На что необходимо обратить внимание при подготовке студентов к практике в начальной школе

Обновлено: 07.07.2024

Формы реализации педагогической практики в начальной школе

Педагогическая практика – это обязательное направление учебной деятельности студентов педагогических факультетов, ориентированное на получение практического опыта применения своих теоретических знаний в реальных условиях педагогического процесса.

Студенты проходят практику для того, чтобы получить реальные представления о своей будущей профессиональной деятельности. практика способствует:

  1. Углублению и закреплению теоретических знаний студента.
  2. Созданию условий, приближенных к реальной профессиональной деятельности.
  3. Выработке навыков будущей профессиональной педагогической деятельности по конкретному направлению.
  4. Осознанию сути и значимости педагогической профессии.
  5. Пониманию содержания работы педагога.

Педагогическая практика в начальной школе ориентирована на формирование у студентов профессиональных навыков работы с учащимися младшего школьного возраста. Студенты получают представление о том, каким образом организуется процесс обучения в начальной школе, изучают его особенности, учатся самостоятельному планированию своей работы и построению взаимоотношений с детьми, другими педагогами, управленческим составом школы. Кроме того, практика позволяет студенту осознать свою причастность к педагогике и понять, что преподавание в начальной школе – это действительно то, чего он хочет и к чему стремиться или же, пересмотреть свой выбор.

Готовые работы на аналогичную тему

Практика занимает период около двух месяцев. Она может быть реализована в:

  • Концентрированной форме – непрерывное прохождение практики. Студент занимает должность педагога начальной школы в течение определенного временного промежутка.
  • Рассредоточенной форме – частичное прохождение практики, чередующееся с изучением теории по дням недели, неделям, месяцам.
  • Комбинированной форме – практика сочетает в себе элементы непрерывности и частичности. Их гармоничное сочетание дает лучший практический эффект.

Стадии прохождения практики в начальной школе

Педагогическая практика в начальной школе реализуется в несколько стадий:

  1. Ознакомительная стадия. Происходит ознакомление студента с его работой и ее особенностями. Руководитель практики составляет план деятельности практиканта на определенный период, готовит конкретные мероприятия, которые должны быть реализованы, знакомит студента со схемой прохождения учебных занятий. Студенту дается понимание о целевом назначении практики, предоставляется инструкция по ее прохождению. Происходит ознакомление с инструкцией по технике безопасности, проводятся консультационные занятия с другими педагогами. Студент оформляет дневник прохождения практики и знакомится с правилами его заполнения.
  2. Деятельностная стадия. Студент переходит к реальным действиям. Он посещает уроки других педагогов начальных классов данного учебного заведения, анализирует их работу, перенимает какие-то приемы общения и преподавания, изучает организацию внеклассной работы и начинает свою практическую деятельность с проведения внеклассных мероприятий. Это позволит студенту лучше узнать учащихся, установить с ними контакты. Затем, студент приступает к планированию проведения собственного учебного занятия, проводит их. Студент готовит для учащихся домашнее задание и проверяет его, собирает тетради для проверки работы учащихся на уроке, анализирует индивидуальные потребности каждого учащегося и выявляет тех, с которыми требуется провести дополнительные занятия, консультации, беседу во внеурочное время. Кроме того, в течение рабочего дня необходимо посещать группы продленного дня для наблюдения за учащимися своего класса, которые посещают их и оказания им помощи.
  3. Заключительная стадия. На этой стадии студенту необходимо подготовить отчет по практике, полностью заполнить дневник практики, подписать и заверить все документы. Практикант делает анализ прохождения своих учебных занятий и внеклассной работы, предоставляет на проверку конспекты своих занятий, составляет отчет о проведении родительского собрания и его итогах. В завершении проводится заключительная конференция по практике, на которой подводятся итоги практической деятельности студента.

Рисунок 1. Примерная схема педагогического дневника. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Отчет о педагогической практике. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Структура и содержание педагогической практики

По своей структуре, практика педагога начальной школы состоит из двух основных частей:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Лекции № 31-32 Подготовительная работа к педагогической практике в школе Душа.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Лекции № 31-32 Подготовительная работа к педагогической практике в школе Душа.

Лекции № 31-32 Подготовительная работа к педагогической практике в школе Душанбе – 2020 Саидов С., к.п.н., доцент кафедры методики преподавания

План: 1. Предварительная подготовка студентов к практике. 2. Деятельность сту.

Только хорошо подготовленный специалист может дать учащемуся прочные знания.

Только хорошо подготовленный специалист может дать учащемуся прочные знания, привить необходимые умения и навыки по предмету. В связи с этим остро ставится задача повышения уровня теоретической и практической подготовки будущих учителей. Цель её – формирование у студентов соответствующих практических умений и навыков, творческого отношения к учебно-воспитательному процессу.

Вся работа студентов-практикантов построена так, чтобы каждый из них овладел.

Вся работа студентов-практикантов построена так, чтобы каждый из них овладел методическими умениями преподавания русского языка и литературы в пределах одного класса. Вначале студенты-практиканты разрабатывают поурочные планы-конспекты при значительной помощи учителя и методиста. План-конспект урока пишется подробно, с наличием при этом всего материала, который он намерен использовать на уроке. В дальнейшем при подготовке к урокам практикант в основном самостоятельно разрабатывает планы-конспекты, а учитель и методист оказывают соответствующую помощь в накоплении и систематизации материала, в составлении вопросов, заданий.

Внеклассная работа по русскому языку на период педпрактики разрабатывается п.

Внеклассная работа по русскому языку на период педпрактики разрабатывается под руководством методиста и учителя. Они рекомендуют необходимую методическую литературу, просматривают отобранный практикантом материал для внеклассной работы, советуют наиболее эффективные методические приемы, всячески поощряя творческий подход, проявление их самостоятельного мышления.

№ Деятельность педагога Состояние и поведение учащихся Пути устранения недост.

№ Деятельность педагога Состояние и поведение учащихся Пути устранения недостатков 1 2 3 1. Однообразная структура урока Приспособление к действиям педагога, отсутствие пытливости и интереса. Выбор структуры урока, соответствующей целям обучения и воспитания учащихся. 2. Одергивание и угроза, основные стимулы в обучении. Неприязненноеотношение к требованиям учителя. Применение способов воздействия на основе постоянного утверждения возможностей учителя. 3. Сосредоточение внимания лишь на отвечающем ученике. Отсутствие внимания, скука. Сочетание индивидуальной и фронтальной работы. 4. Невнимательное выслушивание опрашиваемого ученика. Нервозное состояние отвечающего ученика. Внимательное, терпеливое прослушивание ответа ученика.

№ Деятельность педагога Состояние и поведение учащихся Пути устранения недост.

Вопросы и задания: 1.Опишите предварительную подготовку студентов к педаг.

Вопросы и задания: 1.Опишите предварительную подготовку студентов к педагогической практике. 2.Какова должна быть деятельность студентов в период педагогической практики. 3.Документация студента-практиканта.

Краткое описание документа:

Только хорошо подготовленный специалист может дать учащемуся прочные знания, привить необходимые умения и навыки по предмету. В связи с этим остро ставится задача повышения уровня теоретической и практической подготовки будущих учителей. Цель её – формирование у студентов соответствующих практических умений и навыков, творческого отношения к учебно-воспитательному процессу.

Одной из главных задач педагогической практики является формирование основных видов профессиональной деятельности и профессиональной функции таких, как мониторинг качества преподавания, инструментальные средства сбора данных, отвечающие требованиям, предъявляемым к качеству измерений. Проведены анкетирование студентов и анализ качества занятий практикантов с использованием анкеты качества урока, разработанной А.И. Севруком и Е.А. Юниной, а также всесторонняя диагностика и оценки деятельности практикантов во время прохождения педагогической практики с целью выявления его соответствия желаемому результату. В ходе педагогической практики студенты совершенствовали основы анализа и оценки собственной педагогической деятельности.


2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985. – 148 с.

3. Матрос Д.Ш. Управление качеством образования / Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 345 с.

4. Севрук А.И., Юнина Е.А. Мониторинг качества преподавания в школе: учебное пособие – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 144 с.

5. Ушинский К.Д.Педагогические сочинения. В 6 т. / сост. С.Ф. Егоров. – М.: Педагогика 1990. – Т. 5. – 528 с.

Изменения, происходящие в стране в связи с новыми рыночными отношениями, существенно повлияли на сферу образования. В условиях развития конкуренции на рынке образовательных услуг важными аспектами оптимизации вузовской подготовки являются:

практико-ориентированная направленность образования, которая обеспечивается интеграцией учебной, научно-поисковой и производственной деятельности;

выпуск интегрального типа специалистов, в которой цели, содержание и результаты обучения формируются в комплексном виде с учетом изменений в профессиональной деятельности, подразумевающие не только квалификацию, но и личностные качества и компетентности.

Важным условием формирования профессиональной подготовки студентов является производственная практика. Назначение практики студентов заключается в подготовке к основным видам профессиональной деятельности, реализации приобретенных профессиональных знаний, навыков, умений и профессиональной адаптации, т.е. вхождения в профессию, освоения социальной роли, профессионального самоопределения, формирования позиций, интеграции личностных и профессиональных качеств.

Педагогическая практика - комплексный процесс, в котором студенты выполняют виды деятельности, определяемые их специализацией.

К.Д. Ушинский писал, что метод преподавания можно изучить из книги или со слов преподавателя, но приобрести навык в употреблении этого метода можно только длительной и долговременной практикой [5].

Ю.К. Бабанский в своей научной работе подчеркнул, что именно в процессе педагогической практики можно в полной мере осмыслить закономерности и принципы обу­чения и воспитания, овладеть профессиональными умениями и навыками, опытом практической деятельности [2].

В комплексе с учебными дисциплинами практическая деятельность студентов способствует определению направлений и перспектив профессионального роста в будущем, укреплению адекватной профессиональной самооценки, формированию личности будущего педагога, профессии.

На практике педагогическая деятельность студентов совершенствуется на основе содержательного фактического материала, познание и результативное освоение которого возможно только на основе живых впечатлений и наблюдений.

В педагогической практике студентов важными составляющими являются:

способность студента к изменениям своей социально-профессиональной активности, понимаемая как важнейшее качество личности, которое выражает ее творческое отношение к различным сторонам жизни, в том числе и к самому себе. В педагогической практике определятся, какова направленность этой активности в профессиональной сфере;

разносторонняя ориентация будущего учителя на все сферы педагогической деятельности: предметную, учебную деятельность обучающихся и ее методическую оснащенность, собственно воспитательное взаимодействие и его организацию, овладение методикой исследовательской работы;

формирование в условиях естественного педагогического процесса рефлексивной культуры, когда для учителя предметом его размышлений становятся средства и методы собственной педагогической деятельности, процессы выработки и принятия практических решений. Анализ собственной деятельности помогает практиканту осознать трудности, возникающие у него в работе, и найти грамотные пути их преодоления.

Указанные составляющие педагогической практики будущего учителя определяются следующими целевыми установками:

развитие профессиональной компетентности педагога, личностно-гуманистической ориентации, системного видения педагогической реальности;

В ходе педагогической практики у студентов вырабатываются основы анализа и оценки собственной педагогической деятельности. Педагогическая рефлексия развивается не только в работе с педагогическим дневником, но и в каждом занятии, в каждом общении с детьми. Студентам во время практики необходимо быть готовыми к реальной педагогической деятельности, где им придется выполнять все функции учителя. Показатели уровня знаний, умений, личностного развития и творческой активности обучающихся, теснейшим образом связаны с качеством образовательного процесса и являются более значимыми для определения эффективности качества образовательного процесса.

Одной из главных задач педагогической практики является изучение современного состояния учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях, т.е. мониторинга как постоянного наблюдения за каким- либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату.

Таким образом,мониторинг качества образовательного процесса - это наблюдение за состоянием его развития в целях оптимального выбора задач и методов образования.

Технологии мониторинга качества образовательного процесса включают в себя три основных этапа:

Для реализации мониторинга качества преподавания необходимы эффективные инструментальные средства сбора данных, отвечающие требованиям, предъявляемым к качеству измерений. Унифицированным средством экспертизы качества преподавания является анкета. Анкета качества учебного занятия должна моделировать основные признаки урока, лекции, семинара. Только обеспечив необходимое качество измерителя, можно производить оценки качества педагогической деятельности [4].

Анкета, разработанная А.И. Севруком и Е.А. Юниной весьма доступна и очень удобна в использовании, так как легко встраивается в существующую систему, дает возможность всесторонней диагностики и оценки деятельности учителя, что позволяет планировать оказание ему помощи по повышению профессионального мастерства. Анкета характеризуется оптимальным количеством пунктов, по которым вполне реально оценить качество проведенного урока. Конкретность формулировок пунктов анкеты позволяет использовать балльную систему оценки. Если каждый реализованный пункт анкеты оценивается одним баллом, то сумма баллов отражает интегральный рейтинг качества деятельности учителя на уроке. Все выделенные признаки анкеты характеризуют ее как объективное и эффективное средство оценки качества преподавания не только в общеобразовательной школе, но и в профессиональных образовательных учреждениях.

Для анализа качества занятий практикантов, было проведено анкетирование студентов по пунктам анкеты матрицы (таблица).

2006-2007 учебный год

2007-2008 учебный год

2009-2010 учебный год

2009-2011 учебный год

1. Цель эксперта

2. Уверенно владеет учебным материалом

3. Качественная речь

4. Ненасильственные приемы обучения

5. Устанавливает межпредметные связи

а) социальный опыт

б) раздаточные наглядные материалы

в) динамические дидактические материалы

7. Дает разноуровневые задания

а) инициативу и самостоятельность обучающихся

б) индивидуальные учебные достижения обучающихся

10. Реализует экзистенциальную направленность образования

11. Обращает внимание на качество речи обучаемых

12. Во время заканчивает урок, занятие

13. Использует приемы педагогических технологий:

а) дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения

б) проблемного обучения

в) диалогового обучения

г) рефлексивного обучения

д) коллективной мыслительной деятельности

е) здоровьесберегающие методики

В таблице показаны реализация пунктов анкеты качества урока практикантами и суммарное количество полученных баллов по учебным годам. Диаграмма построена на основе обобщенных данных анкетирования по 36 занятиям, проведенным студентами-практикантами в разных учебных группах и пока­зывает осредненные по всем наблюдениям данные о качестве образовательного процесса по учебным годам. Данные о качестве образовательного процесса по учебным годам решают задачи получения информации обратной связи (проблему контроля) и соотнесения реально полученных результатов образовательного процесса с планировавшимися результатами, с целями (проблему оценки). Чем больше пунктов реализовано, тем выше качество преподавания. По совокупности наблюдений производится оценка преподавания. Из таблицы видно, что сумма полученных баллов практикантами составляет в среднем половину от максимального количества, но затрагивает самые важные пункты анкеты. Это говорит о подготовленности студентов-практикантов к преподавательской деятельности.


Анализ результатов анкетирования показал, что практиканты умеют ставить цели развития личностных качеств обучающихся и реализовывать их средствами учебного предмета. Уверенно владеют учебным материалом. Практикантами использованы ненасильственные приёмы обучения, т.е. отсутствовали отрицательные реплики, не перебивали учащихся, не навязывали свою точку зрения, Широко использовали раздаточные наглядные статистические материалы и динамические дидактические материалы. Умело использовали интерактивную доску, качественные презентации и слайды. На всех занятиях эффективно использовали приемы диалогового обучения, проводились интересные дискуссии, в которых активно участвовали студенты. В конце каждого занятия проводились рефлексии практикантов и студентов.

В ходе анализа исследования мы выявили пригодность анкеты для наиболее важных обобщенных оценок качества педагогической деятельности.

Таким образом, педагогическая практика студентов является обязательной составляющей учебного процесса, во время которой происходят реализация усвоенных на лекциях и семинарах способов деятельности, образовательных технологий, воплощение в жизнь идеалов образования. Педагогическая практика своеобразная проверка правильности сделанного выбора, способностей, интересов, ценностей. Одновременно проверяются качества профессиональной подготовки студента на конкретном рабочем месте, в реальной ситуации. В ходе практики студентам предоставляется возможность реального педагогического взаимодействия с учащимися и освоения школьной действительности с позиций педагога.

В ходе проведения итоговой рефлексии по педагогической практике студенты отметили, что они:

овладели методами мониторинга в процессе изучения и анализа педагогического опыта и применения его в педагогической деятельности;

проявили творческое мышление, индивидуальный стиль профессиональной деятельности, исследовательский подход к ней;

Николаева А.Д., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск;

Аманбаева Л.И., д.п.н., профессор педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск;

Кирьякова А.В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой теории и методологии образования Оренбургского государственного университета, г. Оренбург.

3) проведение установочных и итоговых конференций для студен­тов, совещаний профессорско-преподавательского состава и сотрудников, отвечающих за организацию и проведение практик, заключение договоров с базовыми учреждениями, проведение координационных совещаний с их представителями, контроль прохождения практик студентами и т. п.

Важнейшим условием, обеспечивающим эффективное использо­вание учебного времени, отводимого на практику, является подготовка студента к данному виду деятельности в течение всего периода обуче­ния. Она должна проводиться в следующих направлениях:

- собственно профессиональное обучение, реализуемое через теоретические и практические курсы;

- профессиональное воспитание личности, которое выступает как специально организованный процесс приобщения студента к профессиональной деятельности и формирования у него профессионально важных качеств личности специалиста.

Первое направление, прежде всего, связано с усвоением студента­ми системы теоретических знаний. Такая подготовка осуществляется на лекционных и практических занятиях, которые могут проходить в виде семинаров, тренингов, иммитационно-ролевых и деловых игр.

На семинарах предполагается предварительная защита проектов деятельности, что помогает студенту совершенствовать свои методи­ческие умения и навыки. Проигрывание различных ситуаций, прове­дение фрагментов занятий, бесед, мероприятий по организации досуговой деятельности детей и т.д. Это способствует успешной практической деятельности, придает уверенность в собственных силах, позволяет заранее увидеть просчеты и ошибки в своих действиях. Кроме того, еще до выхода студентов на практику у них должны быть сформированы, по крайней мере, две группы умений, а именно:

- аналитические (способность выделять главное, ставить пробле­му выдвигать гипотезу, собирать нужную информацию, подбирать методы и способы решения проблемы, разрабатывать план действий, оценивать его результаты);

- коммуникативные (способность входить в контакт с человеком, поддерживать общение с ним, решать в общении конкретные задачи).

Аналитические умения вырабатываются у студента в результате наблюдения за действиями опытных педагогов, анализа собственной деятельности, совместного обсуждения проблем в ходе лекционных и семинарских занятий и т. д.

Коммуникативные умения реализуются через групповые и кол­лективные методы обучения: тренинги, моделирование ситуаций, иг­ровые модели, групповые дискуссии.

Второе направление - профессиональное воспитание. Этот про­цесс очень трудоемкий, занимает много времени и, в конечном счете, позволяет сформировать у студентов такие профессионально значимые личностные качества, как гуманность, альтруизм, эмпатия, чувство собственного достоинства, рефлексию, аутентичность и конгруэнт­ность. Для формирования таких качеств необходимо выстраивать в вузе гуманистические отношения, развивать стремление у студентов к взаимопомощи.

Подготовка студентов к практике предполагает:

1) разработку программы по каждому виду практики, форм и методов ее проведения; составление единого графика прохождения практик;

2) организацию учебной и учебно-методической работы (подготовка пакетов заданий и рекомендаций для студентов, обновление учебно-методических материалов и т. п.);

3) проведение установочных и итоговых конференций для студен­тов, совещаний профессорско-преподавательского состава и сотрудников, отвечающих за организацию и проведение практик, заключение договоров с базовыми учреждениями, проведение координационных совещаний с их представителями, контроль прохождения практик студентами и т. п.

Важнейшим условием, обеспечивающим эффективное использо­вание учебного времени, отводимого на практику, является подготовка студента к данному виду деятельности в течение всего периода обуче­ния. Она должна проводиться в следующих направлениях:




- собственно профессиональное обучение, реализуемое через теоретические и практические курсы;

- профессиональное воспитание личности, которое выступает как специально организованный процесс приобщения студента к профессиональной деятельности и формирования у него профессионально важных качеств личности специалиста.

Первое направление, прежде всего, связано с усвоением студента­ми системы теоретических знаний. Такая подготовка осуществляется на лекционных и практических занятиях, которые могут проходить в виде семинаров, тренингов, иммитационно-ролевых и деловых игр.

На семинарах предполагается предварительная защита проектов деятельности, что помогает студенту совершенствовать свои методи­ческие умения и навыки. Проигрывание различных ситуаций, прове­дение фрагментов занятий, бесед, мероприятий по организации досуговой деятельности детей и т.д. Это способствует успешной практической деятельности, придает уверенность в собственных силах, позволяет заранее увидеть просчеты и ошибки в своих действиях. Кроме того, еще до выхода студентов на практику у них должны быть сформированы, по крайней мере, две группы умений, а именно:

- аналитические (способность выделять главное, ставить пробле­му выдвигать гипотезу, собирать нужную информацию, подбирать методы и способы решения проблемы, разрабатывать план действий, оценивать его результаты);

- коммуникативные (способность входить в контакт с человеком, поддерживать общение с ним, решать в общении конкретные задачи).

Аналитические умения вырабатываются у студента в результате наблюдения за действиями опытных педагогов, анализа собственной деятельности, совместного обсуждения проблем в ходе лекционных и семинарских занятий и т. д.

Коммуникативные умения реализуются через групповые и кол­лективные методы обучения: тренинги, моделирование ситуаций, иг­ровые модели, групповые дискуссии.

Второе направление - профессиональное воспитание. Этот про­цесс очень трудоемкий, занимает много времени и, в конечном счете, позволяет сформировать у студентов такие профессионально значимые личностные качества, как гуманность, альтруизм, эмпатия, чувство собственного достоинства, рефлексию, аутентичность и конгруэнт­ность. Для формирования таких качеств необходимо выстраивать в вузе гуманистические отношения, развивать стремление у студентов к взаимопомощи.

Читайте также: