Можно ли назвать повесть о петре и февронии муромских житием кратко
Обновлено: 04.07.2024
Жанр произведения: агиографическое сочинение, житие
Тема произведения: сила супружеской любви и верности
Число страниц: 11
Главные герои (персонажи) и их характеристика
- В терем к жене Муромского князя Павла дьявол наслал оборотня-змея. По просьбе мужа, княгиня спросила змея, от чего ему суждено погибнуть, и узнала, что смерть ждет змея от Петрова плеча, от Агрикова меча.
- Брат Павла Петр решил извести змея, раздобыл Агриков меч, и убил его. Но его кровь обрызгала Петра, и он заболел, тело его покрылось страшными струпьями. Никто не мог вылечить Петра.
- Петр узнал, что в Рязанской земле много лекарей, и отправился туда. Дружинники нашли в деревне Ласково умную и необычную девушку Февронию, которая была готова вылечить князя. Но поставила условие жениться на ней, когда он излечится. Князь задумал обмануть Февронию, простую жену бортника, не подходящую для него пару.
- Феврония дала князю снадобье и велела намазать им все струпья, кроме одного. Князь излечился, отправил ей богатые дары и уехал. Вскоре его болезнь вернулась. Тогда он отправился к Февронии с повинной и согласился жениться на ней, только бы вылечиться до конца.
- После смерти брата Павла князь Петр стал правителем Муромским. Бояре не принимали его жену, простую дочь бортника и решили изгнать их из города. Князь, храня преданность супруге, уплыл вместе с ней. Но вскоре бояре прислали за ними посольство с просьбой вернуться и прекратить смуту в Муроме.
- С тех пор Петр и Феврония жили в любви и верности, и правили по совести и справедливости. Когда пришла пора умирать, они завещали, чтоб их похоронили в общей гробнице. 20 июня они оба умерли.
- Церковнослужители нарушили завещание, и похоронили их отдельно. Но тела Петра и Февронии дважды чудесным образом возвращались в общую гробницу, и были признаны святыми.
Истинная любовь не знает сословных преград, она выше людского зла. Люди, живущие честно и праведно, в верности и супружеской гармонии, всегда пользуются заслуженным уважением, и приносят миру добро и благо.
Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?
Более всего мне запомнился отрывок изгнания князя Петра вместе с женой. Она стоически восприняла это испытание, ведь главное – преданный супруг был с нею. Очень образно звучит пример, который она привела приближенному князя, чтобы укоротить его дурные помыслы, этот жизненный пример может и сейчас быть полезен в человеческих взаимоотношениях. Как и прочие, этот эпизод – отличная иллюстрация ума, мудрости и высокой нравственности Февронии.
Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)
- Агрик — сказочный богатырь, владеющий волшебным мечом
- Керамиды — плиты, обычно закрывающие погребения.
- Пядь — старинная мера длины, равная расстоянию между концами большого и указательного пальцев, примерно 17,78 см.
- Риза — парчовое, тканное золотом или серебром одеяние без рукавов, верхнее церковное облачение священнослужителя.
Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений
- Отец и мать пошли взаймы плакать, а брат ушел сквозь ноги смерти в глаза глядеть.
- Он своей рукой убил оборотня, змея летучего, и где обрызгала его кровь змеиная, там и струпья явились.
- Ну, спроси тогда его, разве можно из такого пучочка льну взрослому мужчине за то время, пока он в бане попарится, выделать и рубашку, и портки, и полотенце?
- Князь Пётр не мог нарушить заповедь божию ради самодержавства.
- Правили они в городе своём по законам божиим и были милостивы к своим людям, как чадолюбивые отец и мать. Со всеми были равно сердечны, не любили только спесивых и грабительствующих, не жадны были к земным богатствам, но для вечной жизни богатели. Истинными пастырями города они были, не яростью и страхом правили, а истиной и справедливостью
Житие св. Петра и Февронии Муромских-
так и называется описание их жизни в Православных книгах.
Жития святых – жизнеописания канонизированных Русской Православной церковью людей. Жития святых пишутся с древних времен, и первые из них (переведенные на русский язык) повествовали о жизни христианских великомучеников, при этом носили назидательный и поучительный характер.
Житие св. Петра и Февронии Муромских-
так и называется описание их жизни в Православных книгах.
Жития святых – жизнеописания канонизированных Русской Православной церковью людей. Жития святых пишутся с древних времен, и первые из них (переведенные на русский язык) повествовали о жизни христианских великомучеников, при этом носили назидательный и поучительный характер.
Повесть о Петре и Февронии Муромских: история создания
Повесть основывается на Муромских преданиях, которые передавали из уст в уста. История написана в уникальном жанре, который объединяет сразу несколько направлений древнерусской литературы. Произведение отличает поэтическая настроенность и обилие гуманистических идей. Оно написано так, что кажется: все держится на противостоянии двух героев Петра и Февронии, но их единство и пример великой любви создают удивительный сюжет, любимый многими, независимо от религиозных убеждений. Произведение ведет борьбу и с социальным неравенством: бояре, не желавшие принять Февронию, в итоге поплатились за это и осознали свою ошибку.
Повесть о Петре и Февронии Муромских была написана после канонизации святых.
Повесть о Петре и Февронии Муромских: содержание, сюжет
Петр с готовностью согласился придти на помощь своему брату — князю Павлу. Но он не знал, где может взять Агриков меч. На помощь Петру пришел ребенок, который показал меч, лежащий в церкви женского Воздвиженского монастыря в алтарной стене между камней.
Явившись к брату, Петр увидел, что змий уже у его жены. Он велел князю Павлу не входить и сам расправился с чудовищем. Умирая, огненный змей обрызгал своей ядовитой кровью Петра, отчего у него началась проказа. Никто не мог исцелить храброго Петра, но открылось ему, что спасение может придти от дочери древолазца, добывавшего дикий мед.
Этой девушкой была Феврония, крестьянка села Ласково в Рязанской земле. Феврония согласилась ицелить знатного мужчину с одним условием — тот женится на ней после выздоровления. Петр дал обещание, но не сдержал его и, исцелившись, отказал Февронии, так как та была простолюдинкой.
Петр не предал жену, взял Февронию, и они вместе уплыли по Оке. В Муроме, тем временем, началась смута, борьба за власть. Бояре одумались, попросили Петра и Февронию вернуться. Бояре не ошиблись: со временем Февронию за мудрость в правлении оценили все горожане.
В преклонных летах Петр и Феврония по взаимному согласию приняли монашеский постриг. Они скончались в один день и час.
Повесть о Петре и Февронии Муромских в день Петра и Февронии
Февронию часто обвиняют в том, что она силой женила на себе Петра, но факты из повести Петра и Февронии Муромских говорят о другом:
- Господь привел Петра к Февронии и выразил Свою волю об их браке;
- Петр действительно исцелился благодаря Февронии;
- Феврония была мудрой и милосердной, когда правила в Муроме, за что ее полюбили горожане;
- Петр и Феврония хранили друг другу верность на протяжении многих лет;
- Петр и Феврония не хотели разлучаться и после смерти, завещая даже похоронить себя в одном гробу.
Повесть о Петре и Февронии Муромских читать
8 июля в России отмечается День семьи, любви и верности. В основе праздника – день памяти святых, считающихся покровителями брака и семьи, – Петра и Февронии. Какая история лежит в основе праздника, имели ли святые реальные исторические прототипы, и почему историю любви Петра и Февронии сложно назвать прекрасной? Ответы в нашей статье.
С 2008 года в России появился новый праздник — День семьи, любви и верности, ставший приятной альтернативой традиционному, но европейскому Дню святого Валентина. Дата 25 июня по старому стилю, а 8 июля по новому была выбрана не случайно — это день памяти Петра и Февронии, православных покровителей брака.
Что нам известно об авторе?
Для чего была написала Повесть?
Петр и Феврония: кто они? Разговор об исторических прототипах
Хотя само произведение и было создано в XVI веке, легенда о Петре и Февронии появилась намного раньше, как и практика почитания святых — покровителей семьи. Сами муромские князья были канонизированы в 1547 году (повесть писала в преддверии события).
В самом тексте Ермолая-Еразма нет никаких прямых указаний на то, какие муромские князья имеют в виду. Тем не менее, великие историки Владимир Осипович Ключевский и Евгений Евсигнеевич Голубинский провели необходимые изыскания, чтобы с большой долей вероятности предположить, о ком ведет речь публицист. По всей видимости князь Петр — это муромский князь Давид Юрьевич, время правления которого пришлось на начало XIII века.
Третий вариант содержится в Легенде о Василии Рязанском и Муромском, где речь идет о князе и его супруге, жившим позже Давида Юрьевича, но намного раньше Петра из муромских синодиков. Подведя итог под всеми тремя источниками, можно сказать, что исторические прототипы Петра и Февронии, если и существовали, то жили в конце XIII века и, увы, абсолютно нам не известны.
День семьи, любви и верности — неблагоприятное начало отношений Петра и Февронии
В самом деле, если внимательно прочитать Повесть, задумавшись над мотивами поступков ее героев, становится не совсем понятно, почему история отношений двух этих персонажей становится идеальным представлением о браке. Давайте еще раз обратимся к тексту.
Итак, муромский смелый князь Петр убивает мечом Змея, который под видом князя Павла — брата Петра — приходит к его жене. Ужасный дьявол, принимавший облик Павла, умирает, но его кровь попадает на Петра. В итоге князь тяжело заболевает — покрывается струпьями. Далее все идет по сказочному канону, который Ермолай Еразм не мог не использовать. На поиски целителя брошены все силы, но они не приносят никаких результатов. В итоге князю удается найти в глуши Февронию — дочь собирателя меда, незнатную, но мудрую девушку. С этого места начинаются отношения героев.
Только после этого Петр возвращается ко своей целительнице, и она обещает, что князь будет исцелен, как только возьмет ее в жены. Что и происходит. Далее автор рассказывает нам об отношениях князя и Февронии уже в браке. Об испытаниях, которые ей приходится пройти из-за зависти знатных жен и нечестивых бояр. В итоге все заканчивается хорошо, и жизнь благочестивых и благоверных Петра и Февронии, пусть и полная сомнений и трудностей, действительно может стать наущением будущим поколениям.
Тем не менее, начало истории не похоже на образцовое знакомство ни двух влюбленных, ни двух святых. Дело в том, что Ермолай Еразм, хотя и не сомневается в святости простой девушки — в его повествовании она творит множество чудес Божьей милостью, но использует в своей повести элементы типичной европейской сказки о хитрой крестьянке. Возможно, желая приблизить житие к мирскому — простому — пониманию. Что и делает Повесть о Петре и Февронии уникальным произведением, а нас призывает задуматься и о браке, и о любви.
Читайте также: