Национальная и религиозная политика александра ii национальный вопрос в россии и европе план урока

Обновлено: 08.07.2024

5) Возникновение национального движения на Украине и в Белоруссии.

6) Отношение правительства к еврейскому населению.

7) Власть и церковь в период Великих реформ

Основные понятия и термины

Духовные миссии, укреплённые линии

1863—1864 гг. — восстания в Польше, Литве, Западной Белоруссии. 1876 г. — издание синодального первода Библии

Д. А. Милютин, митрополит Филарет

Учебные задачи для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Оценивание образовательных результатов

Выдвигать и обосновывать версии

Назовите многонациональные европейские государства середины XIX в. Как в них решался национальный вопрос?

Дайте характеристику национальной политики российского правительства в первой половине XIX в.

Рассказывать о национальной политике Николая I

Чем объясняются различия в правительственной политике в Польше и Финляндии? Используя карту, покажите территорию, о которой говорили польские повстанцы, призывавшие восстановить Польшу в границах 1772 г.

Можно ли считать введение в Финляндии обучения на финском языке элементом национальной политики России? Почему?

Охарактеризуйте политику правительства на Кавказе. Чью позицию в национальной политике на Кавказе вы считаете наиболее верной в данный исторический период — главнокомандующего Кавказской армией А. И. Барятинского или военного министра Д. А. Милютина? Аргументируйте свою точку зрения.

Чем можно объяснить жёсткую политику властей в отношении украинского национального движения?

Как изменилось положение евреев, живших в Российской империи?

Что такое синодальный перевод Библии? Какое значение имел перевод Библии на общедоступный язык?

Сравнивать исторические явления, выявлять общее и особенное.

Читать историческую карту с опорой на легенду.

Определять и объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и давать им оценку.

Характеризовать национальную политику российского правительства

Работа с текстом.

Работа с документом.

Работа с картой

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

В каких частях Российской империи национальный вопрос в середине XIX в. стоял особенно остро? Чем это было вызвано? На каких принципах строилась национальная политика Александра II?

Объяснять смысл исторических явлений

Дополнительный материал

1. Прочитайте фрагменты документа и труда историка. Сделайте выводы о принципах, на которых строилась национальная политика российского правительства при Александре II.

Из писем императора Александра II великому князю Константину Николаевичу.

«18/30 июня 1862. Царское Село.

Главною целью твоего управления Царством Польским должно быть восстановление повсюду законного порядка и упрочение оного, на основании учреждений мною ему дарованных. Грустное убеждение, что все наши старания, для блага Царства, не удовлетворят никогда несбыточным стремлениям и желаниям крайней патриотической, т. е. революционной партии, не должно нас останавливать на сём пути.

Тебе следует идти по нему твёрдо, не ища популярности и не смущаясь критикою и осуждением твоих действий, как нашими внутренними демагогами, так и заграничною эмиграцией), и не забывая никогда, что Царство Польское, в теперешних его границах, должно оставаться навсегда достоянием России, не касаясь, разумеется, отдельного его управления и учреждений ему дарованных.

Ошибки прежнего времени должны нам служить уроком для будущего. Назначение твоё принято благомыслящими, как залог примирения, но в то же время оно возбудило почти всеобщее ожидание каких-то новых льгот и уступок. Об них и речи быть не может, а в особенности ни о конституции, ни о национальной армии. Ни того, ни другого я ни под каким видом не допущу. Согласиться на это значило бы отречься от Польши и признать её независимость, со всеми её пагубными последствиями для России, т. е. отпадение от неё всего того, что некогда было завоёвано Польшею и что польские патриоты доселе считают своим достоянием.

Письма императора Александра II великому князю Константину Николаевичу // Дела и дни. — 1920. — Кн. I.

Его проект строительства не только Транскавказской, но и Закавказской железной дороги подразумевал будущее движение России на Восток, за Каспий. Единственным препятствием для его честолюбивых и всегда грандиозных предприятий было тяжёлое финансовое положение России, о чём император напоминал наместнику неоднократно. Оппонентом А. И. Барятинского являлся министр иностранных дел А. М. Горчаков, всегда, а в тот период особенно, настаивавший на необходимых осторожности и дипломатичности в любых действиях, которые могут вызвать напряжение в отношениях с европейскими государствами, с которыми только что с трудом и потерями Россия завершила войну.

Но заниматься рутиной административных дел новому наместнику не пришлось. Преследуемый болезнью и семейными проблемами, он очень скоро (весной 1861 г.) уехал за границу по мотиву необходимости лечения и после длительного отсутствия дал знать императору, что состояние здоровья не позволит ему вернуться на Кавказ.

Михаил Николаевич считался в российских чиновных верхах вполне успешным наместником. Объясняется это тем, что после тяжёлых военных действий наступило временное затишье, позволившее наместнику ограничиваться неторопливым проведением текущей политики.

Чернуха В. Г. Поиски равновесия. Кавказ и Россия во второй половине XIX — начале XX в. // Кавказ и Российская империя: проекты, идеи, иллюзии и реальность. Начало XIX — начало XX в. — СПб., 2005.

✓ Проблемный вопрос : докажите, что национальн ая политика самоде ржавия носила

3.1. Работа в группах. Задание: составление кластера.(по материалам учебника с146 -150

2 группа: Национальная политика России в Финляндии, на Кавказе;

3 группа :Национальная политика России в западных губерниях

3 .2. Представление группами своих кла стеров по заданной т еме (выве шивается на дос ке)

3.3. Задание группам :Сравнить проводимую национальную политику Александром I, Николаем I

и Александром II в Польше, Финляндии, на Кавказе и западных губерниях (работа по темам

 Как можно охарактеризовать политику самодержавия по отношению к евреям?

Задание : Составление схемы : плюсы и минусы в политике самодержавия

4. Подведение итога урока. Рефлексия. Оценивание работы на уроке

• Докажите, что национальная политика самодержавия носила противоречивый

3.1. Работа в группах. Задание: составление кластера.(по материалам учебника с146 -150

2 группа: Национальная политика России в Финляндии, на Кавказе;

3 группа :Национальная политика России в западных губерниях

3 .2. Представление группами своих кла стеров по заданной т еме (выве шивается на дос ке)

3.3. Задание группам :Сравнить проводимую национальную политику Александром I, Николаем I

и Александром II в Польше, Финляндии, на Кавказе и западных губерниях (работа по темам

 Как можно охарактеризовать политику самодержавия по отношению к евреям?

Задание : Составление схемы : плюсы и минусы в политике самодержавия

____________________________________________________________________________________

3.1. Работа в группах. Задание: составление кластера.(по материалам учебника с146 -150

2 группа: Национальная политика России в Финляндии, на Кавказе;

3 группа :Национальная политика России в западных губерниях

3 .2. Представление группами своих кла стеров по заданной т еме (выве шивается на дос ке)

3.3. Задание группам :Сравнить проводимую национальную политику Александром I, Николаем I

и Александром II в Польше, Финляндии, на Кавказе и западных губерниях (работа по темам

 Как можно охарактеризовать политику самодержавия по отношению к евреям?

Задание : Составление схемы : плюсы и минусы в политике самодержавия

Национальная политика Алекса ндра II была ве сьма двойственной, в первую оче редь это

объясняется тем, что государство населяли представители множеств народностей и этносов,

имеющих резкие отличия в культурном, духовном и обществе нном развитии.

Главным стержнем национальной политики Александра II была либеральная уни фикация

национальных окраин, которая сопровождалась русификаци ей и обра щением в п равославие.

Стоит отмет ить, что в отличие от своих предшес твенников, Але ксандр II запрещал вн едрять

православие в насильственной форме, скорее это носило рекомендательн ый характер.

Польский вопрос После многочисленных восстаний 1863 - 1864гг против русской короны в

Польше, Александр II вынужден был продолжить реакционную политику своего отца: польские

чиновники смещались с о своих должностей, на и х место приходи ли доверенные лица

императора. Делопроизводство, учебный процесс, юриспруденц ия с 1865 года были переведены

Главным идейным противником Александра II была польская шляхта, поэтому первый удар

император нанес именно по ее ней: в 1964 года в Польше была проведена аграрная реформа, в

результате которой польская элита лишилась половины своих владений и крепо стных. Даже

Если в противостоянии с польским национализмом и мператор не чуждался жестких методов

борьбы, то отношение к народностям Средней Азии и Кавказа было кардинально

противоположным. Во времена правле ния Александра II строго запрещалось ущемлять в

Культурные и национальные традиции в этих регионах акти вно поощрялись царской властью.

Местная элита смогла сохранить за собой все должностные места, не проводились также

репрессии против мусульманского духовенства. Верующие, исповедовавшие ислам, не только не

поддавались обращению в христианство, но и получали существенные скидки в

налогообложении з а сохранение своих национальных традиций и верований. Чем объясните

Подобный либерализм был основан н а необходимости предотвращения новых военных

конфликтов с этими народами, в час тности жителей Северного Кавказа.

После довольно же стких ограничений еврейского населения, которые был предпринятые в

первой половине 19 ве ка, в период царствования Александра II н арод был уравнен в правах и

свободах с русским населением. В результате политики , направленной на ассими ляц ию иудее в,

представители этого народа начали массово покидать маленькие города и переселятся в с ела, все

чаще они вступали в смешанные браки с русскими, а также активно вливались в торговые

Евреи получали беспрецедентное право частного владен ия з емлей и торговли алкогольными

напитками. Конец национального либерализма в Российской империи наступил сразу после

смерти Александра II. Его сын, Александр III, в знак мести за смерть отца отменил все

Автор: Троицкая Татьяна Викторовна

Организация: ГБОУ школа № 219

Населенный пункт: г. Санкт - Петербург

Урок истории России, 9 класс

Цель: сформировать представление об особенностях национальной политики, проводимой Александром II.

Задачи: Предметные:

  • выделить основные черты национальной и религиозной политики Российской Империи
    в 1855-1881 гг;
  • показать влияние на национальную политику России националистических настроений в
    странах Европы;

Личностные:

  • развивать познавательный интерес к изучению прошлого своей страны;
  • оценивать исторические события и роль личности в истории;
    Метапредметные:
  • развивать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;
  • продолжать формирование навыков самостоятельной работы с текстом, умения
    анализировать текст;
  • развивать опыт регуляции речевого поведения, как основы коммуникативной

Тип урока: урок-исследование

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Формулирование темы, цели и задач урока:

Слайд 2.

  • На какую особенность Российской Империи указывает ученый?
  • Все ли народы вошли в состав РИ добровольно?

- Чем грозит такое вхождение?

Слайд 3.

Слайд 4.

- Какова цель нашего урока?

Слайд 5.

На этот урок я выдвигаю следующую гипотезу:

Национальная политика Александра 2 по отношению к народам, входившим в состав Российской империи, была одинаковой.

В конце урока мы или согласимся с ней, или опровергнем.

3. Изучение нового материала:

Слайд 6.

- Мы будем работать по плану:

  1. Европейские революции 1848 - 1849 гг. и Россия.
  2. Царство Польское.
  3. Финляндия.
  4. Кавказ.
  5. Западные губернии.
  6. Политика по отношению к евреям.

1. Европейские революции 1848 - 1849 гг. и Россия.

Слайд 7.

  • Прочитайте пункт 1 учебника.
  • Могли ли описанные события повлиять на ситуацию в Российской империи?

Сегодня мы должны будем рассмотреть особенности национальной политики Александра 2 в отношении 5-и ВАЖНЫХ территорий.

XIX век –это век появления феномена национализма.

Национализм– идеология, основанная на понимании той или иной нации как высшей ценности. Согласно этой идеологии интересы той или иной нации становятся выше и или в ущерб интересов остальных наций.

Причины появления национализма

Все эти причины способствовали 1) ущемлению прав 2) дискриминации3) росту стереотипов и предрассудков 4) национальной нетерпимости.

Способы решения национального вопроса

Этнический и религиозный состав Российской империи к середине XIX века

Русская православная церковь-церковь имеющая привилегированное положение.

Орган управления церковью –Синод. Глава церкви император

Национальная политика Александра II




Класс 9

Предмет: Отечественная история

Тема урока: Параграф 23 Национальная и религиозная политика Александра II

Цель урока: сделать конспект материалов урока

Материалы урока

XIX век –это век появления феномена национализма.

Национализм– идеология, основанная на понимании той или иной нации как высшей ценности. Согласно этой идеологии интересы той или иной нации становятся выше и или в ущерб интересов остальных наций.

Причины появления национализма

Все эти причины способствовали 1) ущемлению прав 2) дискриминации3) росту стереотипов и предрассудков 4) национальной нетерпимости.

Способы решения национального вопроса

Этнический и религиозный состав Российской империи к середине XIX века

Русская православная церковь-церковь имеющая привилегированное положение.

Читайте также: