Нарушение познавательной деятельности кратко

Обновлено: 06.07.2024

Статья основана, на опыте, которым обладают детские психологи, она поможет вам выработать правильную тактику при работе с такими детьми.

О внимании

Следует понимать, что подобные дети на занятиях довольно рассеяны, они не способны работать больше десяти – пятнадцати минут. Дети с ЗПР отличаются ослабленным вниманием к словесной (вербальной) информации, даже когда повествование очень захватывающее и интересное. Ребенок может потерять нить вопроса или рассказа даже при малейших раздражителях, к примеру, при стуке в дверь.

Спецификой в формировании внимания у ребенка с ЗПР является то, что с учетом структуры дефекта, дефицит внимания разделить можно на два направления.

  • Когда ведущим фактором в структуре дефекта является – нарушение регуляции.

Дети из данной группы страдают от импульсивности, неустойчивого внимания, истощаемости, которые сочетаются с достаточно высокими процессами в познавательной деятельности (наглядно-образного и словесно-логического мышления, памяти).

При коррекции в данной группе требуется дозировать задания во времени, а также применять приемы, которые способствуют развитию самоконтроля, формированию произвольного внимания и т.д.

  • Когда ведущим фактором в структуре дефекта является – недоразвитие процессов познавательных, которые сочетаются с медленными темпами деятельности, кратковременной памятью и более узким объемом внимания при выполнении различных заданий. В данной группе детей формирование произвольного внимания осуществляться должно во взаимосвязи с развитием речи и мышления.

Память

Дети с ЗПР обладают памятью, которая отличается качественным своеобразием. У подобных деток, в первую очередь, снижена прочность запоминания и ограничен объем памяти. Им характерны быстрая утеря информации и неточность воспроизведения. Вербальная память страдает в наибольшей степени. Выраженность указанного дефекта может зависеть от происхождения ЗПР. При грамотном подходе к обучению дети способны усваивать некоторые мнемотехнические приемы, а также овладевать логическими способами запоминания. В единицу времени, дети с ЗПР воспринимают меньшую долю информации.

Особенности восприятия:

- Ограниченность, недостаточность, фрагментарность познаний об окружающем мире;

- Страдает целостность восприятия. Нарушение касается не только отдельных свойств восприятия, но также восприятие как деятельность;

- Нарушены структурность и предметность ( отмечается затруднение в узнавании предметов в непривычном ракурсе, ребенок узнает и смешивает сходные по начертанию элементы букв и буквы);

- Затруднена деятельность ориентировочно-исследовательская, которая направлена на исследование качеств и свойств предметов;

- Подобным детям свойственна пассивность восприятия (более сложная задача подменяется простой), затруднения в ориентировке в пространстве.

- Необходимо большее число примериваний и практических проб при решении наглядно-практических задач, дети испытывают затруднения в обследовании предмета.

- Дети могут практически соотносить предметы по величине, форме, цвету, однако их сенсорный опыт длительно не обобщается и не находит закрепления в слове. Присутствуют ошибки при назывании величины, цвета или формы. Из-за перечисленного, своевременно не формируются эталонные представления.

- недостатки сенсорного и речевого развития оказывают влияние на формирование области образов-представлений.

- из-за ослабленного анализирующего восприятия ребенок имеет затруднения в выделении главных составных частей предметов, определении их взаимного расположения в пространстве.

- Отмечается замедленный темп в формировании способности воспринимать целостные образы предметов.

- дефицит тактильно-двигательного восприятия, выражающийся в неудовлетворительной дифференцированности тактильных и кинестетических ощущений (фактуры материала, температуры, величины, формы, свойства поверхности), у ребенка затруднения в процессе узнавания предметов на ощупь.

- замедление процесса формирования межанализаторных связей, лежащих в основе сложных видах деятельности. Недостатки слухо-зрительно-моторной и зрительно моторной координации.

Мышление

Отставание на уровне наглядных форм мышления:

- Проявляются сложности в формировании сферы образов-представлений;

- Несформированность способности к творческому созданию новых образов;

- Замечен подражательный характер деятельности деток с ЗПР;

- Замедления в процессе формирования мыслительных операций.

По достижении старшего дошкольного возраста у детей с ЗПР не формируется уровень словесно-логического мышления, соответствующий возрастным возможностям:

Ребенок не выделяет существенных признаков при обощении, а обощает по функциональным или ситуативным признакам.

- Дети затрудняются при сравнении предметов, выполняя их сравнение по случайным признакам, также при этом затрудняются даже при поиске признаков различия. Но дошкольники с ЗПР, после полученной помощи, предложенные задания выполняют на более высоком уровне, который близок к норме.

В зависимости от развития мышления и особенности детей с ЗПР можно разделить на три группы:

  • Дети имеют нормальное развитие мыслительных операций, но у них снижена познавательная активность.
  • Дети, имеющие неравномерное проявление познавательной активности и продуктивности выполнения заданий.
  • У ребенка сочетается отсутствие познавательной активности и низкий уровень продуктивности.

Речь (нарушена вторично)

Нарушения речи имеют системный характер и включены в структуру дефекта.

- Импрессивная сторона речи отличается недостаточной дифференциацией восприятия оттенков речи и речевых звуков.

- Экспрессивная сторона речи характеризуется бедным словарным запасом (речь составляют глаголы и существительные).

- Наблюдается нарушение в звукопроизношении, лексико-грамматическая сторона речи сформирована небогато ( цветы вместо клумба, стакан – кружка, ребенок смешивает слова разного значения, но близкие по звуковому составу: поезд-пояс; не улавливает разницу: шьет – вышивает, употребляет слова в неточном, приблизительном значении: дерево-сад, шапка-шляпа, заменяет наименование действием или описанием предмета), дефекты артикуляционного аппарата, наличие аграмматизмов.

Нарушение интеллекта у детей (умственная отсталость) – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга. Именно эти признаки: стойкость, необратимость дефекта и его органическое происхождение должны в первую очередь учитываться при диагностике детей. Педагогическим критерием диагностирования детей с умственной отсталостью является их низкая обучаемость. Дети с нарушениями интеллекта нуждаются в опеке со стороны педагогов и родителей. Роль взрослых облегчить жизнь ребенка в мире, адаптировать его в социуме.

Симптомы нарушений интеллекта

Симптомами умственной отсталости является диффузное поражение коры головного мозга, а также локальные поражения, которые приводят к нарушениям в психическом развитии. Не исключены локальные поражения, которые приводят к разнообразию нарушений в развитии психических высших познавательных процессов, а именно:

Могут быть нарушения эмоциональной сферы (повышенная возбудимость или чрезмерная инертность). При нарушения интеллекта у детей может наблюдаться нарушение физического развития:

деформация формы черепа;

Дети с нарушениями интеллекта

Ребенок с нарушением интеллекта может быть пассивными в познании окружающей действительности.По степени умственной отсталости и способности к длительному обучению специалисты выделяют отклонения:

Идиотия. Характеризируется глубокой степенью отсталости и тяжелыми нарушениями координации. Трудно формируются навыки самообслуживания, недоступно полное осмысление окружающего мира.

Имбецильность. Характеризируется легким нарушением интеллекта по сравнению с идиотией. У детей с этим отклонением в развитии есть все шансы овладеть речью и освоить некоторые трудовые навыки.

Дебильность. Особенности детей с нарушением интеллекта этой формы не позволяют им учиться в обычных школах из-за сниженного уровня умственных способностей и спецификой эмоционально-волевой сферы.

Трудности обучения и воспитания таких детей связаны с неразвитостью аналитико-синтетических функций высшей нервной деятельности. К этому следует добавить достаточно слабое здоровье и соматические нарушения. В будущем у взрослых будет ограничен круг профессионально-трудовой деятельности. Кроме этого выделяют отдельную группу детей с задержкой психического развития.

К отдельной группе детей относят учеников, которые испытывают сложности в освоении базовой школьной программы. Но таких детей нельзя относить к умственно отсталым, поскольку у них проявляется достаточная способность к общению и широкая зона ближайшего развития. Причинами возникновения задержки психического развития могут быть различны. Выделяют психический и психофизический инфантилизм, который непосредственно связансвязанный со вредными воздействиями на ЦНС в период беременности.

Адаптация в социуме

Дети с нарушениями интеллекта в отдельных случаях учаться в обычных образовательных школах. Но если в нарушениях преобладают выраженные церебрастенические расстройства, они нуждаются в специальных учебных заведениях. В таких школах существует система специальных лечебных мероприятий для таких детей и психолого-педагогическая коррекция. Врачи выделяют различные отклонения эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности ребенка. Общими для задержки развития ребенка являются следующие факторы:

отсутствие навыков интеллектуальной деятельности;

маленький словарный запас;

трудности словесно-логических операций;

суженное представление о мире;

неумение использовать игру для развития;

замедленное восприятие событий;

низкий уровень самоконтроля.

Обучение детей с нарушение интеллекта

При обучении детей с нарушением интелекта и для их социализации используют методы олигофренопедагогики. Дети с идиотией обычно не подлежат лечению и с согласия родителей могут жить в специальных учреждениях, где им обеспечивается должный уход и медецинская помощь. После достижения совершеннолетия таких детей переводят в детские дома, где они обучаются письму, чтению, могут работать в специальных мастерских. Сложности в обучении связаны с тем, что такие дети испытывают трудности в понимании связей между звуками и буквами, множествами и их числовым выражениями, невозможностью устанавливать и понимать временные, пространственные и причинно-следственные отношения между объектами и явлениями. Нарушение интеллекта у детей в виде задержки развития обычно проявляется в сложностях формирования основных мыслительных операций – синтеза, анализа, сравнение и обобщения.

В обшеобразовательных школа дети с интеллектуальными нарушениями часто подвергаются насмешкам сверстников, что негативно влияет на психику. Поэтому педагоги и врачи склоняются к мнению, что таких детей гуманнее обучать в специализированных заведениях. При правильном подходе появляется возможность заложить необходимые знания и привить навыки обучения, что позволяет в дальнейшем перевести их в обычную школу.

Обучение детей с интеллектуальными нарушениями требуют комплексного подхода, как со стороны врачей, так и со стороны педагогов-психологов. Необходимо использовать все возможные ресурсы, чтобы ребенок с интеллектуальными отклонениями мог максимально развить имеющиеся у него способности и легче адаптироваться ко взрослой жизни.


8 (495) 120-07-03

Заказать обратный звонок

Запись на прием к специалисту Центра

Психотерапевт Мартынов Сергей Егорович

Психолог, семейный психолог, клинический психолог Теперик Римма Фёдоровна

Психолог Копьёв Андрей Феликсович

Конфликтолог, психолог, клинический психолог Цуранова Наталья Александровна

Ночевкина Алёна Игоревна

Психолог, клинический психолог Алиева Лейла. Телесная терапия и арт-терапия.

Психолог Михайлова Анна Дмитриевна

Психолог, семейный психолог, коуч Волкова Татьяна

Детский психолог Горина Екатерина

Психолог Светлана Ткачева

Клинический психолог, психолог, психотерапевт Прокофьева Анна Вячеславовна

Основатель беатотерапии, психолог, клинический психолог Спиваковская Алла Семеновна

Психиатр Фролов Алексей Михайлович

Подростковый психолог Каравашкина Елена

Ведущий логопед Кухтина Алла Юрьевна

Подростковый психолог Максимов Алексей Вячеславович

Детский психолог Таранова Ирина Юрьевна

Психолог, юнгианский аналитик Юзьвак Екатерина Григорьевна

Психолог, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт Ермушева Анастасия Алексеевна

Психиатр Медведев Владимир Эрнстович

Клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог Баринская Янина Сергеевна

Врач-психотерапевт Сивков Евгений Евгеньевич

Проблеме изменений познавательной деятельности при различных заболеваниях посвящено немало исследований в отечественной психологии и патопсихологии. Основное направление этих исследований – изучение познавательной деятельности при различных психических заболеваниях (Б.В. Зейгарник, 1957, 1962, 1978; Ю.Ф. Поляков, 1974; и др.). В некоторых из них рассматривается в общетеоретическом и методологическом аспекте вопрос о месте этих нарушений в общей картине изменений психики, об их роли в становлении патологической симптоматики, об устойчивости развивающихся в ходе болезни изменений познавательной деятельности к терапевтическому воздействию. В подавляющем большинстве работ в качестве предмета экспериментально-психологического изучения выступают нарушения мышления, памяти и восприятия. Наблюдается явный дефицит в подобных исследованиях психики больных, страдающих хроническими заболеваниями внутренних органов. В то же время известно, что при ряде хронических соматических заболеваний наблюдаются массивные интоксикации (например, при заболеваниях почек, печени; онкологических заболеваниях), явления гипоксии (заболевания легких, сердца), приводящие к нарушениям деятельности центральной нервной системы. При тяжелом течении ряда соматических заболеваний вследствие явлений интоксикации или гипоксии могут наблюдаться нарушения познавательной деятельности: изменения ее динамики, снижение силы побуждений, падение показателей памяти и внимания, быстрая истощаемость. Необходимость изучения этих изменений


8 (495) 120-07-03

Заказать обратный звонок

Запись на прием к специалисту Центра

Психотерапевт Мартынов Сергей Егорович

Психолог, семейный психолог, клинический психолог Теперик Римма Фёдоровна

Психолог Копьёв Андрей Феликсович

Конфликтолог, психолог, клинический психолог Цуранова Наталья Александровна

Ночевкина Алёна Игоревна

Психолог, клинический психолог Алиева Лейла. Телесная терапия и арт-терапия.

Психолог Михайлова Анна Дмитриевна

Психолог, семейный психолог, коуч Волкова Татьяна

Детский психолог Горина Екатерина

Психолог Светлана Ткачева

Клинический психолог, психолог, психотерапевт Прокофьева Анна Вячеславовна

Основатель беатотерапии, психолог, клинический психолог Спиваковская Алла Семеновна

Психиатр Фролов Алексей Михайлович

Подростковый психолог Каравашкина Елена

Ведущий логопед Кухтина Алла Юрьевна

Подростковый психолог Максимов Алексей Вячеславович

Детский психолог Таранова Ирина Юрьевна

Психолог, юнгианский аналитик Юзьвак Екатерина Григорьевна

Психолог, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт Ермушева Анастасия Алексеевна

Психиатр Медведев Владимир Эрнстович

Клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог Баринская Янина Сергеевна

Врач-психотерапевт Сивков Евгений Евгеньевич

Проблеме изменений познавательной деятельности при различных заболеваниях посвящено немало исследований в отечественной психологии и патопсихологии. Основное направление этих исследований – изучение познавательной деятельности при различных психических заболеваниях (Б.В. Зейгарник, 1957, 1962, 1978; Ю.Ф. Поляков, 1974; и др.). В некоторых из них рассматривается в общетеоретическом и методологическом аспекте вопрос о месте этих нарушений в общей картине изменений психики, об их роли в становлении патологической симптоматики, об устойчивости развивающихся в ходе болезни изменений познавательной деятельности к терапевтическому воздействию. В подавляющем большинстве работ в качестве предмета экспериментально-психологического изучения выступают нарушения мышления, памяти и восприятия. Наблюдается явный дефицит в подобных исследованиях психики больных, страдающих хроническими заболеваниями внутренних органов. В то же время известно, что при ряде хронических соматических заболеваний наблюдаются массивные интоксикации (например, при заболеваниях почек, печени; онкологических заболеваниях), явления гипоксии (заболевания легких, сердца), приводящие к нарушениям деятельности центральной нервной системы. При тяжелом течении ряда соматических заболеваний вследствие явлений интоксикации или гипоксии могут наблюдаться нарушения познавательной деятельности: изменения ее динамики, снижение силы побуждений, падение показателей памяти и внимания, быстрая истощаемость. Необходимость изучения этих изменений

Читайте также: