Мультимедиа как дидактическое средство высшей школы

Обновлено: 09.05.2024


Аннотация
Статья посвящена анализу развития взглядов педагогов на роль мультимедийных технологий в процессе обучения. Выделяются четыре этапа развития педагогической мысли, которые обусловлены основными тенденциями в области образования.

Moskvina Yuliya Aleksandrovna
Ural State University of Railway Transport
Lecturer Department "Foreign Languages and Intercultural Communication"


Abstract
This article is devoted to the development of teachers' views about the role of multimedia technology in the learning process. There are four stages of development of pedagogical thoughts, which are caused by major trends in education.

Сложно переоценить роль мультимедийных технологий в современном процессе обучения. Именно поэтому с первых же лет использования мультимедии в обучении данная тема привлекла внимание педагогов и исследователей. Каждое поколение педагогов анализировало эффективность мультимедийных технологии по сравнению с традиционными. Казалось бы, к предложенным методам и разработкам сложно добавить или предложить что-то новое; однако с каждым годом количество исследований и публикаций в данной сфере все увеличивается. Подобный интерес и его актуальность можно объяснить развитием мультимедийных средств обучения. В постоянно меняющемся мире информационных технологий сложно выработать единую методику их применения, поскольку педагогика не всегда успевает за наукой. Цель данного параграфа состоит в том, чтобы проследить этапы развития педагогической мысли в области определения и создания методики применения мультимедийных средств обучения.

Второй этап представляет собой период с 1991 по 1998 гг. Хотелось бы объяснить, почему временными границами стали именно эти две даты.

1991 год – год развала Советского Союза, его идеалов и принципов построения общества. В свою очередь, это привело к пересмотру и морально-идеалогических основ, на которых стояла система образования в СССР. Данный период можно считать этапом, когда шли поиски новых ориентиров в образовании: чему и как учить подрастающее поколение в условиях новой политической реальности. Одним из таких ориентиров стала система образования бывшего идеологического противника, Соединенных Штатов Америки, где активно шла разработка методики применения мультимедийных средств обучения. Именно в тот период впервые был поднят вопрос и об использовании мультимедиа в обучении студентов Ученые-исследователи M.Воусе, S.Brown, R.Mayer, L.Riber были вовлечены в разработку методики использования мультимедиа в процессе обучения в вузах. Было отмечено целесообразное использование мультимедиа при выполнении заданий, которые не получились с первого раза и при восстановлении знаний [5]. Данный период богат на исследования, касающиеся как поиска способов вовлечения компьютера в процесс обучения, так и оценки эффективности таких методов.

Для постсоветской школы мультимедийные средства обучения представляли собой неизвестную область, поэтому в первые годы появилось множество трудов, посвященных общим теоретическим основам работы с мультимедиа. Например, в данной области работали Вернер И. [6], Роберт И.В.[7] , Гребнев И.В. [8 c.47] и Егорова Ю.Н. [9, c. 101-103]. В частности Рудина Г.В. и Гребнев И.В. выводят основные функции мультимедиа: 1)обеспечение обучения по индивидуальной программе, учитывающей в полной мере познавательные способности, мотивы, склонности и другие личностные качества учащихся 2) увеличение и расширение усваиваемой учениками информации 3) усиление роли самостоятельной работы при приобретении, усвоении и применении новых знаний, умений и навыков 4) повышение мотивации учащихся за счет новизны деятельности, интереса к работе с мультимедийными средствами 5) налаживание более точного, чем при традиционных метода обучения, учета знаний, умений и навыков учащихся.

Вслед за западными коллегами российские педагоги исследовали необходимость использования мультимедийных технологий в вузах. В частности, Гусев В.В. посвятил свою монографию психолого-педагогическим аспектам разработки и применения в вузе информационных технологий обучения. Гусев В.В. подчеркивал, что необходимость использования студентами мультимедийных технологий обусловлена большей легкостью (по сравнению с традиционными средствами обучения) изучения абстрактных понятий и отношений с ними [10].

С 2001 года масштабная программа компьютеризацию началась реализовываться с поставки техники в сельские школы, которые в подавляющем большинстве увидели компьютеры впервые. Следующим этапов в 2002 году стало подключение к этой программе городских и поселковых школ, районных органов управления образованием – они также получили компьютерную технику и программное обеспечение.

Множество педагогов подчеркивали положительную роль мультимедийных технологий в предметном обучении как в школе, так и в вузе.

Впервые выходят диссертации посвященные использованию мультимедиа как в вузе (Клемешкова Н.В.), так и в школе (Егорова Ю.Н.). Клемешова Н. В. выявила, что эффективность использования мультимедиа как дидактического средства при формировании учебной деятельности зависит от построения системы учебных занятий, содержащих в той или иной форме мультимедиа, в соответствии с моделью освоения учащимися учебной деятельности [12]. Модель практического освоения обучающимися учебной деятельности в условиях активного применения мультимедиа включает этапы: стимулирующий, целеполагающий, обучающий, аналитико-рефлексивный, саморегуляции и самореализации. Мультимедиа как дидактическое средство влияет на развитие основных сфер индивидуальности учащегося: стимулирующий этап модели освоения учебной деятельности предполагает воздействие на мотивационную сферу; на этапе целеполагания происходит влияние на волевую сферу; обучающий этап охватывает интеллектуальную и предметно-практическую сферы индивидуальности обучающегося; на аналитико-рефлексивном этапе и этапе саморегуляции происходит воздействие на сферу саморегуляции; этап самореализации предполагает формирующее влияние на эмоциональную сферу индивидуальности обучающегося. Интересную концепцию структурирования и представления сред мультимедиа и гипермедиа излагает российский ученый-исследователь M.Н. Морозов (г. Йошкар-Ола). Разработанная им авторская среда позволяет перейти от традиционного электронного учебника с гипертекстовыми страницами, реализующего метафору книги, к интерактивной образовательной среде, организованной на основе метафоры “нового мира” [13].

Ю.Н. Егорова отмечает, что использование мультимедиа способствует повышению эффективности обучения, тем, что: усвоение знаний происходит не по необходимости, а по желанию учащихся; мультимедиа воспринимается радостно, а радость в свою очередь стимулирует расположение к учебному предмету, предоставляется возможность оценить себя на фоне деятельности других учеников; выдвигается новый объективный критерий оценки своей деятельности: побеждает, выигрывает тот, кто много знает и умеет пользоваться своими знаниями; создается возможность дать волю фантазии, снять барьеры страха, боязнь быть смешным, получить плохую отметку и т.д.; создается атмосфера сотрудничества всего коллектива и здорового соревнования; ученики стремятся самостоятельно преодолеть трудности; предоставляется реальная возможность использования межпредметных связей [13].

Этот период характеризуется появлением большого числа исследований в области разработки методик применения мультимедийных технологий в области отдельных предметов. Особенно исследователи интересовались ролью мультимедийных средств обучения (презентация Power Point, электронный учебник, on-line курс, ) в преподавании иностранного языка.

В этот же период обсуждается один из самых спорных вопросов: использование и роль интернета в изучении иностранных языков. Сеть Интернет покрывала в тот период довольно небольшое количество компьютерных классов, но потенциал в изучении иностранного языка был очевиден уже тогда. Подчеркивалось, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Интернет создает уникальную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка.

Владимирова Л.П. предлагала использовать информационные ресурсы для решения целого ряда дидактических задач на уроке: 1) формирование навыков и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности, 2)совершенствование умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных учителем, 3) пополнение своего словарного запаса, как активного, так и пассивного, лексикой современного иностранного языка, отражающего определенный этап развития культуры народа [15, c. 33-41].

Четвертый этап – период с 2003 года по настоящее время. 2003 год стал переломным в системе российского образования.

В 1999 году в Болонье 29 европейские страны подписали Болонскую декларацию, которая нацеливает на создание конкурентоспособного европейского рынка высшего образования. Такое образование должно стать востребованным во всем мире. Включившись в “Болонский процесс” в 2003 году, Россия обязалась в срок до 2010 года привести свою систему высшего образования к единому европейскому стандарту. Таким образом, россияне осуществили переход к двухуровневой системе высшего образования (бакалавриат и магистратура).

Одна из важнейших составляющих системы образования в Европе – это его компьютеризация. Стремясь приблизится к западноевропейским стандартам, России посредством компьютерных технологий пришлось унифицировать образовательный процесс. Сегодня высшие учебные заведения работают по системе дистанционного обучения, которая требует особые компьютерные обучающие программы. Студенты очного отделения также во влечены в процесс унификации посредством работы в программах, оптимизирующих процесс обучения (Blackboard), а также проходят единое тестирование в режиме on-line (i-exam).

Некоторые педагоги считают, что мультимедийные технологии не могут полностью заменить общение между преподавателем и обучающимся, а излишняя компьютеризация процесса обучения лишь вредит сложившимся традициям. Так, Смоленцева Л.В. считает, что нельзя отрицать значимость мультимедийных технологий для тех дисциплин, где компьютер представляется в качестве необходимого рабочего инструмента: математика, бухгалтерский учет, банковское дело, финансово-кредитные операции, статистика. Но в гуманитарных науках ситуация иная. Посредством компьютерных программ можно лишь передать для экономии времени студента учебный материал, тест, дополнительную литературу. Компьютерные технологии в образовании постепенно вытесняют традиционные, показавшие свою эффективность, формы оценки знаний, заменяя их тестовыми. Необходимо ясно представлять плюсы и минусы тестирования студентов. Положительная сторона её в том, что она позволяет управляющим структурам осуществлять масштабный, доступный и быстрый контроль за состоянием уровня знаний студентов и своевременно вносить коррективы в организацию работы вуза, содержание учебного процесса. С другой стороны, тестовая оценка знаний предполагает известную стандартизацию учебного процесса. При этом один набор тестов предлагается и сильному, и слабому студенту [16, c. 33-37].

Отрицательные стороны использования тестовых технологий подчеркивала и доктор психологических наук Клюева Н.В: “В гуманитарных профессиях знание каких-то понятий − совсем не гарантия того, что ученик гуманитарно мыслит. И я глубоко уверена, что даже математики скажут, что не все можно проверить с помощью теста, что есть момент дискуссии, момент прохождения мысли по поводу задачи”[17, c.12].

Еще один фактор, напрямую связанный с Болонским процессом и использованием мультимедийных технологий, – это появление и развитие дистанционного образования, введение которого вызвало массу как положительных, так и отрицательных отзывов.

Проблемы, связанные с дистанционным образованием – предмет пристального внимания педагогов из многих стран. В нашей стране этой проблемой вплотную занимались Аношкина В.Л., Кревский И.Г., Лобачев С.Л., Вербицкий А.А., Андреев А.А., Солдаткин В.И., Бершадский А.М..

Так Вербицкий А.А. подчеркивал, что велика опасность, в связи с компьютеризацией, уменьшения социального общения, распространении в общественных местах и на производстве индивидуализма [18, c. 195].

Таким образом, в трудах современных педагогов дистанционное образование представляет собой интересное поле для исследования, где при всех очевидных достоинствах не выработано ни единое содержание дисциплин, ни форма его подачи.

Круг вопросов, связанных с мультимедиа, оказался настолько велик, что потребовалось введение специального курса в систему высшего образования. Название дисциплины – Мультимедиа технологии в образовании. Цель данного курса заключается в том, чтобы дать представление о современных мультимедиа технологиях, составе мультимедиа, их использовании в образовательном процессе, целесообразности и необходимости их использования и создании собственных обучающих средств на базе мультимедиа. По данному курсу были созданы и учебные пособия [19]. Были выпущены и отдельные учебные пособия по использованию мультимедийных технологий в отдельных дисциплинах (Зубов А.В., Якушин А.В.).

Тем не менее, общая тенденция исследований в данных период ведет к разработке методик применения мультимедийных технологий.

Проблему использования технологий мультимедиа в процессе подготовки учителя рассматривали Косенко И.И., Смолянинова О.Г. и Тумалев А.В.

Вопросом создания мультимедийных средств учебного назначения занимались Белицын И.В., Касторнова В.А., Манторова И.В., Лобач О.В., Осин А.В., Семенова Н.Г.

Например, Белицын И.В. посвятил свое исследование вопросу разработки и методического сопровождения современных ТСО при изучении электростатических полей. Применение разработанного им комплекса одновременно решало на практике и проблему наглядности, которая до сих пор является одной из актуальных ведущих методологических проблем в области естественных наук, в частности, физики, задача которой обеспечивать связь наблюдаемых явлений и создаваемых представлений с сознательным глубоким пониманием существа предмета изучения [20].

Анисимова Н.С., Браун Ю.С., Клемешева Н.В., Муравлев Д.П., Шампанер Г.М., Шлыкова О.В. исследовали сферу применения технологий мультимедиа в обучении.

Возрастающая роль Интернета также не осталась без внимания у педагогов. Но какова же роль преподавателя, если большую часть учебного времени студент работает с мультимедийными технологиями? Так, Кытманова считает, что задача преподавателя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому студенту проявить свою активность, свое творчество. Задача преподавателя – активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам [21].

Таким образом, несмотря на то, что в современной педагогической науке проблема использования мультимедийных технологий остается одной из самых исследуемых, остаются вопросы, которые так и не получили определенного ответа.

Во-первых, это роль преподавателя гуманитарных дисциплин в курсе, построенном на использовании мультимедийных технологий. Во-вторых, проблему представляет собой и оценивание навыка говорения у изучающих иностранный язык.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Аннотация. В данной статье рассматриваются методы и способы организации учебного процесса с использованием мультимедиа технологий, а также технология представления информации методом графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации (интеллект-карта).

Дидактические возможности использования мультимедиатехнологий в учебном процессе

это сумма технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать (выводить) такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео,звук, речь.Мультимедиа это интерактивные системы, обеспечивающие работу с неподвижными изображениями и движущимся видео, анимированной компьютерной графикой и текстом, речью и высококачественным звуком[3].Мультимедиатехнологии выступаютодним из наиболее перспективных и популярных направлений информатики. Они имеют целью создание продукта, содержащего "коллекции изображений, текстов и данных, сопровождающихся звуком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами, включающего интерактивный интерфейс и другие механизмы управления".

Рис. 1.Кодирование информации.2.В качестве сопровожденияобъяснения учителя.Человекустроен так, что ему гораздо проще и лучше воспринимать информацию, наглядно представленную в структурированном виде. Чтобы понимание и запоминание изучаемого материала стало максимальным на помощь приходит метод создания интеллект –карты. Данный метод был разработан психологом Т. Бьюзеном.Что представляет собой интеллект –карта?Интеллекткарта —это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления.Сущностьего состоит в следующем: выбирается какаято определенная центральная идеядалее от нее, строятся различные идеи, соединённыес основной идеей. Каждая новая идея (ветвь) становится исходной точкойдля продолжения этого процесса. В качестве центральной идеи может выступать вопрос, проблема, задача или некоторая область знания, а ветвями пути решения данной идеи.Достоинства метода интеллект карт перед традиционным конспектированием заключается в следующем:Затрачивается меньше времени, т.к. записываются только относящиеся к данной теме слова;Затрачивается меньше времени, поскольку конспектыоформляютсяв виде интеллект

Рис. 4.Кодирование графической информации.Аналогичным образом мы можем подключитькартинки, презентации, аудио файлы, флеш роликии т.д.Интеллект–карта являетсяэффективнымсредствомструктурирования информации, которая оказывает немало важную роль в помощиучителю приподготовке к проведению занятий, планировании учебного материала. Для классногоруководителя метод интеллект карт содействует в познании личности ученика, организации различных внеклассныхи внешкольныхмероприятий.Таким образом, интеллект

карты дают возможностьэффективно обрабатывать и структурировать представляемую информацию.3.В качествеинформационнообучающегопособия. В обучениисегодня большое внимание отводитсяна собственную деятельность ребенка по сбору, осознанию и переработке знаний. Вэтом случае учитель направляет, руководит деятельностью учащихся, т.е. он осуществляет рольорганизаторав процессеобучения.Мультимедийноеприложение организующее такую работудолжно быть полным. Примером такого пособия является выполненный в программе MacromediaFlashЦОР.

Didactic possibilities of using multimedia technologies in educational process


Мультимедийные технологии — одно из наиболее бурно развивающихся направлений новых информационных технологий, используемых в учебном процессе. Одна из их особенностей - интерактивная компьютерная графика.

Известный специалист в области искусственного интеллекта Д. А. Поспелов сформулировал три основные задачи когнитивной компьютерной графики.

Первой задачейявляется создание таких моделей представления знаний, в которых была бы возможность однообразными средствами представлять как объекты, характерные для логического мышления, так и образы-картины, которыми оперирует образное мышление.

Вторая задача- визуализация тех человеческих знаний, для которых пока невозможно подобрать текстовые описания.

Третья- поиск путей перехода от наблюдаемых образов-картин к формулировке некоторой гипотезы о тех механизмах и процессах, которые скрыты за динамикой наблюдаемых картин.

Ввиду того, что основой образовательного процесса при очном обучении являются лекции, формой, адекватной уровню развития информационных технологий, следует признать мультимедийные курсы лекций, читаемые в специально оборудованных учебных аудиториях. Мультимедийные курсы могут применяться также как для индивидуального дистанционного обучения с интерактивными свойствами контроля усваиваемых знаний, так и для группового. Мультимедийные технологии позволяют программно соединить слайды текстового, графического, анимационного характера с результатами моделирования изучаемых процессов. Это дает возможность воплотить на новом качественно более высоком уровне классический принцип дидактики — принцип наглядности. [1, с. 85].

Мультимедийные обучающие технологии — это совокупность технических обучающих средств (ТСО) и дидактических средств обучения - носителей информации (ДСО). Технические средства мультимедиа обеспечивают преобразование информации (звука и изображения) из аналоговой, т. е. непрерывной, в цифровую (дискретную) форму с целью ее хранения и обработки, а также обратное преобразование, чтобы эта информация могла быть адекватно воспринята человеком.

Технические средства обучения можно классифицировать по ряду признаков:

- по функциональному назначению;

- по типу обучения;

- по логике работы;

- по характеру представления информации;

- по характеру воздействия на органы чувств.

Технические мультимедийные средства обучения включают, как правило: мультимедийный компьютер, укомплектованный звуковой стереокартой, приводом DVD/CD-ROM, звуковыми стереоколонками, микрофоном, видеокартой; телетюнеры и радиотюнеры (платы телеприемника и радиоприемника), позволяющие принимать телепередачи и радиопередачи; устройства ввода видеоизображений в компьютер для оцифровки; плату для работы с видеомагнитофоном или видеокамерой; видеокамеры и цифровые фотоаппараты; WEB-камеры для проведения телеконференций и визуального общения; различные экраны; устройства затемнения кабинетов; устройства аудиопроизведения и видеовоспроизведения и отображения информации; устройства дистанционного управления техническими средствами. [2, с. 125].

Аудиоинформация и особенно видеоинформация, преобразованная в компьютерную форму, требует для своего хранения очень много места. Поэтому программные продукты, обладающие свойствами мультимедиа (учебники, справочники, энциклопедии, учебные электронные курсы), распространяются, как правило, на компакт-дисках. То есть для использования таких продуктов необходим накопитель DVD/CD-ROM. Для работы со звуком и видео на компьютере разработано множество программных средств, которые обеспечивают воспроизведение, редактирование, запись аудиоинформации и видеоинформации, представленной в различных форматах, с устройств разных типов.

Варианты применения МСО весьма разнообразны, но из них можно выделить три основных: лекционные курсы, практические и лабораторные занятия, дистанционное обучение. Последнее представляет особый интерес.

Мультимедийные средства обучения влияют на формирование и развитие психических структур человека, в том числе мышления. Печатный текст, до последнего времени являвшийся основным источником информации, строится на принципе абстрагирования содержания от действительности и в большинстве языков организуется как последовательность фраз в порядке чтения слева направо, что формирует соответствующие навыки мыслительной деятельности, обладающей структурой, аналогичной структуре печатного текста, которой свойственны такие особенности, как линейность, последовательность, аналитичность, иерархичность. Другие средства массовой коммуникации и информации — фотография, кино, радио, телевидение — имеют структуру, значительно отличающуюся от структуры печати. Образы и звуки не направляют ход мыслей слушателя или зрителя от объекта к объекту с промежуточными выводами, как при восприятии печатной информации. Вместо этого они создают модели узнавания, обращенные к чувственной стороне субъекта. Подобно тому, как печатные материалы и технические средства массовой коммуникации привели к гигантскому расширению возможностей человеческого познания, фиксации и передачи опыта, компьютер должен увеличить потенциал человеческого мышления, вызвать определенные изменения в структуре мыслительной деятельности. В непрерывной и дистанционной обучающей среде, созданной МСО, основными являются процессы организации и интерпретации мультимедийной информации. Она может быть закодирована и представлена на экране дисплея в виде математических символов, таблиц, графиков и диаграмм, изображения процессов, дополняемых звуком, цветным изображением и т. п. [3, с. 112].

Мультимедийные технологии позволяют использовать изобразительные средства различной и выразительности в соответствии с содержанием изучаемого предмета и законами психологического воздействия и восприятия.

- повысить информативность лекции;

- повысить наглядность обучения за счет структурной избыточности;

- реализовать доступность и восприятие информации за счет параллельного представления информации в разных модальностях: визуальной и слуховой (перманентная избыточность);

- создать преподавателю комфортные условия работы на лекции.

Условия открытого обучения, создаваемые мультимедийной информационной средой, должны способствовать развитию мышления обучаемого, ориентировать его на поиск очевидных и неочевидных системных связей и закономерностей.

Действительно эффективным можно считать лишь обучение, при котором студентам прививаются навыки мышления, причем мышления нового типа, определенным образом отличающегося от мышления, сформировавшегося на основе оперирования печатной информацией, пользования средствами массовой коммуникации. При внедрении МСО пересмотру подвергаются представления не только о мышлении; но и о других психических функциях: восприятии, памяти, представлениях, эмоциях и др. Перед психологами и педагогами встают задачи концептуального описания развития человеческой деятельности и психических функций человека в условиях технологизации и использования мультимедийных средств в непрерывном и дистанционном образовании.

Основные термины (генерируются автоматически): массовая коммуникация, CD-ROM, DVD, мыслительная деятельность, печатная информация, печатный текст, средство.


Аннотация
Статья посвящена анализу развития взглядов педагогов на роль мультимедийных технологий в процессе обучения. Выделяются четыре этапа развития педагогической мысли, которые обусловлены основными тенденциями в области образования.

Moskvina Yuliya Aleksandrovna
Ural State University of Railway Transport
Lecturer Department "Foreign Languages and Intercultural Communication"


Abstract
This article is devoted to the development of teachers' views about the role of multimedia technology in the learning process. There are four stages of development of pedagogical thoughts, which are caused by major trends in education.

Сложно переоценить роль мультимедийных технологий в современном процессе обучения. Именно поэтому с первых же лет использования мультимедии в обучении данная тема привлекла внимание педагогов и исследователей. Каждое поколение педагогов анализировало эффективность мультимедийных технологии по сравнению с традиционными. Казалось бы, к предложенным методам и разработкам сложно добавить или предложить что-то новое; однако с каждым годом количество исследований и публикаций в данной сфере все увеличивается. Подобный интерес и его актуальность можно объяснить развитием мультимедийных средств обучения. В постоянно меняющемся мире информационных технологий сложно выработать единую методику их применения, поскольку педагогика не всегда успевает за наукой. Цель данного параграфа состоит в том, чтобы проследить этапы развития педагогической мысли в области определения и создания методики применения мультимедийных средств обучения.

Второй этап представляет собой период с 1991 по 1998 гг. Хотелось бы объяснить, почему временными границами стали именно эти две даты.

1991 год – год развала Советского Союза, его идеалов и принципов построения общества. В свою очередь, это привело к пересмотру и морально-идеалогических основ, на которых стояла система образования в СССР. Данный период можно считать этапом, когда шли поиски новых ориентиров в образовании: чему и как учить подрастающее поколение в условиях новой политической реальности. Одним из таких ориентиров стала система образования бывшего идеологического противника, Соединенных Штатов Америки, где активно шла разработка методики применения мультимедийных средств обучения. Именно в тот период впервые был поднят вопрос и об использовании мультимедиа в обучении студентов Ученые-исследователи M.Воусе, S.Brown, R.Mayer, L.Riber были вовлечены в разработку методики использования мультимедиа в процессе обучения в вузах. Было отмечено целесообразное использование мультимедиа при выполнении заданий, которые не получились с первого раза и при восстановлении знаний [5]. Данный период богат на исследования, касающиеся как поиска способов вовлечения компьютера в процесс обучения, так и оценки эффективности таких методов.

Для постсоветской школы мультимедийные средства обучения представляли собой неизвестную область, поэтому в первые годы появилось множество трудов, посвященных общим теоретическим основам работы с мультимедиа. Например, в данной области работали Вернер И. [6], Роберт И.В.[7] , Гребнев И.В. [8 c.47] и Егорова Ю.Н. [9, c. 101-103]. В частности Рудина Г.В. и Гребнев И.В. выводят основные функции мультимедиа: 1)обеспечение обучения по индивидуальной программе, учитывающей в полной мере познавательные способности, мотивы, склонности и другие личностные качества учащихся 2) увеличение и расширение усваиваемой учениками информации 3) усиление роли самостоятельной работы при приобретении, усвоении и применении новых знаний, умений и навыков 4) повышение мотивации учащихся за счет новизны деятельности, интереса к работе с мультимедийными средствами 5) налаживание более точного, чем при традиционных метода обучения, учета знаний, умений и навыков учащихся.

Вслед за западными коллегами российские педагоги исследовали необходимость использования мультимедийных технологий в вузах. В частности, Гусев В.В. посвятил свою монографию психолого-педагогическим аспектам разработки и применения в вузе информационных технологий обучения. Гусев В.В. подчеркивал, что необходимость использования студентами мультимедийных технологий обусловлена большей легкостью (по сравнению с традиционными средствами обучения) изучения абстрактных понятий и отношений с ними [10].

С 2001 года масштабная программа компьютеризацию началась реализовываться с поставки техники в сельские школы, которые в подавляющем большинстве увидели компьютеры впервые. Следующим этапов в 2002 году стало подключение к этой программе городских и поселковых школ, районных органов управления образованием – они также получили компьютерную технику и программное обеспечение.

Множество педагогов подчеркивали положительную роль мультимедийных технологий в предметном обучении как в школе, так и в вузе.

Впервые выходят диссертации посвященные использованию мультимедиа как в вузе (Клемешкова Н.В.), так и в школе (Егорова Ю.Н.). Клемешова Н. В. выявила, что эффективность использования мультимедиа как дидактического средства при формировании учебной деятельности зависит от построения системы учебных занятий, содержащих в той или иной форме мультимедиа, в соответствии с моделью освоения учащимися учебной деятельности [12]. Модель практического освоения обучающимися учебной деятельности в условиях активного применения мультимедиа включает этапы: стимулирующий, целеполагающий, обучающий, аналитико-рефлексивный, саморегуляции и самореализации. Мультимедиа как дидактическое средство влияет на развитие основных сфер индивидуальности учащегося: стимулирующий этап модели освоения учебной деятельности предполагает воздействие на мотивационную сферу; на этапе целеполагания происходит влияние на волевую сферу; обучающий этап охватывает интеллектуальную и предметно-практическую сферы индивидуальности обучающегося; на аналитико-рефлексивном этапе и этапе саморегуляции происходит воздействие на сферу саморегуляции; этап самореализации предполагает формирующее влияние на эмоциональную сферу индивидуальности обучающегося. Интересную концепцию структурирования и представления сред мультимедиа и гипермедиа излагает российский ученый-исследователь M.Н. Морозов (г. Йошкар-Ола). Разработанная им авторская среда позволяет перейти от традиционного электронного учебника с гипертекстовыми страницами, реализующего метафору книги, к интерактивной образовательной среде, организованной на основе метафоры “нового мира” [13].

Ю.Н. Егорова отмечает, что использование мультимедиа способствует повышению эффективности обучения, тем, что: усвоение знаний происходит не по необходимости, а по желанию учащихся; мультимедиа воспринимается радостно, а радость в свою очередь стимулирует расположение к учебному предмету, предоставляется возможность оценить себя на фоне деятельности других учеников; выдвигается новый объективный критерий оценки своей деятельности: побеждает, выигрывает тот, кто много знает и умеет пользоваться своими знаниями; создается возможность дать волю фантазии, снять барьеры страха, боязнь быть смешным, получить плохую отметку и т.д.; создается атмосфера сотрудничества всего коллектива и здорового соревнования; ученики стремятся самостоятельно преодолеть трудности; предоставляется реальная возможность использования межпредметных связей [13].

Этот период характеризуется появлением большого числа исследований в области разработки методик применения мультимедийных технологий в области отдельных предметов. Особенно исследователи интересовались ролью мультимедийных средств обучения (презентация Power Point, электронный учебник, on-line курс, ) в преподавании иностранного языка.

В этот же период обсуждается один из самых спорных вопросов: использование и роль интернета в изучении иностранных языков. Сеть Интернет покрывала в тот период довольно небольшое количество компьютерных классов, но потенциал в изучении иностранного языка был очевиден уже тогда. Подчеркивалось, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Интернет создает уникальную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка.

Владимирова Л.П. предлагала использовать информационные ресурсы для решения целого ряда дидактических задач на уроке: 1) формирование навыков и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности, 2)совершенствование умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных учителем, 3) пополнение своего словарного запаса, как активного, так и пассивного, лексикой современного иностранного языка, отражающего определенный этап развития культуры народа [15, c. 33-41].

Четвертый этап – период с 2003 года по настоящее время. 2003 год стал переломным в системе российского образования.

В 1999 году в Болонье 29 европейские страны подписали Болонскую декларацию, которая нацеливает на создание конкурентоспособного европейского рынка высшего образования. Такое образование должно стать востребованным во всем мире. Включившись в “Болонский процесс” в 2003 году, Россия обязалась в срок до 2010 года привести свою систему высшего образования к единому европейскому стандарту. Таким образом, россияне осуществили переход к двухуровневой системе высшего образования (бакалавриат и магистратура).

Одна из важнейших составляющих системы образования в Европе – это его компьютеризация. Стремясь приблизится к западноевропейским стандартам, России посредством компьютерных технологий пришлось унифицировать образовательный процесс. Сегодня высшие учебные заведения работают по системе дистанционного обучения, которая требует особые компьютерные обучающие программы. Студенты очного отделения также во влечены в процесс унификации посредством работы в программах, оптимизирующих процесс обучения (Blackboard), а также проходят единое тестирование в режиме on-line (i-exam).

Некоторые педагоги считают, что мультимедийные технологии не могут полностью заменить общение между преподавателем и обучающимся, а излишняя компьютеризация процесса обучения лишь вредит сложившимся традициям. Так, Смоленцева Л.В. считает, что нельзя отрицать значимость мультимедийных технологий для тех дисциплин, где компьютер представляется в качестве необходимого рабочего инструмента: математика, бухгалтерский учет, банковское дело, финансово-кредитные операции, статистика. Но в гуманитарных науках ситуация иная. Посредством компьютерных программ можно лишь передать для экономии времени студента учебный материал, тест, дополнительную литературу. Компьютерные технологии в образовании постепенно вытесняют традиционные, показавшие свою эффективность, формы оценки знаний, заменяя их тестовыми. Необходимо ясно представлять плюсы и минусы тестирования студентов. Положительная сторона её в том, что она позволяет управляющим структурам осуществлять масштабный, доступный и быстрый контроль за состоянием уровня знаний студентов и своевременно вносить коррективы в организацию работы вуза, содержание учебного процесса. С другой стороны, тестовая оценка знаний предполагает известную стандартизацию учебного процесса. При этом один набор тестов предлагается и сильному, и слабому студенту [16, c. 33-37].

Отрицательные стороны использования тестовых технологий подчеркивала и доктор психологических наук Клюева Н.В: “В гуманитарных профессиях знание каких-то понятий − совсем не гарантия того, что ученик гуманитарно мыслит. И я глубоко уверена, что даже математики скажут, что не все можно проверить с помощью теста, что есть момент дискуссии, момент прохождения мысли по поводу задачи”[17, c.12].

Еще один фактор, напрямую связанный с Болонским процессом и использованием мультимедийных технологий, – это появление и развитие дистанционного образования, введение которого вызвало массу как положительных, так и отрицательных отзывов.

Проблемы, связанные с дистанционным образованием – предмет пристального внимания педагогов из многих стран. В нашей стране этой проблемой вплотную занимались Аношкина В.Л., Кревский И.Г., Лобачев С.Л., Вербицкий А.А., Андреев А.А., Солдаткин В.И., Бершадский А.М..

Так Вербицкий А.А. подчеркивал, что велика опасность, в связи с компьютеризацией, уменьшения социального общения, распространении в общественных местах и на производстве индивидуализма [18, c. 195].

Таким образом, в трудах современных педагогов дистанционное образование представляет собой интересное поле для исследования, где при всех очевидных достоинствах не выработано ни единое содержание дисциплин, ни форма его подачи.

Круг вопросов, связанных с мультимедиа, оказался настолько велик, что потребовалось введение специального курса в систему высшего образования. Название дисциплины – Мультимедиа технологии в образовании. Цель данного курса заключается в том, чтобы дать представление о современных мультимедиа технологиях, составе мультимедиа, их использовании в образовательном процессе, целесообразности и необходимости их использования и создании собственных обучающих средств на базе мультимедиа. По данному курсу были созданы и учебные пособия [19]. Были выпущены и отдельные учебные пособия по использованию мультимедийных технологий в отдельных дисциплинах (Зубов А.В., Якушин А.В.).

Тем не менее, общая тенденция исследований в данных период ведет к разработке методик применения мультимедийных технологий.

Проблему использования технологий мультимедиа в процессе подготовки учителя рассматривали Косенко И.И., Смолянинова О.Г. и Тумалев А.В.

Вопросом создания мультимедийных средств учебного назначения занимались Белицын И.В., Касторнова В.А., Манторова И.В., Лобач О.В., Осин А.В., Семенова Н.Г.

Например, Белицын И.В. посвятил свое исследование вопросу разработки и методического сопровождения современных ТСО при изучении электростатических полей. Применение разработанного им комплекса одновременно решало на практике и проблему наглядности, которая до сих пор является одной из актуальных ведущих методологических проблем в области естественных наук, в частности, физики, задача которой обеспечивать связь наблюдаемых явлений и создаваемых представлений с сознательным глубоким пониманием существа предмета изучения [20].

Анисимова Н.С., Браун Ю.С., Клемешева Н.В., Муравлев Д.П., Шампанер Г.М., Шлыкова О.В. исследовали сферу применения технологий мультимедиа в обучении.

Возрастающая роль Интернета также не осталась без внимания у педагогов. Но какова же роль преподавателя, если большую часть учебного времени студент работает с мультимедийными технологиями? Так, Кытманова считает, что задача преподавателя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому студенту проявить свою активность, свое творчество. Задача преподавателя – активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам [21].

Таким образом, несмотря на то, что в современной педагогической науке проблема использования мультимедийных технологий остается одной из самых исследуемых, остаются вопросы, которые так и не получили определенного ответа.

Во-первых, это роль преподавателя гуманитарных дисциплин в курсе, построенном на использовании мультимедийных технологий. Во-вторых, проблему представляет собой и оценивание навыка говорения у изучающих иностранный язык.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у учеников пропадает страх перед компьютером. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль.

Можно выделить следующие особенности данной технологии

1. качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране;

2. с помощью доски и мела затруднительно и нелепо объяснять работу с различными приложениями;

3. В случаях выявления в слайдах пособия недостатков или ошибок, можно сравнительно легко устранить дефекты;

4. В зависимости от подготовленности учащихся, используя в презентациях гиперссылки, один и тот же материал можно объяснять и очень подробно, и рассматривая только базовые вопросы темы. Темп и объём излагаемого материала, определяется по ходу урока.

5. Во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащихся достаточно хорошо освещено.

6. Повышение уровня использования наглядности на уроке.

7. Повышение производительности урока.

8. Установление межпредметных связей с другими предметами.

9. Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей информатики и учителями-предметниками.

10. Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.

11. Изменяется, отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.

Мультимедийные программные средства обладают большими возможностями в отображении информации, значительно отличающимися от привычных, и оказывают непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость и, таким образом, на эффективность учебного процесса в целом.

На этапе создания мультимедийной презентации необходимо учитывать следующие моменты:

· Психологические особенности учащихся данного класса

· Цели и результаты обучения

· Структуру познавательного пространства

· Выбор наиболее эффективных элементов компьютерных технологий для решения конкретных задач конкретного урока

· Цветовую гамму оформления учебного материала

При работе с мультимедийными презентациями на уроках необходимо прежде всего учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации с экрана компьютера, телевизора, проекционного экрана. Работа с визуальной информацией, подаваемой с экрана, имеет свои особенности, т. к. при длительной работе вызывает утомление, снижение остроты зрения. Особенно трудоемкой для человеческого зрения является работа с текстами.

При создании слайдов необходимо учесть ряд основных требований:

· Слайд должен содержать минимально возможное количество слов.

· Для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограничить использование просто текста. Лаконичность — одно из исходных требований при разработке учебных программ.

· Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать их вслух во время демонстрации презентации.

· Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт.

· Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны, по возможности, иметь максимальный равномерно заполнять все экранное поле.

· Нельзя перегружать слайды зрительной информацией.

· На просмотр одного слайда следует отводить достаточное время (не менее 2-3 мин.), чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочие тетради.

· Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер.

Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо:

· избегать монотонности, учитывать смену деятельности учащихся по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение;

· ориентироваться на развитие мыслительных (умственных) способностей ребенка, т.е. развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т.п.

· дать возможность успешно работать на уроке с применением компьютерных технологий и сильным, и средним, и слабым учащимся;

· учитывать фактор памяти ребенка (оперативной, кратковременной и долговременной). Ограниченно следует контролировать то, что введено только на уровне оперативной и кратковременной памяти .

Читайте также: