Моя самостоятельность проявилась в педагогической практике в школе

Обновлено: 16.05.2024

Юридический адрес: 432029, г. Ульяновск, ул. Самарская,11а.
Тел.: (8422)595930, факс (8422)595932.

Директор школы Чекарев Георгий Александрович - заслуженный учитель РФ.

Общие сведения о классе

Учебное заведение, в котором была пройдена педагогическая практика, является общеобразовательным. В МБОУ средней школе №82 учебный план реализуется на основе ФГОС начального общего и основного общего образования, школа реализует образовательные программы трёх ступеней общего образования.

В целом класс дружелюбный и ответственный, является одним из сильных классов параллели, ребята активно общаются со сверстниками из параллели и ребятами из старших классов. Учащиеся как всем классом, так и лично принимают участие в общешкольных мероприятиях, в районных и областных олимпиадах, конкурсах, а также пишут проектные работы. Во внеурочное время ребята посещают различные кружки и спортивные секции: 1 девочка занимается вокалом, 2 девочки посещают художественную школу, 1 мальчик занимается карате и плаванием, группа из 5 мальчиков состоит в школьной футбольной команде, 3 человека - в школе волонтёров, 2 девочки занимаются бальными танцами.

Класс как учебная группа

Основной целью и мотивом учения в классе является получение новых знаний, освоение новых навыков, а также мотивом для учащихся служит оценка учителя. Уровень познавательных интересов выше среднего. Многие ребята в классе проявляют интерес к внешкольной учебной программе, задают много вопросов по теме. В классе присутствуют ребята, которые не проявляют никакого интереса к учебной деятельности, их основной целью посещения урока является общение с одноклассниками. Познавательный интерес в большей степени стабильный, но бывают моменты, когда учащиеся не могут сконцентрировать своё внимание. В классе преобладает ответственное отношение к учебной деятельности, наибольшее внимание уделяется таким предметам, как русский язык, математика, химия и обществознание, реже ученики проявляют интерес к физике, биологии и истории. Именно эти предметы наиболее востребованы в ВУЗах. В целом успеваемость класса хорошая. В классе 2 отличника, 14 ударников и 12 троечников. Успеваемость учащихся не соответствует их способностям, так некоторым ребятам не хватает усидчивости, а некоторым - интереса к тому или иному предмету.

Класс как социально - психологическая группа

Микроклимат в классе благоприятный. Учащиеся уважительно относятся друг к другу и к учителям. Ребята свободно выражают свою точку зрения, не позволяют друг друга оскорблять и насмехаться друг над другом. Отчуждённых в классе нет. Такую обстановку в классе поддерживает классный руководитель Светлана Петровна, которая учит ребят быть единым коллективом.

В результате опроса было выявлено, что ценностью в классе является уважение мнения другого человека. В классе существуют традиции поздравлять друг друга с днём рождения, проводить тематические вечера с чаем, устраивать походы в кино и парки развлечений.

Класс достаточно общительный, преобладает предметно – деловая и внеурочно – личностная формы общения. Ребята обсуждают как учёбу, так и личные вопросы.

Коллектив класса умеет ставить цели в деятельности и выбирать способ её достижения, а также концентрировать все свои усилия на поставленной цели. Показателем могут служить победы и призовые места в различных общешкольных мероприятиях и конкурсах.

Педагогической проблемой в жизни класса является незаинтересованность некоторых ребят в учебной деятельности, как следствие из этого - низкий уровень знаний. Возможным путём решения может служить разработка учителем интересной подачи материала, которая может привлечь внимания учащихся и замотивировать их на его изучение.

2. В начале практики мною как классным руководителем была поставлена цель: способствовать саморазвитию учащихся и создать условия для их самореализации, и следующие задачи:

1) Формировать нравственные и духовные ориентиры;

2) Формирование и развитие коллектива класса;

3) Формирование педагогической культуры;

4) Организовать творческую деятельность;

5) Способствовать формированию здорового образа жизни.

Во время практики у меня не возникло проблем с достижением цели и решением поставленных задач, так как классный руководитель класса, Светла Петровна, ставила те же задачи и проводила работу с классом по их решению. Поэтому мне с ребятами было очень легко найти общий язык.

3. Во время прохождения практики я старалась вовлечь детей в различные виды деятельности: в творческую (подготовка стенгазеты к 8 марта), в научную (несколько ребят из класс проявили желание написать проектную работу по биологии), в игровую (во время классных часов и на уроках), в трудовую (подготовка актового зала к концерту, посвящённому 23 февраля и 8 марта).

4. Для работы с учащимися использовала такие способы педагогического взаимодействия, как кооперация, понимание, принятие. Педагогическая ситуация: классу, под моим руководством, было поручено подготовить актовый зал к концерту, посвящённому 23 февраля и 8 марта. Ребята очень ответственно и творчески подошли к выполнению этого задание. Сначала ребята решили, каким образом должен выглядеть зал, а затем разделились на группы и распределили обязанности. Задание было выполнено очень быстро, вследствие сплочённости и организованности учащихся. Эта педагогическая ситуация служит примером педагогического взаимодействия – кооперация.

5. Самоуправление организовано таким образом, что в классе есть староста и заместитель старосты, ответственные за учебной часть. Остальные учащиеся состоят в различных группах, каждая из которых выполняет определённые функции:

1 группа занимается культурной жизнью класса;

2 группа – творческой;

3 группа – спортивной;

4 группа – трудовой.

6. При работе с учащимися я столкнулась с некоторыми проблемами. Первое время было сложно найти контакт с детьми и сконцентрировать их внимание на себя. Чтобы расположить к себе ребят, я провела классный час, где рассказала о себе. После знакомства мне удалось найти общий язык с детьми. Другой проблемой стало волнение. Первое время эмоции брали надо мной верх, но после проведения нескольких уроков я привыкла к детям и обстановке, вошла в роль учителя, и волнение ушло.

7. Анализ воспитательного дела

Форма проведения: беседа с использованием игр.

Период проведения: классный час был проведён на четвёртой недели педагогической практики. Я выбрала эту тему с целью научить ребят внимательнее относится друг к друг и к окружающим, так как за время практики было замечено, что зачастую ученики не понимают друг друга. Цели:

Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравс­твенных взглядов, суждений, оценок.

Развитие нравственных личностных качеств: умения анализировать и делать выводы, умение слышать и быть услышанным , умение видеть, чувствовать, доказывать свою правоту и признавать правоту других людей и др.

Задачи:
1. Организовать общение между учащимися;
2. Воспитывать чувство дружбы, сердечности, доброты;
3. Воспитать чувство единения всех учащихся в классе, значимости каждого для общего дела.

Организация подготовки дела: весь материал был подготовлен мною без участия детей.

Моя педагогическая позиция при общении с детьми: с детьми я общалась спокойно, направляла и вовлекала их в деятельность, контролировала и делала соответствующие корректировки. Я использовала демократический стиль общения. Старалась проявлять доверие и уважение к детям, стремилась наладить эмоциональный контакт, не подавляя их строгостью. В общении с детьми давала положительные оценки.

Трудности: во время проведения мероприятия я столкнулась с несколькими трудностями – волнение, не заинтересованность детей, а также неполное знание психологических особенностей школьников . В первые минуты было трудно заинтересовать ребят, но через некоторое время они начали задавать вопросы по теме, после чего удалось наладить диалог и вовлечь весь класс в работу. В результате волнение прошло.

Педагогическая ценность воспитательного дела: воспитательное дело является ценным средством для последующего развития как всего коллектива, так и его отдельных воспитанников. В процессе проведения мероприятия я ближе познакомилась с классом. Я смогла пообщаться с детьми после уроков в более свободной форме. Узнала о их позициях в жизни и их стремлениях. Дети смогли проявить себя, показать свои положительные качества, примерили новые роли. Ребята провели время в дружной, непосредственной обстановке, отвлеклись от сложных занятий, получили новые знания, много положительных эмоций и благоприятный настрой на дальнейшее взаимодействие.

9. В учебном процессе большинство родителей принимают активное участие: оказывают помощь своим детям в подготовке домашнего задания и психологическую поддержку в подготовке к выпускным экзаменам. Зачастую родители посещают классного руководителя и других учителей, тем самым интересуясь отношениями детей с одноклассниками, их успеваемостью и др. Педагогической ошибкой некоторых родителей является сильное давление на детей или вовсе отсутствие внимания. Большинство родителей ходят на школьные и классные собрания, иногда посещают классные часы и общешкольные мероприятия. Так же родители всегда готовы оказать финансовую помощь школе.

10. Для классного руководителя присущ демократический стиль общения. Учитель проявляет доверие и уважение к учащимся, стремится наладить эмоциональный контакт, не подавляет строгостью и наказанием. Воспитывает организованность, дисциплинированность, не сковывая самостоятельности и не подавляя активности детей.

11. Истинным авторитетом у школьников является учителя истории и химии. Ученики с интересом посещают их уроки, выполняют дополнительное задание, участвуют в различных конкурсах и олимпиадах по этим предметам.

12. Конфликтов всего класса с учителям нет. Однако возникают неприятные ситуации с отдельными учениками, которые, как правило, не выполняют задания, и учителями – предметниками.

Педагогическая практика даёт огромную возможность нам, студентам, во – первых, попробовать свои силы в роли учителя и здраво оценить их, отработать навыки преподавания; сделать ошибки, проанализировать их и не допустить вновь; во – вторых, поделиться накопленными знаниями и приобрести новые и, в - третьих, пообщаться с детьми, обучить их чему – то новому не только по предмету, но и культурно.

14. При подготовке студентов к классному руководству стоит обратить внимание на психологическую и педагогическую подготовку, Следует воспитывать в студентах умение быть корректным, интересным, многогранным, усидчивым и терпеливым человеком. Студент, который идет на педагогическую практику должен хорошо владеть не только теоретическими знаниями по предмету, но и методами управления коллективом, уметь взаимодействовать с ним. А также необходимо учитывать возрастные особенности школьников, уметь найти подход к каждому ребёнку, и в первую очередь ставить интересы детей выше своих. В университете стоит сделать больше практических занятий по теории и методике преподавания и ввести пассивную практику. Это сможет более качественно подготовить студентов, а именно сформировать правильное представление о самой профессии учителя и о том, каким должен быть учитель.

Педагогическая практика оказала на меня сильное влияние, теперь я задумалась над своей будущей жизнью. Ведь стены любимого вуза через год выпустят нас в открытое плавание и там не будет уже добрых и понимающих преподавателей и методистов, нас будет ждать реальность. Практика показывает, что нам многому еще нужно научиться.

Для меня стало открытием то, что я училась почти 4 года на учителя начальных классов и информатики, и что из меня действительно может выйти неплохой учитель.

Практика научила меня начинать свой день раньше обычного; заставила одеваться в соответствии со статусом учителя; волноваться за каждого отвечающего на моем уроке ученика; беспокоиться о том, весь ли класс понял мое объяснение темы на уроке.

Самым интересным было наблюдение и непосредственно общение с детьми, ведь они такие искренние в этом возрасте, говорят то, что думают. Их легко понимать и с ними приятно общаться.

Моя самостоятельность проявилась в составлении конспектов уроков, проведении уроков, подготовке отчетной документации.

Было трудно бороться с волнением на первых уроках, которые я проводила. С каждым последующим уроком волнение уходило. Правильно говорят, что с опытом всё приходит.

Я научилась планировать свою деятельности, составлять конспекты, проводить уроки и внеурочные мероприятия.

Я проверила свои возможности и способности в полной мере. Я могу работать с детьми как младшего школьного возраста, так и с детьми среднего звена. Я могу быть универсальным педагогом: учителем начальных классов и учителем информатики.

Мне много предстоит работать над теорией и методиками преподавания основных предметов, ведь в них заключается база.

При подготовке студентов к практике необходимо много знать, главное как можно больше впитывать в себя знаний, умений – это фундамент будущего педагога.

Из предложений по улучшению режима педагогической практики я поддержу увеличение срока работы в школе. Это позволило бы всем студентам провести достаточное количество пробных уроков перед началом оцениваемых занятий.

В заключении хочется сказать слова благодарности администрации школы и всему педагогическому составу БМОУ СОШ № 176. И конечно же огромное спасибо вам, дорогие наши преподаватели и методисты - за терпение, за ваш нелегкий труд, учить нас студентов!)))

Техническая оснащенность школы находится на среднем уровне, в кабинете информатики присутствуют 5 компьютеров и 1 ноутбук, обеспечение школьников литературой произведено полностью, рабочие места в хорошем состоянии.

Основными целями прохождения практики являлись:

- закрепление на практике теоретических знаний по педагогике;

- получение целостного представления о педагогической деятельности в рамках учебного заведения;

- развитие собственных педагогических способностей;

- овладение современными технологиями обучения и воспитания;

- освоение методик преподавания информатики используемых в учебном процессе;

-научится осуществлять контроль за результатами деятельности учащихся;

Практическая работа в школе открыла для меня возможность познать все стороны педагогической деятельности и значительно расширить мои представления об организации учебного процесса, основах преподавания различных учебных дисциплин, познакомиться с различными техниками и приемами обучения.

Большим вкладом в формирование представления о личности педагога и, собственно, процессе преподавания, стало мое присутствие на уроках педагогов-предметников. Целью моего присутствия был анализ деятельности педагогов, особое внимание мною было уделено методикам подачи материала и построению урока. Нужно отметить, что только благодаря такому целенаправленному наблюдению, мне удалось осознать, что работа преподавателя – это огромный труд, искусство и педагогические знания.

В ходе прохождения практики я осуществляла свою деятельность в качестве педагога-предметника, а так же классного руководителя. Несмотря на то, что мне пришлось проделать большую работу при подготовке уроков для школьников, эта деятельность принесла мне большое моральное удовлетворение, и, конечно же, впечатления от самостоятельного проведения уроков, явились самыми яркими за все время практики.

В процессе проведения совершенствовались навыки преподавания, грамотной подачи материала, нахождения контакта с учащимися, появились представления о способах организации коллектива, удержании внимания класса, формирования интереса к преподаваемому материалу, созданию положительной учебной мотивации.

Очень важным, если не определяющим фактором, способствующим моим успехам, явилось доброжелательное, участвующее отношение педагогов. Никто не отказывал мне в помощи, некоторые преподаватели давали ценные советы, помогали при разработке уроков.

Большое значение в формировании как психологических, так и педагогических качеств, имело изучение и составление характеристики класса. Это задание побудило меня взглянуть на учеников в группе, определить преобладающие шаблоны поведения, анализировать, давать объяснения различным, фактам, событиям, различным проявлениям личности в рамках замкнутой группы.

В целом, я оцениваю свою практику как успешную. План педагогической практики выполнен полностью. Мне удалось реализовать все намеченные цели и задачи, приобрести бесценный практический опыт и навыки работы с классным коллективом с учетом его психологической структуры и уровня развития; углубить свои знания в педагогике; сформировать умения по организации продуктивного взаимодействия с классом на уроке и вне его (установление личных контактов, навыки сотрудничества, диалогового общения и т.п.); умение грамотно распределять время урока и нагрузку, в соответствии с уровнем знаний как в классе, так и отдельных учеников; умение подмечать и анализировать возникающие в классном коллективе ситуации, требующие педагогического вмешательства; умение грамотно анализировать (с психологической, педагогической и методической точек зрения) уроки и воспитательные мероприятия, проводимые учителями.

База педагогической практики:

Адрес: 644035, ул. Ч. Валиханова, дом 17

Директор школы Корчагина Татьяна Павловна

Учитель-предметник : Соломельникова Наталья Артуровна

Классный руководитель Халилова Татьяна Викторовна

Групповой руководитель Дербуш Марина Викторовна

по кафедре педагогики Мартынова Валентина Федоровна

Информационный листок

Педагогическая практика необходима в моей профессиональной подготовке для того чтобы освоить некоторые азы данной профессии, и попробовать себя в роли учителя математики. Увидеть свои пробелы в профессиональных знаниях и умениях для того чтоб в последствии

попытаться их устранить, и выйти из университета действительно специалистом.

Я ожидаю, что педагогическая практика прибавит мне уверенности в себе и поможет избавиться от страха преподавания.

Я хотела бы научиться располагать к себе людей, и быстро и профессионально избегать и выходить из конфликтных ситуаций. Грамотно и правильно строить свою речь и излагать материал.

Мои слабые стороны, которые мне будут мешать это конечно первым делом неуверенность в своих способностях. Некоторые недочеты в построении правильной и красивой речи. Нехватка опыта.

Мои сильные стороны, которые мне будут помогать открытость, отзывчивость и общительность.

Мои переживания связанны с тем как меня примут ученики 7 класса. Какое мнение обо мне сложится у классного руководителя и завуча.

Я думаю, что смогу достигнуть намеченных ожиданий.

Ознакомление с системой учебно-воспитательной работы школы

Из беседы с администрацией школы, с учителями самостоятельно получите информацию об особенностях педагогического процесса в школе и зафиксируйте её в следующем порядке:

Вид учебного заведения

Основные направления в работе школы

Школа в своей работе использует инновации

Особенности воспитательной системы и традиций школы

Реализация идей модернизации в школе:

Знакомство с деятельностью классного руководителя

1. Направления в работе (выясняются из беседы с классным руководителем)

Знакомство с деятельностью учителя-предметника

Особенности программы, по которой работает учитель

Перечень учебно-методических пособий, дидактических материалов, которыми пользуется учитель

Технологии обучения, применяемые на уроках

Задание.Вам необходимо, в предложенной ниже таблице фиксировать различные достижения и затруднения, которые у Вас были в процессе педагогической практики.

Достижения

Достижение Что помогло мне его достичь? Кто помог мне его достичь? Как оно отразилось на моей дальнейшей деятельности?

Затруднения

Затруднение Почему возникло затруднение? Каков способ его преодоления? Кто помог его преодолеть? Как я понял, что затруднение преодолено?

Итоги педагогической практики

Вот и закончилась педагогическая практика

Мне расставаться со школой и ребятами.

Педагогическая практика оказалась для меня

Самым интересным было

Было тяжело трудно

Педагогическая практика научила меня

Для меня стало открытием

Моя самостоятельность проявилась в

Мне предстоит работать над

Далее в отчете прилагаются продукты решения учебно-профессиональных задач.

Литература по педагогической практике

1. Макарова Н.С., Никитина С.В. Непрерывная педагогическая практика в логике контекстно-компетентностного подхода. – Омск, 2008.

2. Дик Н. Ф., Дик Т. И. Воспитательная работа со старшеклассниками Серия: Сердце отдаю детям М. – Издательство: Феникс, 2007.

3. Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и внеурочной деятельности. – М., 2007.

Читайте также: