Мышление как высшая форма познавательной деятельности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Мышление — это неразрывно связанный с речью процесс позна­вательной деятельности индивида, характеризующийся обобщен­ным и опосредствованным отражением действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.

В отличие от восприятия и ощущения, которые получают зна­ние о мире с помощью чувств, мышление является рациональ­ной формой познания реальности. Источником мыслительной деятельности является чувственное познание, но в процессе мышления, используя данные ощущений, восприятия и пред­ставлений, человек выходит за пределы чувственного познания. С помощью мышления человек познает такие явления внешнего мира, которые непосредственно вовсе не даны в восприятии: их нельзя видеть — о них можно только мыслить. Например, физи­ки изучают свойства элементарных частиц, которые невозможно увидеть даже с помощью микроскопа. Таким образом, мышле­ние начинается там, где оказывается недостаточным или бес­сильным чувственное познание. Для описания свойств мышле­ния обратимся к свойствам его основной единицы — понятия.

1. Всякое понятие есть обобщение того или иного класса объектов.

2. Для порождения понятия необходимы определенные средства: средства развитого мышления выходят за преде­лы восприятия и являются логическими формами адек­ватного рассуждения.

3. В содержании понятия отражаются не детально-конкрет­ные, но существенные, абстрактные свойства предметов и явлений, недоступные прямому чувственному наблюде­нию.

Понятие как элемент логической формы мышления тесно связано с другими двумя формами: суждением и умозаключением.

Суждение — это отражение связей между предметами и явле­ниями действительности или между их свойствами и признака­ми. Например, когда мы рассуждаем, что металлы расширяются при нафевании, мы тем самым устанавливаем связь между изме­нениями температуры и объемом металлов.

Умозаключение — это такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая его из содер­жания исходных суждений. В умозаключающей и рассуждающей работе мышления наиболее отчетливо проявляется его опосре­дованный характер. Формальная логика исследует готовые, уже возникшие мысли — понятия, суждения и т. д. — и устанавливает связи между ними.

Однако существует еще одна, не менее существенная сторона мышления, которая не исчерпывается логикой. Процесс мышле­ния включает в себя также анализ, синтез и обобщение, которые являются основными внутренними специфическими законо­мерностями мышления.

Анализ — это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т. д. Это расчленение познаваемого объекта на различные компоненты. В ходе анализа какого-то предмета те или иные его свойства, которые являются наиболее важными, значимыми и интересными, выходят на пер­вый план и являются наиболее сильными раздражителями, вы­зывая активный процесс возбуждения в коре головного мозга. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны. На начальных этапах ознакомления с окружающим миром различные объекты позна­ются путем сравнения. Синтез — это процесс сопоставления или соотнесения явлений или предметов друг с другом с целью ана­лиза этих явлений, предметов или событий: выделение в них об­щего и различного. Наряду с анализом и синтезом процесс мышления строится по принципу обобщения. Обобщение можно представить как процесс выделения сходства между предметами, выделения в этих предметах общего. Например, можно найти нечто сходное между самыми разнородными предметами и объ единить в один класс общности цвета: вишню, пион, кровь, сы­рое мясо, вареного рака и т. д. Обобщение часто основано на по­верхностном анализе чисто внешних свойств предмета. Для того чтобы расширить наши представления о предмете, необходимо вновь провести анализ, синтез и сделать более глубокий вывод или обобщение.

В за­висимости от направленности мышления выделяют виды:

1) практическое и теоретическое;

2) логическое и интуитивное;

3) аутистическое и мифологическое;

Развитое мышление представляет собой сложное единство логических и интуитивных компонентов, тесно взаимосвязан­ных между собой. В решении задач интуиция выступает как ком­понент генерирования гипотез и стратегий решений в виде комп­лексных ориентиров поиска, которые объединяют смысловые и логические признаки в нестандартных сочетаниях. Эти ориенти­ры поиска позволяют в ходе решения одновременно учитывать целый ряд признаков, каждого их которых недостаточно для пра­вильного решения. Таким образом, достигается интуитивная мо­дель, которая позволяет избежать последовательного перебора логически возможных вариантов.

— совершается в ходе практи­ческой деятельности и направ­лено на решение практических задач;

— начинается с возникновения проблемной ситуации, которую нужно решить;

— протекает в условиях дефи­цита времени, опасности или высокой ответственности за принимаемое решение;

— направлено на преобразова­ние реальной действительности

— направлено на познание и объяснение явлений действи­тельности;

— процесс мышления предпо­лагает создание гипотезы, но­вой идеи или образа, а также проверку гипотезы на соответ­ствие реальности

— процесс мышления неосозна­ваем и слит с самим действием;

— объектами мышления явля­ются объекты — оригиналы, с которыми взаимодействует человек;

— интуитивное мышление вы­полняет функцию получения нового знания

— при логическом мышлении происходит плавный логический переход от данного к новому;

— процесс мышления осознан, отделен от своего продукта, а способы действия выделены и превращены в операции, при­менимые ко многим подобным объектам;

— объектами логического мыш­ления выступают знаковые сис­темы;

— логическое мышление выпол­няет функцию трансляции (уже полученного знания) другому

Мифологическое мышление. Мифологическое мышление в боль­шинстве черт сходно с аутистическим. Мифологическое мышле­ние имеет социальный характер и основано на коллективных представлениях общества, а не отдельного индивида. Этот тип мышления предполагает определенные действия (мистерии, заклинания, ритуалы и др.) и, так же как и аутистическое, имеет пониженную чувствительность к критике.

Аутистическое и мифологическое мышление не отвечают тре­бованиям логики и критериям научного знания и основываются на отходе от имеющегося опыта. Эти типы мышления не проти­вопоставляются научному, а рассматриваются как иные, само­стоятельные формы познания, не прекращающие своего суще­ствования с развитием науки.

Творческое мышление. Одним из первых исследователей этого типа мышления был психолог М. Вертгеймер. Согласно Вертгей-меру процесс решения задачи в результате простого припомина­ния и механического повторения не является разумным мышле­нием. Он связывает творческое мышление с двумя факторами: адаптивностью и структурностью.

Адаптивность означает, что творческие процессы направле­ны на улучшение ситуации; структурность — такое свойство творческого мышления, когда в процессе решения проблемной ситуации происходит ее анализ, с последующим изменением функциональных значений отдельных элементов ситуации в рамках целостной структуры.

Вертгеймер первым обратил внимание на то, что задания, ко­торые стимулируют творческое мышление, должны быть нети­пичными, необычными для человека. Человек, который решает творческую проблему, должен взглянуть на ситуацию по-ново­му, стараясь использовать скрытые свойства объектов и непри­вычные их связи.

1) способность к генерации идей. Критерием выступает ко­личество и качество выдвинутых идей;

2) умение проанализировать и доработать уже выдвинутые идеи. Человек должен найти способы усиления положи­тельных эффектов и минимизации отрицательных;

3) умение сравнить возможные альтернативные идеи с точ­ки зрения их практической ценности. В подобных зада­ниях необходимо ранжировать имеющиеся факторы по степени важности, т. е. приписать самой лучшей идее порядковый номер один, идее менее вероятной — номер два и т. д.

Научить мыслить творчески можно любого умственно нор­мального человека. Для этого необходимо развить соответствую­щие способности, участвующие в процессе творческого мышле­ния и преодолеть внутренние барьеры к творчеству.


Ключевые слова: мышление, творческое мышление, психология, познавательный процесс, психический процесс.

Информация, полученная человеком из окружающего мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени устремляться мыслью в необозримые дали и микромир. Все это возможно благодаря процессу мышления [4, с. 22].

Одним из ведущих процессов является мышление. Оно есть процесс не только обобщенного, но и опосредованного познания, т. е. в процессе мышления используются дополнительные, опосредующие его орудия. Для того чтобы осознать, что железо тверже дерева, необходимо сравнить их между собой. Точно так же, глядя на воду и на деревянный брусок, мы можем сказать, что из них тяжелее. Для этого нам надо бросить брусок в воду и посмотреть, утонет он или поплывет, т. е. мы определяем тяжесть дерева посредством его сравнения с водой, опосредованно. Его твердость проверяется посредством железного топора, который рубит дерево, в то время как стекло разбивается при соприкосновении с ним. Это дает нам понимание того, что стекло более хрупко, а железо более твердо, чем твердо.

Из этого примера, кроме того, видно, что первые орудия труда (топор, нож, плуг и т. д.) были в то же время первыми орудиями мышления, так как при их помощи устанавливались и проверялись отношения между предметами. Эти орудия являлись первой абстракцией, так как в утверждении, что, например, топор можно делать из железа или стали, но не из стекла или глины, уже содержится обобщенный результат мышления, абстрагированный от непосредственного опыта, полученного кем-то. Данный опыт передается следующим поколениями и виде орудий, и в виде слов, которые составляют содержание сознания и отдельного человека, и культуры данного общества. Именно образцы поведения в разных ситуациях, трудовая деятельность, нормы общения, герои художественных произведений подтверждают индивидуальные обобщения и служат тем надличностным опытом, который, как и логика, помогает в различных видах мышления объективировать индивидуальный опыт [1, с. 56].

Мы называем человека разумным животным, и представители традиционного интеллектуализма всегда с особенным упорствомподчеркивали тот факт, что животные совершенно лишены разума. Тем не менее вовсе не так легко определить, что такое разум и чем отличается своеобразный умственный процесс, называемый мышлением, от ряда мыслей, который может вести к таким же результатам, что и мышление.

Во всех этих случаях наши умственные процессы могут быть вполне разумны, но все же они не представляют здесь мышления в строгом смысле слова. В мышлении, хотя выводы могут быть конкретными, они не вызываются непосредственно другими конкретными образами, как это бывает при цепи мыслей, связанных простыми ассоциациями. Эти конкретные выводы связаны с предшествующими конкретными образами при посредстве промежуточных ступеней, общих, отвлеченных признаков, отчетливо выделяемых нами из опыта и подвергаемых особому анализу.

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека (в своих низших формах оно имеется и у животных) также можно понимать, как творческое преобразование имеющихся представлений.

Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно всегда связано с наличием проблемной ситуации и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственного данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не тольво в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которы, чаще всего, непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.

На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.

Мышление — это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие — обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.

Мышление — это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека (в своих низших формах оно имеется и у животных) также можно понимать, как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. Отличие мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых находится человек. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности. Мышление — это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера [3, с. 211].

Всякий мыслительный процесс является по своему внутреннему строению действием или актом деятельности, направленным на решение определенной задачи. Задача эта заключает в себе цель для мыслительной деятельности индивида. Мыслительный акт субъекта исходит из тех или иных мотивов. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация, т. е. ситуация для которой нет готовых средств решения. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия.

Таким образом, мышление является высшим познавательным процессом, который представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности.

Основные термины (генерируются автоматически): мышление, высший познавательный процесс, мышление человека, образ, процесс, процесс мышления, связь, творческое отражение, мыслительный процесс, особый род.

На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Мышление как высшая форма познавательной деятельности

Мышление как высшая форма познавательной деятельности
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

1. Понятие о мышлении.
2. Операции мышления.
3. Формы мышления.
4. Решение мыслительных задач.
5. Виды мышления.
6. Индивидуальные особенности мышления.


1. Понятие о мышлении


Ощущения и восприятие дают нам знания об отдельных свойствах предметов и явлений реального мира, но этих знаний не хватает для предвидения последствий тех или иных явлений, событий, своих действий. Для составления прогноза нужно обобщить единичные предметы и явления и, исходя из этих обобщений, сделать вывод относительно других единичных предметов и явлений подобного рода. Этот переход от единичного к общему и обратно осуществляется благодаря особому психическому процессу - мышлению, суть которого заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности. В процессе мышления, используя данные ощущений, восприятия и представлений, человек начинает познавать такие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно не даны в восприятии и поэтому не наблюдаются (например, физики изучают свойства элементарных частиц, которые не видны даже под микроскопом). В реальной познавательной деятельности каждого человека чувственное познание и мышление непрерывно переходят одно в другое и взаимно обуславливают друг друга. Кроме того, мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических характеристик и признаков:
1) оно является обобщенным отражением действительности, поскольку направлено на отражение общего в предметах и явлениях реального мира и применение этих обобщений к единичному;
2) мышление - это опосредованное познание объективной реальности, заключающееся в том, что человек способен выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа косвенной информации (например, используя термометр для того, чтобы узнать, какая сегодня погода). Благодаря мышлению можно познать то, что вообще недоступно восприятию и представлению;
3) мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности, причем решение проблемы достигается с помощью определенных умственных операций, направленных на преобразование имеющейся информации;
4) мышление неразрывно связано с речью: мысли всегда облекаются в речевую форму. Так, специальные приборы регистрации мышечных сокращений отмечают во время протекания у человека мыслительного процесса наличие незаметных для самого человека движений голосового аппарата. Доказательством служит также и тот факт, что взрослые и дети гораздо лучше решают задачи, если формулируют их вслух.
Таким образом, мышление является наиболее обобщенной и опосредованной формой психического отражения, устанавливающей связи и отношения между познаваемыми объектами, это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поиска и открытия существенного нового.


2. Операции мышления


3. Формы мышления


4. Решение мыслительных задач


5. Виды мышления


В психологии сложилось несколько подходов к проблеме классификации видов мышления, использующих критерии формы и степени обобщенности (наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактно-логическое), характера решаемых задач (теоретическое и практическое), развернутости (дискурсивное и интуитивное), степени новизны и оригинальности (репродуктивное и творческое).
Наглядно-действенное мышление (конкретно-действенное) - это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Этот вид мышления наиболее характерен для детей в возрасте до трех лет: ребенок анализирует и синтезирует познаваемые объекты по мере того как руками, практически разъединяет, разбирает и вновь объединяет, связывает, соотносит друг с другом те или иные предметы, воспринимаемые в данной момент, а также широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта (конструктор, инженер, испытатель и др.).
Наглядно-образное мышление - это вид мышления, необходимо опирающийся на образы восприятия и представлений. Оно связано с оперированием образами: в ходе решения мыслительной задачи соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования возможно нахождение ее решения.
В простейшей форме наглядно-образное мышление проявляется у дошкольников в возрасте 4-7 лет. Связь мышления с практическими действиями хотя и сохраняется, но ребенку уже необязательно трогать руками предмет, его заинтересовавший. Нет необходимости практически манипулировать объектом, однако необходимо его воспринимать или наглядно представлять, поскольку дошкольник мыслит только наглядными образами и еще не владеет понятиями в строгом смысле этого слова. Наглядно-образное мышление непосредственно и полностью подчинено восприятию, поэтому детям тяжело отвлечься от наиболее бросающихся в глаза свойств предметов. Взрослые также используют наглядно-образное мышление, например, приступая к ремонту квартиры. Чаще всего такой вид мышления преобладает у людей, деятельность которых связана с каким-либо видом творчества (писатели, художники и др.).
Абстрактно-логическое мышление (понятийное, теоретическое, словесно-логическое) - это вид мышления в форме абстрактных понятий, осуществляемого с помощью логических операций. Оно функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. Использование понятий и логических конструкций позволяет человеку устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие природных и общественных процессов, обобщать различный наглядный материал.
Следует отметить, что развитие абстрактно-логического мышления в школьном возрасте в процессе усвоения системы понятий не означает, что наглядно-действенное и наглядно-образное мышление больше не развивается или вообще исчезает. Все эти виды мышления тесно связаны, дополняют друг друга и обеспечивают глубокое и разностороннее отражение действительности: абстрактно-логическое мышление дает наиболее точное и обобщенное отражение действительности, но это отражение абстрактно, а наглядно-образное мышление позволяет получить конкретное субъективное отражение окружающей нас действительности. Таким образом, наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактно логическое мышление продолжают изменяться и совершенствоваться на протяжении всей жизни человека.
Теоретическое мышление раскрывает связи и отношения между понятиями и выражает эти связи в суждениях. Практическое мышление направлено на создание реальных предметов, поиск возможностей изменения действительности. Некоторыми психологами выделяется дополнительно оперативное мышление, которое перерабатывает текущую информацию, обеспечивает планирование, контроль и регулирование деятельности.
Дискурсивное мышление характеризуется поэтапным развертыванием мыслительных процессов. Следует отметить, что человек не всегда может выделить этапы, которые мысль последовательно проходила в ходе решения задачи. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью. Создается впечатление, что решение приходит внезапно как озарение. Мыслительные операции в данном случае носят свернутый, сокращенный характер.
Репродуктивное мышление представляет собой применение готовых знаний и умений. В тех же случаях, когда в процессе применения знаний осуществляется их проверка, выявление дефектов, говорят о критическом мышлении. Творческое мышление направлено на создание новых идей или усовершенствование решения той или иной задачи. Препятствовать развитию творческого мышления может излишняя критичность, желание найти ответ немедленно, ригидность (стремление пользоваться старыми знаниями) и конформизм (боязнь выделиться и насмешить). Проявлению творческих способностей нередко мешает завышенная оценка значимости своих собственных идей. Иногда то, что мы сами придумали, нравится нам больше идей других людей.
Одним из первых, кто предпринял попытку дать ответ на вопрос о том, что такое творческое мышление, был Дж. Гилфорд. В работах, посвященных креативности (творческому мышлению), он изложил свою концепцию, согласно которой уровень развития креативности определяется доминированием в мышлении четырех особенностей:
1) оригинальность и необычность высказанных идей, стремление к интеллектуальной новизне;
2) семантическая гибкость, то есть способность видеть объект под новым углом зрения, способность обнаружить возможность нового использования данного объекта;
3) образная адаптивная гибкость, то есть способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые стороны;
4) семантическая спонтанная гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит предпосылок к формированию новых идей.
В ряде исследований было установлено, что эффективность в решении мыслительных задач достигается при наличии соответствующей мотивации и определенного уровня эмоционального возбуждения. Причем этот уровень для каждого человека сугубо индивидуален. В ходе исследования творческого мышления было выявлено также, что частые неудачи при решении мыслительных задач приводят к тому, что человек начинает бояться встречи с каждой новой задачей. Следовательно, для проявления интеллектуальных способностей людей необходимы чувство успеха, ощущение правильности выполнения той или иной задачи, вера в свои силы.


6. Индивидуальные особенности мышления


Вопросы для самопроверки
1. Назовите основные характеристики мышления. Что вы знаете об ассоциативном течении интеллектуальных процессов?
2. Охарактеризуйте основные виды мышления. Какова роль образного мышления в решении инженерных задач?
3. Назовите формы мышления. Расскажите об общих и единичных понятиях, об умозаключении как высшей форме мышления.
4. Дайте характеристику операциям мышления.
5. Приведите примеры проявления индивидуальных особенностей мышления в жизненных и профессиональных ситуациях.

Мышление- это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового.

Главными особенностями протекания процесса мышления являются:

Обобщенное и опосредованное отражение действительности.

Связь с практической деятельностью.

Неразрывная связь с речью.

Наличие проблемной ситуации и отсутствие готового ответа.

10 Теория мышления

11. Виды мышления

В зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимает слово, образ и действие, как они соотносятся между собой, выделяют три вида мышления: конкретно-действенное или практическое, конкретно-образное и абстрактное. Эти виды мышления выделяются еще и на основании особенностей задач – практических и теоретических.

В психологии различают в основном три вида мышления: наглядно-действенное (конкретно-наглядное), образное и абстрактно-логическое (теоретическое). Два первых вида объединяют названием практического мышления.

Наглядно-действенное мышление реализуется преимущественно во внешних действиях, а не в словесных формах, которые вплетаются в него лишь в качестве отдельных элементов. Наглядно-действенное мышление, как правило, приковано к конкретной ситуации и в значительной степени опирается на деятельность первой сигнальной системы, хотя его связь со второй сигнальной системой несомненна. Однако ее сигналы - слова - здесь лишь констатируют, а не планируют. Наглядно-действенное мышление, представляя собой и филогенетически, и онтогенетически начальный этап логического мышления, предполагает дальнейшее развитие и переход к мышлению образному.

Зачатки наглядно-действенного (и образного) мышления свойственны и высшим животным.

Вот пример наглядно-действенного мышления, взятый из опытов с обезьянами. Эксперимент состоит из двух этапов. Сначала на некотором расстоянии от обезьяны кладут фрукты и между животным и фруктами разводят огонь. Взять лакомство, не потушив огня, невозможно. Рядом с обезьяной ставят пустое ведро, сбоку находится сосуд с водой, причем обезьяна из прошлого опыта знает, что, отвернув кран, она сможет получить воду. Неоднократно воспроизведенная обстановка опыта приучает обезьяну пользоваться ведром и водой для гашения огня. Затем появляется возможность достать, наконец, приманку. Обстановка второго этапа эксперимента: между животным и фруктами разводят огонь, ведро стоит на прежнем месте, воды в банке нет, но опыт проводят на небольшой площадке, со всех сторон окруженной водой. Обезьянка неоднократно выполняет серию описанных выше действий, бегает по острову с пустым ведром, приходит в состояние возбуждения и т.п., но по причине невозможности мыслить отвлеченно не "догадывается" зачерпнуть воду из бассейна.

Образное мышление - это "мышление через представление". При этой форме у человека (обычно это дети младшего школьного возраста) в уме выстроен ряд образов - последовательных этапов предстоящей деятельности. План решения мыслительной задачи выработан заранее, известно, как приступать к работе, что делать в дальнейшем. В построении плана решения задачи обязательно участвует и логика, хотя еще и не достигшая совершенства. Образное мышление имеет непосредственную связь с речью, причем ее грамматические формы выполняют планирующую родь.

Абстршатю-логтескм мышление оперирует с понятиями, суждениями, символическими и иными отвлеченными категориями. Значение понятий особенно четко проступает на примере мышления глухонемых. В настоящее время экспериментально установдено, что глухонемые от рождения обычно не поднимаются до уровня понятийного мышления. Они ограничиваются отражением преимущественно наглядно данных признаков, т.е. пользуются средствами наглядно-действенного мышления. Лишь при условии овладения речью, т.е. с того времени, когда возникают понятия и у глухонемых появляется возможность ими оперировать, их мышление становится понятийным - абстрактно-логическим.

Абстрактно-логическое мышление является наиболее глубоким и эффективным, но предполагает наличие достаточных знаний и навыков. Абстрактно-логическое мышление свойственно взрослому человеку и имеет в основе деятельность второй сигнальной системы.

Характеризуя отдельные виды и весь процесс мышления человека в целом, следует подчеркнуть, что если наиболее простая форма - наглядно-действенное мышление - уступает в дальнейшем место образному, а оно в свою очередь - абстрактно-логическому, то каждый? из этих трех видов принципиально отличается от других и характеризуется своими собственными особенностями. Все три вида связаны генетически и с диалектической точки зрения представляют собой степени перехода количества в новое качество. Однажды возникнув, новое качество, однако, не только не исключает свойств предыдущего вида мышления, но, наоборот, предполагает их использование, хотя и в виде подсобного, подчиненного средства.

Работа хирурга стала бы, вероятно, невозможной, не обладай он способностью наглядно-действенного, а в равной степени и образного мышления. Только совместная работа всех видов мышления приведет к действительному познанию целей и задач оперативного вмешательства. Четко представляя себе взаиморасположение органов и возможные патологические изменения в определенном месте, хирург намечает план предстоящей работы, руководствуясь при этом своими знаниями и опытом прошлой оперативной деятельности. Мысленно проследив пути подхода к пораженному органу и подвергнув анализу возможные препятствия и вероятные осложнения, в чем ему помогает память, в которой всплывают некоторые ситуации из прошлого, т.е. активно использовав возможности всех видов мышления, хирург наконец приступает к выполнению операции. В ходе операции различные виды мышления переплетаются еще более тесно, взаимно друг друга обусловливая, причем вопросы практического порядка, возникающие во время операции, иногда носят столь сложный характер, что далеко превосходят по своей важности и удельному весу многие конкретные теоретические задачи, стоящие перед хирургом.

Таким образом, успешные результаты нашей практической деятельности, в частности работы хирурга, возможны лишь при участии всех трех видов мышления и при условии достаточно развитых практических навыков. Другими словами, содержание, характер и успех выполнения мыслительной, а следовательно, и практической задачи зависят от уровня развития человека, степени его практической подготовки и характера течения процессов мышления. Все это находит свое конкретное выражение в различных соотношениях ощущений, восприятий, представлений, понятий и слов, внешних и внутренних действий, имеющих место в ходе решения поставленной задачи.

Индивидуальные особенности мышления проявляются в качествах ума: самостоятельности, доказательности, глубине, гибкости, пытливости, быстроте, творчестве.

В связи со сказанным надо коротко коснуться понятия интуиции, которая со времен Платона рассматривалась как внезапное открытие, озарение, свойственное лишь небольшому числу "избранных". Интуиция трактовалась в виде особого дара предчувствия, предугадывания, "вне-чувственного познания", некой мистической творческой активности (А. Бергсон). Возникшее впоследствии крайнее направление этой теории - интуитивизм - категорически отрицало какую-либо роль практики в творческой деятельности человека. Предполагалось, что природа созидательных действий, изобретений и иных актов человеческого творчества находится за границами познания. И там, где возникает стремление вникнуть в процесс творчества, творчество автоматически прекращается.

С подобными рассуждениями на страницах печати можно встретиться до сих пор. Теоретики интуитивизма, ложно истолковывая законы физиологии и психологии, тем самым грешат не только против науки, но и против практики, которая каждый день, каждый час предлагает нам примеры, позволяющие наглядно убедиться в противоположном.

Интуиция - результат наиболее благополучного, оптимального сочетания факторов и обстоятельств, которые так или иначе способствуют мыслительному процессу. К.К. Платонов, изучавший этот вопрос, считает, что интуиция - это обобщение сознанием ряда мелких, порознь трудно учитываемых фактов, делающееся на основе большого опыта в данной области. По мнению Б.М. Теплова, к сказанному следует прибавить исключительную скорость мысли при интуиции. В результате - "открытие и озарение" - почти мгновенные умозаключения, тонкие и глубокие по содержанию.

12.Операции мышления ОПЕРАЦИИ МЫШЛЕНИЯ - умственные действия над воспринимаемыми предметами, знаниями, образами, переживаниями. Важнейшими операциями мышления являются: анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение, конкретизация, классификация и систематизация. Анализ— мысленное расчленение предмета, явления. Синтез - объединение частей, элементов в единое целое. Анализ и синтез — важнейшие мыслительные операции. Анализ дает знаниеотдельных элементов предмета, явления, а синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта, явления в целом. Сравнение — установление сходства и различия между объектами. Абстракция — отвлечение от каких-либо признаков явления, предмета. Благодаря абстракции возможно выделение существенных свойств и признаков предметов, явлений. При помощи абстрагирования создаются понятия о длине, высоте, объеме, человеке, природе и т. д. Абстракция лежит в основе обобщения-объединения ряда предметов или явлений по какому-то общему признаку.

Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. Соответственно, в структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. Сравнение вскрывает тождество и различие вещей. Результатом сравнения, кроме того, может стать классификация. Нередко она выступает как первичная форма теоретического и практического познания.

Более глубокое проникновение в суть вещей требует раскрытия их внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Оно выполняется при помощи анализа и синтеза. Анализ – это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Синтез есть построение целого из аналитически заданных частей.

Абстракция – это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Абстрагирование выполняется для более тщательного их изучения и, как правило, на основе предварительно произведенного анализа и синтеза. Результатом всех этих операций нередко выступает формирование понятий.

Абстрагированными могут стать не только свойства, но и действия, в частности способы решения задач. Их использование и перенос в другие условия возможны лишь тогда, когда выделенный способ решения осознан и осмыслен безотносительно к конкретной задаче.

Обобщение выступает как соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения.

Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению. Она проявляется, например, в том, что из общего определения – понятия – выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.

Читайте также: