Мотивация деятельности перед выходом на практику в доу

Обновлено: 05.07.2024

Ставя на первое место людей,
Вы никогда не совершите ошибки,
даже в вопросе делания денег.

Введение федеральных требований к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования влечёт за собой особый подход к профессиональной компетенции педагогических кадров. Переходный период требует от педагогов внутренней готовности к реализации основных идей вводимых стандартов. А отсюда, именно от педагогического коллектива в полной мере зависит, насколько будет обеспечено качество предоставляемых образовательных услуг.

Эффективный менеджмент, какое бы образовательное учреждение мы не рассматривали, невозможен без понимания мотивов и потребностей человека и правильного использования стимулов к труду.

А значит, руководитель современного дошкольного образовательного учреждения должен анализировать вопросы мотивации для достижения поставленной цели в рамках решения проблемы организации труда других людей, тем более, что детский сад по своей сущности имеет специфику в управлении.

Общеизвестно, что работа в детском саду мало привлекательна и не престижная. Причин этому достаточно: и невысокая заработная плата, и низкий статус работников из-за отношения к детским садам как необязательной ступени в системе единого образовательного пространства, а отсюда и финансирование оставляет желать лучшего.

Действующая оплата труда педагогов неэффективна, она лишь в малой доле учитывает важность воспитательной работы, не способствует притоку молодых профессиональных кадров в систему образования. И даже введение новой системы оплаты труда, скорее ожидание от неё эффекта, не решит проблему дефицита кадров.

Тем не менее, мотив надёжности (стабильная зарплата два раза в месяц, сокращённый рабочий день, ежегодный удлинённый отпуск, соцпакет) и возможность устройства ребёнка в детский сад, привлекает работников в детские сады.

Коллектив любого ДОУ – это чисто женский, имеющий свои особенности и законы развития. Вместе с тем, дошкольные работники, как никто другой, очень ответственные, талантливые, изобретательные и творческие люди, готовые в своём большинстве к реализации намеченных идей и планов.

Работая в режиме развития, убеждаешься, насколько важно отношение каждого члена коллектива, а педагогов особенно, к своим обязанностям: их понимание своего участия в достижении общей цели, стремление повышения профессионального мастерства, совершенствования рефлексивных способностей и готовность к самореализации, а значит, педагоги – гарант развития учреждения.

Стимулирование деятельности сотрудников обеспечивается созданием условий, форм и методов взаимодействия, способствующих развитию у каждого из них заинтересованного отношения к труду и стремление к выполнению своей миссии.

Одним из инструментов является материальное стимулирование и сегодня в условиях рыночной экономики “работать за идею” не является приоритетным.

Жизнь в её стремительном развитии подтверждает: необходимы новые модели оплаты труда, не допускающие уравниловку и дающие простор развитию личной материальной заинтересованности. Мы видим необходимость не просто обеспечения материальной заинтересованности в определенных результатах труда, но и заинтересованности своих работников в повышении эффективности труда.

Главным идеологическим смыслообразующим принципом является идея справедливости. Она сигнализирует о том, насколько трудовые ресурсы работника обеспечены психологически – материальным вознаграждением, т.е. формируются необходимые предпосылки для психологической настроенности сотрудников на выполнение своих прямых функциональных обязанностей. Исходной базой настроенности являются различные варианты оплаты труда и реальная возможность материальной заинтересованности педагогов удовлетворения запроса родителей не только в расширении перечня предоставляемых услуг на платной основе, но и их ответственность за качество.

Создание системы стимулирования в учреждении представляет собой последовательное выполнение следующих действий, алгоритм которых на практике был нами отрегулирован:

– определение результатов труда, за которые будет поощрены сотрудники, критерии их оценки;
– изучение ожиданий работников, мотивов их трудовой деятельности;
– выявление возможностей организации в удовлетворении ожиданий сотрудников;
– выработка механизма поощрения достижений работниками целей заданной деятельности;
– информирование сотрудников организации о содержании системы стимулирования и обеспечение ее принятия путем совместного обсуждения;
– отслеживание эффективности реализующейся системы стимулирования, ее корректирование.

Оптимизации мотивационного менеджмента, как мы убедились, способствуют следующие виды мотивов к труду:

  • мотив социальности (потребность быть в коллективе), причём в хорошем и надёжном;
  • мотив самоутверждения характерен для значительного числа работников, преимущественно молодого и зрелого возраста, особенно характерен для сотрудников высокой квалификации;
  • мотив самостоятельности присущ работникам с “хозяйской” мотивацией, которые готовы жертвовать стабильностью, а иногда и более высокими заработками взамен установки “быть хозяином и самостоятельно решать возникающие проблемы;
  • мотив надёжности (стабильности) присутствует тогда, когда предпочтение отдаётся стабильности быта и деятельности;
  • мотив приобретения нового (знаний, вещей и т.д.) лежит в основе многих элементов воздействия. Особенно важен среди высококвалифицированных специалистов;
  • мотив справедливости, но у каждого своё понимание справедливости;
  • мотив состязательности один из сильнейших мотивов, который лежит в основе организации соревнования и действует во все времена, поскольку состязательность присуща каждому человеку, при этом можно получить ощутимый экономический эффект.

Более подробно можно остановиться на опыте работы нашего ДОУ по использованию материального стимулирования за счёт стимулирующих выплат как наиболее значимых в системе мотивации к достижению более высокой результативности труда работников. Именно это оказывает прямое влияние на обеспечение качества работы с детьми в контексте национальной образовательной инициативы “Наша новая школа”.

В ДОУ совместно с профсоюзным комитетом был разработан локальный акт – Положение о новой отраслевой системе оплаты труда работников в соответствии с постановлением администрации города Иркутска от 29 декабря 2010 г. № 031-06-3253/10 “О введении новых отраслевых систем оплаты труда работников муниципальных учреждений города Иркутска” с приложением № 1 к постановлению администрации города Иркутска от 29 декабря 2010 г. № 031-06-3267/10 “Об утверждении Положений о новой отраслевой систем оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений г. Иркутска”, законом РФ “Об образовании”, Трудовым Кодексом РФ. При составлении документа руководствовались Уставом учреждения, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка, а также были учтены предложения коллектива.

Учреждение в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников самостоятельно определяет размеры должностных окладов, а также размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования без ограничения их максимальными размерами в соответствии с профессионально-квалификационной группы и с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации.

К должностным окладам устанавливаются ниже перечисленные повышающие коэффициенты:

– за квалификационную категорию;
– за специфику работы в центре развития ребёнка (15 %);
– молодым специалистам из числа педагогических работников;
– персональный повышающий коэффициент (до 2,0).

Персональный повышающий коэффициент к должностному окладу устанавливается на определенный период времени в течение соответствующего календарного года и с учетом обеспечения финансовыми средствами.

Выплаты стимулирующего характера обеспечивают поощрение работников учреждения за эффективность труда и профессиональные достижения, влияющие на качество работы учреждения и образовательных услуг в динамично меняющихся условиях модернизации системы образования.

К выплатам стимулирующего характера относятся следующие виды выплат:

– выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
– выплаты за качество выполняемых работ;
– выплаты за стаж непрерывной работы в учреждениях образования;
– премиальные выплаты по итогам работы.

Стимулирование работников учреждения осуществляется на основании критериев оценки профессиональной деятельности работников.

В ДОУ создана комиссия по распределению стимулирующих выплат включает в себя семь человек: председатель (заведующая), ответственные за основные направления работы (старший воспитатель, заместитель по административно-хозяйственной части, старшая медсестра), представители от педагогов и учебно-вспомогательного персонала, включая председателя профсоюзного комитета.

Заседания комиссии по распределению стимулирующих выплат в соответствии с критериями будут проходить ежемесячно.

Каждый член коллектива имеет возможность присутствовать на заседании по согласованию с председателем. Кроме этого, работники вправе получить полную информацию по обоснованию полученной суммы. Разработанные критерии могут пересматриваться по мере поступления и их обсуждения

Для каждой категории работников разработаны индивидуальные карты, включающие самооценку результатов труда в баллах и оценку ответственного лица.

Индивидуальная карта воспитателей и узких специалистов для определения размера стимулирующих выплат

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ МОТИВАЦИИ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДО

Шарушинская Ольга Владимировна,

преподаватель дошкольной педагогики и психологии

Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, у ребёнка не возникнут мотивы, он не будет готов к постановке целей и как следствие не сформируются предпосылки к учебной деятельности. Поэтому проблема создания мотивации при организации непосредственной образовательной деятельности является актуальной.

В психологии под мотивацией понимают совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. Это побуждение поведения детей осуществляется через их потребности, личные мотивы, интересные им цели, ценностные ориентации, оно направляет детей и организует их, а также придаёт деятельности смысл и значимость. 2

В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации : 3

Создание этой мотивации строится по схеме: воспитатель рассказывает, что игрушке нужна помощь и помочь могут им только дети, спрашивает детей, согласны ли они помочь игрушке, предлагает научить детей делать то, что требуется игрушке. Тогда объяснение и показ заинтересуют детей.

Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой подопечный, вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит его. По окончании работы рекомендуется, чтобы дети поиграли со своими подопечными.

При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.

Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме: воспитатель сообщает детям, что планируется смастерить, просит детей помочь. Интересуется, как они могут это сделать. Каждому ребёнку даётся посильное задание.

Результат должен быть достигнут путём совместных усилий.

Основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.

Создание этой мотивации осуществляется по схеме: воспитатель сообщает детям, что собирается заняться какой - либо деятельностью и просит детей научить, спрашивает, согласны ли они помочь. Каждому ребёнку даётся возможность научить какому – либо делу. По окончании игры каждому ребёнку даётся положительная оценка его действий.

Создание этой мотивации осуществляется по схеме: воспитатель показывает детям, какую – либо поделку, раскрывает его преимущества и спрашивает, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных, показывает всем желающим, как изготовить этот предмет. Изготовленная поделка поступает в распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду.

Если ребёнок уже занят каким – либо интересным делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.

Пятый тип мотивации-проблемная ситуация.

Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы :

- нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть, у ребёнка будет свой путь решения проблемы);

- обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом;

- обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат;

- действуя совместно с ребёнком, знакомить его со своими планами, способами их достижения.

Игровая мотивация даёт лучшие результаты. Она связана с этапами игровой деятельности. На каждом возрастном этапе вслед за изменением способов сюжетно-ролевой игры игровая мотивация должна меняться. Воспитатель должен уметь создавать игровую мотивацию с учётом способов построения сюжетно-ролевой игры.

В организации практики со студентами особое внимание уделяем работе по созданию проблемной мотивации.

При организации мотивации используются следующие приёмы: внезапное появление объектов, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации; показ (способов действий, образца); вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, указание, пояснение, объяснение, беседа; проблемные ситуации.

Для повышения мотивации к образовательной деятельности также используется ИКТ. Воспитанники групп имеют разный интеллектуальный уровень развития. Организация обучения детей требует особого подхода, который предусматривает эмоциональную поддержку дошкольников в образовательной деятельности. Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.

Чтобы работа по мотивации детей к разнообразным видам деятельности была эффективна, необходимо студентам при проведении ННОД в рамках ФГОС продумывать организацию детей на занятии, чередовать различные виды деятельности детей, к ачественно подготовить наглядные материалы для занятий, которые должны быть доступны каждому ребенку, современны, иллюстрированы.

Отличительной особенностью занятия по ФГОС ДО является активная речевая деятельность детей (вопросы к детям должны носить проблемно-поисковый характер), а также тщательно продумываться.

Итак, при планировании ННОД необходимо соблюдать структуру.

Вводная часть:создание мотивации и её поддержка на протяжении всего занятия.

При этом необходимо ориентироваться на следующие правила построения мотивации:

-учёт возраста (в старшем возрасте познавательный интерес вытесняет игровую мотивацию);

-мотивация должна быть экономной (2-3 мин), она не должна доминировать, иначе теряется познавательный интерес;

-завершённость ситуации, персонаж должен проявляться в течение непосредственно образовательной деятельности.

Также во вводной части ННОД необходимо создать проблемную (проблемно-поисковую) ситуацию для детей, решение которой они будут находить в течение всего мероприятия. Такой прием позволяет дошкольникам не потерять интерес, развивает мыслительную деятельность, учит ребят взаимодействовать в коллективе или в паре.

В ходе основной части педагогу можно использовать различные приемы руководства: наглядные, практические, словесные, позволяющие решать программные задачи занятия и поставленные проблемно-поисковые ситуации.

После каждого вида детской деятельности педагогу необходимо провести анализ деятельности детей (либо от своего лица, либо от лица персонажа или с помощью других детей).

В случае, когда у детей что-то не получается, педагог может использовать такой прием, как педагогическая поддержка .

На протяжении всего занятия (особенно на группах старшего дошкольного возраста) педагог должен следить и побуждать детей к речевой деятельности с помощью вопросов. Поэтому вопросы к детям необходимо продумывать заранее, они должны носить поисковый или проблемный характер. Необходимо контролировать собственную речь и выстраивать речевые фразы от третьего лица.

В соответствие с новыми образовательными стандартами педагог может использовать проблемное обучение, исследовательскую, проектную деятельность, здоровьесберегающие технологии и другое.

Заключительную часть занятия следует организовывать таким образом, чтобы прослеживалось решение проблемной и поисковой ситуации. Так чтобы дети увидели решение поставленной задачи (либо словесное заключение, либо результат продуктивной или исследовательской деятельности).

В конце необходимо подвести итог всему занятию, дать оценку детской деятельности (можно использовать педагогическую поддержку, взаимный анализ детей, самих себя, похвалить детей от лица персонажа и т.д.).

Таким образом анализ работы позволяет говорить о перспективности использования игровой мотивации при организации НОД в условиях реализации ФГОСа и приобретения студентами профессиональных компетенций.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 2.

Алтунина И.Р. Мотивы и мотивации социального поведения детей: теории развития мотивов и мотивации социального поведения: Монография: учебно-методическое пособие/ Москва, - 2005, - 226 с.

Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М. Академия, 2000, - 192 с.

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы, - СПб.: Питер, - 2000, - 512 с

Кашкарева Л. М., Пищаева Л. А. Развитие мотивации в образовательной деятельности дошкольников с учетом требований ФГОС ДО (из опыта работы) [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). - СПб.: Свое издательство, 2016. - С. 55-59.

Маслоу А.Г. Мотивация и личность М., 2001 с.218

Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Педагогика, 2002.

1 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 2.

3 Кашкарева Л. М., Пищаева Л. А. Развитие мотивации в образовательной деятельности дошкольников с учетом требований ФГОС ДО (из опыта работы) [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 55-59.

В связи с вступлением в силу ФГОС достижения детей определяются не совокупностью конкретных знаний, умений и навыков, а формированием личностных качеств, которые обеспечивают психологическую готовность ребёнка к школе, а основным видом обучения должна стать совместная организованная образовательная деятельность детей со взрослым, то есть развитие ребёнка должно осуществляться в игре. Именно игра позволяет развивать способности, умственные и художественные способности, помогает малышу познавать мир. В игре он наблюдает, запоминает, развивает фантазию, выстраивает системы взаимосвязей. Игра позволяет, будто бы незаметно, решать различные задачи, порой очень сложные, и продвигаться вперёд по пути формирования и развития детского интеллекта. С помощью игры можно помочь ребёнку осознать самого себя, приобрести уверенность в собственных силах. Общение во время игры является важным элементом воспитания личности, источником взаимного обогащения.

И здесь на помощь приходит мотивационная направленность деятельности детей.

Мотивация - представляет собой совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности.

Для чего вообще нужна эта мотивация?

Мотивация позволяет решить сразу несколько задач:

  • Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков.
  • Повысить познавательную активность и работоспособность детей.
  • Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.
  • Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.

С мотивации начинается любое взаимодействие между ребёнком и взрослым. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей.

Метод - способ воздействия или способ передачи знаний.

Прием — варианты применения данного метода.

Методы и приемы подразделяются на игровые, словесные, наглядные и практические. Рассмотрим их в отдельности.

1. Игровые методы и приемы в обучении детей:

  • дидактические игры
  • подвижные игры
  • игры-забавы, инсценировки.

На первом плане стоят эмоции . Это актуально для раннего и младшего дошкольного возраста. Например: педагог (во время сборов на прогулку в летний период): ребята, зайка собирается с нами на прогулку, зайка, одевай кофточку и догоняй нас. А зайка отвечает, что не умеет. ребята давайте покажем зайке, как надо одеваться. зайка, посмотри, наши ребята сами умеют одеваться. дети показывают пример, как правильно одеваться.)

Яркость предлагаемого образа (красивая, эстетичная, анатомически правильная игрушка или пособие)

Новизна (незнакомый предмет всегда привлекает внимание. В детях просыпаются маленькие исследователи)

а) Внесение игрушек,

б) Создание игровых ситуаций (сегодня мы будем птичками)

в) Обыгрывание игрушек, предметов (например, чтение стихотворения "Уронили Мишку на пол", дидактическая игра "Скажи, что звучит")

г) сюрпризность, эмоциональность (показ "Птичка и собачка" — воспитатель показывает пищалку, вызывает желание прислушиваться "Кто это поет, поищите". Прилетает птичка, кружится над детьми, садится на руки, чирикает.)

д) Внезапность появления, исчезновение игрушки.

е) Изменение местонахождения игрушек (зайчик на столе, под шкафом, над шкафом) .

ж) Показ предметов в разных действиях (спит, ходит, кушает) .

з) интригующие обстановки.

2. Словесные методы и приемы:

1)Чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок.

2) Разговор, беседа.

3)Рассматривание картинки, инсценировки.

  • Показ с называнием игрушек, предметов. Кукла Маша идет, идет, бах — упала, упала. Маша, ой-ой, плачет.
  • Просьба произнести, сказать слово (это платье) .
  • Перекличка до 1,5 лет ("скажи-повтори") .
  • Подсказывание нужного слова.
  • Объяснение назначения предмета (посуда — это из чего мы едим и пьем) .
  • Многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым (у кошки котята, у курицы цыплята) .
  • Вопросы.
  • Договаривание слова в конце фразы ("Котята пьют (молоко) ", "Катя, ешь суп (с хлебом) ").
  • Повторение слова за воспитателем.
  • Пояснение.
  • Напоминание.
  • Использование художественного слова (потешки, песенки, стихи, шутки) .

3. Практические методы:

1)Упражнения (оказание помощи) .

2)Совместные действия воспитателя и ребенка.

4. Наглядные методы и приемы:

1)Показ предметов, игрушек.

2)Наблюдение явлений природы, труда взрослых.

3)Рассматривание живых объектов.

5)Использование кукольного театра, теневого, настольного, фланелеграфа.

  • Непосредственное восприятие предмета, игрушки.
  • Показ с называнием (это кролик) .
  • Пояснение к тому, что видят дети (это Катя пришла; Катя идет гулять; иди, Катя, иди; ой, побежала Катя и убежала) .
  • Просьба-предложение (Андрюша, давай, покорми птичку) .
  • Многократное повторение слова.
  • Активное действие детей.
  • Приближение объекта к детям.
  • Задание детям (иди, Вася, покорми кролика) .
  • Вопросы (простые для детей до 1,5 лет, с 2-3 лет сложные) .
  • Художественное слово.
  • Включение предметов в деятельность детей ("Вот я кладу кубик, на него еще кубик, еще кубик, получилась башенка") .
  • Выполнение игровых действий.

Выделим восемь типов мотивации:

При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям. Данную мотивацию можно использовать в НОД аппликации, конструировании, рисовании.

Например: (для младшей и средней группы).

Аппликация: Ребята, посмотрите, кто это сидит на пеньке? (Зайчиха с зайчонком). Что – то зайчиха грустная, как вы думаете, почему она такая невеселая? Ребята, она сказала, что ее зайчата убежали в лес гулять в летних шубках, а на улице зима. Вот только старший зайчонок ее послушался и надел зимнюю шубку. Давайте ей поможем найти зайчат и переодеть.

Рисование: Ребята к нам пришел ёжик. А пришел он с друзьями. Они играют в прятки и не знают, куда им спрятаться. Попробуем спрятать их под листьями.

Лепка: Матрешка собралась гулять, а на улице прошел дождь, там лужи. Сделаем для матрешки дорожку из камешков.

Этот пример подходит для детей старшей, подготовительной групп.

Медведь разрушил теремок зверей. Они остались без домика. Как мы можем помочь животным? (Можем сами построить им домики из кубиков, аппликацию, нарисовать красками).

Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе.

Сообщаем детям, что собираемся мастерить и просим детей помочь. Интересуемся, как они могут помочь. Каждому ребёнку дается посильное задание. В конце подчеркиваем, что результат был, достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

Эту мотивацию можно использовать в НОД сенсорика, ИЗО, в трудовой деятельности.

Сенсорика и лепка: Ребята, я хочу угостить наших гномиков печеньем. Но я одна, а гномиков много. Я, наверное, не успею. Помогите мне? Можно сделать разноцветное печенье.

Трудовая деятельность: Ребята к нам сейчас придут гости. Помогите мне, пожалуйста, убрать игрушки.

Этот тип мотивации можно использовать со 2 младшей группы.

Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас. По окончании игры каждому ребёнку даете оценку его действий и раздаете звездочки.

Игровая деятельность: Ребята, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить?

Рисование ладошками: Ребята хочу сделать необычную выставку, а не могу придумать, как превратить отпечаток ладошки в рисунок. Научите меня.

Использовать этот вид мотивации можно в игровой деятельности, в НОД в старших группах.

Например: Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подарить маме на 8 марта. Вы хотите подарить маме такую же? И я показываю, как можно это изготовить.

Использую в художественном конструировании, ориентировке, логике, ручном труде, художественном творчестве.

  • Незнайка с друзьями спорят, где есть воздух, для чего он нужен и как это можно узнать.
  • Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта.

Словесные мотивации использую в НОД, а также в итоговых мероприятиях. (в старшей и подготовительной группах).

Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.

Использовать этот тип мотивации можно в любом возрасте в НОД, а также на итоговых мероприятиях.

Каждая деятельность должна содержать то, что вызовет удивление, изумление, восторг, что дети будут помнить долго. Нужно помнить изречение "Познание начинается с удивления". При этом важно учесть возраст детей, приемы, которые подходят для каждого возраста. Данная система построения, проведения и анализа НОД помогает вам и детям получать необходимые знания и готовиться к школе с интересом и легкостью, не замечая, что его учат.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что мотивация в организации совместной и самостоятельной деятельности для дошкольников является непосредственным стимулом, без которого ребёнок просто не сможет включиться в предлагаемую взрослым педагогическую ситуацию. А педагог, в свою очередь, должен уметь соподчинять и компоновать разные мотивы для достижения своих учебно-воспитательных целей, учитывая при этом индивидуальные черты характера и интересы каждого из детей группы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.

Выделяют шесть механизмов мотивирования — это те способы, с помощью которых можно повысить мотивацию ребёнка к достижению цели в домашних условиях.

Вот эти 6 механизмов:

  • Поощрять исследование окружающей среды
  • Прививать начальные способности к исследованию, такие как: определение предметов, упорядочение, сортировка, сравнение
  • Хвалить ребёнка за совершённые достижения
  • Оказывать помощь в развитии и тренировке навыков
  • По возможности воздерживаться от наказания и критики за ошибки и плохие результаты
  • Стимулировать языковое и символическое общение
  • Выполнение всех 6 условий поможет детям обрести мотивацию к достижению успеха с ранних лет.

В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации:

1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.

2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.

3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.

4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж - подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь.

5. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.

6. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными.

При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.

Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме:

  • Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что - либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь.
  • Каждому ребёнку даётся посильное задание.
  • В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

Основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.

Создание этой мотивации осуществляется по схеме:

1. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас этому.

2. Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам.

3. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому – либо делу.

4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.

-Ребята, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить?

  • Основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими.

Создание этой мотивации осуществляется по схеме:

1. Вы показываете детям, какую – либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных.

2. Далее показываете всем желающим, как изготовить этот предмет.

3. Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду.

Если ребёнок, уже занят каким – либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.

- Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подарить маме на 8 марта. Вы хотите подарить маме такую же? И вы показываете, как можно это изготовить.

Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы:

Нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы)

- обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.

- обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.

- действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.

Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки.

ОТКРЫТЫЙ КОНЕЦ

Цель: Задать эмоциональный настрой на последующую деятельность, на использование полученной информации, приобретённых умений в самостоятельной деятельности.

№ п/п

Примеры мотиваций

Открытый конец НОД

Сенсорика и лепка: Ребята, я хочу угостить наших гномиков печеньем. Но я одна, а гномиков много. Я, наверное, не успею. Вы хотите мне помочь? Можно сделать разноцветное печенье.

Как вы думаете, всем гномикам хватит печенья? А чем мы еще можем их порадовать? Замечательное предложение! Сегодня вечером и начнем делать для них………

Рисование ладошками: Ребята, я хочу сделать необычную выставку, но не могу придумать, как превратить отпечаток ладошки в рисунок. Научите меня? Поможете?

Аппликация: Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подарить маме на 8 марта. Вы хотите подарить маме такую же? И я показываю, как можно это изготовить.

Молодцы! Замечательные открытки получились. Чем еще мы можем удивить наших мам? Сегодня вы подумаете, а завтра, мы вместе решим, что еще сделаем для мам в подарок.

Ой, что это за музыка? Как вы думаете?

А вы любите сказки? Какие сказки вы знаете? Сегодня мы с вами отправимся в сказку, а вот в какую, попробуйте отгадать!

Ну, вот и закончилось наше путешествие!

У кого в гостях вы сегодня побывали?

Что понравилось больше всего?

Предлагаю, сегодня, построить для наших лесных гостей, новый теремок. Такой, чтобы места хватило всем зверям!

Дети играют в группе. Раздаётся стук…

- Ребята, что это за звук? Как вы думаете?

Звучит видеозапись смотрителя зоопарка:

- Интересно, что же произошло!? Ну что, ребята, поможем работникам зоопарка? А вот на чём поедем, попробуйте отгадать!

- Вот и подошла к концу наша поездка! Где мы сегодня побывали? Чем там занимались? Что вам понравилось делать больше всего?

- Ребята, вы слышали? К нам скоро приедут животные.

- А сколько их будет, я забыла? (6)

- Интересно куда же мы их с вами расселим, где они у нас будут жить?

- Ребята, вам понравилась наша игра?

- А вы расскажете о ней своим родителям?

- Как же сделать так, чтобы родители не только услышали о нашей игре, но и увидели, во что мы играли?

- Согласна с вами, давайте нарисуем или вылепим животных нашего зоопарка!

В группе с потолка спускается парашютист. (Можно на верёвочке)

На нём записка и клубок.

- Распутай волшебный клубок и найдёшь, кто желает с вами познакомиться.

(На каждом узелке задание)

Ребята, вам понравилось распутывать волшебный клубок?

А, какой узелок было труднее всего распутать?

Давайте запутаем клубок для ребят из соседней группы и предложим им отгадать………

Раздаётся телефонный звонок. Воспитатель подходит, разговаривает, затем обращается к детям:

- Нам позвонили из соседнего детского сада, просили помочь ………. Но я не знаю, как это сделать. Вы мне поможете?

Как вы думаете, мы справились, смогли помочь детям? Как же теперь передать………

Точно! Мы можем сходить в гости к нашим соседям и отдать (научить)………….

- Откуда она взялась? (слышится всхлип)

-Так это Незнайка слёзы свои пролил?

- Почему Незнайка ты плачешь?

Давайте, ребята, поможем ему?

Ребята, вам понравилось играть с Незнайкой?

Как мы ему сегодня помогли?

А давайте, сегодня нарисуем, все то, что мы делали с Незнайкой, а он потом покажет наши рисунки своим друзьям, чтобы они тоже научились………….

В группе пропадают все игрушки, а на полке для игрушек лежит лист с черной кляксой. Педагог делает предположение, что игрушки украли жители страны Грязнуль, потому что дети давно не мыли игрушки. Что же делать? Педагог соглашается с предложением показать, какие дети трудолюбивые, навести порядок в игровом уголке, протереть полки. Дети находят игрушки, моют их.

Посмотрите вокруг. Как вы считаете, у нас теперь везде порядок? Тогда надо, пойти и рассказать другим детям, что может произойти, если они не будут следить за чистотой в игровых центрах.

Давайте проверим наш центр книги. А вдруг и там у нас беспорядок. Ведь книги тоже могут обидеться и уйти от нас.

Читайте также: