Мотивы побуждающие дошкольника к трудовой деятельности в детском саду ответ

Обновлено: 06.07.2024

Рекомендации для воспитателей и родителей по трудовому воспитанию детей .

ВложениеРазмер
Трудовое воспитание дошкольника. 44.99 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание должно развить в человеке

привычку и любовь к труду; оно должно

дать ему возможность отыскать

для себя труд в жизни.

1. Трудовая деятельность в дошкольном образовательном учреждении в свете ФГОС.

В п.3.1 ФГОС ДО определены требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.

Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Меняется самооценка под влиянием успехов достигнутых ребенком в труде.

В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:

  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества.
  • развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества

Образовательный процесс, направленный на воспитание позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества будет успешен при создании организационных и психолого-педагогических условий и должен строиться с учетом следующих принципов:

  • принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности
  • принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений
  • принципа построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка….
  • принципа полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификации) детского развития
  • принципа формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности
  • принципа возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
  • принципа развивающего образования (системности и последовательности);
  • принципа новизны (использование новейших информационных технологий);
  • принципа интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий)

Виды труда в ДОУ

  • Самообслуживание
  • Хозяйственно-бытовой труд
  • Труд в природе
  • Ручной труд

Компоненты трудовой деятельности

Трудовая деятельность дошкольников включает в себя компоненты: мотив, цель, трудовые действия, планирование, результат.

Мотив - это причина, побуждающая к трудовой деятельности. В формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только то, что и как делает ребенок, но и то, почему, ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные: потребность в положительной оценке взрослых; самоутверждение; потребность в общении со взрослым; желание чему-то научиться; общественные мотивы (приносить пользу другим). У детей, как правило, отсутствует стремление получить материальную награду за труд. Хорошо ли это? Вероятно, хорошо, так как именно моральная мотивация влияет на формирование личностных качеств.

Цель - это то, к чему надо стремиться. Развитие целевой установки идет от принятия цели труда, предложенной взрослым, к самостоятельной постановке цели. Условиями возникновения и развития цели в труде являются ее доступность пониманию ребенка (зачем это надо сделать, какой получить результат), наглядный алгоритм предполагаемого результата в виде рисунка, посильность его достижения.

При более далекой цели необходимо выделение промежуточных целей: посадить семена, поливать, чтобы появились всходы, затем бутоны и т. п. Способность принимать, а затем и самостоятельно ставить цель труда лучше развивается в том случае, если ребенок получает значимый для него или для близких результат, который можно использовать в игре или для удовлетворения других потребностей

Трудовые действия - это то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат

Ребенок постепенно овладевает трудовыми действиями. Младший дошкольник выполняет их под непосредственным руководством взрослого, при его показе. Старший дошкольник уже владеет некоторыми трудовыми действиями (может помыть кукольную посуду, игрушки, подмести, вытереть пыль и т.д.), способен обучаться трудовым действиям без непосредственного показа, а по словесному объяснению. У детей формируются отдельные трудовые умения, которые они свободно, без помощи взрослых могут выполнять.

Планирование - это умение предвидеть предстоящую работу

Вначале предварительное планирование трудовой деятельности детей осуществляется полностью воспитателем: он объясняет цель труда, отбирает необходимые материалы и инструменты, располагает их около каждого ребенка в определенном порядке, показывает или напоминает последовательность трудовых действий. По мере овладения трудовыми действиями и процессом труда в целом дети сами переходят к планированию: прежде чем приступить к работе, ребенок отбирает материалы, инструменты, готовит рабочее место и решает, что и в какой последовательности будет делать. Наиболее сложным является планирование детьми (6—7 лет) коллективной работы: распределение трудовых действий или обязанностей в подгруппе. Овладение планированием способствует значительному улучшению качества результата труда ребенка.

Результат – это показатель завершения работы, фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду. В соответствии с ФГОС результат труда каждого ребенка оценивается как успешный по отношению к данному виду труда. Оценка воспитателя всегда положительная, имеет воспитательную направленность. Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, способствует формированию жизненно необходимых умений и навыков, воспитанию ответственности, самостоятельности и ценностного отношения к собственному труду и труду других людей, настраивая каждого ребенка на успешность.

а) интерес к процессу действия и результату;
б) социальная значимость труда;
в) материальное вознаграждение.

25. Объективная оценка трудовой деятельности ребенка крайне затруднительная, т.к. оценивается … *

а) объем работы;
б) качество работы;
в) затраченные трудовые и волевые усилия, его отношения к делу.

26. С какого возраста дошкольник может ставить цель для выполнения трудовых действий? *

а) среднего;
б) старшего;
в) подготовительного.

27. Какая форма индивидуального поручения недопустима? *

а) помоги мне;
б) просьба;
в) приказ.

28. Что не может быть дежурством? *

а) дежурные по умыванию;
б) в столовой;
в) в уголке природы.

а) выработке общего решения;
б) согласованию действий в труде;
в) индивидуальным действиям в труде.

30. Суть принципа параллельности взаимодействия дошкольного учреждения и семьи на детей заключается … *

а) в единстве требований обучения трудовым действиям и содержанием труда дошкольника;
б) в привлечении взрослых к детскому труду;
в) доступном участии ребенка в труде, заботе о членах семьи.

31. Какие трудовые поручения можно дать ребенку младшего дошкольного возраста в семье? *

а) заготовить воду для полива растений;
б) следить, чтобы в солонке всегда была соль;
в) подходить к телефону.

32. С какого этапа начинается вводная часть занятия по организации трудовой деятельности дошкольников? *

а) качественного анализа предмета деятельности;
б) показа трудовых приемов деятельности;
в) создание атмосферы эмоционально – эстетического восприятия предмета деятельности.

33. Тема занятий по самообслуживанию: *

а) обучение умыванию;
б) уборка игрушек;
в) совместный труд с дворником по уборке участка.

34. Тема занятий по художественно – бытовому труду: *

а) обучение причесыванию;
б) мытье кукольной посуды;
в) приготовление вареников.

35. Тема занятий по труду в природе: *

а) дежурство в уголке природы;
б) учимся следить за своим внешним видом;
в) коллективный труд по уборке помещений.

36. С какими профессиями людей знакомятся дети младшего возраста в детском саду? *

а) врача, продавца, пожарника;
б) повара, дворника, медицинского работника;
в) летчики, шофера, строителя.

37. Дети этого возраста в помещении и на участке наблюдают, как взрослые ухаживают за растениями: *

а) младшего;
б) среднего;
в) старшего.

38. Детей этого возраста воспитатель приучает приводить в порядок одежду – чистить, просушивать: *

а) среднего;
б) старшего;
в) подготовительного.

39. Детей этого возраста привлекают к уборке овощей в огороде, перекапыванию грядок, пересаживанию растений: *

а) среднего;
б) старшего;
в) подготовительного.

40. К особенностям общения детей 5-7 лет можно отнести: *

а) избирательное предпочтение одних детей перед другими;
б) общение происходит только в игре;
в) правильного ответа нет

41. Способом познания у детей у детей 5-6 лет считают: *

а) общение со взрослыми и сверстниками;
б) манипулирование предметами
в) экспериментирование

42. Причинами непопулярности детей в общении среди сверстников могут быть: *

а) уровень развития навыков общения;
б) непривлекательный внешний вид ребенка;
в) все ответы верны.

43. Общение как ведущая потребность дошкольника отмечена психологами в возрасте: *

а) 2-3года;
б) 5-6лет;
в) 6-7лет.

44. Проявление кризиса 7 лет в общении со взрослыми выражается: *

а) в капризах;
б) в демонстративном поведении;
в) все ответы верны.

45. Форму общения у детей 4-5 лет психологи определяют как отношения: *

а) ситуативно – личностные ;
б) ситуативно - деловые;
в) внеситуативно – деловые.

46. Взрослый в общении с детьми 3-4 лет это: *

а) источник защиты, ласки и помощи;
б) источник информации, собеседник;
в) источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству.

47. Средствами общения детей дошкольного возраста, по мнению М.И. Лисиной могут быть: *

а) экспрессивно – мимические;
б) предметно – действенные;
в) все ответы верны.

48. Закономерности воспитания в межличностных отношениях детей дошкольного возраста рассматриваются в педагогике как: *

а) потребность ребенка в любви и заботе;
б) природосообразности;
в) связь теории с практикой в организации воспитания.

49. Отметьте признаки агрессивных детей *

а) дети разрушают коллективные игры детей;
б) не умеют сдерживать свои эмоции;
в) все ответы верны.

50. При организации общения детей в группе воспитатель должен знать признаки, по которым можно определить застенчивых детей. Это: *

а) ограниченные и часто неустойчивые контакты с другими детьми;
б) они испытывают дискомфорт, если попадают в центр всеобщего внимания;
в) все ответы верны.

Организация труда, дело хлопотное для педагога. Но в труде даже самые непослушные, неуверенные дети становятся целеустремленные, активные. Правильно организованный труд привлекает дошкольников, позволяет им осознать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов.

Трудолюбие и способности к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства.

Труд-это, что развивает маленького ребенка, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.

Трудовое воспитание –это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленное на развитие общетрудовых умений и способностей, формирования ответственного отношения к труду и его продуктам.

Для того чтобы сформировать положительную мотивацию к трудовой деятельности необходимы следующие условия:

-создание эмоционально положительной обстановке в процессе труда;

-создание мотивации трудовой деятельности;

-демонстрация заинтересованности педагога;

-подбор оборудования для труда;

- систематическое включение каждого ребенка в труд на правах партнера;

-учет нагрузки, состояние здоровья, интереса, способности ребенка;

-поощрение в процессе и по результатам труда;

-создание трудовой атмосферы, постоянной занятости, стремление к полученным делам;

Главная цель, трудового воспитания дошкольников- это формирование личности ребенка, а также правильное отношение к трудовой деятельности. На начальном этапе становления трудовой деятельности важно закрепить эмоционально-положительный настрой к деятельности-основу формирования положительного отношения к труду в дальнейшем. Основной метод, который я при

Поощряя ребенка, я закрепляю в его памяти, что труд связан с успехом. Это формирует у детей положительное отношение к труду, а так же вызывает желание выполнять трудовые действия в дальнейшем.

Для активизации у детей положительных эмоций в связи с усвоением навыков, я использую поэтапное мотивирование, которое является одним из эффективным методов. Оно является как бы эмоциональным подкреплением, стимулом к дальнейшей деятельности. Мне важно увидеть промежуточные результаты в ходе усвоения навыков (удачные действия ребенка, умелое следование показу воспитателя, копирование его поведения, стремление к самостоятельному выполнению работы, старательность, исполнительность, послушание) и другие проявления в труде, и если они положительные поощрять их.

Создаю специальные педагогические условия, которые как бы подсказали малышу, где и в чем может проявить инициативу. Не редки случаи, когда малыши включаются в трудовой процесс по подражанию: они видят работающих няню, воспитателя и изъявляют желание помочь им. Эффективный прием является наблюдение, поэтому организую как можно чаще наблюдения за работой няни, дворника, воспитателя и т. д., которые выполняют простые и понятные детям действия, акцентрируя их внимание на той или иной деятельности, разъясняю детям, почему взрослые трудятся, поощряя их желание помочь.

Конечно, же возможности включения ребенка в деятельность взрослого в качестве участника, требует предварительного продумывания реального содержания деятельности, доступной ребенку.

Сильным побудителем включения детей в труд является игровой прием эпизодического появления игрушек и наш разговор с детьми от лица того или иного персонажа.

С помощью наглядных изображений имею возможность и экономно передать детям информацию о действиях и их последовательности. Учу понимать жизненно близкий сюжет, развиваю умение слушать пояснение, короткий рассказ воспитателя, расширяя словарь детей, учу детей рассказывать. В качестве наглядности использую картинки, реальные предметы-игрушки.

Нередко при выполнении трудовых действий,я использую аудиозапись, так как музыка повышает настроение, придает работе определенный ритм. Под музыку труд становится легче и приятнее. Ее полезно использовать во время уборки игровой комнаты.

Каждый вид труда способствует всестороннему развитию личности, но и вместе с тем позволяет решать и свои специфические задачи. Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы обеспечивалось равномерное распределение всех видов труда и систематическое участия в них каждого ребенка.

Эстетически организованная среда важное условие осуществления трудового воспитания детей, поэтому большое внимание следует уделить подбору необходимого оборудования и инвентаря, предлагаемого детям для работы. Оборудование для труда должно быть удобным, соответствовать размеру, легкость, удобство в использовании. Хорошо подобранный инвентарь, имеющий привлекательный внешний вид, дающий возможность ребенку выполнить задание аккуратно, получить результат, располагает его к деятельности, вызывает желание трудиться. Размещается оборудование так, чтобы детям было удобно его взять, использовать, привести в порядок и положить на место.

Повседневная жизнь детей в детском саду наполнена трудовой деятельностью. Это требует от ребенка трудовых усилий, а от воспитателя- постоянного внимания к тому, на сколько тщательно и своевременно выполняют трудовые дела его воспитанники. Воспитателю следует постоянно помнить о своей роли руководителя группы. Принимаясь за любое дело, он непременно организует и детей на его выполнение. Так он создает в группе атмосферу постоянной занятости, постоянного стремления к полезному делу.

На предварительном этапе накопления и систематизации опыта была сформирована предметно-развивающая среда:

-уголок природы (календарь природы, комнатные растения и средства ухода за ними.

-центр конструирования)разные виды конструктора, технологические карты)

-центр художественно-продуктивной деятельности.

-книжная зона (художественная литература, энциклопедии, журналы, тематические альбомы.

-театральная зона (разные виды театра)

-зона сюжетно-ролевых игр (атрибуты)

-игровая зона (настольно-печатные игры, пазлы, лото)

-физкультурно-оздоровительная зона (спортивный инвентарь, атрибуты для подвижных игр, альбомы с видами спорта)

-экспериментально-исследовательский центр (различные материалы для исследования, лупы, пинцеты, памятки)

Подготовлен инвентарь для работы на участке и на огороде.

Разработала конспекты по трудовой деятельности «

-загадки, пословицы, поговорки, стихотворения о труде;

-профессии мам и пап.

Таким образом, использование разнообразных методов, приемов и создание условий побуждает детей к труду, позволяет создать благоприятную обстановку для последующего обучения, выполнению трудовых действий, вызывает желание ими овладеть.

Человек должен обучаться труду, так как это единственный источник благополучного существования. Трудолюбие с ранних лет обеспечивает успех и достаток в будущем. Обученные труду с младенчества дети более самостоятельные, легко приспосабливаются к любым условиям, и быстрее решают различного рода проблемы.

Формирование правильной осанки детей дошкольного возраста Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной во все времена. При этом одним из комплексных показателей здоровья ребенка.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Фотоотчёт о трудовой деятельности на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста

Фотоотчёт о трудовой деятельности на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста Осень красивейшая пора! Каждую осень мы с ребятишками ждём моменты листопадов. В этом году осень нам порадовала солнечными деньками, на.

Повышение мотивации к обучению на логопедических занятиях у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Повышение мотивации к обучению на логопедических занятиях у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Положительная мотивация — залог успеха любого начинания. В логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями эта проблема стоит особенно.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Рекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семье

Рекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семье Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет труд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность,.

Трудовая деятельность – это разнообразные виды профессиональной и иной деятельности, в ходе которой осуществляется продуктивное созидание и удовлетворяются материальные и духовные потребности личности.

Трудовая деятельность имеет важное развивающее значение. Поэтому ее формирование начинается с дошкольного возраста. При этом, труд детей кардинально отличается от труда взрослых. На каждом возрастном этапе развития трудовая деятельность имеет свои специфические черты.

Рисунок 1. Особенности развития трудовой деятельности дошкольника. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Особенности трудовой деятельности младших дошкольников

Младший дошкольный возраст характеризуется подражательным развитием ребенка, т.е. он познает мир через повторение действий за взрослыми. Этот фактор обуславливает следующие особенности становления трудовой деятельности младших дошкольников:

  1. Трудовая деятельность основана на подражании: ребенок становится соучастником трудового процесса, в котором он выполняет все те действия, которые выполняет взрослый, постепенно развивая и расширяя свои трудовые навыки.
  2. Игровой характер трудовой деятельности. Игра – приоритетная форма деятельности дошкольников. Она делает трудовую деятельность интересной и увлекательной для ребенка, мотивируя его к выполнению разнообразных трудовых операций.
  3. Трудовая деятельность младших дошкольников не имеет для них социальной ценности и значимости. Это понимание развивается позднее.
  4. Результат труда не имеет значения для ребенка. Ему важно, чтобы сам процесс приносил удовольствие, был увлекательным и стоящим приложения усилий (по его мнению стоящим).
  5. Слабо развитые немногочисленные трудовые навыки дают возможность выполнения только элементарных трудовых операций.
  6. Отсутствие навыков планирования своей деятельности приводит к тому, что труд приобретает характер поручений: дети выполняют простые трудовые операции, связанные с кормлением домашних животных, оказанием помощи в уборке, поливкойцветов и др.
  7. Минимальная самостоятельность при выполнении ребенком трудовых операций.

Готовые работы на аналогичную тему

Особенности трудовой деятельности среднего дошкольника

В среднем дошкольном возрасте осуществляется расширение трудовых навыков ребенка и усложняется его понимание трудовой деятельности. Это приводит к следующим специфическим чертам трудовой деятельности:

  1. Отделение трудовой деятельности от игры. Дошкольник начинает отличать игровой процесс от реального труда и понимать его суть.
  2. Развитие интереса к результатам трудовой деятельности. Теперь, ребенку становится важен не только процесс труда (хотя, он по-прежнему должен быть увлекательным), но и результат, который будет получен по его завершению. Ребенок стремится к выполнению трудовых операций потому, что желает получить определенный продукт своей деятельности.
  3. Формирование навыков планирования своей деятельности. Происходит постепенное развитие замысла трудовой деятельности.
  4. Расширение трудовых навыков. Ребенок не ограничивается выполнением элементарных трудовых операций и поручений.
  5. Расширение навыков самостоятельной трудовой деятельности. Помощь и поддержка взрослого уже уходят на второй план. Ребенок оказывается способен сам полноценно выполнить трудовое задание.

Особенности развития трудовой деятельности старших дошкольников

В старшем дошкольном возрасте происходит полноценное развитие психических процессов организма и мыслительной деятельности. Ребенок начинает осознанно воспринимать все процессы окружающего мира и понимать их значение. Этот фактор определяет следующие особенности развития трудовой деятельности этого периода:

  1. Развитие осознанного понимания общественной значимости труда и его пользы для себя и окружающих.
  2. Трудовая деятельность носит ценностный характер: ребенок понимает ее значение для своего развития и функционирования окружающего мира, осознает значение итогов трудовой деятельности.
  3. Развитие ответственного и уважительного отношения к трудовой деятельности.
  4. Трудовая деятельность приобретает направленный характер.
  5. Расширение и углубление трудовых навыков. Дети выполняют широкий спектр трудовых задач, отличающихся по видам, содержанию, целям и степени сложности.
  6. Самостоятельный характер трудовой деятельности.
  7. Осознание дошкольником себя, как полноправного участника трудового процесса. Это развивает трудолюбие ребенка, укрепляет веру в свои силы, стремление к достижению, поставленной трудовой цели.

Мотивы, побуждающие ребенка к трудовой деятельности

Развитие трудовой деятельности дошкольника требует обязательной мотивации. Мотив – это то, что побуждает к действию. Если у ребенка нет мотивов, то и желание выполнять различные трудовые операции будет отсутствовать. А это, отрицательно скажется на развитии трудовых навыков и трудовых качеств подрастающего поколения. Мотив – основа развития трудовой деятельности дошкольника.

Мотивы, которые побуждают ребенка заниматься трудовой деятельностью, формируются постепенно. У ребенка не появляется полноценного стремления к трудовой деятельности сразу.

Читайте также: