Набоков приглашение на казнь краткое содержание анализ

Обновлено: 17.06.2024

Образ главного героя далек от реального мира, он полностью придуман, но окажется, что он имеет свои прототипы, это станет понятно во время прочтения романа.

История создания

Началось создание с того, что Набоков кропотливо исследовал жизнь и творчество Чернышевского, который был писателем и философом утопистом. Оказалось, что автор вписал его жизнь в свое произведение, немного в гротескной форме.

Во время чтения дневников Чернышевского, автор обнаруживает, что тот был достаточно интересной и творческой фигурой, он старался изобрести перпетуум-мобиле из средств, что были у него под рукой. Немного неуклюжий и чудоковатый, он привлекает внимание окружающих людей.

Реальность и вымысел

Петропавловская крепость. Тюрьма, в которой сидит главный герой, это прототип крепости. Историки говорят, что сам Чернышевский был заключен в Петропавловской крепости, за то, что он создал революционную прокламацию.

Записки Цинцинната становятся прототипом книги Чернышевского, которую он начинает писать в Алексеевском равелине.

Союзником героя становится образ Писарева, который также был заключен в крепость за прокламацию.

Прототипом жены Цинцинната становится Марфинька, которой он пишет письмо, это намек на известное письмо Чернышевского своей жене, которая являлась настоящей изменщицей.

Сюжет

Время и место развитий отходят на второй план, не важно где развиваются события. Герой с самого детства отличается от окружающих его детей, его считают непрозрачным, его трудно понять. Когда главному герою объявляют смертный приговор, не говорят, когда же вердикт будет приведен в исполнение.

В полной печали и в заключении, он старается восстановить свои отношения с супругой, которая постоянно ему изменяет. Чем ближе финал, тем ближе Цинциннат к настоящему себе.

Главные герои и их характеристика

Цинциннат является главным героем, он отбывает свое заключение в тюремной крепости. Пьер – он является союзником главного героя и является его антагонистом.

Марфинька – жена главного героя, которая постоянно ему изменяет, у нее много родственников, сразу после казни идет на новое свидание.

Цецилия – мама главного героя, которая постоянно ущемляет своего сына.

Проблематика

Главная проблема, которая поднимается в произведении, это борьба истинного и ложного, с фальшивыми представлениями о человеке и о том, каким он является.

Смысл произведения

Ключевым смыслом является то, что чистое искусство оно свободно он навязываемых мнений, оно не обязано служить обществу и подстраиваться под его рамки, у него нет определенной и конкретной цели.

Стилистика

Автор использует эпитеты, метафоры и метонимии, которые позволяют роману ожить, выйти за существующие рамки.

Критика

Талант Набокова подмечают многие критики, они сразу замечают его мастерство и оценивают его по достоинству.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ романа Приглашение на казнь Набокова

Популярные сегодня темы

Находясь в школьном коллективе, иногда задумываешься о жестокости и насмешках. Это могут быть необидные и добрые шутки сегодня, и совершенно противоположные высказывания уже завтра

В пьесе Вишневый сад Чехов описывает безысходность, с которой сталкиваются помещики, а в след за этим и вся Россия.

Однажды, когда мне было восемь лет, мой папа уехал на заработки в другую страну. Для меня это была большая потеря, я понимал, что он уезжает во благо, но тоска от потери, хоть и на время, близкого человека, была неописуемая.

В этом описании и, говорят, везде в жизни дома похожи на своих хозяев. Поместье, как расширенный дом. Тут хозяйственной части уделяется мало внимания (и автором, и самим Маниловым), но есть храм уединенных размышлений – беседка

Жанр, литературное направление

Судя по задуманной картине будущего, Набоков должен был создать антиутопию. Однако расхожие признаки антиутопии как кривого зеркала современности (изображаемые дегуманизация, тоталитаризм, экологические бедствия и другие явления, связанные с упадком общества) у Набокова даны как бы в двойном отражении – ещё и в кривом зеркале общечеловеческой пошлости – и таким образом приобретают черты обманчиво-приемлемой действительности.

Тема, идея, проблематика

Герои

У Цинцинната есть мать, которую он видел два раза в жизни, и нежно им любимая жена Марфинька, которая на протяжении их совместной жизни чуть не ежедневно ему изменяла. В отличие от Цинцинната, Марфинька имеет много родственников, и все они живут вместе в одном доме, держатся вместе, даже на первое свидание с приговорённым к казни мужем, разрешённое жене, они приходят всем домом и мебель тоже приносят с собой.

Сюжет и композиция

Разные персонажи вызывают у героя те или иные мысли и ассоциации.

Художественное своеобразие

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

3. Название произведения и его смысл.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование ведется от третьего лица, однако через ощущения центрального персонажа, который находится в тюремной камере и ждет день своей казни, смотря на все происходящее будто не своими глазами.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Темой романа становится высмеивание творческого, в частности литературного, мышления. Главный герой видит, что мир вокруг него фальшивый и ненастоящий, однако он не может преодолеть его из-за подверженности штампованного мышления. Символом такого мышления становится тюремная крепость, за пределы которой выбраться нельзя без творческой новизны и смелости. Цинциннат самостоятельно вводит себя в ограничивающие рамки. Автор показывает, что искусству не характерны такие рамки, которые делают все творчество псевдоискусством.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Непохожий ни на кого, Цинциннат оказывает в тюрьме, где он выжидает вынесение приговора. Узника приговорили к казни, однако ему не говорят точную дату смерти. Пока главный герой находится в камере, он пишет своеобразный дневник, в котором раскрываются картины его прошлой жизни в фальшивом и ненастоящем мире.

Наступает момент казни. Тихий и робкий Цинциннат решает пойти на своеобразный бунт, поэтому самостоятельно ложится на плаху и отсчитывает последние секунды своей жизни. В этот момент начинает рушиться ненастоящий мир, двойник главного героя остался лежать на плахе, а настоящий Цинциннат перешел в другой мир, о котором так мечтал.

7. Система образов произведения.

У настоящего Цинцинната есть двойник. Это тот, кто не может разрушить связь с фальшивым миром, кто привык жить по шаблонам.

Соотношение настоящего Цинцинната и его двойника – это противостояние истинного искусства и псевдоискусства.

8. Композиция произведения.

Роман состоит из 20 глав, каждая из которых рассказывает про один день из жизни тюремного узника. Все главы начинаются пробуждением Цинцинната, а заканчиваются тем, что главный герой засыпает. Эти особенности говорят о кольцевой композиции произведения, которая нарушается лишь в последних главах.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Автор широко использует в романе различные эпитеты, метафоры и другие средства языка для выражения своей мысли.

Прием, который раскрывает идею произведения, - антитеза. Мир делится на реальный и вымышленный. Причем вымышленный мир оказывается реальнее настоящего.

10. Отзыв о произведении.

То есть Набоков не уделяет никакого внимания устройству общества, в кото­ром живет или, вернее, доживает последние дни своей жизни пригово­ренный к смертной казни через отсечение головы герой. Мы не знаем, как воспиты­ваются дети в этом государстве, его не интересует, как устроена государствен­ная система, — то есть определенные правила там имеются, но они не так жестко регламентированы. Ведь Цинцинната Ц. на казнь отправляет не жестокая диктатура, пытающая своих жертв, а очень благодушное общество. В застенке его не пытают, не морят голодом, не мучают, а наоборот, угощают директорскими харчами, разрешают свидание с женой и вообще обращаются с ним как с непослушным ребенком. Проявляется внешняя человечность — но как раз она и подчеркивает внутреннюю устрашающую бесчеловечность.

Здесь, наверное, надо сказать о том, что сама категория пошлости была для Набо­кова очень важна, и потом, когда он уже приедет в Америку, он много раз будет пытаться объяснить американским студентам и американ­ским чита­телям, что такое пошлость — понятие, у которого нет аналогов в английском языке. Он объяснял, что само понятие пошлости есть одновре­менно эстети­ческое и моральное. Ведущим фактором в определении пошлости будет эстетика. Оценивая некое явление с эстетической точки зрения, мы тем самым переходим и к его моральной оценке. Пошлое есть плохое и эстети­чески, и морально — они взаимосвя­заны между собой. Пошлятина, пошлое — это не только откровенно дрянное, это главным образом псевдозначительное, псевдо­красивое, псевдоумное, псевдопривле­кательное. Вот эта неподлинность, поддельность и есть определяющее свойство общества, которое Набоков изо­бражает. И ему противопоставля­ется только одно сознание — индиви­дуальное сознание жертвы, Цинцинната Ц., единственного живого, непро­зрачного человека среди взаимозаменяемых, прозрачных друг для друга автоматов, которые говорят, видят, чувствуют, понимают только с помощью клише.

Здесь не сжигают книги, а разучаются их читать и писать; не запрещают клас­сиков, а превращают их в мягкие куклы для школьниц; не взрывают музеи, а тупо пялятся на собранные в них редкие вещи, восхищаясь пикантным торсом из бронзы или мрамора. Это мир неподлинный, фальши­вый, и, подчеркивая это, Набоков на протяжении всего романа отождествляет его с цирком, с луна-парком (как мы уже видели), с куколь­ным театром, с дешевым театральным представлением, где актеры носят грубо намалеванные маски, парики, накладные бороды. Даже паук, который сидит в углу камеры Цинцинната, официальный друг заключенных, — это бутафория, это механическая игрушка.

За 19 дней, которые проходят в романе между вынесением ему приговора и казнью, все его иллюзии рушатся одна за другой. Он мечтает о свидании с женой — жена приводит на свидание всю свою семью, своих любовников, своих детей и заодно всю мебель из дома. Добрый ласковый сосед оказывается палачом. Тайный ход, тоннель — это очередная жестокая шутка тюремщиков. Предательница Эммочка приводит его вовсе не на свободу, а на безумное чаепитие вместе с палачом и тюремщиками. В тех самых романтических Тамариных садах, оказывается, скрывается резиденция отцов города, где устраивается прием по случаю экзекуции. То есть воображаемые Цинциннатом маршруты побега всякий раз приводят его обратно в крепость. И только в конце романа он начинает понимать, что спастись он может, только если полностью отвергнет этот поддельный мир. Он наконец преодолевает эти преграды и выходит вовне поддельного существования, в котором он нахо­дился все это время.

Цинциннат почти до самого конца романа не понимает, что за поверх­ностью кукольного, циркового, театрального, фальшивого мира есть нечто еще — он только мечтает об этом, но не видит, что же скрывается за всем этим гнус­ным спектаклем. И в общем виде сюжет романа сводится к борьбе, диалогу двух Цинциннатов или двух точек зрения на мир. Один Цинциннат — малень­кий, слабый, беспомощный — видит в мире тут единственную реальность и боится потерять жизнь, боится смерти. Другой вроде как бы осознает, что темная тюрьма, в которой заключен его ужас, — это неподлин­ное, это лишь поверхность, это лицевая сторона бытия, но он долгое время не может найти путь из нее — и только в финале романа постепенно главный, внутренний, свободный Цинциннат начинает брать верх.

На это указывается появлением огромной бабочки в предфинальной сцене романа — это традиционный символ бессмертной души, освобожденной из кокона плоти. Ее приносит в камеру тюремщик Родион, а ночная бабочка внезапно пробуждается ото сна и наводит на тюремщика жуткий страх. Потом она пропадает, становится неуязвимой для преследователя, и только Цинцин­нат отлично видит, куда она села. И тут как раз и происходит то, о чем мечтал Цинциннат: преодоление страха смерти.

Читайте также: