Вузовская наука развивается в научных центрах, лабораториях и на кафедрах высших учебных заведений. Основные задачи вузов в области научно-исследовательской деятельности: приоритетное развитие фундаментальных исследований; усиление влияния науки на решение образовательных и воспитательных задач; исследование и разработка теоретических и методологических основ формирования и развития высшего образования; эффективное использование научно-технического потенциала высшей школы для решения приоритетных задач обновления производства и проведения социально-экономических преобразований и т.д. Научные исследования вузов проводятся, как правило, на основе сотрудничества с научными учреждениями Российской академии наук, республиканских и отраслевых академий наук, с научными организациями и предприятиями. Новой формой организации науки является деятельность Государственных научных центров Российской Федерации (ГНЦ). Они создаются на базе действующих академических и ведомственных научно-исследовательских, научно-производственных учреждений и высших учебных заведений в целях создания благоприятных условий для сохранения в Российской Федерации ведущих научных школ мирового уровня, развития научного потенциала страны в области фундаментальных и прикладных исследований и подготовки высококвалифицированных научных кадров. Правительством РФ утвержден порядок присвоения статуса Государственного научного центра Российской Федерации.

Административное право. Словарь-справочник. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право . Б.В. Россинский . 2000 .

Полезное

Смотреть что такое "Научная (научно-исследовательская) деятельность" в других словарях:

НАУЧНАЯ (НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — по определению ФЗ О науке и государственной научно технической политике от 12 июля 1996 г. деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в т.ч. фундаментальные научные исследования, прикладные научные исследования … Юридический словарь

Научная (научно-исследовательская) деятельность. — деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе: 1.фундаментальные научные исследования экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения,… … Словарь юридических понятий

НАУЧНАЯ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в т.ч. фундаментальные научные исследования, прикладные научные исследования … Энциклопедический словарь экономики и права

НАУЧНАЯ (НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. Она включает: фундаментальные (теоретические, экспериментальные) научные исследования, направленные на получение новых знаний об основных закономерностях строения,… … Война и мир в терминах и определениях

научная (научно-исследовательская) деятельность — по определению ФЗ О науке и государственной научно технической политике от 12 июля 1996 г. деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в т.ч. фундаментальные научные исследования, прикладные научные исследования … Большой юридический словарь

Наука (научная или научно-исследовательская деятельность) — это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, включающая в себя: а) фундаментальные научные исследования экспериментальную или теоретическую деятельность, направленную на получение новых знаний об основных… … Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий

НАУЧНАЯ — (научно исследовательская) деятельность деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в т.ч. фундаментальные научные исследования, прикладные научные исследования … Юридическая энциклопедия

Научная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского — Научная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского … Википедия

Научная деятельность — интеллектуальная деятельность, направленная на получение и применение новых знаний для: решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем; обеспечения функционирования науки, техники и производства как… … Финансовый словарь

научная деятельность — (научно исследовательская) деятельность по определению РФЗ о науке и государственной научно технической политике от 12 июля 1996 г. деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в т. ч. фундаментальные научные исследования,… … Большой юридический словарь

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Лекция 1. Основные понятия научно исследовательской деятельности.

Цель: изучить основные понятия научно-исследовательской деятельности.

Каждый специалист должен иметь представление о методике и организации научно-исследовательской деятельности, о науке и ее основных понятиях.

Наука - это сфера человеческой деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении.

Как специфическая сфера человеческой деятельности она представляет собой результат общественного разделения труда, обособление умственного труда от физического, преобразование познавательной деятельности в особую область занятий определенной группы людей. Необходимость научного подхода ко всем видам человеческой деятельности заставляет науку развиваться более скорыми темпами, чем любую другую область деятельности.

Понятие "наука" включает в себя как деятельность, направленную на получение нового знания, так и результат этой деятельности - сумму добытых научных знаний, служащих основой научного понимания мира. Науку еще понимают как одну из форм человеческого сознания. Термин "наука" применяется для названия отдельных областей научного знания.

Закономерности функционирования и развития науки, структуры и динамики научного знания и научной деятельности, взаимодействие науки с другими социальными институтами и сферами материальной и духовной жизни общества изучает специальная дисциплина - науковедение.

Одним из основных заданий науковедения есть разработка классификации наук, которая определяет место каждой науки в общей системе научных знаний, связь всех наук. Наиболее распространенным является распределение всех наук на науки о природе, обществе и мышлении.

Наука, возникшая в момент осознания незнания, которое в свою очередь вызвало объективную необходимость получения знание. Знание - проверенный практикой результат познания действительности, адекватный ее отражению в сознании человека. Это - идеальное воспроизведение условной формы обобщенных представлений о закономерных связях объективной реальности.

Процесс движения человеческой мысли от незнания к знанию называют познанием, в основе которого лежит отражение и воспроизведение в сознании человека объективной действительности. Научное познание - это исследования, которым характерны свои особые цели и задачи, методы получения и проверки новых знаний. Оно достигает сущности явлений, раскрывает законы их существования и развития, тем самым указывая практические возможности, пути и способы влияния на эти явления и изменения в соответствии с их объективной природой. Научное познание призвано освещать путь практике, предоставлять теоретические основы для решения практических проблем.

Основой и движущей силой познания является практика, она дает науке фактический материал, который требует теоретического осмысления. Теоретические знания создают надежную основу понимания сущности явлений объективной действительности.

Диалектика процесса познания состоит в противоречии между ограниченностью наших знаний и безграничной сложностью объективной действительности. Познание - это взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого является новое знание о мире. Процесс познания имеет двухконтурную структуру: эмпирические и теоретические знания, которые существуют в тесном взаимодействии и взаимообусловленности.

Познание сводится к ответам на несколько вопросов, которые схематично можно изобразить таким образом:

Что? сколько? Чему? Которое? Как? - на эти вопросы может дать ответ наука.

Как сделать? - на этот вопрос дает ответ методика.

Что сделать? - это сфера практики.

Ответы на вопросы определяют непосредственные цели науки - описание , объяснение и предвиденье процессов и явлений объективной действительности, которые составляют предмет ее изучения на основе законов, которые она открывает, то есть в широком значении - теоретическое воспроизведение действительности.

Язык науки весьма специфичен. В нем много понятий и терминов, имею-

щих хождение в научной деятельности. Основу языка составляют слова и словосочетания терминологического характера:

Автореферат диссертации – научное издание в виде брошюры, содер-жащее составленный автором реферат проведенного им исследования.

Аналогия – рассуждение, в котором из сходства двух объектов по некото -

рым признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам.

Актуальность темы – степень ее важности в данный момент и в данной

ситуации для решения данной проблемы.

Аспект – угол зрения, под которым рассматривается объект исследования.

Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-

Дедукция – вид умозаключения от общего к частному, когда из массы част-

ных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев.

Диссертация – научное произведение, выполненное в форме рукописи,

научного доклада, опубликованной монографии или учебника. Служит в каче стве квалификационной работы, призванной показать научно-исследовательский уровень исследования, представленного на соискание уче ной степени.

Идея – определяющее положение в системе взглядов, теорий и т. п.

Индукция – вид умозаключения от частных фактов, положений к общим выводам.

Информация : – обзорная – вторичная информация, содержащаяся в обзорах научных документов;

– релевантная – информация, заключенная в описании прототипа науч ной задачи;

– реферативная – вторичная информация, содержащаяся в первичных научных документах;

– сигнальная – вторичная информация различной степени свертывания,

выполняющая функцию предварительного оповещения;

– справочная – вторичная информация, представляющая собой система-

Тизированные краткие сведения в какой-либо области знаний.

Обзор – научный документ, содержащий систематизированные научные

данные по какой-либо теме, полученные в итоге анализа первоисточников.

Объект исследования – процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения.

Определение – один из способов, предохраняющих от недоразумений

в общении, споре и исследовании.

Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта иссле -

дования в определенном аспекте рассмотрения.

Понятие – есть мысль, в которой отражаются отличительные свойства

предметов и отношения между ними.

Принцип – основное, исходное положение какой-либо теории, учения,

Проблема – крупное обобщенное множество сформулированных научных вопросов, которые охватывают область будущих исследований. Различают следующие виды проблем:

– исследовательская – комплекс родственных тем исследования в грани-

цах одной научной дисциплины и в одной области применения;

– комплексная научная – взаимосвязь научно-исследовательских тем из

различных областей науки, направленных на решение важнейших народнохо - зяйственных задач;

– научная – совокупность тем, охватывающих всю научно- исследовательскую работу или ее часть;

Суждение – мысль, с помощью которой что-либо утверждается или отри цается .

Теория – учение, система идей или принципов. Совокупность обобщен ных положений, образующих науку или ее раздел. Умозаключение – мыслительная операция, посредством которой из некоторого количества заданных суждений выводится иное суждение, определен ным образом связанное с исходным.

Фактографический документ – научный документ, содержащий текстовую , цифровую, иллюстративную и другую информацию, отражающую состояние предмета исследования или собранную в результате научно-исследовательской работы.

Формула изобретения – описание изобретения, составленное по утвержденной форме и содержащее краткое изложение его сущности. Формула открытия – описание открытия, составленное по утвержденной форме и содержащее исчерпывающее изложение, его сущности.

Домашнее задание: Выучить основные термины научно-исследовательской деятельности.

Начиная с первых-вторых курсов обучения в высшем образовательном заведении, студентов активно привлекают к участию в различных научных конференциях, секциях, способствуя развитию научной мысли и развитию научно-технического прогресса, решению актуальных проблем, более глубокому погружению в интересную тему или дисциплину.

Начиная с первых-вторых курсов обучения в высшем образовательном заведении, студентов активно привлекают к участию в различных научных конференциях, секциях, способствуя развитию научной мысли и развитию научно-технического прогресса, решению актуальных проблем, более глубокому погружению в интересную тему или дисциплину.

Как правило, при исследовании определённого вопроса автор пользуется трудами своих предшественников, работами иных ученых, исследователей. Научно-исследовательская деятельность сводится к инспектированию текущего состояния вопроса и проблемы, разработке новых рекомендаций с учетом возможностей и перспектив объекта. Весь ход научной мысли оформляется в виде соответствующего проекта.

Научно-исследовательские работы: понятие и виды

Научно-исследовательская работа – это специфический документ, который изучает ключевые тенденции в отношении конкретной проблемы или темы. Данный файл предполагает тотальное погружение в вопрос: от выяснения базовых правил, понятий и определений до последних разработок, развития ситуации с течением времени и научной мысли. Миссия такого проекта – усовершенствовать текущие механизмы и правила, оптимизировать ситуацию, решить проблему.

Схема научно-исследовательской деятельности

Как провести научное исследование?

Научно-исследовательская работа может быть связана с проведением теоретического исследования и/или с практическими действиями, которые могут проходить в различных условиях: лаборатории, естественных условиях и пр. Она позволяет определить эффективность действующих постулатов и представить доказательство с научной точки зрения о возможностях их усовершенствования.

НИР позволяет решить следующие задачи:

  • Глубоко изучить определенную тему;
  • Определить стандартные и новейшие методы решения актуальной проблемы;
  • Проанализировать эффективность действующих методов, алгоритмов и пр.;
  • Разработать рекомендации по их оптимизации, совершенствованию с учетом повышения эффективности, разрешения проблемы или смягчения ее действия и пр.

Каждая разновидность научно-исследовательской работы предполагает соблюдение конкретных правил: использование определенной литературы, необходимость проведения эксперимента, объем и уникальность текста, оформление, защита и публикация и пр.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

  • Фундаментальной, которая нацелена на совершенствование научной мысли в теории. Она предполагает исследование научных постулатов (методик, теорий, законов правил) и формирование новых принципов развития. К таким видам относя научные статьи, теоретические исследования (курсовые, доклады и пр.).
  • Поисковой, предполагающей прогнозирование дальнейших событий с учетом текущего положения и новшеств. Поиск оптимального решения. Этот вариант свойственен отчетам по практике, курсовым и дипломным работам, диссертациям;
  • Прикладной, требующей реальных действий, решение реальны актуальных проблем в науке или отрасли. К этой разновидности принято относить отчеты по практике, отчеты об апробации результатов, дипломные и диссертационные работы, монографии, научные статьи и пр.

Организация основных мероприятий при выполнении НИР

Этапы выполнения научно-исследовательской работы напрямую зависят от ее характера. Если проект носит сугубо теоретическую направленность, то его выполнение сводится к следующим действиям:

  • Сбор информации по теме исследования;
  • Обработка материалов: проверка на актуальность и достоверность, выборка (вычитка) наиболее важных моментов, анализ, систематизация данных;
  • Выдвижение гипотезы и аргументации;
  • Грамотное оформление текста (мыслей) и проекта в целом с учетом действующих стандартов.

Фактически здесь автору необходимо изучить проблему со всех возможных сторон, определить основные методы ее решения, выявить их достоинства и недостатки и попытаться усовершенствовать.

Этапы выполнения НИР

Алгоритм выполнения НИР

Практическое исследование предполагает не только теоретические инспектирование темы, но и проведение конкретных мероприятий, действий в реальности. Для этого придется:

  • Определить объект исследования: что или кто им будет являться;
  • Определить условия проведения эксперимента и форму: простое наблюдение, естественный или искусственный эксперимент, необходимость создания специальных условий;
  • Учесть влияние факторов на объект исследования и конечный результат;
  • Моментально фиксировать полученные в ходе эксперимента/действий результаты;
  • Разработать или использовать общепринятые шкалы ля оценки результата;
  • Анализировать полученные итоги и разрабатывать рекомендаций по решению проблемы;
  • Прогнозировать или апробировать результаты (что будет достигнуто после введения новшеств).

В любом случае этапы организации и проведения НИР будут примерно одинаковыми: сбор и обработка информации, анализ текущей ситуации и диагностика проблемы, разработка решений по ее решению или смягчению уровня ее воздействия на объект исследования. При этом автор должен предварительно определиться с основными постулатами проекта: тема, цель и задачи, объект и предмет, методология.

Организация и проведение НИР – это самостоятельная работа специалиста, требующая наличия конкретных знаний и навыков, качеств. В частности, в любом исследовании создателю придется грамотно организовывать каждый этап, анализировать данные, сопоставлять их между собой, выдвигать гипотезу и доказывать (или опровергать) ее, решая тем самым проблему.

Как правильно оформить НИР?

Проведение НИР требует планового подхода. Автор должен тщательно продумать каждый шаг определить продолжительность его реализации, необходимые методы, инструменты, материалы и пр.

Начальный этап написания НИР предполагает:

  • Выбор темы исследования;
  • Выбор научного руководителя или консультанта;
  • Формирование цели и задач, плана работы.

Далее автор должен четко следовать намеченному плану: искать то, что ему пригодится, проверять все материалы, систематизировать данные. Этот этап предполагает не просто копирование чужих трудов, но и тотальную переработку сведений: перефразирование, пересказ (рерайт), цитирование и пр.

Как правильно оформить НИР?

Написание и оформление научного отчета

Последний этап заключается в оформлении НИР с учетом действующих правил. Важно отметить, что каждый вид научно-исследовательской работы специфичен. Проекты могут отличаться по объему, структуре (количество глав и подпунктов), но в любом случае тема должна быть раскрыта полностью.

В основу НИР кладут только проверенные сведения, соответствующие принципам актуальности достоверности и обоснованности. Текст проекта должен быть читабелен и соответствует требования по уникальности. Как правило, доля заимствований и цитирования не должна превосходить 15% (то есть уникальность НИР должна быть от 85%).

В НИР автор должен не просто описывать ситуацию, но и отражать собственную позицию. Притом делать это следует уверенно, аргументированно. Текст должен быть грамотным, с умеренным использованием специализированных (узких) терминов. В основной части работы важно отразить суть проблемы: что она представляет, как проявляется, на что воздействует, а в выводах и заключении продемонстрировать инновационные варианты ее решения, доказав их целесообразность, необходимость и эффективность.

Тенденции расчеты и иные действия автора лучше всего отражать с помощью графиков, схем, таблиц, диаграмм, которые наглядно отразят воздействие на объект исследования. Притом все расчеты и прогнозы должны быть предельно точными, с минимальной погрешностью.

Средний объем НИР достигает: реферат (до 20-25 страниц), эссе (около 1-3 страниц), научная статья (до 12 страниц), НИР (около 60 и более страниц). Притом привычная структура научно-исследовательской работы включает титульник, оглавление, введение, основную часть, заключение, список литературы и приложения.

В тексте обязательно должны присутствовать ссылки, сноски на первоисточники, которые также должны быть отмечены в библиографическом перечне.

Автор должен точно следовать действующим рекомендациям и правилам. Малейшее отступление чревато наказанием: отказ в защите, недопуск к публикации и пр.

Качественно выполнить любое исследование, грамотно его оформить или решить любую проблему, связанную с выполнением студенческих и научно-исследовательских проектов, помогут специалисты Дисхелп. Достаточно оформить электронную заявку, заполнить и подписать договор, чтобы получить достойный результат и гарантии.

Главная задача образования - развитие личности, формирование у обучающихся таких качеств и умений, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Она определена постановлением Правительства Российской Федерации от 07 февраля 2011 года.

Наша новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе должны изучаться не только достижения прошлого, но и технологии, которые пригодятся в будущем. Обучающиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осваивать возможности.

Одним из направлений работы содарёнными обучающимися является организация научно-исследовательской деятельности, этим и обуславливается актуальность данного исследования.

Исходя из обозначенной цели, необходимо решить ряд задач:

- рассмотреть теоретические аспекты научно-исследовательской деятельности;

- провести анализ документационного обеспечения управления научно-исследовательской деятельности в общеобразовательном учреждении;

Методы: изучение нормативных документов, анализ и синтез документов и материалов, интервьюирование, опрос-беседа.

1 Теоретические основы научно-исследовательской деятельности

1.1 Научно-исследовательская деятельность: понятия, цель, задачи

Деятельность в целом, по мнению выдающегося отечественного психолога А.Н. Леонтьева [1; с. 35], представляет собой процесс активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придаёт некоторый смысл.

Деятельность – специфически человеческая форма отношения к окружающему миру, содержанием которой являются целесообразное его изменение и преобразование: в воспитательном значении – один из каналов взаимодействия педагога и воспитанников [3; с. 55].

В настоящее время в ряде методологических и теоретических разработок показывается, что основными являются (на современном этапе) следующие четыре вида деятельности (и мыследеятельности): исследование, проектирование, конструирование, управление, которые тесно связаны друг с другом, но в то же время имеют свою внутреннюю специфику и отличия. В педагогическом аспекте важно при отработке различных ценностей, способностей, умений, знаний, навыков, понимать и видеть, на материале которой из перечисленных деятельностей их удобнее и адекватнее отрабатывать.

Исследование – один из четырех универсальных типов мыследеятельности, наиболее адекватно соответствующий социокультурной миссии образования.

В общественном сознании существуют представления об исследовании как установлении, обнаружении, понимании действительности.

Источник исследования как вида деятельности – в свойственном человеческой природе стремлении к познанию. Спонтанное, неосознанное исследование свойственно человеку, оно всегда сопровождает его независимо от способностей и социального статуса, являясь мощным средством освоения действительности. Но оно остается неосознаваемым. Только с появлением науки и через науку исследование становится явлением культуры, обретает свою историю, методологию, социальные институты. С появлением науки выделяется отдельная профессиональная группа людей – ученые, главным видом деятельности которых выступает исследование.

Ведущей ценностью в исследовании является ценность процесса движения к истине.

Существуют две особенности ценностной установки на истину в исследовательской деятельности.

Научное исследование – процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, деятельностью и точностью [4; с. 13].

Научное исследование – процесс выработки новых научных знаний. Основными компонентами являются: постановка задачи, предварительный анализ информации, условий и методов решения задач; формулировка исходных гипотез; теоретический анализ гипотез; планирование и организация эксперимента; анализ и обобщение полученных результатов; проверка исходных на основе полученных фактов; окончательная формулировка новых фактов и законов; получение объяснений или научных предсказаний; внедрение полученных результатов в производство[5;с. 12].

Понятие научно-исследовательской деятельности трактуется по-разному. Под этим термином понимают особую организацию учебного процесса или относят исследовательскую деятельность к одной из новых современных образовательных технологий. Одной из наиболее устоявшихся концепций является понимание исследовательской деятельности как новой педагогической технологии. Исследовательская деятельность обучающихся можетпротекать как на уроках, так и во внеурочное время. Во втором случае речь идет, прежде всего, о написании обучающимися учебно-исследовательских работ и участии их в научно- практических конференциях школьников[11].

Исследовательская деятельность — это специфическая человеческая деятельность, которая ре­гулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, ин­теллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью, объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели. Определение конкретных способов и средств действий через по­становку проблемы, вычленение объекта исследования, проведение эксперимента, описание и объяс­нение фактов, полученных в эксперименте, создание гипотезы (теории), предсказание и проверка по­лученного знания определяют специфику и сущность этой деятельности. [4; с. 14].

Исследовательская деятельность обучающихся – это деятельность, связанная с решением обучающимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы)[7].

Научно-исследовательская деятельность – деятельность научного характера, связанная с научным поиском, проведением исследований, экспериментов, в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, проявляющихся в природе и обществе, научных обобщений, научного обоснования проектов [5; с. 12].

Под понятием научно-исследовательской деятельности трактуется деятельность, направленная на обучение обучающихся, развитие у них исследовательского типа мышления.

Цельюисследовательской деятельности являетсяприобретениеобучающимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности через повышение мотивации к учебной деятельности и активизации личностной позиции обучающегося в образовательном процессе, основой которых является приобретение субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного обучающегося)[2].

Следовательно, главной целью является образовательный результат.

Основными задачами научно-исследовательской деятельности являются:

- развитие интересов, склонностей обучающихся, умений и навыков исследовательской деятельности;

- развитие интереса к познанию реальной действительности, сущности процессов и явлений (науки, техники, искусства, природы, общества);

- развитие умения самостоятельно и творчески мыслить;

- освоение основной образовательной программы школы;

- содействие мотивированному выбору профессии, социальной адаптации обучающегося[8].

Следовательно, научно-исследовательская деятельность решает одну из важных в современном образовании задачу – развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений и экспериментов, навыков ориентации в информационных потоках, умений ставить и решать проблемы.

В процессе исследовательской деятельности реализуются следующие этапы (вне зависимости от области исследования), характерные для исследований в научной сфере: постановку проблемы (или выделение основополагающего вопроса), изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы[9].

Именно такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой её поведения.

Формы исследовательской деятельности разнообразны. Коллективные формы деятельности: уроки, семинары, консилиумы, лекции, практикумы, конференции, экскурсии, экспедиции, предметные недели, школьные олимпиады, кружки, секции, курсы по выбору, научные общества обучающихся.Индивидуальные формы научно-исследовательской деятельности: работа с литературными источниками, анкетирование, работа в архивах, библиотека, музеях, наблюдение, проектирование, эксперимент[10].

В настоящее время инновационными формами можно назвать коммуникативные экспедиции, практикумы, консилиумы и проектирование.

Результатом научно-исследовательской деятельности является научно-исследовательская работа обучающихся.

Научно-исследовательскую деятельность обучающихся нужно понимать как процесс совместной творческой деятельности обучающихся и преподавателей. В данный процесс следует включать работу по выявлению сущности изучаемых явлений или процессов, освоению новых знаний, применению их на практике, систематизации полученного опыта, описанию, проектированию, объяснению.

Поэтому, задачами научно-исследовательской деятельности являются:

- расширение теоретического кругозора и навыков исследовательской деятельности;

- формирование потребности самостоятельного пополнения и углубления знаний и умений;

- развитие творческого, креативного мышления.

Через активное вовлечение школьников в научно-исследовательскую деятельность можно прийти к более высоким результатам освоения основной образовательной программы школы. Несомненно, что именно учебно-исследовательская работа способствует развитию аналитических и коммуникативных навыков обучающихся, расширению их интереса, формированию учебной мотивации и получению более высоких результатов в творческой, практической, учебной деятельности школьников.

Таким образом, научно-исследовательская работа позволяет учителю открыть способности ученика к тому или иному предмету, а иногда к нескольким, и, зачастую, побуждает самооткрытие обучающегося собственных способностей и возможностей как первая ступень к самореализации личности. Научно-исследовательская деятельность не возникает в школе сама по себе. Это возлагается на руководителя научно-исследовательской деятельности, в качестве которого выступает учитель. От того на сколько у него будет желание и готовность руководить этим процессом, во многом будет зависеть и реализация данного направления. Необходимыми условиями её осуществления являются: готовность школьников к этому виду работы; желание и готовность учителей руководить этим видом деятельности.

Учителя, таким образом, берут на себя ещё одну новую функцию - руководителя научно-исследовательской деятельности.

Читайте также: