Можно ли назвать повесть о петре и февронии муромских житием кратко

Обновлено: 04.07.2024

Жанр произведения: агиографическое сочинение, житие

Тема произведения: сила супружеской любви и верности

Число страниц: 11

Главные герои (персонажи) и их характеристика

  1. В терем к жене Муромского князя Павла дьявол наслал оборотня-змея. По просьбе мужа, княгиня спросила змея, от чего ему суждено погибнуть, и узнала, что смерть ждет змея от Петрова плеча, от Агрикова меча.
  2. Брат Павла Петр решил извести змея, раздобыл Агриков меч, и убил его. Но его кровь обрызгала Петра, и он заболел, тело его покрылось страшными струпьями. Никто не мог вылечить Петра.
  3. Петр узнал, что в Рязанской земле много лекарей, и отправился туда. Дружинники нашли в деревне Ласково умную и необычную девушку Февронию, которая была готова вылечить князя. Но поставила условие жениться на ней, когда он излечится. Князь задумал обмануть Февронию, простую жену бортника, не подходящую для него пару.
  4. Феврония дала князю снадобье и велела намазать им все струпья, кроме одного. Князь излечился, отправил ей богатые дары и уехал. Вскоре его болезнь вернулась. Тогда он отправился к Февронии с повинной и согласился жениться на ней, только бы вылечиться до конца.
  5. После смерти брата Павла князь Петр стал правителем Муромским. Бояре не принимали его жену, простую дочь бортника и решили изгнать их из города. Князь, храня преданность супруге, уплыл вместе с ней. Но вскоре бояре прислали за ними посольство с просьбой вернуться и прекратить смуту в Муроме.
  6. С тех пор Петр и Феврония жили в любви и верности, и правили по совести и справедливости. Когда пришла пора умирать, они завещали, чтоб их похоронили в общей гробнице. 20 июня они оба умерли.
  7. Церковнослужители нарушили завещание, и похоронили их отдельно. Но тела Петра и Февронии дважды чудесным образом возвращались в общую гробницу, и были признаны святыми.

Истинная любовь не знает сословных преград, она выше людского зла. Люди, живущие честно и праведно, в верности и супружеской гармонии, всегда пользуются заслуженным уважением, и приносят миру добро и благо.

Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?
Более всего мне запомнился отрывок изгнания князя Петра вместе с женой. Она стоически восприняла это испытание, ведь главное – преданный супруг был с нею. Очень образно звучит пример, который она привела приближенному князя, чтобы укоротить его дурные помыслы, этот жизненный пример может и сейчас быть полезен в человеческих взаимоотношениях. Как и прочие, этот эпизод – отличная иллюстрация ума, мудрости и высокой нравственности Февронии.

Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)

  • Агрик — сказочный богатырь, владеющий волшебным мечом
  • Керамиды — плиты, обычно закрывающие погребения.
  • Пядь — старинная мера длины, равная расстоянию между концами большого и указательного пальцев, примерно 17,78 см.
  • Риза — парчовое, тканное золотом или серебром одеяние без рукавов, верхнее церковное облачение священнослужителя.

Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений

  • Отец и мать пошли взаймы плакать, а брат ушел сквозь ноги смерти в глаза глядеть.
  • Он своей рукой убил оборотня, змея летучего, и где обрызгала его кровь змеиная, там и струпья явились.
  • Ну, спроси тогда его, разве можно из такого пучочка льну взрослому мужчине за то время, пока он в бане попарится, выделать и рубашку, и портки, и полотенце?
  • Князь Пётр не мог нарушить заповедь божию ради самодержавства.
  • Правили они в городе своём по законам божиим и были милостивы к своим людям, как чадолюбивые отец и мать. Со всеми были равно сердечны, не любили только спесивых и грабительствующих, не жадны были к земным богатствам, но для вечной жизни богатели. Истинными пастырями города они были, не яростью и страхом правили, а истиной и справедливостью

Житие св. Петра и Февронии Муромских-
так и называется описание их жизни в Православных книгах.

Жития святых – жизнеописания канонизированных Русской Православной церковью людей. Жития святых пишутся с древних времен, и первые из них (переведенные на русский язык) повествовали о жизни христианских великомучеников, при этом носили назидательный и поучительный характер.

Житие св. Петра и Февронии Муромских-
так и называется описание их жизни в Православных книгах.

Жития святых – жизнеописания канонизированных Русской Православной церковью людей. Жития святых пишутся с древних времен, и первые из них (переведенные на русский язык) повествовали о жизни христианских великомучеников, при этом носили назидательный и поучительный характер.


Повесть о Петре и Февронии Муромских: история создания

Повесть основывается на Муромских преданиях, которые передавали из уст в уста. История написана в уникальном жанре, который объединяет сразу несколько направлений древнерусской литературы. Произведение отличает поэтическая настроенность и обилие гуманистических идей. Оно написано так, что кажется: все держится на противостоянии двух героев Петра и Февронии, но их единство и пример великой любви создают удивительный сюжет, любимый многими, независимо от религиозных убеждений. Произведение ведет борьбу и с социальным неравенством: бояре, не желавшие принять Февронию, в итоге поплатились за это и осознали свою ошибку.

Повесть о Петре и Февронии Муромских была написана после канонизации святых.

Повесть о Петре и Февронии Муромских - пример любви и верности

Повесть о Петре и Февронии Муромских: содержание, сюжет

Петр с готовностью согласился придти на помощь своему брату — князю Павлу. Но он не знал, где может взять Агриков меч. На помощь Петру пришел ребенок, который показал меч, лежащий в церкви женского Воздвиженского монастыря в алтарной стене между камней.

Явившись к брату, Петр увидел, что змий уже у его жены. Он велел князю Павлу не входить и сам расправился с чудовищем. Умирая, огненный змей обрызгал своей ядовитой кровью Петра, отчего у него началась проказа. Никто не мог исцелить храброго Петра, но открылось ему, что спасение может придти от дочери древолазца, добывавшего дикий мед.

Этой девушкой была Феврония, крестьянка села Ласково в Рязанской земле. Феврония согласилась ицелить знатного мужчину с одним условием — тот женится на ней после выздоровления. Петр дал обещание, но не сдержал его и, исцелившись, отказал Февронии, так как та была простолюдинкой.

Петр не предал жену, взял Февронию, и они вместе уплыли по Оке. В Муроме, тем временем, началась смута, борьба за власть. Бояре одумались, попросили Петра и Февронию вернуться. Бояре не ошиблись: со временем Февронию за мудрость в правлении оценили все горожане.

В преклонных летах Петр и Феврония по взаимному согласию приняли монашеский постриг. Они скончались в один день и час.

Повесть о Петре и Февронии Муромских в день Петра и Февронии

Читать повесть о Петре и Февронии Муромских

Февронию часто обвиняют в том, что она силой женила на себе Петра, но факты из повести Петра и Февронии Муромских говорят о другом:

  • Господь привел Петра к Февронии и выразил Свою волю об их браке;
  • Петр действительно исцелился благодаря Февронии;
  • Феврония была мудрой и милосердной, когда правила в Муроме, за что ее полюбили горожане;
  • Петр и Феврония хранили друг другу верность на протяжении многих лет;
  • Петр и Феврония не хотели разлучаться и после смерти, завещая даже похоронить себя в одном гробу.

Повесть о Петре и Февронии Муромских читать

8 июля в России отмечается День семьи, любви и верности. В основе праздника – день памяти святых, считающихся покровителями брака и семьи, – Петра и Февронии. Какая история лежит в основе праздника, имели ли святые реальные исторические прототипы, и почему историю любви Петра и Февронии сложно назвать прекрасной? Ответы в нашей статье.

С 2008 года в России появился новый праздник — День семьи, любви и верности, ставший приятной альтернативой традиционному, но европейскому Дню святого Валентина. Дата 25 июня по старому стилю, а 8 июля по новому была выбрана не случайно — это день памяти Петра и Февронии, православных покровителей брака.

повесть о житие.jpg

Что нам известно об авторе?

Для чего была написала Повесть?

Петр и Феврония: кто они? Разговор об исторических прототипах

Хотя само произведение и было создано в XVI веке, легенда о Петре и Февронии появилась намного раньше, как и практика почитания святых — покровителей семьи. Сами муромские князья были канонизированы в 1547 году (повесть писала в преддверии события).


В самом тексте Ермолая-Еразма нет никаких прямых указаний на то, какие муромские князья имеют в виду. Тем не менее, великие историки Владимир Осипович Ключевский и Евгений Евсигнеевич Голубинский провели необходимые изыскания, чтобы с большой долей вероятности предположить, о ком ведет речь публицист. По всей видимости князь Петр — это муромский князь Давид Юрьевич, время правления которого пришлось на начало XIII века.

Третий вариант содержится в Легенде о Василии Рязанском и Муромском, где речь идет о князе и его супруге, жившим позже Давида Юрьевича, но намного раньше Петра из муромских синодиков. Подведя итог под всеми тремя источниками, можно сказать, что исторические прототипы Петра и Февронии, если и существовали, то жили в конце XIII века и, увы, абсолютно нам не известны.

День семьи, любви и верности — неблагоприятное начало отношений Петра и Февронии

В самом деле, если внимательно прочитать Повесть, задумавшись над мотивами поступков ее героев, становится не совсем понятно, почему история отношений двух этих персонажей становится идеальным представлением о браке. Давайте еще раз обратимся к тексту.

Итак, муромский смелый князь Петр убивает мечом Змея, который под видом князя Павла — брата Петра — приходит к его жене. Ужасный дьявол, принимавший облик Павла, умирает, но его кровь попадает на Петра. В итоге князь тяжело заболевает — покрывается струпьями. Далее все идет по сказочному канону, который Ермолай Еразм не мог не использовать. На поиски целителя брошены все силы, но они не приносят никаких результатов. В итоге князю удается найти в глуши Февронию — дочь собирателя меда, незнатную, но мудрую девушку. С этого места начинаются отношения героев.

Только после этого Петр возвращается ко своей целительнице, и она обещает, что князь будет исцелен, как только возьмет ее в жены. Что и происходит. Далее автор рассказывает нам об отношениях князя и Февронии уже в браке. Об испытаниях, которые ей приходится пройти из-за зависти знатных жен и нечестивых бояр. В итоге все заканчивается хорошо, и жизнь благочестивых и благоверных Петра и Февронии, пусть и полная сомнений и трудностей, действительно может стать наущением будущим поколениям.

Тем не менее, начало истории не похоже на образцовое знакомство ни двух влюбленных, ни двух святых. Дело в том, что Ермолай Еразм, хотя и не сомневается в святости простой девушки — в его повествовании она творит множество чудес Божьей милостью, но использует в своей повести элементы типичной европейской сказки о хитрой крестьянке. Возможно, желая приблизить житие к мирскому — простому — пониманию. Что и делает Повесть о Петре и Февронии уникальным произведением, а нас призывает задуматься и о браке, и о любви.

Читайте также: