Н а заболоцкий о красоте человеческих лиц план урока

Обновлено: 07.07.2024

Цель урока: в результате комплексного анализа текста лирического произведения выявить его основную идею, авторскую мысль.

Образовательные и развивающие:

-познакомиться с новым произведением, помочь выявить главную мысль;

-помочь обучающимся понять, что есть красота для Н.А. Заболоцкого.

-развивать умение анализировать, выделять главное, обосновывать свои суждения;

-развивать эстетический вкус обучающихся.

-через анализ стихотворения Н. А.Заболоцкого формировать понятие о нравственных ценностях, побуждать обучающихся к саморазвитию.

Оборудование: аппаратура для показа слайдов; у каждого ученика на столе текст стихотворения; портрет Н.А.Заболоцкого; толковые словари.

Образовательные технологии: личностно-ориентированная, проблемная, диалогового обучения, формы : коллективная, групповая;

Методы: частично-поисковые, исследовательские, проблемно-сообщающие, наблюдение, а также такие типы отношений, как субъект - субъектные.

Три добродетели украшают душу:

красота, мудрость и любовь.

Человек должен чтить и

стремиться постичь их.

Хорхе Анхель Ливрага

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

1.Беседа с обучающимися:

- Что, в вашем понимании, означает слово красота?

- Чем красив и богат человек?

- Прочитайте эпиграфы урока. Как вы понимаете слова Хорхе Анхель Ливрага?

- А о каких мирах говорит Н. А. Заболоцкий ? (внешнем, вокруг нас, и внутреннем, внутри нас). Мы произносим имя поэта Н.А.Заболоцкого и сразу же вспоминаем:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь.

а к самому себе. Или вот еще:

А если это так, то, что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

-Что есть красота?

2.Работа с толковыми словарями

-А теперь посмотрим, как толковые словари раскрывают эту субстанцию.

2. Работа над темой урока.

1. Задание на развитие смысловой догадки, умения прогнозировать.

-Прочитайте название стихотворения. Подумайте, о чём может говориться в стихотворении с таким названием? (Высказывания обучающихся)

- Чей прогноз оказался правильным?

3.Понятие темы и идеи стихотворения.

-Что такое тема произведения? Какова тема этого стихотворения? (Это рассказ о маленькой девочке, которая радуется с друзьями - мальчишками новому приобретению - велосипедам - и бегает за ними по двору).

-А что такое идея? (Это то, до чего надо додуматься; это секрет, который надо раскрыть; загадка, которую надо отгадать).

4. Первичный анализ текста. Вопросы по прочитанному:

- Какое впечатление оставило у вас содержание этого стихотворения?

- Какой внутренний мир у этой девочки?

- В чем же заключается счастье бытия, по мысли автора?

5. Работа с текстом (постановка проблемного вопроса):

- На сколько частей и визуально, зрительно, и по смыслу делится это стихотворение? (На две). Какой тип речи в каждой части?

- Какие? Почему вы сделали такой вывод? (В первой - радость, ликование, смех, счастье; во второй - рыдания, ужас, дурнушка, боль, тягость.)

-Мы видим, что может статься с девочкой в будущем. Чего так боится автор? (ответы учеников).

6. Подготовка к выразительному чтению стихотворения.

Работа в группах:

Первая группа готовит выразительное чтение первой части.

Вторая группа готовит выразительное чтение второй части.

Третья группа проводит лексическую работу со словами грация, мерцать.

А. Выразительное чтение 1 части текста обучающимися первой группы.

1.О чём рассказывается в 1 части?

2. Чем привлекает вас девочка? Какую роль в описании девочки играют слова “лягушонок”, “рубашонка”, “колечки”, “зубки”? Что в них общего? (выражают отношение автора, подчеркивают хрупкость, незащищенность девочки)

3. Какие выразительные средства использует автор для её описания?

A)напоминает лягушонка (метафора + сравнение = метафорическое сравнение)

Б) худая (рубашонка), (рот) длинен, (зубки) кривы, (черты) остры и некрасивы (эпитеты)

B)колечки (кудрей) - метафора.

4. Найдите сравнение. Какова его роль? (возникают ассоциации с героиней сказки “Лягушка-царевна”, Василисой Прекрасной, превращенной в безобразную лягушку. Может, и девочка тоже заколдованная принцесса, а лягушачья шкурка только оболочка?)

5. Как иллюстрация помогает вам лучше представить себе внешность девочки? Подберите к иллюстрации строчки из стихотворения.

6.Да, действительно, бедная девочка, неприглядная, некрасивая, даже мальчики не замечают её, не видят её радости, забыли про подругу. А автор? Он тоже относится к ней с некоей долей пренебрежения? Или нет?

Ответы учеников (нет).

8.Для описания девочки автор использует много слов с уменьшительно - ласкательными суффиксами, при этом показывая сочувственное к ней отношение.

Б. Выразительное чтение 2 части текста обучающимися второй группы.

Диспут: О чём рассуждает автор в этой части текста?

1. Что представляет собой последняя часть стихотворения? (размышления автора о судьбе девочки). Найдите повторяющиеся строки. В чем смысл повтора?

1. Что поймёт девочка, когда подрастёт?

2. Какое чувство испытает она?

3. Почему поэт надеется, что девочка преодолеет свою боль? Что значит “чистый пламень”, “переболит боль”, “перетопит камень”? Какой прием использует здесь автор? (метафора).

4. Что ей поможет в этом? (“младенческая грация души”). Как вы понимаете эти строки?

5. Что Н.А.Заболоцкий говорит о красоте человека?

6. О какой красоте говорит поэт?

7. Что такое внутренняя красота?Что вы по этому поводу думаете?

8. С чем её сравнивает поэт в стихотворении? Объясните, как вы это понимаете? Что выбирает автор? (второе, красоту человеческой души). Докажите.

В. Лексическая работа.

Грация (лат. gratia — красота, прелесть, изящество), особенно в движениях и позах.

Мерцать. Подберите синонимы к словам. Почему автор выбрал именно это слово?

(синонимы: мигать, сиять, сверкать, светиться)

7. Беседа с обучающимися .

- Почему такую красоту “обожествляют люди”? (это большая редкость, очень ценное качество).

- Сам поэт обладал этим и качествами. Современники отмечали в нем “величайшую терпимость к людям, сдержанность, деликатность, благородство, кристальную честность- то, что входит в понятие “грация души”. Его стихи очищают и согревают душу читателя).

- Согласны ли вы с мнением одного из современных критиков: “Красота – это огонь, который таится до поры до времени в некрасивой девочке. Но когда огонь проявится, внешность девочки преобразится. Она не будет казаться некрасивой…Красота там, где не огонь мерцает в сосуде, а мерцает и светится сам сосуд”?

8. Слово учителя.

Поэт считал, что красота человеческой души сотворена Богом, имеет бездонную глубину, свою реальность, свою прелесть, в которой отражается вся скорбь бытия.

Опишите красоту этой женщины.

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза — как два тумана,

Ее глаза — как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают

И приближается гроза,

Со дна души моей мерцают

Ее прекрасные глаза.

10. Домашнее задание.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Три добродетели украшают душу: красота, мудрость и любовь. Человек должен чтить и стремиться постичь их. Хорхе Анхель Ливрага Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил. Н. А. Заболоцкий

Описание девочки. Среди других играющих детей Она напоминает лягушонка. Заправлена в трусы худая рубашонка, Колечки рыжеватые кудрей Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы, Черты лица остры и некрасивы.

Выразительные средства: 1. Метафора + сравнение = метафорическое сравнение 2. Эпитеты 3. Метафора

Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: Лягуш – онк – а Рубаш – онк – а Колеч – к – и Зуб – к – и Дев – очк - а

Высокая (книжная) лексика: Ликует Охваченная Счастье бытия

Две смысловые части стихотворения: 1. Радость, ликование, смех, счастье. ______________________________ Рыдания, ужас, дурнушка, боль, тяжесть. 2. Типы речи: Повествование, описание _______________________________ Рассуждение ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ

Каким вопросом заканчивается стихотворение? А если так, то что есть красота И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?

Два образа (метафоры): – ёмкость для содержимого, внешняя оболочка. – наполнение, содержание, внутренний мир, душа Сосуд Огонь

вверх по лестнице жизни Выбери нравственные ценности и составь свою лестницу жизни. Благодарность Уважение Сострадание Толерантность Чуткость Способность сопереживать Милосердие

Наши итоги, выводы. На уроке я узнал(а), что… Я не согласен(на) с тем, что… Я понял(а), что… Я задумал(а)ся(сь) над… Я хочу, чтобы…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока. Стихотворение Н. А. Заболоцкого "Некрасивая девочка"

Урок посвящен проблеме выбора нравственных ценностей, нацеливает обучаещихся на саморазвитие. Учащиеся выполняют практическую работу и получают советы по самовоспитанию нравственных ценностей.

Презентация к уроку. Стихотворение Н. А. Заболоцкого "Некрасивая девочка"

В презентации к стихотворению Н.А. Заболоцкого "Некрасивая девочка" предлагается материал для практической работы по выработке нравстенных ценностей у учащихся.

Урок внеклассного чтения по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо".


Урок литературы в 5 классе по теме:"В. Ю. Драгунский. "Девочка на шаре"

Публикация представляет собой конспект урока литературы с применением Технологии индивидуализированного обучения (ТИО), разработанной Заслуженным учителем РФ Ю. А. Макаровым. Основное врем.


Методическая разработка урока технологии в 7 классе для девочек

Урок по теме "Уход за изделием" дает возможность учащимся получить знания о способах ухода за одеждой, получить практические навыки выведения пятен. На данном уроке учащиеся продолжают знакомятся проф.


урок по технологии в 5 классе (девочки) по теме "Бытовые электроприборы"

Технологическия карта урока в соответствии с ФГОС ООО.


Методическая разработка урока литературы "Пока сердца стучатся, помните!" (по рассказу Ю.Яковлева "Девочки с Васильевского острова")

Данная разработка содействует воспитанию чувства патриотизма, гордости за наш народ.

Урок по литературе в 11 классе. Поэзия Н. Заболоцкого.

Что же есть, по-вашему, человеческая красота?

…что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Жестокий враг Эллады, персидский царь Ксеркс, отправляется в поход на греков. На одной из дорог свирепый завоеватель встречает поразивший его платан. И что же? Царь одарил дерево за красоту золотым украшением.

Среди мифов Древней Греции есть миф о скульпторе Пигмалионе, ненавидевшем женщин. Однажды он сотворил из слоновой кости столь прекрасную статую женщины, что влюбился в неё как в живую. Боги сжалились над несчастным и оживили статую, подарив художнику подругу жизни. Красота победила ненависть.

- Нет ли в стихотворении строк, которые обратили на себя внимание, вызвали удивление?

(подобия жалких лачуг; где варится печень и мокнет сычуг)

- Обратимся к словарю урока:

Сычуг, печень-еда для бедных

Портал-часть архитектуры, главный вход большого здания

- Что же за лица здесь представлены? Нравятся ли они автору?

(1-2 строки -мания величия; как портал не составляет всего здания, но пышностью своей являет его значимость, так и лицо. Но великое только чудится, на самом деле этого нет.

3-4 строки -жалкое лицо, у автора симпатии не вызывает.

5-6 строка-надменность, замкнутость, высокомерие…и ещё лицо - башня-отчуждённость, отдалённость от людей.

Вторая половина стихотворения начинается с союза НО (стихотворение построено на антитезе)

- Отвергает ли антитеза первые четыре лица?

- А какие это лица?

- Что вносят они в жизнь?

- В стихотворении 12 строк-ровно половина-одно лицо - подлеца. Оно дано крупным планом.

- Насколько уместны используемые автором сравнения?

- А почему автор обращает внимание прежде всего на глаза. Говорит, что их нужно беречь( глаза - самая говорящая черта в лице человека. Посмотрев в глаза, мы можем многое сказать о человеке)

Опережающее задание: Весь день повторялись сложившиеся строки:

Любите живопись, поэты

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Эти строки или что-то другое толкнуло Н. Заболоцкого, несмотря на грозовые тучи, пойти в Третьяковскую галерею. Придя в галерею, поэт сразу же пошёл в зал, где висели портреты екатерининского времени.

Вот и Струйская. Она была, как всегда, ангельски мила и приветлива. Ему показалось, что портрет стал темнее, обволакивающий сумрак окутал всю фигуру. Подумалось: с годами тускнеют краски, картина за свою долгую жизнь, наверное, не раз подвергалась реставрации. Поэт приблизил глаза почти вплотную к полотну. Вот на шее следы трещин, искусно разглаженных рукой реставратора. Впервые он рассматривал портрет так кощунственно близко. Краски были наложены плотным слоем, и, казалось бы, без дополнительных оттенков как они могли передать живой трепет кожи? Гладкое лицо стало плоским, а румянец - неестественным. На веках он разглядел следы кисти художника - дугообразные мазки, как бы удлиняющие разрез глаз. И вдруг он отпрянул от полотна. Глаза! Они смотрели на него в упор, совершенно живые глаза! Поэт отошёл ещё на несколько шагов. Во взгляде Струйской была немая мольба. О чём? Она не отпускала его, она удерживала его живым взглядом. Поэт должен был понять её тоску.

Ты помнишь, как из тьмы былого

Едва закутана в атлас

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

Её глаза - как два тумана,

Её глаза - как два обмана,

Покрыты мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

Когда потёмки наступают

И приближается гроза,

Со дна души моей мерцают

Её прекрасные глаза.

Рокотов знал толк в красоте. Он писал многих известных красавиц своего времени. По рождению и по положению своему эти женщины относились к внешнему аристократическому кругу. Именно эту аристократическую утончённость, недоступность подчёркивал художник. Но замечали ли они, что на их высокомерно-надменных лицах лежит печать чего-то недоброго, зловещего? Совсем другой показалась художнику красота Струйской. Она несла в мир добро и любовь. Это притягивало к ней всех.

Учитель: Итак, что же притягивало в портрете Струйской (глаза). А что они несли с собой (мир, добро, любовь).

Учитель: Обратимся к вашим рисункам, которые вы подготовили к уроку. Что вас привлекает в этих лицах? Из каких они литературных произведений?

- С одинаковым ли настроением звучит всё стихотворение? (нет)

-Прочтите портрет девочки.

- Какое чувство вызывает это описание? (жалость, сострадание)

Автор внимательно и, казалось бы, беспощадно вглядывается в свою героиню, не находя в ней ничего привлекательного. Но настроение меняется.

- Прочитайте строки, в которых звучит иное чувство?(…чужая радость…)

- Так в чём же красота девочки, по мнению автора стихотворения? ( в поведении, в красоте души)

- Что, по мнению Заболоцкого, делает прекрасной некрасивую девочку?

Итак, мы подошли к ответам на проблемные вопросы урока. Над этими вопросами мучительно думали и великий Леонардо, и Моцарт, и Пушкин. А как вы ответите?

Каждое время, каждая эпоха рождает свой идеал поэзии и красоты. Но есть красота вечная,

непреходящая, нетленная. Это красота души. И хочется верить, что на вашем жизненном пути встретятся по-настоящему красивые люди.

Нажмите, чтобы узнать подробности

к уроку по творчеству Н.А. Заболоцкого

Стихотворение небольшое по объёму, но глубоко по смыслу. Пользуясь приёмом антитезы, Заболоцкий показывает два типа человеческих лиц.

Неуютно людям, когда рядом лица без глаз, когда от них веет равнодушием, отчужденностью, могильной сыростью.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка направлена на анализ стихотворения Н.А. Заболоцкого "Некрасивая девочка".

Методическая разработка урока литературы

на областной конкурс профессионального мастерства учителей

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ:

«КРАСОТА ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ.

Разработала: Кофанова В.Н.,

учитель русского языка и

1). Урок литературы на тему «Красота внешняя и внутренняя.

2). Проблемный урок.

4). Формируемые компетенции: коммуникативная (способность вступать в общение с целью быть понятым, умение выражать свои мысли, выступать перед аудиторией, умение вести дискуссию, аргументировать, доказывать) и читательская (умение не только воспроизводить текст, но и анализировать его содержание, понимать смысл).

5). Формы работы обучающихся: фронтальная (эвристическая беседа), индивидуальная, творческая, работа с использованием ЭОР.

Конспект занятия

Постановка учебной проблемы. Формулировка темы урока.

Учитель держит в руках две книги, которые абсолютно одинаковы по содержанию, но одна из них ярко оформлена, красочно иллюстрирована, а другая не имеет иллюстраций даже на обложке, и предлагает детям выбрать наиболее интересную из них для каждого, объяснив свой выбор. (Изначально большинство детей класса останавливает свой выбор на книге с иллюстрациями, но потом количество выборов между рассматриваемыми книгами уравнивается. Ребята обращают внимание на то, что книги одного и того же автора, одинаковы по содержанию, следовательно, их ценность абсолютно одинакова).

- Ребята, выберите книгу, которая, на ваш взгляд, наиболее интересна. Аргументируйте свой выбор.

- Да, иллюстрированная книга привлекает нас своей яркостью, располагает читателя к себе.

- Действительно, как вы только что заметили, вторая книга тоже принадлежит этому же автору, давайте внимательно изучим ее содержание… Оказывается, оно такое же как и у иллюстрированной книги.

- Что теперь мы можем сказать о привлекательности и ценности каждой из книг для читателя?

- Почему мы не смогли понять этого сразу? Почему мы не увидели, что книги абсолютно одинаковы по содержанию? Что отвлекло наше внимание? (Яркое оформление одной из книг).

- Ребята, а о чем мы сейчас рассуждали? (О внешнем оформлении книги и ее внутреннем содержании). Кто вспомнит поговорки на эту тему? (Встречают по одежке, а провожают по уму). О чем говорит народная мудрость?

Запись темы урока на доске и в тетрадях.

Выход к учебной проблеме. Работа с текстом.

1). Актуализация опорных знаний.

- Ребята, о что такое красота?

- Кто попробует дать определение этому понятию?

- Какая красота для человека важна больше?

- Да, это очень сложный, неоднозначный, философский вопрос. Существует огромное количество определений этого понятия, а мы с вами сегодня остановимся на понятии, которое дает толковый словарь С.И. Ожегова (Красота – все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение [3; 298].

- Прослушайте, пожалуйста, стихотворение, а к вопросу о важности красоты внешней и внутренней мы еще вернемся.

2). Первичное восприятие текста. Краткая биографическая справка. Выразительное чтение стихотворения Н.А. Заболоцкого учителем.

Среди других играющих детей

Она напоминает лягушонка.

Заправлена в трусы худая рубашонка,

Колечки рыжеватые кудрей

Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,

Черты лица остры и некрасивы.

Двум мальчуганам, сверстникам её,

Отцы купили по велосипеду.

Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,

Гоняют по двору, забывши про неё,

Она ж за ними бегает по следу.

Чужая радость так же, как своя,

Томит её и вон из сердца рвётся,

И девочка ликует и смеётся,

Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого

Ещё не знает это существо.

Ей всё на свете так безмерно ново,

Так живо всё, что для иных мертво!

И не хочу я думать, наблюдая,

Что будет день, когда она, рыдая,

Увидит с ужасом, что посреди подруг

Она всего лишь бедная дурнушка!

Мне верить хочется, что сердце не игрушка,

Сломать его едва ли можно вдруг!

Мне верить хочется, что чистый этот пламень,

Который в глубине её горит,

Всю боль свою один переболит

И перетопит самый тяжкий камень!

И пусть черты её нехороши

И нечем ей прельстить воображенье,-

Младенческая грация души

Уже сквозит в любом её движенье.

А если это так, то что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

- Ребята, о чем стихотворение?

- Какое впечатление на вас произвел текст?

3). Анализ стихотворения.

- Как вы воспринимаете название стихотворения? (Не такая уж девочка и некрасивая…) Почему оно звучит так резко и однозначно? В чем заключается противоречие, которое не позволяет нам дать однозначную характеристику девочке? (Она и красива, и некрасива одновременно).

- Какой девочку видит автор? Аргументируйте свой ответ, приведите примеры из текста. (Девочка чиста, прекрасна внутренне, ее мысли светлы. Она способна радоваться чужому счастью как своему).

- Почему же название стихотворения звучит так резко и однозначно? Что оно отражает? (Название передает мнение окружающих, которые по внешнему виду рассуждают о красоте девочки).

- Так ли важна внешняя красота для человека? Что говорит об этом Н.А. Заболоцкий? Приведите примеры из текста.

- Как автор относится к своей героине? Приведите примеры из текста.

- Почему Заболоцкий переживает за девочку?

- О чем поэт предлагает нам подумать после прочтения своего текста?

- Дает ли он однозначный ответ на поставленный вопрос?

- Верно, однозначного ответа на этот вопрос поэт не дает. Каждый из нас делает свой выбор.

- А какая красота важнее для вас и почему? Аргументируйте свой ответ.

- По какому принципу вы выбираете себе друзей?

- Кого вы можете назвать другом? (Единомышленника, человека разделяющего ваши взгляды и интересы, приятного и интересного в общении).

- Если вы попадете в трудную ситуацию, вам важна помощь человека или его внешний вид?

- Каждого ли человека можно назвать красивым?

- Каждый ли человек может стать красивым? (Внутренняя красота доступна каждому. Любой человек может стать красивее внутренне при желании, а внутренняя красота наполняет содержание человека, преображает его, делает богаче).

- Где же брать человеку подпитку для своего внутреннего содержания? Как развивать свою внутреннюю красоту? (Нужно обращаться к книгам. Книгам художественным и книгам духовного содержания. Они наполнят душу человека особым смыслом, дадут определенный опыт)

IV. Решение учебной проблемы. Установление связи изучаемого материала с практикой. Актуализация знаний.

Учитель предлагает проанализировать ряд высказываний преподобного Авмросия Оптинского о смысле жизни и высказывания поэтов и писателей о пользе книг, которые размещены на доске и плакатах, оформляющих кабинет.

Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, чуть одной точкой касается земли, а остальным стремится вверх; а мы, как заляжем, так и встать не можем. Преподобный Амвроий Оптинский [1;51]

Нужно жить, не тужить, никого не обижать, никому не досаждать, и всем моё почтение. Преподобный Амвроий Оптинский [1;52]

Смотри Мелитона, — говорил старец одной монахине, предостерегая ее от высокомерия, — держись тона; возьмешь высоко, будет нелегко, возьмешь низко, будет склизко; а ты, Мелитона, держись среднего тона. Преподобный Амвроий Оптинский [1;54]

Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить. Ф. Вольтер [2; 341]

Культура — это не количество прочитанных книг, а количество понятых. Фазиль Искандер [2;342]

Люди, которые читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор. Ф. Жанлис [2;341]

Чем больше читаешь, тем меньше подражаешь. Жюль Ренар [2;342]

Люди делятся на две категории: на тех, кто читает книги, и тех, кто слушает тех, кто читает. Вербер Бернард [2;341]

Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание. В. Даль [2;341]

Чтение для ума — то же, что физические упражнения для тела. Джозеф Аддисон [2;341]

Когда читаешь умные слова других, в голову приходят собственные умные мысли. М. Лашков [2;342]

Всё бледнеет перед книгами. Антон Чехов [2;342]

Читать всего совсем не нужно; нужно читать то, что отвечает на возникшие в душе вопросы. Лев Толстой [2;341]

1). Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки)

И вдруг проснулся (поморгать глазами).

Больше спать не захотел (руки поднять вверх, вдох, посмотреть на руки),

Встрепенулся, потянулся (руки согнуты в стороны, выдох),

Взвился вверх и улетел (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево).

2). Закрыть глаза, выполнить круговые движения глазными яблоками влево-вправо. Повторить 2-3 раза в каждую сторону. Поморгать глазами. Повторить 5-6 раз.

3). Попросить детей закрыть глаза.

- Ребята, не открывая глаз, посмотрите в окно, посмотрите на дверь. Представьте, что в кабинет влетела бабочка и летает под потолком. Последите за ней! А теперь она вылетела в окно! Откройте глаза! Поморгайте!

Творческое воспроизведение знаний. Выполнение индивидуальной работы.

Колокольный звон (слайд №1)

Над землей плывёт,

А в монастыре (слайд №2)

Братский хор поет:

Инок-канонарх (слайд №3)

Господи, помилуй. (слайд №4)

Господи, помилуй. (слайд №5)

Господи, помилуй. (слайд №6)

Господи, помилуй. (слайд №7)

- Господи, воззвах, - (слайд №8)

Канонарху хор (слайд №9)

Свечи, образа, (слайд №10)

Грустный глас шестый

Господи, помилуй. (слайд №11)

Господи, помилуй. (слайд №12)

Господи, помилуй. (слайд №13)

Господи, помилуй. (слайд №14)

Схимники в крестах, (слайд №15)

Бороды, как снег,

Странники стоят, (слайд №16)

Молится народ. (слайд №17)

Русь еще жива, (слайд №18)

Господи, помилуй. (слайд №19)

Господи, помилуй. (слайд №20)

Господи, помилуй. (слайд №21)

Господи, помилуй. (слайд №22)

Твой черед настал. (слайд №23)

Молодой звонарь, (слайд №24)

Пробуди простор, (слайд №25)

С музыкой такой (слайд №26)

Хоть иди на смерть!

Русь Святая, петь?

Господи, помилуй. (слайд №27)

Господи, помилуй. (слайд №28)

Господи, помилуй. (слайд №29)

Господи, помилуй. (слайд №30)

2). Словарная работа.

- Ребята, в прослушанном вами тексте встретились слова, значение которых необходимо уточнить…

Инок – православный монах [3; 243].

Канонарх – монах, читающий каноны (церковные уставы [3; 243]

Мантия – широкая и длинная одежда в виде плаща [3; 334]

3). Анализ текста.

- Ребята, о чем прослушанный вами текст? (О красоте мира, о восхищении человеком этим миром).

- Как соотносится содержание презентации с текстом песни? (И песня, и материалы презентации пронизаны любовью к красоте окружающего человека мира, учат нас видеть красоту в обычных вещах).

4). Выполнение творческой работы.

- Ребята, а теперь обратите внимание на заключительное четверостишье стихотворения Н.А. Заболоцкого, я предлагаю написать вам сочинение-рассуждение на тему:

«…что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Дописать творческую работу (сочинение-рассуждение).

Подведение итога урока.

Учитель предлагает детям прокомментировать свою работу на уроке и выставляет отметки.

(Я могу оценить свою работу на сегодняшнем уроке на__________, так как_______________________________________________________.

Сегодня мне особенно удалось______________________

Мне еще необходимо поработать над________________

Житие преподобного Амвросия Оптинского. – М.: Отчий дом, 2005.

Крылатые высказывания великих людей. – М.: Рольф; Айрис-пресс, 1999.

Читайте также: