Над чем заставляет задуматься стихотворение река времен в своем стремленье и четверостишие кратко

Обновлено: 02.07.2024

То, как ведёт себя вода в стихотворении, напоминает о Лете, реке забвения, которая течёт, согласно древнегреческим мифам, в царстве смерти.

Это наполненное мрачным фатализмом произведение производит тягостное впечатление. В отличие от других стихов, оно не содержит урока, наставления или утешения. Трудно представить, в какой ситуации можно обратиться к этим строкам, но они помогают понять состояние и чувства поэта в его роковой час.

Мы подошли к последней странице творчества Державина. Уже глубоким стариком, за несколько недель до смерти, он написал свое последнее стихотворение. Оно короткое, всего в восемь строк:

Река времен в своем стремленьи Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей. А если что и остается Чрез звуки лиры и трубы, То вечности жерлом пожрется И общей не уйдет судьбы!

  1. Державин Г.Р. Сочинения с объяснительными примечаниями Я.К. Грота: В 9 т. СПб., 1864-1884.
  2. Державин Г.Р. Стихотворения. Л., 1933.
  3. Державин Г.Р. Стихотворения. Л., 1947.
  4. Державин Г.Р. Сочинения. М., 1985.
  5. Белинский В.Г. Сочинения Державина // Белинский В.Г. Собр. соч.: В 3 т. М., 1948. Т. 2.
  6. Гуковский Г.А. Русская поэзия XVIII века. Л., 1927.
  7. Западов В.А. Гаврила Романович Державин. М.; Л., 1965.
  8. Серман И.З. Русская поэзия второй половины XVIII века. Державин // История русской поэзии: В 2 т. Л., 1968. Т. 1.
  9. Западов А.В. Поэты XVIII века (М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин). М., 1979.
  10. Словарь литературоведческих терминов. М., 1974.
  11. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1979-1980.
  12. Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.

Литературное направление и жанр

Литературное направление просветительского классицизма предполагает, что содержание произведения просветительское, а форма – классицистическая. Излюбленный поэтический жанр классицизма – ода. Ещё родственники Державина в своих воспоминаниях называли последнее стихотворение поэта началом оды, которая не была дописана из-за смерти автора. Мандельштам считал начало этой торжественной песни подобным трубному гласу пророка.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения стала одним из его заголовков. Это стихотворение о тленности, смертности всего сущего. В основе стихотворения библейская истина о том, что слава человеческая подобна цвету на траве, который опадает, когда засыхает трава. По сравнению с Библией, основная мысль стихотворения усечена. В Библии человеческая слава противопоставлена слову Божьему, пребывающему вовек. Это одно из доказательств незаконченности последнего произведения Державина.

С другой стороны, отсутствие логического завершения могло быть замыслом автора, символизирующим внезапный и незапланированный конец любой земной жизни.

Анализ стихотворения Державина Река времен в своем стремленьи

Поэт написал данное произведение находясь в своем личном имении в Новгородской губернии.

Не только название произведения является философским, но и его содержание наполнено размышлением, большим количеством различных мыслей и так далее. Данный поэт в течении всей своей жизни был очень многогранной личностью, и все его произведения, без исключения, были именно такими.

Пусть данное стихотворение так и не было закончено, но основную задумку автор все же успел воплотить в жизнь. Яркие литературные приемы, которые используются в данном произведении являются этому прямым доказательством.

Этим стихотворением поэт смог осуществить свою, пожалуй, главную мечту -навсегда остаться в людской памяти, и жить в воспоминаниях.

В заключении следует отметить, что в данном стихотворении прекрасно абсолютно все, от основного замысла, до слова, ставшего последним, как в данном стихотворении, так и в жизни этого великого человека.

Основной идеей это произведения стала мысль о том, что ни один человек не способен устоять перед вечностью. У каждого свой путь, но каждый рано или поздно окажется на пороге вечности, и пожалуй, главное что нужно сделать в эту секунду, это поблагодарить за все лучшее, что было в жизни.

Тропы и образы

Содержание произведения

Признание державина тема стихотворения

Меняется время, меняются люди. Время не останавливается не на секунду, сметая все на свем пути и не вспоминая ни кого.
Вопрос в том, чтобы прожить это время и оставить в память о себе что-то хорошее, что долго будут помнить.

когда кто-то делае тчто-то по собственному желанию, у него все получается. Но если лишить его права этого желания, то уже ничего не получится, а от удовольствия не останется ничего.

"Река времен в своем стремленьи . " ничто не вечно, со временем все исчезает. И этого нельзя избежать.
"На птичку" нельзя поступать эгоистично по отношению к другим. Нужно прислушиваться не только к своим чувствам.

Основной тематикой произведения является изображение силы времени, проявляющейся в скоротечности и склоняющей перед собой в пучине забвения страны, народы и каждого человека в отдельности.

Авторский замысел произведения раскрывает ценность каждого жизненного момента, вкладывая в него особый философский смысл, поскольку любой человек в определенный промежуток времени оказывается перед входом в вечность. Поэт сравнивает время с течением воды, подчеркивая образу времени его силу и необратимость.

Властное влияние времени на жизнь человека поэт выражает посредством использования средств художественной выразительности в форме многочисленных метафор олицетворений, а также применения глаголов несовершенного вида для усиления длительности и повторяемости временного процесса.

Стихотворным размером стихотворения является четырехстопный хорей в сочетании с перекрестной рифмовкой, выражающих напряженность и экспрессию произведения, написанного в состоянии мрачного и грозного фатализма, демонстрирующего пессимистическое настроение поэта в преддверии собственной кончины.

Образы вечности и времени в стихотворении отождествляются поэтом с отсутствием гармоничности и наличием определенного необратимого, непостижимого процесса. При этом автор не дает развернутой характеристики образу вечности, позиционируя его в качестве единственного признака – всепожирающего жерла, бездны, тогда как образ времени представляется поэтом детализировано, в виде определенной взаимосвязанной цепочки.

Предчувствуя близость смерти, стихотворение передает тягостное душевное состояние автора, потерявшего надежду на бессмертие.

что именно его стихи станут вечным памятником ему… Но нет! Шли годы, он слабел, терял зрение и постепенно его взору открывалась вечная и печальная истина, которая недоступна была ему, молодому.

Летом 1816 года в любимой Званке, своем имении в Новгородской губернии, он начал работу над новым произведением. Но творческим планам поэта было не суждено сбыться: смерть прервала работу. До нас дошли лишь несколько строк, записанных — что само по себе символично — на аспидной доске. Для справки. Аспидная доска — доска из минерала черного цвета, на которой пишут грифелем. За два дня до смерти 6 июля 1816 г. он начертал ее

Стихи заставляют задуматься над тем, что останется от деяний человека после его смерти. Автор размышляет о вечности, о том, что абсолютно все человеческие дела и стремленья рано или поздно будут забыты. Действительно, все когда-нибудь проходит. Человеческие поступки могут быть злыми и добрыми, благородными или не очень, но они не вечны. Проходит время, и все забывается. Приходят новые люди, которые не помнят о том, что

было до них. Важно лишь то, что есть сейчас, потому что все остальное просто не имеет значения.

В первом четверостишии используются глаголы несовершенного вида, обозначающие длительность процесса и повторяемость законов истории, продолжающих действовать, пока течет земное время. Во втором четверостишии совершенный вид, придающий глаголам значение предела, служит своеобразной метафорой конца мировой истории. Образ времени сопоставляется с образом вечности, а план настоящего постоянного сменяется планом будущего (То вечности жерлом пожрется). Если в бытовом языковом сознании вечность обычно сводится к временной длительности, не имеющей ни начала, ни конца, то Державин, говоря о вечности, избегает конкретных временных характеристик и измерений.

В стихотворении Державина развивается мотив суда, имеющий несколько аспектов: это и определение истинной цены деяний людей, и подведение итогов, и установление места искусства в истории, и суд времени над человеком, и преодоление самого времени.

Анализ Река времен в своем стремленьи

Не только название стихотворения относится к философской науке, но и его содержание. Гавриил Державин был достаточно многосторонней личностью, изначально приоритетом для него была карьера, но в конце концов он пришел к заключению, что именно творчество подарит ему память в умах людей. Следовательно, ближе к концу жизни Державин уделил больше внимания каким-то идеям, мыслям. Стихотворение было написано в последствии некого раздумья, когда в силу возраста поэт осознал то, что было сокрыто перед ним в молодые годы. Именно это он и хотел вложить в свое творение. Пусть оно и не закончено, но в нем все равно осталась главная задумка и очень броские, цепляющие слова, которые невероятно подобраны. Благодаря лексике стихотворения оно имеет всепоглощающий смысл, масштабный.

Анализ стихотворения Река времен в своем стремленьи по плану

Я стар — юн духом по грехам…

Кто Ты? И как изобразить Твоё величье и ничтожность, Нетленье с тленьем согласить, Слить с невозможностью возможность? Ты Бог — но Ты страдал от мук! Ты человек — но чужд был мести! Ты смертен — но истнил скиптр смерти! Ты вечен, — но Твой издше дух! Получилась огромная богословская ода о Христе, взволнованное размышление о богочеловеке, написанное на пределе уходящих сил. И вот — река времен в своём стремленьи… Этот поток пожирает всё — и дурное, и доброе. И Наполеона, и Суворова. Батыев и Маратов — и великомучеников. Вечная мельница — вроде тех, что можно встретить и в Званке, и в аракчеевском Грýзине.

Эта тайна никогда не раскроется. Поэт умер.

В старости, несмотря на недуги, он написал едва ли не лучшие стихи — да хотя бы эти последние восемь строк…

И всё-таки он писал даже в последнее лето — и как писал! А жизнь званская тянулась медлительно. Только бездетные старики так влюбляются в собачек, как Державин в свою Тайку. Всегда он носил её за пазухой, поглаживал… О тех днях мы знаем по запискам Прасковьи Львовой.

Стихотворение Державина "Река времен в своем стремленьи" заставляет задуматься о том, что многие дела и свершения, которые людям кажутся великими, обращаются в ничто, тонут в песке времен. И все достижения, слава, грандиозные замыслы в итоге оказываются лишь суетой, что в стремлении возвеличиться человек лишь бессмысленно и попусту растрачивает свою единственную жизнь и свои силы. Может его и будут восхвалять современники, но уже завтра весь блеск и шум и огромность его славы станет ничтожнее, чем песчинка. Поэтому стихотворение еще заставляет задуматься на что действительно стоит потратить жизнь, что можно сделать такого, что устоит перед рекой времен и не обесценится не смотря ни на что.

В стихотворении "Река времен. " поэт сетует на быстротечность жизни, заставляя задуматься своих читателей о таких вечных вопросах как тщетность бытия и незащищенность человека перед судьбой, потому что, все в мире - цари, царства, люди - всё в итоге исчезнет, или как выразился Державин (слегка грубовато, на мой взгляд) "пожрется" жepлoм вечности.

Для справки: жерло - это огромная яма, которая находится на вершине вулкана. Прочитав это небольшое стихотворение, я тоже задумалась об вечности, которая (спасибо Державину!) представляется мне теперь в виде вот такого кратера:


Второе стихотворение "На птичку" заставляет задуматься совсем о другом: о том, как жестоки и бездушны бывают люди к чужому горю. Птичка, которую сжимал в кулаке герой стихотворения, едва пищала от ужаса. А человек, не желая понять ее горе, поставив себя на ее место, только повторял "пой, птичка, пой".

Это стихотворение заставляет задуматься, как верно и мудро звучит Золотое правило морали:

9GljGg0BfipjjfW3xjjUNHMJ2fwzeqy3.jpg


Короткое стихотворение-четверостишие Державина "На птичку"

nKrkSW9AMFHT3HiTdIxBzXz1HLKn67Z9.jpg

В нем мы найдем аллегорический образ (худ. средство). Птица - это творческие люди, поэт, например, или писатель, а сжимающая рука представляет собой власть, или цензуру, указывающую, что и как писать.

Четверостишие заставляет нас, читателей, задуматься о том, как приходилось, в нашем случае поэту, выражать свои взгляды в условиях того времени. Самое главное в творчестве - свобода.

Если не давать свободу, то творческие люди, как и птицы, не смогут петь во всей своей красе или вообще умолкнут.

WDoEiUiixDbUeByoAr1DOVbjE48Zog1B.jpg

А это стихотворение заставляет нас задуматься о вечности. Река времени в своем течении скрывает все людские дела, но все, что прошло сквозь лиру и трубу (поэтическое творчество), имеет шанс задержаться в этом мире. И ведь действительно, мало кто помнит и хочет знать историю, все забывается. И это касается всего, что бы ни делалось на свете.

Стих "Река времени.." Гавриилы Романовича написан им незадолго до ухода из жизни. Он подводил некоторые итоги о прожитом, и этот стих тоже выражает его умозаключения. Настроение стиха грустное, и говорит о том, что в конечном счете все людские достижения и свершения останутся забытыми. Но у некоторых свершений есть шанс остаться в памяти недолго, а именно у поэтических или других творческих произведений.

Стих "На птичку" написан во времена его службы у Екатерины второй. Державин очень точно и лаконично описал свое душевное состояние, когда его просили писать стихи в определенном стиле, а также подвергали правке его произведения.

Стихотворение Гавриила Державина "Река времен" - это размышление о неумолимом ходе времени, перед которым оказываются бессильны и царства и цари. Все смывается этой безжалостной рекой, все со временем теряется во мраке забвения, становится лишь тенью минувшего. А если что-то и сохраняется в нашей памяти, благодаря искусству, трубам и лире, то и это когда-нибудь все равно будет стерто временем.

Это стихотворение заставляет нас задуматься о тленности всего живого и неживого и о величии времени, непонятного и ужасного.

Второе стихотворение Державина "На птичку" заставляет нас подумать о тисках, в которые могут попасть талантливые, "голосистые" люди, если найдутся те, власть имеющие, кто захочет использовать их таланты в собственных целях. Но из под палки не создаются шедевры, настоящий шедевр всегда приходит с вдохновением.

В стихотворении "Река времен" Державина отражен глубокий философский смысл. Ничто не вечно пол луной. Время стирает все и даже память. Человек живет здесь и сейчас. Богатство и роскошь, слава и успех - это всего лишь песчинки, которые растворяются в неизбежном течении времени.

Стихотворение "На птичку" хоть и очень короткое по содержанию, но от этого не менее проникновенное. В образе птички многие могут узнать себя, то с чем приходится сталкиваться на протяжении жизни. Как птичка, которую заставляют петь, многие люди вынуждены заниматься некоторыми вещами против своей воли. Часто из этого не получается ничего хорошего, но так устроена жизнь. В некоторых ситуациях люди оказываются теми самыми птичками или жертвами в связи с определенными обстоятельствами.

когда кто-то делае тчто-то по собственному желанию, у него все получается. Но если лишить его права этого желания, то уже ничего не получится, а от удовольствия не останется ничего.

K1qhxIP6GxppqxMR7SW5TqgJzDi72.jpg

Стихотворение Парус Лермонтов написал, когда ему было всего 18 лет. В нем отражены мечты и надежды автора, размышления о будущем.

Написано стихотворение в 1832 году, впервые опубликовано в 1841 году. Стихотворение и сегодня остается одним из самых популярных произведений Лермонтова.

Ответ - 1832 год.


В детском стихотворении поэта Сергея Михалкова "Зяблик" главная мысль о том, что человек, даже и если это ребенок, ответственен за того,кого он приручил,взял к себе, что о животном нужно заботиться, кормить, поить его, не бросать.

Мальчик из стихотворения мечтал о певчей птичке и, когда накопил денег, купил на птичьем рынке себе зяблика, маленькую певчую птичку, которая его радовала, птичка пела песенки, развлекала малыша.

TUXNNCfrJtrDSj816GXpPF5zoTR9s6j.jpg

Но, он признался, что за две недели зяблик ему надоел, он уехал из дома на несколько дней, оставив птичку одну. По приезду, увидел, что голодный и обессилевший зяблик лежит в клетке, умирает.

q7icx9bCJwIjEEJFpjgraNIAjjnHv.jpg

Выходив птичку, мальчик выпустил ее на волю и признался, что еще не готов постоянно иметь животных, за которыми нужны постоянный уход и забота. Он отказался от предложения подарить ему на День рождения щенка. И это хорошо, что ребенок осознал серьезность и ответственность за другое существо и это не игрушка, с которой можно поиграть и бросить.


Бедная птичка лежала в пустой кормушке, видимо, в голодном обмороке. Мальчик вернул его к жизни, выходил. А потом выпустил на волю. А когда мальчику захотели подарить щенка, он отказался. Сказал, что он пока не готов. (Хотя я думаю, это неправдоподобно.)

Уйду на рассвете.

Никто и не вспомнит

Никто не узнает

Как стала другою

Уйду на рассвете

Покинув сей мир

Где люди не люди

Где дух стада жил

Шагнув в пустоту

Отрекшись от мира, в котором живу

Уйду на рассвете..

Забросив свой дом

В тумане рассудок

Душа не на месте

В каком же ты мире?

Уйду на рассвете

Пусть все пропадёт

Растает, исчезните, иссохнит умрет

Теперь все не важно

Когда не горит больше внутренний свет

Уйду на рассвете..

Запри крепко дверь

Ромео Джульетте, чужим стал теперь

Любви больше нет

И уже на всегда

Она умерла, отгорела до тла

Запри крепко дверь, посиди, погрусти

Но грусть не поможет

И ты просто ждешь

Но не знаешь чего

Пустым взглядом в окно

Стихотворение Ф. И. Тютчева "Зима недаром злится" написано в 1836 году. Стихотворение написано в духе такого литературного течения как "чистое искусство". Другим ярким представителем этого течения был А. А. Фет. Но вернёмся к стихотворению.

Стихотворение имеет сюжет: борьба времен года, обыгранный автором посредством олицетворения. Юная красавица весна противопоставлена злой зиме. Так как лирические герои противопоставлена друг другу, то можно с уверенностью сказать, что Тютчевым использовался приём антитезы.

Из изобразительно-выраз­ ительных средств автором применяются эпитеты:"злая", "прекрасное", "румяная".

События в произведении развиваются очень динамично, чему способствует использование большого количества глаголов.

Также динамичности способствует использование Тютчевым в качестве стихотворной размера разностопного ямба в сочетании с перекрестной рифмой.

Всё это призван показать стремительную смену времен года, происходящую в соответствие с природным циклом.

Читайте также: