Мпгу кафедра исследовательской и творческой деятельности в начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

С 1921-1922 учебного года при педагогическом факультете 2-го МГУ (преемник Московских высших женских курсов) было открыто дефектологическое отделение, впоследствии переросшее в дефектологический факультет. Сегодня это мощный творческий коллектив, активно сотрудничающий с Департаментом образования.

Современное сурдопедагогическое образование направлено на создание условий для развития и саморазвития личности учителя, способного не только обслуживать имеющиеся педагогические и социальные технологии, но и выходить за пределы нормативной деятельности, осуществляя инновационную, гуманистически направленную, творческую деятельность. Эта стратегия воплощается в принципиальной направленности обучения на приоритет личностно и социально ориентированных технологий педагогического образования, которые реализуются кафедрой как в области высшего профессионального, так и полного среднего образования. В числе этих проблем: изучение и внедрение инновационных педагогических технологий, в том числе в условиях интегрированного обучения; изучение особенностей личности, эмоционального развития детей и подростков с нарушениями слуха и возможностей развития их творческих способностей; формирование дифференцированной системы обучения устной речи; мотивация учения и путей формирования учебной деятельности; развитие слухового восприятия; технологии раннего детства и подготовки к школе дошкольников с нарушением слуха; применение современных информационно-компьютерных технологий в системе обучения лиц с нарушением слуха; философские проблемы дефектологии, инновационной методики активизации слуховой функции с использованием современных технических средств.

Особую активность кафедра проявляет в этом году, объявленном в Москве Годом равных возможностей, она внесла большой вклад в разработку Федерального стандарта высшего профессионального образования в области специального (дефектологического) образования, принятого к внедрению Министерством образования и науки РФ.

В декабре 2008 года МПГУ, и дефектологический факультет в частности, закончили двухлетнюю работу в рамках Инновационной образовательной программы (ИОП), в которую МПГУ как инновационный вуз вошел в числе 50 ведущих вузов страны. Естественно, что внедрение в образовательное пространство инновационных научных и научно-методических разработок, направленных на комплексную реабилитацию и социализацию инвалидов по слуху, началось именно с Москвы, которая стала своеобразной экспериментальной площадкой.

Особое внимание кафедра уделяет организации социальной и психолого-педагогической поддержки инвалидов по слуху в рамках Года равных возможностей. Социальная реабилитация и адаптация, а тем более последующее включение инвалидов по слуху на равных правах в социальную среду невозможно без большой специально организованной социокультурной воспитательной работы, учитывающей психологические особенности этого контингента молодежи. В связи с этим коллектив кафедры особое внимание уделяет развитию творческих способностей лиц с нарушениями слуха через включение их в разнообразные виды деятельности в системе социокультурных мероприятий, проводимых в Москве, а также и в рамках международных проектов. Это выявление и внедрение в социокультурное пространство Москвы инновационных культурно-массовых мероприятий для интеграции неслышащей молодежи в общество, создание условий для вовлечения в инновационную творческую деятельность обучающихся в МПГУ инвалидов по слуху, осуществление в интересах столицы комплекса социально значимых культурно-массовых мероприятий в целях социальной адаптации и интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Воспитание гармонически развитой, патриотически направленной творческой личности гражданина Москвы невозможно без разработки содержания, определения мероприятий культурно-творческой деятельности, выявления творчески способных и одаренных среди обучающейся молодежи с нарушением слуха с целью их социальной адаптации и интеграции.

Апробация культурно-творческой программы студентов с нарушением слуха проводится в системе мероприятий МПГУ (участие в конкурсе художественной самодеятельности, в спортивных соревнованиях, КВН) и Москвы, в ходе московского конкурса патриотической песни (лауреаты 1-й степени), во время выступлений на международном образовательном и медицинском форумах (Москва, Сокольники, апрель 2009 года).


Коротко о Московском педагогическом

Вам будет интересно: Принц – это титул или образ идеального мужчины?

Вам будет интересно: Обходителен — это как? Толкование слова и синонимы

Логотип МПГУ

Помимо Вернадского, еще много выдающихся личностей связано с вышеупомянутой организацией – и Сергей Чаплыгин, и Василий Ключевский, и Иван Цветаев (отец поэтессы Марины Цветаевой), и Николай Кольцов – и множество других славных имен.

Новый этап в жизни Высших женских курсов наступил в 1918 году, когда они были преобразованы во Второй Московский государственный университет. Тогда он насчитывал всего три факультета: физико-математический, медицинский и историко-филологический. Однако уже через три года появился и педагогический факультет, вслед за которым стали возникать и другие. А в 1930 году из Второго московского университета было образовано целых три самостоятельных. Одним из них, созданным на основе педагогического факультета, стал как раз-таки МПГУ – Московский педагогический государственный университет. Правда, в то время он был еще не университетом, а институтом (гордое звание университета же МПГИ получил лишь на исходе двадцатого столетия – в 1990 году, став первым педагогическим университетом не просто в России, но во всем мире).

Вам будет интересно: Что такое момент инерции? В чем измеряется момент инерции? Пример задачи

Московский педагогический университет

Через пару десятилетий вуз разросся – к нему добавились дефектологический, индустриально-педагогический, а также городской педагогический институты. За время своего существования университет претерпевал многие трудности, особенно в девяностые годы минувшего столетия, когда практически во всех отраслях наблюдалась острая нехватка финансов. Тяжело было удержаться на плаву, но МПГУ выстоял – и не просто выстоял, а вошел в число лучших вузов страны. Им он продолжает оставаться и по сей день.

Институт детства МПГУ

Теперь в составе этой новой единицы в структуре МПГУ более десятка кафедр как дефектологического, так и начального профилей - и не только. Их общей целью является стремление научить студентов правильно взаимодействовать с ребенком на всех этапах его развития, бережно относясь к хрупкому миру детства. Далее расскажем о работе Института детства МПГУ более подробно.

Факультеты

Как уже было сказано выше, Институт детства оформился из соединения двух факультетов педагогического вуза. Эти же самые факультеты в структуре нового отделения и остались. Познакомимся с каждым из них по отдельности.

Дефектологический

Дефектологическому факультету МПГУ в следующем году исполнится уже целых сто лет. Он вырос из специальных медико-дефектологических курсов, основанных при МПГУ из-за необходимости исследования причин дефективности и обучения этому новых педагогических кадров. В то время заведовал этими курсами Всеволод Кащенко, чей брат Петр является более известным представителем данной фамилии.

Позже курсы по дефектологии были преобразованы в отделение педологии (одно из направлений в педагогике) и дефектологии на педагогическом факультете в то время еще Второго московского университета, а еще через несколько лет (если быть точнее, в 1934 году) появился самостоятельный факультет дефектологии, действующий и по сию пору.

Вам будет интересно: Посад — это что такое? Значение слова

В процессе обучения

Кафедры дефектологического факультета

Всего в вышеупомянутом отделении Института детства МПГУ шесть кафедр: олигофренопедагогики, инклюзивного образования, тифлопедагогики, дошкольной дефектологии, логопедии и клинических основ дефектологии. Кратко пробежимся по каждой из них.

Кафедра олигофренопедагогики исследует возможность применения методик специального образования у малышей с нарушениями развития; ее преподаватели делятся со студентами знаниями о том, как организовать учебный и воспитательный процесс с целью коррекции умственной отсталости, рассказывают о сущности этого заболевания.

Институт детства

На кафедре инклюзивного образования занимаются еще и сурдопедагогикой - то есть проблемами, посвященными обучению людей с нарушениями слуха. Как общаться с такими детьми, как ввести их в социум и обучить в рамках инклюзивного образования (то есть направленного на детей и подразумевающего гибкую методологию, удовлетворяющую разным целям и потребностям) - вот предмет интереса данной кафедры.

Что такое логопедия, равно как и дошкольная дефектология (задержки в развитии у ребятишек самого младшего возраста), надо полагать, ясно всем, и останавливаться на этом мы не станем. А вот понятие тифлопедагогики знакомо не каждому; между тем это преподавание слепым, и именно этому посвящена работа на одноименной кафедре. Наконец, кафедра клинических основ дефектологии с врачами и биологами в качестве сотрудников изучает комплексный подход через медицину и психологию к анатомо-физиологическим особенностям людей с нарушениями в развитии и разрабатывает возможности преодоления этих трудностей.

Начальный факультет

Факультет начального образования, на год младше своего дефектологического коллеги. Как нетрудно догадаться, здесь готовят специалистов по работе с ребятишками младшего школьного возраста. В составе факультета тоже шесть кафедр, о них далее - чуть более подробно.

Кафедры начального факультета

Факультет начального образования располагает следующими подразделениями: русского языка и методики его преподавания, математики и информатики, иностранных языков, психологии младшего школьника, исследовательской и творческой деятельности, а также теории и практики начального образования. И если суть и смысл работы первых трех кафедр понятен, то про последние три стоит внести ясность.

Кафедра психологии младшего школьника через три года отметит тридцатилетний юбилей. Здесь трудятся специалисты, которые работают над определением психологического портрета ученика начальной школы и способами подхода к каждому ребенку индивидуально. Спектр интереса кафедры многогранен. Здесь изучают развитие воображения ребятишек и педагогические компетенции учителей, способности школьников и личностные смыслы обучения - и много чего еще.

Факультет начального образования

На кафедре исследовательской и творческой деятельности работают три направления - естествознание, технология (они же труды) и изобразительное искусство. По ним ведется исследовательская и научная деятельность. Последняя же кафедра, теории и практики образования, занимается довольно разносторонними вопросами. Там изучают, как усовершенствовать подготовку будущего педагога, как развивать метапредметные результаты, как правильно воспитать младшего школьника, как верно внедрить новейшие разработки - и так далее, и тому подобное.

Другие структурные единицы

Помимо двух факультетов, в состав Института детства входят две общие кафедры и Центр психолого-педагогического сопровождения особых студентов (с ограниченными возможностями). Одна из кафедр занимается информационными технологиями в образовании, вторая - психологической антропологией.

Руководство

О кафедрах и факультетах Института детства поговорили, самое время теперь сказать пару слов и о начальстве. А им является Татьяна Соловьева - еще довольно молодая, но очень уверенная в себе женщина и большой профессионал.

Директор Института детства Татьяна Соловьева

В 2001 году нынешний директор Института детства окончила университет Самары по специальности логопедия, а восемью годами позже - аспирантуру по коррекционной педагогике уже в Москве. Является кандидатом наук, автором множества публикаций.

Формы обучения

В Институте детства МПГУ можно учиться как очно, так и заочно. Впрочем, не все специальности предполагают возможность выбора. Так, при поступлении на дефектологический факультет очно можно учиться на любой специальности (они соответствуют кафедрам факультета); заочно же - только на логопедии. Она же предусматривает еще и третий вариант - очно-заочную форму.

Факультет начального образования предлагает обучение в очной форме также по всем возможным специальностям. В заочной - лишь по направлению "Начальное образование" (так же, как и в случае с логопедией, здесь доступен и вариант очно-заочного обучения). Кстати, специалитета в Институте детства МПГУ нет - только бакалавриат и магистратура. Все вышесказанное относится к бакалавриату (срок обучения - 4-4,5 года).

Что нужно для поступления

Чтобы стать студентом Института детства МПГУ, необходимо в срок принести все требуемые документы в приемную комиссию (достоверно и подробно об этом можно узнать, позвонив в учебное учреждение). Но прежде, разумеется, следует сдать экзамены и пройти по баллам. В текущем году количество бюджетных мест на разные специальности и факультеты Института детства колеблется от десяти до двадцати, заочка платная. Сдавать следует математику, русский язык и обществознание.

Контактная информация

Все необходимые номера телефонов и электронную почту как директора Института детства, так и других его представителей можно легко найти на сайте Московского педагогического университета в соответствующем разделе. Итак, продолжим. Что же касается адреса Института детства, то находится он, как уже ранее упоминалось, на проспекте Вернадского, в доме под номером 88. Чтобы добраться до учебного заведения, необходимо выйти на станции метро "Юго-Западная".

Здание дефектологического факультета

Такова информация об одном из институтов МПГУ - Московского педагогического государственного университета, - Институте детства.

Всего участников: 639

Репортаж

Учителя, работающие с самыми маленькими школьниками, раньше других своих коллег стали осваивать требования ФГОС на практике. Поэтому сегодня они со знанием дела и опираясь на опыт обсуждают метапредметные навыки, универсальные учебные умения, личностные результаты.

Метапредметные диагностические работы для учащихся 1–4 классов


Проектная исследовательская деятельность в начальной школе

Сергей Александрович Ловягин, к.п.н., директор Института физики, технологии и информационных систем МПГУ, заслуженный учитель России


Александр Владимирович Горячев, к.п.н., лауреат премии Правительства РФ в области образования


Технология обучения русскому языку в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО


Планируемые результаты начального математического образования и процесс их достижения

Зоя Борисовна Редько, к.п.н., доцент кафедры математики и информатики в начальной школе Института детства МПГУ



Использование электронных форм учебников в начальной школе. От теории к практике

Валентина Анатольевна Шикер, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ гимназии № 6 г. Солнечногорска


Разноуровневое обучение на примере текстовых задач. Мешки, цепочки, таблицы

Анна Борисовна Дронзик, доцент кафедры математики и информатики в начальной школе Института детства МПГУ

Особенно важно начинать эту работу в начальной школе, чтобы способы получения и передачи информации закладывались в основу умения учиться. Уже с первого класса мы можем учить детей точно отвечать на вопросы, соотносить причину и следствие, преподносить информацию в виде схем, осваивать знаковые элементы текста, использовать визуальные средства. Одним словом, ориентироваться при поиске информации и излагать ее наилучшим образом.

С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.

Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.

Берегите себя и своих близких!

Программа дня

Начало регистрации

Открытие дня

Окончание регистрации

Метапредметные диагностические работы для учащихся 1–4 классов [3401] -->

КОЧУРОВА Е. Э., к.п.н., старший научный сотрудник Центра начального образования ИСРО РАО

СТАНЧЕНКО С. В., к.ф.-м.н., руководитель Центра национальных и международных исследований качества образования ФГБУ ФИОКО

ГОРЯЧЕВ А. В., к.п.н., лауреат премии Правительства РФ в области образования

Проектная исследовательская деятельность в начальной школе [3609] -->

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

Рекомендации по подготовке к Всероссийской проверочной работе по предметам: окружающий мир, русский язык и математика в 2017 году [3404] -->
Технология обучения русскому языку в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО [3405] -->

Институт системно-деятельностной педагогики

Внеклассная работа в начальной школе. Практические советы по организации детского досуга [3621] -->
Планируемые результаты начального математического образования и процесс их достижения [3406] -->

РЕДЬКО З. Б., к.п.н., доцент кафедры математики и информатики в начальной школе Института детства МПГУ

Разноуровневое обучение на примере текстовых задач. Мешки, цепочки, таблицы [3409] -->

ДРОНЗИК А. Б., доцент кафедры математики и информатики в начальной школе Института детства МПГУ

Использование электронных форм учебников в начальной школе. От теории к практике [3605] -->

ЮРКОВА Т. И., заместитель директора по УВР МБОУ гимназии № 6 г. Солнечногорска, почётный работник общего образования Российской Федерации;
ШАБАЛИНА И. Н., учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ гимназии № 6 г. Солнечногорска;
ШИКЕР В. А., учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ гимназии № 6 г. Солнечногорска;
КУРЧАТКИНА Н. Ю., учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ гимназии № 6 г. Солнечногорска

Отчет по педагогической практике

В о время педагогической практики происходит практическое знакомство обучающихся с педагогической работой в системе высшего профессионального образования, освоение методологии и приемов научно-исследовательской и учебно-методической работы, формирование умений и навыков педагогической деятельности.

В основе содержания педагогической практики лежат знания, полученные магистрантами по дисциплинам, знание которых необходимо магистрантам для самостоятельной педагогической практики на кафедре Вуза.

Во время педагогической практики происходит практическое знакомство с педагогической работой в системе высшего профессионального образования, применение результатов теоретического обучения. На форму проведения практики ключевое влияние оказывает специфика организации, на базе которой проводится практика, ее технические, экономические, человеческие, научные ресурсы и характер индивидуального задания студента, данного ему его руководителем практики в вузе.

Педагогическая практика проводится в различных формах: полевая и камеральная. Полевая научно-педагогическая практика позволяет закрепить на практике полученные теоретические знания, сформировать умения и навыки чтения публичных лекций и проведения семинарских занятий со студентами. Камеральная педагогическая практика связана с необходимостью обработки и анализа собранного в организации материала и подготовкой отчета по практике.

Знания, умения и навыки, формируемые в ходе педагогической практики, в дальнейшем используются в научно-исследовательской работе и при проведении научно-исследовательской практики по теме дипломной работы.

Цели педагогической практики

Целями педагогической практики являются:

  • углубление и закрепление знаний, полученных обучающимися в ходе теоретических занятий в университете и формирование основ практического использования знаний для решения конкретных проблем в сфере высшего профессионального образования;
  • знакомство обучающихся со спецификой деятельности преподавателя и формирование умений выполнять педагогические функции;
  • развитие общекультурных компетенций, а также закрепление и совершенствование приобретенных в процессе обучения профессиональных компетенций обучающихся в сфере преподавательской деятельности;
  • приобретение практических навыков педагогической работы в системе высшего профессионального образования и овладение основными педагогическими функциями.

Задачи педагогической практики

В ходе педагогической практики обучающимися должны быть решены следующие задачи:

  • закрепление, углубление, расширение теоретических знаний, полученных при изучении экономических дисциплин;
  • знакомство с ВУЗом и его организационной структурой;
  • изучение нормативных документов, регулирующих деятельность ВУЗа и кафедры;
  • изучение требований, предъявляемых к преподавателю современного вуза;
  • исследование и освоение основных принципов и форм организации педагогического процесса;
  • освоение методологии и современных методов организации учебного процесса;
  • освоение методик проведения занятий и выступления перед аудиторией, создания творческой атмосферы, взаимопонимания и уважения учащихся;
  • осуществление методической и учебной работы по проектированию и организации учебного процесса;
  • самостоятельное проведение психолого-педагогические исследования;
  • формирование навыков организации и проведения публичных лекций, встреч, семинаров;
  • изучение методики самоконтроля и самооценки результатов педагогической деятельности.

Место и время проведения педагогической практики

Основным условием выбора организации для проведения педагогической практики является возможность обучающегося сформировать определенные практические умения, а также навыки выполнения конкретной работы в педагогической сфере высшего профессионального образования. Поэтому педагогическая практика может осуществляться в структурных подразделениях государственного университета.

Практика осуществляться непрерывным циклом продолжительностью 4 недели.

Содержание педагогической практики

Производственный инструктаж (инструктаж по технике безопасности).

Подготовка и оформление организационных документов по практике

Выполнение производственных заданий.

Мероприятия по сбору, обработке и систематизации теоретического и практического материала

Разработка учебно-методического обеспечения занятия по выбранной теме.

Самостоятельное проведение учебного занятия.

Обработка и обобщение необходимой для отчета информации.

Консультации с руководителем практики в вузе.

Обработка полученных данных.

Подготовка отчета об итогах практики.

Презентация отчета по практике на конференции.

По окончании учебной педагогической практики каждый студент практикант предоставляет руководителю практики от кафедры отчетные документы в папке-скоросшивателе, сшитые с помощью дырокола, без файлов.

Порядок размещения отчетных документов и в папке-скоросшивателе следующий:

  1. Отчет о выполнении программы учебной педагогической практики.
  2. Индивидуальный календарный план прохождения учебной педагогической практики.
  3. Результаты выполнения установленных заданий практики

Оформление отчёта по практике

При оформлении отчета студенту необходимо дать краткую характеристику работ, выполненных им в период практики, и документов, с которыми он работал. Структура отчета не должна расходиться с планом и дневником практики.

Требования к оформлению печатного текста:

  • Поля: левое – 3 см, правое – 1 см, верхнее и нижнее – по 2 см.
  • Выравнивание текста по ширине.
  • Абзацный отступ (красная строка) – 1,25 см.
  • Шрифт основного текста – Times New Roman, кегль 14.
  • Шрифт заголовков допускается на 1–2 пункта больше, в таблицах – на 1–2 пункта меньше основного.
  • Межстрочный интервал одинарный.
  • Нумерация страниц проставляется вверху от центра; на первых страницах (титульных листах) отчетных документов номера страниц не проставляются.

Структура отчёта педагогической практики

Титульный лист

Первая страница отчета является одновременно титульным листом всей папки с отчетной документацией по практике. Данная страница не нумеруется.

Пример:

Отчет по педагогической практике

Задание на педагогическую практику

Пример:

Отчет по педагогической практике

Содержание

Пример:

Отчет по педагогической практике

Введение

Введение содержит цели и задачи практики, краткую характеристику предприятия - места практики.

Пример:

Отчет по педагогической практике

Основная часть

Отчет практиканта о проделанной работе с выводами и предложениями, в который входят:

1) индивидуальный план работы на период практики;

2) характеристика деятельности базовой организации и деятельности психолога:

а) приоритетные направления школы (вуза, предприятия) и методы работы;

б) функции и обязанности психолога в условиях образовательного учреждения;

в) перечень основной документации педагога-психолога;

г) актуальные психологические проблематики в деятельности психолого-педагогической службы образовательного учреждения;

д) первоочередные вопросы, в решении которых может быть полезно участие психолога-практиканта;

3) Краткое описание проведенных мероприятий, диагностической (конкретизировать используемые методики) и коррекционно-развивающей работы (конкретизировать используемые методы и приемы, тематику работ), оформления документации психолога (перечислить перечень документации который вел практикант), проведения практической работы, направленной на решение выявленных проблем, с использованием методов консультирования, психотерапии и психокоррекции, разработки и проведения развивающих занятий психологического сопровождения участников образовательного процесса по результатам диагностической работы (желательно приложить перечень занятий с названиями и кратким содержанием), разработки коррекционно-развивающих программ (если таковое имело место, то приложить развивающую программу в виде таблицы на 1 страницу).

Пример:

Отчет по педагогической практике

Заключение

Выводы по поводу успешности прохождения практики, отмечая ее положительные и отрицательные стороны.

В заключительной части отчета практикант делает вывод о степени выполнении программы практики и осуществляет самоанализ своей деятельности, отвечая на вопросы: какие виды деятельности удались в наибольшей степени? Какой полезный опыт приобретен? Какие трудности встретились во время прохождения практики? Какие имеются предложения по содержанию и организации практики?

Читайте также: