Генезис образования как социального явления кратко
Обновлено: 04.07.2024
Образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции. Оно становится важным фактором развития не только отдельных сфер, но и всего общества. В процессе образования человек осваивает культурные ценности, социокультурные нормы, имеющие культурно-историческое значение. Образование проявляет себя как практика социализации человека и преемственности поколений людей, механизм формирования общественной и духовной жизни человека и отрасль массового и духовного производства. Данная категория педагогики представляет собой социальный институт, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества. Именно образование является активным ускорителем культурных перемен и преобразований, как в общественной жизни, так и в отдельном человеке.
Понятие "образование" (аналогичное немецкому "bildung") происходит от слова "образ". Под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность). В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения индивидов. Поэтому оно,есть прежде всего социальное явление, представляющее собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием. Однако образование как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности возникло вместе с появлением общества и развивалось вместе с развитием трудовой деятельности, мышления, языка.
Ученые, занимающиеся изучением социализации детей на этапе первобытного общества, считают, что образование в ту эпоху было вплетено в систему общественно-производственной деятельности Функции обучения и воспитания, передачи культуры от поколения к поколению осуществлялись всеми взрослыми непосредственно в ходе приобщения детей к выполнению трудовых и социальных обязанностей.
Каждый взрослый член общества становился педагогом в процессе повседневной жизнедеятельности, а в некоторых развитых общинах, например у ягуа (Колумбия, Перу), младших детей воспитывали главным образом старшие дети. В любом случае образование было неотделимо от жизни общества, входило в него как обязательный компонент. Дети вместе со-взрослыми добывали пропитание, охраняли очаг, изготовляли орудия труда и при этом учились. Женщины давали девочкам уроки по ведению домашнего хозяйства и уходу за детьми, мужчины учили мальчиков охотиться, владеть оружием. Вместе со-взрослыми дети, приручая животных, выращивая растения и наблюдая за движением облаков и небесных тел, постигали тайны природы, радовались удачной охоте, военным победам, танцевали и пели, переживали несчастья, голод, поражения и гибель соплеменников. Образование поэтому осуществлялось комплексно и непрерывно в процессе самой жизни. Так, древнегреческий философ Платон, например, считал обязательным для детей правящего класса получение образования в специальных государственных учреждениях. Его взгляды отражали систему образования, сложившуюся в древней Спарте. Контроль государства за воспитанием начинался с первых дней жизни ребенка. С семи лет мальчиков отправляли в интернаты, в которых устанавливался суровый уклад жизни. Главная цель образования состояла в воспитании сильных, выносливых, дисциплинированных и искусных воинов, способных самоотверженно защищать интересы рабовладельцев. Аналогичная система образования существовала и в древних Афинах.
Нужно отметить, что сила Спарты и Афин во многом была обусловлена сложившимися в них системами образования, которые обеспечивали высокий уровень культуры населения. Существование наряду с семейных государственных, храмовых и других форм образования было характерным для многих рабовладельческих обществ.
Итак, образование как социальное явление – этопрежде всего объективная общественная ценность. Нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы. Оно отражает задачи социального развития, уровень экономики и культуры в обществе, характер его политических и идеологических установок, так как и педагоги, и воспитанники являются субъектами общественных отношений. Образование как социальное явление — это относительно самостоятельная система, функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированная на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых в конечном счете определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития.
Образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции. Оно становится важным фактором развития не только отдельных сфер, но и всего общества. В процессе образования человек осваивает культурные ценности, социокультурные нормы, имеющие культурно-историческое значение. Образование проявляет себя как практика социализации человека и преемственности поколений людей, механизм формирования общественной и духовной жизни человека и отрасль массового и духовного производства. Данная категория педагогики представляет собой социальный институт, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества. Именно образование является активным ускорителем культурных перемен и преобразований, как в общественной жизни, так и в отдельном человеке.
Понятие "образование" (аналогичное немецкому "bildung") происходит от слова "образ". Под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность). В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения индивидов. Поэтому оно,есть прежде всего социальное явление, представляющее собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием. Однако образование как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности возникло вместе с появлением общества и развивалось вместе с развитием трудовой деятельности, мышления, языка.
Ученые, занимающиеся изучением социализации детей на этапе первобытного общества, считают, что образование в ту эпоху было вплетено в систему общественно-производственной деятельности Функции обучения и воспитания, передачи культуры от поколения к поколению осуществлялись всеми взрослыми непосредственно в ходе приобщения детей к выполнению трудовых и социальных обязанностей.
Каждый взрослый член общества становился педагогом в процессе повседневной жизнедеятельности, а в некоторых развитых общинах, например у ягуа (Колумбия, Перу), младших детей воспитывали главным образом старшие дети. В любом случае образование было неотделимо от жизни общества, входило в него как обязательный компонент. Дети вместе со-взрослыми добывали пропитание, охраняли очаг, изготовляли орудия труда и при этом учились. Женщины давали девочкам уроки по ведению домашнего хозяйства и уходу за детьми, мужчины учили мальчиков охотиться, владеть оружием. Вместе со-взрослыми дети, приручая животных, выращивая растения и наблюдая за движением облаков и небесных тел, постигали тайны природы, радовались удачной охоте, военным победам, танцевали и пели, переживали несчастья, голод, поражения и гибель соплеменников. Образование поэтому осуществлялось комплексно и непрерывно в процессе самой жизни. Так, древнегреческий философ Платон, например, считал обязательным для детей правящего класса получение образования в специальных государственных учреждениях. Его взгляды отражали систему образования, сложившуюся в древней Спарте. Контроль государства за воспитанием начинался с первых дней жизни ребенка. С семи лет мальчиков отправляли в интернаты, в которых устанавливался суровый уклад жизни. Главная цель образования состояла в воспитании сильных, выносливых, дисциплинированных и искусных воинов, способных самоотверженно защищать интересы рабовладельцев. Аналогичная система образования существовала и в древних Афинах.
Нужно отметить, что сила Спарты и Афин во многом была обусловлена сложившимися в них системами образования, которые обеспечивали высокий уровень культуры населения. Существование наряду с семейных государственных, храмовых и других форм образования было характерным для многих рабовладельческих обществ.
Итак, образование как социальное явление – этопрежде всего объективная общественная ценность. Нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы. Оно отражает задачи социального развития, уровень экономики и культуры в обществе, характер его политических и идеологических установок, так как и педагоги, и воспитанники являются субъектами общественных отношений. Образование как социальное явление — это относительно самостоятельная система, функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированная на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых в конечном счете определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития.
14. Сущность образования как педагогической категории
Анализ педагогической литературы показывает, что в толковании понятия "образование" существует большое расхождение. Это общий термин, который определяет объект педагогики как социальную категорию, имеющую выражение в конкретных понятиях.
В Законе РФ об образовании говорится, что это "целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства".
У В. И. Андреева находим: "Образование - это индивидуальная культура различных видов деятельности и общения человека, которой он овладевает на основе целенаправленной и целостной системы обучения и воспитания, которая на определенных этапах своего развития переходит в самообразование", т. е. образование - это введение человека в мир культуры на различных этапах его жизни, овладение культурой различных видов деятельности и общения.
Образование - это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.
Главные критерии образованности - системность знаний и системность мышления, которые проявляются в способности человека к самостоятельному восстановлению недостающих звеньев в системе знаний с помощью логических рассуждений.
Часто образованность смешивают с эрудированностью. Это возможно, если человек способен к формированию собственных взглядов и мыслей, может устанавливать причинно-следственные связи. Человека, имеющего высшее образование, не всегда можно назвать образованным, как и в обратном случае. Как считал А. Дистерверг, образование ни одному человеку не может быть дано или сообщено, оно может быть достигнуто лишь собственной деятельностью и собственными силами.
В зависимости от объема полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности мышления выделяют начальное, среднее и высшее образование. По характеру и направленности образование подразделяется на общее, профессиональное и политехническое.
Общее образование дает знание основ наук о природе, обществе, человеке. Прививает необходимые каждому человеку учебные и практические умения и навыки, понимание закономерностей развития природы и общества. Его содержание регулируется государством, во многих странах является обязательным.
В начальных профессиональных учебных заведениях (ПТУ, СПТУ, ТУ) готовят рабочих высокой квалификации, в средних и высших профессиональных учебных заведениях - специалистов средней и высшей квалификации.
Политехническое образование - основы современного производства, вырабатывает навыки обращения с простейшими орудиями труда, которые применяются в быту и повседневной жизни.
15. Генезис образования как социального явления
Развитие образования неотделимо от развития общества. Как социальное явление оно формируется под влиянием общественных условий.
Долгое время дети усваивали производственный и моральный опыт в процессе совместной трудовой деятельности и повседневного общения со старшими. Так было в дородовом обществе и при родовом строе, когда накопленный человечеством опыт был достаточно простым. В тот период не было ни специальных образовательных учреждений, ни людей, профессионально занимающихся педагогической деятельностью.
Такое положение сохранялось длительное время и при рабовладельческом строе. Первое упоминание о школе встречается в древнеегипетских источниках во II в. до н. э. В этих школах детей обучали не специально обученные педагоги, а жрецы. Многих детей обучали родители или члены семьи.
В ходе развития общества усложнялись сельскохозяйственное и ремесленное производство, активно стали развиваться науки. В этих условиях требовались узкие специалисты, обладающие научными знаниями. Роль образования резко возрастает и становится объективной потребностью общества. До нашего времени дошли достоверные сведения о школах для мальчиков в Египте, странах Ближнего Востока, античной Греции.
Выделение образования в самостоятельную общественную функцию привело к необходимости обобщения воспитательной деятельности. Педагогические знания стали развиваться в недрах философии.
В период Средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя образование в религиозное русло. Так, в обучении возникла методика схоластической зубрежки изучаемого материала, но даже для духовенства овладение грамотой не считалось обязательным. Дети светских феодалов получали рыцарское образование. Его программа сводилась к овладению семью рыцарскими добродетелями. Феодальные крестьяне были лишены специального школьного образования. Таким образом, образование в Средние века отражало сословный характер.
В каждую историческую эпоху разрабатывались свои специфические взгляды и подходы к воспитанию и обучению, которые отражались в содержании официальной педагогики, которая разрабатывается под влиянием правящих кругов общества и признается ими в качестве обязательной для использования в образовательно-воспитательных учреждениях.
Выделяют также и народную педагогику, которая существует в форме пословиц, поговорок, сказок, преданий, а также воспитательных обычаев и традиций. Она выступает как совокупность житейских представлений и практического опыта формирования личности в детском возрасте.
16. Образование как процесс и результат педагогической деятельности
Понятие "образовательный процесс" трактуется двояко: в одних случаях - это общественное понятие, трактовка описания в нормативных документах, в других - это единство процессов обучения и воспитания (учебно-воспитательный процесс), так как обучение является средством воспитания, а воспитание содержит в себе элементы обучения.
Понятие "образовательный процесс" отражает и конкретную практическую деятельность педагога или педагогического коллектива. Это целостный процесс осуществления образования путем обеспечения единства обучения и воспитания; внутренне связанная совокупность процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт во всей его многогранности и сложности превращается в черты, идеалы и качества формирующегося человека, его образованность, культуру и нравственный облик, его способности, привычки, характер.
В педагогическом процессе объективное социальное переходит в субъективное, индивидуально-психическое достояние человека.
Исследования П. Ф. Каптерева, А. И. Пинкевича, Ю. К. Бабанского показали, что понятие "педагогический процесс" более широкое, чем "учебно-воспитательный процесс", так как второе не отражает главных отличительных черт педагогического процесса - целостности и общности. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса.
Рассматривая педагогический процесс как систему, можно выделить следующие компоненты: целевой, содержательный, деятельностный, результативный.
Целевой компонент - все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от главной - всестороннего и гармоничного развития личности - до конкретных задач формирования отдельных качеств.
Содержательный компонент смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу.
Деятельностный компонент взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организация и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат. Этот компонент называется также организационно-управленческим.
Результативный компонент отражает эффективность протекания педагогического процесса, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.
Педагогический процесс характеризуется тем, что это единый процесс деятельности педагога и деятельности воспитуемых.
17. Закон РФ "Об образовании"
10 июля 1992 г. был принят Закон Российской Федерации "Об образовании", был дополнен Федеральным законом "О внесении изменений, дополнений в Закон РФ "Об образовании", принятый Государственной Думой в 1995 г. и одобренный Советом Федерации в 1996 г. Закон определяет государственную политику в области образования.
Закон определяет основные направления образовательной деятельности: приоритет общечеловеческих ценностей, свободное развитие личности, общедоступность образования, бесплатность общего образования, всесторонняя защита потребителя образования. Подчеркивается необходимость сохранения единства федерального, культурного и образовательного пространства, свободы и плюрализма в образовании; открытости образования; демократического, государственно-общественного характера управления образованием; светского характера образования в государственно-муниципальных образовательных учреждениях; получения образования на родном языке; связи образования с национальными и региональными культурами и традициями; преемственности образовательных программ; вариативности образования; разграничения компетенций субъектов системы.
Центральное звено системы образования - общее среднее образование, которое включает средние общеобразовательные школы, школы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи, вечерние школы, образовательные учреждения интернатского типа, специальные школы для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, внешкольные образовательные учреждения.
Развитие образования неотделимо от развития общества. Как социальное явление оно формируется под влиянием общественных условий.
Долгое время дети усваивали производственный и моральный опыт в процессе совместной трудовой деятельности и повседневного общения со старшими. Так было в дородовом обществе и при родовом строе, когда накопленный человечеством опыт был достаточно простым. В тот период не было ни специальных образовательных учреждений, ни людей, профессионально занимающихся педагогической деятельностью.
Такое положение сохранялось длительное время и при рабовладельческом строе. Первое упоминание о школе встречается в древнеегипетских источниках во II в. до н. э. В этих школах детей обучали не специально обученные педагоги, а жрецы. Многих детей обучали родители или члены семьи.
В ходе развития общества усложнялись сельскохозяйственное и ремесленное производство, активно стали развиваться науки. В этих условиях требовались узкие специалисты, обладающие научными знаниями. Роль образования резко возрастает и становится объективной потребностью общества. До нашего времени дошли достоверные сведения о школах для мальчиков в Египте, странах Ближнего Востока, античной Греции.
Выделение образования в самостоятельную общественную функцию привело к необходимости обобщения воспитательной деятельности. Педагогические знания стали развиваться в недрах философии.
В период Средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя образование в религиозное русло. Так, в обучении возникла методика схоластической зубрежки изучаемого материала, но даже для духовенства овладение грамотой не считалось обязательным. Дети светских феодалов получали рыцарское образование. Его программа сводилась к овладению семью рыцарскими добродетелями. Феодальные крестьяне были лишены специального школьного образования. Таким образом, образование в Средние века отражало сословный характер.
В каждую историческую эпоху разрабатывались свои специфические взгляды и подходы к воспитанию и обучению, которые отражались в содержании официальной педагогики, которая разрабатывается под влиянием правящих кругов общества и признается ими в качестве обязательной для использования в образовательно-воспитательных учреждениях.
Выделяют также и народную педагогику, которая существует в форме пословиц, поговорок, сказок, преданий, а также воспитательных обычаев и традиций. Она выступает как совокупность житейских представлений и практического опыта формирования личности в детском возрасте.
Оглавление
- 1. Педагогика древнего мира
- 2. Педагогика в эпоху феодализма
- 3. История педагогики Древней Руси
- 4. Педагогика России XIV-XVIII вв
- 5. Педагогика XIX в
- 6. Зарубежная педагогика конца XIX – начала XX вв
- 7. Становление и развитие советской педагогики
- 8. Дошкольное образование детей в России. Теория и практика
- 9. Становление научной педагогики
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Педагогика. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
1. Педагогика древнего мира
В условиях первобытно-общинного строя воспитание было равным для всех детей и ограничивалось передачей навыков изготовления и использования примитивных орудий труда и оружия, навыков собирания и приемов охоты. Это был стихийный процесс. Усложнение деятельности привело к усложнению воспитания. Детям стали передаваться обычаи, религиозные верования, что явилось зародышем умственного воспитания. В первобытно-общинном обществе был характерен обряд посвящения молодежи.
В период рабовладельческого строя происходит разрыв между физическим трудом и интеллектуальной деятельностью. В государствах Древнего Востока начали появляться школы, чему способствовало создание определенных систем письма (шумерского, египетского, китайского и др.).
Для Спарты характерно военно-физическое воспитания, которым занималось государство. Умственному образованию уделялось мало внимания.
В Афинах существовали различные учебно-воспитательные учреждения:
1) мусические школы для мальчиков 7—15 лет, где обучали чтению, письму, счету, музыке, пению;
2) палестра. Занятия гимнастикой. Занятия в мусической школе и палестре шли параллельно, и те и другие были частными;
3) гимнасии — первые высшие учебные заведения. Поступали особо одаренные знатные юноши 16–23 лет. Продолжались занятия гимнастикой, велись беседы с философами, политиками.
В Афинах было три гимнасии: лицей, академия и киносарг.
Источником европейской системы воспитания всегда была древнегреческая философия. Платон выдвигал идеи общественного воспитания как функции государства, Аристотель — идеи гармоничного воспитания, Сократ разработал индуктивный метод.
В Древнем Риме господствовало семейное воспитание. Однако существовали частные элементарные школы, где обучали чтению, письму, счету.
В III–I вв. до н. э., помимо элементарных школ, появляются школы грамматические. Туда поступали дети 12 лет пучились до 16 лет. В содержании обучения появились языки: греческий и латынь.
Высшей ступенью являлись риторические школы, где изучали ораторское искусство, законы, не обучали музыке, пению, гимнастике.
Целая сеть высших школ охватила весь Восток, Италию, Галлию, Испанию.
В античном мире умственная жизнь была живой и напряженной. В высших школах Рима, Афин получили образование великие отцы христианской церкви (Григорий Богослов).
Конец всей этой образовательной системе положили Великое переселение народов и постепенный распад почти всех общественных организаций. Однако в нескольких центрах Византии, преимущественно в Константинополе, эти традиции держались в течение всех Средних веков (вплоть до взятия Константинополя турками).
Читайте также: