Насколько образование связано с профессиональной деятельностью человека кратко

Обновлено: 07.07.2024

Актуальным вопросом, интересующим будущих студентов и их родителей, является связь образования и профессии в XXI веке. На выбор профессии влияет образование ─ фундамент, на который опирается карьерная лестница. Образование может быть одно, а профессию можно менять в течение жизни. Официантами часто идут работать люди с высшим образованием : это только один пример, когда диплом и профессия совершенно не связаны.

Часто суть профессии не всегда ясна и понятна, молодые люди готовятся к одному, а в итоге получают другое. Выбирая в 17 лет университет и профессию, студент находится в роли путешественника. Согласитесь, сложно определить свое будущее в столь юном возрасте.

Сегодня для того, чтобы стать успешным журналистом, не обязательно оканчивать журфак, а среди бизнесменов мало выпускников экономического. Беспроигрышный вариант ─ делать то, что нравится, тогда работа будет приносить удовольствие и удовлетворение.

Образование, согласно опыту и практике, является лишь площадкой, на которой базируются навыки, получаемые человеком на протяжении всей трудовой биографии. Бесполезных навыков оно не дает, но и пригодятся далеко не все. Поэтому прежде чем принять окончательное решение о поступлении, следует тщательно взвесить все плюсы и минусы своего выбора, иначе вы рискуете потратить зря драгоценное время и деньги.

По данным ВЦИОМ, почти каждый второй опрошенный россиянин работает не по своей специальности. Почему происходит разрыв между полученным образованием и реальной работой, как осознанно выбрать профессию и составить образовательную траекторию, какие есть современные подходы к карьерной стратегии — в материале Учебы.ру.

В итоге, по данным ВЦИОМ, почти каждый второй опрошенный россиянин работает не по своей специальности. А по результатам исследования, проведенного WorldSkills Russia при поддержке Министерства просвещения, более 70% школьников не имеют представления о том, чем они собираются заниматься в жизни. Вывод: к выбору профессии надо подходить заранее и осознанно, поставив конкретные цели.

Выбираем профессию заранее

Начинать изучение профессий стоит с младшего школьного возраста. Во многих городах появились специализированные парки профессий (Кидзания, Кидбург), где дети в игровой форме могут познакомиться с разными направлениями деятельности: медицина, туризм, мода, работа в сфере услуг, банковское дело и тд. На помощь здесь приходят также многочисленные иллюстрированные книги с описанием профессий и ролевые игры со сверстниками.

Всем ученикам средней школы рекомендуется проходить профориентацию. Не стоит путать это с тестами по предметам, которые даются ученику лучше всего. Профориентация — это комплекс вопросов, тестов и консультаций, помогающих определить склонности, интересы, намерения, цели подростка наряду с его способностями, знаниями и умениями.

Профориентационная программа длится не менее 4 часов, а затем проводится комплексный анализ и даются подробные рекомендации по выбору профессии. Здесь можно записать на консультацию и пройти профориентацию.

Осознанный подход

В процессе учебы в школе дети увлекаются многим, но задача родителей и учителей выявить и поддерживать интерес ребенка к тем или иным сферам профессиональной деятельности. Если школьник увлекается биологией, то стоит купить ему микроскоп, познакомить с профильными музеями и дать возможность в рамках школы реализовать тематические проекты.

Например, в Японии профориентация начинается в седьмом классе. Подросток за учебный год должен познакомиться с 16 профессиями в совершенно разных сферах. Его успехи и интересы мониторят и составляют индивидуальный план по профессиональной самореализации.

Необходимо тщательно подходить к выбору вуза или колледжа. Стоит изучить факультеты, специальности, дополнительные программы, необходимые экзамены и требования. Вуз — это не только предметы, которые предстоит изучать, это целое комьюнити, которое будет формировать мировоззрение, взгляды и круг общения будущего специалиста.

По данным ВЦИОМ, с утверждением, что высшее образование обеспечивает человеку успешную карьеру, согласны 57% россиян. Эта доля уменьшается на протяжении всего мониторинга с 76% в 2008 году.

К сожалению, выбирая профессию, молодые люди не имеют представление о рынке труда, что приводит к дисбалансу в подготовке кадров и нехватке специалистов в некоторых секторах экономики. Важно отслеживать эту ситуацию, иначе выпускника вуза может ждать серьезное разочарование.

Постановка целей

Если нет четкого представления себя в профессии, то стоит ориентироваться на результаты профориентации и те специальности, которые будут наиболее востребованы в будущем.

Хорошим вариантом для определения дальнейших целей становится профильная подработка или стажировка. Согласно исследованию рынка труда НИУ ВШЭ, совмещение учебы и работы является в России массовым явлением, причем 77,5% работающих студентов заявили, что работа дает возможность удачно трудоустроиться после окончания вуза, поскольку работодатели ценят опыт.

Междисциплинарные специальности как тренд

Нужно понимать, что мир стремительно меняется и подходы к образованию тоже. Если раньше считалось, что профессию ты выбираешь раз и на всю жизнь, то сейчас хорошее высшее образование — это база для дальнейшего роста и развития.

Сегодня есть спрос на кросс-платформенных специалистов и междисциплинарные специальности. Речь идет о том, что одна профессия сочетает в себе навыки нескольких специалистов, и работодатель отдает предпочтение именно такому соискателю: лингвист, умеющий программировать, преподаватель с дополнительным дипломом психолога, медик, разбирающийся в технических вопросах. В описаниях вакансий все чаще можно встретить длинный список навыков и квалификаций, которыми должен обладать кандидат.

В этом плане магистратура в вузе — отличная возможность в рамках одной профессии сменить направление и выбрать специальность, смежную с той, которую изучал в бакалавриате.

Все чаще звучат слова мультиязычность и мультикультурность. На всех уровнях специалистам необходимо общаться с представителями разных государств и решать вопросы исходя из контекста той или иной страны. Знание иностранного языка становится не дополнительной, а обязательной компетенцией.

Современный подход к карьерной стратегии

Отношение к построению карьеры постепенно меняется. Очень важно постоянно отслеживать новые тенденции и не упускать момент, чтобы повысить квалификацию или пройти курсы по новому направлению.

Сегодня мы живем в ситуации, когда поменять 5-6 видов деятельности за жизнь — это норма. В Японии и в странах Европы у людей есть свои карьерные консультанты, которые время от времени звонят и интересуются, нет ли желания сменить профессиональную деятельность и не засиделся ли человек на одном месте.

Важно понимать, что образование и профессия в 17 лет — это не окончательный выбор. Сегодня образование становится похожим на конструктор, где каждый кубик — это знания и опыт иногда в разных или смежных сферах.

Насколько тесно связаны образование и профессия в XXI веке?

Актуальным вопросом, интересующим будущих студентов и их родителей, является связь образования и профессии в XXI веке. На выбор профессии влияет образование ─ фундамент, на который опирается карьерная лестница. Образование может быть одно, а профессию можно менять в течение жизни. Официантами часто идут работать люди с высшим образованием: это только один пример, когда диплом и профессия совершенно не связаны.

Часто суть профессии не всегда ясна и понятна, молодые люди готовятся к одному, а в итоге получают другое. Выбирая в 17 лет университет и профессию, студент находится в роли путешественника. Согласитесь, сложно определить свое будущее в столь юном возрасте.

Сегодня для того, чтобы стать успешным журналистом, не обязательно оканчивать журфак, а среди бизнесменов мало выпускников экономического. Беспроигрышный вариант ─ делать то, что нравится, тогда работа будет приносить удовольствие и удовлетворение.

Образование, согласно опыту и практике, является лишь площадкой, на которой базируются навыки, получаемые человеком на протяжении всей трудовой биографии. Бесполезных навыков оно не дает, но и пригодятся далеко не все. Поэтому прежде чем принять окончательное решение о поступлении, следует тщательно взвесить все плюсы и минусы своего выбора, иначе вы рискуете потратить зря драгоценное время и деньги.











По данным ВЦИОМ, почти каждый второй опрошенный россиянин работает не по своей специальности. Почему происходит разрыв между полученным образованием и реальной работой, как осознанно выбрать профессию и составить образовательную траекторию, какие есть современные подходы к карьерной стратегии

В итоге, по данным ВЦИОМ, почти каждый второй опрошенный россиянин работает не по своей специальности. А по результатам исследования, проведенного WorldSkills Russia при поддержке Министерства просвещения, более 70% школьников не имеют представления о том, чем они собираются заниматься в жизни. Вывод: к выбору профессии надо подходить заранее и осознанно, поставив конкретные цели.

Выбираем профессию заранее

Начинать изучение профессий стоит с младшего школьного возраста. Во многих городах появились специализированные парки профессий (Кидзания, Кидбург), где дети в игровой форме могут познакомиться с разными направлениями деятельности: медицина, туризм, мода, работа в сфере услуг, банковское дело и тд. На помощь здесь приходят также многочисленные иллюстрированные книги с описанием профессий и ролевые игры со сверстниками.

Всем ученикам средней школы рекомендуется проходить профориентацию. Не стоит путать это с тестами по предметам, которые даются ученику лучше всего. Профориентация — это комплекс вопросов, тестов и консультаций, помогающих определить склонности, интересы, намерения, цели подростка наряду с его способностями, знаниями и умениями.

Профориентационная программа длится не менее 4 часов, а затем проводится комплексный анализ и даются подробные рекомендации по выбору профессии.

Осознанный подход

В процессе учебы в школе дети увлекаются многим, но задача родителей и учителей выявить и поддерживать интерес ребенка к тем или иным сферам профессиональной деятельности. Если школьник увлекается биологией, то стоит купить ему микроскоп, познакомить с профильными музеями и дать возможность в рамках школы реализовать тематические проекты.

НАПРИМЕР, В ЯПОНИИ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ НАЧИНАЕТСЯ В СЕДЬМОМ КЛАССЕ. ПОДРОСТОК ЗА УЧЕБНЫЙ ГОД ДОЛЖЕН ПОЗНАКОМИТЬСЯ С 16 ПРОФЕССИЯМИ В СОВЕРШЕННО РАЗНЫХ СФЕРАХ. ЕГО УСПЕХИ И ИНТЕРЕСЫ МОНИТОРЯТ И СОСТАВЛЯЮТ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ.

Необходимо тщательно подходить к выбору вуза или колледжа. Стоит изучить факультеты, специальности, дополнительные программы, необходимые экзамены и требования. Вуз — это не только предметы, которые предстоит изучать, это целое комьюнити, которое будет формировать мировоззрение, взгляды и круг общения будущего специалиста.

По данным ВЦИОМ, с утверждением, что высшее образование обеспечивает человеку успешную карьеру, согласны 57% россиян. Эта доля уменьшается на протяжении всего мониторинга с 76% в 2008 году.

К сожалению, выбирая профессию, молодые люди не имеют представление о рынке труда, что приводит к дисбалансу в подготовке кадров и нехватке специалистов в некоторых секторах экономики. Важно отслеживать эту ситуацию, иначе выпускника вуза может ждать серьезное разочарование.

Постановка целей

Если нет четкого представления себя в профессии, то стоит ориентироваться на результаты профориентации и те специальности, которые будут наиболее востребованы в будущем.

Хорошим вариантом для определения дальнейших целей становится профильная подработка или стажировка. Согласно исследованию рынка труда НИУ ВШЭ, совмещение учебы и работы является в России массовым явлением, причем 77,5% работающих студентов заявили, что работа дает возможность удачно трудоустроиться после окончания вуза, поскольку работодатели ценят опыт.

Междисциплинарные специальности как тренд

Нужно понимать, что мир стремительно меняется и подходы к образованию тоже. Если раньше считалось, что профессию ты выбираешь раз и на всю жизнь, то сейчас хорошее высшее образование — это база для дальнейшего роста и развития.

Сегодня есть спрос на кросс-платформенных специалистов и междисциплинарные специальности. Речь идет о том, что одна профессия сочетает в себе навыки нескольких специалистов, и работодатель отдает предпочтение именно такому соискателю: лингвист, умеющий программировать, преподаватель с дополнительным дипломом психолога, медик, разбирающийся в технических вопросах. В описаниях вакансий все чаще можно встретить длинный список навыков и квалификаций, которыми должен обладать кандидат.

В этом плане магистратура в вузе — отличная возможность в рамках одной профессии сменить направление и выбрать специальность, смежную с той, которую изучал в бакалавриате.

Все чаще звучат слова мультиязычность и мультикультурность. На всех уровнях специалистам необходимо общаться с представителями разных государств и решать вопросы исходя из контекста той или иной страны. Знание иностранного языка становится не дополнительной, а обязательной компетенцией.

Современный подход к карьерной стратегии

Отношение к построению карьеры постепенно меняется. Очень важно постоянно отслеживать новые тенденции и не упускать момент, чтобы повысить квалификацию или пройти курсы по новому направлению.

Сегодня мы живем в ситуации, когда поменять 5-6 видов деятельности за жизнь — это норма. В Японии и в странах Европы у людей есть свои карьерные консультанты, которые время от времени звонят и интересуются, нет ли желания сменить профессиональную деятельность и не засиделся ли человек на одном месте.

Важно понимать, что образование и профессия в 17 лет — это не окончательный выбор. Сегодня образование становится похожим на конструктор, где каждый кубик — это знания и опыт иногда в разных или смежных сферах.

Маркетинговое исследование показало, что в своем мнении относительно влияния образования на выбор профессии опрошенные разделились примерно поровну. Опрос проводился компанией MAR Consult в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Самаре среди 970 респондентов в возрасте от 25 до 45 лет.


По специальности не работает около половины горожан (52%).


Половина жителей крупных городов, работающих по специальности - это очень большая доля, особенно учитывая нижеперечисленные причины.

Среди наиболее распространенных причин, по которым горожане не работают по специальности: низкий уровень заработной платы (29%), низкий спрос на полученную специальность (15%), низкая привлекательность полученной специальности для самого специалиста (9%).

Причина Доля
Низкий уровень заработной платы / невыгодно 29%
Нет работы / не взяли на работу 15%
Не нравится профессия / не моё 9%
В декрете 7%
Нет возможности / так сложились обстоятельства 5%
Домохозяйка / безработный 4%
Нет опыта 4%
Сократили в период кризиса 4%
Заканчиваю ВУЗ / сейчас прохожу переквалификацию 3%
Проблемы со здоровьем 2%
Нет возможности самореализации 2%
Работаю в другой отрасли / нашел другую работу 2%
Специальность нужна была только для высшего образования 2%
Не могу совмещать с воспитанием детей 1%
Имею собственный бизнес 1%
Много закрылось предприятий и заводов 1%
Прекрасно осваиваю новые профессии 1%
Сезонная работа 1%
Не знаю 2%

Ксения Маркова, руководитель Исследовательского департамента компании MAR Consult считает: "После выпуска из ВУЗов желающих работать по специальности ждет основное препятствие - ситуация на рынке труда (полученная специальность оказывается невостребованной, низко оплачивается или же, наоборот, конкуренция на рынке столь высока, что трудоустроиться практически невозможно). Человек вынужден искать работу не по специальности".

Что интересно, среди тех кто работает по специальности большинство придерживается мнения, что образование является решающим фактором при выборе профессии, и наоборот, среди неработающих по специальности больше половины тех, кто считает, что образование на выбор профессии не влияет.


"Профиль образования далеко не всегда определяет профессиональный выбор человека. - Комментирует К. Маркова. - Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, к моменту поступления в ВУЗ у многих выпускников школ отсутствует четкое представление о том, чем именно им хотелось бы заниматься. Выбирая специальность, человек не всегда до конца понимает ее суть и не представляет себе работу по специальности (часто это касается "престижных", "модных" специальностей). Нередко на выборе той или иной специальности настаивают родители. По факту так и получается - окончив ВУЗ, человек понимает, что выбрал "не то".

Во-вторых, даже при наличии к моменту поступлении в ВУЗ сформировавшегося представления о желаемой специальности, отнюдь не всегда есть возможность поступить именно в этот ВУЗ / именно на этот факультет. В итоге человек идет туда, куда ему позволяет поступить его уровень знаний, либо материальные возможности.

И в заключение, высшее образование является одним из обязательных требований к соискателям практически на любой работе, связанной с умственным трудом. Высшее образование нужно в принципе, а уж какое именно, для некоторых вопрос второстепенный. Данная категория людей, как правило, выбирает ВУЗы и факультеты, на которые поступить проще всего и никогда не трудоустраивается по специальности".

Читайте также: