На каких основах был организован имамат кратко

Обновлено: 02.07.2024

Имамат – это исламское государственное образование, в котором светская и духовная власти соединены и представляют собой единое целое, в отличие от халифата, где они разделены. Также под данным термином понимают мусульманскую доктрину, предполагающую господство общины над всеми сферами жизни общества.

Общая характеристика

Руководитель такого государства имеет большое религиозное значение. Он воспринимается именно как духовный лидер и верховный вождь. Согласно мусульманской доктрине, его главной функцией является подготовка своих подданных к будущей жизни. Имамат – это политическая и религиозная структура, которая основана на признании особого статуса верховного правителя. Ему помогает особый представительный орган, который называется диван. Он состоит из лиц, приближенных к правителю, его функция в основном совещательная. Большое значение приобретает отдельный слой знати, который приближен к своему главе и всецело ему предан. Он не назначается, а признается специальным религиозным советом, который называется Меджлис аль Улема.

имамат это

Управление

Имамат – это государство, которое, несмотря на свой теократический характер, имеет стройную и достаточно гибкую систему управления. При верховном правителе состоит особый совещательный орган – Меджлис аль Шура. Кроме того, особое значение приобрела должность визиря (или наиба), который возглавляет главную канцелярию. Отдельно следует сказать про судебную систему. Она состоит из двух уровней: шариатские суды и военные трибуналы. Первые из них основаны на обычном народном праве, так что такие судьи имеют достаточно высокий вес в обществе.

кавказский имамат

Особенности

Имамат – это такая структура, в которой религия играет особо важную роль. Правитель такого государства является не просто политическим и общественным главой, он воспринимается жителями и населением как духовный и религиозный лидер. Поэтому его личные качества имеют особо важное значение: в глазах мусульман он должен быть честен, благороден, умен, должен хорошо разбираться в учении. В то время как халиф, например, является выборным лицом, и он выполняет и светские функции. При имамате государство заботиться о духовном состоянии мусульман, в халифате же оно кроме того выполняет светские функции. Наблюдаются также различия и в учении о скрытом имаме. В первом случае он, по верованиям мусульман, должен стать верховным правителем, в то время как во втором случае предполагается, что он будет авторитетным религиозным деятелем, но при этом сохраняет институт власти шейха-уль-ислама.

государство имамат

Государство

Кавказский имамат существовал в 19-м веке: с 1834 по 1859 годы. Предпосылкой его образования стало движение имама Майсура, который в предыдущем столетии добивался независимости этой территории, боролся с кровной местью и феодальной раздробленностью. Это привело к русско-кавказским войнам, и, хотя сам имам был пленен, тем не менее горцы одержали победу, поскольку сохранили за собой чеченские и дагестанские территории. Однако через некоторое время, по прошествии затишья, в этот регион был назначен генерал Ермолов, что привело к дальнейшему столкновению и противостоянию сторон. Тогда горцы объединились в союзы, и таким образом было создано государство имамат. Шамиль был его третьим правителем. Он и предыдущие правители происходили из Аварии, а само новое политическое образование включало чеченские, дагестанские и черкесские земли.

создание имамата

Устройство

Создание имамата произошло в результате борьбы горцев против царских войск. Его ядром были Авария и Чечня. Оно было разделено на три десятка округов, наибств. Его официальным языком был арабский. Кроме того, в государстве существовал свод законов – Низам, который обслуживал почти все сферы общественной жизни. Данный свод основывался на шариате, обычном праве, нормы и правила которого были приспособлены к потребностям жизни нового политического образования. Этот законодательный сборник был принят и утвержден в годы правления имама Шамиля. Верховный правитель, имам, был не только духовным и религиозным главой, но также командующим войск и главным судьей. При нем состоял совет - диван - а непосредственно управление на местах осуществлялось через наибов, наместников. Судебная система состояла из нескольких уровней: муфтии составляли верхний слой, а кадии им подчинялись.

что такое имамат по истории

Наместничества пользовались определенной автономией, однако если наиб терпел, например, поражение, то, как правило, бывал смещен со своего поста. Под его руководством находились специальные командиры военных подразделений. Постепенно власть наибов усилилась.

Организация войска

Шамиль создал регулярную армию, которая состояла из конницы (муртазеки) и пехоты (низами). Поначалу горцы пользовались трофейным оружием, но впоследствии они сумели построить собственные заводы по производству вооружения. Основную часть армии составляли аварцы, второе место занимали чеченцы. Правитель создал настоящую государственную систему управления в своем государстве: при нем была введена эффективная налоговая система, постоянный орган контроля. Шамиль много сделал для укрепления своей власти: он стремился подчинить, усмирить других местных правителей. Он сплотил под своей властью аулы, проявив при этом немалые административные и государственные способности. Очень скоро он стал опасным противником, так что российским войскам пришлось в течение нескольких десятилетий преодолевать его сопротивление. Таким образом, понимание того, что такое имамат по истории, имеет большое значение не только для мусульманской цивилизации, но и применительно к нашему государству тоже.

ИМАМАТ — военно-теократическое государство, сложившееся в конце 20-х годов XIX в. в районах Северного Кавказа (Чечня, Дагестан). Идейной основой стал мюридизм (религиозно-политическое течение ислама) и замена адатов (обычное право) шариатом. Столицы имамата — Ахульго, с 1840 г. — Дарго, с 1845 г. — Ведено (второе название — Дарго-Ведено). Образование имамата в большей степени было вызвано внутренним социально-политическим процессом в горских обществах, связанным с разложением родовых отношений и ростом частной собственности. В этих условиях происходила борьба между старой племенной верхушкой и средними слоями (узденями).

Первый имам Гази-Магомед с 1828 г. развернул нападения горцев на русские посты и крепости Сунжинской укрепленной линии. В 1830 г. объявил России газават и в 1831 г. захватил Кизляр. В ответ русское правительство организовало карательную экспедицию. Гази-Магомед погиб в бою. Второй имам — Гамзат-Бек — продолжал ту же политику, но пал жертвой кровной мести.

В 1834 г. третьим имамом стал Шамиль, сосредоточивший в своих руках административную, военную и духовную власть. При нем имамат окончательно оформился как государство, достиг своего политического и военного расцвета. Особенно строго соблюдалось выполнение предписаний шариата. Сильная армия, созданная Шамилем, позволила ему длительное время (см. Кавказская война 1817—1864 гг.) противостоять России на Северном Кавказе.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 200-201.


Северо-Кавказский имамат (Имамат Шамиля) — исламское государство, существовавшее на территории Дагестана и Чечни в 1829—1859 гг. Завоевано и поглощено Российской империей. Наибольшее развитие получило в годы правления имама Шамиля (1834—1859).

Содержание

История


Предпосылкой создания имамата было движение шейха Мансура 1785—1791 гг., которого иногда называют первым имамом Кавказа. Основными своими целями Мансур ставил борьбу с рабством, феодалами, кровной местью, и в целом, замену горских адатов на мусульманские законы шариата.

Шейх Мансур и его последователи оказывали сопротивление попыткам царской России завоевать Северный Кавказ, что в конце концов вылилось в открытые войны 1785—1791 гг. и 1817—1864 гг. (так называемая Большая Кавказская война).

В ходе первой войны царскими войсками был пленён Мансур, однако в целом война окончилась победой горцев, ибо ими была отвоевана Чечня, часть Дагестана и Черкесии.

После некоторого затишья, в 1817 году военные действия возобновились с новой силой. Царским наместником на Кавказе был назначен генерал Ермолов, отличавшийся жесткостью в методах войны. Объединившись в защите от России, различные нации горцев заключили сначала несколько военных союзов, а затем и вовсе создали единое государство — Имамат (встречаются также обозначения — Северо-Кавказский Имамат, Имамат Шамиля и т. д.). Первым имамом нового государства стал Гази-Мухаммад (1829—1832), затем Гамзат-бек (1832—1834), потом Шамиль (1834—1859).

Столицей имамата при Шамиле была крепость Ахульго, затем селение Дарго, а после его разрушения русскими — аул Ведено. В состав Кавказского Имамата входила большая часть территорий Чечни, Дагестана, а после 1841—1842 гг. и Адыгеи. Численность населения, по разным оценкам, составляла от 500 тыс. до 1 миллиона человек.

В общей сложности, Кавказский Имамат просуществовал 30 лет, с 1829 по 1859 год.

В 1877—1878 гг., во время Русско-турецкой войны, новым имамом Кавказа был объявлен Алибек-Хаджи. Он предпринял попытку восстановить имамат, но восстание чеченцев было подавлено и в 1878 году Алибек-Хаджи был казнен (повешен) в Грозном.

Низам Шамиля


Низам (от араб. — дисциплина) — свод законов в Северо-Кавказском Имамате, регулировавших практически все сферы общественной жизни: военную, административную, судебную, финансовую. Низам основывался на мусульманском праве — шариате, отдельные неясные положения которого Шамиль развил и уточнил применительно к потребностям государства и его граждан. Все остальные законы и адаты, противоречившие низаму, были упразднены.

Низам был кодифицирован и утверждён в качестве основного закона Северо-Кавказского Имамата при имаме Шамиле в 1839—1841 гг. До того времени все судебные и административные решения принимались местными судьями непосредственно на основании Корана и Сунны.

Управление имаматом

Имам управлял государством при помощи наибов (наместников). Их функции состояли в мобилизации войск, организации военных походов, в строительстве и содержании оборонительных сооружений и дорог, в судебном разбирательстве важных дел (однако смертные приговоры наибов подлежали утверждению самим имамом). Разбор дел, связанных с шариатом, осуществлялся муфтиями и подчинёнными им кадиями. Муфтии, в свою очередь, подчинялись главному кадию, который был первым после имама религиозным авторитетом.

Наибства пользовались широкой автономией, а сами наибы обладали огромной властью. Однако она не была безграничной: если люди были не довольны поставленным над ними наибом или, если наиб терпел серьёзное поражение в битве, то имам обычно смещал его с поста. Под началом наибов находились пятисотенные, сотенные и десятские — командиры в военное время и низовые администраторы в мирное. Наиболее авторитетные наибы имели звание мудир и управляли другими наибами. Мудирами были такие известные наибы как Хаджи-Мурат, Ташу-Хаджи, Кибит-Мухаммед и др.

Войско Имамата


При Шамиле было создано подобие регулярной армии — муртазеки (конница) и низами (пехота). В обычное время численность войск Имамата составляла до 15 тыс. человек, максимальное количество при тотальном собрании — 40 тыс. Артиллерия Имамата насчитывала 50 орудий, большая часть которых были трофейными (Со временем горцы создали собственные заводы по производству пушек и снарядов, впрочем уступавшие европейской и русской продукции).

Внутренняя политика

Также необходимо отметить, что Шамиль и его предшественники уделяли немало значения развитию образования. По приказу имама в каждом ауле должно было быть медресе.

Мусульманское теократическое государство и один из столпов шиитского ислама. Согласно шиитской государственно-правовой концепции, имамат является важнейшим институтом, означающим сосредоточение всех властных полномочий в руках одного непогрешимого имама, боговедомого правителя.

Из-за того, что некоторые из Алидов предпочитали передавать имамат не старшему сыну (как это было в случае с Мусой аль-Казимом, четвертым сыном Джафара ас-Садика), в шиитском исламе образовались новые ветви, которые объединяли сторонников отвергнутого или назначенного наследника-имама. Такой раскол, в частности, привел к возникновению течения исмаилитов.

Прецедент передачи имамата от брата к брату (то есть от старшего к старшему), ретроспективно принятый шиитами, в дальнейшем также стал аргументом в обосновании прав претендентов на имамат.

После утверждения в Иране шиитской династии Сефевидов (16 в.) доктрина имамата получила новое развитие. Теперь имамат как институт верховного руководства мусульманской общиной был признан божественным установлением, космической силой, самостоятельным орудием творения.

Имамат делится на два вида: имаматуль кубра (великий имамат, то есть, правитель исламского государства) и имаматуль сугра (руководитель намаза).

Чтобы выполнять эти обязанности, кандидат должен соответствовать следующим требованиям: быть мусульманином, быть здравомыслящим человеком, достичь совершеннолетия, быть представителем мужского пола, обладать знаниями и поступать по справедливости. Управление государством фасыком – лицо, известное своими неприглядными поступками – считается макрухом. И поэтому, если это не вызовет смуты и волнений, рекомендовалось снять с поста такого человека.

Одна из форм мусульманской теократии, как писала БСЭ во второй половине 1970-х годов: «в истории народов СССР имамат - государство мюридов в Дагестане и Чечне, возникшее в конце 20-х гг. 19 в. во время борьбы народов Кавказа против колонизаторской политики царизма. Особенно яркое выражение имамат получил в годы правления имама Шамиля (1834—59).

Большая Советская Энциклопедия. Кавказский узел. Онлайн Энциклопедия Кругосвет. Словари и энциклопедии на Академике.

Автор: Кавказский Узел

ИМАМА́Т, в 1830-х гг. – 1859 во­ен.-тео­кра­тич. му­суль­ман­ское го­су­дар­ст­во на Сев.-Вост. Кав­ка­зе, офи­ци­аль­но вхо­див­шее в со­став Рос. им­пе­рии. Воз­ник­ло на тер­ри­то­рии Сев.-Зап. Да­ге­ста­на и Юж. Чеч­ни в ре­зуль­та­те по­яв­ле­ния идео­ло­гии мю­ри­диз­ма , кон­со­ли­ди­ро­вав­шей раз­роз­нен­ные гор­ские об­ще­ст­ва в еди­ную си­лу под ру­ко­во­дством ду­хов­но­го ли­де­ра. Впер­вые по­пыт­ки соз­да­ния И. пред­при­ня­ты в кон. 1820-х – нач. 1830-х гг. пер­вы­ми има­ма­ми Да­ге­ста­на и Чеч­ни – Га­зи-Ма­го­ме­дом и Гам­зат-бе­ком . Фор­ми­ро­ва­ние И. за­вер­ше­но в сер. 1830-х гг. има­мом Ша­ми­лём , ли­к­види­ро­вав­шим Авар­ское хан­ст­во (его тер­ри­то­рия ста­ла ос­но­вой И.) и сою­зы сель­ских об­ществ (Дар­гин­ский, Кой­су­бу­лин­ский, Са­ла­тав­ский, Гум­бет­ский и др.). На про­тя­же­нии су­ще­ст­во­ва­ния И. его тер­ри­то­рия по­сто­ян­но ме­ня­лась. Осн. цен­тра­ми в разл. вре­мя бы­ли Ахуль­го (взят рос. вой­ска­ми во вре­мя Ахуль­го штур­ма 1839 ), Дар­го (1840–45; сож­жён в хо­де Дар­гин­ской экс­пе­ди­ции 1845 ) и Ве­де­но (1845–59). И. де­лил­ся на на­иб­ст­ва (их чис­ло в разл. пе­рио­ды ко­ле­ба­лось от 20 до 50), а они – на уча­ст­ки (воз­глав­ля­лись ма­зу­на­ми).

Читайте также: