Нарушения опорно двигательной системы травматизм план урока

Обновлено: 05.07.2024

Дидактическая цель: обеспечить осознанное усвоение новой учебной информации средствами критического мышления.

  • образовательная – создать условия для изучения и понимания учащимися причин нарушения опорно-двигательного аппарата, меры их предупреждения;
  • развивающая – формировать умения устанавливать причинно-следственные связи, заполняя таблицу “знаю, хочу знать, узнал”, выполняя практические задания;
  • воспитательная – создать условия для учения с увлечением, формировать потребность в сохранении и укреплении своего здоровья.

Тип урока: (изучение нового материала) урок-исследование, технология развития критического мышления.

Методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная и групповая.

  1. Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. 8кл.: Учебник для общеобр. учеб. завед. – М.: Дрофа, 2004.
  2. Таблицы “Влияние физических упражнений на организм человека”, “Предупреждение искривления позвоночника”, “Предупреждение плоскостопия”.
  3. Тексты об особенностях костной системы подростков, приемов проверки правильности своей осанки, посадки за столом, походки.
    Биология в школе. – 2004. - №7. – С. 21 – 28.
  4. Модуль скелета человека.

Технологическая карта урока.

Вызов Осмысление Рефлексия
Парная мозговая атака. Заполнение таблицы

Фаза вызова (парная мозговая атака).

Учитель обращается к классу:

“Думая о сегодняшнем уроке, мне захотелось начать его словами академика Н.М.Амосова, “… чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя”.

Известно, что, если условно уровень здоровья принять за 100%, то 50% из них зависит от самого человека. Вдумываемся в тему нашего урока? Заболевания опорно-двигательного аппарата, их профилактика. А как обстоит ситуация с заболеваниями костной системы в нашей школе? По результатам углубленного медицинского осмотра осенью 2006 года 182 учащихся 2, 5, 8, 10 классов установлено, что у 24% детей определены различные нарушения опорно-двигательного аппарата, среди функциональных отклонений – нарушение осанки, среди хронических болезней – плоскостопие, сколиоз, кифоз, лордоз, остеохондроз”.

Учитель предлагает учащимся в паре в течение 5 мин. составить список того, что они знают или думают, что знают по теме урока. Парная мозговая атака помогает учащимся настроиться на учебную работу, позволяет высказаться тем учащимся, которые испытывают затруднения выступать перед большой аудиторией.

Фаза осмысления. (заполнение таблицы, практическая работа)

Учитель организует фронтальную беседу, после обсуждения в паре, начинает заполнение на доске, а учащиеся в тетради графу таблицы “знаю”.

Учащиеся знают, что скелет служит опорой и защитой тела, называют отделы скелета человека, особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Используя модель скелета человека, учащиеся называют и показывают основные части скелета, а также назначение этих частей.

После заполнения графы “знаю” учитель задает вопрос учащимся: что хотели бы узнать, чему на уроке можно научиться?

Учитель организует фронтальную беседу и заполнение графы “хочу узнать”.

Учащимся хотелось бы узнать об особенностях скелета подростков; как связаны опорно-двигательная система и работа внутренних органов; как правильно ходить, стоять, сидеть, лежать во время сна, чтобы избежать развитие заболеваний организма.

После заполнения на доске и в тетрадях графы “хочу узнать”, учитель предлагает учащимся прочитать текст “Особенности костной системы подростков”. Приложение 1, Приложение 3

Учитель организует фронтальную беседу после чтения текста и заполнение графы “узнал”.

Учащиеся узнали, что костная система подростка еще не сформированная, кости менее крепки и тверды, более гибки и эластичны (легко поддаются искривлению); что неправильное положение тела (осанка, походка, посадка за столом, положение во время сна) легко образуются искривления скелета и нарушается его развитие; что осанка – навык, обеспечивающий сохранение привычного положения тела в пространстве.

Учитель организует практическое определение учащимися своей осанки, используя тексты “Приемы проверки правильности своей осанки”, “Приемы проверки правильности подобранного по высоте стола”, “Признаки правильной походки”.

Учащиеся читают текст, выполняют практические задания, заполняют графу “узнал”. Во время фронтальной беседы обсуждают важность сохранения правильного положения тела для здоровья человека.

Учащиеся отмечают зависимость здоровья от образа жизни человека, используя таблицы “Влияние физических упражнений на организм человека”, “Предупреждение искривления позвоночника”, “Предупреждение плоскостопия”, убеждаются в том, что хорошая осанка, правильная походка, занятия физической культурой и спортом, правильно подобранная обувь, нормальная масса тела – необходимые условия сохранения и укрепления здоровья.

Фаза рефлексии.(дальнейшее целеполагание)

  1. Что вы сегодня узнали нового?
  2. Что еще хотелось бы узнать?

Учащиеся записывают в свою тетрадь новые вопросы и источники информации.

Учитель предлагает домашнее задание: правильно ли вы спите?

Предлагает вниманию учащихся свой синквейн (пятистишие):

Приспосабливает, изменяет, спасает.

В мире людей жить помогает.

Учащиеся в паре составляют свои синквейны, если есть время, то зачитывают их классу, если нет времени их зачитать, то с них начинают следующий урок на фазе вызова. Приложение 2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Такая форма работы усиливает внимание учащихся на уроке, способствует повышению познавательных способностей учащихся, интереса к изучаемой теме. Также даёт возможность проводить самоконтроль (и/или взаимоконтроль) и самооценку знаний и умений учащимися. Учитель получает возможность оценить каждого из учащихся, проанализировать, как проявляется активность и способности учащихся в течение урока, на разных его этапах.

Урок в 8 классе на тему:

«Травмы опорно-двигательной системы и

Цель урока: познакомить учащихся с видами травм опорно-двигательной системы и приобрести теоретические и практические навыки оказания первой медицинской помощи.

Образовательные: изучить виды травм опорно-двигательной системы, научиться различать признаки повреждений скелета, сформировать знания и выработать умения оказания первой медицинской помощи при повреждениях скелета.

Развивающие: развивать умения анализировать, синтезировать, делать выводы, сравнивать;

совершенствовать умение работать с учебником, работы в группе; развивать логическое мышление и речь учащихся.

Воспитательные: воспитывать гигиенические навыки у учащихся, способствовать пониманию ценности здоровья и жизни человека.

Тип урока: комбинированный.

Методы организации учебной деятельности: словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия); наглядные (плакаты, учебник, раздаточный дидактический материал, презентация); практические (решение тестовых заданий, работа с учебником, составление опорного конспекта, ситуационные задания).

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Технологии: классно-урочная система, проблемное обучение с элементами системно - деятельностного подхода, игровые технологии, разноуровневое обучение, технологии развития критического мышления, технология учебно-поисковой деятельности, здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: рабочие тетради, учебник по биологии для 8 класса, дидактические материалы (карточки, бланки с таблицами, плакаты, рисунки), мультимедийная установка.

Базовые понятия и термины: ушиб, растяжение, вывих, перелом (закрытый, открытый), шина.

Такая форма работы усиливает внимание учащихся на уроке, способствует повышению познавательных способностей учащихся, интереса к изучаемой теме. Также даёт возможность проводить самоконтроль (и/или взаимоконтроль) и самооценку знаний и умений учащимися. Учитель получает возможность оценить каждого из учащихся, проанализировать, как проявляется активность и способности учащихся в течение урока, на разных его этапах.

I. Организационный этап (1-2 мин)

II. Актуализация знаний (10 мин)

Фронтальный опрос

Учитель зачитывает предложения, учащиеся должны продолжить предложения необходимым термином, понятием.

1. Активная часть ОДС - … (мышцы)

2. Пассивная часть ОДС - … (кости, связки)

3. Вещества, придающие твёрдость костям - … (минеральные)

4. Вещества, придающая костям гибкость и упругость - … (органические)

5. До какого возраста растут кости скелета человека? (до 20-25 лет)

6. Как называется неподвижное соединение костей? (шов)

7. Как называется подвижное соединение костей? (сустав)

8. Чем образован пояс верхних конечностей? (две лопатки, две ключицы)

9. Мышца, отделяющая грудную полость от брюшной полости - … (диафрагма)

10. Привычное положение тела во время покоя и движения - … (осанка)

Работа с биологическими понятиями и терминами.

Задание: переставить буквы таким образом, чтобы получить биологические термины и понятия (записать на доске полученные термины):

1. ЯМАИНИДОГИП (гиподинамия)

2. ДЗОРОЛ (лордоз)

3. ПИЕСТОПЛОСОК (плоскостопие)

4. ЗОЛИСКО (сколиоз)

5. ЗИФОК (кифоз)

6. СТУВСА (сустав)

А теперь запишите определения терминов в индивидуальные карточки. При этом один из учащихся приглашается учителем к доске, он зачитывает свои ответы, учащиеся проверяют, корректируют друг друга при необходимости.

(верно: привычное положение; в детском возрасте; голова слегка наклонена назад; грудь несколько выступает над животом; понижение свода)

После: само- или взаимопроверка под контролем учителя. Выставление баллов в карточку индивидуальных достижений.

III. Целеполагание, формулировка темы урока (2 мин)

IV. Изучение нового материала (проблемное изложение) (15 мин)

Формулировка основных понятий урока

Учитель предлагает с помощью учебника (стр. 57) назвать основные травмы опорно-двигательной системы [1]. Виды травм записываются на доске (либо прикрепляются магнитами заранее подготовленные карточки с терминами).

Виды травм

Определения (на карточках)

закрытая травма тканей без нарушения их целостности

повреждение связок, соединяющих кости в суставе

выход головки кости из суставной впадины

нарушение целостности кости без повреждения мышц и кожных покровов

нарушение целостности кости с повреждением мышц и кожных покровов

Заполнение таблицы в тетради. Учитель предлагает учащимся начертить таблицу, которая будет заполняться по ходу урока (для экономии времени можно распечатать и раздать учащимся перед уроком бланки таблицы, которые вклеиваются после заполнения в рабочую тетрадь – Приложение 2).

Работа с учебником. Учитель предлагает учащимся найти с помощью учебника и сформулировать основные признаки травм, оказание первой помощи. Учитель контролирует работу учащихся.

Виды травм ОДС и оказание первой помощи

Вид травмы

Признаки

Первая помощь

Боль, припухлость, подкожное кровоизлияние

Приложить холод, обеспечить покой, неподвижность, наложить давящую повязку

2. Растяжение

Отёчность, резкая боль, нарушение функций сустава

Сустав туго забинтовать, приложить холод.

Резкая боль в суставе, конечность в неестественном положении; движения в суставе невозможны

Фиксирующая повязка, обеспечивающая неподвижность. Не вправлять!

Резкая боль, неестественное положение формы и длины конечности, отёчность, кровоподтёк.

Обездвиживание. Наложить шину (под неё - ткань), захватывая суставы выше и ниже места повреждения.

При открытом переломе: края раны обработать, наложить чистую повязку, затем – шину.

Одновременно с изучением нового материала, учитель задаёт учащимся проблемные вопросы:

- Почему нельзя вправлять кости при вывихе?

(возможно ещё большее травмирование, повреждение тканей)

- Зачем под шину подкладывать марлю, вату или ткань?

(чтобы шина не давила на сломанную конечность)

- Почему надо фиксировать при переломе не только повреждённое место, но и ближайшие суставы? (предотвратить смещение сломанных костей)

Учитель обращает внимание учащихся на особенности поведения при подозрении на перелом ребра, повреждение позвоночника или костей черепа.

Если подозрение на:

- перелом ребра: предложить пострадавшему сделать сильный выдох, после этого дышать не глубоко, а грудную клетку туго забинтовать, вызвать скорую помощь;

- повреждение позвоночника: пострадавшего уложить лицом вниз на твёрдую ровную поверхность, вызвать скорую помощь;

- повреждение костей черепа: уложить пострадавшего на спину, голову слегка приподнять, вызвать скорую помощь.

V. Физкультминутка. (1-2 мин)

1. Глазами двигаем по горизонтали.

2. Глазами двигаем по вертикали.

3. Круговые вращательные движения глазами.

4. Круговые вращательные движения, рисуя в воздухе цифру 8, лежащую на боку.

5. Сжимания век в быстром темпе.

VI. Закрепление знаний (10 мин)

Ситуационные задания. Работа в группах

Класс делится на 4-5 групп. Раздаются карточки с заданиями. Учащиеся обсуждают предложенные ситуации, определяют вид травмы, составляют алгоритм действий при оказании первой медицинской помощи. Ответы на задания оформляют кратко, тезисами в индивидуальных карточках. После выполнения, один учащийся из каждой группы выступает с ответом.

Примеры ситуационных заданий:

1. Молодая женщина подвернула ногу. Возникла резкая боль в области голеностопного сустава. При осмотре: припухлость, умеренная болезненность при пальпации.

2. Во время игры в футбол, молодой человек получил травму руки. Возникла резкая боль. При осмотре: форма и положение предплечья руки неестественны, невозможность шевелить пальцами, целостность кожных покровов не нарушена.

3. Мальчик занимался на турнике. После резкого и неосторожного движения он упал и почувствовал резкую боль в области локтевого сустава. При осмотре: рука находилась в неестественном положении, движения невозможны, отёчность.

4. Мужчина спускался по ступенькам, оступившись, он упал. Почувствовал сильную боль в области боковой части туловища, при глубоком вдохе и выдохе боль усиливалась.

Учитель предлагает одному из представителей группы вытащить карточку, на которой записан вопрос. Учащиеся в группе могут обсудить его, ответ записать в карточки.

1. Почему нельзя самому вправлять сустав при вывихе?

(так как возможно ещё большее травмирование, повреждение тканей)

2. Почему при переломе бедренной кости надо фиксировать три сустава: бедренный, коленный, голеностопный? (чтобы предотвратить смешение костей)

3. Почему под шину подкладывают ткань?

(чтобы не травмировать ткани, не давить на перелом)

4. Почему тепло нельзя прикладывать при травмах, а холод - нужно? (холод способствует сужению кровеносных сосудов, что предотвращает кровотечение, уменьшает отёчность)

5. Почему пострадавшего с повреждением позвоночника нельзя транспортировать сидя?

(чтобы не допустить повреждение спинного мозга)

6. Почему при повреждении черепа голову нужно слегка приподнять?

(чтобы предотвратить кровоизлияние)

VII. Подведение итогов, рефлексия (4-5 мин)

Учащиеся подсчитывают количество баллов, заработанных на уроке. Можно предложить обменяться карточками с соседом по парте, провести взаимопроверку. С помощью ключа (см. Приложение 1) учащиеся переводят количество набранных баллов в оценки. Проводят анализ своей работы.

Учитель объявляет Д/з, благодарит учащихся за работу на уроке.

Список использованных источников:

1. Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс: учебник для общеобразоват. организаций с прил. на электронном носителе /Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, Т. А. Цехмистренко. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2015.

2. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии. М.: Просвещение, 1983.

Карточка учащегося(-щейся)______ класса Фамилия Имя_______________________

1. Термины (запишите определения, кратко, тезисно):

(за каждый верный ответ – 1б, max – 5 б)

(за каждый верный ответ – 1б, max – 5 б)

3. Ситуационное задание (определите вид травмы, составьте алгоритм действий при оказании первой медицинской помощи)

(за правильное определение вида травмы – 2б, за алгоритм помощи – 4б, max – 6 б)

Цель урока: познакомить учащихся с видами травм опорно-двигательной системы и приобрести теоретические и практические навыки оказания первой медицинской помощи.

Образовательные: изучить виды травм опорно-двигательной системы, научиться различать признаки повреждений скелета, сформировать знания и выработать умения оказания первой медицинской помощи при повреждениях скелета.

Развивающие: развивать умения анализировать, синтезировать, делать выводы, сравнивать;

совершенствовать умение работать с литературой, таблицами, работы в группе; развивать логическое мышление и речь учащихся.

Воспитательные: воспитывать гигиенические навыки у учащихся, способствовать пониманию ценности здоровья и жизни человека.

Тип урока: комбинированный.

Методы организации учебной деятельности: словесные (рассказ, объяснение, беседа); наглядные (плакаты, учебник, раздаточный дидактический материал, презентация); практические (решение тестовых заданий, работа с учебником, составление опорного конспекта, ситуационные задания).

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Элементы технологий: классно-урочная система, проблемное обучение с элементами системно - деятельностного подхода, игровые технологии, разноуровневое обучение, технологии развития критического мышления, технология учебно-поисковой деятельности, здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: рабочие тетради, учебник по биологии для 8 класса, дидактические материалы (карточки, бланки с таблицами, памятки), мультимедийная установка.

Базовые понятия и термины: ушиб, растяжение, вывих, перелом (закрытый, открытый), шина.

I. Организационный этап (1-2 мин)

II. Актуализация знаний (7 мин)

Фронтальный опрос: Учитель зачитывает предложения, учащиеся должны продолжить предложения необходимым термином, понятием.

Вопросы: ЧТО МЫ ЗНАЕМ?

1. Активная часть ОДС - … (мышцы)

2. Пассивная часть ОДС - … (кости, связки)

3. Вещества, придающие твёрдость костям - … (минеральные)

4. Вещества, придающая костям гибкость и упругость - … (органические)

5. До какого возраста растут кости скелета человека? (до 20-25 лет)

6. Как называется неподвижное соединение костей? (шов)

7. Как называется подвижное соединение костей? (сустав)

8. Сколько у человека костей- (более 205-2007 ), суставов- (230), связок – (700)

11. Покажите какими костями представлен скелет головы?

(Мозговой отдел: теменные-2, височные -2, клиновидные -2, лобная, затылочная, решетчатая; Лицевой отдел- скуловые-2, носовые -2, нижнечелюстная, верхнечелюстная) Всего 23 кости

12. Дайте характеристику скелета туловища.

13.Дайте характеристику скелету верхних конечностей.

(64 кости. Это скелет плечевого пояса : 2 лопатки, 2 ключицы; и свободная верхняя конечность: плечо (плечевая кость), предплечье (локтевая, лучевая), кисть (запястье, пястье, фаланги пальцев).

14. Дайте характеристику скелету нижних конечностей.

(66 костей. Тазовый пояс: 3 пары сросшихся друг с другом и с крестцом тазовые кости: подвздошные, седалищные, лобковые; свободная нижняя конечность: бедро (бедренная кость), голень ( большая и малая берцовые кости), стопа (предплюсна, плюсна, фаланги пальцев).

III. Целеполагание ( формулировка темы урока) (4 минуты)

ЧТО МЫ ЕЩЕ НЕ ЗНАЕМ?

Посмотрите фрагмент любимого нами фильма Л.Гайдая "Бриллиантовая рука", и попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. О чем мы будем сегодня на уроке говорить?

(Мы будем говорить о травмах опорно-двигательной системы)

Скажите, исходя из своего жизненного опыта: «Какие травмы опорно-двигательной системы вы знаете?

( Ушиб, вывих, растяжение, закрытый перелом, открытый перелом)

Итак, давайте сформулируем тему нашего урока:

И какова же цель нашего урока?

Учащиеся высказывают предположения (главная цель – не просто получить знания, изучить биологические понятия и термины, а научиться на практике применять свои знания, уметь грамотно действовать при оказании первой доврачебной помощи).

IV. Работа в группах. (5 минут)

Ребята, сейчас вы будете работать в группах. Каждая группа получила различные ситуационные задачи. Пользуясь памятками, которые у вас в папках, а также учебником (стр.50-52), обсудите предложенную ситуацию, определите вид травмы, составьте алгоритм действий при оказании первой медицинской помощи. Ответы на задания оформите кратко, тезисами в индивидуальных карточках. После выполнения, один учащийся из каждой группы выступает с ответом (1-2 минуты)

Ситуационные задания:

1. Девушка, во время ходьбы на высоких каблуках, подвернула ногу. Возникла резкая боль в области голеностопного сустава. При осмотре: припухлость, умеренная болезненность при пальпации.

2. Юноша занимался на турнике. После резкого и неосторожного движения он упал и почувствовал резкую боль в области локтевого сустава. При осмотре: рука находилась в неестественном положении, движения невозможны, отёчность.

3. Во время игры в футбол, молодой человек получил травму руки. Возникла резкая боль. При осмотре: форма и положение предплечья руки неестественны, невозможность шевелить пальцами, целостность кожных покровов не нарушена.

4. У пострадавшего наблюдаются сильная боль, усиливающаяся при прикосновении, рваная рана предплечья, из которой идет кровь и торчит кость.

5. Девочка каталась на коньках. Потеряв равновесие, упала лицом на лед, сильно ударив скуловую кость. При этом кратковременно потеряла сознание. Когда пришла в себя, почувствовала сильную головную боль, приступ тошноты. Её вырвало.

Растяжение и разрыв связок происходят, когда кость выходит за пределы обычной амплитуды движения. Чрезмерная нагрузка на сустав может привести к полному разрыву связок и вывиху кости. Наиболее распространёнными являются растяжение связок голеностопного и коленного суставов, пальцев и запястья.

Вывих – это смещение кости по отношению к её нормальному положению в суставе. Вывихи обычно происходят при воздействии большой силы.

Перелом – это нарушение целостности кости. Он может быть полным и неполным. Неполный перелом – это трещина.

При любой травме, за исключением открытого перелома, целесообразно прикладывать лёд. Холод помогает облегчить боль и уменьшить опухоль. Обычно лёд прикладывают на 15 мин через каждый час.

Чтобы избежать травм,, нужно научиться правильно падать.

А сейчас, сфотографируйте памятки себе в телефон.

VI. Закрепление знаний (2 мин)

Какие виды травм опорно-двигательной системы вы знаете?

Каковы общие принципы первой помощи при травмах ОДС?

VII. Подведение итогов, рефлексия (3 мин)

Ребята, что нового и полезного вы сегодня узнали?

Что вызвало затруднение?

Как вы считаете: знания полученные сегодня на уроке, пригодятся вам в жизни?

VIII. Домашнее задание. (2 минуты)

Источники информации:

Электронное пособие Биология, 8 класс. Человек. ЗАО 1С 2007. Издательский центр “Вентана-Граф”.

Семенцова В.Н. Биология. 8 класс. Технологические карты уроков: методическое пособие. – СПб: “Паритет”, 2003. 240 с. (Серия “Поурочное планирование”.)

Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Поурочные разработки к учебным комплектам “Биология. Человек”, 8 класс, Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.И. Беляева, А.С. Батуева и др.; – ВАКО, 2005. – 416 с. (В помощь школьному учителю).


Те, кто хотят приобрести величественную осанку, а вместе с ней и здоровье, должны понимать роль опорно-двигательной системы в жизни человека.

Итак, опорно-двигательная система формирует осанку человека — привычное положение тела человека в покое и при движении. При правильной осанке плечи находятся на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут, ноги прямые, походка легкая. Правильная осанка обеспечивает и нормальную работу внутренних органов.

Если наблюдается отклонение от этих характеристик, можно говорить о нарушении осанки. Признаками начального формирования неправильной осанки может быть сутулость, которая в дальнейшем приводит к искривлению позвоночника.

Различают несколько видов нарушений осанки. Сильный прогиб грудного отдела позвоночника называется кифоз, а искривление позвоночника в пояснично-крестцовом отделе — лордоз. У подростков чаще всего встречается левосторонний и правосторонний грудной сколиоз.

При нарушениях функциональная способность позвоночника ослаблена, спина легко утомляется, происходит сдавливание или смещение внутренних органов, живот становится выпуклым, часто болит спина.

В основе нарушений осанки лежит деформация позвоночника и утомление мускулатуры спины. Врачи установили несколько причин нарушений.

Очень часто искривления позвоночника возникают в процессе школьных занятий. У всех школьников скелет сформирован только на 65 %. Неправильная поза во время учебных занятий образуется стойкое боковое искривление, что приводит к деформации хрящевых дисков, расположенных между позвонками. В некоторых местах они вовсе стираются.

Чтобы этого не происходило, необходимо помнить и всегда следить за положением тела во время занятий.

Возникновению искривлений позвоночника способствует ношение тяжестей в одной руке. Перегрузка школьного портфеля учебниками и учебными принадлежностями негативно влияет на позвоночник, поэтому разумно заменять портфель ранцем.

Большое значение в формировании правильной осанки имеет постель. Мягкая постель способствует нарушению правильной осанки. Кровать должна быть ровной и твердой, на такой постели вес тела равномерно распределяется, мышцы расслабляются, а искривления позвоночника, вызванные вертикальным положением тела в течение дня, легко исправляются.

Не последнюю роль играет качество питания.

Если нарушается рацион питания, то в организме возникает дефицит витамина D. Это может привести к рахиту — тяжелейшему заболеванию, которое связанно с искривлением костей, нарушением обмена солей, замедленным ростом организма. Для профилактики рахита необходимо употреблять достаточное количество продуктов, содержащих кальций и фосфор: кефир, молоко, творог, йогурт, сливочное масло и мягкие сыры. В рационе обязательно должны присутствовать рыбопродукты, фрукты и овощи, богатые витаминами. И нельзя игнорировать солнечные ванны — важный элемент в профилактике недостатка витамина D.

Еще одно нарушение опорно-двигательной системы — плоскостопие, деформация стопы, при которой уплощаются ее своды. Плоскостопие нарушает работу мышц и связок стопы, стопа отекает, в ней возникают боли. При этом ухудшается осанка, возникает деформациям позвоночника. Люди с плоской стопой при ходьбе или беге быстро устают.

К плоскостопию может привести очень узкая, тесная обувь или частое ношение обуви на высоких каблуках. Для профилактики этого нарушения существуют специальные упражнения, кроме того доктора рекомендуют ходить босиком, заниматься плаванием, подвижными играми.

В современном мире появилась еще одна проблема, связанная с малоподвижным образом жизни и снижением двигательной активности, — гиподинамия.

Но, как уже говорилось, человек может не допустить развития у него нарушений. Красивая фигура, правильная осанка придают человеку уверенность в себе. А добиться красивой фигуры и правильной осанки тела можно, если вести здоровый образ жизни и заниматься физкультурой и спортом.

Опорно-двигательная система человека подвержена травмам, вызванным действием факторов внешней среды.

Относительно небольшие повреждения тканей, происходящие без нарушения целостности кожи, называют ушибами.

При лёгких ушибах возникают небольшие кровоизлияния в ткани (синяки).

При сильных ударах могут пострадать внутренние органы: почки, селезёнка, печень.

Особенно внимательно нужно следить за пострадавшим при ушибе головы. Если такой человек терял сознание, испытывал приступы рвоты, то речь идёт о сотрясении мозга, и больного надо доставить в медицинское учреждение на носилках.


Первая помощь при растяжении связок и вывихе суставов

У человека при осуществлении неловких движений в быту или спорте, при ударах и больших нагрузках, при падении может возникнуть растяжение связки, соединяющей сустав, или даже её разрыв.


При растяжении возникает отёчность, болезненность в области сустава, возможен кровоподтёк.

Первая помощь при растяжении должна быть оказана как можно быстрее. К повреждённому месту прикладывают пузырь со льдом или смоченное холодной водой полотенце. Местное охлаждение облегчает боль, предупреждает развитие отёка, уменьшает внутреннее кровотечение. При растяжении связок необходимо наложить тугую фиксирующую повязку.

При более сильном воздействии на сустав может случиться вывих — суставная головка выходит из суставной впадины.


Повреждённый сустав отекает, возникает сильная боль. Иногда появляется кровоподтёк (синяк).

Первая помощь: сделать холодный компресс и туго забинтовать место травмы (чтобы ослабить боль и уменьшить подвижность сустава) и осторожно доставить к врачу.

Вытягивать, дёргать или нагревать повреждённую конечность нельзя. После получения первой помощи пострадавшему следует обратиться к врачу.


При ранениях, сильных ударах, падениях кости могут ломаться, т. е. могут произойти переломы костей.

Чаще происходят переломы костей конечностей.

Если при переломе не повреждены кожа и мышцы, то такой перелом называют закрытым.

При открытом переломе, возникают раны, и может произойти попадание болезнетворных микроорганизмов во внутреннюю среду организма.


На место перелома костей конечностей накладывают шину — рейки, трубки или дощечки из какого-нибудь негибкого материала. Их туго прибинтовывают к повреждённой конечности так, чтобы сломанные кости не сместились (чтобы обеспечить неподвижность сустава выше и ниже перелома) и тем самым обездвижить место травмы. Чтобы шина не давила на место перелома, под неё следует подложить мягкую прокладку. Если на месте происшествия невозможно найти материал для шины, рекомендуется сломанную ногу прибинтовать к здоровой ноге, а руку — к туловищу.

Затем пострадавшего необходимо быстро доставить к врачу.


При открытых переломах сначала нужно остановить кровотечение и обработать рану. Самостоятельно пытаться вернуть сломанную кость в исходное положение нельзя, так как при этом острые концы в месте перелома могут повредить мышцы и сосуды.

При переломе рёбер наложение шины невозможно, а первая помощь направлена на то, чтобы уменьшить движение рёбер. Для этого пострадавшему предлагают сделать глубокий выдох и грудную клетку туго перевязывают полотенцем. После такой перетяжки дыхание должно быть спокойным.

При травмах черепа пострадавшего укладывают на спину, голову слегка приподнимают во избежание внутричерепных кровоизлияний и немедленно вызывают врача. При транспортировке больного стараются обеспечить неподвижность головы.

При повреждении позвоночника пострадавшего укладывают на ровную твёрдую поверхность (щит) лицом вниз и вызывают скорую помощь.

Перевозят пострадавшего только в лежачем положении, так как при перевозке в сидячем положении позвонки могут сдвинуться и повредить спинной мозг.



-75%

Читайте также: