Направления деятельности совета обучающихся в школе

Обновлено: 02.07.2024

Совет обучающихся (ученическое самоуправление) — форма реализации обучающимися права на участие в управлении образовательной организацией, предполагающее участие учеников в решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией учреждения.

Школьное ученическое самоуправление действует на основании действующего законодательства, Устава школы и Положения.

Целью деятельности Совета является воспитание гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества.

Обучающимся школы представляется реальная возможность участия вместе с педагогами в прогнозировании, планировании, организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса. Созданная система самоуправления в школе обеспечивает социализацию каждого ребенка, формирует у учащихся потребности и готовности совершенствовать свою личность, создает условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива, развития самостоятельного мышления и самосознания, социальных компетенций, гражданской позиции, гражданской ответственности.












ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ >>>>>>>>>>>>>>>>>>>

Cодействие развитию ученического самоуправления в образовательных организациях города Москвы; организация и проведение мероприятий, практических выездных мероприятий совместно с иными организациями или самостоятельно.

Развитие и поддержка ученического самоуправления - это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность органов управления образованием, образовательных организаций, учреждений дополнительного образования детей, общественных организаций и семьи по формированию самодеятельной и жизнеспособной личности, готовности к выполнению гражданского долга через разнообразные виды деятельности в малых группах, коллективах, социальных общностях. Ученическое самоуправление сейчас уже не является уникальным явлением и стало неотъемлемой частью образовательного пространства.

В системе Департамента образования города Москвы ГорЦентр осуществляет функцию городского оператора, который призван содействовать развитию и систематизировать деятельность органов ученического самоуправления в образовательных организациях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совет обучающихся - одно из важнейших форм организации жизнедеятельности коллектива воспитанников, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

Центр по работе с одарёнными детьми и талантливой молодёжью

Принята Утверждаю

На педагогическом совете Директор

Протокол № _______ _______ И. А. Горбачёв

совета обучающихся

Направление деятельности:

Срок реализации: 5 лет

Возраст детей: 12-18 лет

Разработала:

Мирза Елена Александровна –

г. Дятьково, 2016 г.

Паспорт программы

Полное название программы

Программа совета обучающихся

воспитание ответственной личности, способной к самореализации и адаптации в обществе.

Совет обучающихся - одно из важнейших форм организации жизнедеятельности коллектива воспитанников, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Программа определяет основной круг управленческих вопросов и предлагает их как предмет специального изучения для актива совета обучающихся.

В результате реализации программы у каждого воспитанника объединения в достаточной мере должны быть развиты:

-нравственные нормы поведения;

-культура общения в коллективе;

-потребность в труде;

- способность к профессиональной деятельности;

-способность рационально организовывать деятельность;

-способность к сотрудничеству;

-сформированность познавательных навыков.

Муниципальное образовательное учреждение, представившее программу

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

Центр по работе с одарёнными детьми и талантливой молодёжью

Горбачёв Игорь Александрович

Брянская область, г. Дятьково, ул. Ленина, д. 176

2016-2021 уч. год

Сроки реализации программы

Пояснительная записка

Совет обучающихся - одно из важнейших форм организации жизнедеятельности коллектива воспитанников, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Развитие совета обучающихся в образовательном учреждении зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, программно-методического, социально-психологического характера, а также умелое педагогического руководства.

По организации всей деятельности совета обучающихся руководящее значение имеет "Положение о совете обучающихся", в котором кратко сформулированы главные цели и задачи, содержание и конкретные формы работы совета обучающихся.

Программа определяет основной круг управленческих вопросов и предлагает их как предмет специального изучения для актива совета обучающихся

Программа разработана и составлена для воспитанников 12-18 лет и предусматривает возможность решения задач, вытекающих их стратегической цели ЦДТ.

· Формирование чёткой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим;

· Участие в решении насущных проблем образовательного учреждения;

· Развитие навыков самостоятельного проявления инициативы, принятия решения и реализация их в интересах совета воспитанников.

Актуальность программы. Нашей страной взят курс на построение гуманного демократического общества. Под воздействием процессов обновления, проблем раскрытия творческого потенциала личности, воспитания её духовных качеств, вопросы её социализации становятся ведущими темами педагогических исследований. Одной из первостепенных задач современной педагогики становится содействие самореализации ребёнка и развитие качеств, способствующих его социальному становлению. Это требует значительного усиления внимания к личности как биологическому индивиду и как социальной единице – личности с неповторимой индивидуальностью, которая не допускает искусственного расчленения процесса его формирования на отдельные составляющие, как по содержанию, так и по временным отрезкам.

Формирование личности осуществляется в процессе социализации, воспитании и саморазвитии. В наибольшей степени педагогическому влиянию планированию, организации, коррекции поддаётся воспитание как целенаправленный, специально- организованный процесс.

Современная воспитательная практика неоднократно обращается к анализу проблем самоуправления в детском сообществе. Актуальность данного выбора очевидна, ибо именно самоуправление позволяет в полной мере использовать воспитательный потенциал коллектива, силу общественного мнения, а также создать благоприятную атмосферу для развития личности ребёнка.

Участие подростков в работе совета обучающихся - это способ практики жить в социальном пространстве прав обязанностей, возможность продемонстрировать уникальность своей личности, осознать свою сопричастность к тому, что происходит в обществе, освоить общественный опыт.

Современная модернизация Российского государства, становление гражданского общества требует, чтобы система образования содействовала формированию сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе. В решении этой задачи приоритетным ориентиром для образования личности становится способность к самоорганизации, умению отстаивать свои права, участию в преобразовании своей страны.

Цель программы: воспитание ответственной личности, способной к самореализации и адаптации в обществе.

Основные задачи программы:

- развитие лидерских качеств методами активного социально- психологического обучения;

- развитие творческого, культурного и коммуникативного потенциала воспитанников;

- создание комфортной обстановки общения и творчества;

- формирование мотивационной - потребностной сферы личности воспитанника, его положительного социального опыта и помощь в освоении социальных ролей;

Особенности подросткового возраста:

Этот возрастной период - один из самых благодатных в становлении личности человека. Ранняя юность устремлена к осознанию своей жизни в целом, к осмыслению общих законов мироздания, к оценке реального конкретного мира. Ранняя юность прекрасна мировоззренческой устремленностью, а значит, желанием изменить и переустроить этот мир. Неопытность юности придает ей смелость в суждениях и безоглядность в критике окружающей среды.

Положение о Совете Старшеклассников

Директор ________/Р.Н.Хайманова

Ученическое самоуправление — форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Самоуправление — управление жизнедеятельностью школьного коллектива, осуществляемое учащимися, основанное на инициативе, самостоятельности, творчестве, совершенствовании собственной жизни, чувстве ответственности, взаимопомощи и организаторских способностях школьников.

Воспитание — это организация образа жизни детей, а не мероприятий, основная форма воспитания жизнью — самоуправление, благодаря которому ребёнок учится самостоятельности, деловому общению с людьми, готовности принимать решения и отвечать за свои поступки. Важным условием нормального функционирования поступательного развитие ученического самоуправления является включение в общешкольную жизнь каждого класса, обеспечение работы органов самоуправления классных коллективов по единому направлению, централизованному руководству.

Основная задача, которую решают общешкольные органы самоуправления, состоит в объединении усилий классных коллективов в различных видах деятельности: общественной, учебной, трудовой, культурно-массовой, спортивно-туристической.

Развитие ученического самоуправления является актуальной социально-педагогической задачей. Участие школьников в управлении делами школы — это способ обучения детей демократии, подготовки их к жизни в демократическом обществе.

1. Общие положения

2. Цели, задачи и функции Совета

1.Обеспечение необходимых условий для всестороннего развития личности и творческой самореализации школьников в соответствии с их потребностями.
2.Приобретение детьми знаний, умений и навыков самоуправления; демократического стиля взаимоотношений между учащимися, родителями, учителями.

1.Формирование качеств личности школьников с помощью организации их жизни и деятельности.
2.Оказание помощи учащимся в познании себя и окружающих, в адаптации к жизни, социальной защите их прав и интересов во всех сферах жизнедеятельности, в осознании того, что личностное проявление каждого возможно только в коллективе.

добровольности
демократизма и гуманизма
творчества
коллективного принятия решения

Для достижения данных принципов необходимо реализовать ряд конкретных задач:

- предоставить обучающимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации и анализе учебно-воспитательного процесса;
- формировать у учащихся потребность совершенствовать свою личность;
- воспитать положительное отношение к нормам коллективной жизни, - воспитать гражданскую и социальную ответственность за самого себя и окружающих людей.

2.4 Функции Совета Старшеклассников

— представление интересов учащихся в Совете школы;
— практическая помощь педагогическому коллективу в организации учебного процесса;
— контролирование, организация и проведение общественно-полезных дел,
КТД, спортивных мероприятий;
— подведение итогов конкурсов, оказание шефской помощи учащимся начальной школы;
— организация Советов Дела при подготовке мероприятий.

3. Структура органов самоуправления

Она должна быть гибкой и вариативной, учитывать периодическую отчётность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфику, возможности и традиции школы.
Высшим органом ученического самоуправления является школьная конференция — собрание всех учащихся школы.

Порядок работы Совета Старшеклассников :

1. Для организации работы Совета Старшеклассников на его заседании
избирается председатель.

— Избранный председатель Совета Старшеклассников, с целью облегчения
координации работы членов Совета Старшеклассников, назначает их из числа своих заместителей.
— Распределение обязанностей между членами Совета Старшеклассников
производится с учетом инициативы и личного мнения каждого члена совета
представителей.
— Заседание Совета Старшеклассников проводится не реже одного раза в
месяц. По необходимости председатель принимает решение о проведении
внеочередного заседания.
— Совет Старшеклассников может проводить как открытые, так и закрытые
заседания. На отрытые заседания могут приглашаться все заинтересованные лица из числа родителей (или лиц их заменяющих) и учителей.
— Решения Совета Старшеклассников оформляются отдельным документом
— Решение Совета Старшеклассников, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для всех учащихся школы.

2. Связующим звеном между классным коллективом и Советом Старшеклассников является Совет школьных дел. В него входят старосты 5–11 классов.

Основные направления работы Совета школьных дел:

4. Документация и отчетность

4.1. Заседания Совета старшеклассников протоколируются.
4.2. План работы Совета старшеклассников составляется на весь учебный год, исходя из плана воспитательной работы школы.
4.3. Анализ деятельности Совета старшеклассников представляется заместителю директора по воспитательной работе в конце учебного года.

5. Права и обязанности членов Совета старшеклассников

Члены Совета старшеклассников обязаны:

5.1. Принимать активное участие в деятельности Совета.
5.2. Быть опорой администрации школы, организаторов детского коллектива, классных руководителей во всех делах школы и класса.
5.3. Доводить до сведения учителей и учащихся решения Совета старшеклассников.

Члены Совета старшеклассников имеют право:

5.4. Принимать активное участие в планировании воспитательной работы школы, на своих заседаниях обсуждать и утверждать планы подготовки и проведения КТД в школе.
5.5. Иметь свой орган печати (пресс-центр), свою эмблему (значок) и девиз.
5.6. Слушать отчеты о работе своих малых инициативных групп и принимать по ним необходимые решения.
5.7. Ходатайствовать о поощрении или наказании учащихся школы перед педагогическим советом и попечительским советом.
5.8. Проводить различные КТД внутри Совета старшеклассников и среди учащихся школы.

6. Тематика заседаний Совета Старшеклассников

Таким образом, наша школа является для детей своеобразным центром культурной и спортивной занятости учащихся.

Новогодние акции

5. Педагоги школы передали жителям Хову-Аксы 16 000 рублей и продуктов на сумму более 2 500 рублей.

Республиканский конкурс лидеров ученического самоуправления. Состав команды: Бланк Мария, Жанжигитов Толя, Тавакай Амырга, Балчыр Байлакмаа, Монгуш Айыслана.

3 общекомандное место в конкурсе, а также 1 место Бланк мария, 2 место - Жанжигитов Анатолий.


Создание совета обучающихся – это вполне законное право, которое закреплено в статье 26 закона об образовании:

Минобрнауки РФ еще в 2014 году выпустило методические рекомендации о создании и деятельности советов обучающихся.

Процедура создания совета в большей степени доступна для ВУЗов и колледжей, где все обучающиеся совершеннолетние, или как минимум старше 14 лет. Они могут массово объединяться в молодежные объединения и профсоюзы и выступать в защиту своих интересов.

В школе создать Совет обучающихся гораздо сложнее, особенно если не задействовать административный ресурс. А при активном противодействии администрации это становится почти невозможным. Ниже основные этапы, которые нужно пройти для создания Совета.

Как создать Совет обучающихся

Совет создается по инициативе обучающихся. Поскольку он представляет интересы всех обучающихся школы – должно быть подтверждение того, что большинство учащихся за его создания.

Для создания Совета обучающихся как коллегиального органа управления школой, инициатива должна исходить от организации, которая объединяет более 50% всех обучающихся, или несколькими организациями, которые объединяют более 50% школьников и наличием подписных листов в поддержку создания с подписями не менее 5% обучающихся.

То есть, если на базе школы действуют детские общественные объединения, членами которых могут быть учащиеся старше 8 лет и молодежные объединения, участвовать в которых можно с 14 лет – такие объединения могут выступить с инициативой создания в школе Совета обучающихся (при условии что они объединяют больше половины всех учащихся). Типичные школьные детские объединения – это юные инспектора движения (ЮИД), отряды юных пожарных, юнармия, КВН, волонтерские объединения. Объединения действуют на основании Положений, которые должны быть утверждены и опубликованы на сайте школы.

До начала сбора подписей в поддержку создания Совета инициативная группа должна уведомить директора школы. Именно не получить разрешение, а уведомить. Директор должен в течение 10 дней опубликовать на сайте школы информацию об инициативе.

После этого инициаторы организуют сбор подписей, разрабатывают Положение о совете, решают как проводить выборы в состав Совета.

Состав совета может быть сформирован из числа представителей общественных объединений, либо он может быть сформирован на Конференции, например путем направления представителей от каждого класса, или от параллели. Для формирования Совета проводятся выборы. Председатель избирается простым большинство голосов либо на собрании членов избранного Совета, либо на Конференции.

Статус и полномочия Совета обучающихся

Совет обучающихся – это коллегиальный орган управления школы. Совет имеет право:

  • Участвовать в разработке и обсуждении проектов локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы обучающихся, выражать обязательное к учету мнение при принятии таких локальных актов;
  • Вносить предложения в органы управления образовательной организации по корректировке расписания учебных занятий;
  • Участвовать в рассмотрении и выражать мнение по вопросам, связанным с нарушениями обучающимися учебной дисциплины и правил внутреннего распорядка;
  • Участвовать в разработке и реализации системы поощрений обучающихся за достижения в разных сферах учебной и внеучебной деятельности, в том числе принимающих активное участие в деятельности Совета обучающихся;
  • Участвовать в организации работы комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

Школа должна создать необходимые условия для работы Совета, как минимум, предоставить помещение для проведения заседаний.

Представители органов управления образовательной организации могут присутствовать на заседаниях Совета обучающихся.

Наличие двух и более Советов обучающихся в образовательной организации не допускается.

Читайте также: