Музыкально слушательская деятельность в начальной школе

Обновлено: 07.07.2024

Музыкально-слушательская деятельность имеет цель развитие культуры восприятия музыки у школьников. Термин восприятие музыки имеет два значения. Одно, более емкое, понимается как естественное условие различных видов музыкальной деятельности детей на уроке. Другое значение термина более узкое, подразумевает слушание музыки: знакомство с музыкальными произведениями различных стилей, жанров, форм, композиторами и исполнителями. При этом две стороны музыкального развития школьников — восприятие и собственное творчество — неразрывно связаны и взаимно дополняют друг друга. А. А. Мелик-Пашаев отмечал, что в произведениях большого искусства учащийся обычно видит замыслы несравненно более глубокие и гораздо более совершенные, чем в непосредственно в его собственном творчестве.

1 Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. — М., 1972. С. 9.

Так, например, начиная со 2-го класса, согласно программе Д.Б.Кабалевского, дети знакомятся с первичными жанрами

1 Каган М. С. Эстетика как философская наука. — СПб., 1997. — С. 223.

2 Выготский Л. С. Психология искусства. — М., 1987. — С. 73.

3 Мелик-Пашаев А. А., Новлянская 3. И. Концепция и проект программы общего художественного развития школьников первого года обучения // Искусство в школе. — 1994. — № 2. — С. 9— 18.

Чтобы расширить эмоционально-чувственный мир ребенка и его словарный запас для перевода интуитивного переживания, вызванного музыкой, в вербальные характеристики авторами современных учебников предлагаются школьникам определения — гордо, торжественно, мощно, распевно, мужественно, грустно, безмятежно, радостно, нежно и т.д.

В организации музыкально-слушательской деятельности условно выделяют следующие этапы: вступительное слово учителя; слушание произведения; беседа о прослушанном произведении; анализ услышанного; повторное слушание.

Позитивность перцептивно-образного типа произвольного регулирования детского восприятия была подтверждена экспериментально. Результаты исследований отечественных ученых показали повышение активности, увеличение потенциала деятельности ребенка после эмоционального настроя. Было зафиксировано увеличение продолжительности деятельности школьников при сохранении ее качества.

Активизируют слушательское внимание учащихся общепедагогические приемы:

- прием персонификации и соучастия: учитель моделирует конкретную ситуацию, в которой он сам и слушатели становятся соучастниками какого-либо события.

1Выготский Л. С. Психология искусства. — М., 1987. — С. 242.

2 Мастера искусств об искусстве: в 7 т. / под ред. А. Грубера. — М. Т. 6. - С. 79.

Активизируют слушательское внимание учащихся общепедагогические приемы:

- прием персонификации и соучастия: учитель моделирует конкретную ситуацию, в которой он сам и слушатели становятся соучастниками какого-либо события.

1 Панкевич Г. Звучащие образы. — М., 1977. — С. 95.

2 Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? — М., 1989.

Также активизации музыкально-слушательской деятельности способствуют методические приемы вокализации. С этой целью авторы-составители программ рекомендуют пропевать с детьми мелодии произведений, предназначенных для слушания, так как еще Б.В.Асафьевым было выявлено, что узнавание слушателем знакомого в новом, ранее неизвестном произведении всегда доставляет ему особое удовольствие.

Иногда дети, найдя ответ на поставленный вопрос, сразу поднимают руку, чтобы ответить. Разумеется, что музыка в этот момент для них отходит на второй план, что нельзя считать правомерным. Поэтому до начала слушания обязательно следует предупредить детей, что необходимо дослушать музыкальное произведение до конца и только после этого поднять руку для ответа. Ведь и в концертном зале слушатели не поднимают руки во время исполнения, а обмениваются впечатлениями после окончания звучания музыки.

Во время исполнения музыкального произведения важно, чтобы учитель помнил, что он является эталоном слушателя для учащихся, учитывая склонность к подражанию младших школьников. Поэтому недозволительно в этот момент читать конспект урока, заполнять журнал. Учителю необходимо самому слушать и наблюдать, как слушают дети, чтобы потом оценить восприятие музыки каждым учеником. После прослушивания в начальной школе следует обязательно отметить тех ребят, кто внимательно и проникновенно слушал, что будет стимулировать других ребят к аналогичному отношению к музыкально-слушательской деятельности.

— какие ассоциации возникли у детей в процессе слушания;

Приведем и другой пример. В процессе анализа прослушанное на уроке сцены таяния Снегурочки дети приходят к заключению, что душевное состояние Снегурочки взволнованно, трепетно, восторженно. Методически целесообразно учителю проиллюстрировать ответ детей.

Учитывая, что организация музыкально-слушательской деятельности на уроке моделирует атмосферу концертного зала, можно часто наблюдать, как, пережив катарсис от встречи с музыкой, дети аплодируют. Поэтому учителю следует рассказать, как выражают свой восторг слушатели на концертах, в театрах оперы и балета, а также постоянно обращать внимание младших школьников не только на исполнителей, но и на слушателей во время просмотра фрагментов выступлений из различных концертных залов.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. О.А.Апраксина справедливо отмечала, что в условиях общеобразовательной школы при обучении восприятию музыки необходим особый анализ — художественно-педагогический. Его задачи — сделать музыку (каждое конкретно произведение) средством эстетического воздействия на учащихся, обеспечить усвоение детьми содержания произведения, углубить эмоционально-эстетическую реакцию школьников посредством осознанием ими музыкально-выразительных средств.

Прокомментируйте с этой позиции высказывания известных деятелей культуры:

2. Прокомментируйте случай из концертной практики, приводимый Кабалевским:

«По окончании моего авторского концерта во Дворце культуры дальневосточного шахтерского города Артема директор Дворца спросил меня:

— Довольны Вы тем, как слушали Вас мои ребята?

Действительно, зал, заполненный преимущественно рабочей молодежью, слушал музыку, перемежавшуюся с разговором об исполнявших-ся сочинениях с большим вниманием. А программа была не такой уж простой.

1 Мастера искусств об искусстве. Избр. отрывки из писем, дневников, речей и трактатов: в 7 т. / под ред. А. Груббера. — М., 1969. — Т. 7. — С. 465.

2 Бернстайн Л. Музыка всем. — М., 1978. — С. 58.

3 Фейнберг С. Пианизм как искусство // Дирижерское исполнительство: Практика, история, эстетика. — М., 1975. — С. 462.

5. Проанализируйте хронометраж музыкальных произведений в аудиохрестоматии к любой из программ для начальной школы (по своему усмотрению). Как вы думаете, почему для младших школьников целесообразны небольшие объемы музыкальных произведений, предлагаемые для слушания? В этой связи прокомментируйте мнение известного дирижера К. И. Кондрашина, утверждавшего, что музыка, предлагаемая в больших пропорциях неподготовленному слушателю, превращается для него в организованный шум.

6. В музыкально-слушательской деятельности значимое внимание уделяется вводному слову учителя. С этой точки зрения прокомментируйте советы М.В.Ломоносова, предлагавшего говорящему наблюдать:

«состояние особы, к коей речь говорить или письмо писать должно;

Приведите из собственной школьной жизни примеры организации музыкально-слушательской деятельности на уроке, когда учителю удавалось вызвать познавательный интерес детей к музыкальному искусству и сформировать у учащихся конкретные музыкальные знания. Проанализируйте, способствовали ли этому обладание учителем артистизмом и культурой речи (монологической и диалогической).

1 Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? — М., 1989. — С. 6. 2 Там же. — С. 36.

Продумайте в создавшейся ситуации подобную беседу с детьми. Помните, что важнейшим требованием к учителю музыки в организации беседы является необходимость выслушать высказывания детей, стремление понять точку зрения учеников и скорректировать ответы собеседников при необходимости.

2. Целью вступительного слова перед слушанием музыкального произведения является достижение необходимого воздействия на учащихся, передача им знаний, убеждение в чем-либо. Речь учителя требует связного изложения мыслей, а, следовательно, предварительной подготовки. Продумайте вступительное слово перед слушанием детьми выбранного нами произведения из списка учебного материала одной из программ. Обратите внимание на культуру речи: соответствие речи языковым нормам (произношения, ударения, грамматической сочетаемости слов и т.д.); необходимость соблюдения правил этики общения; богатство языка; ясность; выразительность. Также прислушайтесь к методическим рекомендациям Н.Л. Гродзенской, отмечавшей, что дети лучше наблюдают и воспринимают явление, если у них имеется эмоциональное отношение к нему.

Учитель может предварительно обсудить с ребятами план исполнении аккомпанемента: например, начать очень тихо (до вступления мело пш песни, когда еле слышится отдаленный цокот копыт, затем громче, а по том, опять стихая и уже еле слышно, после того, как отзвучала и стихли вдали песня.

1 Музыка в начальной школе: методическое пособие для учителей / под ред. Д.Б.Кабалевского. — М, 1980. — С. 32.

2 Методика Л. Г. Дмитриевой, Н. М. Черноиваненко.

3 Музыка: 1—4 кл. Методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П Сергеева Т. С. Шмагина. - М., 2010. - С. 4.

Используя прием соучастия, проведите с сокурсниками фрагмент чижа по организации музыкально-слушательской деятельности учащихся.

Учитель исполняет первый куплет песни (см. пример 6).


1 Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? — М., 1989. С. 19.

женщины — сильные, красивые, никогда не стареющие. Думали, думали женщины и решили отдать всю свою силу сыновьям. Юноши, взяв материнскую силу, подошли к берегу моря. Чтобы не подпустить их к воде, Нептун бросил громадный вал, но юноши устояли, не согнулись и не побежали назад. Зато матери после этого стали слабыми.

Дети, вы видели слабых женщин? Если еще когда-нибудь встретите, тот не смейтесь над ними: эти женщины всю свою силу отдали таким же детям, как вы.

Слушание музыки как вид деятельности в обязательном порядке входит в содержание каждого урока. Следует заметить, что восприятие музыки как живого образного искусства, неразрывно связано с жизнью, слушание музыки является не только отдельным разделом урока, но и является ведущим видом деятельности, проявляющимся и в хоровом пении, и в импровизациях, и в размышлениях о музыке. Поэтому музыкальное развитие детей должно проводиться комплексно.

ВложениеРазмер
slushanie_muzyki.docx 17.96 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Слушание музыки на музыкальных уроках в начальной школе.

Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся… Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович.

Восприимчивость к музыкальному искусству обогащает внутренний мир ребёнка. Но человек не рождается с этим чувством, его нужно развивать, воспитывать. Музыка является благодатной почвой для этого. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением, дыханием.

Слушание музыки направлено на развитие у детей интереса к окружающему их миру звуков, способствует развитию слухового внимания, активизирует эмоции, приучает сосредотачиваться в ответ на её звучание, учит узнавать и запоминать знакомые мелодии. Оно способствует расширению у детей представлений о музыкальных произведениях. Звучание музыки оказывает и терапевтическое воздействие: дает ребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение.

С первых встреч на уроках музыки (1-й класс) детям надо помочь понять и осознать особую реальность сложного мира музыкальных звуков. Это заключается прежде всего в усвоении и осознании некоторых конкретных понятий и явлений, а именно: звука и его характеристик (высоты, длительности, силы, окраски), метра и ритмического рисунка, фактуры, мелодии и аккомпанемента, темпа, штрихов и т.д. Пусть дети, слушая музыкальные произведения, пока ещё не слышат формы, элементов музыкальной речи, не всегда в состоянии разделить звучание мелодии и аккомпанемента. Но они уже способны эмоционально откликнуться на звучащую музыку, получив удовольствие от возникших ощущений.

И, конечно, важно прививать детям слушательскую культуру, в которую входит умение воспринимать музыку и выразить своё отношение к ней; знание основных закономерностей и понятий музыки как вида искусства (обобщённые знания, служащие опорой восприятия) – композитор, исполнитель, слушатель, выразительные и изобразительные средства музыкального языка, песенность, танцевальность, маршевость, интонация, развитие и построение музыки. Ведь музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения.

Для педагога очень важно найти живую, гибкую форму общения с детьми на уроках, создав положительный эмоциональный фон. В первом классе, в частности, большая часть урока должна отводиться разъяснениям, рассказам. Это поможет им оживить в своем восприятии звучащий материал: ведь для них всё это ново, необычно, всё интересно (чтобы составить интересную беседу о музыке надо подумать, что в ней может заинтересовать и для чего её надо послушать детям. Один из учеников Д. Б. Кабалевского говорил: "Прежде чем дать слушать музыку детям, послушайте её сами 100 раз и поймите: о чём она вам рассказывает и чему учит. Если не удалось проникнуть в суть произведения, то слушайте с детьми другую музыку. Не объясняйте то, чего сами не понимаете…" И это очень верно). При этом возникает необходимость стимулироватъ активпую практическую и игровую деятельностъ ребят. Детям предлагается определиться, что будем делать, а потом изображать это в действии (например, изобразить под музыку шаги музыкального героя движениями рук, прохлопать ритм, определить размер, показать в воздухе рисунок мелодии, попробовать пропеть ее).

Существуют основные методы и приёмы активного слушания:

- Метод моделирования художественно – творческого процесса.

- Иллюстрирование музыкального произведения

Графическое изображение. Прослушав произведение, графически изобразить элементы музыкальной речи.

Вокализация мелодии. Попытка пропеть мелодию.

Использование подобных методов и приёмов позволяют непосредственно вовлечь самого ребёнка в процесс творчества, раскрыть его неповторимость и индивидуальность.

Уроки могут иметь разный облик, в зависимости от содержания: урок-воспоминание, урок-сказка, урок-исследование с большой долей самостоятельной аналитической работы, ypок – настроение, комплексный урок и т.д.

Однако в центре любого урока всегда должна стоять звучащая музыка и соответственно эмоциональный отклик на неё каждого ребёнка.

Абдулин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. – М., 1983;

Арчажникова П. Г. Профессия – учитель музыки: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1984;

Кабалевский Д. Б. О нравственном воспитании учащихся. М., Просвещение, 1984;

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Виды музыкальной деятельности детей на уроке музыки в начальной школе.

В настоящее время в теории и практике музыкального образования наиболее востребованы следующие виды музыкальной деятельности: слушание музыки; хоровое пение; игра на музыкальных инструментах; движение под музыку; детское музыкальное творчество.

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ.

ХОРОВОЕ ПЕНИЕ .

Организация певческой деятельности младших школьников требует от педагога конкретных специализированных знаний и наличия специальных вокальных навыков. Красота голоса — показатель здоровья и внутреннего состояния человека.Голос — как личность (В. В. Емельянов). Пение в начальных классах, прежде всего, является коллективным видом деятельности. В процессе хорового пения формируется чувство человеческой общности, духовного единения, сопереживания. В каждом из детей заложено стремление к активным формам освоения музыкального искусства. Правильное пение способствует развитию голосовых связок, дыханию, артикуляции. Хоровое пение повышает речевую культуру детей; улучшает красоту голоса; активизирует деятельность детей, повышает их жизненный тонус, тем самым увеличивает защитные свойства организма, является профилактикой простудных заболеваний. Учитель должен обладать элементарными знаниями о том, что детский голос развивается неравномерно, голосовые связки находятся в постоянном развитии; пение — процесс физиологический, требует большой затраты энергии, а также мобилизации внимания. Не следует во время пения допускать переутомления детей, нужно исключить громкое, крикливое пение, обязательно соблюдать режим труда и отдыха, проветривать помещение. При обучении пению важным является певческая установка. Под данным термином понимают соблюдение необходимых правил: стоять или сидеть подтянуто, но ненапряженно, развернуть плечи, голову держать прямо. Нужно добиваться того, чтобы процесс пения был естественным и органичным, научить детей издавать напевное, протяжное звучание, тянуть звук, округлять гласные и быстро, четко произносить согласные.

К методическим рекомендациям по разучиванию песен учителем можно отнести:

1. Пение простых, легко запоминающихся, небольших по диапазону песен.

2. Полезно использовать пение без сопровождения (a capella). Частое использование инструмента, а тем более фонограмм ограничивает голосовое развитие детей, т. к. позволяет исполнять в основном полутона, что, в свою очередь, трудно фиксируется детьми. Человеческий голос во многом богаче, он может воспроизводить четвертную и восьмую тона. Кроме того, использование электронных фонограмм во много раз превышает звучность детских голосов и провоцирует их на форсированное, крикливое исполнение, выражающееся в скандировании под музыку и неточное (фальшивое) интонирование.

3. Не навредить! (не стремиться разучивать современную популярную музыку; обращать внимание на тексты песен, помнить о формировании эстетического вкуса детей). Использовать приемы: пение про себя, активное беззвучное произнесение текста в ритме; пение вслух через фразу; чередование исполнения по рядам; поочередное пение мальчиков-девочек; разучивание по фразам. Недопустимо при разучивании проговаривать слова песни вслух без мелодии. Это приводит к нечистому интонированию. Необходимо помнить, что текст и мелодия едины! Петь нужно радостно, звонко, эмоционально, с чувством!

ИГРА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ.

Игра на музыкальных инструментах развивает творческие способности младших школьников посредством музицирования в ансамбле и оркестре. В организации детского оркестра используют элементарные музыкальные инструменты — ударные (бубен, барабан, ложки, колокольчики, коробочка, треугольник), духовые (свистульки, свирели, блокфлейты), струнные (гусли). Элементарные музыкальные инструменты широко применимы в музыкальном воспитании детей, как в России, так и за рубежом.

ДЕТСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое пособие “Как научить младшего школьника слушать музыку”. Начальная школа/сост. Н.С. Овчинникова, И.Г. Винникова. - Черепановский Педагогический Техникум, 2016.

Данное пособие рекомендовано для учителей музыки начальных классов и для студентов педагогического техникума.

В пособие представлены психологические основы музыкального восприятия младших школьников, разнообразные приемы организации слушания музыкальных произведений, как на уроках музыки, так и на внеурочных занятиях.

ГАПОУ СПО НСО


Черепановский педагогический техникум


Как научить младшего школьника слушать музыку?”


И.Г. Винникова

Н.С. Овчинникова

2016 год

Методическое пособие “Как научить младшего школьника слушать музыку”. Начальная школа/сост. Н.С. Овчинникова, И.Г. Винникова. - Черепановский Педагогический Техникум, 2016.

Данное пособие рекомендовано для учителей музыки начальных классов и для студентов педагогического техникума.

В пособие представлены психологические основы музыкального восприятия младших школьников, разнообразные приемы организации слушания музыкальных произведений, как на уроках музыки, так и на внеурочных занятиях.


Желаем вам успеха.

Психологические основы музыкального восприятия младших школьников.

В психологии восприятие определяется как целостное отражение предметов, возникающее при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств. При этом восприятие – не пассивное копирование, а живой, творческий процесс познания.

Будучи необходимым этапом познания, оно всегда связано с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет аффективно-чувственную окраску.

Восприятие музыки – это универсальная музыкальная способность, формирующаяся на основе музыкального опыта. (В. Медушевский)

Н.А. Ветлугина определяет музыкальное восприятие как сложный, чувственный, поэтический процесс постижения музыки, наполненный глубокими внутренними переживаниями слушателя, в котором взаимодействуют сенсорные ощущения музыкальных созвучий, предшествующий опыт знакомства с музыкальными сочинениями, живые ассоциации с происходящим в данный момент.

Развитое музыкальное восприятие характеризуется:

эстетически-эмоциональной окрашенностью (переживание красоты музыкального образа, чувств, мыслей и настроений);

избирательностью (музыкальное произведение нравится, на нравится, оставляет равнодушным);

внутренней активностью (смысловое содержание художественному образу произведения).

Период от 7 до 10-11 лет является сензитивным в развитии музыкальности. Он обуславливается динамикой созревания центральной нервной системы, формированием органов слуха, движения, структуры эмоциональной саморегуляции и интеллекта.

В 7 лет школьник улавливает в музыке в первую очередь ее ритмическую и динамическую сторону, а звуковысотную – мелодию и гармонию – воспринимает хуже.



Требования ФГОС начального общего образования определяют формирование у младших школьников:

п. 1.2 Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.

Музыкально-слушательская деятельность – один из основных видов музыкальной деятельности младших школьников на уроках музыки

Музыкально-слушательская деятельность имеет цель развитие культуры восприятия музыки у школьников.

В основе музыкального восприятия лежит сложный психический процесс вычленения в произведениях искусства свойств и качеств, пробуждающих эстетические чувства

Этапы музыкально - слушательской деятельности:

1.вступительное слово учителя

2. слушание произведения

3. беседа о прослушанном произведении

4. анализ услышанного

Методические приемы организации восприятия музыкального произведения

Беседа по иллюстрации

Показ движением мелодии

Показ мелодии графически

Закрыть глаза и принять удобную позу

Составление сравнительной таблицы

Рисование под музыку

Анализ музыкального произведения

Сравнение музыкальных произведений

Использование словаря эмоций

Использование цветка интонации

Начинать становление умений и навыков музыкально-слушательской деятельности учащихся следует с чувственного аспекта, с пробуждения эмоций, формирования эмоциональной отзывчивости.

Чтобы расширить эмоционально-чувственный мир школьника и его словарный запас для перевода интуитивного переживания, вызванного музыкой, в вербальные характеристики можно использовать словарь эмоций.


В соответствии с современными требованиями на уроках музыки обязательно используются информационно-коммуникативные технологии.


После эмоционального настроя повышается слушательская активность школьников и увеличивается потенциал их деятельности. Важно пробудить в детях внутреннее сопереживание.

Поскольку зрительные образы являются начальным этапом музыкального восприятия, то на уроках музыки эффективно использование перед слушанием музыкального произведения художественных иллюстраций.


К методическим приемам активизации внимания при слушании музыкального произведения относится также сформулированный перед прослушиванием музыкального произведения конкретный вопрос или задание. Например: Показать мелодию движением.


На уроке музыки во 2 классе школьники, слушая музыкальное произведение, должны были показать поднятием руки, где заканчивается одна часть мелодии и начинается другая.



Интересным приемом является использование цветка интонации.


Каждый лепесток представляет собой средство интонации. Их 7: ритм, мелодия, темп, тембр, динамика, регистр, лад. Данный прием может быть использован в 3 - 4 классах, когда дети изучили средства музыкальной выразительности.

Слушая музыкальное произведение школьники, пользуясь цветком интонации, выявляют средства музыкальной выразительности, используемые в данном музыкальном произведении.

Важно формировать уже с младшего школьного возраста культуру слушания музыки. Познакомить школьников с правилами слушания.

Для сосредоточения внимания на музыкальном произведении можно использовать прием закрыть глаза и принять удобную позу. Дети меньше отвлекаются и более внимательно слушают музыку.


Слушая пьесу можно дать задание рисовать образы, которые ребенок представляет под музыку.


Более сложным приемом, который мы использовали на уроках в 3, 4 классах было задание «Составить таблицу, заполнив соответственные графы.



Фрагмент урока в 3 классе, где используется игровой момент: дети продают на ярмарке изделия народного промысла. (Студенты 41 группы Арефьева Ирина и Титова Людмила)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создать благоприятные условия для составления у обучающихся представления о поэтизации Востока русскими композиторами в различных музыкальных жанрах.

Воспитательные:

Формирование эмоционально-ценностного отношения к музыке, звучащей на уроке;

Воспитание интереса к исполнительской деятельности;

Воспитание интереса и уважительного отношения к культуре своего и других народов.

Образовательные:

Закрепление и расширение полученных ранее представлений об интонационном своеобразии музыки народов Востока через знакомство с музыкальными образами в творчестве русских композиторов;

Формированиеумения воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

Расширение кругозора обучающихся;

Формирование интонационно-образных связей музыки с литературой и изобразительным искусством.

Развивающие:

Развитие умения определять характер музыки;

Развитие интереса к исполнительской деятельности;

Развитиемузыкального вкуса и эмоциональной отзывчивости.

Планируемые результаты

Формирование универсальных учебных действий:

ЛичностныеУУД:

2. Формирование у обучающихся устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

Формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текста в учебнике;

Формирование умения анализировать музыкальное произведение;

Формирование устойчивого интереса к уроку через исполнительскую деятельность;

Регулятивные УУД:

Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия;

Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность;

Коммуникативные УУД:

Формирование умения вести диалог с учителем;

Формирование умения слушать мнение собеседника и взаимодействовать с ним.

Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся на уроке:фронтальная, групповая.

Оборудование и оформление:

Музыкальное оформление: компьютер, аудиозаписи.

Музыкальный материал:

Виды музыкальной деятельности на уроке:

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К УРОКУ:

Определение цели и задач урока;

Определение структуры урока;

Подбор методической литературы и музыкального материала;

Подготовка музыкальных произведений;

Подготовка наглядного материала.

ПЛАН-СТРУКТУРА УРОКА:

Организация начала урока – 4 мин.

Приветствие –1 мин.

Проверка готовности – 1 мин.

Мотивация к учебной деятельности – 1 мин.

Повторение предыдущей темы: 2 мин.

Актуализация знаний: 2 мин.

Открытие новых знаний: 21 мин.

1. Работа с учебником. 3 мин.

2. Музыкально – слушательская деятельность - 4 мин.

3. Беседа – 3 мин.

4. Музыкально-слушательская деятельность – 4 мин.

5. Беседа – 3 мин.

5. Музыкально-исполнительская деятельность – 5 мин.

Рефлексия: 2 мин.

Итоги урока: 2 мин.

Домашнее задание: 1 мин

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ УРОКА

I. Организация начала урока:

1. Приветствие:

У.: - Здравствуйте, ребята. Сегодня урок музыки проведу у вас я – Светлана Романовна. Подровнялись.

2. Проверка готовности.

Слайд

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке -

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

3. Мотивация к учебной деятельности.

У.: - Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие на Восток, чтобы окунуться в мир восточной музыки. Но прежде чем мы приступим, вспомните, чем вы занимались на прошлом уроке.

4. Повторение предыдущей темы:

У.: - Итак, а теперь давайте вспомним, о чем шла речь на предыдущем уроке? С какой оперой вы познакомились? Назовите ее автора?

У.: - Напомните мне, пожалуйста, что такое опера?

Д.: - Опера – это музыкальное произведение для театра, главными исполнителями в котором являются певцы и симфонический оркестр. Слайд.

5. Актуализация знаний:

У.: - Ребята, обратите внимание на слайд, какую фразу вы видите?

Д.: - Волшебное заклинание с просьбой что-либо открыть.Слайд

У.: -Вспомните, из какой сказки эта фраза?

У.: - Молодцы! Сегодня это заклинание откроет нам тайну Восточной музыки. Слайд

II. Открытие новых знаний

1. Вступительное слово учителя

Слайд

По горячим пескам и по знойной равнине,

Там, где небо дарит миру восход,

Где отсутствие красок на бледной картине,

Я тебя позову на восток.

И в пустыню, всё дальше, дорогою длинной,

Своё сердце познать и понять эту жизнь,

По нехоженым тайным тропам бедуинов,

К океану, встречая в пути миражи.

У.: - Ребята, прозвучало ли в этом стихотворении какое-нибудь не знакомое для вас слово? Например, вы знаете, кто такие бедуины?

У.: - Бедуины – это жители арабских стран, которые кочуют по пустыне. Предлагаю вам посмотреть несколько изображений на слайде. Слайд

2. Работа с учебником

У.: - Откройте учебник на стр. 102-103, внимательно прочитайте текст. Какое произведение мы сегодня послушаем?

У.: - Правильно, молодцы!

3. Музыкально-слушательская деятельность. Слайд

У.: - Ребята, а теперь давайте просмотрим фрагмент из этой оперы, чтобы ответить на вопрос, какая эта музыка по характеру.

У.: - Кто исполняет этот хор?

Д.: - Восточные девушки

Д.: - Персидские девы манят путников пленительным пением.

У.: - Как им это удается? В чем особенность их пения? Слайд

Д.: - Напевное, неторопливое, мягкое, нежное, убаюкивающее, мечтательное, волшебное, завораживающее…

У.: - Восточные девушки завораживают путников не только волшебным пением, но и необычными танцевальными движениями.Какими вы их видите? Как они двигаются?

Д.: - Мягкие, плавные движения; легкая одежда из шелка; загадочный взгляд…

У.: - Представьте, что вы оказались среди героев Восточных сказок. Каким вы себе представляете Древний Восток? Какие картины у вас возникают при упоминании этого слова? Без чего он невозможен?

Д.: - Верблюды, песок, шумный рынок, ковры с узорчатым орнаментом…

Серия живописных восточных картин. Слайд

У.: - Мы познакомились с музыкой Востока, где мелодия рисует изящные узоры, а как вы думаете, в какой стране музыка отображается в звоне мечей, а танец выражает яркий темперамент народа? (Армения). Слайд

У.: - Армения – это не просто страна, она стала вдохновением для музыкального композитора Арама Хачятуряна, с которым нам сейчас предстоит познакомиться.

Слайд

6. Музыкально-слушательская деятельность.

У.: - Как бы вы назвали этот танец?

Ответы обучающихся

У.: - Я уверена, что вы не раз слышали эту музыку. Этот танец так и называется “Танец с саблями”. Скажите, ребята, какая музыка по характеру?

Д.: - Музыка очень весёлая, энергичная, яркая…

У.: - Вы отлично справились с заданием. Молодцы!

8. Музыкально-исполнительская деятельность

9. Закрепление

Слайд

У.: - А теперь давайте сравним, чем отличается музыка Востока от музыки Армении. Что характерно для музыки Востока, а что для музыки Армении?

Д.: - Восток: нежная, тонкая, изящная, пленительная, мягкая, задумчивая, мечтательная. Армения: темпераментная, жгучая, страстная…

III. Рефлексия

У.: - Так как вы думаете, почему же русские композиторы при создании своих музыкальных произведений использовали восточные мелодии, песни и танцы?

Д.: - Чтобы придать таинственность, сказочность, волшебство, фантастическую нотку…

IV. Итоги урока

У.: - Так что же интересного, нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Д.: - Узнали, почему на восточные темы писали свои произведения русские композиторы; узнали, как понимать выражение русский Восток…

У: - С какими произведениями мы сегодня с вами познакомились? Назовите их? Кто их автор?

У.: - Спасибо, ребята, за хорошую работу, за творческий подход, за старание. Вы были внимательны, общительны. Вы настоящие ценители музыки.

Читайте также: