На что должны быть направлены усилия школы в воспитательной работе

Обновлено: 05.07.2024

Мероприятие, посвященное Международному женскому дню 8 марта

Неделя дорожной безопасности

Всемирный день поэзии. Конкурс чтецов

апрель

Экскурсия в музей. К Международному Дню Музеев

Современная работа по воспитанию школьников

Согласно Концепции духовно-нравственного развития личности, целью воспитания нового поколения должно быть содействие индивидуальному развитию ребенка, раскрытие его творческого потенциала, формирование гражданского самосознания, приобщение к духовной и нравственной культуре.

Ученик должен выступать активным участником воспитательного процесса. Именно на ученика необходимо ориентировать весь процесс воспитания, исходя из его личных потребностей. Современная воспитательная работа в школе должна основываться на диалоге и сотрудничестве, то есть должно осуществляться субъект - субъектное взаимодействие.

Педагоги школы должны следить за тем, чтобы вся воспитательная система учреждения выполняла определенные функции: развивающие, интегрирующие, регулирующие, защитные, компенсирующие, корректирующие. Система воспитания должна быть гуманистической.

В сегодняшнем неспокойном мире, где утрачены многие духовные и нравственные ценности роль школы становится особенно велика. Новое время и изменившиеся условия ставят новые задачи, требуют по-новому взглянуть на процесс воспитания в общеобразовательном учреждении.

Воспитательная работа в современной школе - сложный и многогранный процесс, осуществляемый при помощи разнообразных форм. Они весьма подвижны, динамичны.

Воспитание в школе – это взаимодействие и сотрудничество педагогов и школьников в сфере их совместного бытия; это – деятельность, органично включенная в целостную среду проживания детьми и подростками своей индивидуальной жизни среди других людей в определенном временном пространстве. Цель воспитания при этом ориентирована на развитие у личности рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизнедеятельности, окружающему социуму, природе, культуре. При этом важной воспитательной задачей становится формирование у учащихся ощущения времени, способов взаимодействия с прошлым и настоящим, прогнозирования будущего, что предполагает:

- связь воспитанников с прошлым, наличие у них культурной, исторической памяти;

- развитие у них устремленности в будущее, системного видения глобальных проблем, прогнозируемых всем ходом развития человечества и пути их разрешения;

- обеспечение полноценной жизнедеятельности в настоящем с учетом интересов индивидуальных особенностей, развитие способности адаптироваться к существующим условиям в органичных для себя индивидуальных формах.

Таким образом, в воспитательном процессе современной школы, педагогу необходимо одновременно обеспечить самореализацию, самоосуществление личности воспитанника и его социализацию, способствующих максимальному раскрытию индивидуального творческого потенциала.

Важнейшими требованиями к воспитательной деятельности педагога выступают диагностика интересов и потребностей ученика, индивидуальных особенностей его развития и создание с учетом этого необходимых условий для их реализации в социуме.

В Стратегии развития воспитания сформулированы основные подходы к развитию системы воспитания на всех ступенях образования в РТ, приоритеты в развитии дополнительного образования детей, детского движения.

В ходе реализации Стратегии в общеобразовательных организациях осуществляются следующие направления воспитательного процесса гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, художественно-эстетическое, физкультурно-оздоровительное, экологическое, трудовое воспитание, семейное воспитание.

Гражданско-патриотическое воспитание:

В целях создания условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества, для увеличения знаний детей об их конституционных правах и обязанностях и повышения способности ответственно их реализовывать, развития правовой и политической культуры детей с самого начала учебного года в образовательных организациях Вахитовского и Приволжского районов начинаются различные акции и проводятся единые уроки, месячники, конкурсы:

- единый урок парламентаризма;

- образовательные мероприятия в рамках Всероссийской Недели Сбережений;

- Единый урок прав человека;

- уроки налоговой грамотности;

- уроки финансовой грамотности;

- Парламентские уроки и конкурсы в рамках Парламентского урока;

Все эти мероприятия являются неотьемлимой частью воспитания учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству, стимулирования социализации юношества, понимания подростком важности добровольного гражданского участия в решении актуальных вопросов, п овышения интереса к изучению и сохранению объектов историко-культурного наследия, в оспитания у подрастающего поколения бережного отношения к объектам культурного наследия, развитие у подрастающего поколения уважения к символам государства.

Духовное и нравственное воспитание:

Физическое воспитание – это формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни; создание для детей условий для занятий физической культурой и спортом, для развивающего отдыха и оздоровления, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе, на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования; привитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактика наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек.

- месячник безопасности на водных объектах;

- городской конкурс проектов по здоровому образу жизни "Планета Молодых";

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:

Для реализации воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; формирования выполнения домашних обязанностей , потребности трудиться у детей умений и навыков самообслуживания, , добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение – внимание уделяется и трудовому воспитанию.

Экологическое воспитание:

В целях становления и развития у ребенка экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; формирования у детей экологической картины мира, развития у них стремления беречь и охранять природу; воспитания чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии уделяется особое внимание экологическому воспитанию и образованию.

- Всероссийский экологический конкурс юных исследователей окружающей среды;

- городской конкурс экологических агитбригад;

- Всероссийский экологический урок;

- на базах нескольких школ работают экологические центры.

Художественно-эстетическое воспитание:

Процесс гуманизации и гуманитаризации образования, возрастание роли духовного фактора в развитии личности выдвигает художественно-эстетическое воспитание на новые позиции в современном обществе. Художественно - эстетическое развитие дает способность воспринимать и оценивать мир с точки зрения гармонии, совершенства и красоты, оно является неотъемлемым составным элементом эстетической культуры личности.

Художественно-эстетическое воспитание играет важную роль в формировании характера и нравственных качеств, а также в развитии хорошего вкуса и в поведении. Под выражением "художественно-эстетическое воспитание" подразумевается воспитание чувства красоты, развитие способности воспринимать, чувствовать и понимать красоту в общественной жизни, природе и искусстве.

Задача художественно-эстетического воспитания в школе - сохранять, обогащать и развивать духовный потенциал каждого ребенка.

Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит её к полноценной познавательной и общественно трудовой деятельности.

В этом направлении непрерывно проводится районные, городские конкурсы, районные этапы республиканских конкурсов. Учреждения дополнительного образования в течение всего учебного года ведут целенаправленную работу по повышению эстетического уровня обучающихся.

Таким образом, все мероприятия являлись частью процесса создания личностно-ориентированной образовательной и воспитательной среды. Эта работа направлена на достижение воспитательных целей, на выполнение заявленных задач и на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в целом.

Никто не станет отрицать, что школа – это учреждение, где формируется будущая личность, а для этого одной учебной деятельности не достаточно, поэтому классным руководителем, учителями-предметниками, помимо учебной деятельности, ведётся активная воспитательная работа в школе по разным направлениям.

Каждый ученик самобытен и неповторим, у него своя система ценностей, свое отношение к миру. И чтобы это отношение правильно сформировать, необходима продуманная внеурочная деятельность. Она должна быть направлена на повышение нравственной, правовой, экологической, эстетической, социальной, физической культуры каждого ученика.

Во время внеурочных мероприятий школьники овладевают необходимыми навыками и умениями, развивают лучшие человеческие качества: доброту, отзывчивость, эмпатию и толерантность.

Цели и задачи воспитательной работы в школе

Исходя из вышеизложенного, следует подчеркнуть, что формирование гармонично развитой личности, способной творить и строить достойную жизнь в современных условиях - цель воспитательной работы школы .

Отсюда вытекают следующие задачи воспитания:

  • формирование активной жизненной позиции, развитие личностного потенциала каждого ученика;
  • укрепление физического здоровья каждого ребенка через занятия физической культурой и спортом;
  • вовлечение каждого школьника в систему дополнительного образования, развитие творческих способностей;
  • развитие самоуправления учащихся;
  • воспитание чувства патриотизма и любви к своей стране, ценностное отношение к культурному прошлому, уважение прав человека;
  • формирование культуры поведения и культуры общения.

Основные направления

1. Учебно-познавательное

  • интеллектуальное развитие школьника;
  • развитие духовных качеств;
  • развитие духовных потребностей.

2. Культурно-просветительское

  • формирование коллектива каждого класса;
  • воспитание любви к своей Родине;
  • раскрытие творческих потенциалов каждого ребенка;
  • раскрытие способностей к эмпатическому взаимодействию.

3. Нравственно-патриотическое

  • воспитание твердой патриотической позиции;
  • развитие интереса к явлениям общественной жизни.

4. Трудовое

  • формирование положительного отношения к труду.

5. Физкультурно-оздоровительное

  • формирование потребности в здоровом образе жизни.

План воспитательной работы в школе

Воспитательная работа в школе должна вестись по заранее составленному плану. Четкая, спланированная работа будет содействовать успеху воспитательной работы, при учете индивидуальных и возрастных особенностей. Составляя план, необходимо учитывать результаты воспитательной работы в школе за прошлые года, традиции школы, возможный воспитательный потенциал школы, интересы родителей.

Ниже представлен примерный план воспитательной работы в школе.

сентябрь

октябрь

Осенний бал для старшеклассников

ноябрь

Мероприятие к Всемирному дню детей

декабрь

Час общения к Всемирному дню борьбы со СПИДом

Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку

Выставка новогодних композиций

январь

Конкурс на лучшую снежную постройку

февраль

Мероприятие, посвященное Международному женскому дню 8 марта

Неделя дорожной безопасности

Всемирный день поэзии. Конкурс чтецов

апрель

Экскурсия в музей. К Международному Дню Музеев

Современная работа по воспитанию школьников

Согласно Концепции духовно-нравственного развития личности, целью воспитания нового поколения должно быть содействие индивидуальному развитию ребенка, раскрытие его творческого потенциала, формирование гражданского самосознания, приобщение к духовной и нравственной культуре.

Ученик должен выступать активным участником воспитательного процесса. Именно на ученика необходимо ориентировать весь процесс воспитания, исходя из его личных потребностей. Современная воспитательная работа в школе должна основываться на диалоге и сотрудничестве, то есть должно осуществляться субъект - субъектное взаимодействие.

Педагоги школы должны следить за тем, чтобы вся воспитательная система учреждения выполняла определенные функции: развивающие, интегрирующие, регулирующие, защитные, компенсирующие, корректирующие. Система воспитания должна быть гуманистической.

В сегодняшнем неспокойном мире, где утрачены многие духовные и нравственные ценности роль школы становится особенно велика. Новое время и изменившиеся условия ставят новые задачи, требуют по-новому взглянуть на процесс воспитания в общеобразовательном учреждении.

Новая программа воспитания: в чем суть

Владимир Круглов внес ощутимый вклад в разработку примерной программы воспитания для школ Института стратегии развития образования РАО. Эксперт рассказал, какие идеи и традиции легли в основу программы, и почему пора выбирать новые модели и практики воспитания.

Программа опирается на несколько позиций. Во-первых, это деятельный подход к воспитанию. Ведь качество результата зависит от прямого взаимодействия учителя с ребенком, когда они объединены процессом какой-то совместной деятельности, интересной и одному, и другому. Такое выстраивание отношений ведет к тому, что педагог становится для своего ученика значимой личностью.

Во-вторых, программа выстраивает позитивные взаимоотношения преподавателя и воспитанника. Смысл в том, чтобы педагог смог отказаться от авторитарности и категоричных методов воспитания. Субъект-объектный подход, поощрение или наказание — это, конечно, уже традиция. Но от нее стоит отказаться в пользу деятельностного метода — когда ученик и учитель объединены общим процессом.

Вообще, в проекте заложено большее количество методов, уже доказавших свою результативность на практике. Экспертная команда разработала не только примерную программу воспитания, но и ряд методических рекомендаций по написанию таких программ и по организации воспитательного процесса в школе в целом.

Крупным планом: переоценка воспитания по всей стране

К сожалению, даже в наше время качество воспитания все еще пытаются оценивать количественными показателями. Владимир Круглов прокомментировал:

Тут, по логике, возникает вопрос: а существуют ли какие-нибудь концепты воспитания, которые могут стать более продуктивными? Ответ: да. Если речь идет о деятельности, то определяющим становится не только вовлеченность ребят в процесс, но и их удовлетворенность.

Важно мониторить, насколько педагоги значимы в глазах ребят, является ли классный руководитель личностью, которой ребенок может доверять, приходя к нему со своими проблемами, нерешенными вопросами, или он, наоборот, старается минимизировать общение с преподавателем.

Советники по воспитанию: как организовано обучение

Объем этой комплексной и хорошо продуманной программы составляет 106 часов, форма обучения — очно-заочная. На очных занятиях слушателям предлагают познакомиться с основами организации коллективных творческих проектов. В качестве итоговой аттестации студенты предоставляют и впоследствии защищают план воспитательной работы в общеобразовательном учреждении.

Работа над проектом шла сразу в нескольких направлениях:

  1. Приоритеты развития воспитания, а также его нормативно-правовое регулирование.
  2. Создание условий для позитивного и безопасного пребывания в информационной и интернет-среде для детей.
  3. Деятельность детских общественных объединений.
  4. Методы формирования воспитывающей атмосферы и обеспечение полноценного взаимодействия детей.

Программу завершили уже 2190 человек — представители 10 пилотных регионов страны от 18 до 63 лет (средний возраст — 34 года). Среди них 80% составили специалисты, задействованные именно в педагогической сфере, то есть — преподаватели, воспитатели, вожатые, методисты.

Кроме того, с первого дня занятий от каждого участника организаторы получают обратную связь, что позволяет вносить необходимые коррективы в образовательный процесс и повышать качество получаемых результатов.
Альбина Мурашова рассказала:

Сегодня, рассказывает Роман Романов, из Ленинградской области от детей поступило 3 прекрасных идеи, нацеленные на будущее. Ребята не только вовлечены в мероприятия, но и сами предлагают план грядущей работы.

Новый цифровой сервис: двойная польза педагогам

При необходимости туда можно вносить изменения, отражать уникальность воспитательной среды учебного заведения, но структура документа уже будет выстроена так, как это предусмотрено примерной программой воспитания и другими нормативно-правовыми актами. А календарный план тематической работы позволит, с одной стороны, легко его построить, а с другой, — проконтролировать эффективность проводимых мероприятий. Фактически это инструмент для организации и управления процесса воспитательной деятельности.

Следующий шаг в развитии сервиса — наполнение информацией, которую добавят преподаватели, желающие поделиться своим опытом. Еще у каждого учителя появится возможность дополнить ресурс сценариями для актуальных школьных мероприятий, которые тоже внесут ощутимый вклад в воспитательную работу.

Юлия Захир пригласила педагогов протестировать новый цифровой сервис и поделиться своим мнением:

Читайте также: