Народные сказки как средство воспитания толерантности у читателей детей младшего школьного возраста

Обновлено: 07.07.2024

Толерантным быть – это искусство,
Твердо в этом мы убеждены:
В дружбе и согласии жить должны.
Русские и украинцы, башкиры и татары
Мир становится таким жестоким,
Что по одиночке невозможно жить…
Ответим друг другу чувством высоким -
И хрупкий мир мы сможем сохранить

В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность.

В научных изданиях толерантность трактуют, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, многообразия человеческой культуры, норм, верований. Толерантность это готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон.

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых ранних лет. Развитие толерантности сложный процесс, который необходимо начинать в дошкольные годы и развивать в течение всей жизни. Дошкольное детство — это время достижений. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития толерантности.

Есть много форм работы по воспитанию у детей толерантности. Я хочу рассказать об одной из них. Воспитание основ толерантности посредством народной сказки. Даже самые простые сказки несут в себе воспитательный момент. Многие педагоги, начиная с античного времени вплоть до В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского, включая А.С.Макаренко, считали сказку важнейшей сутью детского возраста, ключом к воспитанию, проживанию чужого опыта, анализу проблем.

Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.

В сказке есть та особая, веками накопленная мифологическая сущность, которую ни один человек, даже самый блестящий воспитатель, не заменит увещеваниями, назиданиями и примерами. Читая сказки народов, мы знакомимся с их культурой. Сказочные мотивы и сюжеты могут вплетаться во все виды деятельности. Сказки разных народов и похожи, и непохожи друг на друга. Колорит пейзажей, одежды, драгоценностей, сила подвигов и смирения – все носит национальную окраску, однако в сущности своей совпадает: дружба, любовь, забота о родителях и детях, преодоление вражеских козней.

Сказки сближают разные народы и помогают им лучше понимать друг друга. Имеют одинаковую идейную направленность. Но, несмотря на сходства и различия, принадлежность к разным культурам, сказки заставляют удивляться богатству народной выдумки, задорного юмора. Они учат нас мудрости, добру, справедливости, понимать и любить красоту жизни, уважать труд, быть смелыми и бороться за все прекрасное и доброе на земле.

Вместе с тем часто сказка учит отвечать злом на зло. Поэтому я стала нетрадиционным методом менять содержание сказок таким образом, чтобы чуткость, доброта, терпимость, смелость, настойчивость, находчивость, взаимопонимание побеждало зло.

Нетрадиционно - это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание ,но и творчески преобразовывать ход повествования ,придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации ,смешивать несколько сюжетов в один и так далее.

Для того, чтобы активизировать детей и выяснить, кому они сопереживают в том или ином эпизоде, я использую карточки-символы или кружки различных условных цветов:

-красный кружок - радуюсь;

- синий - мне жалко;

- желтый - хочу помочь;

При помощи сказок учу детей решать возникшие противоречия. Нас самих постоянно окружают противоречия в делах, явлениях, поступках. Конечно, насыщены противоречиями и сказки.

Для воспитания у детей доброты, чуткости в работе со сказкой использую нетрадиционный подход.

Нетрадиционный подход как раз дает и мне, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно.

В результате проведённой работы со сказкой я сделала вывод: воспитание у детей чуткости просто необходимо, так современные дети недостаточно чутки к окружающим. Хоть они и могут посочувствовать, хоть различают добро и зло, всё же работы по развитию этих чувств ещё непочатый край!

Предлагаю сравнительную подборку сказок народов Поволжья, направленных на формирование качеств толерантной личности: терпимости, доброты, смелости, настойчивости, находчивости, смекалки.

Можно много привести примеров разных сказок и сделать вывод,

как воспитать ребенка терпимым, отзывчивым, добрым, толерантным. Я убеждена, что один из самых верных способов морального воспитания детей — воспитание посредством народных сказок. Слушая, читая, играя в сказки, дети учатся распознавать добро и зло, сочувствовать слабому, обиженному, защищать униженных, понимать поступки людей, терпимо относиться к иному мнению.

Поступление в школу – особый период в жизни детей. Кончается детство с играми, начинаются новые взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Познакомившись со своими первоклассниками, я поняла, что многие из них не умеют общаться с одноклассниками и проявлять внимание к другому человеку, не умеют правильно выбирать линию поведения в той или иной ситуации. Большая роль в формировании этих качеств принадлежит родителям. Но во многих семьях, к сожалению, главным воспитателем является телевизор или компьютер. Взрослые, часто занятые решением своих проблем, пренебрегают чтением книг и прямым общением. Детей же привлекают мультики со спецэффектами, насилием и даже сквернословием. Они часто берут речь мультипликационных героев, манеры персонажей компьютерных игр за образец своего поведения.

В решении этой проблемы я использовала русскую народную сказку. Это особый литературный жанр, в котором, как в кладовой, спрятана народная вековая мудрость. Слагая сказку, человек выражал свою мечту о счастье, о торжестве справедливости и победе над злом. Именно наши сказки отражают особенности русского человека, учат любить, делать добро, развивают ум. Звучен, полон жизни язык этих произведений. К сожалению, мои первоклассники не знали многих сказок. Поэтому урокам обучения грамоте по “Русской азбуке” под ред. В. Г. Горецкого я уделила особое внимание. Предлагаю некоторые приёмы работы с иллюстрацией к русским сказкам. Они опираются на активные формы обучения.

1. Беседа по иллюстрации к сказке “Репка” (с. 9).

Цель: воспитание дружбы, сотрудничества.

У. - Вспомните, как начинается сказка?

- Кто первым тянул репку? Кого позвал дед? А бабка?

- Кого позвала внучка? Кто ещё помогал тянуть репку?

- Даже маленькая мышка может помочь в большом и трудном деле. Дружная совместная работа приносит больше пользы, по сравнению с тем, когда она выполняется в одиночку.

2. “Варежковый” театр по сказке “Теремок” (с. 8).

Цель: воспитание дружбы, трудолюбия, взаимовыручки.

У. - Вспомните, кто жил в теремке?

У. - По другим сказкам мы знаем, что животные часто враждуют между собой. А как они живут в одном теремке?

Д. - Не ссорятся, помогают друг другу. Каждый для всех выполняет какую-нибудь работу.

У. - Так и должно быть в жизни. Разные по цвету кожи, по национальности, бедные и богатые люди общаются между собой, встречаются на праздниках, спортивных соревнованиях.

Учитель распределяет роли и дети разыгрывают сказку.

3. Ролевая игра “На дне рождения у Лисы и Журавля” (с. 35).

Цель: воспитание дружбы, гостеприимства.

В “Азбуке” дана серия картинок. Детям нужно описать первую, а затем сразу последнюю картинки.

У. - Как начинается сказка?

Д. - Вот Лиса подружилась с Журавлём.

У. - Опишите их мимику и жесты.

Д. - Журавль, когда здоровается, снимает шляпу, наклоняет голову, а Лиса улыбается.

У. - Что происходит на последней картинке?

Д. - Лиса и Журавль поссорились, они отвернулись друг от друга, шагают в разные стороны. Лиса высоко подняла голову.

У. - Как случилось, что они поссорились?

Далее дети передают содержание разговора героев.

У. - Ребята, а кто из вас умеет встречать гостей?

Разыгрываются сценки из сказки на “новый лад”.

4. Подробный пересказ сказки “Курочка Ряба” по картинкам (с. 39).

Цель: учить определять настроение собеседников по их невербальным признакам, развивать выразительную речь.

Вначале дети выполняют задание “Три портрета”.

У. - Нарисуйте три портрета: сначала себя в хорошем настроении, когда радуетесь, затем, когда испытываете обиду, унижение, боль или страдаете. Третьим должен быть портрет друга с таким выражением лица, когда тебе приятно с ним общаться.

Далее рассматриваются и обсуждаются работы, делается вывод, что доброжелательное выражение лица и улыбка всегда располагают к общению.

У. - Учимся пересказывать сказку “Курочка Ряба”, передавая голосом, мимикой и жестами настроение героев.

У. - Рассмотрите первую картинку, каким голосом начнёте рассказывать?

Д. - Радостно, бодро.

У. - Рассмотрите вторую картинку. Что случилось? Что выражают жесты и мимика деда и бабы?

У. - Какие слова нужно выделить голосом?

Д. -Не простое, а золотое.

У. - Опишите третью картинку.

Д. - Дед и баба огорчены, расстроены, на их лицах печаль.

У. - А как они ведут себя в конце сказки?

Д. - Плачут, горюют.

У. - Что говорит курочка? Как она их успокаивает?

Д. - Говорит ласковым, добрым голосом.

У. - Давайте попробуем проговорить эту реплику.

Далее детям предлагается пересказать всю сказку.

5. Инсценировка сказки “Лиса и заяц” (с. 47).

Цель: учить оценивать поступки людей, воспитывать храбрость, смелость, взаимопомощь, вежливость.

Вначале учитель выразительно читает сказку (по опыту известно, что не все дети близко знакомы с её содержанием). После этого проводится словесное рисование по серии картинок.

У. - Что вы видите на первой картинке? Почему зайка оказался на улице?

Д. - Лиса обманула зайчика, она хитрая и умная.

У. - Кто помогал ему выгнать лису? У кого это получилось?

У. - Ребята, составьте новый диалог (разговор) между лисой и зайкой. Представьте, что лиса была доброй и вежливой. Придумайте новые слова лисе. Как она могла бы проситься к зайчику?

Д. - Пусти меня, заюшка, к себе, пожалуйста. Мне негде жить, я замёрзла. (Заюшка, пусти меня, пожалуйста, в свою избушку. Я тебе пирожков с капустой принесла. Давай вместе жить, я буду тебе по хозяйству помогать).

У. - Как закончится ваша сказка?

Д. - Стали они жить-поживать да добра наживать.

Далее в парах дети проигрывают сказку: один исполняет роль лисы, а другой зайки.

6. Групповая работа по сказке “Лиса и волк” (с. 27).

Цель: воспитание вежливости, сочувствия, дружбы, взаимовыручки и внимания к другим.

Работа начинается с обсуждения картинок.

У. - Что вы видите на первой картинке? Что делает лиса?

Д. - Сбрасывает рыбу по одной на дорогу.

У. - Как она это делает?

Д. - Потихоньку, чтобы старик не видел.

У. - Почему он остался без рыбы?

Д. - Был невнимательным, доверчивым, хитрая лиса смогла его обмануть.

У. - Что происходит на следующей картинке?

Д. - Лиса собрала всю рыбу с дороги в кучу, сидит и ест. Волк рядом стоит и просит рыбки, но лиса не даёт.

У. - Как, по-вашему, он просил?

Д. - Грубо, невежливо: “Лиса, дай рыбы, я тоже хочу. Не дашь – плохо будет”.

У. - Что велела делать ему лиса?

Д. - Самому ловить рыбу хвостом.

У. - Что из этого вышло?

Д. - Ничего он не поймал, только побили его, когда прогоняли с реки.

У. - Опишите волка на последней картинке.

Д. - У него перебинтована голова, лапы, хвост. Он хромает, еле шагает с костылями. Из глаз капают слёзы.

У. - Что он чувствует?

Д. - Ему больно, горестно.

У. - Как себя ведёт лиса в это время?

Д. - Она смеётся над волком, радуется тому, что обманула его.

У. - Что вы чувствуете, когда смотрите на них?

Д. - Жалко волка, хочется ему помочь. Я бы с такой лисой не стал дружить.

У. - Что бы вы сделали, если бы встретили его на дороге?

Д. - Помог бы дойти до дома.

- Угостил бы чем-нибудь.

- Пригасила бы в гости. Напоила чаем с мёдом и лекарственными травами.

Ребятам раздаются листочки-“льдинки”, на которых нужно написать отрицательные черты характера человека. “Льдинки” вывешиваются на доску. После этого учитель прикрепляет картинку с изображением солнышка.

У. - Ребята, в лесу наступила весна. Снег растаял. Вместе с ним исчезло и зло в лесу. Вода напоила землю. Под тёплыми лучами солнца распустились на полянках красивые цветы. На лепестках цветов, которые лежат у вас на партах, напишите положительные качества людей.

Дети вписывают слова доброта, трудолюбие, любовь, дружба, забота и т. д.

У. - Давайте “посадим” эти цветы в лесу… (Цветы прикрепляются на доску).

Волк и лиса тоже изменились. Представьте, что они опять повстречались. Лиса сама наловила рыбы, и к ней подошёл волк. Как они теперь будут разговаривать? Какие слова нужно добавить? Что можно изменить в сказке, чтобы герои остались здоровыми и радостными? Как они будут называть друг друга?

Ребята работают по группам, составляя новый диалог, распределяют роли и разыгрывают сценки. Можно предложить следующие задания:

1-я группа: “Вежливый волк”.

Возможный вариант разговора:

- Здравствуй, лисонька. Как поживаешь?

- Добрый день, волк, присаживайся.

- Что ты делаешь, соседушка?

- Да вот рыбу перебираю.

-Угости меня, пожалуйста, будь так любезна.

- Бери любую, волк.

2-я группа: “Умный волк”.

Дети придумали такой диалог:

- Здравствуй, лиса, хлеб да соль.

- Сколько ты рыбы наловила!

- Какая она у тебя свежая, большая, вкусная, наверное?

- А ты покушай со мной, куманёк. Выбирай любую.

- Да, замечательная, вкусная-превкусная рыбка. Спасибо за угощение. Пойду домой.

- Сосед, а ты возьми рыбки на дорожку.

- Благодарю, лисонька, приходи ко мне в гости.

3-я группа: “Заботливый волк”. (Приносит лисе свои гостинцы. Она взаимно даёт волку рыбки).

В процессе этой работы первоклассники учатся понимать, что общение со многими людьми может приводить к конфликтам, что не всегда и всем надо подражать. Учащиеся определяют конфликтные ситуации и находят различные способы выхода из них. Бывшие дошкольники осваивают алгоритм безопасного и толерантного поведения, получая представления о здоровом образе жизни и своём месте в окружающем мире.

Актуальность нравственного воспитания подрастающего поколения бесспорна. В разные исторические периоды жизни нашего общества выдвигалось на первый план свое содержание воспитания. На современном этапе возникла необходимость поиска путей улучшения межнациональных отношений как внутри России, так и за её пределами. Одним из таких путей является формирование у подрастающего поколения, начиная с дошкольного, культуры межнационального общения, которая включает знание культуры и традиций местного этноса, толерантности.

Среди многих средств, обеспечивающих своевременное и качественное развитие человека в период дошкольного детства, особое место занимает народная культура, имеющая высочайший воспитательный потенциал в силу своих специфических особенностей: доступности детскому восприятию, яркости и колоритности элементов. Ее развивающие возможности детально изучены по отношению к задачам эстетического, умственного, патриотического, трудового воспитания дошкольников.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Одной из важнейших задач патриотического воспитания в дошкольном возрасте является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к окружающим народам.

Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка – ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка – это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает родной народ. Дошкольный возраст – возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет интерес ко всему сказочному и чудесному. Если сказка удачно выбрана и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств.

Через произведения устного народного творчества ребенок постигает ценности толерантности. Наиболее доступной формой, в которой полярные образы людей можно задать детям, являются в первую очередь герои детских сказок. Как правило, все сказки содержат педагогические идеи, которые завуалированы в интересный для детей сюжет. Отрицательные персонажи всегда противостоят в них положительным, образуя полярные пары, противоположные не только по своим личным качествам, но и по разыгрывающимся между ними взаимоотношениям, которые олицетворяют борьбу добра и зла.

Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев.

В нашей работе с дошкольниками приемы применялись в соответствии с логикой воспитания толерантности : сначала формирование толерантного сознания, затем выработка привычек толерантного поведения и в заключение воспитание толерантного отношения.

В работе с детьми можно использовать следующие приемы формирования толерантности у детей дошкольного возраста :

- сравнение содержания двух или трех сказок;

- сравнение характеров героев двух или трех сказок;

- рассматривание иллюстраций к сказкам и их сравнение;

- придумывание нового сюжета сказки или изменение сюжета сказки;

- моделирование сказочного сюжета;

- изготовление книжек-самоделок по содержанию сказок ;

- проведение литературных викторин;

Наиболее сложным этапом в формировании толерантности у дошкольников через использование фольклора, считаем подбор необходимого литературно-художественного материала.

Принципы подбора сказок :

- сказки не должны слишком длинными;

- главными героями сказки должны быть дети (но не обязательно сверстники);

- в сказке должны присутствовать как положительные, так и отрицательные персонажи;

- главный герой сказки должен обладать качествами толерантной личности.

Предлагаем сравнительную подборку сказок, направленных на формирование качеств толерантной личности :

Проанализировав некоторые произведения мы хотим показать какие именно ценности раскрываются в них и как они влияют на жизнь героев.

Сказка большой помощник в воспитании толерантности.

- Сказка учит : мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злые всегда получают по заслугам

- Сказка формирует образ Положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову.

- Сказка учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась и побеждает.

- Сказка учит : не имей сто рублей, а имей сто друзей.. У сказочного Героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб, он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего Героя в беде.

- Сказка учит : хорошее дело не с первой попытки получается, но смелость и упорство обязательно вознаграждаются победой.

- Сказка учит любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство "полцарства в придачу”.

- Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков.

- Сказка учит : нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей.

В каждой сказке есть доброта и привычка выручать друга из беды.

- Сказка помогает побеждать зло и жестокость.

Слушая, читая, играя в сказки, дети учатся распознавать добро и зло, сочувствовать слабому, обиженному, защищать униженных, понимать поступки людей, терпимо относиться к иному мнению.

В заключение сказанного, можно отметить, что нравственное воспитание по-прежнему не утратило своей актуальности. Задачи воспитания у дошкольников патриотических чувств можно решить с помощью народных сказок, которые в доступной ему форме помогают познавать окружающий мир, узнавать, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, знакомят со способами эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; помогают понять, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, дают представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети учатся понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять эмпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта.

Таким образом происходит моральное воспитание, воспитание толерантных установок через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.

3. Вострухина, Т. Формирование толерантности у участников педагогического процесса /Т. Вострухина //Дошкольное воспитание. – 2010. - №3.

6. Орлова, М. Формирование толерантности у дошкольников /М. Орлова //Дошкольное воспитание. 2003. - №11.

7. Почухаева, М. Первые шаги к толерантности : [современные подходы к воспитанию толерантного сознания у дошкольников] /М. Почухаева, О. Лисютенко //Школьный психолог. – 2009. - №20.

Народные сказки как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Использование народных сказок в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Экспериментальная работа по использованию.

Русские народные праздники в детском саду как средство формирования патриотизма у детей Русские народные праздники в детском саду как средство формирования патриотизма у детей. В современном мире,когда всяческим образом происходит.

Русские народные сказки как средство развития речи младшей группы Начиная с раннего возраста детям систематически рассказывают сказки, заботясь о том, чтобы произведения художественной литературы оказывали.

Русские народные сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста Одной из основных задач формирования и развития личности дошкольника является освоение им духовного богатства народа, его культурного и.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Толерантность - знание культуры и тродиций местного этоса.

Авторы: воспитатели МБУ детского сада № 93

Хелен Келлер, американская писательница XX в.,слепоглухая

Актуальность нравственного воспитания подрастающего поколения бесспорна. В разные исторические периоды жизни нашего общества выдвигалось на первый план свое содержание воспитания. На современном этапе возникла необходимость поиска путей улучшения межнациональных отношений как внутри России, так и за её пределами. Одним из таких путей является формирование у подрастающего поколения, начиная с дошкольного, культуры межнационального общения, которая включает знание культуры и традиций местного этноса, толерантности.
Среди многих средств, обеспечивающих своевременное и качественное развитие человека в период дошкольного детства, особое место занимает народная культура, имеющая высочайший воспитательный потенциал в силу своих специфических особенностей: доступности детскому восприятию, яркости и колоритности элементов. Ее развивающие возможности детально изучены по отношению к задачам эстетического, умственного, патриотического, трудового воспитания дошкольников.
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

В нашей работе с дошкольниками приемы применялись в соответствии с логикой воспитания толерантности: сначала формирование толерантного сознания, затем выработка привычек толерантного поведения и в заключение воспитание толерантного отношения.

В работе с детьми можно использовать следующие приемы формирования толерантности у детей дошкольного возраста :

- сравнение содержания двух или трех сказок;

- сравнение характеров героев двух или трех сказок;

- рассматривание иллюстраций к сказкам и их сравнение;

- придумывание нового сюжета сказки или изменение сюжета сказки;

- моделирование сказочного сюжета;

- изготовление книжек-самоделок по содержанию сказок ;

- проведение литературных викторин;

Наиболее сложным этапом в формировании толерантности у дошкольников через использование фольклора, считаем подбор необходимого литературно-художественного материала.

Принципы подбора сказок:

- сказки не должны слишком длинными;

- главными героями сказки должны быть дети (но не обязательно сверстники);

- в сказке должны присутствовать как положительные, так и отрицательные персонажи;

- главный герой сказки должен обладать качествами толерантной личности.

Предлагаем сравнительную подборку сказок, направленных на формирование качеств толерантной личности:

- Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злые всегда получают по заслугам

- Сказка формирует образ Положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову.
- Сказка учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась и побеждает..
- Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей. . У сказочного Героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб, он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего Героя в беде.
- Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается, но смелость и упорство обязательно вознаграждаются победой.
- Сказка учит любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство "полцарства в придачу”.
- Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков.
- Сказка учит: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей.
В каждой сказке есть доброта и привычка выручать друга из беды.
- Сказка помогает побеждать зло и жестокость.
Слушая, читая, играя в сказки, дети учатся распознавать добро и зло, сочувствовать слабому, обиженному, защищать униженных, понимать поступки людей, терпимо относиться к иному мнению.

В заключение сказанного, можно отметить, что нравственное воспитание по-прежнему не утратило своей актуальности. Задачи воспитания у дошкольников патриотических чувств можно решить с помощью народных сказок, которые в доступной ему форме помогают познавать окружающий мир, узнавать , что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, знакомят со способами эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; помогают понять, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, дают представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети учатся понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять эмпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта.
Таким образом происходит моральное воспитание, воспитание толерантных установок через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.

3. Вострухина, Т. Формирование толерантности у участников педагогического процесса /Т. Вострухина //Дошкольное воспитание. – 2010. - №3.

6. Орлова, М. Формирование толерантности у дошкольников /М. Орлова //Дошкольное воспитание. 2003. - №11.

7. Почухаева, М. Первые шаги к толерантности: [современные подходы к воспитанию толерантного сознания у дошкольников] /М. Почухаева, О. Лисютенко //Школьный психолог. – 2009. - №20.


Проблема воспитания толерантности у молодого поколения объективно исходит из событий последних лет развития общества, что продиктовано с динамикой развития политики, экономики, культуры и миграции граждан. Современные научные исследования и криминальная хроника свидетельствуют о росте экстремизма в молодежной среде, неадекватной их реакции на различные явления, связанные с национальностями, вероисповеданием, социальными положениями граждан. В связи с этим особой актуальностью встала проблема воспитания толерантного и терпимого отношения граждан государства друг другу, мирного сосуществования людей разных национальностей. Авторы данной статьи считают, что воспитание толерантности следует начать с самого раннего возраста ребенка.

Ключевые слова: сказка, воспитание толерантности, ребенок, дошкольник, толерантность, герой сказки, окружающий мир.

Следует отметить, что в воспитании толерантности существует определенная двойственность. С одной стороны, отношение личности к национальностям, этническим группам, различным социальным и возрастным слоям, политической принадлежности к партиям на бытовом уровне превращается в нетерпимость, ксенофобию, экстремизм, а с другой стороны — толерантность находится глубоко в сознании человека, куда она закладывается в очень ранней стадии его становления и развития.

Современное понимание толерантности привело к тому, что в наше время стали свободно вести научные дискуссии, происходило терпимое отношение к чужому мнению. Это привело к плюрализму мнений. Без толерантности невозможно обойтись, когда нет точных научных критериев оценки предметов и явлений, отсутствуют доказательства преимущества тех или иных мнений, верных принципов и решенных задач на всевозможных уровнях и направлениях общественной жизни, науки, морали, религии, национальных особенностей поведения и т. д.

В современном обществе толерантность понимается как необходимость объединения народов разных политических и религиозных убеждений, национальностей, культурных традиций и т. д. Толерантный человек в современном понимании этого слова может не принять другого человека, но тем не менее в своих действиях выступает позитивно по отношению к нему, допускает его действия и мнения, отличающиеся от собственного.

В наше время толерантность стала основным элементов государственного устройства, в котором живут люди множества национальностей и вероисповеданий. Она является составляющей категории нравственности.

В настоящее время толерантность требует уважительного отношения ко всем национальностям и каждому отдельно взятому человеку, т. к. не бывает высокопоставленных и лучших народов. Они все равны. Важен сам отдельно взятый человек, а не его принадлежность к нации. Его недостатки и достоинства относят лишь к нему, а не к его народу. Все это мы должны внедрить в сознание ребенка с малых лет.

На современном этапе развития общества возникла необходимость воспитания толерантности с самого юного возраста. Этот процесс довольно тяжелый. Он начинается с дошкольного возраста и продолжается на протяжении всей человеческой жизни.

Дошкольный период жизни человека является самым продуктивным. В этот период ребенок учится уважать окружающих, доброжелательно относиться к людям другой культуры. Окружающий мир им воспринимается как высокое достижение совместной деятельности людей разных религий, национальностей и расы. Все это создает основу для дальнейшего воспитания толерантности у дошкольников.

Форм и методов воспитания толерантности в научно-педагогической литературе и электронных ресурсах множество. Мы выбрали за основу воспитания толерантности у дошкольников русскую народную сказку, т. к. сказка в этом возрасте является самым удобным и доступным материалом для достижения цели толерантности.

Еще в античные времена многие философы и педагогики в процессе воспитания подрастающего поколения использовали сказку. Даже классики педагогики В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, А.С Макаренко и др. использовали в своей практике воспитания народные сказки. Сказку считали основным ключом воспитания, удобным средством передачи чужого опыта, распутыванию создавшихся сложных ситуаций.

Проживая в сказке, ребенок познает мир старших. На примере героев сказок ребенок учится осторожному поведению, предвидению опасностей, ориентироваться в создавшихся жизненных ситуациях.

Воспитание средствами сказки использовалось с древнейших времен. Это самое основное средство и метод воспитания в дошкольной педагогике. Старшее поколение вместо порки за недостойное поведение, наказания использовало народное средство воспитания — сказку. В результате ребенок сам оценивал и сверял свое поведение с поступками героев сказки. В сказках отражались моральные нормы поведения и нравственные эталоны взаимоотношений людей. Сказка служила уроком жизни.

Многие педагоги считают, что сказка влияет и на здоровье и психику ребенка. Так, с помощью сказки можно снизить агрессию и избегать многие конфликтные ситуации, возможные с ребенком, а также предупредить психосоматические болезни. С помощью сказки можно сделать имеющиеся недостатки детей их достоинствами. Сказки также могут помочь выделить основные характерные черты детей.

При работе со сказками воспитатель решает ряд задач, среди которых:

а) на примере героев сказок научить ребенка строить более толерантные и деловые отношения с ровесниками и родителями;

б) превратить конфликтную ситуацию в более толерантное поведение по отношению к противоположной стороне;

в) разрядить психологическую и эмоциональную обстановку;

г) правильно определить самооценку, уважительно отнестись не только по отношению к себе, но и к окружающим;

д) подавлять гиперреактивность или, наоборот, подавлять ее, развивать возникающие время от времени боязни, уровня тревожности, агрессивного поведения и т. д.

В своем исследовании мы опирались на народны сказки. Они созданы мудростью народа в течение многих веков. Иногда это и истории конкретного автора. Иногда эти сказки называют мифами и притчами.

В народные сказки заложена не только народная мудрость, но и они носят много хороших народных идей, например, такие как:

а) в сказке существует лишь живой мир. Начиная от героев и заканчивая различными предметами, наделены душой, что дает возможность воспитать толерантное отношение к ним. Ребенок не только положительно относится к ним, но и проявляет сочувствие, жалость, желание помочь, бережно относиться к ним, что в реальной дальнейшей жизни распространится и по отношению к окружающим людям;

б) одушевленные неживые предметы в сказке живут самостоятельной жизнью и решают свои проблемы, к чему ребенок учится относиться с уважением, проявить сочувствие и желание помочь;

в) ознакомление с живой и неживой природой сказок учит ребенка принимать этот мир так, как есть, но с возникающим желанием улучшить их жизнь в лучшую стороны;

г) борьба противоположностей, в частности доброты и зла, а в результате победа добра поднимает настроение, прибавляет бодрость, чувство радости за положительное решение проблемы. Такая идея также направляет ребенка к изменению мира в лучшую сторону;

д) герои сказок, прежде чем добиться хорошего и положительного результата, проходят целую череду испытаний. Только добытое с трудом может принести пользу человеку, а то, что добыто легким трудом может быстро исчезнуть. Такая идея народных сказок учит терпению, преодолению трудностей, постановке дальнодействующих целей, постановке затрудненных задач, решение которых принесет душевный покой и самоудовлетворенность своим трудом;

е) герои сказок в затрудненных ситуациях принимают помощь других, что воспитывает доверие к окружающим людям и предметам, познания других в сложных ситуациях, при которых у человека раскрывается настоящее лицо, а не только внешние данные. Такие сказки учат детей ориентироваться в психологии окружающих людей, правильно выбрать себе друга, лучше узнать окружающий мир и правильно относиться к этому миру.

Для воспитания толерантности воспитатель должен уметь выбрать самые подходящие сказки в этом направлении. Дети до пяти лет предпочитают слушать сказки о животных или с участием животных. Известно, что дети этого возраста легко идентифицируют себя с известными им животными, могут вообразить себя этим животным и преподнести к окружающим людям. Такая идентификация может отражаться в их манере поведения, разговоре, общении с окружающими и т. д.

С пяти лет дети начинают идентифицировать себя с волшебными сказочными героями. Они могут вообразить себя принцессами и принцами, царевичами и царевнами, генералами и солдатами и т. д. Эти герои помогают детям больше познать мир. По мере роста ребенок все больше и больше слушает сказки с различными историями и людьми, проявляет к ним толерантность, иногда и сам живет в этом мире.

Самое главное в работе воспитателя правильный подбор сказок. В целях воспитания толерантности должны быть подобраны соответствующие сказки, хотя при желании любую сказку можно использовать в целях воспитания толерантности, т. к. в новой сказке все для ребенка является новым, и он соответствующе должен принимать это новое.

Сказки с терапевтическим эффектом следует разделить на несколько групп, среди которых выделяются:

1) Плохое поведение героев в связи с неумением общаться со взрослыми и ровесниками.

2) Недостойное агрессивное поведение детей в связи с чувством неполноценности. Ребенок требует больше внимания к себе, чего недополучает, из-за чего чувствует себя недооцененным, в результате чего пытается доказать свою значимость.

4) Сказки помогут решать специфические возрастные проблемы. Ребенок потихоньку учится решать свои проблемы самостоятельно и без помощи взрослых. Многие проблемы возникают, когда рядом нет мамы, и ребенок остается один на один с нерешенными задачами. Самостоятельность героев сказок станут образцом в решении таких проблем.

Терапевтический эффект народных сказов заключается и в том, что на помощь к ребенку готовы прийти окружающие и взрослые. Сказки не только воспитывают толерантность, но и затрагивают различные психологические направления, такие как развитие эмоций ребенка, обогащают его внутренний мир сказочными образами и событиями, которые способствуют развитию воображения ребенка.

Окружение ребенка может быть передано ему путем сочинения сказок, что больше обогатит его воображение. На примере старших можно привлечь ребенка к собственному сочинительству сказок об окружающем мире, что способствует большему воспитанию толерантности к окружающему миру, развитию речи, мечтательности, формированию характера и т. д. Ко всему этому, естественно, направляют взрослые, в результате чего дети будут чувствовать себя в заботе взрослых, готовых прийти на помощь в решении возникших проблем. В то же время дети обязаны понять, что помощь взрослых — это временное явление, и что в дальнейшем следует проявлять самостоятельность в решении собственных проблем. Во многих случаях в этом деле ему поможет сформированное качество толерантность.

Работая над сказкой, воспитатель использует различные формы их усвоения: чтение воспитателем, прослушивание в исполнении артистов, изменение различных частей сказки в положительное разрешение трудных ситуаций, инсценировка сказки, высказывание своих мнений о поступках героев, сочинение собственной сказки, рисование понравившихся сцен сказки и т. д. Все эти действия при работе над сказкой способствуют более лучшему усвоению содержания и оценке действий героев. Как известно, толерантное отношение может сформироваться лишь тогда, когда человек четко знает и понимает истинные причины поведения героев сказки.

Таким образом, народные сказки содержат огромный потенциал для воспитания толерантности у дошкольников. Наряду с толерантностью, при работе над сказками можно реализовать, практически, все направления воспитательной работы, для чего требуется мастерство и желание воспитателя. Труд воспитателя по воспитанию толерантности у дошкольников позже даст большие плоды в лице правильно воспитанного человека.

Воспитание толерантности у дошкольников позволяет им правильно строить взаимоотношения с ровесниками и со взрослыми, невзирая на их различие в религии, национальности, политических взглядов и жизненных позиций. Для правильной организации толерантного воспитания у старших дошкольников детские учреждения, семья, а также социальные институты воспитания должны иметь единые цели и соблюдать принципы воспитания толерантности.

В дошкольном возрасте у ребенка закладывается основа для общего развития, поэтому воспитание толерантности наиболее успешно начнется в этот период и продолжится в начальном звене обучения.

Как показало наше исследование, воспитание толерантности у старших дошкольников наиболее успешно пройдет при изучении русских народных сказок, т. к. сказки дают больше возможности опираться на их положительных и отрицательных героев, которые, практически, присутствуют в каждой из них. Если положительные герои являются образцом для подражания, то отрицательные герои могут служить для воспитания терпимого отношения к ним, но и затем для воспитания толерантности. Дети должны понять, что отрицательные герои присутствуют не только в сказках, но и в жизни их хватает, поэтому следует по отношению к ним быть толерантными. Присутствие отрицательных героев делает сказку увлекательной, интригующей, волнительной и т. д. Если бы их не было, то и сказки не было бы.

Практически, во всех дошкольных образовательных учреждениях воспитываются дети многих национальностей. Такое содружество разных национальностей дает больше возможностей в интенсивном воспитании толерантности, т. к. за примером далеко ходить не нужно. Совместная деятельность в условиях быта больше сближает детей, позволяет создать дошкольный коллектив, состоящий из разных национальностей.

Основной формой воспитания толерантности в дошкольном образовательном учреждении является занятие. Совместная игровая деятельность, проведение активного досуга, различные другие воспитательные мероприятия в садике и вне садика позволят продолжить толерантное воспитание, начатое на занятиях. Следует отметить, что это ежедневная кропотливая работа педагогического состава.

Дошкольное образовательное учреждение обязано руководить семьей и родителями в деле воспитания толерантности. Семья играет огромную роль в закладывании основ толерантности в уме и в соответствующем поведении детей. На родителей возлагаются основные обязанности воспитателя в формировании толерантности у ребенка, поэтому важен в этом деле союз воспитательного учреждения и педагогов. Толерантное взаимоотношение членов семьи, содружество родителей и родственников имеют сильный толчок в воспитании толерантности у младших членов семьи. В свою очередь педагоги и родители также должны соблюдать принципы толерантности, уважать друг друга и довериться, помогать друг другу и поддержать в воспитании дошкольников, относиться с терпением ко всему. Воспитатели в работе с родителями в деле воспитания толерантности обязаны учитывать условия семьи и психологическую атмосферу в ней.

Как показало наше исследование, дошкольники способны стать толерантными и поддаются толерантному воспитанию. Они очень хотят быть добрыми, отзывчивыми, жить в мире.

Кроме воспитания толерантности, работа над русскими народными сказками развивает творческий потенциал ребенка, что затем позволит творчески решать различные жизненные проблемы. Воздействие на эмоции ребенка путем работы над русскими народными сказками правильно сформирует их психику, научит правильно распознать себя и окружающих, затем в целом сформирует личность ребенка.

  1. Маликов Р. Ш., Галиев Р. Р., Шарафетдинова Э. Р. К проблеме актуализации устного народного творчества в эстетическом воспитании и привитии здорового образа жизни // Вестник Майкопского государственного технологического университета. Майкоп: Изд-во МГТУ, 2014. № 3. С. 101–107.
  2. Маликов Р. Ш., Садыкова Л. Р., Хазратова Ф. В., Газизоа Ф. С. Психология и педагогика социальных взаимоотношений через призму народной педагогики // Теория и практика образования в современном мире: XI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2019 г.) / [под ред. И. Г. Ахметова и др.]. СПб.: Свое издательство, 2019. С. 5–7.
  3. Маликов Р. Ш., Хазратова Ф. В. Использование положительного в народных сказках в нравственном воспитании дошкольников и младших школьников как части диалога культур // Диалог культур в контексте образовательной деятельности. Сб. матер-ов Всеросс. науч.-практ. конфер. (11 декабря 2019 г.) / отв. редакторы А. Г. Мухаметшин, Н. М. Асратян, Э. Р. Ганиев. Набережные Челны: Изд-во НГПУ, 2019. С. 284–288.
  4. Маликов Р. Ш., Газизова Ф. С. Педагогика детства в татарской этнопедагогике (на материале народных сказок) // В мире научных открытий (Социально-гуманитарные науки). Красноярск: Научно-инновационный центр, 2014. № 1.2 (49). С. 861–874.

Основные термины (генерируются автоматически): сказка, воспитание толерантности, ребенок, окружающий мир, толерантность, герой, герой сказок, окружающее, толерантное воспитание, толерантное отношение.

Читайте также: