Личность как продукт социальных отношений кратко

Обновлено: 30.06.2024

Формирование личности возможно лишь в контакте с социальной средой. С одной стороны социальные отношения формируют личность. Здесь она выступает в роли объекта этих отношений. С другой стороны – каждая личность способна, так или иначе, влиять на социальные отношения, видоизменяя их, то есть быть в качестве субъекта этих отношений. Иначе говоря, личность может выступать одновременно и в качестве объекта и в роли субъекта окружающих ее социальных отношений. Социальные отношения Личность (субъект)
Личность (объект) Социальные отношения

Личность в роли объекта и субъекта социальных отношений.
Можно сказать иначе. Взаимодействия личности с социальной среды наглядно характеризуют две ее формы:
1) адаптация, то есть, пассивное приспособление индивида к окружающей действительности;
2) интеграция – активное взаимодействие личности со средой, когда не только среда влияет на личность, но и личность участвует в ее формировании.

Социологическая наука исследует личность не как уникальное, неповторимое явление. Этим занимается педагогика, психология и ряд других наук, ориентированных на решение конкретных проблем поведения индивидов. Социологов интересует личность как социальная общность: личность студента, личность учителя, личность рабочего, то есть типологизированная личность, которая отражает то общее, чем отличаются конкретные социальные группы людей, с точки зрения их личностных характеристик. Например, студенты факультета физического воспитания отличаются от студентов других факультетов по уровню физического развития, склонности к активным формам времяпрепровождения и ряду других показателей.

Процесс усвоения личностью окружающих ее социальных норм и ценностей принято называть социализацией.Здесь личность выступает в роли объекта отношений. Развитие индивидуальных качеств личности как субъекта общественных отношений обозначают в социологии понятием индивидуализация.

Воспитание личностиможно определить, во-первых, как сложный и длительный процесс приобщения личности к социальным нормам и ценностям, характерным для того или иного общества в конкретных исторических условиях (социализация) и, во-вторых, как развитие индивидуальных способностей и возможностей в интересах общества, отдельных социальных групп, самой личности (индивидуализация).

Доминирование в воспитании элементов социализации над индивидуализацией не желательно. В процессе такого воспитания сформируется конформист,чрезмерно зависимый от окружающих людей, неспособный самостоятельно принимать решения. Если преобладает индивидуализация, будет воспитан индивидуалист,ориентированный на эгоцентризм, пренебрежение к коллективным интересам.

Иначе говоря, основные цели воспитаниясвязаны, с приобщением индивида к социальным нормам и ценностям, то есть к основным составляющим духовной культуры. Этот процесс должен учитывать также особенности, способности, интересы и потребности индивида. То есть, социализация личности должна оптимально сочетаться с ее индивидуализацией. Только в этом случае может сформироваться гармонично развитая личность.

Выделяют важнейшие направления воспитания, среди которых:
● идейно-политическое – формирование политической культуры;
● трудовое– развитие добросовестного отношения к труду;
● нравственное– усвоение норм и принципов морали;
● эстетическое – расширение потребности в прекрасном;
● экологическое – оптимизация отношения человека к природе;
● религиозное– приобщение к религиозным ценностям;
● физическое – развитие физических возможностей индивида.

Часто выделяют и другие средства и направления воспитания. Но, видимо, говоря о воспитании, следует, прежде всего, иметь в виду приобщение к культуре. Например: к политической культуре, культуре труда, религиозной культуре, физической культуре.

Этапы социализации личности

Весь жизненный путь человека от рождения до смерти разделяется на отдельные периоды (этапы): детство, юность, зрелость, старость. На каждом из них личность усваивает ценности и нормы, сложившиеся в обществе, развивает свои индивидуальные качества, включается в систему социальных связей и взаимодействий.

Процесс социализации личности можно подразделить на два этапа:
1) первичнаясоциализация – проходит в детские и подростковые годы жизни индивида;
2) вторичная социализация – это развитие личности в последующие годы жизни.

На начальном этапе социализации особенно сильно на становление личности влияет семья, дошкольные и школьные учреждения, а также группы равных – компаний друзей и сверстников.Именно от того, как распределялись семейные роли, кто глава семьи, насколько дружеские и теплые отношения были в семье, какие способы и методы поощрения или наказания применяются. Если власть в семье безоговорочно принадлежала одному человеку, если решения принимались единолично главой семьи, если пресекались дискуссии, свободное волеизъявление – в таких условиях вырастает либо сторонник диктатуры (если глава семьи был уважаемой личностью), либо, наоборот, активный противник авторитарных отношений (если семейный лидер не пользовался любовью).

На поведение будущего гражданина большое влияние оказывают дошкольные, школьные, другие государственные и общественные учреждения. От того, насколько эффективно и ответственно они осуществляют свои функции, во многом зависит, станет ли индивид полноценным гражданином своего общества или пополнит ряды лиц с девиантным, то есть социально не приемлемым поведением.

Окончание первого этапа социализации не связано с конкретным, одинаковым для всех возрастом. Признаки завершения первичной социализации, то есть превращения ребенка во взрослого человека могут быть, примерно, следующие:
● способность самостоятельно зарабатывать необходимые для полноценной жизни материальные средства;
● умение правильно распоряжаться деньгами, выбор оптимального и полезного для здоровья образа жизни, независимо от родителей;
● самодисциплина и самоконтроль над своим поведением.

Второй этап социализации связан с воздействием на личность сложного комплекса объективных и субъективных факторов, определяющих его социальные ориентации и поведение в юности, зрелости и старости. В эти годы на процесс социализации личности особенно сильно влияют различные социальные институты, включая систему образования, средства массовой информации, трудовые коллективы и других учреждения и организации, с которыми взаимодействует индивид.

С понятием социализации связаны два, рядом стоящие понятия:
● ресоциализация – процесс замены уже усвоенных норм и ценностей, на новые, более соответствующие изменившимся условиям;
● десоциализация – деградирующие процессы, связанные с изменением, скажем трудовой деятельности на пенсионный статус.

Социологические теории воспитания

Известный швейцарский педагог и социолог ^ Жан Пиаже(1896-1980) считал, что в воспитании детей следует выделять четыре основные стадии:

Первая – сенсорно-моторная (чувственно-двигательная) стадия развития ребенка, связана с первыми двумя годами его жизни. До четырех месяцев своей жизни ребенок не выделяет себя из окружающей среды. Он только учится различать предметы и людей через прикосновение. К концу этой стадии дети уже способны осознавать качества и особенности окружающих их людей и предметов.

В отечественной и зарубежной педагогике известны и другие теории воспитания. Однако в них, часто, обнаруживаются неверные, с точки зрения социологического анализа, принципы (можно сказать, мифы), которые когда-то сложились в педагогической науке в качестве основополагающих.

Социальный статус (от лат. status: состояние дел, положение) – это характеристика положения личности в социальной иерархии. Он фиксирует различия между людьми по их социальному престижу в обществе, определяет место индивида в системе социальных отношений.

Социальный престиж (от франц. prestige: обаяние, очарование) – оценка обществом социальной значимости вещей (их свойств) и людей (их поведения) с точки зрения норм и ценностей, принятых в данном обществе.

Социальный статус личности зависит от объективных факторов (наличия дохода), и субъективных показателей (уровня и качества образования, квалификации, стиля жизни). Статус может быть:
1) наследственный(или предписанный), когда индивид приобретает положение в обществе независимо от его личных усилий (статус миллионера, негра, женщины);
2) приобретенный, достигаемый личностью, благодаря ее выбора, усилий, заслуг.

Классифицируют статусы и по другим критериям. Например:
1) естественныйстатус – связан с биологическими признаками, скажем, статус мужчины или женщины может быть различным;
2) профессионально-правовойстатус – имеет социальные критерии своего измерения, официально оговоренные или неформальные.
Как правило, у человека можно обнаружить несколько статусов: академик, водитель личного автомобиля, грибник-любитель. Но только один, так называемый, интегральный статус определяет его положение в обществе, связанное с профессией, должностью, размером получаемых доходов.

Наличие собственности обычно повышает статус, но не всегда. Титулованные, но бедные дворяне имели более высокий статус, чем богатые торговцы. Быть президентом страны более престижно, чем простым миллионером.

В основе социального статуса может находиться и этническая или партийная принадлежность человека. Партийность (по Веберу) может влиять на положение человека в обществе, независимо от отношения к средствам производства. Политическая партия представляет собой группу людей, имеющих общие интересы и цели, связанные с властью. А власть повышает статус человека.

Многое в оценке статуса личности зависит от конкретных социальных ролей выполняемых каждым индивидом.

Социальная роль (от франц. rôle: социальная функция) – модель поведения, обусловленная положением личности в системе межличностных отношений. Она адекватна комплексу ожиданий, связанных с поведением конкретного лица в социальной группе. Например, роль учителя. Каким должен быть учитель, каким Вы его ожидаете увидеть? Бывают роли студента, жениха, отца, спортсмена. Воспитывая мальчика, мы обучаем его мужским ролям. Человек приобретает новые роли в течение всей своей жизни.

Социальные роли могут быть постоянные, то есть существовать длительное время (например, роль матери) и временные, выполняемые в течение короткого периода (например, роль гостеприимного хозяина). Однако это деление часто носит условный характер – мать могут лишить родительских прав, а гостеприимство по отношению к близким людям не исключается на протяжении всей жизни.

К социальным ролям могут быть одновременно применены различные оценки их содержания: ролевые ожидания, то есть точка зрения на роль со стороны окружающих людей и ролевое поведение, состоящее из конкретных действий конкретного индивида, с позиций его взглядов и убеждений.

В социологии используют и такое понятие как ролевая напряженность– несовместимость ролевых ожиданий (священник в армии благословляет солдат на убийство). Часто выполняемые роли могут стать несовместимые (скажем, роль студентки, и роль молодой матери). Возникает ролевой конфликт,который находит разрешение, к примеру, через академический отпуск студентки.

Личность - одно из центральных понятий в социологии. На изучение личности в социологии заметно влияют философские концепции и психологические теории.

В социологии личность - целостность социальных свойств человека. Личность является продуктом общественного развития и включения индивида в систему общественных отношений. Личность как субъект общественных отношений характеризуется определенной степенью независимости от общества, способностью противопоставить себя ему. Личная независимость сопряжена с умением контролировать свое поведение, что невозможно без самосознания, самооценки.

При рассмотрении личности как объекта общественных отношений акцент делается на влияние общества на точность, на ее зависимость от социальных и культурных ожиданий, социальных установок среды, где формируется личность. Социализация личности. Социализация - процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Благодаря социализации, человек становится дееспособным членом общества.

Социализация - это не только обучение в школе, институте. Такое обучение -лишь формальное приобретение знаний. Школа не может научить человека быть хорошим мужем, деловым партнером, внимательным родителем, сыном и т.д. Этому приходится обучаться всю жизнь в реальных, а не лабораторных условиях. Каждая социальная роль включает в себя множество правил, культурных норм, стереотипов поведения, которые надо осваивать. Взрослея, человек приобретает новые роли (например, отца, начальника) и должен их осваивать. Поэтому социализация идет всю жизнь.

Этапы социализации. Детство и юность - начальная социализация, зрелость и старость - продолженная социализация. Самый важный - первый этап, детство, когда закладывается фундамент социализации и на 70% формируется личность. Поэтому дети, изолированные от общества, погибают (как социальные существа), а взрослые - нет. Процесс социализации проходит не без посторонней помощи. Ему помогают люди и учреждения. Конкретных людей, ответственных за социализацию, называют агентами социализации. Учреждения, влияющие на социализацию и направляющие ее, - институтами социализации. Когда говорят о семье обобщенно, называют ее "институтом" социализации. А когда подразумевают конкретных членов семьи, то употребляют понятие "агенты".

15. Современные социологические концепции личности.

Психоаналитическая концепция Зигмунда Фрейда

Фрейд выделил 2 основные потребности, определяющие психическую деятельность человека: сексуальная и агрессивная. Но только удовлетворение этих потребностей наталкивается на препятствия со стороны социума, они вытесняются, образуя область бессознательного.

В психической структуре личности Фрейд определил 3 компонента:

Структура личности по Фрейду как бы трехслойна и включает в себя бессознательное, сознательное или проявление коллективного сознания. Эта структура делает личность крайне противоречивой. Ее изнутри раздирают две силы: инстинкты, влечения, социальные табу, направленные на подавление ее желаний, подчинение социальным нормам. Это противоречивость внутреннего мира - источник психических расстройств и заболеваний. Фрейд с позиции своей теории сексуального и бессознательного обратил внимание на различные сексуальные нарушения у детей и связанные с ними психические травмы.

По его мнению, в детские годы формируется так называемый Эдипов комплекс, согласно которому ребенок испытывает любовь и половое влечение к родителям противоположного пола. По мере взросления ребенок начинает понимать ошибочность своих представлений, но это чувство в бессознательном виде надолго остается в нем. Согласно Фрейду до 4-летнего возраста в личности закладываются все основные конфликты, которые позже будут лишь модифицироваться и высвечиваться под влиянием обстоятельств. По Фрейду человек по своей природе антисоциален, общество его приручает и очищает от низменных инстинктов. Он отличал, что цивилизация с ее запретами и санкциями с одной стороны - великое благо и необходимость, иначе человечество полностью подчинилось бы сексуальным и летальным инстинктам, но с другой стороны цивилизация - бремя и опасность для человека, т.к. вытеснение влечений приводит к развитию неврозов, растущей неудовлетворенности, тревоги, деформации характеров и отчуждения.

Теория социальной интеракции Джорджа Мида

Имитация - копирование поведения, не понимая его.

Игровая - дети понимают поведение как исполнение определенных ролей (врач, пожарный).

Коллективные игры - освоение роли, но глазами группы, уже само вступление в коллективную игру побуждает ребенка принимать на себя определенную роль, затем, с приобретением опыта, он научается в процессе игры принимать на себя роли других лиц, участвующих в игре.

Теория социализации Ж. Пиаже

Подход, предложенный швейцарским исследователем Жаном Пиаже, значительно отличается от теории развития личности Фрейда. Жан Пиаже исследовал когнитивное развитие, или процесс обучения мышлению. Согласно его теории, на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека. Дети проходят эти стадии в определенной последовательности, хотя необязательно с одинаковой скоростью и результатами.

Первый период - от рождения до 2-х лет - называется сенсомо- торной стадией. В это время у детей формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира. До этой стадии им, по всей вероятности, кажется, что предмет перестает существовать, когда они на него не смотрят. Младенцы на физиологическом уровне усваивают определенные навыки: способность ходить, говорить, узнавать близких людей. На этом уровне - полная зависимость от взрослых.

Второй период - от 2-х до 7 лет - называется предоперационалыюй стадией. В это время дети учатся различать символы и их значения. В начале данной стадии дети расстраиваются, если кто-то разрушает построенный ими замок из песка, символизирующий их собственный дом. В конце этапа дети понимают разницу между символами и предметами, которые они обозначают.

В возрасте от 7 до 11 лет дети учатся мысленно совершать действия, которые раньше они выполняли только руками. Пиаже называет этот период стадией конкретных операций.

В возрасте примерно от 12 до 15 лет дети вступают в последнюю стадию, называемую стадией формальных операций. На этом этапе подростки могут решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, а также размышлять о будущем. Дальнейшее развитие мышления совершенствует умения и навыки, усвоенные на этой стадии.

Теория социализации Лоренса Колберга

Гарвардский психолог Лоренс Колберг придавал большое значение нравственному развитию детей, разработал еще один подход к проблеме, в котором чувствуется сильное влияние теории Пиаже.

Колберг выделил шесть стадий нравственного развития личности, которые сменяют одна другую в строгой последовательности аналогично познавательным стадиям у Пиаже. Переход от одной стадии к другой происходит в результате совершенствования когнитивных навыков и способности к сопереживанию. В отличие от Пиаже, Колберг не связывает периоды нравственного развития личности с определенным возрастом. В то время как большинство людей достигают по крайне мере третьей стадии, некоторые на всю жизнь остаются нравственно незрелыми.

Две первые стадии относятся к детям, которые еще не усвоили понятий о хорошем и плохом. Они стремятся избежать наказания (первая стадия) или заслужить поощрение(вторая стадия).

На третьей стадии люди отчетливо осознают мнения других и стремятся действовать так, чтобы завоевать их одобрение. Хотя на данной стадии начинают формироваться собственные понятия о хорошем и плохом, люди в основном стремятся приспосабливаться к окружающим, чтобы заслужить социальное одобрение.

На шестой стадии у людей формируются собственное этическое чувство, универсальные и последовательные нравственные принципы. Такие люди лишены эгоцентризма; они предъявляют к себе такие же требования, как и к любому другому.

В настоящее время нет общепринятого мнения о том, какой подход в изучении личности наиболее эффективен для объяснения основных фактов поведения человека. На данный момент сосуществуют разные альтернативные теории, описывающие личность как интегрирующее целое и вместе с тем объясняющие различия между людьми. В большинстве теоретических определений личность рассматривается как общая идея индивидуальных различий, как гипотетическая структура, как процесс развития на протяжении жизни, а также как сущность, объясняющая стабильные формы поведения. Сфера исследований личности пытается синтезировать и интегрировать соответствующие принципы из всех областей.

Когда говорят о личности, прежде всего, подразумевают еесоциальную индивидуальность, которая формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Вне общества индивид не может стать индивидуальностью, а тем более личностью, таким образом подчеркиваются связи индивида, личности и общества. Попробуем разобраться в этих связях.

В науке проявляются два подхода к личности. Первый рассматривает сущностные (наиболее важные для понимания человека) характеристики

Характеристика личности
1.Содержание мировоззрения человека , его психологическая сущность 2. Степень целостности мировоззрения и убеждений, отсутствие или наличие в них противоречий , отражающих противоположные интересы различных слоёв общества. 3. Степень осознанности человеком своего места в обществе 4. Содержание и характер потребностей и интересов 5. Устойчивость или легкая переключаемость интересов 6. Узость или многогранность интересов 7. Специфика соотношения и проявления различных личностных качеств.
Особенности личности

Здесь личность выступает как активный участник свободных действий, как субъект познания и изменения мира. Личностными при этом признаются такие качества, которые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных особенностей. Другие люди непременно оценивают личность через сопоставление с установленными в обществе нормами. Человек, обладающий разумом, постоянно сам себя оценивает. При этом самооценка может меняться в зависимости от проявлений личности и общественных условий, в которых она действует.

Изучение личности через ролевые характеристики непременно предполагает связь человека с общественными отношениями, зависимость от них. Ясно, что и набор ролей и их выполнение связаны с общественным устройством и с индивидуальными качествами исполнителя (сравните например, роль труженика, правителя, воина, ученого в разные эпохи).

Социальные роли, все разнообразие социального поведения личности определяются социальным статусом и господствующими в обществе или в данной группе ценностями и нормами

Ценности Соц. поощрения

Общество
Личность Социальный статус Социальная роль

Нормы Соц. санкции

В процессе развития индивида как личности он все более полно включается в систему общественных отношений. Связи личности с людьми и разными сферами жизни общества расширяются и углубляются, и только благодаря этому она овладевает общественным опытом, присваивает его, делает своим достоянием. Вначале через общение с родителями, другими людьми, а затем и через разнообразные виды совместной с ними деятельности человек усваивает социальный опыт, овладевает нормами, правилами, способами поведении и деятельности, отдельных действий — происходит социализация личности, формируется и развивается ее субъектность. Эта сторона развития личности определяется как ее социализация.

Приобщаясь к различным сферам жизни общества, личность приобретает и все большую самостоятельность, относительную автономность, т.е. ее развитие в обществе включает процесс индивидуализации -основополагающий феномен общественного развития человека. Один из его признаков (и показателей) состоит в том, что у каждой личности формируется ее собственный (и уникальный) образ жизни и собственный внутренний мир.

В исследовании процессов социализации-индивидуализации важно раскрыть, как общественные отношения отражаются в психике индивида, и как благодаря этому отражению он организует свою жизнедеятельность в обществе.

Изучение развития личности предполагает анализ не только то, как она присваивает социальный опыт и приобщается к жизни общества, но и ее оригинальный вклад, обогащающий эту жизнь. Этим мы подчеркиваем значение личностной активности, а также то, что социализация неразрывно связана с индивидуализацией. Так личность не только научается произвольно регулировать своё поведение, но и что еще более важно - в процессе развития на определенной его стадии она начинает сама сознательно организовывать свою собственную жизнь, а значит, и определять в той пли иной мере свое собственное развитие.

Личность – субъект и продукт социальных отношений

Социологический подход выделяет в личности социально-типическое. Процесс формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности. Личность – индивид, который является носителем не только биологических и психологических особенностей, но и социально значимых качеств. Личность – целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Индивид становиться личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания, т.е. осознания своей самотождественности и неповторимости как субъекта деятельности и индивидуальности, но именно в качестве члена социума. Личность – совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения.

Личностью становятся, а не рождаются. Личность можно рассматривать как типичного носителя норм, ценностей, традиций определенной социальной группы (или нескольких социальных групп). Однако отказ принимать ценности не отменяет того, что некто является личностью. Следовательно, и принятие норм и ценностей, и протест против них являются свойствами личности. Формируется в процессе социализации (индивид усваивает умения, образцы поведения и установки, свойственные его социальной роли).

Включение индивида в общество осуществляется через различные социальные общности, которые каждый конкретный человек персонифицирует через социальные группы, социальные организации, социальные институты, господствующие в обществе нормы и ценности, т.е. через культуру. В результате этого индивид включается в большое число социальных систем разного уровня: семья, круг друзей, общественные организации, рабочая группа, национальные общности и т.д. Таким образом, человек становится элементом данной системы.

Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу.

Личность приобретает черты, обусловленные спецификой жизнедеятельности особых социальных общностей. Освоение черт, присущих этим многообразным общностям, а также социальных ролей выражается в социально-типических проявлениях поведения и сознания, и придает личности неповторимую индивидуальность, т.к. эти социально-обусловленные качества структурируются в устойчивую целостность на основе психофизических свойств субъекта.

Читайте также: