Мы встречались с тобой на закате блок анализ кратко

Обновлено: 11.05.2024

В 1898 году молодой А. Блок после долгого отсутствия приезжает в имение Шахматово, где он встречает и влюбляется без оглядки в Любовь Менделееву, знакомую поэту с детства. Молодой человек предпринимает все усилия, чтобы видеться с барышней как можно чаще, но долгое время не смеет признаться ей в своих чувствах. Опьяненный первой любовью, А. Блок не замечает холодности Менделеевой, и по неопытности списывает все на молодость девушки.

В данном произведении писатель раскрывает тему умирающей любви к женщине. Продолжая традиции символизма и двоемирия в своем творчестве, Блок, тем не менее, добавляет в него больше картин реального, земного мира, что делает стихотворение более предметным и понятны читателю.

Композиция стихотворения довольно простая, оно состоит из двух частей, создающих противопоставление. Первая часть состоит из первых трех строф и уносит лирического героя в воспоминания о счастливых днях, проведенных вместе с возлюбленной. Последняя строфа составляет вторую часть стихотворения, которая описывает нынешнее душевное состояние лирического героя, сожаление об ушедшем счастье, прощание с любовью.

Трехстопный анапест с перекрестной рифмой придает стихотворению текучесть, плавность и музыкальность, как будто волны тихо бьются о берег.

Несмотря на отступление от традиционных символов, все-таки произведение написано в соответствии с принципами Блока: отсутствие ярких цветов, размытых туманным вечером, противопоставление мира реального миру мечте.

В первом же стихе мы встречаем непривычные образы и символы для раннего творчества Блока.

Меняется и образ Прекрасной Дамы, которая в этом стихотворении обретает более определенные очертания, облик становится более приземленным и даже несколько бытовым.

В первой строфе мы все так же встречаем белый цвет, символизирующий чистоту, непорочность образа женщины. Но девственная чистота уже спорит с реальной действительностью, нарушает привычное поклонение поэта Вечной Женственности:

Я любил твое белое платье,

Утонченность мечты разлюбив.

На некоторое время лирический герой возвращается в мир земной и готов даже изменить утонченности мечты ради любви к белому платью.

Приближений, сближений, сгораний —

Не приемлет лазурная тишь…

Вечерним туманом все больше затягивает воспоминания лирического героя, снова и снова возвращая его в действительность, наполняя его сознание земными образами.

В стихотворении сосуществуют два основных мотива: мотив встречи и мотив расставания. Но в нем встречаются не только влюбленные друг в друга люди, но и мир реальный с лазурным идеальным миром. Отталкиваясь от берега мира земного, поэт стремится приблизиться к мечте, пытаясь объединить противоположные реальность и идеал. Это своеобразная попытка писателя научиться жить с мечтой в настоящей, предметной жизни, желание любить реальную женщину в белом платье, рассмотреть ее не в свете церковных свечей, а увидеть ее в движении. Но идеал и действительность в представлении Блока – это разные полюса, которые невозможно соединить. Попытка это сделать окончательно разочаровывает поэта, унося его от действительности все дальше.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Мы встречались с тобой на закате.

История создания – произведение было написано в 1902 г., посвящено Любови Менделеевой.

Тема стихотворения – угасание любви в мужском сердце.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога лирического героя, который делится на две смысловые части: воспоминания героя о встречах с девушкой в белом платье, признание о том, что чувства прошли.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – трехстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.

История создания

Летом 1898 г. молодой А. Блок пребывал в родовом имении Шахматово. Здесь он увидел Любовь Менделееву. Поэт знал её с детства, но тогда это была задиристая девчонка. Теперь же она превратилась в симпатичную скромную барышню. Александр Александрович полюбил девушку с первого взгляда. Менделеева не принимала его ухаживаний, относилась к нему холодно. Поэт не отчаивался, считая, что поведение возлюбленной связано с ее возрастом.

В анализируемом произведении поэт раскрывает тему – угасания любви к женщине. Фоном для раскрытия любовных мотивов Александр Александрович выбрал природу. Молодые люди встречаются у залива вечером. Место и время встреч придают описываемым событиям загадочности и романтики. В центре стихотворения лирический герой и его возлюбленная. Трудно понять, знакомы молодые люди или герой был влюблен в незнакомку.

Анализируемое стихотворение относится к раннему периоду творчества А. Блока, но благодаря оригинальным образам оно заняло заметное место в русской литературе.

Композиция

Композиция произведения проста. Стихотворение написано в форме монолога лирического героя, который делится на две смысловые части: воспоминания героя о встречах с девушкой в белом платье, признание о том, что чувства прошли.

Жанр произведения – лирическое стихотворение: в стихотворении преобладают грустные воспоминания, а в конце видим разочарование оттого, что любовь прошла. Написаны строки произведения трехстопным анапестом. Автор использовал перекрестную рифмовку АВАВ.

Средства выразительности

Мы встречались с тобой на закате.

Ты веслом рассекала залив.

Я любил твое белое платье,

Утонченность мечты разлюбив.

Были странны безмолвные встречи.

Загорались вечерние свечи.

Кто-то думал о бледной красе.

Приближений, сближений, сгораний -

Не приемлет лазурная тишь…

Мы встречались в вечернем тумане,

Где у берега рябь и камыш.

Ни тоски, ни любви, ни обиды,

Всё померкло, прошло, отошло..

Белый стан, голоса панихиды

И твое золотое весло.

Вариант 1

Когда реалии становятся мечтами, а мечты переходят в реальный мир? Грань между реальностью и мечтой у Блока очень тонка. Он рассказывает нам о чувствах лирического героя и показывает его встречу и расставание с Прекрасной Дамой будто бы сквозь туман. Лирическому герою ближе мечта — именно в ней он находит спасение. Поэтому композиция у этого стихотворения кольцевая.

Туман — тоже символ зыбкости и непрочности отношений. Женщина безмолвна и непостижима. Лирический герой по-прежнему боготворит её образ, но у влюблённых нет будущего: все глаголы в стихотворении употреблены в форме прошедшего времени. И в третьей строфе обозначен мотив расставания:

Приближений, сближений, сгораний

Не приемлет лазурная тишь …

Блок использует разнообразные средства художественной выразительности языка. Метафорические эпитеты (бледная краса; лазурная тишь; вечерние свечи; белый стан) посвящены раскрытию образа возлюбленной лирического героя.

Изобразительные эпитеты (белое платье; песчаная коса; золотое весло; вечерний туман) участвуют в описании пейзажа, на фоне которого происходит действие. Метафоры подчеркивают земную, реальную картину происходящего. Стихотворение написано трёхстопным анапестом. Стопа трёхсложная с ударением на третий слог. Рифма перекрестная.

Вариант 2

С девушкой Блок познакомился в родовом имении под Петербургом за четыре года до рождения упомянутого произведения, но роман между ними не имел продолжения, поскольку юная Любовь не приняла ухаживаний поэта.

Посвятив это романтическое стихотворение своей музе, Блок не только выплеснул свои чувства на бумагу и запечатлел их в вечности, но и подлинно передал историю своих взаимоотношений с шестнадцатилетней избранницей. Это четко прослеживается в главной теме произведения, которое относится к любовной лирике. Трехстопным дактилем, размеренно и неторопливо, развивается на глазах у читателя любовная история: от момента зарождения первого чувства и до последней их вспышки в темноте.

Блок мастерски передает настроение первой встречи лирических персонажей, в течение которой главный герой испытал чувство влюбленности. Но использование некоторых символов натолкнуло меня на мысль, что начало любви предрекает и ее скорый конец: ведь не случайно встреча происходит на закате, времени, когда все краски теряют свою интенсивность и блекнут с приходом ночи.

Если бы Блок устроил героям встречу на рассвете – я думаю, у них могло бы быть совместное будущее. Однако и другие намеки автора говорят, что надежда на счастье с любимой иллюзорна – употребление глаголов в прошедшем времени, символическое катание на лодке как сравнение с течением времени, тихие звуковые эффекты – шепот волн, легкий шорох песка.

В целом стихотворение создает особую неуловимую атмосферу, которую Блок передает разновидными художественными средствами: эпитетами (лазурная тишь, бледная краса), метафорами, символами (например, образ женщины в белом платье, тумана, шуршание камыша). Мне кажется, учитывая историю написания данного стихотворения и проанализированных фактов, главной темой является противопоставление реальности и мечты, сумрачных надежд и чувства пробуждения от пусть прекрасного, но все же сна.

У лирического героя мечта побеждает земную картину происходящего, ведь в действительности чувствам не суждено было воплотиться в жизнь. Таким образом, ностальгия и мечты все уносят его в вечерний сумрак по реке, все дальше от осязаемого берега.

Вариант 1

История создания

Летом 1898 г. молодой А. Блок пребывал в родовом имении Шахматово. Здесь он увидел Любовь Менделееву. Поэт знал ее с детства, но тогда это была задиристая девчонка. Теперь же она превратилась в симпатичную, скромную барышню. Александр Александрович влюбился в девушку с первого взгляда. Менделеева не принимала его ухаживаний, относилась к юноше холодно. Поэт не отчаивался, считая, что поведение возлюбленной связано с ее возрастом.

В анализируемом произведении поэт раскрывает тему – угасания любви к женщине. Фоном для раскрытия любовных мотивов Александр Александрович выбрал природу. Молодые люди встречаются у залива вечером. Место и время встреч придают описываем событиям загадочности и романтики. В центре стихотворения лирический герой и его возлюбленная. Трудно понять, знакомы молодые люди или герой был влюблен в незнакомку.

Анализируемое стихотворение относится к раннему периоду творчества А. Блока, но благодаря оригинальным образам оно заняло заметное место в русской литературе.

Композиция

Композиция произведения проста. Стихотворение написано в форме монолога лирического героя, который делится на две смысловые части: воспоминания героя о встречах с девушкой в белом платье, признание о том, что чувства прошли.

Жанр произведения – любовная лирика: в стихотворении преобладают грустные воспоминания, а в конце видим разочарование от того, что любовь прошла. Написаны строки произведения трехстопным анапестом. Автор использовал перекрестную рифмовку АВАВ.

Средства выразительности

Вариант 2

Я любил твое белое платье,

Утонченность мечты разлюбив.

Но это только в первых строках, далее лирический герой признается, что были странны вечерние встречи — реалии становятся мечтами, мы начинаем видеть происходящее сквозь туман:

Мы встречались в вечернем тумане,

Где у берега рябь и камыш.

Автор подчеркивает, что нереальность ему ближе, именно в ней он находит спасение, здесь его любимый образ, его возлюбленная. Иногда мечта охватывает нас полностью, занимает все мысли, именно поэтому Блок сделал композицию стиха кольцевой:

Мы встречались с тобой на закате,

Ты веслом рассекала залив…..

….Белый стан, голоса панихиды

И твое золотое весло.

Нельзя сказать, что Блок употребил большое количество изобразительно-выразительных средств. Здесь все лаконично и как нельзя лучше к месту: метафоры: утонченность мечты, бледная краса, лазурная тишь, голоса панихиды подчеркивают земную, реальную картину происходящего.

Также присутствуют и метафорические эпитеты: безмолвная встреча, вечерние свечи, бледная краса, лазурная тишь, белый стан, они посвящены образу возлюбленной

Изобразительные эпитеты: белое платье, песчаная коса, вечерний туман, золотое весло описывают пейзаж, на фоне которого все и происходит.

Перечитывая стихотворение еще раз еще больше убеждаешься, какой тонкой бывает грань между мечтой и реальностью. Мечта статична, неподвижна, это заметно через звукопись, певучесть одинаковости размера всех строф, через перекрестную рифму. Реальность же осязаема, объяснима, мы подчиняемся ее законам.

Поэтому Блок создал стихотворение очень четко, размеренно трехстопным дактилем, тем самым получается противопоставление формы смыслу стихотворения, мы слышим плеск волны, рассекаемой веслом, шорох песка шуршание камыша. Если отвлечься от реальности, проникнуться картиной, описываемой в строках, то чувствуется легкая сырость тумана, просматриваются очертания огня.

Начинается казаться, что уносишься и вместе с поэтом в сияющую золотом мечту, которая сплетена из вечерних приглушенных теней. Именно в этом весь Блок, гениальный поэт, умевший увести за собой в мир не реального, увлечь, хочется перечитывать эти строки снова и снова, открывать новые тайны и строки для себя.

Вариант 1

Вариант 2

Лето 1898 года Александр Блок проводил в своем родовом имении под Петербургом, которое не посещал несколько лет. Именно там он повстречался с Любовью Менделеевой, дочерью своих соседей, которая из задиристой сельской девчонки превратилась в 16-летнюю барышню сдержанную и утонченную. Блок влюбился без памяти и старался как можно больше времени проводить со своей избранницей, которая игнорировала юного поэта, считая его пустым и никчемным человеком.

Тем не менее, Александр Блок продолжал настойчиво ухаживать за девушкой и при первой же возможности старался провести в имении Шахматово хоть несколько дней. Однако вскоре между ним и Любовью Менделеевой произошло объяснение, и поэт, получивший отказ, решил больше никогда не встречаться со своей избранницей.

Правда, предпочитал смотреть на это сквозь пальцы, приписывая подобное поведение природной скромности и неопытности девушки. В итоге, Блок был действительно шокирован, когда узнал, что именно думает о нем Любовь Менделеева.

Но судьба – дама весьма коварная и капризная, и случайная встреча Блока и Менделеевой в Петербурге зимой 1903 года окажется роковой, став началом бурного и очень необычного романа с весьма печальным, хотя и вполне предсказуемым, финалом.

Вариант 3

Тогда у него завязы­вается роман с шестнадцатилетней Любой Менделеевой, доче­рью его соседей. Однако отношения эти не получили тогда серь­езного продолжения: юная барышня не разделяла чувств поэта. В 1902 году Блок написал об этом стихотворение, которое затем показал Любови Дмитриевне. Стихотворение относится к любовной лирике, стиль его – романтический.

В произведении воплощен традиционный романтический конфликт мечты и реальности. В основе композиции стихотво­рения принцип антитезы земного и Божественного. Реальная девушка в белом платье противопоставлена утонченной мечте. Это противопоставление сохраняется на протяжении всего сти­хотворения, сохраняется оно и в финале.

В финале герой полностью освободился от завладевших его душой чувств и остался наедине со своей мечтой: Ни тоски, ни любви, ни обиды, Все померкло, прошло, отошло… Белый стан, голоса панихиды И твое золотое весло. Композиционно мы можем выделить в стихотворении две части. Первая часть – воспоминания о прошлом (первые три строфы). Вторая часть – настоящее время в жизни лирического героя (заключительная строфа). Стихотворение написано трехстопным дактилем.

Блок мы встречались с тобой на закате

Анализ стихотворений

История создания

Когда Блок в 1898 году приехал в Шахматово, то встретил там Любовь Менделееву. С девушкой поэт был знаком с детства, но тогда она ему казалась задиристой и вспыльчивой. Однако с годами всё изменилось, и перед Александром предстала симпатичная и нежная особа. Он влюбился в Любовь и старался оказывать ей знаки внимания. Но девушка игнорировала его ухаживания. Поэта это не останавливало, поскольку такое поведение он объяснял возрастом Менделеевой.

Однажды между Блоком и Любой состоялся диалог, благодаря которому поэт выяснил, что девушка думает о нём на самом деле. Как оказалось, она не воспринимала его всерьёз и насмехалась. Подавленный Александр решил покинуть имение, уехать обратно в город и больше никогда не вспоминать её.

Мы встречались с тобой на закате блок

Тема произведения

Главной темой произведения является угасшая любовь поэта к своему предмету воздыхания. Для передачи своих чувств Блок решил прибегнуть к описанию природы. Он рассказывает о вечерних встречах с возлюбленной около залива. Обилие метафор и эпитетов, при помощи которых поэт описывает природу и время, когда они встречались, придаёт произведению загадочность. На переднем плане стихотворения находятся лирический герой и его возлюбленная. Однако нельзя точно утверждать, знакомы ли они были или Блок влюбился в незнакомку.

Анализ стихотворения мы встречались с тобой на закате

Читатель может заметить, что стих является отражением борьбы поэта с самим собой. Произведение относится к раннему творчеству Александра Блока, но, несмотря на это, вошло в перечень лучшей русской литературы.

Композиция и жанр

Стих написан в форме монолога и делится на 2 части: в первой идёт описание встречи поэта с девушкой в белом платье, а во второй Блок рассказывает о том, что чувства прошли, и его сердце снова опустело.

Мы встречались с тобой на закате

Произведение делится на 4 катрена. В трёх из них поэт предаётся воспоминаниям о встрече с возлюбленной, а в последнем описывает нынешнее свое состояние.

Жанром произведения является любовная лирика, поскольку поэт в стихотворении предаётся воспоминаниям о любви, а в конце разочаровывается, так как чувства угасли. Стихотворный размер — трёхстопный анапест. В произведении Блок использует перекрёстную рифмовку.

Средства художественной выразительности

Чтобы более красочно описать встречу и передать свои чувства при помощи строк, Блок использует множество средств художественной выразительности. Больше всего в стихотворении преобладают:

Краткий анализ стихотворения Александра Блока даёт понять читателю, что испытывал автор к возлюбленной, почему он так страдал, когда пропали чувства к ней. Поэт раскрывает историю своей безмолвной и безответной любви.

История создания

Стих был написан в 1902 году и он был посвящен Любови Менделеевой. Летом 1898 года Блок приехал в родовое имение Шахматово. Именно там он увидел Любовь Менделееву. Они были знакомы и раньше, но тогда Александр Александрович видел ее совсем девочкой, задиристой и непоседливой. Но в итоге перед ним оказалась скромная и симпатичная женщина.

Блок влюбился в Любовь Менделееву

Блок сразу влюбился. Менделеева сохраняла холодность и отказывалась от встреч с поэтом. Блок не оставлял попыток завоевать ее расположение. Он полагал, что ее отстранённость связана с возрастом: она была младше поэта.

Как-то Александр Александрович поговорил по душам с Любовью. Девушка серьезно посмеялась над ним. Блок сильно разочаровался и уехал из имения. Он постарался забыть Менделееву, но безуспешно.

Краткое содержание

Стих начинается с описания встречи лирического героя и его возлюбленной. Они увиделись на закате и решили покататься в лодке. Герой только запомнил, что на девушке было белое платье. Он влюбился во внешность, совсем позабыв, что самое ценное — это душа.

Двое решили покататься в лодке

Они встречались и раньше, но преимущественно молчали. Это смущало героя, но он понимал — им не суждено быть вместе. Темнело, загорались вечерние свечи, но его мысли поглощали размышления о любимой женщине.

В последующих строфах лирический герой откровенно рассказывает о своих чувствах. Постоянные сближения и расставания неприемлемы, поэтому лучше не начинать встречаться. Он виделся с возлюбленной у лазурного берега, где царила тишина, рос камыш.

В последней строфе герой признается: у него не осталось чувств. Тоска, любовь обида — все прошло и исчезло. Его перестали беспокоить воспоминания прошлого: белую фигуру, голоса панихиды, золотое весло.

Художественные приемы

Текст можно условно разделить на две части. В первой герой рассказывает о встречах с любимой, во второй делится своими чувствами. Блок наполнил стихотворение множеством символов. Например, белое платье указывает на следующие качества:

  • юность;
  • непорочность;
  • чистота.

События разворачиваются во время вечерней прогулки. Туман подчеркивает непрочность отношений, молчаливость указывает на то, что их союзу не суждено долго существовать. Особая атмосфера стихотворения передается с помощью средств выразительности:

    — поэт описывает встречи как безмолвные, свечи вечерними, красу и стан бледным;
  • метафоры — Блок рассказывает, как весло рассекает воду, а тишь становится лазурной;
  • гипербола — автор намеренное преувеличивает некоторые места, например, чувства у него исчезли все.

Блок не зря описывал встречу в лучах закатного солнца. Это тоже символизирует окончание чувств, в то время как рассвет мог бы указывать на возрождение отношений.

Поэт талантливо переплетает описания природы и влюбленность лирического героя. В стихотворении Блоку удалось точно описать, как происходит угасание чувств в сердце человека.

Читайте также: