Моя педагогическая находка сказкотерапия в доу

Обновлено: 02.05.2024

Автор: Евдошенко Гелена Александровна

Организация: МАДОУ Детский сад № 9

Населенный пункт: Свердловская область, г. Красноуральск

Стаж моей работы музыкальным руководителем 8 лет.

Деятельность педагога предполагает непрерывный поиск новых и интересных форм и методов, а моя профессия немыслима без постоянного творческого поиска. Поэтому большое внимание уделяю изучению инновационных технологий, нетрадиционных форм работы.

Игра на детских шумовых инструментах - вид детской исполнительской деятельности, который чрезвычайно привлекает дошкольника. Стоит только на минуту оставить детей в музыкальном зале без взрослых они моментально устремляются к находящимся там музыкальным инструментам. Стремление извлечь звук — проявление естественной познавательной природы и активности детей, которые я использую для обучения игре на детских музыкальных инструментах. Мы с ребятами часто используем инструменты для озвучивания сказок. Но однажды мы захотели сыграть сказку, в которой решили использовать элементы разных технологий:

И конечно обязательным в нашей сказке было использование детских шумовых инструментов.

Сначала мы с ребятами распределили роли; затем для озвучивания каждого героя подобрали музыкальный инструмент и составили ритмический рисунок.

А для изображения действий героев сказки придумали движения на фитболах. Сказка так понравилась ребятам, что они с огромным удовольствием показывали её родителям, детям из других групп, а также педагогам на ГМО. Особенно важно для ребят то, что они принимали активное участие в создании сказки и исполнении, поэтому с полным правом могут называть себя сказочниками и артистами!

Предлагаю сценарий сказки и буду очень рада, если кому-то пригодится наша с ребятами задумка!

Старший дошкольный возраст.

Действующие лица:

  1. 1.Мышка - (колокольчик или треугольник)
  2. 2.Лягушка – (молоточек)
  3. 3.Зайчик – (ксилофон или деревянные ложки)
  4. 4.Лисичка – (металлофон)
  5. 5.Волк – (бубен)
  6. 6.Медведь – (барабан)

Но сказку не обычную, а сказку логоритмичную.

Под музыку появляются герои сказки (прыгают на фитболах)

Он не низок, не высок – сок – сок. (руки вниз, руки вверх)

Воспитатель: Как по полю, полю мышка бежит

(дети на носочках оббегают вокруг мяча)

Воспитатель: У дверей остановилась и стучит:

Мышка: (на колокольчике) Пи – Пи – Пи – Пи – Пи

Дети (отвечают щелчками пальцев) 1 – 2 – 3 – 4 – 5;

Воспитатель: Стала мышка жить в домике (слайд на экране)

(Мышка возвращается к своему мячу)

Он не низок, не высок – сок – сок. (руки вниз, руки вверх)

Воспитатель: А как по полю лягушка спешит

(дети прыгая на фитболах, делают круг на месте)

Воспитатель: У дверей остановилась и стучит:

Лягушка (молоточкам по руке) Ква – Ква –Ква

Дети (отвечают хлопками в ладошки) 1- 2- 3;

Воспитатель: Стали лягушка и мышка жить в домике вдвоём (слайд на экране)

(Лягушка возвращается к своему мячу)

Он не низок, не высок – сок – сок. (руки вниз, руки вверх)

Воспитатель: Как по полю, полю зайчик спешит

(дети - держат мяч над головой прыгают вбок вправо - влево)

Воспитатель: У дверей остановился и стучит:

Зайчик: (ксилофон) Ха – Ха; Ха - Ха –Ха

Дети (отвечают шлепками по коленям) 1- 2; 1- 2 – 3;

Воспитатель: Стали зайчик, лягушка и мышка жить в домике втроём (слайд на экране)

(Зайчик возвращается к своему мячу)

Он не низок, не высок – сок – сок. (руки вниз, руки вверх)

Воспитатель: А как по полю лисичка бежит

(дети держат мяч над головой выполняют переступания на носочках, в повороте)

Воспитатель: У дверей остановилась и стучит:

Лисичка: (на металлофоне вверх и вниз) Ля –Ля –Ля –Ля – Ля; Ля –Ля –Ля –Ля –Ля

Дети (отвечают шлепками по голени или по разным частям тела, двигаясь вверх и вниз) 1-2- 3- 4 -5; 1-2- 3- 4 -5;

Воспитатель: Стали лисичка, зайчик, лягушка и мышка жить в домике вчетвером (слайд на экране)

(Лисичка возвращается к своему мячу)

Он не низок, не высок – сок – сок. (руки вниз, руки вверх)

Воспитатель: Как по полю, полю волк бежит

(дети лёжа на мячах прокатываются вперёд и назад)

Воспитатель: У дверей остановился и стучит:

Волк (на бубне) Хо - Хо – Хо; Хо –Хо

Дети (отвечают шлепками по фитболам) 1- 2- 3; 1-2;

Воспитатель: Стали волк, лисичка, зайчик, лягушка и мышка жить в домике впятером

(Волк возвращается к своему мячу)

Он не низок, не высок – сок – сок. (руки вниз, руки вверх)

Воспитатель: Вдруг как по полю медведь идёт:

(дети зажимают мяч между ног и шагают на месте переваливаясь или садятся на пол, зажав мяч ногами, переваливаются вправо - влево)

Воспитатель: У дверей остановился и ревёт:

Медведь (на барабане) Бум –Бум –Бум; Бум - Бум – Бум;

Дети (отвечают топая ногами, сидя на фитболах) 1- 2- 3; 1-2 -3;

Воспитатель: Полез медведь в теремок и развалил его

(дети сползают с мяча, ложатся на спину и бьют ногами по мячу или зажимают мяч ногами, поднимают вверх и медленно опускают на пол)

Воспитатель: Стоял в поле теремок, был не низок, не высок

И решили звери построить новый теремок

(Дети катят мячи по кругу друг за другом, затем в центр зала, получается маленький кружок, встают спиной в круг, поднимают над головой мячи)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Педагогическая находка

Воспитатель: Батаева О.А.

Сказка – это то золото,

что блести огоньком

в детских глазах.

Г.Х. Андерсен

Дошкольное детство – период наиболее интенсивного развития ребенка. Буквально за несколько лет несмышленые малыши превращаются в мыслящего, много знающего и умеющего человека, поэтому именно на этом этапе развития важно дать детям не только высокий уровень приобретения широкого круга знаний, умений и навыков, но и моральных ценностей и правил.

Однажды Альберта Эйнштейна спросили, как мы можем сделать наших детей умнее. Его ответ был простым и мудрым. Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, сказал он, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок. Он понимал ценность чтения и воображения.

Сказка, с одной стороны, связана с волшебством, а, значит, с творчеством, с созиданием, с другой стороны - она заставляет задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. Сказка активизирует и эмоциональные, и когнитивные процессы. Она одновременно учит ребенка осуществлять логические операции и мыслить образами, тем самым формируя целостное мышление.

В своей работе с детьми я использую элементы сказкотерапии, учитывая их возрастные особенности. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.

Значимость сказкотерапии как педагогической технологии лежит на поверхности. А прямой результат ее влияния на детское сознание – усвоение внушаемых ему нравственных установок и знаний об окружающем мире.

Привлекательность сказкотерапии для нас педагогов можно объяснить прежде всего ее универсальностью. Через анализ вымышленной ребенком сказки можно получить информацию о его жизни, актуальное состояние, способ преодоления трудностей. Используя сказку, воспитатель имеет возможность передать ребенку и его родителям новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.

В руках педагога находится мощнейшее воспитательное средство, воздействие не только на разум, но и подсознание маленького человека с помощью сказки.

Функции сказок велика:

1. Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс,как у детей, так и у взрослых.

2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:

ü о жизненно важных явлениях, ценностях;

ü о постановке целей;

3. В сказке в символической форме содержится информация о том:

ü как устроен этот мир, кто его создал;

ü что происходит с человеком в разные периоды его жизни;

ü какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;

ü как приобретать и ценить дружбу и любовь;

Уверена, что для эффективности образовательной деятельности необходим поиск инновационных подходов, внедрение в практику работы оригинальных, более результативных методик обучения детей, при помощи которых и происходит передача детям содержания дошкольного образования.

Существуют различные методы работы со сказками . Многие, из которых я применяю в своей деятельности, как в игровой, интеллектуальной, развлечений, викторин, театрализованной деятельности.

Свои НОД я провожу под приятную музыку, создаю атмосферу волшебства.

Считаю, уместно будет поделиться таким опытом работы, как рисование по мотивам сказок. Введение в практику работы нашего детского сада элементов песочной терапии способствует психофизическому и личностному развитию детей. Пользу от занятия с песком нельзя преувеличить.

Рисование песком -новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому ребёнку и не требует специальной подготовки. Для педагога это ещё один способ понять чувства ребёнка, показать им что-то новое.

Ни один дидактический материал не сравниться с природным материалом по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребёнка. Взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии, творчества. Он включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы. Развивается мелкая моторика рук, что стимулирует развитие центра речи в головном мозге и стимулируется формирование внимания и памяти.

Дети, не боясь создают иллюстрации к сказкам, отражают понравившейся сюжет или героя. Они прислушиваются к своим ощущениям и рассказывают о них. Такая работа даёт положительную динамику. Дети становятся более открытыми, раскрепощенными, общительными. Обновляется и расширяется запас слов, речевых оборотов. В группе обстановка доброжелательности и взаимопонимания.

Сколько написано в мире статей
И сколько прочитано лекций умных
О том, как воспитывать нам детей,
Пытливых и добрых, смешных и шумных.

Звездочет: «У меня в руках волшебный графин. Возьмите в руки воображаемые стаканчики. Я наливаю вам волшебную воду, которая по моему велению становится тем, чем я скажу.

Первый глоток — какао. Вспомните вкус, запах, вид. Только когда вспомните, можете отпить немножко.

Второй глоток — молоко.

Третий глоток — апельсиновый сок.

Дети выбирают по четыре карточки с изображениями сказочных персонажей : один персонаж — главный герой, остальные три — те, кого он возьмет с собой в сказку. Придумав сказку, каждый ребенок по очереди рассказывает ее, отвечая на вопросы психолога.

Звездочет: «Вы знаете, что в сказках всякое происходит. Трудности разные на пути встречаются. Главное, не бояться их преодолевать. Подойдите все ко мне и представьте, что вы идете по лесу. Злой колдун напустил туман, да такой густой, что ничего не видно, а вам надо добраться до своего дома (стульчика, пройдя через весь лес (стульчики, кубики и другие препятствия). Вначале рассмотрите свой будущий путь. Представьте, что идете. Посчитайте шаги. Посмотрите, сколько препятствий находится на пути, на каком расстоянии. Теперь закройте глаза и пройдите мысленно. Откройте глаза. Еще раз хорошо изучите свой путь. А сейчас закройте глаза и идите.

Звездочет: «Я вижу впереди какого-то мужчину с большой длинной бородой и плеткой, а с ним много маленьких кукол. Вы догадались, кто это?

Как вы думаете, кого он ищет? Правильно, он ищет Буратино.

Далее Звездочет предлагает выполнить ряд действий:

1. Вот вам сделали глаза. Ничего больше нет, только глаза. Начинайте изучать окружающий мир, в который вы явились. Смотрите —пчела! Вот она появилась слева, затем летит вверх, вниз. Следите за ней!

2. Сделана шея. Теперь можно повернуть голову. Пчела улетела куда-то, вот она за вашей спиной. Появилась слева.

3. Ожили пальцы рук, кисти, можно, следя за полетом пчелы, слегка махать руками.

4. Поиграйте с пушинкой, которая села на ладонь вашей правой руки:

• подкиньте ее с ладони в воздух;

• подтолкните ее в воздухе пальцами;

• поймайте ее кончиками пальцев;

* — перебросьте на ладонь левой руки;

— проделайте то же с левой рукой.

5) Работает все туловище? Можно бросать и ловить пушинку, поворачивая корпус вправо и влево.

2 Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста

4 Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий. Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи. Сказка является наиболее эффективным и проверенным способом и средством воспитания и обучения детей, а также одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения. В каких случаях уместно лечение сказкой? Оно необходимо, если у ребёнка наблюдаются эмоционально-личностные и поведенческие проблемы: агрессивность, тревожность, страхи, капризность, застенчивость и неуверенность в себе. Сказка позволяет ребенку актуализировать, осознать свои проблемы, и увидеть различные пути их решения.

5 Виды сказок ( классификация Зинкевич - Евстигнеевой ): Виды сказок ( классификация Зинкевич - Евстигнеевой ):

7 Дидактические сказки Дидактические сказки используются для преподнесения детям новых для них знаний учебного характера. В этих сказках абстрактные для ребёнка символы: буквы, цифры, звуки становятся одушевлёнными и повествуют о новых для ребёнка понятиях. Учебно- познавательный материал, преподнесенный в контексте сказки легче воспринимается ребенком, а значит, процесс обучения становится более эффективным.

8 Диагностические сказки Диагностические сказки позволяют определить наличие проблемы у ребёнка, а также определить его характер и отношение к тому, что его окружает. Например, если ребёнок отдает предпочтение сказкам, где главным героем является зайка- трусишка, то можно предположить, что он сам достаточно застенчивый, с повышенным уровнем тревожности. Диагностическая сказка может способствовать выявлению состояния ребенка, о которых он не хочет или не может говорить вслух.

11 У каждой группы сказок есть своя возрастная детская аудитория. Детям 35 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимуществен но человеческими персонажами: принцами, царевнами, солдатами и ему нравятся сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Методом сказкотерапии можно работать с малышами от 3-х лет. Зинкевич – Евстигнеева читает, что сказку, как лекарство, можно применять с 4-х летнего возраста, потому, что результативным средством воздействия сказкотерапия становится только тогда, когда человек четко осознает отличие сказки и выдумки от жизни и реальности. А у ребенка это осознание начинается как раз на рубеже 4-х лет.

12 Чтение сказки и её анализ Цель осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев. После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов: О чём сказка? Что запомнилось больше всего? Какие герои запомнились? Почему? Что случилось с тем или иным персонажем? Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было радостно? В какие грустно? Было ли жалко кого-нибудь? Какие чувства, какое настроение после сказки? Случается ли такое в жизни, по-настоящему? Случались ли у тебя похожие ситуации? Чему мы можем научиться у этой сказки? Приёмы работы со сказкой :

14 Проигрывание эпизодов сказки, драматизация Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции, проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны. Постановка сказок с помощью кукол Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить. Рисование по мотивам сказки - рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка; - любимого сказочного героя, - сказочной страны - Рисуя или работая с различными материалами ребенок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли, освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило. Приёмы работы со сказкой :

Читайте также: