Может ли филолог работать учителем английского языка в школе

Обновлено: 04.07.2024

Здравствуйте! Я по образованию лингвист переводчик, сейчас работаю в школе учителем английского языка. В дипломе есть 100 часов психологии и педагогики, также 190 часов методики преподавания иностранного языка. Могу ли я дальше продолжать работать в школе учителем без курсов переподготовки?

Дата: 28.10.2016 17:31

В консультации принимал участие

Ответ эксперта

В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" правом на занятие педагогической деятельностью обладают лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Согласно Приказу Минтруда России от 25 декабря 2014 года N 1115н "О внесении изменения в Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" применение Профессионального стандарта педагога будет обязательно с 1 января 2017 года.

Работодатель обязан выполнять и непосредственно применять требования Трудового кодекса РФ о профессиональных стандартах, а также вправе рассматривать вопросы о прекращении трудовых отношений с работником по инициативе работодателя в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе, подтвержденного результатами аттестации. Однако, это не означает, что уже работающие педагоги, квалификация и (или) образование которых не соответствуют профстандарту, подлежат увольнению.

Аналогичную точку зрения высказал Минтруд России в своем Письме от 04.04.2016 N 14-0/10/В- 2253 Ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов (вместе с "Информацией Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам применения профессиональных стандартов").

Согласно Профстандарту к педагогу (учителю) осуществляющему педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования предъявляются следующие требования к образованию: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

Т. о., я полагаю, вы имеете право продолжать осуществлять свою педагогическую деятельность. А вот необходимость переподготовки ваш работодатель самостоятельно должен определить, исходя из результатов аттестации и потребности в кадрах (ст. 296 ТК РФ).


Кроме того, соответствие квалификации работника профстандарту может быть установлено независимой оценкой квалификации, которая будет проводится с 01.01.2017 в специальных центрах оценки квалификаций. Такая независимая оценка может проводится как по инициативе соискателя, так и по направлению работодателя.

При этом реалии таковы, что количество мест на филфаках - и бюджетных, и вообще в принципе рассчитанный на эту специальность - в непрофильных вузах сокращается, как в бакалавриате, так и в магистратуре и аспирантуре. Непрофильных - значит общего профиля, то есть нелингвистических (вроде Государственного института русского языка) или не литературных (вроде Литературного института).

Вроде бы стране гуманитарии не нужны. Нужны технари.

Мои однокурсницы на обочине жизни тоже не остались. Среди нашего выпуска есть школьные учителя (в том числе одна отмечена премией ставропольского правительства), вузовские преподаватели, журналисты, репетиторы, методисты отделов образования. Кто-то сменил профессию или открыл своё дело, с филологией не связанное, но это тоже вполне в русле нашего времени.

Это потому, что грамотность вообще сейчас в упадке у большинства людей. Увы. Для очень и очень многих не то что составить даже простенький текст на родном (!) языке, но и понять текст, составленный другим, стало проблемой. Понять и уловить даже прямой смысл, не говоря уже, например, об иронии. Это я говорю как лингвист-эксперт, видящий, что даже для текста с матерным и словами судьям всё чаще требуется заключение лингвиста-эксперта, чтобы вынести вердикт, например, об оскорблении.

Дабы развеять устоявшиеся мифы о том, что филология - отрасль не современная и неденежная, я хочу дать список профессий, которые опираются на филологических знания; без них как минимум будет тяжело, а как максимум - могут отказать работодатели. А в некоторых случаях без диплома филолога даже законом запрещено подвизаться в определённой сфере.

Итак, кем можно работать с дипломом филолога?

2. Преподаватель русского языка (как родного/государственного): в школе, в вузе. Если организация бюджетная, то профильный диплом тоже обязателен по закону (или хотя бы диплом о профпереподготовке), поскольку есть единые профессиональные стандарты и классификаторы, строго проверяемые ревизорами.

3. Преподавание русского языка как иностранного - в юридических вузах, готовящих дипломатов, в профильных лингвистических вузах, в вузах, принимающих студентов по обмену. Хороший пример профильного вуза, делающего упор именно на эту специализацию, – Государственный институт русского языка имени Пушкина .

7. Репетитор для школьников, студентов; в том числе занятия с иностранцами, изучающими русский - в роли носителя языка.

9. Преподаватель на курсах литературного редактирования.

11. Учёный в сфере когнитивный наук (нейролингвистика, психолингвистика).

Это только профессии, в которых задействованы лингвистические познания. Теперь для литературоведов:

12. Литературный обозреватель или литературный критик - в СМИ или для издательств.

13. Вузовский преподаватель, учёный.

14. Писатель, в том числе коммерческий (то есть когда Вы пишете для других людей на заказ).

15. Лектор, ведущий собственный блог (например, на YouTube) или продающий авторские курсы на площадки дистанционного образования.

Филологические навыки могут пригодиться в таких отраслях, как:

- социология (если Вы изучали, например, гендерную лингвистики, социолингвистику, этнопсихолингвистику).

Разумеется, для всех этих профессий знаний по филологии – не исчерпывающий критерий. Необходимо что-то ещё прилагать к знанию правил языка – другой язык, общие основы судебной экспертизы и методологию судебной лингвистики, знания по педагогике, начатки программирования, умение держаться перед камерой. Но это реальность нашего века: единожды получив знания в университете, не получится рассчитывать, что они будут кормить всю жизнь. Придётся доучиваться так или иначе – в студенческие годы или после. Я считаю это нормой, так же думают и работодатели.

А что думаете вы по поводу востребованности гуманитарного знания – и филологии в частности – в современной России?

Являюсь выпускником филологического факультета СПбГУ, кафедра английской филологии и перевода (бакалавриат и магистратура).

Направление подготовки (специальность) лингвистика.

При попытках устроиться на работу учителем английского мне отказывали, потому что образование не педагогическое.

Я отправил запрос в комитет образования Санкт-Петербурга, спросил, могу ли преподавать. Прикрепляю файлы с ответом.

Судя по ответам, кажется, что могу преподавать. Но тогда возникает вопрос, что говорить работодателям, которые не принимают меня с моим дипломом? И как обезопасить себя в дальнейшем?

Идти на какие-то курсы, тратить время и деньги зря не хочется, только если нет абсолютной необходимости.

Хотелось бы получить ответ, содержащий минимум "воды".

Согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ

от 26 августа 2010 года N 761н

Согласно Приказу Минтруда и соцзащиты РФ

от 8 сентября 2015 года N 608н

Поэтому исходя из приведенных положений законодательства, регулирующих требования к указанной должности. на мой взгляд Вы имеете право быть принятым на должность учитель английского языка.

Судя по ответам, кажется, что могу преподавать. Но тогда возникает вопрос, что говорить работодателям, которые не принимают меня с моим дипломом? И как обезопасить себя в дальнейшем?

Работодателям ничего не нужно говорить, если у них ведомственная установка не брать на работу тех, у кого нет именно профильного педагогического образования, они просто не примут Вас на работу и все, как до этого и происходило.

Вопрос в другом, каким образом Вам зафиксировать отказ в приеме на работу, если он носит незаконный характер.

Для этого нужно получить официальный письменный ответ от потенциального работодателя подав документы в порядке статьи 65 Трудового кодекса РФ:

с указанием на то, что Вас по каким-либо причинам не могут принять на работу, причины они найдут, к примеру отсутствует профильное образование педагогическое и пр.

Соответственно только при наличии такого подтверждения, можно признать отказ в приеме на работу незаконным и обязать организацию в судебном порядке принять Вас на работу.

Да, вы можете преподавать английский язык в школах.

В частности, стоит исходить из требований

Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н
«Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников образования“

на который было указание в приложенном Вам ответе, где отмечено. что

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки „Образование и педагогика“ или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

У Вас как раз и получено образование в области соответствующей преподаваемому предмету.

Было оговорено, что

В соответствии с разделом „Квалификационные характеристики должностей работников образования“ Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н (далее — Квалификационный справочник), требования к квалификации по должности „учитель“: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки „Образование и педагогика“ или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы. Требования к квалификации работника по должности „преподаватель“: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки „Образование и педагогика“или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Марина Потапова


Марина Потапова

Ой, ну тогда и французский, и испанский, и идиш пусть преподаёт! А то почему только английский? Филологические дисциплины же.

Елена Маркова


Елена Маркова

Марина, я не автор, но учила 4 года французский, он у меня в дипломе, кроме основного иностранного языка. Но преподавать бы не взялась, да и уже все знания растеряла.

Марина Потапова


Марина Потапова ответила Елене

Елена Маркова


Елена Маркова ответила Марине

Марина, нет, я учитель русского языка, но по диплому филолог. Два года я учила, как и все, иностранный язык (у меня это английский), кроме него был предмет "Европейские языки", где мы учили французский.

Марина Потапова


Марина Потапова ответила Елене

Елена, ну Вы же не учились их преподавать? И не на том уровне учили. Все, абсолютно все, изучают в ВУЗах иностранные языки, даже на физматах, но это совсем не значит, что их можно и нужно преподавать.

Елена Маркова


Елена Маркова ответила Марине

Марина, нет, но я не училась и преподавать русский как иностранный, но имела небольшой опыт такой работы.

Марина Потапова


Марина Потапова ответила Елене

Елена, преподавателю русского преподавать русский, пусть и с нюансами, всё-таки логично? И уж точно более логично, чем преподавать английский?

Елена Маркова


Елена Маркова ответила Марине

Марина, спорно, методика абсолютно другая. Я не претендую, просто в дипломе может быть много часов по иностранным языкам, у меня количество часов по "Европейскому языку" и в сумме по "Современному русскому языку" совпадает. Меня это всегда удивляло и забавляло.

Тальяна Трешева

Елена, методика преподавания русского языка как иностранного больше похожа на преподавание иняза, чем на преподавание русского для русских.

Елена Маркова


Елена Маркова ответила Тальяне

Анастасия Смирнова


Анастасия Смирнова

Анастасия Денисюк

Специальность интересная. Прям так в дипломе и написано? А требование к образованию вот:
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

Елена Маркова


Елена Маркова

И у вас нет указания специализации? У меня в дипломе, например, написано: специальность "Филология", специализация "Русский язык и литература".

Анна Коник


Анна Коник

Елена Маркова


Елена Маркова ответила Анне

Анна Коник


Анна Коник ответила Елене

Анна Коник


Анна Коник ответила Елене

Alla Mirzoyan

Анна Коник


Анна Коник ответила Alla

Читайте также: