Мозаика на изделиях из древесины 7 класс технология план урока

Обновлено: 05.07.2024

Регулятивные: контроль и самоконтроль - различать способ и результат действия; прогнозирование - предвосхищать результаты.

Познавательные: общеучебные - ориентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно создавать ход деятельности при решении проблем, приобретать новые знания в процессе наблюдений и рассуждений

Коммуникативные: взаимодействие - формулировать собственное мнение, слушать собеседника; управление коммуникацией - разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех участников процесса.

Тип урока: комбинированный.

Карта обеспеченности урока:

Материально-техническое оснащение урока

План-конспект урока, технологическая карта урока, ПК, проектор

Технология. Индустриальные технологии: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. -М.: Вентана- Граф, 2012

Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. -М.: Вентана-Граф, 2012

Шпон, образцы мозаики

Шпон, шаблоны мозаики

Здравствуйте ребята, садитесь, давайте познакомимся. Меня зовут Юлия Евгеньевна, для того чтобы я запомнила ваши имена напишите их на листочках.

Обучающиеся воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку.

Способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

Актуализация знаний постановка учебной цели

Дерево в интерьере нашего дома является тем материалом, фактура, цвет и "живое" тепло которого создают атмосферу психологического отдыха. Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев.

Художественная обработка дерева является едва ли не самым древним видом народного творчества. Живы памятники деревянного зодчества и отдельные предметы, относящиеся к IX - XIV столетиям.

Какой вид художественной обработки древесины представлен на данном слайде? СЛАЙД

Русская резьба по дереву украшала двери и стены изб, мебель, а также предметы быта (дуги коромысла, чашки, ложки).СЛАЙДЫ № Техник резьбы по дереву было много: объемная, рельефная, плоско-рельефная, выемчатая с подборкой фона.

Основными видами древесины для резьбы служили липа, осина, береза, ольха, самшит, дуб.

Какие народные промыслы связанные с обработкой древесины вы знаете?

Какие части дерева могут еще использоваться для изготовления изделий? СЛАЙДЫ

Просмотр слайдов с изделиями из древесины.

Какой вид художественной обработки изделий из древесины был еще изображен на слайдах?

Мастера умели создавать удивительные по красоте и изысканности узоры. К таким узорам относится мозаика.

Как вы думаете какие материалы используют для изготовления мозаики. (камни, стекла, керамика, древесины, слоновую кость, металла и т. д.). СЛАЙД 17,18,19,20

С каким материалом вы работали на предыдущих уроках? (древесина, фанера)

Сформулируйте тему нашего урока.

Какова цель урока?

Мы должны познакомиться с основными способами выполнения мозаики на изделиях из дерева; научиться выполнению простейших элементов мозаичных рисунков.

Запишите тему в тетрадь

Отвечают: резьба, деревянные игрушки

Отвечают на вопрос: кора (береста у березы), ветки для декоративной отделки изделий, корни.

Отвечают на вопрос: мозаика

Отвечают на вопросы

Высказывают свои предположения

Высказывают свои предположения

Записывают тему урока.

Формируются мотивы достижения цели путем эффективного взаимодействия участников группового процесса, упорядоченного обмена информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса, визуализацией информации.

Изложение нового материала

Мозаика - изображение, рисунок или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц. СЛАЙД

История мозаики берет начало в Древней Греции. В Древнем Риме и Византии это искусство получило весьма широкое распространение, после чего было надолго забыто и возродилось лишь в середине XVIII века.

Мозаика может представлять собой орнамент. СЛАЙД

Плитками с узорной росписью выложены стены старинных сооружений в Средней Азии. Многие орнаменты существуют уже тысячи лет. В разные эпохи, в разных странах создавались свои особые узоры, непохожие на другие. В них отразилась национальная культура народов.

Например, русский орнамент содержит изображения полевых цветов, колосьев ржи и пшеницы, листьев, плодов садовых деревьев и кустарников - символа плодородия. Изображение птицы в русском орнаменте - символ счастья.

Расскажите, где вам встречались изделия, предметы оформленные мозаикой?

Слушают, записывают определения в тетрадь, высказывают свои предположения

Отвечают на вопрос. (интерьер, стены зданий, шкатулки, рамки картин, вазы и т.д.)

Обеспечение психологического комфорта учащихся, формирование познавательного интереса к предмету. Нацеливание учащихся на учебную деятельность, систематизацию знаний.

Давайте ребята отдохнем.

Очень мы трудиться любим! Шеей влево, вправо крутим. Из шпона сделана фанера, если правда, топай смело. В атмосфере есть азот, делай вправо поворот. Так же есть и кислород, делай влево поворот, воздух мы вздохнем поглубже и продолжим наш урок!

Так ребята отдыхают перед новой формой работы

- Так что же приблизительно представляет собой мозаика из дерева? Из какого древесного материала изготавливают мозаику? Ответить на данный вопрос вам поможет следующая работа.

- Класс делиться на 2-3 группы. Работая в группах, соберите по заданному рисунку, из данных частей мозаичный орнамент. Посмотрим, какие композиции у вас получатся. (мозаика из шпона)

Обратите свое внимание на работы. Теперь вы понимаете, что сущность мозаики заключатся в составлении определенного рисунка из различных элементов, например, дерева.

Смотреть , как выполняются задания, делать пометки, чтобы оценить работу.

Отвечают на вопросы

Обучающиеся выполняют задания.

понимание, обоснованное применение операций.

совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Продолжение нового материала

А сейчас познакомимся с основными видами мозаики.

Инкрустация - украшение деревянных изделий врезанными в их поверхности пластинками металла, перламутра, слоновой кости и других материалов.

Инкрустированная поверхность является плоской, почти без выступов.

Следующий вид отделки древесины мозаикой - интарсия.

Интарсия - инкрустация деревом по дереву.

Фоном для мозаичных украшений является плоскость массивной древесины, в основном из ценных пород. В углубления определенных контуров вклеиваются деревянные вставки различной формы, цветов и текстуры.

Интарсионные поверхности тщательно отделывают: шлифуют, иногда лакируют.

Еще один вид отделки - маркетри.

Маркетри - украшение поверхности древесины наклеенными кусочками шпона различных пород и текстуры.

В маркетри разноцветные кусочки шпона (вставки) вырезают и вклеивают по определенному рисунку.

Самым современным и менее трудоемким видом отделки древесины мозаикой является - паркетри.

Паркетри - это набор, при котором мозаика представляет собой простой рисунок типа паркета из прямолинейных одинаковых геометрических фигур.

Этот набор делается способом склеивания, предварительно нарезанных элементов шпона вплотную друг к другу. Главная задача при сборке - максимально плотно уложить кусочки шпона, с тем, чтобы швы были практически не заметны.

Выполняя практическую работу какую технику вы применяли?

Зачитывают в слух текст слайда, записывают определения в тетрадь

Отвечают на вопрос

- Таким образом, вы познакомились с основными видами мозаики по дереву. А теперь назовите какой вид мозаики изображен на каждом из слайдов?

- Выполнение мозаики очень трудоемкая и сложная работа, которая под силу только мастерам.

- Для того чтобы понять как создается орнамент, посмотрите видеоролик. Во время просмотра запишите краткую последовательность выполнения орнамента.

Наблюдать за выполнением работы, отвечать на возникающие в процессе работы вопросы, проверять качество выполнения задания,

делать пометки, чтобы оценить работу.

ответ учащихся: инкрустация, интарсия, маркетри, паркетри.

Смотрят видеоролик, записывают.

понимание, обоснованное применение операций.

совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

- Как вы считаете, действительно ли был создан орнамент? А в какой технике был выполнен мозаичный орнамент?

А теперь каждый из вас оценит свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей. Выскажите одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

я выполнял задания…

Выставить оценки учащимся

Сравнивают, оценивают свою работу и работы членов группы, отвечают на вопросы учителя.

Делают вывод о значимости сложности и трудоёмкости операции; Проговаривают последовательность своих действий при выполнении набора мозаики отмечая возникшие трудности при этом и их причины.

Продолжают выбранную фразу.

умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль).

Построение логической цепочки рассуждений и доказательство.

Запишите в дневниках домашнее задание.

Найти изделия или изображения изделий с различными видами мозаики. Технология 7 класс Симоненко В.Д. стр49-58

теоретического материала учебника, выполнения практических работ.

Сформировать представление о мозаике, как способе художественного оформления

изделий из древесины. Формировать знания о видах мозаики (инкрустации, интарсии,

блочной мозаики, маркетри др.). Знакомить с технологией изготовления мозаичных

наборов. Формировать представления об инстру ментах и ма териалах для изготовления

различных видов мозаики, в частности интарсии. Знакомить с правилами безопасного

труда при выполнение художестве нно - прикладных работ с древесиной. Формировать

умения и навыки технологии изготовления мозаичных наборов из отдельных его частей.

Воспитывать эстетический вкус, аккуратность, трудолюбие, развивать сенсорную и

- получить общее представление о технологии у крашения изделий из древесины;

- приобрести опыт самостоятельного изготовления мозаичного набора в технологии

- развить внимание , трудолюбие, точность исполнения, самостоятельность в приняти и

- приобрести опыт совместной работы, освоить коммуникативные навыки, навыки

Школьные учебные мастерские - кабинет ру чной обработки древесины.

- образцы изделий, украшенных мозаикой различных видов, видеоматериалы, слайды;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: получение новых и систематизация ранее полученных знаний по теме “Технология обработки древесины ”, формировать у учащихся трудовые знания и умения, развить их техническое мышление и творческие способности

создать условия на уроке повторения материала, обеспечить усвоение понятий: прочность, упругость, плотность древесины;

обеспечить развитие умений анализировать, сравнивать, классифицировать, создать условия для развития умения работать во времени, способствовать совершенствованию зрительных, слуховых и моторных ощущений;

содействовать воспитанию усидчивости, умению преодолевать трудности, ответственности за результат учебного труда, создать условия для активизации самостоятельной деятельности учащихся;

Тип урока: Открытия нового знания

Методы: словесные, наглядные, практические

Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, проверка присутствующих.

Вводный инструктаж.

Довести до сведения учащихся требования и правила безопасности при нахождении в столярно-слесарной мастерской. Учащиеся расписываются об ознакомлении с вводным инструкта­жем в журнале регистрации учета инструктажей.

Введение в тему урока.

Повторение материала о видах, свойствах древесины:

Древесина - широко распространенный строитель­ный и поделочный материал. Из древесины строят дома, мосты, делают мебель, музыкальные инструменты, детали машин, столяр­но-строительные конструкции, деревянную посуду и многое дру­гое. Используют древесину в химической, целлюлозно-бумажной промышленности. Область применения этого ценного материала настолько широка, что трудно даже все перечислить.

Древесиной принято называть очищенный от коры и веток ис­пользуемый в производстве материал.

Вопросы и задания:

- На какие два вида делятся все древесные породы?

- Какие пиломатериалы изготавливают из древесины?

- Что такое текстура дерева?

- Что является показателем наличия пороков древесины?

- Определите характер происхождения пороков древесины?

- Для чего нужно изучать строение древесины, ее пороки, свойства?

- Что относится к древесным мате-риалам?

- Назовите инструменты, с помощью которых обрабатывается древесина.

Вот видите! В вашей памяти уже это хранится! Значит, это нужно! (Не правда ли, звучит, как открытие!)

Многое о древесине вам уже известно, но есть во­просы, которые еще предстоит разобрать.

Изложение программного материала.

Дерево в интерьере нашего дома является тем материалом, фактура, цвет и "живое" тепло которого создают атмосферу психологического отдыха. Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев.

Художественная обработка дерева является самым древним видом народного творчества.

Русская резьба по дереву украшала двери и стены изб, мебель, а также предметы быта (дуги коромысла, чашки, ложки).

Техник резьбы по дереву было много: объемная, рельефная, плоско-рельефная, выемчатая с подборкой фона.

Мастера умели создавать удивительные по красоте и изысканности узоры. К таким узорам относится мозаика.

Как вы думаете какие материалы используют для изготовления мозаики. (камни, стекла, керамика, древесины, слоновую кость, металла и т. д.).

Рис. 66, 67. учебника

Мозаика - изображение, рисунок или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц.

Мозаика может представлять собой орнамент. Рис.68.

Орнаментом называют узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов.

Расскажите, где вам встречались изделия, предметы оформленные мозаикой?

Инкрустация – украшение деревянных изделий врезанными в их поверхности пластинками металла, перламутра, слоновой кости и других материалов.

Интарсия – инкрустация деревом по дереву.

Маркетри – украшение поверхности древесины наклеенными кусочками шпона различных пород и текстуры.

Самым современным и менее трудоемким видом отделки древесины мозаикой является – паркетри.

Паркетри - это набор, при котором мозаика представляет собой простой рисунок типа паркета из прямолинейных одинаковых геометрических фигур.

Физкультминутка динамическая

Давайте ребята отдохнем.

Очень мы трудиться любим!

Шеей влево, вправо крутим.

Из шпона сделана фанера,

если правда, топай смело.

В атмосфере есть азот,

делай вправо поворот.

Так же есть и кислород,

делай влево поворот,

воздух мы вздохнем поглубже

и продолжим наш урок!

Практическая работа.

Работа в рабочей тетради – самостоятельная работа, проверка в парах по образцу.

Ребята выполняют самостоятельную работу на кар-точках, проверяют друг друга.

Предложить придумать и изобразить рисунок будущего мозаичного набора. Работа в рабочей тетради.

Учащиеся выполняют задание. Оценивают свои действия и действия партнёров.

А теперь каждый из вас оценит свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей. Выскажите одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:


Содержимое разработки

Цели: познакомить учащихся с технологией изготовления мозаичных наборов; сформировать у них навыки изготовления мозаики.

Инструменты и оборудование: образцы мозаики по дереву; ри­сунки или фотографии мозаичных работ, выполненных масте­рами; образцы шпона из различных древесных пород; заготовки для основания мозаики; рисунки для мозаики; ножи-резаки; клей ПВА; кисточки; зажимы для склеивания; линейка; копировальная бумага.

Проверка домашнего задания

1. Устный ответ по карточке

Прочитай вопрос и подготовь ответ на него.

- Каковы приемы точения декоративных изделий?

Для этого вспомни:

как выполнить чертеж фасонной детали;

какие инструменты применяются для точения художественных изделий;

какова последовательность точения внутренней поверхности.

Работа с классом: тестирование

Выполнение теста 9.

Проверка домашнего задания.

Переход к изучению новой темы

Мозаика — это орнаментное (узор) либо сюжетное изображе­ние, выполненное из однородных или различных по материалу частиц. Мозаика является определенным видом декоративного искусства, но применяется также при изготовлении изделий, имеющих декоративно-прикладной характер.

Применение и назначение мозаики по дереву.

Виды деревянной мозаики.

Материалы и инструменты для мозаичных работ.

Этапы при выполнении мозаики по дереву.

Изучение новой темы

1. Демонстрация изделий с мозаичным украшением

Демонстрация изделий с мозаичным украшением (например, деревянная шахматная доска, у которой поля и бортовая окан­товка набраны из разноцветного шпона, шкатулка, мозаичное панно), а также рисунков, фотографий, открыток дает учащимся некоторое представление об основах декоративно-прикладного искусства, способствует их эстетическому воспитанию, понима­нию ценности творческого ручного труда.

Самостоятельная работа с учебником

Прочитать § 13 и выписать в тетрадь названия видов мозаики.

Проверка записей в тетради

Инкрустация — украшение деревянных изделий врезанными в их поверхности пластинками металла, перламутра, слоновой кости и других материалов. Разновидностью инкрустации явля­ется филигрань — металлические полоски, вбитые в поверхность древесины.

Интарсия — вид инкрустации поверхности древесины встав­ками из древесины других пород и цвета.

Маркетри — украшение поверхности древесины наклеенными кусочками шпона из древесины различных пород.

Блочная мозаика — склеенные из различных пород древесины блоки, распиленные или настроганные на множество тонких пла­стинок с одним и тем же узором.

Рассказ учителя о материалах и инструментах для мозаич­ных работ

Для всех видов мозаичных работ лучше всего использовать сухой шпон, чтобы потом при работе или после склеивания не по­явились трещины. В зависимости от того, каково предназначение изделия, используют шпон толщиной 2 мм и более. В шпоне про­являются особенности древесины как декоративного материала, красота ее текстуры. В то же время шпон — наиболее доступный материал. На мебельных фабриках для мозаичных наборов мож­но использовать отходы шпона. Существует 3 вида шпона — лу­щеный, строганый и пиленый. Все виды очень удобны в работе. Естественно, в зависимости от типа обработки дерева получаются различные текстурные рисунки.

Основным инструментом при выполнении мозаики является нож-резак (Сим., с. 52, рис. 46). Этот нож несколько отличается от резаков, применяемых в резьбе по дереву. Во-первых, у него очень короткое косое лезвие (10—20 мм), во-вторых — длинная ру­коятка (около 150 мм), на торце которой обязательно есть плоский косой срез, предназначенный для притирания полосок бумаги или клеевой ленты при склеивании элементов мозаики. Такой нож можно сделать самостоятельно.

Специалист-мозаичник обычно имеет несколько ножей- резаков разных размеров для выполнения крупных и мелких работ (Сим., с. 53, рис. 47). Для резания ровных узких полосок приме­няется нож с двойным лезвием (Сим., с. 55, рис. 50). Его также легко сделать самому. Для этого нужно два одинаковых лезвия приложить с разных сторон к бруску, ширина которого равна ши­рине лезвия или чуть больше, затем связать все это бечевкой или обмотать изоляционной лентой. Необходимо иметь нож с двой­ным лезвием, либо несколько таких ножей с разным расстоянием между лезвиями, либо один нож и несколько брусочков, чтобы при необходимости можно было вставить другой, более широкий или более узкий. При изготовлении такого ножа нужно помнить, что длина выступающей части лезвия должна составлять около 10-20 мм.

Для вырезания из шпона круглых деталей может понадобиться резак-циркуль. Его можно сделать из обыкновенного циркуля, вставив в него плоскую остро заточенную пластину небольшой ширины. Преимущество резака-циркуля заключается в том, что он значительно облегчает вырезание из шпона элементов круг­лой формы и позволяет контролировать размеры этих элементов, что просто незаменимо в тех случаях, когда два круглых элемента должны иметь строго одинаковый диаметр.

Штампы-просечки (рис. 27) позволяют быстро и легко полу­чить несколько одинаковых элементов. Как правило, они пред­ставляют собой приспособления, имеющие форму, приближающуюся к цилиндрической, на одной стороне которых находится режущая часть, выполненная в виде какой-нибудь геометрической фигуры. Штампы изготовляют из быстрорежущей ста­ли и затачивают с внешней стороны. На торцовую поверхность плиты, склеенной из буковых брусков или досок, кладут выбранный для мо­заики шпон, на него устанавливают штамп и ударом молотка вырубают деталь.

Плоский нож-резак с лезвием в виде косяка.

Нож со сменными резцами.

Лобзик с пилками.

Деревянный притирочный молоток.

5. Демонстрация приемов выполнения маркетри

В настоящее время широкое распространение получила техника маркетри. Она имеет целый ряд преимуществ перед другими способами изготовления мозаичных наборов. Техни­ка маркетри проста, не требует применения сложного инстру­мента.

Существует два способа выполнения набора в технике мар­кетри. Наиболее простой — выкладывание орнамента из заранее нарезанных одинаковых элементов. Но этот способ имеет огра­ниченные возможности, т. к. позволяет сравнительно быстро выполнить только геометрический рисунок с повторяющимися элементами.

Нередко делают набор из двух повторяющихся элементов (Сим., с. 56—57, рис. 52—53). Используют шпон трех различных пород с разной текстурой и цветом.

Закрепить лист бумаги на чертежной доске или фанере.

Вычертить в натуральную величину чертеж-шаблон. Решить, какие породы древесины использовать в наборе, и подобрать шпон. Чтобы лучше представить будущий орнамент, его элемен­ты на чертеже раскрасить акварельными красками под цвет вы­бранных пород.

Из картона или плотной бумаги сделать шаблон для каждого элемента.

Накладывать шаблоны на кусочки шпона и обводить каран­дашом.

По карандашным линиям вырезать элементы орнамента. Ре­зак вести точно по линии, слегка наклонив к себе.

Если рисунок заполняет всю поверхность (фона нет, или он незначителен по площади), элементы мозаики один за другим врезают и вклеивают в лист плотной бумаги (набор в бумагу), на которую нанесен контурный рисунок мозаики. Постепенно всю бумагу заменяют кусочками шпона. Если требуется полу­чить несколько однотипных орнаментальных наборов, то фон и рисунок вырезают одновременно с помощью лобзика. Два листа шпона, один из которых выбран для фона, а другой для вставки, наклеивают на бумагу и накладывают один на другой, скрепив в нескольких местах клеем. На верхний лист шпона на­носят контур рисунка и выпиливают его лобзиком. Разъединив листы шпона, получают сразу два гнезда и две вставки, из кото­рых изготовляют два набора, противоположных по цвету. При этом способе элементы фона и рисунка вырезают одновремен­но, и они плотно соединяются, обеспечивая высокое качество набора.

V. Практическая работа

(Эту работу можно будет использовать на уроке 20 при де­корировании мозаичного набора металлическими вставками.)

1. Вводный инструктаж

Корректировка хода практической работы.

Анализ успехов и ошибок в работе.

Объяснение способов устранения ошибок.

VI. Закрепление изученного материала

Что называют мозаикой? (Мозаика — это орнаментное либо сюжетное изображение, выполненное из однородных или раз­личных по материалу частиц.)

Что такое инструкция, интарсия, маркетри? (Пример­ный ответ. Это виды мозаики. Инкрустация — украшение деревянных изделий врезанными в их поверхность пла­стинками металла, перламутра, слоновой кости и других материалов. Интарсия — вид инкрустации поверхности древесины вставками из древесины других пород и цве­та. Маркетри — украшение поверхности древесины на­клеенными кусочками шпона из древесины различных пород.)

Как выполняют блочную мозаику? (Примерный ответ. Из разноцветных пластинок и брусков склеивают блоки, затем эти блоки распиливают на тонкие пластинки с одним и тем же узором, которые наклеивают на поверхность или вставляют в углубления на поверхности.)

Какие инструменты применяются для вырезания мозаич­ных наборов? (Примерный ответ. Основным инструментом при выполнении мозаики является нож-резак. В отличие от резаков, применяемых в резьбе по дереву, у него очень короткое косое лезвие (10—20 мм) и длинная рукоятка (око­ло 150 мм), на торце которой обязательно есть плоский ко­сой срез, предназначенный для притирания полосок бума­ги или клеевой ленты при склеивании элементов мозаики.

Специалист-мозаичник обычно имеет несколько ножей-ре­заков разных размеров для выполнения крупных и мелких работ. Для резания ровных узких полосок применяется нож с двойным лезвием.)

Читайте также: