Музыка в школе как учебный предмет кратко

Обновлено: 02.07.2024

Наверное, многие учителя сегодня слышат подобный вопрос: "Зачем нужна музыка в школе? Ведь не все же станут певцами и музыкантами!". Даже многие родители открыто заявляют, что этот предмет, по их мнению, лишний. Но так ли это на самом деле? Что же за предмет "Музыка" и в чем его миссия?

Она, безусловно, воспитывает морально-эстетические качества.

Вся школьная программа нацелена на это.

В Древней Греции музыкальному искусству отводилась лидирующая позиция в воспитании. Пифагор считал, что музыка является проявлением космической гармонии и способна создавать у людей такую же гармонию и внутренний порядок, как в космосе. А Аристотель не только обращал внимание на педагогическую роль музыки, но и отдавал должное ее терапевтическому значению, утверждая, что музыка способна благотворно влиять на человека, сглаживая его психические переживания.

И в средние века музыка была неотъемлемой частью воспитания будущих вельмож. Умение играть на каком-либо инструменте ценилось не меньше, чем способность ловко держаться в седле.

В этом духе всё и продолжалось. В XIX веке в России любой представитель высшего света мог запросто наиграть пару-тройку мелодий из оперного репертуара того времени. Да и ХХ век с его социальными потрясениями тоже музыке не изменил.

Курс школьной программы рассчитан на 8 лет. С 1 по 8 классы происходит основное духовно-нравственное формирование, когда дети еще восприимчивы ко всему светлому и доброму.

Уроки музыки дают ребенку значительно больше полезных навыков, чем это может показаться на первый взгляд. В частности, так как музыкальное произведение нужно вдумчиво слушать, это развивает в ребенке внимание и усидчивость, которая будет полезна и во время любых других школьных занятий.

Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.

Музыка развивает воображение. Это полезно маленьким детям, в том числе, и для того, что бы они были открыты к новому материалы - всегда нужно иметь способность что-то представить, визуализировать. Это поможет ребенку в решении абстрактных задач, понимаю абстрактных понятий, которые со временем в школьном курсе будут попадаться все чаще. Музыка передает не только чувства, иногда она создает целый воображаемый мир и дети способны это понимать иногда значительно глубже, чем взрослые.

Музыка и язык – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала музыка, потом словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи.

Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, знающие не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.

Музыкальные занятия развивают навыки общения или, коммуникативные навыки. За годы учёбы ребёнок познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими музыкальными персонами.

Психологи указывают еще и на то, что музыка помогает детям справляться со стрессами и обидами, преодолеть недопонимание в коллективе. И, конечно, наличие такого творческого занятия в школе помогает хотя бы на время забыть о сухих главах и параграфах учебников. Отдохнув от учебы, ребенок с новыми силами сможет преступить к обычным школьным урокам.

К тому же традиционно пение считают незаменимым помощником при восстановлении речи у больных людей — в том числе пожилых. Люди, пережившие мозговую травму и лишившиеся способности говорить, имеют шанс восстановить свою речь через пение. Естественно, занятия пением можно использовать и для помощи ребенку, если тот плохо пишет или читает. Не надо даже играть на каком-то инструменте — просто пойте соло или в хоре! А еще пение способствует развитию словесной памяти, расширению ее объема, умению многоканально мыслить — это понадобится любому человеку, сколько бы лет ему ни было.

Исследования показали, что ученики, которые регулярно слушали музыку или играли на музыкальных инструментах, смогли развить более высокий вербальный IQ, чем дети того же возраста, которые не подвергались воздействию музыки.

В эксперименте, проведенном Йоркским университетом, дети в возрасте от 4 до 6 лет приняли участие в компьютерной обучающей программе с анимированными проекциями и красочными мультфильмами. Во время программы одна группа была подвержена воздействию музыки, а другая — нет. Результаты эксперимента были ошеломляющими: дети, которые регулярно слушали музыкальные композиции, запоминали слова, анализировали информацию и вели рассуждения значительно лучше, чем те, кто проделывал то же самое в полной тишине.

В тестировании на тему социальных навыков участвовали дети, как совершенно не занимавшиеся, так и занимавшиеся музыкой, причем занимавшиеся ею с разной степенью серьезности — кто в охотку, а кто и в музыкальной школе. При повторном тестировании через год первая группа не улучшила своих результатов, вторая — улучшила, а третья продемонстрировала значительный прогресс.

Речь идет об очень важных навыках. Развитое мышление о последствиях предполагает, что человек способен понять, к чему приведут те или иные действия, в том числе совместные. А альтернативное мышление означает, что, например, в тех ситуациях, когда кто-то другой не смог бы обойтись, например, без применения силы, музыкант может увидеть и предложить и другой вариант разрешения проблемы.

Итак, человек, у которого есть опыт музыкальных занятий, лучше понимает других людей, он более гибок и чуток, он способен увидеть ситуацию глазами другого. Игра в ансамбле, пение в хоре учат слышать и слушать других, а не только себя. И эти умения, так же как и способность быть гибким и отзывчивым, которую приобретают те, кто занимаются музыкой, может оказаться незаменимым подспорьем, например, в карьере политика или дипломата.

Только если в предыдущей версии ФГОСа эти знания разбивались по классам, то новый ФГОС, который буквально в этом месяце рассматривают для принятия, такой разбивки нет. Есть монолитный единый список требований к предметным знаниям и навыкам ВЫПУСКНИКА начальной школы. Единственное, на что разбиты результаты - на предметные модули. Значит ли это, что учитель сам будет решать, какие знания спрашивать в первом, а какие - во втором классе? Или ФГОС по музыке еще сырой и надо подождать доработок? Пока непонятно никому. Давайте просто посмотрим из любопытства и подождем окончательного минобразовского решения.

Предметные результаты по музыке делятся на следующие модули:

В первом модуле, в элементарной теории , ученик начальной школы должен:

  • уметь классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие, высокие;
  • уметь находить признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций;
  • уметь соотносить названия нот, их расположение на нотном стане (нотоносце) с клавишами фортепианной клавиатуры;
  • уметь классифицировать основные элементы музыкальной речи;
  • различать на слух и называть музыкальные произведения и их фрагменты;
  • определять на слух и называть бытовые жанры музыки: песня, танец, марш;
  • различать интервалы в пределах октавы и находить их в музыкальном материале;
  • исполнять и создавать различные ритмические рисунки;
  • исполнять простые интервалы и трезвучия;
  • исполнятьпо нотам песни с простым мелодическим рисунком.

Народное музыкальное искусство младшеклассник должен знать и понимать в следующем объеме:

  • классификацию народных музыкальных инструментов по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные;
  • уметь определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты;
  • определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству;
  • создавать ритмический аккомпанемент на ударных народных инструментах при исполнении народной песни;
  • исполнять простые выученные попевки и песни;
  • исполнять произведения с различными типами мелодического движения;
  • исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения.

В хоровой музыке должен демонстрировать сформированность следующих умений:

  • определять типы певческих голосов: детские, женские, мужские;
  • определять типы хоровых коллективов по манере исполнения: народный, академический;
  • петь в хоре в удобном для своего голоса диапазоне;
  • исполнять простейшие мелодические каноны п о нотам;
  • узнавать освоенные музыкальные произведения и называть имена композиторов, целое музыкальное произведение или его фрагмент;
  • определять принципы музыкального развития: повтор, контраст, варьирование;
  • исполнять Государственный гимн Российской Федерации.

Разбираться в разновидностях оркестров на следующем уровне:

  • группировать музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные;
  • определять на слух и называть различные оркестровые коллективы;
  • определять на слух и называть музыкальные инструменты различных типов оркестров;
  • различать жанровые разновидности инструментальной музыки;
  • исполнять в составе ансамбля детских музыкальных инструментов мелодии выученных песен, ритмические партитуры.

И, наконец, в синтетических видах искусства уметь:

  • объяснять музыкальные термины: опера, балет, оперетта, мюзикл, ария, речитатив, увертюра, либретто;
  • определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл);
  • узнавать на слух и называть освоенные музыкальные произведения и их композиторов;
  • отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом процессе: композитор, музыкант, дирижер, сценарист, режиссер, актер, художник.

Как видите сами, ФГОС предполагает, что в обычной общеобразовательной школе будет даваться не только познавательная информация о том, что такое музыка и какая она бывает, но и какие-то уроки игры на инструменте. Без инструмента научиться исполнять что-либо по нотам просто невозможно. Даже акапельное пение нуждается в настройке. Именно этот момент вызывает непонимание у педагогов: как возможно научить 20-30 детей исполнять что-то по нотам на музыкальном инструменте, если на азы музыкальной грамоты в школе в любом классе дается 1 час в неделю?

А исполнение в составе ансамбля ДМИ (детских музыкальных инструментов) в качестве предметного результата освоения курса выглядит и вовсе нереально, если учесть, что далеко не каждая обычная школа располагает детским ансамблем.

Уметь различать интервалы в пределах октавы и находить их в музыкальном материале это тоже оторванное от реальности обычной школы требование. Для музыкальной школы - да, вполне обычное. Но для обычной - трудно исполнимое. Хотя бы потому, что педагогов с музыкальным образованием не так уж и много.

Во ФГОС вникала Оля Иванова

По предыдущим классам мы уже разбирали ФГОС по основным предметам. Разборы по ссылкам:

Целенаправленное и систематическое музыкальное воспитание осуществляется в школе на уроках музыки. Само название предмета говорит о том, что он отличается от таких, как математика, физика, химия, биология, имеющих название соответствующих наук. Музыка же является одним из видов искусства, которое и составляет основное содержание предмета. Уроки музыки – это уроки искусства. Вместе с литературой и изобразительным искусством они составляют эстетический цикл.

Тесная связь, существующая между данными видами искусства, определяется тем, что каждое из них своими специфическими средствами раскрывает внутренний мир человека. Поэтому произведения изобразительного искусства, художественное слово помогают передать глубину чувств, идей, воплощенных в музыке. В свою очередь музыка способна вызывать настроения, переживания, созвучные многим произведениям живописи и литературы.

Музыка как школьный предмет прочно связана и с историей. Для понимания музыкальных произведений необходимо знание исторической обстановки, тех социальных проблем, которые, так или иначе, нашли свое отражение в творчестве композитора. Вместе с тем под влиянием музыки создается ощущение сопричастности историческим событиям, что очень важно для понимания истории.

Нравственно-эстетические чувства и убеждения, музыкальные вкусы и потребности;

Знания, навыки и умения, без которых невозможно освоение музыкального искусства (восприятие, исполнение);

Музыкальные, творческие способности, определяющие успех музыкальной деятельности.

Виды деятельности учащихся на уроке музыки и за что ставится оценка на уроке?

Музыкальная культура школьников формируется в процессе активной музыкальной и творческой деятельности, и чем разнообразнее и активнее деятельность детей на уроке, тем успешнее может осуществляться развитие их музыкальных и творческих способностей, формирование интересов, вкусов, потребностей. Поэтому урок музыки включает в себя различные виды деятельности учащихся:

Слушание (восприятие) музыкального произведения (знакомство с музыкальными произведениями различных стилей и жанров, композиторами, исполнителями).

Музыкальное произведение выражает сложный внутренний мир человека. Воздействуя, музыка способна волновать, радовать, вызывать к себе интерес. Радость, печаль, надежда и разочарование, счастье и страдание – всю эту гамму человеческих чувств, переданную в музыке, дети слышат, переживают и осознают.

В процессе данного вида деятельности происходит пробуждение и развитие чувственной сферы ребенка, формирование эмоциональной отзывчивости, что необходимо для его гармоничного развития.

Хоровое, ансамблевое и сольное пение.

Данный вид деятельности способствует не только развитию певческой культуры школьников, но и творческой самореализации каждого ребенка, его общему и музыкальному развитию; воспитанию духовного мира детей; становлению их мировоззрения, формированию будущей личности.

Музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование (для учащихся 1-4 класов)

Наряду с другими видами деятельности музыкально-ритмические движения обеспечивают разностороннее музыкальное развитие учащихся: у них развивается музыкальность, творческие способности, формируются навыки коллективных действий. Воспитательное значение движений под музыку проявляется и в том, что они активизируют чувство ритма, способствуют углубленному освоению музыкального материала урока. С помощью движений школьники передают характерные особенности произведения.

Рисование музыки и под музыку (для учащихся 1-5 классов)

Сбор портфолио творческих работ (для учащихся 5-9 классов)

Традиционным является домашнее задание по сбору художественной коллекции, где ребята к музыкальному произведению, звучащему на уроке, подбирают примеры произведений различных видов искусства, сходных по художественному образу.

Ребята 6-9 классов работают над проектами.

Данный вид деятельности подразумевает самостоятельную познавательную деятельность школьника, которая обеспечивает подлинное гармоничное развитие личности каждого конкретного ребенка по его индивидуальной траектории. Выбирается он детьми по желанию и материал собирается по выбору самого ребенка.

За что же ставятся оценки на уроке музыки?

Оценка на уроке музыки – это показатель активности включения ребенка в процесс постижения и восприятия музыки. Эмоционально-осознанное восприятие музыкального произведения способствует более глубокому проникновению в его содержание и осмыслению его идеи. Каждый ребенок вносит что-то свое в процесс общения с искусством. Именно это обуславливает воспитывающее воздействие музыки.

Поэтому при выставлении оценки учитывается насколько активно ребенок включался в различные виды деятельности на уроке:

слушание, исполнение, обсуждение и анализ услышанного (исполненного);

выполнение творческих заданий, как дома, так и на уроке (в том числе и проектная деятельность);

кроме того, урок музыки не исключает и такие формы контроля знаний учащихся, как музыкальная викторина (определение на слух музыкального произведения и композитора), проверочная работа и контрольные тексты по материалам урока, которые предполагают знание материала учебника и музыкального словаря.

Критерии определения результативности музыкальной деятельности школьников:

степень развития эмоционального восприятия учащимися музыкальных произведений различных стилей и жанров;

степень сформированности осознанного отношения у школьников к явлениям музыкального искусства (основные категории и понятия, специфика языка);

степень развития индивидуально-оценочных суждений о содержании музыкальных произведений, об их нравственных ценностях, о современности звучания шедевров музыкальной классики;

степень развития у школьников музыкальности, творческих способов деятельности, навыков коммуникативной культуры, потребности общения с музыкой.

При этом при выставлении оценки учитывается индивидуальная траектория развития конкретного ребенка, т.е. каким он был вчера и каким стал сегодня.

Зачем моему ребенку уроки музыки?

Сегодняшний школьник современного бурно меняющегося мира совсем иной, чем был раньше. Он опережает своих предшественников в физическом развитии, но, увы! Отстает в духовно-нравственном плане. К тому же новые условия современной жизни не способствуют духовному здоровью детей.

В воспитании духовной культуры и нравственного облика учащихся особенно велика роль уроков музыки, с наибольшей силой, воздействующей на эмоциональный мир школьника, его нравственные и духовные качества, облагораживающие его душу. Уроки музыки способствуют формированию богатого духовного мира учащихся, развивают художественный вкус, эстетические потребности, воспитывают духовно и нравственно.

Музыка в системе общего образования – основа процесса воспитания духовности школьников. Приобретаемые на уроке музыки знания, умения и навыки становятся личностным духовным достоянием, в своей ценностной данности превращающегося в основу духовного роста и самоутверждения.

При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем. Развитие вышеперечисленных способностей необходимо в любой созидательной сфере человеческой деятельности, делает жизнь человека одухотворенной, яркой, интересной, разумной.

Сформированные навыки активного диалога с музыкальным искусством становятся основой процесса обобщения и переосмысления накопленного эстетического опыта.

Изучение предмета строится по принципу концентрических возвращений к основам музыкального искусства, изученным в начальной школе, их углублению и развитию. В процессе восприятия музыки происходит формирование перехода от освоения мира через личный опыт к восприятию чужого опыта, осознания богатства мировой музыкальной культуры, становление собственной творческой инициативы в мире музыки.

  • формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира;
  • развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти, ассоциативного мышления, фантазии и воображения;
  • развитие творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально- пластическое движение, импровизация и др.)

Отличительная особенность смысловой педагогики – направленность на формирование мотивационно-смысловой стороны учебной деятельности. Способами, обеспечивающими формирование адекватных смыслов, являются организация обучения, становление активной жизненной позиции учащихся, развитии потребности в знаниях и познании, приоритете мышления над репродукцией заученного. Процесс обучения трансформируется из пассивного усвоения знаний от педагога в активный процесс саморазвития личности учащегося.

Именно поэтому основной единицей содержания образования становится проблемная ситуация в единстве предметности и социальности.

Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения содержания курса обучения. Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, т.е. таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень актуально в наше время, потому что в современном мире требуется такие качества человека как мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.

Возникает необходимость создания метапрограмм – программ совместной учебной деятельности учащихся, реализующихся в процессе решения ситуационных заданий и направленных на разрешение конкретно личностно значимых проблем учеников.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.

Универсальные учебные действия:

Функции универсальных учебных действий:

  1. Обеспечение возможности учащегося самостоятельно осуществлять деятельность, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
  2. Создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности.
  3. Обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков формирования картины мира и компетентности в любой предметной области познания.

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить ключевые блоки: личностные действия, познавательные действия, регулятивные действия, коммуникативные действия, знаково-символические действия.

Личностные действия – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащегося (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения). Включает в себя 3 понятия: 1. личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; 2. смыслообразование – установление связи между целью учебы и ее мотивом, т.е. ради чего осуществляется учебная деятельность; 3. нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания и обеспечивающего личностный моральный выбор.

Регулятивные действия – обеспечивает организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные действия включают в себя:

  1. общеучебные универсальные действия (выделение и формулирование познавательной цели, поиск информации, структурирование знаний, построение речевого высказывания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса, постановка проблемы, моделирование).
  2. логические универсальные действия (анализ объектов выделения признаков, синтез, классификация объектов, установление причинно-следственных связей, логическая цепь рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование).
  3. постановка и решение проблемы (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.).

Приобщение к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному, профессиональному музыкальному творчеству – способствует формированию целостной художественной картины мира, воспитанию патриотических убеждений, толерантности жизни в поликультурном обществе, развитию творческого, символического, логического мышления, воображения, памяти и внимания, что в целом активизирует познавательное и социльное развитие учащегося.

Коммуникативные учебные действия – обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество.

Моделирование, как универсальное учебное действие (знаково-символические действия).

Моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графические или знаково-символические).

Соответственно важно, чтобы учащиеся умели строить, использовать, декодировать (считывать информацию) схемы, модели.

Использование разных знаково-символических средств для выражения одного и того же содержания, выступает способом отделения содержания от формы, что всегда рассматривалось в педагогике и психологии в качестве существенного показателя понимания учащимися задачи.

Мелодия – это мысль, выраженная в знаково-символическом виде, т.е. с помощью звуков. Именно, в интонационном зерне кроется основная идея всего музыкального произведения. Соответственно, слушая музыкальное произведение на уроке, необходимо, прежде всего, обращать внимание на интонационный анализ.

Важным моментом в организации урока является постановка темы в качестве не конкретного утверждения, а проблемы, которая решается в процессе урока. Ученикам важно видеть и ставить проблемы окружающей их жизни, уметь находить возможные пути их решений через искусство.

Любое чувство – это результат, реакция человека на какие-либо события или явления жизни, его эмоциональная оценка, следствие сознательных и подсознательных мыслительных процессов человека. Следовательно, общаясь с искусством, нужно думать, оценивать, анализировать и обсуждать, не само чувство, а причины породившие его. В результате содержанием музыкального произведения окажутся не только чувства, а общечеловеческие ценности духовного порядка, выраженные в чувствах .

Таким образом, ученик познает музыкальное произведение как воплощение морально-нравственных понятий, что ведет к глубокому осмыслению музыки и духовному росту ученика.

Известно, что в общеобразовательной школе готовится подготовленный слушатель, а не исполнитель, поэтому важно сформировать у учеников навыки активного слушания. В основе слушания музыки заложен интонационный анализ. Музыкальная интонация – способ самовыражения человека, способ передачи информации эстетического, этического и нравственно-морального содержания, способ общения между людьми. Интонация – это зерно смысла заложенного композитором. В интонации заложена оценка человеком окружающего мира и самого себя и способ передачи этой оценки другим людям. На основе этой мысли возникает музыкальный образ. Особая ценность музыкального образа, в том, что он возникает в воображении, поэтому у каждого человека получает свое особое воплощение.

Изучение музыки дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (историей и обществознанием, русским языком и литературой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой). Возникает так же возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектно-исследовательской деятельности на материале музыкального искусства.

Читайте также: