Морфологический анализ в вузе и школе

Обновлено: 08.07.2024

Цель морфологического анализа слова/словоформы - дать полную характеристику слова как части речи: определить его категориальное значение, выявить и охарактеризовать постоянные и переменные морфологические свойства (морфологические категории, частные грамматические значения и средства их выражения), а также установить синтаксическую функцию.

Морфологическому анализу может быть подвергнуто любое слово в любой словоформе.

Морфологический анализ имени существительного

Вузовский разбор существительных отличается от школьного другой нумерацией склонений - 1 и 2 склонение меняются местами. При разборе можно отмечать: склонение в вузе - . склонение в школе -. Основное количество ошибок при разборе существительных связано с неправильным определением падежей. Если в разборе неправильно определена семантика падежной словоформы, то следствием будут ошибки в определении синтаксической функции данной словоформы.

Схема морфологического анализа имени существительного

1. Словоформа в тексте.

2. Часть речи. Категориальное значение.

3. Начальная форма. Вопрос к начальной форме. Вопрос к словоформе в тексте.

4. Одушевленное или неодушевленное. Показатели.

5. Собственное или нарицательное.

6. Лексико-грамматический разряд (для нарицательных). Показатели.

7. Род. Показатель. Значение (значимый/формальный).

8. Тип склонения (по начальной форме). Показатель.

9. Число. Показатель. Значение.

10. Падеж. Позиция падежной словоформы. Показатель. Значение.

12. Синтаксическая функция.

Морфологический анализ имени прилагательного

Существуют сложности при разграничении прилагательных, существительных (субстантивированных слов) и причастий. Чтобы не допустить ошибок в этом вопросе, необходимо учитывать категориальное значение анализируемого слова, его морфологические и синтаксические свойства в совокупности.

Схема морфологического анализа имени прилагательного

1. Словоформа в тексте.

2. Часть речи. Категориальное значение.

3. Начальная форма. Вопрос к начальной форме. Вопрос к словоформе в тексте.

4. Разряд (качественное, относительное, притяжательное). Показатели.

5. Тип склонения (по начальной форме). Показатели.

6. Полная или краткая форма (для качественных). Показатели.

7. Степень сравнения (для качественных). Показатели.

8. Согласование с существительным в роде,

10. падеже. Показатель рода, числа, падежа.

11. Синтаксическая функция.

Схема морфологического анализа имени числительного

1. Словоформа в тексте.

2. Часть речи. Категориальное значение.

3. Начальная форма. Вопрос к начальной форме. Вопрос к словоформе в тексте.

4. Разряд по значению.

5. Структура (числительное простое, суффиксальное, сложное, составное).

6. Тип склонения (указать особенности склонения данного числительного).

7. Род (если есть).

8. Число (если есть).

9. Падеж. Показатель.

10. Характер синтаксических связей с существительным (управление, согласование) и синтаксическая функция.

Схемы и образцы морфологического анализа

слова/словоформы. Комментарии к анализам[2]

Цель морфологического анализа слова/словоформы - дать полную характеристику слова как части речи: определить его категориальное значение, выявить и охарактеризовать постоянные и переменные морфологические свойства (морфологические категории, частные грамматические значения и средства их выражения), а также установить синтаксическую функцию.

Морфологическому анализу может быть подвергнуто любое слово в любой словоформе.

Схемы и образцы морфологического анализа

слова/словоформы. Комментарии к анализам[2]

Цель морфологического анализа слова/словоформы - дать полную характеристику слова как части речи: определить его категориальное значение, выявить и охарактеризовать постоянные и переменные морфологические свойства (морфологические категории, частные грамматические значения и средства их выражения), а также установить синтаксическую функцию.

Морфологическому анализу может быть подвергнуто любое слово в любой словоформе.

Морфологический анализ имени существительного

Вузовский разбор существительных отличается от школьного другой нумерацией склонений - 1 и 2 склонение меняются местами. При разборе можно отмечать: склонение в вузе - . склонение в школе -. Основное количество ошибок при разборе существительных связано с неправильным определением падежей. Если в разборе неправильно определена семантика падежной словоформы, то следствием будут ошибки в определении синтаксической функции данной словоформы.

Схема морфологического анализа имени существительного

1. Словоформа в тексте.

2. Часть речи. Категориальное значение.

3. Начальная форма. Вопрос к начальной форме. Вопрос к словоформе в тексте.

4. Одушевленное или неодушевленное. Показатели.

5. Собственное или нарицательное.

6. Лексико-грамматический разряд (для нарицательных). Показатели.

7. Род. Показатель. Значение (значимый/формальный).

8. Тип склонения (по начальной форме). Показатель.

9. Число. Показатель. Значение.

10. Падеж. Позиция падежной словоформы. Показатель. Значение.

12. Синтаксическая функция.

Морфологический анализ имени прилагательного

Существуют сложности при разграничении прилагательных, существительных (субстантивированных слов) и причастий. Чтобы не допустить ошибок в этом вопросе, необходимо учитывать категориальное значение анализируемого слова, его морфологические и синтаксические свойства в совокупности.

Схема морфологического анализа имени прилагательного

1. Словоформа в тексте.

2. Часть речи. Категориальное значение.

3. Начальная форма. Вопрос к начальной форме. Вопрос к словоформе в тексте.

4. Разряд (качественное, относительное, притяжательное). Показатели.

5. Тип склонения (по начальной форме). Показатели.

6. Полная или краткая форма (для качественных). Показатели.

7. Степень сравнения (для качественных). Показатели.

8. Согласование с существительным в роде,

10. падеже. Показатель рода, числа, падежа.

11. Синтаксическая функция.

Схема морфологического анализа имени числительного

1. Словоформа в тексте.

2. Часть речи. Категориальное значение.

3. Начальная форма. Вопрос к начальной форме. Вопрос к словоформе в тексте.

4. Разряд по значению.

5. Структура (числительное простое, суффиксальное, сложное, составное).

6. Тип склонения (указать особенности склонения данного числительного).

7. Род (если есть).

8. Число (если есть).

9. Падеж. Показатель.

10. Характер синтаксических связей с существительным (управление, согласование) и синтаксическая функция.

Схемы и образцы морфологического анализа

слова/словоформы. Комментарии к анализам[2]

Цель морфологического анализа слова/словоформы - дать полную характеристику слова как части речи: определить его категориальное значение, выявить и охарактеризовать постоянные и переменные морфологические свойства (морфологические категории, частные грамматические значения и средства их выражения), а также установить синтаксическую функцию.

Морфологическому анализу может быть подвергнуто любое слово в любой словоформе.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре русского языка филологического факультета Воронежского государственного университета. Рекомендуется для студентов филологического факультета 2-4 курсов д/о, 4 курсов в/о и з/о, обучающихся по специальности 031001 - ''Филология''. В пособии рассматриваются особенности морфологического разбора имени существительного, прилагательного, числительного и местоимения в общеобразовательных учебных заведениях, частичный морфологический разбор этих частей речи, особое внимание уделяется сложным случаям, приводятся порядок и образцы разбора, подробный лингвометодический комментарий по каждому пункту. Обязательным для каждой части пособия является система упражнений для закрепления материала. Методическое пособие ставит своей целью помочь студентам в подготовке к педагогической и стажерской практикам и работе в школе, поэтому может использоваться на занятиях по русскому языку, по методике преподавания русского языка

* Конвертация файла может нарушить форматирование оригинала. По-возможности скачивайте файл в оригинальном формате.

Что такое морфологический разбор слова: пример на всех частях речи

Определенные трудности вызывает цифра 3, расположенная над одним из слов в разбираемых текстах. Речь идет о морфологическом анализе словоформ. Часть школьников не знают даже значения этого понятия. Рассмотрим, как сделать морфологический разбор слова правильно. Объясняем теорию на доступных примерах. Следует воспринимать анализ слова, как этап непосредственной работы над целым рядом языковых понятий….

Общая информация

Морфологический разбор

Что такое морфологический анализ слова? Это определение его постоянных и непостоянных признаков с целью проследить, как оно видоизменяется в конкретном предложении, в какой форме употребляется. Наука морфология относится к разделу грамматики, где изучаются отдельные словоформы или некая совокупность форм слов какого-либо языка.

Разбор слова предполагает умение анализировать форму слова, рассматривать каждую словоформу как часть речи, указывать ее постоянные и непостоянные признаки, функцию внутри предложения. Разбор слова как части русской речи начинается с определения его значения. Если оно обозначает предмет, значит, это существительное, действие глагол, признак деятельности наречие, качество предмета прилагательное.

Существует стандартный план морфологического разбора. Чтобы без ошибок сделать разбор слова как часть русской речи, строго выполняйте все пункты:

  1. Определить, какой частью речи является данное слово, для этого нужно задать специальный вопрос.
  2. Поставить слово в неопределенную форму (Н.ф.) в именительном падеже единственного числа.
  3. Выявить постоянные, а затем проанализировать непостоянные признаки (изменяемость слова).
  4. Определить каким членом является в предложении.

Практика

Приведем конкретные примеры. Разберем слово как часть речи.

Существительное

Для начала сделаем разбор существительного:

Вариант №1. Сущ. стула.

  1. Что? Стул, обозначает предмет, сущ.
  2. Н. ф. – И. п., ед. ч.- стул.
  3. Нарицательное, неодушевленное, м.р., 2 скл.
  4. Р. п., ед. ч.
  5. Было два стула, (в предложении является дополнением).

Вариант №2. Сущ.- девочек

  1. Кто? девочка, обозначает предмет, сущ.
  2. Н. ф.- И. п. ед. ч. – девочка.
  3. Нарицательное, одушевленное, ж.р., 1 скл.
  4. Р. п., мн. ч.
  5. Целый класс девочек (в предложении является дополнением).

Глагол

Разбор глагола как части речи самостоятельной языковой единицы

Он также проводится по вышеуказанному порядку:

Слово №1 – Бежать

  1. Что делать? Бежать, обозначает действие, глагол.
  2. Н.ф.- бежать.
  3. Несовершенный вид, невозвратный, 2 спряж., переходный.
  4. Изъявительное наклонение, ед. ч, Н.в., м.р.
  5. Мальчику нужно бежать домой. (В предложении выполняет роль сказуемого).

Слово №2- Повеселиться бы

  1. Что сделать? повеселиться, действие, глаг.
  2. Н. ф.- веселиться.
  3. Совершенный вид, возвратный, 1 спряж., переходный.
  4. Сослагательное наклонение, мн. ч.
  5. Детям повеселиться бы! (В предложении выступает в роли сказуемого).

Важно! Разбор существительного является основой для работы с другими частями речи. Определение пунктов 3 и 4 в схеме осуществляется по начальной форме выбранного для разбора слова. Следует учесть, что у неизменяемых частей речи непостоянных признаков не бывает.

При работе с глаголом следует знать, как определить его особенности:

  • Н.ф определяется по вопросам что делать? или что сделать?,
  • совершенный/несовершенный вид: если есть в вопросе буква С, то вид будет совершенный, когда буквы нет это несов. вид,
  • возвратность: если есть постфикс СЯ,
  • спряжение: 1-е все слова, заканчивающиеся на ЕТЬ, ОТЬ, УТЬ, ЮТЬ, АТЬ,ЯТЬ, плюс два на ИТЬ. Ко 2-у спряжению относятся все глаголы на ИТЬ, плюс четыре АТЬ, семь на ЕТЬ,
  • переходность, то есть возможность образования дополнений с этим глаголом.

Морфологический разбор

Прилагательное

Теперь поговорим об особенностях анализа морфологической структуры слов, обозначающих признаки предметов. Разбор прилагательного, как отдельный подвид лингвистического анализа, осуществляется по схожей методике.

Кудрявой

  1. Какой? кудрявый, качество, прилагательное.
  2. Н. ф.- кудрявый.
  3. Качеств.
  4. Положит. степень, полн., ед. ч., ж. р., Д. п.
  5. Поклонюсь к кудрявой березоньке. (В предложении выступает в роли определения).

Угрюм

  1. Каков? угрюм, признак, прилагательное.
  2. Качеств.
  3. Положит. степень, кратк., ед. ч., м. р., И. п.
  4. Мальчик был угрюм. (В предложении является составным сказуемым).

Здесь необходимо умение определить, к какому разряду относится прилагательное. Например, к качественному можно подставить слово более, а к относительному нельзя, притяжательное указывает определенный объект принадлежности, краткая форма отвечает на вопросы: какова/ов? Степени сравнения подразделяются на положительную, сравнительную – со словом более, превосходную прилагательные с суффиксами ВШИ, приставкой НАИ.

План морфологического разбора слова

План морфологического разбора слова

Причастие

Морфологический разбор причастия:

Пишущий

  • какой? что делающий? пишущий, признак по действию, причаст.,
  • Н.ф.- пишущий,
  • действ., несов. вид, невозвр., наст. в.,
  • ед. ч., м. р, И. п.,
  • В избе сидел сын, пишущий письмо с фронта, (в предложении выполняет функцию определения в составе причастного оборота).

Важно! Надо помнить, что часть свойств у причастия от глагола, а часть от прилагательного. Страдательным значением будет в том случае, если предполагается воздействие стороннего или внешнего объекта (блузка, постиранная мамой).

Наречие

Морфологический разбор наречия также проводится по плану: определение общего грам­ма­ти­че­ского зна­че­ния, основных характеристик, функции в конкретном предложении:

Быстро

Как? Быстро, обозначает признак действия, является наречием.Определительное, знаменательное.Непостоянный признак неизменяемое.Отряд шел быстро. (в предложении выполняет функцию обстоятельства).

Деепричастие

Морфологический разбор деепричастия:

Напевая

  • Что делая? напевая, добавочное действие, дееприч.,
  • морфолог. приз.- несов. вид, переход., невозврат.,
  • Напевая, он мылся в душе, (в роли одиночного деепричастия).

Важно! Помним, что деепричастие берет признаки от глагола и наречия (неизменяемость), не имеет Н. ф., которая указывается, когда проводится морфологический разбор существительного.

Основная трудность заключается в разграничении определительных, обозначающих образ действия, меру и степень, и обстоятельственных наречий времени, места, признака, отсутствии Н.ф. и непостоянных признаков.

Морфологический разбор имени существительного

Морфологический разбор глагола

Вывод

Во избежание недочетов в подобного рода работе, необходимо четко следовать схеме. Разбор слова, как часть заданий лингвистического характера, требует определенной усидчивости. Надо внимательно подходить к вопросу определения частиречной принадлежности лексем, а также их характерных особенностей.

Морфологический разбор глагола: типовые ошибки школьника

морфологический разбор глагола

Порядок разбора глагола таков: (1) исходная форма, (2) переходность, (3) вид, (4) возвратность, (5) тип спряжения, (6) наклонение, (7) время, (8) лицо, (9) число, (10) род.

При разборе глагола обнаруживается наибольшее количество ошибок и погрешностей. Прежде всего следует помнить, что признаки (1) — (5) постоянные для глагола, а (6) — (10) — непостоянные.

Сложности неопределенной формы

Видовые различия

Переходный? Непереходный?

Помним о времени

Особенности определения лица и рода

Учащиеся средней школы должны овладеть не только глубокими теоретическими познаниями, но и прочными практическими навыками. С этой целью немаловажная роль в учебном процессе отведена грамматическому разбору, который помогает практически усвоить изучаемые в курсе современного русского языка грамматические категории, осмыслить правила орфографии и пунктуации, систематизировать и закрепить полученные знания. Этот вид упражнений служит эффективным приёмом организации самостоятельных занятий по русскому языку, приёмом самоконтроля и проверки знаний. Грамматический разбор широко используется при изучении всех разделов грамматики.

Предмет данной серии статей – грамматический разбор на уроках русского языка в школе. Грамматический разбор – это анализ в данном тексте определённых грамматических явлений (целые предложения или их части, члены предложения, отдельные морфемы и т.д.), отнесение их к тому или иному грамматическому разряду и грамматическую характеристики разбиваемого предложения или отдельного слова.

На уроках русского языка любой вид разбора предполагает мотивировку ответа: от ученика требуется развёрнутый, логически обоснованный, связный ответ, в котором даётся описание языкового явления и обосновывается отнесение его к той или иной грамматической категории.

Таким образом, грамматический разбор содействует повышению общей языковой культуры детей, развивает их речь, помогает осмыслить логическую связь явлений языка.

Актуальность статей заключается в осмыслении важности разграничения понятий и видов грамматического разбора. В данной серии статей рассматриваются образцы фонетического, различных видов морфологического и синтаксического, а также орфографического и пунктуационного разбора.

Новизна работы заключается в широте привлеченного материала для анализа различных видов грамматического разбора.

В первой статье рассматривается порядок и образцы фонетического разбора, морфемный, словообразовательный и этимологический анализ. Фонетика – немаловажна и трудная часть курса русского языка в школе. Предлагаемые схемы помогут учащимся организовать самостоятельное изучение данной темы и систематизировать полученные знания.

Во второй статье рассмотрены порядок и примеры морфологического разбора.

Орфографическому и пунктуационному разбору отведено важное место в школьном курсе, следовательно, учащиеся должны хорошо владеть этими видами разбора. Так как орфография, пунктуация тесно связаны с грамматикой, в данную статью включены схемы орфографического и пунктуационного разбора.

В третьей статье дан подробный анализ орфографического разбора, синтакчического разбора словосочетания, простого предложения: всех его типов (назывного, определенно-личного, неопределенно-личного, обобщенно-личного и бессоюзного предложения), дан порядок их анализа и образцы разбора односоставных предложений.

В четвертой статье рассмотрен анализ осложненных предложений, дан порядок и образец разбора по членам предложения, анализ сложносочиненного и сложноподчиненного предложения и предложения сложноподчиненного усложненного типа.

И, наконец, в пятой статье рассматриваются вопросы, связанные с бессоюзным сложным предложением (многочленные бессоюзные сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи)

Цель данной серии статей – помочь учащимся в подготовке к ЕГЭ и к урокам русского языка.

Одна из задач подготовки учащихся к экзаменам – научить их применять на практике теоретические знания, полученные при изучении школьного курса русского языка.

Определить круг вопросов по каждой теме и основное направление в работе учителям русского языка и учащимся помогут содержащиеся в каждом разделе статьи краткие методические указания. Рекомендации даны к наиболее трудным темам.

Целесообразно приступать к полному грамматическому разбору после изучения всего материала данной темы или раздела.

Выполняя предложенные упражнения, учащийся должен осмыслить и запомнить порядок разбора и его объём и научиться излагать свои наблюдения литературным языком в виде связного рассуждения.

Методологическую основу работы составили методы и способы грамматического разбора в вузе и в школе. В статью включен анализ многочисленных предложений с разными видами связи (союзной – сочинительной и подчинительной; союзной и бессоюзной), а также анализ бессоюзных предложений.

Опорными стали труды акад. В.В. Виноградова, Д.Э Розенталя, Н.С. Валгиной, Т.Ф.Ивановой, Н.М.Шанского и др.

Морфологический разбор

В современном русском языке десять частей речи:

1. Имя существительное;
2. Имя прилагательное;
3. Имя числительное;
4. Местоимение;
5. Глагол;
6. Наречие;
7. Предлог;
8. Союз;
9. Частицы;
10. Междометия.

В научной литературе вслед за академиком В.В. Виноградовым выделяются как особые разряды категории состояния и модальные слова. Это приводит к некоторым разночтениям в анализе данных частей речи.

Очень важно разобраться в порядке разбора частей речи. Последовательность перечисления грамматических признаков слова не должна быть случайной. Среди множества признаков каждой части речи прежде всего выделяют постоянные признаки, характерные для слова в целом, каждой из его форм. Например, для имени существительного такими являются признаки, определяющие его принадлежность к тому или иному лексико-грамматическому разряду: к собственным или нарицательным, одушевлённым или неодушевлённым. В любой из своих форм нарицательное существительное остаётся нарицательным, а собственное – собственным и т. д.

Постоянным признаком существительного является и его род, так как существительные по родам не изменяются. Не изменяется у существительного и его принадлежность к определённому типу склонения. Все эти признаки свойственны слову в целом, составляют его общую характеристику.

Другую группу признаков слова составляют признаки словоизменения, т. е. такие грамматические признаки, по которым слова данной части речи изменяются, образуя систему словоформ. Так, имя существительное изменяется по числам и падежам, образуя формы различных падежей в единственном и множественном числе. Глагол может измениться по наклонениям, временам, лицам, числам, иногда по родам, образуя соответствующие формы, т. е. парадигму данного слова (Парадигма (от греч. paradeigma — пример, образец), система форм одного слова, отражающая видоизменения слова по присущим ему грамматическим категориям, например по роду, числу и падежу для существительных, лицу, времени, виду и прочее для глаголов; схема изменения слова по грамматическим категориям; образец типа склонения или спряжения). В русском языке, например, полная парадигма прилагательных включает три парадигмы единственного числа, одну — множественного числа, одну парадигму кратких форм и формы степеней сравнения.)

Научить учащихся различать свойства слова в целом и свойства его отдельных форм очень важно. Выработать и закрепить это умение поможет правильно построенный грамматический разбор.

При грамматическом разборе сначала указывают начальную форму слова и дают его общую характеристику, т.е. перечисляют его постоянные признаки. Затем определяют, в какой форме употреблено это слово, т. е.анализируют признаки данной формы. И если это слово дано в контексте, рассматривают его синтаксические связи и функции: с каким словом оно связано, каким членом предложения является. Таков общий порядок разбора всех знаменательных частей речи. Разбор служебных слов, конечно же, идет по другому плану.

Разграничение признаков слова и признаков формы должно находить своё выражение в самих формулировках грамматического разбора. Например, существительное нарицательное, одушевлённое, женского рода, третьего склонения; употреблено в форме единственного числа, творительного падежа и т. д.

Порядок морфологического разбора

Имя существительное

1. Часть речи.
2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа)
3. Постоянные признаки:
а) собственное или нарицательное;
б) одушевлённое или неодушевлённое;
в) род (мужской, женский, средний, общий)
г) склонение.
4. Непостоянные признаки:
а) падеж;
б) число; наличие только единственного или только множественного числа.
5. Функция в предложении.

Имя прилагательное

1. Часть речи.
2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода)
3. Постоянные признаки:
а) разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное)
б) у качественных: степень сравнения, простая или сложная форма(для сравнительной и превосходной степени);
в) у качественных: полная или краткая форма
4. Непостоянные признаки:
а) падеж;
б) число;
в) род (в единственном числе)
г) от какого слова зависит.
5. Функция в предложении.

Имя числительное

1. Часть речи.
2. Начальная форма (именительный падеж )
3. Постоянные признаки:
а) простое, составное, сложное;
б) количественное или порядковое;
в) разряд по значению (для количественных)
4. Непостоянные признаки:
а) падеж;
б) род (если есть)
в) число(если есть)
5. Функция в предложении.

Местоимение

1. Часть речи.
2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа)
3. Постоянные признаки:
а) разряд по значению; с какой частью речи соотносится;
б) род (у личных местоимений 3-го лица)
4. Непостоянные признаки:
а) падеж;
б) род (если есть)
в) число (если есть) а) падеж;
5. Функция в предложении.

Глагол

1. Часть речи.
2. Начальная форма (неопределённая форма; инфинитив)
3. Постоянные признаки:
а) вид;
б) возвратность;
в) переходность;
г) спряжение.
4. Непостоянные признаки:
а) наклонение (изъявительное, условное, повелительное)
б) число;
в) время (если есть)
г) лицо (если есть)
д) род (если есть)
5. Функция в предложении.

Причастие

1. Часть речи(особая форма глагола)
2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода)
3. Постоянные признаки:
а) вид;
б) возвратность;
в) переходность;
г) действительное или страдательное;
д) время(настоящее, прошедшее)
4. Непостоянные признаки:
а) полная или краткая форма (у страдательных причастий)
б) число;
в) род
г) падеж (у причастий в полной форме)
д) от какого слова зависит
5. Функция в предложении.

Деепричастие

1. Часть речи(особая форма глагола)
2. Признаки:
а) вид;
б) возвратность;
в) переходность;
3. Функция в предложении.

Наречие

1. Часть речи
2. Группа и разряд по значению.
3. Степень сравнения.
4. Функци в предложении.

Предлог

1. Часть речи.
2. Непроизводный или производный.
3. С каким падежом употреблён.

Союз

1. Часть речи
2. Простой или составной.
3. Сочинительный или подчинительный.
4. Тип по употреблению (одиночный, повторяющийся, двойной)
5. Соединяются члены предложения или части сложного предложения.

Частица

1. Часть речи
2. Разряд.

Образцы морфологического разбора

Низко – наречие, неизменяемая часть речи. Отвечает на вопрос как?, определительной группы, качественное. соотносительно с прилагательным, образовано от его основы с помощью суффикса -о, в предложении примыкает к глаголу-сказуемому стояли, является обстоятельством образа действия.

Над – предлог, простой, непроизводный, служит для выражения пространстве нянях отношений. Употреблён с творительным падежом существительного (над землёй), с другими падежами не употребляется.

Землёй – имя существительное, начальная форма – земля. Существительное нарицательное, неодушевлённое, женского рода, 1-го склонения. Употреблено в творительном падеже с предлогом (над землёй). Единственного числа, во множественном числе не употребляется. В предложении является обстоятельством места.

Стояли – глагол, начальная форма – стоять, несовершенного вида, невозвратный, непереходный, 2-го спряжения, употреблён в изъявительном наклонении, во множественном числе, в прошедшем времени, в предложении является сказуемым.

Жалобно – наречие, определительной группы, качественное. Соотносительно с прилагательным, образовано от его основы при помощи суффикса . В предложении примыкает к глаголу-сказуемому и служит обстоятельством образа действия.

Но – союз, простой, сочинительный, противительный, одиночный. Соединяются части сложного предложения.

Не – частица, отрицательная, относится к глаголу (не было).

Одного – числительное, начальная форма – один. Простое по структуре, количественное.

Склоняется как местоимение сам. В предложении употреблено с существительным (ни одного облачка), согласуется с ним в ед. ч., ср. р., Р. п., является определением.

Свою – местоимение, начальная форма – свой, притяжательное, склоняется как притяжательное прилагательное типа лисий. Употреблено в форме винительного падежа, женского рода, единственного числа; смогласуется с существительным межу и является определением.

Поскакал – глагол, начальна форма – поскакать. Глагол совершенного вида, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения. Употреблён в форме изъявительного наклонения, прошедшего времени, единственного числа, мужского рода. Эта форма образована от формы инфинитива поскака- при помощи формообразующего суффикса -л-. В предложении является простым глагольным сказуемым.

Встревоженный – особая форма глагола – причастие.Начальная форма – встревожить. Глагол совершенного вида, невозвратный, переходный, 2-го спряжения. Глагол употреблён в форме страдательного причасти, прошедшего времени. Причастие образовано от основы инфинитива встревож(и)- с помощью формообразующего суффикса -енн-. Имеет полную форму, склоняется как прилагательное, стоит в именительном падеже, единственном числе, мужском роде. Зависит от слова слух, является определением.

Понимая – особая форма глагола – деепричастие, начальная форма – понимать. Глагол несовершенного вида, невозвратный, переходный, 1-го спряжения. Глагол употреблён в форме деепричастия; оно образовано от основы настоящего времени понимай – при помощи суффикса (графически ), выполняет функцию обстоятельства.

Ровному – имя прилагательное, начальная форма ровный. Качественное, полная форма, употреблено с предлогом в форме дательного падежа единственного числа среднего рода, относится к слову полю. В предложении является определением.

Читайте также: