Музей и школа анализ специфики двух социокультурных институций

Обновлено: 06.07.2024

ВложениеРазмер
muzey_kak_sociokulturnoe_prostranstvo.docx 20.16 КБ

Предварительный просмотр:

В 1995 году была открыта новая экспозиция музея, посвященная истории донского казачества. В экспозиции представлены символика и атрибутика казачьего войска, военная форма донского казака, одежда казачки, стремена, казачья шашка, родословная казачьего дворянского рода Миллеров, печатные издания Войска Донского. Актив музея сотрудничает с казаками Неклиновского юрта и Таганрогского округа, о деятельности которых собраны материалы.

Для обеспечения образовательной деятельности современного музея в плане его взаимодействия со школой необходимо соблюде­ние следующих принципов:

— максимальная открытость и доступность коллекций музея всем социальным и возрастным группам общества;


1 Museums, Imagination and Education. Museums and monuments. N. Y.: UNESCO, 1973. P. 18.


— воплощение в музейной экспозиции картины мира, запечат­
ленной в музейных памятниках, — историко-культурных свидетель­
ствах ушедших эпох;

— диалогичность экспозиции музея (диалог между прошлым и
настоящим, памятником и посетителем, музейным сотрудником,
учителем, учащимся и т. д.);

Гуманизация и гуманитаризация школьного образования, прохо­дившая в 1980-х годах во многих странах во имя создания благо­приятных условий для развития духовного мира личности, вызвала обновление содержания и форм образования и позволила школе понять новое место музея в педагогической системе. В свою оче­редь, высокая степень готовности музея к этой ситуации, прямое его включение в школьную реформу дали основание говорить об обоюдном стремлении к взаимодействию, которое становится ус­пешным в случае создания необходимых условий для этого с обеих сторон.

В школе эти условия определились следующим образом:

— предоставление учебным заведениям права самостоятельно
определять вариативные разделы учебного плана;

— расширение штатной номенклатуры средних учебных заведе­
ний (в частности, введение в нее должностей заместителей директо­
ра по научной работе и по художественно-эстетическому воспита­
нию, а также должностей психолога, врача, социолога и т. д.);

— развитие процессов гуманизации и гуманитаризации образо­
вания, готовности групп педагогов к экспериментальной, инноваци­
онной работе;

— формирование в учительском сообществе убеждения в том,
что комплексное сотрудничество с музеем является одним из воз­
можных системообразующих компонентов инновационного преоб­
разования учебно-воспитательной системы конкретной школы.

В музее к числу этих необходимых условий нужно отнести:

— укрепление понимания образовательной деятельности музея
как части общепедагогического процесса;

— осознание потребности художественных музеев в углублении
диалога с подрастающим поколением на широкой общегуманитар­
ной основе;

— осознание необходимости раннего художественного, музей­
ного воспитания и развития зрителей с учетом таких важнейших
факторов становления личности, как семья и школа;

— разнообразие и высокий уровень методических разработок в
области образовательной деятельности музея и наличие материаль-

но-техничееких и организационных возможностей для их успешного практического использования;

— наличие в музейной среде просветителей специалистов, про­являющих интерес к интеграции на практике подходов и методик школьной и музейной педагогики.

Отмеченные условия позволили музейным специалистам и ра­ботникам образования в содружестве с представителями гумани­тарного знания приступить к поиску новых форм взаимодействия музея и школы в рамках как непрерывного, так и дополнительного образования, которое всем своим содержанием ориентировано на саморазвитие и самореализацию творческой активности человека. С другой стороны, выделение музейной педагогики в качестве от­расли педагогического знания на стыке с музееведением и другими научными дисциплинами побудило приступить к системной разра­ботке ее методологических основ и категориально-понятийного ап­парата.

Для обеспечения образовательной деятельности современного музея в плане его взаимодействия со школой необходимо соблюде­ние следующих принципов:

— максимальная открытость и доступность коллекций музея всем социальным и возрастным группам общества;


1 Museums, Imagination and Education. Museums and monuments. N. Y.: UNESCO, 1973. P. 18.


— воплощение в музейной экспозиции картины мира, запечат­
ленной в музейных памятниках, — историко-культурных свидетель­
ствах ушедших эпох;

— диалогичность экспозиции музея (диалог между прошлым и
настоящим, памятником и посетителем, музейным сотрудником,
учителем, учащимся и т. д.);

Гуманизация и гуманитаризация школьного образования, прохо­дившая в 1980-х годах во многих странах во имя создания благо­приятных условий для развития духовного мира личности, вызвала обновление содержания и форм образования и позволила школе понять новое место музея в педагогической системе. В свою оче­редь, высокая степень готовности музея к этой ситуации, прямое его включение в школьную реформу дали основание говорить об обоюдном стремлении к взаимодействию, которое становится ус­пешным в случае создания необходимых условий для этого с обеих сторон.




В школе эти условия определились следующим образом:

— предоставление учебным заведениям права самостоятельно
определять вариативные разделы учебного плана;

— расширение штатной номенклатуры средних учебных заведе­
ний (в частности, введение в нее должностей заместителей директо­
ра по научной работе и по художественно-эстетическому воспита­
нию, а также должностей психолога, врача, социолога и т. д.);

— развитие процессов гуманизации и гуманитаризации образо­
вания, готовности групп педагогов к экспериментальной, инноваци­
онной работе;

— формирование в учительском сообществе убеждения в том,
что комплексное сотрудничество с музеем является одним из воз­
можных системообразующих компонентов инновационного преоб­
разования учебно-воспитательной системы конкретной школы.

В музее к числу этих необходимых условий нужно отнести:

— укрепление понимания образовательной деятельности музея
как части общепедагогического процесса;

— осознание потребности художественных музеев в углублении
диалога с подрастающим поколением на широкой общегуманитар­
ной основе;

— осознание необходимости раннего художественного, музей­
ного воспитания и развития зрителей с учетом таких важнейших
факторов становления личности, как семья и школа;

— разнообразие и высокий уровень методических разработок в
области образовательной деятельности музея и наличие материаль-

но-техничееких и организационных возможностей для их успешного практического использования;

— наличие в музейной среде просветителей специалистов, про­являющих интерес к интеграции на практике подходов и методик школьной и музейной педагогики.

Отмеченные условия позволили музейным специалистам и ра­ботникам образования в содружестве с представителями гумани­тарного знания приступить к поиску новых форм взаимодействия музея и школы в рамках как непрерывного, так и дополнительного образования, которое всем своим содержанием ориентировано на саморазвитие и самореализацию творческой активности человека. С другой стороны, выделение музейной педагогики в качестве от­расли педагогического знания на стыке с музееведением и другими научными дисциплинами побудило приступить к системной разра­ботке ее методологических основ и категориально-понятийного ап­парата.

(2) кандидат педагогических наук, преподаватель, Институт иностранных языков, г. Монтерей, Калифорния

Авторы раскрывают понятие социокультурное образовательное пространство школы, как современную форму взаимосвязи между школьной системой и вариативными возможностями изучения мира за пределами школы, акцентируя внимание на образовательной работе музеев. Предложенные академическая и инновационная модели взаимодействия школы и музея включают в себя векторы взаимосвязи, которые представляют собой разнообразные виды деятельности, формы и методы образовательной и воспитательной работы. На основе эмпирического исследования, проведенного в 2014-2019 гг., авторы выявили эффективность создания социокультурного образовательного пространства школы во взаимосвязи с музейной средой для повышения качества обучения, наиболее важным является факт прироста личностных качеств учащихся.

Результаты получены в рамках выполнения государственного задания

2019 года (номер для публикаций: 27.7452.2017/8.9)

Современный мир ставит перед системой образования много вопросов, так как роль привычных социокультурных институтов (образовательные организации, музеи, театры, библиотеки и пр.) быстро меняется вместе с новыми потребностями молодых людей. Будучи местами сохранения и передачи устоявшихся культурных ценностей, музеи заново определяют свое место в современном обществе, совершая переход от привычных к новым интерактивным стратегиям. Идя навстречу запросам молодежи, музеи превращаются в места культурного, образовательного и социального общения на основе музейной экспозиции.

Современные художественные музеи предлагают множество образовательных программ различных форматов, от традиционных до инновационных, но эти программы не всегда удовлетворяют потребности обучающихся. Школы, со своей стороны, обеспечивают изучение искусства школьниками (изобразительное искусство, музыка и мировая художественная культура), но эти знания и навыки не развертываются в компетенции без выхода в музейную среду. Сегодня востребованы формы взаимодействия (даже интеграции) школы и музея в урочное и внеурочное время, так как они являются наиболее эффективными ресурсами для образовательной деятельности.

С одной стороны, современная музейная педагогика направлена на решение проблемы определения аспектов деятельности школьников, приходящих в музей, с различными образовательными, практическими и исследовательскими целями. С другой стороны, музей существует в традиционно сложившейся структуре, где ученые, педагоги и кураторы создают конкретные программы для эффективного обеспечения процесса освоения как музейной экспозиции, так и учебных дисциплин.

По этой причине ученые предлагают новые типы опыта посетителей в новых типах музеев. Интерактивный музейный опыт состоит из наложения личного, социального и физического контента для получения весьма разнообразного фактического опыта посетителей в музеях [10]. Интернет-пространство современного мира выводит музей на новый уровень, что требует конкретных исследований изменения потребностей и художественного опыта посетителей в цифровую эпоху. Например, французский исследователь К. Дюфресн-Тассе разрабатывает специальный вопросник, который помогает музейным педагогам и кураторам анализировать ответы и реакции посетителей [9]. Основываясь на ответах посетителей, исследователь рекомендует стратегию создания интерактивного диалога для изменения традиционного формата музея. Предлагаются новые форматы музеев, соответствующие новым социальным вызовам, например, развивается идея конструктивистского музея, в котором посетители строят свои собственные смыслы и понимания на основе интерактивно спланированной выставки [11].

Таким образом, современный музей, в первую очередь, основывается на социальных факторах: от социальной сегментации аудитории и социальной интеграции до социального взаимодействия в создании музейной среды и социального маркетинга [8]. Музейная педагогика все больше обращает внимание на разные формы диалога во время посещения музеев [15], способствующих достижению оптимальных результатов экскурсии или занятия.

В данном контексте возникла необходимость пересмотреть существующие модели взаимодействия школы и музея, чтобы приспособить их к современным образовательным потребностям, для чего музей все шире вовлекает в свою деятельность психологов, социологов, педагогов, сценаристов, что способствует повышению эффективности образовательных программ [2].

Опираясь на вышеизложенные идеи, исследовательская группа видит музей в его интерактивном социальном дискурсе, который требует активного сотрудничества со школами. Гипотеза нашего исследования заключается в том, что создание системы взаимосвязей между школами и музеями на основе установок социокультурной среды повышает интерес учащихся к школьным урокам, познавательные способности школьников, расширяет их культурный кругозор и мотивацию к посещению музеев.

Сегодня школы и музеи разрабатывают и апробируют разнообразные формы взаимодействия, наиболее эффективными из которых являются модели создания социокультурного образовательного пространства школы, совмещающего среду образовательной организации и среду музея [5]. Социокультурное образовательное пространство школы понимается нами как синергетическая система развития, обучения и воспитания школьников на основе продуктивного взаимодействия образовательной организации и учреждений культуры (в нашем случае – музеев), направленная на социализацию и адаптацию обучающихся в поликультурном информационном обществе (термин Е.П. Олесиной).

Данное исследование базировалось на педагогических и культурологических источниках, а эмпирические материалы были собраны на основе системного и структурного подходов, при анализе полученных данных применялись методы сравнения и типологии. Одной из важных частей исследования стал метод моделирования форм взаимосвязи музея и школы с последующей организацией учебного процесса на ее основе. Работа с учителями, кураторами и школьниками требовала нескольких эмпирических методов, таких как педагогическое наблюдение, образовательный эксперимент, тесты и интервью.

Как показало проведенное исследование, эффективное социокультурное образовательное пространство каждой школы, основываясь на общей специфике, имеет индивидуальные вариативные особенности. В нашем исследовании мы классифицировали модели социокультурного образовательного пространства школы, разделив их на две основные группы: академическая и инновационная модель, каждая из которых включает в себя векторы взаимосвязи, которые представляют собой разнообразные виды деятельности, формы и методы взаимодействия музеев и школ (термин Е.П. Полюдовой). Следует понимать, что природа векторов неопределённа, как неопределённы вариации экскурсий и занятий, которые музей может предоставить на основе своей коллекции. При этом векторы создают поле смыслообразования, когда запрос или интерес любого школьника превращается в тему посещения музея. Невозможно описать все разновидности векторов внутри модели, но некоторые из них были нами обнаружены и описаны (названия векторов и их содержание были созданы Е.П. Олесиной) [13].

Академическая модель основывается на простом (простом по форме, а не по содержанию) взаимодействии, когда каждая сторона (музей и школа) формируют список своих запросов или предложений, а затем по необходимости происходит выбор необходимых программ.

В настоящее время школы и музеи создают инновационную модель взаимодействия, когда музей играет роль связующего звена между структурированной и строгой школьной системой и миром за пределами образовательной организации.

Данная классификация может расширяться в зависимости от запросов системы образования и возможностей музея, но главной целью этих поисков является попытка создать работающую в современных условиях систему взаимодействия музеев и школы [14].

В процессе инновационной деятельности нами были выявлены некоторые ограничения и рекомендации.

Ограничения, связанные с конкретным видом деятельности, которую педагогам приходится организовывать на основе музейных коллекций, заключаются в сложности организации самого взаимодействия между музеем и школой. Хотя все участники педагогического процесса (обучающиеся, родители, учителя, музейные педагоги) признают важность такого рода деятельности, поиск путей привлечения школьников в музеи является реальной проблемой, так как у музеев есть свои ограничения, не позволяющие школам запускать свои программы в музейной среде. Музейные педагоги и кураторы, имеющие собственное видение коллекций и способов работы с ними, часто вступают в противоречие с педагогами, которые пытаются воплотить школьные программы на основе музейной экспозиции. Следовательно, для преодоления данного ограничения необходимо налаживание контактов между музеями и школами.

Второе ограничение заключается в сложности физической организации посещений. Так в таких крупных городах, как Москва, существуют сложности в организации безопасных поездок из школы в музей. С нашей точки зрения, процесс предоставления школам возможности посещения музеев должен быть проще в организации. Для преодоления этого ограничения требуется серьезная работа с двух сторон, со стороны музеев и со стороны школы, чтобы преобразовать традиционные связи в эффективные взаимосвязи, которые принесут пользу школьникам в познавательной, личной и социальной сфере.

Каждая школа, основываясь на обобщенной модели построения школьного пространства, создала собственный вариант, который отличается уникальными индивидуальными характеристиками в своей образовательной деятельности. Эффективность создания социокультурного образовательного пространства во взаимосвязи с музейной средой для повышения качества обучения несомненна, и наиболее важным является факт прироста личностных качеств учащихся: творческой активности, инициативности, оригинальности в суждениях и работах, умение вступать в коммуникацию с людьми разного возраста, умение вести беседу и дискутировать, а также развитие эмпатии в отношении к жизни и искусству.


Работа в музейной среде требует от педагога активной жизненной позиции, духовности и стремления к самообразованию. Если педагог личность, то он всегда найдет повод открыть музей как институт социокультурного развития молодёжи.

Социокультурное развитие лежит в основе социальных и культурных компетенций. В основе любой компетенции лежат знания и умения их использовать. Компетенция же отличается от умений тем, что всегда сопряжена с психологической готовностью к сотрудничеству и взаимодействию в процессе решения различных проблем, с наличием определенных морально- этических установок и качеств личности.(5)

- умение выделять общее и культурно специфическое в моделях развития различных стран и цивилизаций,

- признание права на существование разных культурных моделей, а значит, и формируемых на их основе представлений, норм жизни, верований и т. д.

- готовность конструктивно отстаивать собственные позиции, не унижая других и не попадая в прямую зависимость от чужих приоритетов.

- владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника и т. д.

- определять свое место и роль в окружающем мире, семье, в коллективе, государстве;

- владеть эффективными способами организации свободного времени;

- иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах; иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе. [4].

Таким образом, социокультурная компетенция предполагает готовность и умение жить и взаимодействовать в современном и многокультурном мире.

Формирование социокультурной компетенции у студентов играет огромную роль в воспитании интернационалистов и патриотов своей страны. Когда молодой человек знает и ценит, уважает культуру своей страны, когда он с гордостью может представить традиции своего народа или региона, где он живет, ни о какой враждебности, конкуренции или превосходстве не может быть и речи.

Согласно словарю русского языка, компетенция — это круг деятельности, та область вопросов, в которых человек хорошо осведомлен (словарь русского языка 1982). Развитие социокультурной компетенции играет особую роль в современном мире, где большое значение имеют гражданское, патриотическое и интернациональное воспитание, которое должно осуществляться посредством музея.

Музей как символ культуры играет важную роль в воспитании молодых людей. Имея своей целью сохранение и трансляцию материальных свидетельств опыта творческой деятельности, создав уникально художественно-временное пространство, «погружает воспитуемого в культуру прошлого, связывая ее с ценностями текущего времени, вовлекая в диалог с ними. В этом пространстве можно не только испытать эмоциональный подъем, но и, соприкоснувшись с минувшими эпохами, почувствовать свое место в культурном потоке, чего не могут дать другие образовательные институты. [6,С.5]

Сегодня в современном обществе воспитываются те ценности, которые учат самостоятельно приобретать новые знания, осваивать новые технологии, то есть те, которые могут вызвать у молодого человека способность и желание учиться. В современном мире требуются люди образованные, креативные, творческие, мобильные, способные с легкостью перестроиться в соответствии с потребностями сегодняшнего дня. Но не стоит забывать и о социокультурных компетенциях, именно они помогают адаптироваться молодежи к жизни в быстро меняющемся обществе.

Музей рассматривается как социальный институт, являющий собой образец восприятия классического наследия и современной культуры и ориентированный на развитие ценностных качеств личности. Сегодня музей становится не только средством расширения культурного горизонта, но и социокультурным институтом, оформляющим процессы общения детей, молодежи, взрослых. [6,С.576]

Потенциал для становления и развития социокультурной компетенции заложен в содержательных элементах музея колледжа.

Основываясь на материалах музея, изучая культурное наследие региона, строя гипотезы дальнейшего развития культуры нашего края молодой человек не только углубляется в историческое прошлое своей малой родины, но и становится творцом ее истории, ее будущего. Ведь именно от молодой, талантливой, грамотной, деятельной, любознательной молодежи зависти дальнейшее развитие нашего края, города, любого населенного пункта, какой бы значимости он не был.

Наш край славен традициями своего народа, героическими делами наших земляков. Кому, если не современной молодежи, продолжать жизненное дело предков своих. Но желание этой деятельности должно быть в крови молодого человека, воспитано в нем с самого раннего детства. Что бы, будучи студентом он не потерял искорку желания продолжать когда-то начатое дело.

Именно материалы музея являются активными помощниками в воспитании молодых студентов. Пропитанные духом истории тех времен, они являются проводниками богатого исторического наследия для современной молодежи. Возвращаясь в ту далекую историческую эпоху, именно по материалам музея, можно воссоздать истинную картину тех дней. Именно материалы музея помогают нам — людям современного общества, окунуться в атмосферу быта и простой трудовой жизни тех времен, понять и перенести в настоящее, а затем в будущее ту трудовую закалку, трудовой героизм, которым была пропитана жизнь наших земляков.

Для разрешения проблемы развития социокультурных компетенций в профессионально-педагогическом колледже разработано Положение о музее, Программа деятельности музея, план работы. В основу деятельности музея положены следующие принципы:

- Формирование активной гражданской позиции;

- Утверждение патриотических ценностей и идеалов;

- Воспитание и уважение к старшему поколению, к его боевым и трудовым подвигам;

- Формирование у студентов объективного подхода к событиям в жизни страны;

- Привлечение студентов к поиску материалов и экспонатов и на этой основе пополнение и создание новых экспозиций;

- Увековечивание памяти участников Великой Отечественной войны;

- Пробуждение интереса к истории Родного края

- Проведение в музее торжественных акций, посвященных памятным датам в истории нашей Родины, тематических занятий, уроков, с использованием материалов и экспонатов музея.

- Государственные праздники и исторические даты;

В профессионально-педагогическом колледже ежегодно выявляются ценностные ориентации студентов нового набора на основе диагностической методики М.Рокича. В последние годы молодыми людьми ведущими выделяются такие ценности как здоровье, верные друзья, благополучная обстановка в стране, работа над собой, чувство долга, физическое и духовное совершенствование.

В работе по формированию социокультурных компетенций у студентов колледжа определены следующие направления:

- уроки по изучению государственной символики РФ, происхождения имен и фамилий, работа по составлению генеалогического древа семьи.

- выступления на научно-практических конференциях, тематические классные часы, музейные уроки.

Демонстрация презентаций происходила последовательно, в течение нескольких недель на единых классных часах и вызвала большой интерес слушателей.

Можно точно утверждать, что с подобных мероприятий и проектов начинаются многие изменения в социокультурном сознании студентов. Каждый проект, в своей мере решает важнейшие задачи образования, воспитания молодого поколения и просвещения в целом. Помочь студентам сориентироваться в историческом прошлом — это и есть один из путей к формированию и развитию социокультурной компетенции.

1. Столяров Б. А. Теория и практика образовательной деятельности художественного музея. Дисс.доктора педагогических наук.СПб.1999г.

3. Федоскина О. В. Педагогические средства социокультурного развития младших школьников в образовательном процессе. Монография. Вестник ТОГИРРО, № 6(6). Тюмень:ТОГИРРО, 2009. С.12.

6. Федоров Н. В. Музей, его смысл и назначение. Сочинения./ Общ.А. В. Гулыга.М.:Мысль.1982.с 575–606

Основные термины (генерируются автоматически): социокультурная компетенция, Великая Отечественная война, материал музея, молодой человек, музей, история, профессионально-педагогический колледж, родной край, русский язык, современная культура.

Похожие статьи

Музей как инновационное образовательное пространство школы

школьный музей, музей, Российская Федерация, музейный фонд, историко-культурный стандарт, Великая Отечественная война, локальная история, образовательное учреждение, отечественная история, воспитательная.

Роль районного музея в патриотическом воспитании школьников

Великая Отечественная война, музей, ученик, история, родная школа, патриотическое воспитание, летний юбилей, краеведческая литература, великое сожаление, братская могила.

Роль музейной педагогики и краеведения в воспитании.

К сожалению, современная молодежь мало читает, мало интересуется отечественной культурой и историей

Воспитание нравственности, чувства гордости за свой родной край не проходит без участия школьного музея, особенно если он создан с помощью самих учащихся.

Возможности школьного музея в гражданском воспитании детей.

Школьные музеи исторического профиля могут заниматься изучением истории своего края с древнейших времен, а могут

Музей военно-патриотической направленности (боевой славы) способствует приобщению детей и подростков к событиям Великой Отечественной войны.

Культурно-образовательная деятельность музея.

музейная педагогика, музейная культура, дошкольный возраст, дошкольное образование, дошкольное образовательное учреждение, музей, культура, музейное значение, музейный язык, современное общество.

Роль памятников истории и культуры в воспитании.

Великая Отечественная война, патриотическое воспитание, Калужская область, Россия, воспитание патриотизма, родная земля, Отечественная война, моя задача, малая родина, родной край. Роль районного музея в патриотическом воспитании школьников.

Компонент гражданско-патриотического воспитания — музейная.

Одним из направлений работы музея училища является составление летописи истории выпускников КСВУ, а также помощь в раскрытии значимости подвига выпускников училища в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, подвига выпускников.

Роль музейных уроков в целях развития познавательной.

В сборнике: Педагогическое мастерство материалы VI Международной научной конференции. Москва, 2015. С. 1–5.

Читайте также: