Народные игры их педагогический потенциал кратко

Обновлено: 07.07.2024

Происхождение и педагогический потенциал народных игр

августа 1, 2010 | Автор: admin

Известный чешский педагог XVII века Я.А. Коменский справедливо указывал на воспитательную роль игры в деле сближения ребенка с его сверстниками и рекомендовал родителям организовывать и поощрять совместные игры и развлечения детей друг с другом.

На воспитательном и развивающем значении игры настаивали признанные мыслители и педагоги разных эпох и народов (Платон, Ф. Рабле, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Д. Дьюи, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, СТ. Шацкий, В.А. Сухомлинский и др.).

Игры изменяются с возрастом детей в зависимости от детского опыта, умственного развития, руководства взрослых. Переживания детей в игре не пропадают бесследно, а находят свое проявление в будущем в общественном поведении человека. Игра, – говорил К.Д. Ушинский, — основной и главный вид деятельности ребенка, претерпевающий значительные изменения по мере его роста и развития.

В современной литературе игра рассматривается как:

■ особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность;

■ социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности;

■ деятельность, в ходе которой происходит развитие психики ребенка;

Игра — средство многогранное, о известно далеко не все. Но с уверенностью можно говорить, что это и самостоятельная деятельность, способствующая формированию личности, и средство формирования и сплочения коллектива, и метод организации других видов деятельности, и эмоциональное состояние, и способ общения.

Социокультурный опыт людей выявляет противоречивые тенденции обозначения и классификации игр. Сложность классификации игр заключается в том, что они, как и любое явление культуры, испытывают серьезное влияние динамики исторического процесса каждой новой формации, идеологии разных социальных групп. Обогащение культуры досуга всегда служит предпосылкой развития общества. Но это обогащение может быть противоречивым, поскольку на него воздействуют принуждения, запреты, мода. Игровой элемент присутствует буквально во всех видах деятельности человека, отражая национальные, этнографические, географические, исторические приметы. Разработка классификации осложняется тем, что игры отличаются одна от другой не только формальной моделью, набором правил, но прежде всего целями. Игры с одинаковыми правилами могут быть разными, так как используются в разных целях: в одном случае – для анализа функционирования системы, в другом — для обучения учащихся, в третьем – в качестве тренинга для принятия решений в моделируемых ситуациях, в четвертом — для развлечения и т.д.

Классификация игр призвана стать ориентиром в их многообразии, источником информации об их воспитательном потенциале. В педагогической литературе существует достаточное количество классификаций игр. Классификация игр дает основание уточнить их целевое назначение, позволяет ориентироваться в многообразии игровых объектов, создает возможность осмысленного использования разнообразных игр.

В педагогической литературе советского периода классификацию игр в начале 30-х годов XX века сделал В. Всеволодский-Гернгросс, который весь мир игровых явлений разделил на три основных формальных вида:

Кроме того, он выделил еще три промежуточных типа:

■ спортивно-орнаментальные, считая их самыми распространенными.

■ игры на проверку силы и знаний.

Интересный подход к классификации игр сделан Е.Н. Добринской и Э.В. Соколовым, которые классифицируют игры следующим образом:

■ по содержательному признаку (военные, спортивные, художественные, экономические, политические);

■ по составу и количеству участников (детские, взрослые, одиночные, парные, групповые);

■ по тому, какие способности они обнаруживают и тренируют (физические, интеллектуальные, состязательные, творческие).

В педагогической литературе также принято делить игры детей на три большие группы:

■ игры, в которых присутствуют и свободная игровая стихия, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по ее ходу.

Анализ игр с готовыми правилами дает основание выделить элементы игровой регламентации: личные цели играющего; положительные и отрицательные стимулы, связанные с изменением, сохранением игровых ролей и с окончанием игры; факторы регулирования времени и пространства игры.

Ряд современных педагогов и этнографов, в том числе И.И. Шангина, выделяют следующие виды игр:

Каждый вид игр в педагогической литературе и на практике принято различать по внешним признакам (содержание, место проведения, время проведения, состав и количество участников, степень регулирования и управления, наличие аксессуаров) и внутренним признакам (показатели, приметы, знаки).

Таким образом, классификация игр как отражение известной и непредсказуемой деятельности, регулирующей творческую активность индивида, предопределяющей весь духовный потенциал человека в труде, учении, досуге, представляется нам задачей весьма важной. За ее основу С.А. Шмаков предлагает взять человеческую деятельность, которую игры отражают, и разделить все детские игры на следующие виды:

■ двигательные игры (спортивные, подвижные, моторные);

■ социальные игры (творческие, сюжетно-ролевые игры, драматические, деловые игры);

■ комплексные игры (коллективно – творческая, досуговая деятельность, хороводные и орнаментальные игры);

■ интеллектуально-творческие игры (предметные забавы, состязательные игры, сюжетно-интеллектуальные игры, дидактические игры и др.);

■ игровые условности досуговой практики детей (знаково-символические средства). Практически всякую деятельность, связанную с условностями, условным поведением, можно отнести к игре: сигнал, атрибут, знак, символ, обряд, обычай, ритуал, церемониал и др.

Бережное сохранение национальных традиций, самобытности национального облика каждого народа является одним из назначений традиционных народных игр. Все народы ценят и стремятся осуществить общечеловеческие идеалы добра, справедливости, честности, дружелюбия, смелости, выдержки, целеустремленности, верности слову, великодушия, скромности, но проявляется это у каждого народа в своем национальном своеобразии.

В педагогической литературе существует достаточное количество классификаций игр. Классификация игр дает основание уточнить их целевое назначение, позволяет ориентироваться в многообразии игровых объектов, создает возможность осмысленного использования разнообразных игр.

Классификация игр может быть представлена по разным основаниям.

Интересный подход к классификации игр сделан Е.Н. Добринской и Э.В. Соколовым, которые классифицируют игры следующим образом:

■ по содержательному признаку (военные, спортивные, художественные, экономические, политические);

■ по составу и количеству участников (детские, взрослые, одиночные, парные, групповые);

■ по тому, какие способности они обнаруживают и тренируют (физические, интеллектуальные, состязательные, творческие).

В педагогической литературе также принято делить игры детей на три большие группы:

■ игры, в которых присутствуют и свободная игровая стихия, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по ее ходу.

Анализ игр с готовыми правилами дает основание выделить элементы игровой регламентации: личные цели играющего; положительные и отрицательные стимулы, связанные с изменением, сохранением игровых ролей и с окончанием игры; факторы регулирования времени и пространства игры.

Ряд современных педагогов и этнографов, в том числе И.И. Шангина, выделяют следующие виды игр:

За основу классификации игр С.А. Шмаков предлагает взять человеческую деятельность, которую игры отражают, и разделить все детские игры на следующие виды:

■ двигательные игры (спортивные, подвижные, моторные);

■ социальные игры (творческие, сюжетно-ролевые игры, драматические, деловые игры);

■ комплексные игры (коллективно – творческая, досуговая деятельность, хороводные и орнаментальные игры);

■ интеллектуально-творческие игры (предметные забавы, состязательные игры, сюжетно-интеллектуальные игры, дидактические игры и др.).

Каждый вид игр в педагогической литературе и на практике принято различать по внешним признакам (содержание, место проведения, время проведения, состав и количество участников, степень регулирования и управления, наличие аксессуаров) и внутренним признакам (показатели, приметы, знаки).

Ведущей деятельностью человека в дошкольном возрасте является игра. Именно она помогает освоить ребенку опыт человеческой деятельности. В игровых условиях отношения между детьми являются практическими умениями их первых коллективных взаимодействий. Нельзя забывать, что игра является важным средством воспитания. Она — уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры.

Воспитание с помощью народных игр в дошкольных организациях реализуется через воспитательный процесс, т. е. взаимодействия педагогов и детей с целью их ориентации на саморазвитие, самовоспитание, самообразование. Русские народные игры для детей носят педагогическую ценность, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству.

Актуальность данной темы заключается в том, что в последние годы современные дошкольники отдают предпочтение компьютерным играм, занятиям с конструкторами, просмотру мультфильмов и другим малоподвижным видам деятельности. Народные игры почти исчезают сегодня из детства. Воспитателям дошкольных организаций надо помнить, что народные игры являются национальным богатством. Мы должны сохранить их в дошкольном детстве.

Трудно себе представить ребячью жизнь без игр, весёлых, шумных, нередко с песнями, считалками, загадками.

Родина впервые предстаёт перед ребёнком в образах, звуках, и красках, в играх. Всё это изобилие несёт в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию.

Весёлые игры – это наше детство. Все мы помним прятки, салочки, ловишки! Когда они возникли, кто придумал эти игры? Так же как сказки и песни, игры создал народ.

Народные игры являются традиционным средством педагогики. В них отражается образ жизни народа, его быт, труд, обычаи. Участие в них формирует у участников представления о чести, смелости, мужестве, желание стать сильными, ловкими, выносливыми; способность проявлять смекалку, выдержку, выдумку, находчивость, волю, стремление к победе. Игры являются не только развлечением и забавой, но и приучают к труду, дисциплине, соблюдению правил, формируют умение контролировать свои действия, правильно и объективно оценивать поступки других, развивают чувство справедливости.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству.

Русские народные игры для детей дошкольного возраста ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают интерес к народному творчеству.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаё тся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребёнка – дошкольника.

Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему педагог должен уметь использовать их в учебно-воспитательном процессе. При организации и выборе игр необходимо учитывать многие факторы:

1. Возраст играющих.

2. Место для проведения игр.

3. Количество участников игры.

4. Наличие инвентаря для игр.

В большинство русских народных игр играют на свежем воздухе. Игры эти очень разнообразны, требуют много движения, находчивости, смекалки, дают массу физических навыков и умений! Поэтому они отлично закаляют тело и душу. Такие игры не только полезны для здоровья, но и необходимы для воспитания смелости, ловкости, упорства в достижении цели, то есть для становления характера человека.

Многие народные игры мы применяем в своей практике. Играем с детьми во время прогулки, в свободное время, а также не исключаем народные игры в на музыкальных и физкультурных занятиях

Народные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка. В народных играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий, а также в них много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.

На современном этапе народные игры являются таким же важным и сильным фактором воздействия на личность ребенка, как воспитание и развитие детей в национальной традиционной культуре

Однако важно отметить, что игра не возникает сама по себе. Кто-то должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его им.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста в образовательной деятельности. Консультация. Консультация для педагогов. Здоровье - это одна из главных ценностей жизни человека. Именно поэтому проблема ухудшения здоровья населения.

В материале раскрываются особенности проведения народных игр, классификация игр. Приведены примеры игр с правилами, которые педагог может использовать на занятиях и свободной деятельности дошкольников.

ВложениеРазмер
narodnye_igry.docx 25.25 КБ

Предварительный просмотр:

Народные игры, особенности их проведения.

Использование народных игр на занятиях по физической культуре.

«Подвижная игра является упражнением,

Русские народные подвижные игры – одно из средств гармоничного развития дошкольника.

Народные игры - представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей.

Характерная особенность народной подвижной игры - комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде.

Кто не помнит известных всем пряток, колдунчиков, салочек и других игр!

Когда они возникли? Кто придумал эти игры?

Они созданы народом, так же как сказки и песни.

Русские народные подвижные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Дети раннего возраста воспитывались в семьях на прибаутках, потешках, играх-забавах, связанных с первоначальными движениями самого малыша.

В жизни более старших детей бытовали народные игры с разнообразным двигательным содержанием, включающие заманчивые для ребят зачины, зазывалки, считалки.

В русских народных играх сохранились особенные черты русского характера. Знакомя детей с русскими народными играми, мы через игровой фольклор расширяем и закрепляем знания детей о русском народном творчестве, традициях, развиваем в них патриотизм.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками, что делает эти игры привлекательными для детей и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение. Все это до сих пор сохраняет свою художественную прелесть и воспитательное значение.
В народных играх имеется огромный потенциал для физического развития ребенка. Велико значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Они развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, укрепляя сердечнососудистую систему, способствуют формированию правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.

Несомненна роль народной игры в умственном воспитании детей. С ее помощью они познают окружающий мир, овладевают пространственной терминология. Учатся осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации, соблюдать правила игры развивается внимание, мышление, воображение, память.

Подвижные игры способствуют развитию речи ребенка, с их помощью обогащается словарный запас, так как игры часто сопровождаются песнями, стихотворениями считалками.

В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений их образность, у них развивается чувство ритма.

В настоящее время недостаточное количество времени уделяется взрослыми организации народных игр для детей, поэтому задача педагога сделать этот вид деятельности частью жизни детей.
Многие русские народные игры и их варианты доступны детям дошкольного возраста. Их можно с успехом использовать во время прогулок, физкультминутках, динамических паузах, на занятиях физической культурой.

Особенности организации народных подвижных игр.

  • Содержание игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих, быть доступным и интересным для них.
  • При разучивании новой подвижной игры нужно объяснить чётко её содержание и правила. Отдельные моменты можно и проиграть. После объяснения сразу переходят к ходу игры, уточняет то, что недостаточно дети запомнили
  • Если игра хорошо детям знакома, то педагог предоставляет им самим вспомнить правила игры, обращает внимание лишь на важные моменты. .
  • В младших группах при разучивании новой игры роль водящего педагог берёт на себя.
  • Правила игры излагать кратко, ясно, так как дети стремятся начать быстрее играть.
  • При объяснении игры должны применяться средства выразительности: мимика, жесты, интонация, чтобы обратить внимание детей на главное, заинтересовать детей, создать атмосферу радости.
  • Для выбора водящего можно воспользоваться считалкой, а при делении на команды провести жеребьёвку.
  • В процессе игры педагог следит за взаимоотношениями детей, выполнением правил. Если во время игры не выполняются правила, нужно приостановить игру и объяснить в чём ошибка
  • Руководя игрой, педагог воспитывает нравственные качества ребёнка: формирует у него правильную самооценку своим действиям, взаимоотношениям детей друг с другом, умение прийти на выручку, учит преодолевать трудности.

Главная задача педагога, при проведении народных игр, научить детей играть активно и самостоятельно.

Чтобы народные игры всегда были интересны детям надо:

-никогда не заставлять детей играть, а только приглашать

- использовать яркие заставки к игре (зазывалки, загадки, потешки, игрушки)

- создавать условия для активности и успехов каждого ребёнка

- быть объективным, никогда не сравнивать детей друг с другом

- не сердится, если игра не получилась, найти причину неудачи

- участвовать в игре на правах партнёра, проявлять высокий непосредственный интерес к ней

В современной литературе игра рассматривается как:

- особенная работа детей, что меняется и развертывается равно как его индивидуальная работа;

- общественно установленный ребятам и освоенный им тип работы;

- работа, в процессе каковой совершается формирование нервной системы детей;

Игра — средство многогранное, о известно далеко не все. Но с уверенностью можно говорить, что это и самостоятельная деятельность, способствующая формированию личности, и средство формирования и сплочения коллектива, и метод организации других видов деятельности, и эмоциональное состояние, и способ общения. Социокультурный навык детей обнаруживает несовместимые направленности обозначения и систематизации игр. Трудность систематизации игр состоит в этом, то что они, равно как и каждое проявление культуры, ощущают значительное воздействие динамики многознаменательного хода любой новейшей формации, идеологии различных общественных компаний. Взаимообогащение культуры досуга постоянно предназначается посылом формирования сообщества. Однако данное взаимообогащение способен являться двойственным, так как в него влияют насилия, заказы, популярность. Видеоигровой компонент имеется в буквальном смысле слова в абсолютно всех типах работы лица, отражая государственные, субэтнические, географические, многознаменательные признака. Создание систематизации осложняется этим, то что забавы различаются один с иной никак не только лишь внешней модификацией, комплектом законов, однако в первую очередь в целом мишенями. Забавы с одними и теми же инструкциями имеют все шансы являться различными, таким образом равно как применяются в различных мишенях: с целью рассмотрения функционирования концепции, преподавания обучающихся, в свойстве тренинга с целью принятия заключений в имитируемых моментах, с целью отдых и т.д. Систематизация игр вызвана быть ориентиром в их разнообразии, основой данных о их воспитательском потенциале. В преподавательской литературе имеется довольное число систематизаций игр. Систематизация игр предоставляет основа более точно определить их целевое предназначение, дает возможность разбираться в разнообразии игровых предметов, формирует вероятность осознанного применения различных игр. В книгах советского периода классификацию игр в начале 30-х годов XX века сделал В. Всеволодский-Гернгросс, который весь мир игровых явлений разделил на три основных формальных вида:

Так же, Всеволодский-Гернгросс выделил три промежуточных типа:

- спортивно-орнаментальные, считая их самыми распространенными.

- игры на проверку силы и знаний.

Необычный взгляд к классификации игр сделан Е.Н. Добринской и Э.В. Соколовым:

- по содержательному признаку (военные, спортивные, художественные, экономические, политические);

- по составу и количеству участников (детские, взрослые, одиночные, парные, групповые);

- по тому, какие способности они обнаруживают и тренируют (физические, интеллектуальные, состязательные, творческие).

В научных трудах игры для ребят делят так же на:

- игры, в которых присутствуют и свободная игровая стихия, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по ее ходу.

Любой тип игр в преподавательской литературе и в практике установлено отличать согласно наружным показателям (сущность, роль выполнения, период выполнения, структура и число соучастников, уровень регулировки и управления, присутствие аксессуаров) и внутренним показателям (характеристики, признака, приметы).

Таким способом, систематизация игр равно как отображение популярной и непрогнозируемой работы, стабилизирующей созидательную динамичность индивидуума, предопределяющей целый нравственный возможности лица в труде, учении, досуге, является нам проблемой крайне значимой. Из-за её базы С.А. Шмаков дает брать людскую работа, какую забавы отображают, и разбить все без исключения младенческие забавы в последующие разновидности:

- двигательные игры (спортивные, подвижные, моторные);

- социальные игры (творческие, сюжетно-ролевые игры, драматические, деловые игры);

- комплексные игры (коллективно – творческая, досуговая деятельность, хороводные и орнаментальные игры);

- интеллектуально-творческие игры (предметные забавы, состязательные игры, сюжетно-интеллектуальные игры, дидактические игры и др.);

- игровые условности досуговой практики детей (знаково-символические средства). Практически всякую деятельность, связанную с условностями, условным поведением, можно отнести к игре: сигнал, атрибут, знак, символ, обряд, обычай, ритуал, церемониал и др.

Читайте также: