Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология в школе

Обновлено: 03.07.2024

Автор: Микуланинец Любовь Митрофановна

Населенный пункт: Белгородская область, с. Старая Безгинка

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из главных задач в современной системе образования. Педагог обязан воспитать у юного поколения уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, к культурному наследию родного края.

Современные школьники заметно отличаются от прежних поколений. Они увлекаются компьютерными технологиями, современными видами искусства. Частенько мораль, нравственные ценности уходят на второй план, поэтому новая российская школа должна стать сосредоточием гражданской, духовной, культурной жизни школьника. Воспитание человека формируется во время урочной, внеурочной и внешкольной деятельности. Чтобы занять достойное место в обществе, педагоги стараются помочь каждому ребёнку занять активную жизненную позицию, вовлекая его в поисково-исследовательскую, экскурсионную и информационно - пропагандистскую деятельность. [3, cтр. 10-15].

В задачи музейной педагогики входит:

-воспитание у школьников представления о музее;

-формирование знаний в области истории, воспитание чувства национального самосознания и любви к истории родного края;

-формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

Включение музеев в образовательный процесс - дело не такое простое, как кажется на первый взгляд. Создание музея – сложнейшая работа, состоящая из нескольких этапов: выбор помещения, сбор экспонатов, оформление музея, разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления обучающихся с экспонатами; разработка плана работы, в котором предусматриваются не только занятия с детьми, но и мероприятия для родителей, а также выставки, выбор экскурсоводов среди педагогов и самих школьников.

Школьный музей отличается от государственных музеев. А отличается он тем, что самым тесным образом связан с образовательно-воспитательным процессом той школы, в которой он находится. В чём его преимущество? Во-первых, он находится непосредственно в стенах школы. Во-вторых, собранные материалы можно использовать на уроках. В-третьих, его экспонаты пополняются самими посетителями, то есть учениками, учителями, родителями. Иными словами, школьный музей – это живой, постоянно развивающийся организм, являющийся частью учебно-воспитательного процесса [1, cтр. 34-35].

Цель нашего школьного музея – духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся, охрана исторических памятников, восстановление культурного наследия. У нас небольшой музей, занимает одну классную комнату, но в нём собраны подлинные экспонаты культуры Новооскольского края.

Профиль музея – краеведческий, в нём несколько разделов.

Культура и быт родного края.

В этом разделе экспонаты быта: пряха, гребни, домашняя утварь, лапти, керамические изделия, станочный челнок, сапожная колодка, безмен, рубель, кувшины, подсвечник, ступа для сбивания масла, коромысло, утюг, патефон, керосиновая лампа, примус.

Экспонаты культуры края: цветные платки, вышитые рушники, набожник, национальный костюм, скатерть, коллекция монет и бумажных денежных купюр разных лет.

История края в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годы

Раздел содержит каски, снаряды, патроны, осколки снарядов и бомб, гильзы. Имеются письма с фронта, грамоты, фотографии ветеранов войны, книга памяти, фляжки для воды, саперные лопатки, штыки от винтовок и др.

Фонд музея со сменными экспозициями позволяет готовить различные выставки и использовать их в качестве дополнительного материала к уроку или внеклассному мероприятию. Посредством музея создаётся обратная связь между учеником и учителем, классом и классным коллективом. Актив музея помогает учителю в подборе необходимого материала для тематических классных часов, разрабатывает экскурсии по музею, создаёт презентации по различным темам, проводит беседы.

Работа по военно-патриотическому воспитанию ведётся круглый год. Велика роль музея в поддержании связи поколений. Музейные реликвии рассказывают о героических подвигах участников военных действий. К 75-летней годовщине Победы в Великой Отечественной войне учащиеся нашей школы провели поисковую работу. Были найдены родственники солдат, похороненных в центре нашего села. Традиционными стали мероприятия, посвященные знаменательным датам в истории нашей страны, на которые приглашаются ветераны войны (их осталось очень мало) и труда, участники локальных войн. Их рассказы не получается слушать без слёз. Учащиеся пишут сочинения, предварительно поработав с архивными документами. Дети не просто пополняют знания определёнными сведениями, они прослеживают путь, историю своего рода.

- активная пропаганда деятельности школьного музея, как средство воспитания подрастающего поколения;

- развитие интереса к истории и культуре родного края;

- укрепление связей школьного музея с музеями района и памятными местами.

Для ознакомления с подробностями Прохоровского сражения проводятся музейные уроки, создаются презентации. Благодатным материалом являются подлинные документы об истории создания памятника погибшим воинам и памятной стелы с именами наших земляков, не вернувшихся с войны.

Экскурсии – одно из направлений деятельности нашего музея. Они дают богатейший материал для практического опыта. Тематика разнообразна:

1. Культура и быт края.

2. Память потомков.

Через конкретные дела патриотической направленности создаём детям все условия для самовыражения и самореализации личности. Интегрированные уроки с элементами краеведения, тематические экскурсии по родному краю, музейные уроки расширяют кругозор учащихся, развивают у них познавательный интерес, дают нам большие возможности для того, чтобы сделать процесс обучения и воспитания школьника активным, содержательным, насыщенным познавательной деятельностью

Результатом использования средств музейной педагогики может стать:

- увеличение количества и повышение качества работ, выполняемых учащимися по самостоятельно выбранной теме или проблеме (проекты, учебные исследования, рефераты, презентации);

- повышение самооценки, самоутверждения, уверенности в себе;

- умения публичного выступления перед аудиторией;

- рост интереса обучающихся к сохранению и поддержанию истории и традиций родной школы, родного города;

- повышение интереса к учебе, стремление к достижению новых высоких результатов [2, cтр. 84-85].

Хочется отметить, что музейная педагогика значительно расширяет возможности учителя в решении задач, связанных с историческим образованием. Школьный музей - большой образовательный потенциал, способствующий возрождению самосознания и патриотизма, пониманию детей значимости родного края в истории Белгородчины и страны.

Список литературы

1.Музейная педагогика. // Под ред. Н.М. Ланковой // Работа со школьниками в краеведческом музее. - М., 2001. - Стр.34-37.

2.Музей и школа. // Под ред. Т.А.Кудриной. М.: Просвещение, 1985. –192 с.

3.Следзевский И.В. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия. // Преподавание в школе. - №7. – 2007, - Стр. 10-15.

Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности всех ступеней образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательного процесса. Одной из новых отраслей современной педагогической науки, которая активно внедряет такие инновации в школьную практику, есть музейная педагогика.

ВложениеРазмер
Музейная педагогика. 27 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №62 г. Воронеж

В последнее время отечественная педагогическая наука терпит значительные изменения в контексте внедрения новых форм, методов и приемов организации учебной деятельности. Одной из новых отраслей современной педагогической науки, которая активно внедряет такие инновации в школьную практику, есть музейная педагогика.

Музейная педагогика – это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя.

Почему в образовательных учреждениях на современном этапе большое значение уделяют музейной педагогики? Ответ прост: в наше непростое время необходимо развивать и повышать нравственные и патриотические чувства молодого поколения. Именно музейная педагогика оказывает большую помощь в процессе воспитания личности. На своих уроках, я всегда делаю акцент на понятиях гражданственность, патриотизм, толерантность, на проблемах, связанных с этими понятиями. Школьный музей помогает мне на этом поприще. Именно с помощью музейной педагогики я вижу возможность формирования гражданско-патриотических чувств у учеников. Воспитание обучающихся на примерах истории, осмысливание опыта предшествующих поколений является гарантом того, что патриотизм и гражданственность будут всегда нормой общества.

Цели музейной педагогики в школе:

  1. Развивать эмоциональную сферу детей и воспитывать у учащихся любовь к родному краю;
  2. Формировать у учащихся способность проникать во внутренний мир (предназначение, историю, пользу, культурно-экономическое значение) предметов, постигать их истинную ценность;
  3. Воспитывать у учащихся элементы исторического сознания;
  4. Формировать у учащихся конкретные знания в области истории, воспитывать у учащихся чувства национального самосознания и любви к истории родного края. Таким образом, музей в школе является средством творческой самореализации личности, маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур.

Как учителю истории и обществознания мне часто приходиться сталкиваться с тем, что многие учащиеся не могут, или плохо справляются при работе с источником, исторической картой или учебником, с трудом сравнивают, обобщают изученный материал, не всегда умеют устанавливать причинно-следственные связи. Таким образом, активизация познавательной деятельности на уроках истории и обществознания относится к наиболее актуальным проблемам современной педагогики. Необходимо развивать познавательную активность на уроке. Школьный музей – прекрасное средство для повышения учебной мотивации учащихся, расширения их кругозора, формирования навыков, необходимых в научно-исследовательской и проектной деятельности. Музейная педагогика предполагает проведение уроков по различным научным дисциплинам (биология, история, физика, музыка, природоведение, художественная культура) в помещении музея или с использованием экспонатов на базе школы. Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей в специально организованной предметно – пространственной среде, она дает учителю возможность:

-осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;

-сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;

-раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;

-объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;

-организовать интересные уроки и дополнительные, внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее.

Таким образом, музейная педагогика – это целый комплекс образовательных и воспитательных мероприятий, применяемых на практике, основывающихся на всестороннем использовании материалов как школьных, так и городских музеев.

Главной целью обучения с использованием средств музейной педагогики я считаю - расширение познавательного интереса к предмету и повышение мотивации учебной и внеурочной деятельности, а вышеперечисленные формы работы повышают уровень образовательного процесса. Музейные уроки проводятся в завершение темы при обобщении материала или, напротив, в начале новой темы, чтобы вызвать еще больший интерес. У учащихся формируются яркие, чёткие образы, возникает интерес к изучаемому материалу, а так же лучше закрепляются знания.

Работая в данном направлении, можно с уверенностью сказать, что учащиеся с интересом будут заниматься в школьном музее, особенно когда сами являются участниками творческого процесса, при этом будет повышаться их культурный уровень, возникнет потребность в получении новых знаний.

Наш школьный музей был организован в 1998 году. Сначала это была музейная комната, которая хранила архивные документы о школьной жизни с 1963 года (год открытия начальной школы). Велась большая поисковая работа по сбору школьных аттестатов того времени, грамот, фотографий, списков учителей и учеников. В ходе поиска учащиеся школы заинтересовались сбором предметов крестьянского быта. Музейная комната для выставки таких объемных экспонатов стала мала. В 2008 году администрацией школы был выделен отдельный кабинет под школьный музей.С 2017 года на базе школьного музея ведется курс внеурочной деятельности.

В нашей школе музей является составляющей частью воспитательной работы по формированию и развитию патриотизма и гражданской позиции учащихся. Посредством музея создаётся обратная связь между учеником и учителем, классом и классным коллективом, актив музея помогает учителю в подборе необходимого материала для тематических классных часов, разрабатывает тематические экскурсии по стендам музея. Фонды музея со сменными экспозициями позволяют готовить многочисленные выставки и использовать их как дополнительный материал к уроку. Работа по военно-патриотическому воспитанию ведется круглый год. Традиционными стали мероприятия, посвященные знаменательным датам в истории нашей страны. На мероприятия приглашаются ветераны войны и труда, участники локальных войн.

Музей также координирует связь с такими общественными организациями как районная и городская библиотеки, Советом ветеранов микрорайона Березовая роща.

- увеличение количества и повышение качества работ, выполняемых учащимися по самостоятельно выбранной теме или проблеме (проекты, учебные исследования, рефераты, презентации);

- повышение у учащихся самооценки, самоутверждения, уверенности в себе;

- умения публичного выступления перед аудиторией;

- рост интереса обучающихся к сохранению и поддержанию истории и традиций родной школы, родного города.

- повышение интереса к учебе, стремление к достижению новых высоких результатов;

Таким образом, музейная педагогика играет позитивную роль в обучении истории и воспитании подрастающего поколения. Музей способствует формированию личности обучающихся, воспитанию гражданина и патриота, достойного человека общества. Работа в музее формирует нравственное отношение к прошлому. К прошлому, без осмысления которого, нельзя понять настоящее и предвидеть будущее.

И в заключении, хочется отметить, что музейная педагогика значительно расширяет возможности учителя в решении задач, связанных с историческим образованием. Школьный музей, как и любой другой музей, способствует возрождению самосознания, патриотизма, понимания учениками значимости своего родного города в богатой истории Воронежского края и страны, ориентируют школьника на гражданские патриотические ценности.


В последнее десятилетие в российских школах все больше становится паспортизированных музеев. Поэтому особое внимание в системе образования уделяется музейной педагогике как инновационной педагогической технологии. Она становится всё более привычной в практике историко-краеведческого, гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания личности в едином образовательном процессе. Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям, изучению истории родного края, воспитанию патриотизма подрастающего поколения, творческое развитие личности.

Музейная педагогика — это интегративная область, которая включает в себя научно — исследовательскую и музейную практическую деятельность. Она тесно связана с такими дисциплинами, как история, музееведение, культурология и др.

Задачи музейной педагогики:

– развитие эмоциональной сферы детей и воспитание любви к малой родине;

– воспитание у школьников элементов исторического сознания;

– формирование конкретных знаний в области истории, воспитание чувства национального самосознания и любви к истории школы, города, родного края.

Современная музейная педагогика использует различные формы, методы и технологии. Базовыми формами культурно — образовательной деятельности музея являются: экскурсии, лекции, консультации, конференции, клубы, кружки, конкурсы, встречи с интересным человеком, литературные вечера и праздники (по М. Ю. Юхневичу). Чтобы приобщить ребёнка к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, нужно погрузить школьника в культурно-историческое пространство. Особая роль в этом принадлежит музею.

Школьный музей позволяет комплексно решать вопросы воспитания, обучения, развития и духовно-нравственного оздоровления обучающихся на основе создания педагогически целесообразно организованной развивающей образовательной среды. Эта среда не только организация экскурсий, но и собирание, и изучение (исследование) музейных предметов и артефактов в процессе совместной краеведческой деятельности детей и педагогов. Развивающая образовательная среда школьного музея позволяет интегрировать содержание, формы организации общего и дополнительного образования, педагогические технологии и методы деятельности, знания различных научных областей, формировать предметные, метапредметные и ключевые компетенции школьников, развивать навыки межличностной коммуникации, обеспечивая поэтапное и последовательное развитее личности.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач музея образовательного учреждения.

Мой опыт работы в школе убедительно доказывает, что музей образовательного учреждения сегодня является важной частью преподавания предметов история, история Башкортостана и обществознание.

Музей реализует следующие направления работы:

К 70-летие Победы Советского народа в Великой Отечественной войне и открытию мемориальной доски Героя Советского Союза Орсаева Е. О. в селе Камеево были организованы торжественные мероприятия.

Экспозиция музея систематически используется в учебном процессе. Подлинные материалы музея, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся.

Музей образовательного учреждения является центром патриотического, гражданского, этнокультурного воспитания подрастающего поколения, центром жизни школы и села. Деятельность музея направлена на бережное сохранение прошлого, на сохранение наследия своего народа, восстановление традиций своего края и помогает детям расти настоящими гражданами и патриотами своего края, своей страны.

Основные термины (генерируются автоматически): музейная педагогика, Великая Отечественная война, музей, Афганистан, баз музея, образовательное учреждение, авторская программа, Российская Федерация, Советский народ, Советский Союз.

Похожие статьи

Музейная педагогика в школе | Статья в журнале.

Ключевые слова:музейная педагогика, школьный музей, виртуальный музей, виртуальная

‒ музейная педагогика — научная дисциплина на стыке музееведения

Важно, чтобы работа музея велась по специально отработанной, рассчитанной на длительный срок программе.

Музей боевой славы как инновационная форма работы по.

Как научная дисциплина музейная педагогика, на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривает музей как образовательную систему, то есть она способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи.

Компонент гражданско-патриотического воспитания — музейная.

Музей общеобразовательного учреждения — это прежде всего центр всей воспитательной

Через исследование и изучение предметов музейного быта, встреч с ветеранами

Суворовцы активно участвуют в беседах, творческих вечерах с ветеранами войны и труда, бывшими.

Морская доблесть континентального города: региональный фактор.

школьный музей, музей, Российская Федерация, музейный фонд, историко-культурный стандарт, Великая Отечественная война, воспитательная работа, локальная история, образовательное учреждение, отечественная.

Музей как инновационное образовательное пространство школы

музей, экскурсия, музейная педагогика, музейная экскурсия, ценность, образовательная деятельность, музейное учреждение, мировая

школьный музей, музей, Российская Федерация, музейный фонд, историко-культурный стандарт, Великая Отечественная война.

Патриотическое воспитание детей с ОВЗ посредством музейной.

детский сад, музейная педагогика, Великая Отечественная война, музей, ребенок, Боевая слава, ветеран ВОВ, патриотическое воспитание

‒ музейная педагогика — научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как.

Музей сельской школы — центр патриотического воспитания

В музее представлен богатый материал по истории Великой Отечественной войны. Причем его тематика напрямую связана с историей

Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, музей, ученик, история, родная школа, патриотическое.

Роль музея как образовательного учреждения в формировании.

школьный музей, музей, Российская Федерация, музейный фонд, историко-культурный стандарт, Великая Отечественная война, локальная история, образовательное учреждение, отечественная история, воспитательная. Музейная педагогика в школе | Статья в журнале.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на

Основные термины (генерируются автоматически): школьный музей, Советский Союз

С огромным желанием посещаем Государственный музей Маршала Советского Союза Г. К.

Дата публикации: 28.09.2018

Использование музейной педагогики как инновационной педагогической технологии

в урочной и внеурочной деятельности учителя-словесника

Когда человек мыслит, он сомневается, но он уверен, когда действует.

Одним из значимых социальных институтов, способствующих культурному развитию и социализации личности, является музей. Он выступает особой образовательной средой, которая формирует у ребёнка представления о мире, развивает способность наблюдать, систематизировать, классифицировать, синтезировать и генерировать полученную информацию в процессе собственной жизни и деятельности.

Изменение представлений о значении образования приводит к необходимости создания новых форм образовательного процесса, одной их которых является музейная педагогика. Ей в последнее время уделяется всё больше внимания в теории и практике образования. Она обладает рядом потенциальных возможностей. Преимущества воспитания обучающихся средствами музейной педагогики состоят в том, что она позволяет восполнить пробелы в воспитании, решить множество проблем в образовании и усилить практико-ориентирующую составляющую образования в современной школе, реализовать образовательную, воспитательную, развивающую, социокультурную функции школы в целом и гуманитарных предметов в частности.

Основной целью музейной педагогики является приобщение подрастающего поколения к деятельности музея и создание условий для развития творческой личности путём включения в многообразную его деятельность. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Отличительными чертами обучения музейной педагогики является нетрадиционность и добровольность, а особенностью – возможность максимально реализовать способности обучающихся и удовлетворить их интересы. Наиболее эффективными формами работы в рамках музейной педагогики являются массовые (экскурсии, факультативные занятия по русскому языку и литературе, музейные уроки развития речи, нестандартные уроки, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, краеведческие игры, поездки по музеям и городам), групповые ( школьные конференции , исследовательская деятельность детей, а также их участие в различных конкурсах, олимпиадах и фестивалях) и индивидуальные ( подготовка докладов, рефератов, запись воспоминаний, наблюдение за жизнью и бытом, обычаями и традициями изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, написание творческих работ в форме сочинений, эссе, переписка с ветеранами, персональные выставки обучающихся). Благодаря средствам музейной педагогики процесс усвоения знаний становится увлекательным и интересным, а предмет оживает на глазах у детей.

При организации и проведении уроков и факультативных занятий в пространстве музея необходимо учитывать следующие исторически сложившиеся принципы музейной педагогики:

Интерактивность – основной методологический приём в работе школы с современным музеем, когда он перестаёт быть только хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания. Поэтому наиболее логично и эффективно использовать интерактивность на уроках и факультативных занятиях по русскому языку и литературе. Это, безусловно, открывает новые возможности обучения и воспитания.

Музейная технология даёт неограниченные возможности учителю для проведения нестандартных уроков. Это урок в музее, урок-описание экспоната музея, урок-защита проекта, презентация поискового материала, интегрированные уроки с использованием музейных материалов. К нетрадиционным формам проведения урока, применяемым в музейной педагогике и моей практике, относятся:

  • интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;
  • уроки в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин;
  • уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж;
  • уроки на основе нетрадиционной организации и представления учебного материала: урок доброты, урок мужества, урок мудрости, урок-презентация;
  • уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз;
  • уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок-суд, расследование, диалогическая дуэль.

Одно из золотых правил музейной технологии - это развитие исследовательской деятельности обучающихся, которая способна помочь ребёнку стать творческой личностью, сформировать систему ценностей, где главными оказываются не показатели достатка, а человеческие отношения. Ежегодное участие в научно-практических конференциях помогает как учителю, так и обучающемуся овладевать новыми знаниями, совершенствовать уже накопленный опыт и формировать гармонично развитую личность.

Успехи воспитательной деятельности связаны, прежде всего, с тем, насколько владеет педагог умениями развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать атмосферу творчества, групповой ответственности. Характер педагогической деятельности постоянно ставит учителя в коммуникативные ситуации, требуя проявления качеств, способствующих эффективному межличностному взаимодействию. К таким качествам можно отнести эмпатию, рефлексию, гибкость, общительность, способность к сотрудничеству. Именно эти качества стимулируют состояние эмоционального комфорта, интеллектуальной активности, творческого поиска. В то же время эти качества составляют гуманистический потенциал учителя и способствуют всестороннему гармоническому развитию личности каждого ребёнка, обеспечивая целесообразность и эффективность педагогического взаимодействия, повышение качества образования, формирование гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения – главной цели современной школы, выполняющей социальный заказ общества. [5]

Привлечение педагогами музейных материалов в учебный процесс делает уроки более интересными, выразительными, запоминающимися. Но главное то, что у обучающихся повышается мотивация к учебной деятельности. Отличается обычный классный час от экскурсии, проведённой в музее, или виртуальной экскурсии с использованием музейного экспоната, когда музейные предметы – вещи, ценности – выступают в качестве источника информации о людях и событиях, способны воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как позволяют проникнуть в дух прошлого, в мир творца. Только так можно проложить мостик к сердцу ребёнка и так формируются правильные жизненные ориентиры, происходит приобщение к вечным ценностям жизни. В этом суть музейной технологии. Взяв музейный предмет в руки, ученик может почувствовать свою сопричастность с прошлым, что вызывает эмоциональный всплеск, поскольку предмет хранит энергию того или иного исторического события. Музейные экспонаты расширяют возможности учебного процесса, способствуют формированию языковой и духовной культуры школьников, умению мыслить, грамотно и хорошо говорить.

Расскажу о некоторых уроках, проводимых в рамках музейной педагогики.

Таким образом, музейная педагогика как инновационная педагогическая технология помогает прожить ребёнку не одну свою жизнь, а сотни других жизней, помогает войти ему в сферу культуры, где нет места вандализму. Она помогает отгадывать загадки, оставленные старинными вещами наших предков. Музейная педагогика - это интеграция музея в систему образования.

1. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие. М., 2004.

3. Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции. М., 2009.

4. Троянская С.Л. Музейная педагогика и её образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности: Учебное пособие. Ижевск, 2007

Начался новый век, но культура по-прежнему не входит в число приоритетов в нашей стране. Проблемы науки, образования, духовности отодвинуты на задний план под давлением экономики и всего, что с этим связано. Большой вред национальной культуре России нанесла и массовая западная культура. Вспоминаются слова известного режиссера Ю.Темирканова, который так охарактеризовал нынешнее духовное состояние общества: “Если вы сегодня включаете телевизор – понимаете сразу, как мы пали. Страна, которая дала миру Пушкина, Достоевского, Толстого, Чайковского, Мусоргского, сейчас превратилась в помойку западной культуры… Вся помойка Запада пришла к нам, и наши дети растерялись, потому что они не знают, что такое хорошо и что такое плохо, они не понимают, что такое настоящая культура. Потому что мы запутали детей телевизором, газетами. Мое поколение обмануть довольно сложно. Мы, к счастью, учились в хороших школах и у хороших учителей. И мы знаем, что такое хорошо и что такое плохо”. Что же делать в сложившейся ситуации? Как вернуть ребенка к истокам культуры, к пониманию духовных ценностей, к тому, что хорошо, а что плохо?

Чтобы приобщить ребенка к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, нужно погрузить школьника в культурно-историческое пространство. Особая роль в этом принадлежит музею, именно он приходит на помощь образованию. Он выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры. Поэтому очень важен процесс интеграции музейного дела, образования и культуры. Сливаясь в единое цело, музей и образование формируют духовность человека.

Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится все более востребованной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Стремление к гуманитарному обновлению образования, ориентированному на сотрудничество музея и школы, составляет основу новой образовательной парадигмы XXI века.

Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и учащиеся 1–11-х классов. Музейные предметы – вещи, ценности – выступают в качестве источника информации о людях и событиях, способны воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как позволяют проникнуть в дух прошлого ,в мир творца. Так прокладывается мостик к сердцу ребенка, так формируются правильные жизненные ориентиры, происходит приобщение к вечным ценностям жизни. В этом суть музейной педагогики. Кроме того, сегодня музей становится средством приобщения человека к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий. Продолжая оставаться местом хранения реликвий, раритетов музей становится базой для общения, формирования нравственных ориентиров, воспитания человека высокой культуры.

Актуальность музейной педагогики определяется особой важностью на современном этапе реализации непрерывного школьного образования учащихся средствами интеграции учебно-воспитательной работы с музейной деятельностью и недостаточным вниманием к этой проблеме как в научных исследованиях, так и в массовой практике. Мы считаем, что в эпоху массового снижения нравственных ценностей необходимо воспитывать духовность, гражданственность и патриотизм через приобщение школьников к нетленным ценностям, которые хранит музей. Музейная педагогика как область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения, осуществляет связь прошлого с настоящим и будущим, несет в мир то лучшее, что накопило человечество.

1.2. Тема инновационной работы.

Одной из главных задач современного образования становится создание условий для выработки у учащихся позиции созидания; позиции не стороннего наблюдателя, а заинтересованного исследователя; позиции личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию; позиции не столько механического запоминания исторического и прочего материала, а его понимания и эмоционально-нравственной оценки.

Поэтому тема нашей инновационной работы – “Музейная педагогика как форма взаимодействия школы и местного социума”.

1.3. Проблема исследования. Научная и практическая значимость ее решения для развития системы образования.

На сегодняшний день в нашем прагматичном обществе назрела проблема в формировании гуманной личности, способной видеть и творить прекрасное, самостоятельно решать возникающие проблемы, готовой к самореализации и творчеству. Все эти качества присутствуют у детей, обладающих богатым творческим потенциалом, с развитым чувством художественно-эстетического восприятия окружающего мира и способных к нестандартному подходу при решении разнообразных задач.

Дети представляют собой потенциал общества, от их способностей зависит какой сформируется научная, техническая и культурная сфера России.

Проблема развития творческого потенциала детей не нова, но в настоящее время особенно актуальна, так как художественно– эстетическое воздействие на ребенка оказывает, в основном, телевидение. В жизни школьника практически отсутствуют театры, музеи, которые являются важной составляющей в развитии у детей чувства прекрасного, потребности видеть красоту вокруг себя и умение творить ее самому.

  • разработка теоретической основы и определение комплекса педагогических условий при реализации социализирующей функции в интеграции основного образования с музейной деятельностью;
  • теоретическое обоснование и проверка модели школьника-музееведа с выделением типологии следующих видов деятельности: экскурсоводы, корреспонденты, журналисты, музееведы, исследователи, фотографы;
  • выявление взаимосвязи школьного и семейного воспитания учащихся на базе современного музея.
  • Практическая значимость:
  • создание комплекса школьных интегрированных образовательных программ, ориентированных на реализацию социально-педагогической функции;
  • разработка и выпуск учебных пособий, методических рекомендаций, сценариев, дидактических материалов, технологических карт, маршрутных листов для практических занятий, самостоятельной работы школьников и т. д.
  • создание альбомов памяти.

Таким образом, данный проект является актуальным и носит инновационный характер – направленность на будущее.

1.4. Объект исследования – учащиеся МОУ СОШ № 6.

1.5. Предмет исследования – эффективность влияния средств музейной педагогики на формирование у школьников ценностного отношения к культурно– историческому наследию.

1.6. Цель инновационной работы.

Цель музейной педагогики – создание условий для развития свободной, творческой, инициативной личности школьника путем включения ее в многообразную деятельность музея

Если учебно-воспитательный процесс в школе будет организован с использованием музейных педагогических технологий, будут реализованы специальные музейно-образовательные, культуротворческие программы , то будут достигнуты высокие результаты в художественно– эстетическом развитии детей, их самореализации. Наш выпускник

– научится видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культуры;
– будет понимать взаимосвязь исторических эпох и свою причастность к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым;
– будет уважительно относиться к другим культурам;
– будет обладать повышенным уровнем образованности, разбираться в системе духовных и культурных ценностей народа.

1.8. Задачи инновационной деятельности:

  • Расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике;
  • Гармонизация развития творческой личности;
  • Сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям; воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
  • Создание новой музейной аудитории; расширение пространства влияния музея;
  • Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
  • Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
  • Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
  • Освоение нового типа учебных занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;
  • Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.

1.9. Этапы исследования.

Работа инновационной площадки рассчитана на 3 года. И подразумевает следующие этапы своего внедрения:

1-й этап – подготовительный: разработка методологических основ обеспечения и формирования базы для инновационной работы, диагностика затруднений учителей, выявление противоречий в образовательном процессе.

Функционирование системы непрерывного образования “школа – музей – школа”.

2-й этап – создание особого воспитательного пространства, где педагоги реализуют специальные музейно-образовательные, культуротворческие программы, экскурсионно-выставочную работу, апробируют музейные педагогические технологии для развития свободной, творческой, инициативной личности школьника. В результате работы планируется:

  • апробация новых форм музейной коммуникации, нетрадиционных форм проведения уроков;
  • организация краеведческой работы на базе музея как комплексного средства обучения и воспитания подрастающего поколения;
  • создание комплекса школьных интегрированных образовательных программ, факультативных курсов, ориентированных на реализацию социально-педагогической функции;
  • разработка проекта “Музейная почта”;
  • создание альбомов памяти;
  • расширение методического поля за счет использования интернет-технологий, создания краеведческих материалов;
  • проверка эффективности влияния средств музейной педагогики на формирование ценностного отношения к культурно-историческому наследию через использование психолого-педагогических методик.

3-й этап – заключительный, он предполагает обобщение результатов, итоговую диагностику, самоэкспертизу, мониторинг, обмен опытом, изучение лучшего, оформление результатов работы, апробация результатов в других учреждениях системы образования, подготовка материалов для открытия Лермонтовской школы.

Концептуально-прогностическая часть программы.

2.1. Концепция исследования.

  1. Тема исследования “Музейная педагогика как форма взаимодействия школы и местного социума” органично вписывается в научно-методическую тему работы школы “Формирование социально-значимой личности выпускника как участника обеспечения инновационного развития экономики и геополитической конкурентоспособности России”.
  2. Идеи концепции философов, педагогов, социологов, определяющие наиболее общие цели образования.
  3. Педагогические, психологические и социологические исследования по проблемам гуманизации образования, становления позитивных качеств личности и ее социализация в процессе школьного образования.
  4. Теории развивающего обучения
  5. Педагогические исследования в области ценностных ориентаций, базирующиеся на междисциплинарной интегративной аксеологической теории.
  6. Теория развития и проектирования образовательных систем.
  7. Научно-теоретические труды по проблемам краеведения, музееведения и экскурсоведения.

2.2. Оценка эффективности инновационной работы.

Показателями эффективности деятельности будет являться:

  • Количество учащихся и педагогов, вовлеченных в реализацию проекта.
  • Степень удовлетворенности участников инновационной работы качеством представляемых услуг.
  • Распространенность опыта среди других учебных заведений города.
  • Значительное повышение уровня образованности учащихся, их общей культуры, осведомленности, конкурентоспособности, психологической устойчивости
  • Создание и освоение новых технологий, методик, приемов.
  • Создание Лермонтовской школы

2.3. Прогнозирование негативных последствий инновационной работы.

  1. Неэффективное использование отдельными педагогами на практике технологии проектной деятельности, музейных педагогических технологий
  2. Влияние недостаточной ИКТ-компетентности на качество разработки проектов и составление авторских программ;
  3. Негативное отношение ряда учителей к нововведениям;
  4. Негативная реакция отдельных родителей и учащихся на нововведения.

2.4. Условия и предложения по возможному распространению результатов по завершении инновационной деятельности.

Все результаты и практические материалы, полученные в ходе работы городской инновационной площадки “Музейная педагогика как форма взаимодействия школы и местного социума” будут представлены для работы с ними в МУ “Информационно-методический центр работников образования”, найдут отражение:

Читайте также: