На каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии кратко

Обновлено: 08.07.2024

Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 10 класс>>Литература: А. Н. Островский и русский национальный театр

А. Н. Островский и русский национальный театр

Темы сочинений

Темы докладов и рефератов


Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007.

онлайн библиотека с учебниками и книгами, планы конспектов уроков по литературе, задания по литературе 10 класса скачать

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.

Говоря о своем значении для русской литературы
и культуры, Островский в первую очередь имел в виду театр.
Созданные им пьесы ставились и продолжают
идти на сцене столичных и провинциальных театров.
При жизни драматурга ими определялся репертуар
Малого театра в Москве - его неслучайно именуют
Домом Островского.

Театр до Островского переживал тяжелое время.
Не ставились хорошие, настоящие пьесы.
Публику развлекали самым дешевым и простым способом.
Нужен был драмтург, который помог бы вернуть театру
нравственное содержание,
ведь именно драматургия – основа театра.

14 февраля 1847 года в доме профессора Шевырева
собралась группа московских литераторов, и никому
неизвестный 23-летний чиновник Коммерческого суда
Александр Островский, прочитал собравшимся первую пьесу:
"Семейная картина".
Островский вспоминал:" Самый памятный для меня день
в моей жизни – 14 февраля 1847 года.
С этого дня я стал считать себя русским писателем и уже
без сомнений и колебаний поверил в свое призвание".

Драматург открыл страну, никому до сего времени в
подробностях не известную и никем из путешественников
не описанную. Называлась эта страна Замоскворечье,
московский купеческий район.
Два года спустя после смерти Островского Чехов
напишет пьесу "Иванов", а вскоре появится и "Чайка".
И в самом Александринском театре та же самая актриса,
которая сыграла белую птицу Ларису в "Бесприданнице",
Вера Фёдоровна Комиссаржевская сыграет
чайку Нину Заречную в чеховской пьесе.
И начнется новый этап в истории русского театра, этап,
которого не было бы, если бы великий русский драматург
Александр Николаевич Островский не отдал бы русскому
театру всю свою жизнь.

скорее, уж не "театром Островского", а "домом Островского": его пьесы прописались там, прижились с самых первых постановок! Многие поколения артистов играли в этих пьесах, которые всегда были и остаются основой репертуара театра. Есть даже целые артистические династии, например, Садовские, Рыжовы, Соломины.
Гончаров высказал свое мнение о русском театре "вообще" в то самое время, когда пьесы Островского были образцом сценического действия, их постановки в Малом театре - также эталонными. Тогда и родилась эта знаменитая фраза про "два московских университета": говорили, что если в первом (учебном) молодежь учится, то во втором (Малом театре) она "получает образование" (вот как-то так, сумбурно) (18:28)

Творчество Островского было новым для русской драматургии. Для его произведений характерна сложность и многосоставность конфликтов, его стихия — это социально-психологическая драма, комедия нравов. Особенности его стиля — это говорящие фамилии, специфические авторские ремарки, своеобразные названия пьес, среди которых часто употребляются пословицы, комедии на фольклорных мотивах. Конфликт пьес Островского в основном строится на несовместимости героя со средой. Его драмы можно назвать психологическими, в них присутствует не только внешний конфликт, но и внутренний драматизм нравственного начала.

Несомненно, пьесы Островского всегда будут иметь современное звучание. Театры постоянно обращаются к его творчеству, поэтому оно стоит вне временных рамок.

Драматургия Александра Николаевича Островского.

Обладая незаурядным общественным темпераментом, О. всю жизнь деятельно боролся за создание реалистического театра нового типа, за подлинно художественный национальный репертуар, за новую этику актёра. Он создал в 1865 Московский артистический кружок, основал и возглавил общество русских драматических писателей (1870).

Драматургия О. знаменовала собой важнейший этап в развитии русского национального театра. Как драматург и режиссёр О. содействовал формированию новой школы реалистической игры.

Пороки и недостатки, изобличаемые О., не нуждаются в особо подробном анализе после того освещения, к-рое дал им Добролюбов. О. бичевал прежде всего хищническое накопление капитала, создание богатства путем обмана и замаскированного грабежа. «Городничему, — рассказывает в «Грозе

Особняком стоит в творчестве Островского весенняя сказка «Снегурочка

Для полноты характеристики стиля О. необходимо хотя бы вкратце остановиться на исключительном богатстве и яркости его языка

Русский театр и драматургия II половины XIX ст. А.Островский и театр

Александр Николаевич Островский

(31 марта (12 апреля) 1823 — 2 (14) июня 1886) — русский драматург, член-корреспондент Петербургской Академии наук.

С появлением на сцене пьес великого русского драматурга А. Н. Островского

Во второй половине XIX в. значительно увеличивается интерес к русской современной драме. Революционно-демократическая критика во главе с Чернышевским и Добролюбовым поддерживает драматургию Островского, обличающую темное царство купцов-самодуров, продажность и лицемерие бюрократической машины русского самодержавия.

В 50 — 70-е годы XIX в. большое общественное значение приобретает Малый театр. Его роль в культурной жизни России чрезвычайно велика. Недаром Малый театр за его высокую просветительскую и воспитательную роль называли вторым университетом.

Вместе с Садовским на сцене Малого театра играла выдающаяся русская трагическая актриса Любовь Павловна Никулина-Косицкая

Передовые, демократические стремления талантливейших актеров Малого театра постоянно вызывали ожесточенное сопротивление со стороны театрального начальства и цензуры. Многие пьесы Островского, несмотря на их успех у зрителей, часто снимались с представления. И все же пьесы Островского все прочнее входят в репертуар театра, оказывая влияние и на других драматургов. В сценическом искусстве продолжают совершенствоваться творческие принципы Щепкина. Основой труппы Малого театра 50 — 70-х годов XIX в. становятся такие актеры, как П. М. Садовский, Л. П. Никулина-Косицкая, С. В. Шумский, С. В. Васильев, И. В. Самарин.

В 80 — 90-е годы XIX в. после убийства народовольцами Александра II усиливается наступление реакции. Цензурный гнет особенно тяжело сказался на репертуаре театра. Малый театр переживает один из самых сложных и противоречивых периодов своей истории. Основой творчества крупнейших актеров Малого театра стала классика.

Постановки драм Шиллера, Шекспира, Лопе де Вега, Гюго с участием величайшей трагической актрисы Марии Николаевны Ермоловой

Труппа Малого театра в конце XIX в. была необыкновенно богата талантливейшими актерами. На его сцене в это Время играли Г. Н. Федотова, М. Н. Ермолова, М. П. Садовский, О. О. Садовская, А. И. Южин-Сумбатов, А. П. Ленский —

крупнейшие художники, творчество которых составляет целую эпоху в истории сценического искусства. Они явились замечательными продолжателями славных традиций Малого театра, его искусства глубокой жизненной правды, хранителями заветов Щепкина, Мочалова, Прова Садовского.

Александрийский театр в Петербурге в первые десятилетия второй половины XIX в. переживает наиболее трудный период своей истории. Большое влияние на судьбу театра всегда оказывала его близость к царскому двору. Дирекция императорских театров с нескрываемым пренебрежением относилась к русской драматической труппе. Явное предпочтение отдавали иностранным актерам и балету. Искусство актеров Александрийского театра развивается в основном в направлении совершенствования внешних приемов выражения. Величайшим мастером перевоплощения, виртуозно владевшим техникой актерского искусства, был Василий Васильевич Самойлов

(1813 — 1887), создававший жизненно достоверные, сценически эффектные образы.

Творчество талантливейшего актера-гуманиста Александра Евстафьевича Мартынова

Политическая реакция 80 — 90-х годов особенно остро сказалась на судьбе Александрийского театра. Засилье бюрократов в руководстве театра пагубно влияло на его репертуар, делало театр далеким от прогрессивного общественного движения. И все же в эти годы Александрийский театр был значительным явлением в художественной жизни России. Своей славой он обязан замечательным актерам, пришедшим в труппу театра в 70 — 80-х годах. Мария Гавриловна Савина

(1854 — 1915) — великолепная актриса, обладавшая тонкостью, изысканностью мастерства, умением предельно сжато дать исчерпывающую характеристику образа.

Периоды и характеристика творчества Островского А.Н.

Александр Николаевич Островский (1823—1886) является одним из величайших драматургов второй половины XIX в. Его перу принадлежит 54 пьесы, каждая из которых отразила многогранность его таланта. Творческий путь Островского можно охарактеризовать следующим образом:

✓ первый период (1847—1860), имеющий следующие характеристики:

• использование гоголевских традиций;

• овладение передовой эстетикой своего времени;

✓ второй период (1860-1875), имеющий следующие характеристики:

• обращение к традициям исторической драматургии А. С. Пушкина, повышенный интерес к прошлому страны;

• убежденность в важности литературного освещения истории, так как это помогает лучше осмыслить настоящее;

• раскрытие духовного величия русского народа, его патриотизма, подвижничества;

• использование новых образов и мотивов, которые отражали и новые общественные отношения в стране, и суть мировоззрения самого автора;

• разработка жанра хроники и стихотворной трагедии;

✓ третий период (конец 70-х — начало 80-х гг. XIX века), имеющий следующие характеристики:

• продолжение разработки намеченных на предыдущих этапах тем и мотивов: сатиры на русскую буржуазную действительность, темы маленького человека;

• углубление психологизма в исследовании и раскрытии характеров и в анализе среды, окружающей героев пьес Островского;

, учитель русского языка и литературы,

школа-гимназия №32, город Астана.

Цель: ознакомление с жизнью и творчеством ; особенностями драматургии Островского.

в) воспитывать интерес к драматургическому искусству, творчеству Островского; любовь к театру.

Тип урока: комбинированный

Методы: словесный, иллюстрационно-объяснительный, частично-поисковый, проблемный.

Оборудование: портрет , словарь литературоведческих терминов, эпиграф, тексты произведений.

3. Опрос д/з по хронологии жизни и творчества на знание отдельных фактов биографии (2 ученика работают у доски, учитель называет по пять основных дат из биографии драматурга, которые учащиеся записывают и комментируют).

4. Личность Островского в воспоминаниях современников.

— Каким предстает Островский из воспоминаний современников? (учащиеся делают выводы и обобщения, пользуясь отзывами).

— Итак, о чем это произведение?

Островский – мастер речевой характеристики. Он наделяет своих героев речью, которая ясно раскрывает их психологию, взгляды на жизнь, идеалы.

— Послушаем беседу дочери богатого купца Большова (Липочки) со свахой Устиньей Наумовной.

7. Инсценирование эпизода из пьесы.

Всего несколько реплик и перед нами вырисовываются характеры действующих лиц.

— Какими предстают герои? ( учащиеся делают выводы о том, как речь героев раскрывает духовный мир и жизненные идеалы героинь)

8. Работа с текстом произведений.

9. Толкование значения названий пьес. Своеобразие драматургии Островского.

— Как эти названия характеризуют стиль драматургии Островского?

— Какими они предстают?

( 4-е действие, 11-е явление)

Лариса умирает дважды: когда перестает верить в любовь после предательства Паратова и во второй раз – от выстрела Карандышева. Но эта смерть неожиданно светла и героична.

12. Творческая работа.

Задание: написать эссе по прочитанным произведениям Островского на тему:

— Какие актуальные и современные проблемы вы видите в пьесах Островского.

13. Вывод: Что изучили на уроке? Какие мысли и чувства возникли в ходе работы по творчеству драматурга?

Своеобразие творчества Островского А.Н.

Своеобразие и важность творчества Островского заключаются в следующем:

✓ новаторство в тематике, жанрах, литературном стиле и образах пьес;

✓ историчность: события и сюжеты его пьес охватывают огромный исторический период развития России от Ивана Грозного до второй половины XIX в.;

✓ бытовая наполненность, погруженность сюжета в семейные, частные отношения, так как именно в них проявляются все пороки общества, и через раскрытие сути этих семейных отношений автор раскрывает и общие человеческие пороки;

✓ органическая связь драматизма и эпического начала;

✓ индивидуализированность, сочность и яркость языка героев и самих пьес.

Творчество Островского и разрабатываемые им драматические традиции оказали сильнейшее влияние на последующие поколения драматургов и литераторов XIX и XX вв., и в частности на таких авторов, как Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, А И. Южин-Сумбатов, В.И. Немирович-Данченко, Е.П. Карпов, А.М. Горький, А.С. Неверов, Б.С. Ромашов, Б.А. Лавренев, Н.Ф. Погодин, Л.М. Леонов и др.

Но этот первоначальное значение приобретает дополнительные символические смыслы.

Для Катерины гроза становится знаком душевной катастрофы, связанной с ощущением измены и греха. В этом смысле она похожа на других жителей, однако относит Божью кару не к другим, а к себе.

Катерина вырастает на этой же почве, но попадает в клетку суровых и почти потерявших смысл законов темного царства, запутывается в его сетях, не выдерживает тяжести неволи, ощущения греха и гибнет.

Конфликт пьесы мог показаться исторически исчерпанным, когда женщина получила относительную свободу от мужа, от семьи и сама могла решать свою судьбу.

И в другие эпохи нервный, совестливый, остро чувствующий свое достоинство человек часто оказывается в конфликте с чужим, враждебным, холодным, живущим по бездушным законам миром. Темным царством может оказаться армейская казарма, комната в общежитии или современный офис

С 1859 года для человека, связанного с русской культурой, гроза – не только явление природы, но один из символов России Островского.

Вопросы и задания

1. Какие события в жизни А. Н. Островского в наибольшей степени способствовали приобретению опыта, отраженного в его пьесах?

3. Какую роль в жизни Островского сыграли Гоголь и Аполлон Григорьев?

4. Какому направлению русской мысли были близки взгляды Островского? С кем из русских писателей-современников он был особенно дружен?

5. Какова роль Островского в развитии русского театра? Какой театр стал Домом Островского? Какие преобразования в русском театре наметил Островский в конце жизни?

6. Почему Островского называли Колумбом Замоскворечья?

7. На каком основании И. А. Гончаров считал драматургию Островского памятником тысячелетней России?

10. Какую функцию в пьесе выполняют второстепенные персонажи: Кулигин, Феклуша, Кудряш и Варвара?

12. Каков образ города Калинова в драме? Почему его можно назвать сборным городом?

13. Как оценивают нравы города Калинова Кулигин и Феклуша? Чем объясняется различие этих оценок?

Чья точка зрения кажется вам более справедливой?

Чья точка зрения кажется вам более убедительной?

Можно ли найти общность между трактовками пьесы Добролюбовым и А. Григорьевым?

17. Как можно определить основной конфликт пьесы?

20. Какое свойство характера Катерины представляется вам самым важным?

22. Какие символические детали сопровождают и провоцируют признание Катерины в конце четвертого действия? (Напомним, что критики-современники Островского указывали их от пяти до девяти.)

23. Какова символика заглавия пьесы?

24. Кто виновен в гибели Катерины? Возможен ли для Катерины другой выход из создавшегося положения?

25. Изменилось ли что-то в городе после гибели Катерины?

27. Сравните три критических оценки образа героини и основного конфликта пьесы.

М. М. Достоевский. «Гибнет одна Катерина, но она погибла бы и без деспотизма. Это жертва собственной чистоты и своих верований. У избранных натур есть свой фатум. Только он не вне их: они носят его в собственном сердце. Она с каким-то сладострастием, с какой-то удалью думает уже о той минуте, когда все узнают об ее падении и мечтает о сладости всенародно казниться за свой поступок. Какой же после этого деспотизм мог иметь влияние на подобную

Какая точка зрения кажется вам наиболее обоснованной, подтверждающейся текстом пьесы?

Но этот первоначальное значение приобретает дополнительные символические смыслы.

Для Катерины гроза становится знаком душевной катастрофы, связанной с ощущением измены и греха. В этом смысле она похожа на других жителей, однако относит Божью кару не к другим, а к себе.

Катерина вырастает на этой же почве, но попадает в клетку суровых и почти потерявших смысл законов темного царства, запутывается в его сетях, не выдерживает тяжести неволи, ощущения греха и гибнет.

Конфликт пьесы мог показаться исторически исчерпанным, когда женщина получила относительную свободу от мужа, от семьи и сама могла решать свою судьбу.

И в другие эпохи нервный, совестливый, остро чувствующий свое достоинство человек часто оказывается в конфликте с чужим, враждебным, холодным, живущим по бездушным законам миром. Темным царством может оказаться армейская казарма, комната в общежитии или современный офис

С 1859 года для человека, связанного с русской культурой, гроза – не только явление природы, но один из символов России Островского.

Вопросы и задания

1. Какие события в жизни А. Н. Островского в наибольшей степени способствовали приобретению опыта, отраженного в его пьесах?

3. Какую роль в жизни Островского сыграли Гоголь и Аполлон Григорьев?

4. Какому направлению русской мысли были близки взгляды Островского? С кем из русских писателей-современников он был особенно дружен?

5. Какова роль Островского в развитии русского театра? Какой театр стал Домом Островского? Какие преобразования в русском театре наметил Островский в конце жизни?

6. Почему Островского называли Колумбом Замоскворечья?

7. На каком основании И. А. Гончаров считал драматургию Островского памятником тысячелетней России?

10. Какую функцию в пьесе выполняют второстепенные персонажи: Кулигин, Феклуша, Кудряш и Варвара?

12. Каков образ города Калинова в драме? Почему его можно назвать сборным городом?

13. Как оценивают нравы города Калинова Кулигин и Феклуша? Чем объясняется различие этих оценок?

Чья точка зрения кажется вам более справедливой?

Чья точка зрения кажется вам более убедительной?

Можно ли найти общность между трактовками пьесы Добролюбовым и А. Григорьевым?

17. Как можно определить основной конфликт пьесы?

20. Какое свойство характера Катерины представляется вам самым важным?

22. Какие символические детали сопровождают и провоцируют признание Катерины в конце четвертого действия? (Напомним, что критики-современники Островского указывали их от пяти до девяти.)

23. Какова символика заглавия пьесы?

24. Кто виновен в гибели Катерины? Возможен ли для Катерины другой выход из создавшегося положения?

25. Изменилось ли что-то в городе после гибели Катерины?

27. Сравните три критических оценки образа героини и основного конфликта пьесы.

М. М. Достоевский. «Гибнет одна Катерина, но она погибла бы и без деспотизма. Это жертва собственной чистоты и своих верований. У избранных натур есть свой фатум. Только он не вне их: они носят его в собственном сердце. Она с каким-то сладострастием, с какой-то удалью думает уже о той минуте, когда все узнают об ее падении и мечтает о сладости всенародно казниться за свой поступок. Какой же после этого деспотизм мог иметь влияние на подобную

Какая точка зрения кажется вам наиболее обоснованной, подтверждающейся текстом пьесы?

Читайте также: