Морально ли тратить средства на трансплантологию биоэтика кратко

Обновлено: 04.07.2024

Нужно ли выплачивать компенсацию за донорство органов?

Трансплантология (transplanto – ‘пересаживаю’) – идея о возможности заменить больные, потерявшие свою функцию органы – восходит еще к мифологии. Известна легенда о китайском враче, который осуществлял замену больных органов на здоровые. В христианской традиции есть легенда о Косьме и Дамиане, которые пересадили ногу. Но о научной трансплантологии как о сфере применения знаний и отрасли здравоохранения можно вести речь начиная только со второй половины XX века, когда общее развитие хирургии, развитие фармацевтической сферы, совершенствование медицинских технологий сделало возможным трансплантацию не только как экспериментальную практику, а в перспективе как отдельную сферу высокотехнологичной медицинской помощи.

Второй блок проблем связан с механизмами получения донорских органов. На сегодняшний день медицина имеет возможность использовать донорские органы здоровых доноров, если речь идет о возможности забора части органа, например части печени, или одного из двух парных органов, например почки. Мировая практика забора органов у здоровых доноров связана с ориентацией на ключевой биоэтический принцип – принцип автономного добровольного согласия. Для того чтобы этот принцип был реализован, мировая практика трансплантологии, как правило, требует, чтобы донор и потенциальный реципиент состояли в генетически родственных отношениях, для того чтобы эта альтруистическая жертва органа не сопровождалась какими-то идеями компенсаций – материальной, финансовой.

Однако в последние годы, например, в практике Израиля активно обсуждается вопрос о том, что здоровый донор, сделавший альтруистический дар больному человеку, должен получать некую компенсацию не только за риски, но и за неудобства и что эта компенсация могла бы быть взята из страховки того человека, которому нужна трансплантологическая операция. Однако такая установка не является сегодня общемировой. В большинстве стран мира устанавливается запрет на куплю-продажу донорских органов, человечество пытается найти механизмы, для того чтобы предотвратить незаконные изъятия органов, предотвратить трафик донорских органов, который, к сожалению, имеет место, и эта практика на сегодняшний день достаточно эффективна.

Второй вариант получения донорских органов – это использование органов умершего человека. Развитие трансплантологии в значительной степени связано с переходом к новому пониманию критерия смерти, к юридическому закреплению так называемой мозговой смерти. Речь идет о том, что от момента констатации смерти независимой бригадой трансплантологов по установленным правилам, когда правильность применения критерия смерти в каждом конкретном случае может быть проверена, до момента изъятия органов должно пройти ограниченное время. И значит, чтобы развивать трансплантологию, медицина вынуждена организовывать умирание. Это не надо понимать как стремление врачей приблизить смерть того или иного человека, который может стать потенциальным донором после смерти. Это надо понимать как требование по отношению к медицине о четкой регламентации действий медицинского персонала по констатации смерти, по изъятию донорских органов.

В мировой практике в истории XX века существовало три традиции забора органов от умерших с правовой и этической точек зрения. Первая традиция называется рутинным забором. В настоящее время она не существует ни в одной стране, поскольку суть рутинного забора – это изъятие органов, жидкостей из тела человека для любых целей, научных и терапевтических, без получения всяческого согласия. Рутинный забор базируется на представлении о том, что тело человека после смерти является общественной, коллективной собственностью. И конечно же, такой подход противоречит ключевому биоэтическому принципу уважения автономии пациента, любого человека.

Вторая традиция забора называется презумпцией согласия. Подразумевается, что если человек при жизни не выразил запрета на то, чтобы его органы после смерти могли бы быть изъяты, то такой человек рассматривается как давший согласие. Сегодня в биоэтике дискутируется вопрос о том, насколько такое согласие, неиспрошенное, подразумевающееся, может быть этически оправданным. В мире есть очень жесткие ситуации, когда принимается во внимание только позиция самого человека, или более мягкие варианты, когда врачи спрашивают позицию родственников пациента.

Дело в том, что источником донорских органов, как правило, являются молодые здоровые люди (если в такой терминологии можно говорить о человеке). Но в силу традиции гедонизма, когда все мысли о смерти современная культура часто табуирует, для молодого человека выразить эту позицию (неважно, какой она будет: согласие или несогласие) без предварительной подготовки крайне сложно, потому что человек, соглашаясь на те или иные медицинские манипуляции относительно своей телесности, как требует биоэтика, должен быть информирован.

Развитие трансплантологии, как показывает мировая статистика, не очень сильно связано с тем, каково правовое регулирование забора органов после смерти: действует презумпция согласия или несогласия. Больший эффект дает не правовое регулирование, а специальные усилия государства по разъяснению смысла и возможностей современной трансплантологии. Например, через особые образовательные программы, средства массовой информации, через участие в специализированных рекламных кампаниях по поводу донорства медийных лиц.

Поскольку во всем мире трансплантология испытывает дефицит донорских органов, на сегодняшний день усилия врачей направлены на то, чтобы, во-первых, продлить жизнь уже полученным органам, на то, чтобы сделать полученный орган более сохранным, более качественным. Поскольку медицинская проблема преодоления иммунного барьера уже решена, появляется возможность через введение листов ожидания не только в национальном, но и в наднациональном масштабе подбирать пару донор – реципиент достаточно быстро, доставлять либо реципиента к месту, где он получит донорский орган, либо транспортировать донорский орган.

Еще одно направление развития трансплантологии связано с созданием искусственных органов, искусственных аналогов. Третье направление – это возможности использования донорских органов животных. Однако это направление в наибольшей степени связано с дискуссиями относительно этических принятий этого варианта в силу, например, религиозных убеждений. Из всех видов животных наиболее близкими по строению, по размерам органов к виду Homo sapiens являются свиньи. Очевидно, что не для всех регионов мира развитие ксенотрансплантологии через использование органов свиней возможно.

Трансплантология как направление вызывает дискуссии также в связи с механизмами распределения полученных донорских органов. Обычно критерии, которые используются, следующие. Первый критерий – это, конечно, совместимость по медицинским показателям донорского органа и потенциального реципиента. Но если в листе ожидания находится сразу несколько реципиентов, которым может быть пересажен полученный донорский орган, то тогда вступает в силу второй критерий – это необходимость, жизненная важность пересадки органа для того или иного пациента. Если же и по этому критерию не удается подобрать одного реципиента, тогда используется третий критерий – критерий длительности нахождения в листе ожидания. Биоэтика последовательное применение этих критериев считает залогом реализации принципа справедливости при распределении донорских органов.

Не реализуется в трансплантологии и такой важный биоэтический принцип, как принцип правдивости в плане полноты объема информации. Ни донор, ни реципиент не имеют права отказаться от информации, они должны получить ее в полном объеме. А это не всегда этически корректно.

Об авторе:
Елена Брызгалина – кандидат философских наук, заведующая кафедрой философии образования философского факультета МГУ, специалист по философским проблемам биологии и медицины

Трансплантация (пересадка) органов и (или) тканей человека является средством спасения жизни и восстановления здоровья людей.

Трансплантология — раздел медицины, изучающий проблемы трансплантации органов и тканей, таких, как почки, печень, сердце, костный мозг и т. д., а также перспективы создания искусственных органов.

Целью данной работы является детальное рассмотрение основных моральных проблем трансплантации органов и тканей, что будет решено с помощью постановки следующих задач: анализ необходимости трат на трансплантологию с точки зрения морали, моральных проблем получения органов от живых доноров, этических проблем пересадки органов от трупа, проблемы справедливости в трансплантологии, этических проблем трансплантации фетальных органов и тканей.

Структура работы определяется целью и задачами исследования и в соответствии с этим состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка использованной литературы

В условиях современного положения в нашей стране первой, наиболее острой моральной проблемой, которая с необходимостью возникает при обсуждении ситуаций в трансплантологии, является вопрос об оправданности развития трансплантологии как таковой. Пересадки органов – дорогостоящие хирургические мероприятия.

В условиях общей нехватки в российских больницах зачастую самых элементарных лекарственных средств, инструментария и оборудования морально ли тратить столь скудные ресурсы для спасения жизни незначительному числу граждан, если другие пути их использования в системе практического здравоохранения позволят вылечить и спасти большое число людей?

Трансплантология разрабатывает новейшие медицинские технологии высшей категории сложности, которые затем находят широкое применение и в других областях практической медицины. Поэтому некоторое перераспределение ресурсов в пользу трансплантологии как направления разработки и внедрения высоких медицинских технологий обеспечивает прогрессивное развитие здравоохранения и в конечном итоге оказывается благом для населения в целом[2].

Закрытый для общественного контроля ведомственный механизм распределения дефицитных ресурсов не способствует общественному пониманию необходимости, с точки зрения перспектив развития медицины, приоритетного финансирования программ в области трансплантологии.

Таким образом, для достижения доверия населения и его сознанного согласия на то, чтобы признать справедливым определенное перераспределение ресурсов в пользу развития трансплантологии, необходим заинтересованный диалог и открытость для общественного контроля ведомственных механизмов их распределения.

2. Моральные проблемы получения органов от живых доноров

Этико-правовые вопросы трансплантации касаются оправданности и неоправданности пересадки жизненно важных органов в клинике, а также проблематики взятия органов у живых людей и трупов. Трансплантация органов зачастую связана с большим риском для жизни пациентов, многие из соответствующих операций до сих пор находятся в категории лечебных экспериментов и не вошли в клиническую практику.

Итак. одним из факторов в этом споре, неприемлемым с этической точки зрения, является эксплуатация. Она заложена в рыночной ситуации: кто кого эксплуатирует? Это может быть эмоциональная эксплуатация членами семьи того, кто не хотел быть донором, различные формы эксплуатации со стороны медиков или посредников. Поэтому неудивительно, что финансовые сделки по продаже органов почти неизбежно означают, что именно деньги, а не медицинская необходимость решают, какой именно пациент получит почки. Управлять данной ситуацией очень трудно. Следовательно, любые процедуры, разрешенные в это области, должны выполняться на основе строгих рекомендаций по защите живых доноров от всех форм эксплуатации.

Также при обсуждении этических вопросов пересадки органов следует разделять интересы реанимационных и трансплантационных бригад одного и того же медицинского учреждения: действия первых направлены на спасение жизни одного пациента, а вторых – на возвращение жизни другому умирающему.

При трансплантации органов от трупов возникают морально-этические проблемы, связанные как с процедурой забора органов, так и со справедливым распределением дефицитных ресурсов трансплантологии между потенциальными реципиентами. В вопросе кому принадлежат органы трупа применяются три подхода: принципы информированного согласия, презумпции согласия и рутинного забора органов. Рутинный забор пригодных для трансплантации органов у трупов в нашей стране долгое время оставался основным типом решения данного вопроса. При этом власти по собственному усмотрению могут распоряжаться телом умершего. В этом случае реализуется установка утилитарной этики, согласно которой действие морально оправданно, если оно производит наибольшее количество блага для наибольшего количества людей. Однако при этом нарушается право человека распоряжаться своим телом (пусть даже после смерти) и затрагиваются моральные ценности семьи покойного, в ряде случаев нанося родственникам дополнительную моральную травму.

Презумпция согласия. Данный тип забора органов заложен в современное российское законодательство. При этом констатируется отсутствие отказа от подобной манипуляции (как самого человека при жизни, так и родственников после его смерти). Вследствие распространенной в России правовой безграмотности этим правом пользуются редко, что, с другой стороны, является благом, так как большинство населения, не доверяя современной системе здравоохранения, с предубеждением относится к забору органов. Из-за отсутствия широкой системы позитивной информации о трансплантологии и обилию негативных публикаций в средствах массовой информации и других изданиях люди (пока не затрагиваются их личные интересы) весьма критично относятся к трансплантологии.

Информированное согласие (презумпция несогласия) предусматривает прижизненное распоряжение донора или согласие членов его семьи после его смерти. Этот тип забора органов применяется в ряде развитых стран (США, Голландия, Португалия). В США в 1968 году принят закон об анатомическом даре (для лиц старше 18 лет). Дар выражается в виде устного изъявления воли или путем заполнений специальной донорской карты. Этично ли спрашивать у родственников умершего разрешение на забор органов (причем задавать этот вопрос будет врач, который курировал больного)? С одной стороны, это нанесет им дополнительную моральную травму. С другой – отчасти снимает с врача персональную ответственность за принятие решения. Именно поэтому в некоторых американских штатах закон обязывает медиков обращаться к родственникам за разрешением на забор органов[4].

Таким образом, сегодня в России высказываются предположения о законодательном переходе к модели информированного согласия. Следует, однако, отметить, что без проведения огромной по объему разъяснительной работы среди населения такое изменение законодательства повлечет за собой практически полную остановку трансплантаций органов и тканей.

Вместе с тем даже наиболее последовательные сторонники равной доступности органов для пересадки расходятся во мнениях относительно того, насколько универсальны предложные механизмы распределения и сами критерии. Во многих странах мира существуют возрастные ограничения для реципиентов. Иногда считается морально оправданным ограничивать доступность программ по пересадке органов для тех, кто потерял здоровье в силу ненормального образа жизни – наркоманов, алкоголиков и т.д.

Естественным ограничением для потенциальных реципиентов является состояние их здоровья – наличие других заболеваний, осложняющих перспективы пересадки. Существует неизбежное противоречие между универсализмом идеи равноправия и высокой степенью дифференциации реальных отношений, в которых находятся люди[7].

В настоящее время трансплантация - одно из направлений практического здравоохранения. По данным IX Всемирного конгресса трансплантологов (1982 г.) пересажено сотни сердец (723), десятки тысяч почек (64000) и т.д. Пока трансплантологические операции исчислялись единицами и носили экспериментальный характер, они вызывали удивление и даже одобрение. 1967 год - год, когда К. Бернардом была произведена первая в мире пересадка сердца. За ней в течение 1968 года была произведена еще 101 подобная операция. Эти годы называли в прессе временем "трансплантационной эйфории".

В данной работе рассмотрены основные моральные проблемы трансплантации органов и тканей, проанализирована необходимость трат на трансплантологию с точки зрения морали, моральные проблемы получения органов от живых доноров, этические проблемы пересадки органов от трупа, проблемы справедливости в трансплантологии.

  1. Иванюшкин, А.Я. Введение в биоэтику/ А.Я. Иванюшкин - М.: Прогресс-Традиция, 1998. – 381 с.
  2. Кэмпбелл, А. Медицинская этика/ А. Кэмпбелл, Г. Джиллет – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 400 с.
  3. Семашко, Н.А. Врачебная этика/ Н.А. Семашко. – Спб.: АЦИС, 2005. – 206 с.
  4. Силуянова, И.В. Биоэтика в России: ценности и законы/ И.В. Силуянова – М.: Философская мысль, 2001. – 192 с.
  5. Федоров, М.А. Биоэтика/ М.А. Федоров – М.: Медицина, 2000. – 251 с.

[1] Силуянова, И.В. Биоэтика в России: ценности и законы/ И.В. Силуянова – М.: Философская мысль, 2001. – С. 36.

[2] Семашко, Н.А. Врачебная этика/ Н.А. Семашко. – Спб.: АЦИС, 2005. – С. 56.

[3] Иванюшкин, А.Я. Введение в биоэтику/ А.Я. Иванюшкин - М.: Прогресс-Традиция, 1998. – С. 309.

[4] Силуянова, И.В. Биоэтика в России: ценности и законы/ И.В. Силуянова – М.: Философская мысль, 2001. – С. 34.

[5] Кэмпбелл, А. Медицинская этика/ А. Кэмпбелл, Г. Джиллет – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – С. 177.

[6] Иванюшкин, А.Я. Введение в биоэтику/ А.Я. Иванюшкин - М.: Прогресс-Традиция, 1998. – С. 314.

Одно из центральных мест в современной биомедицинской этике зани­мает комплекс этико-правовых вопросов трансплантологии как системы знания, изучающей проблемы трансплантации.

Трансплантация (от лат. transplantatio — пересаживание) означает замену необратимо поврежденных тканей или органов человека собственными тканями либо органами (тканями), взятыми от другого человека (или организма).

Трансплантация органов и тканей — одно из интенсивно развиваю­щихся направлений современной медицины. В настоящее время наиболее распространена аутотрансплантация, при которой пациент становится донором для самого себя. В клинической трансплантологии широко при­меняется аутотрансплантация кожи, костного мозга или гемопоэтических стволовых клеток, вен, крови, волос. Аутотрансплантация применяется активнее других видов трансплантации, так как при этом виде пересадок не проявляется тканевая несовместимость донора и реципиента, становя­щаяся камнем преткновения для других видов трансплантации.

Тканевая несовместимость является основной проблемой для алло- трансплантации (от греч. alios — другой, иной), или гомотрансплантации, когда пациентом (реципиентом) используется трансплантат (органы или ткани) донора — генетически и иммунологически другого человека. В кли­нической аллотрансплантации число пересаживаемых органов ограничено, в экспериментальной аллотрансплантации производят пересадку всех тка­ней и органов, даже головного мозга.

К экспериментальной трансплантации относится и ксенотрансплантация, или межвидовая трансплантация, — трансплантация человеку органов от животного. Правда, все известные попытки трансплантации жизненно важных органов людям от человекообразных обезьян закончились не­удачно. В клинической практике используют в основном специально обра­ботанную свиную кожу, бычьи артерии, свиные клапаны сердца и клетки поджелудочной железы.

Основные этические проблемы трансплантации органов и тканей человека

Основные этические проблемы в трансплантологии можно сгруппиро­вать в три блока:

  1. проблемы источников органов и тканей для трансплантации;
  2. проблемы доверия к службам, обеспечивающим изъятие органов (констатация смерти человека но критериям смерти мозга, распределение органов и (или) тканей реципиентам);
  3. проблемы коммерциализации.

Этические проблемы источников органов и тканей для трансплантации

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), сегодня в мире ежегодно проводится около 70 тыс. пересадок цельных органов (из них 50 тыс. — почек) и миллионы пересадок тканей. Только в США в 1995 г. было пересажено 2361 сердце. Потребность в донорских органах возрастает с каждым годом. По данным Московского координационного центра органного донорства, в России ежегодно нуждается в операциях по пересадке органов 5 тыс. россиян. Каковы же источники органов и тка­ней для трансплантации?

К источникам органов и тканей для трансплантации относятся: трупы, живые доноры, искусственные органы и их части, стволовые клетки пупо­винной крови и костного мозга, животные, фетальные ткани, эмбриональ­ные стволовые клетки. Перечисленные источники не равнозначны между собой по критерию их соответствия или не соответствия существующим медицинским и этическим критериям.

К источникам, при определенных ограничениях удовлетворяющим медицинским и моральным критериям, можно отнести трупное донорство, прижизненное донорство, искусственные части органов и ткани, стволовые клетки, полученные из пуповинной крови и тканей взрослого организма.

Использование органов от умерших людей

Основным источником органов и тканей для трансплантации служит трупное донорство (75—90%). Существует три формы юридического регу­лирования изъятия органов у умершего человека: рутинное изъятие, пре­зумпция согласия (предполагаемое согласие) и презумпция несогласия.

Авторитет и влияние ВОЗ привели к тому, что рутинное изъятие утра­тило свою правомерность в цивилизованном обществе, в котором мак­симальное распространение получили два основных принципа: принцип презумпции согласия и принцип презумпции несогласия. Презумпция согласия действует в России, Австрии, Бельгии, Испании, Чехии и Вен­грии и ряде других стран. Презумпция несогласия закреплена в законо­дательствах США, Канады, Германии, Франции, Португалии, Голландии и фактически действует в Польше.

Принципы презумпции согласия и несогласия

Преимуществом принципа презумпции согласия считается то, что он способствует большему количеству органов для трансплантации. Это про­исходит за счет того, что органы изымаются у тех, кто не выражал ника­кого мнения по этому поводу. Тем не менее значимая связь между тем или иным принципом изъятия органов и количеством собираемых органов отсутствует. Так в России, несмотря на применение принципа презумпции согласия, таких операций проводится намного меньше, чем в западных странах, где действует принцип презумпции несогласия.

Среди преимуществ принципа презумпции несогласия то, что при при­менении данной модели врач освобождается от психоэмоциональных пере­грузок, связанных с совершением этически некорректных (в частности насильственных) действий, что особенно значимо для личности врача. Так- как известно, что человек, совершающий действие, противоречащее тради­ционным нормам морали, неизбежно подвергается риску разрушить психо­эмоциональную стабильность своей личности.

Недостаток презумпции несогласия в том, родственникам чрезмерно трудно согласиться на изъятие органов умершего близкого человека. Исследователи С. А. Дземешкевич, И. В. Борогад считают, что ситуация, при которой сразу вслед за известием о смерти врач должен просить у род­ственников разрешение на донорство, повышает психологические нагрузки и па родственников, и па врача. Следует отметить, что в мировой меди­цинской практике уже существуют подходы к решению и этой проблемы. В некоторых американских штатах именно закон обязывает медиков в обо­значенных случаях обращаться к родственникам умершего с предложением об изъятии органов и тканей для трансплантации. Это значительно сни­мает с врачей моральное и психологическое бремя, так как одно дело гово­рить от своего лица и совсем другое — от лица закона.

Этико-правовое регулирование использования органов живого донора для трансплантации

Доля органов от живого донора, используемых для трансплантации, — 10—25%. Этический принцип использования органов живого донора прост: недопустима пересадка органа, если эта операция нанесет необратимый вред донору. Допускается изъятие парных органов, например, почки или берется часть органа, например, доля печени.

  • если донор предупрежден о возможных осложнениях для его здо­ровья в связи с предстоящим оперативным вмешательством по изъятию органов или тканей;
  • если донор прошел всестороннее медицинское обследование и име­ется заключение консилиума врачей-специалистов о возможности изъ­ятия у него органов или тканей для трансплантации;
  • если донор находится с реципиентом в генетической связи, т.е. является родственником реципиента. Исключение составляют случаи пересадки костного мозга.

Желательность наличия генетической связи между реципиентом и доно­ром определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, родственные связи максимально способствуют исключению возможностей финансовых зло­употреблений и попыток вознаграждения донора за отданный орган. Веро­ятность финансовых взаимоотношений между родственниками гораздо меньше, чем между посторонними людьми. Во-вторых, при родственных пересадках максимально снижена вероятность иммунного отторжения органа.

Искусственные органы

Потребность замены больных органов искусственными возникает под влиянием трех факторов: большого числа пациентов, ожидающих того или иного органа, катастрофического дефицита донорских органов, иммуноло­гической несовместимости в случаях трупного донорства.

Несмотря на трудности, перспективные работы по созданию искусствен­ных органов требуемых параметров не прекращаются. В начале XXI в. воз­никли предпосылки появления принципиально новых подходов к восста­новлению функций жизненно важных органов, основанных на технологиях клеточной и тканевой хирургии.

Этические вопросы клеточной трансплантации

Клеточная трансплантация (регенеративная медицина) — новое направление в медицине, задачей которого является разработка методов лечения для самых разных заболеваний на основании способности ство­ловых клеток человека развиваться в клетки различных органов, заме­няя гибнущие клетки и восстанавливать целостность органа. Так же как и для аллотрансплантации, для клеточной трансплантации этически важ­нее всего вопрос об источниках получения стволовых клеток.

Данные положения международных организаций защищают челове­ческую жизнь и человеческое достоинство и лежат в основе этической позиции, признающей некорректность разрушения эмбриона человека как источника сырья для получения стволовых клеток.

Медико -этические проблемы ксенотрансплаитации

Пересадка органов от животных к человеку — ксеиотрансплантация — связана с потребностью преодолеть дефицит донорских органов. Иссле­дования в области ксенотрансплаитации исходят из мировоззренческого убеждения о единстве животного мира, где человек — один из его видов. В силу этого единства предполагается, что органы животных можно пере­саживать человеку. Однако ксенотранснлаитациоиные эксперименты сви­детельствуют, что максимальный срок, который прожил человек с поч­кой шимпанзе, составляет девять месяцев. Этот результат, достигнутый в 1964 г., до сих пор не превзойден. Как правило, этот срок составляет несколько дней, реже неделей жизни.

Хотя известно, что наибольшей совместимостью с тканями человека обладают ткани свиньи, явление отторжения органа животного организмом человека в настоящий момент преодолеть нельзя. Несмотря на отрицатель­ные результаты, эксперименты и исследования по пересадке таких органов животных, как сердце, печень, почки, ведутся в том числе и в Федераль­ном научном центре трансплантологии и искусственных органов имени В. И. Шумакова Министерства здравоохранения РФ.

Этические проблемы доверия к службам, обеспечивающим трансплантацию (констатация смерти человека по критериям смерти мозга, распределение органов и (или) тканей реципиентам)

Важно отметить, что, хотя критерий смерти мозга и принят в меди­цине, постановка такого диагноза сложна, требует высокой квалификации специалистов и до сих пор остается предметом дискуссий. Процедура фик­сации смерти мозга сегодня предполагает соблюдение и организационных принципов как основания этической корректности трансплантации.

Этическим условием, при котором можно избежать ошибок и злоупо­треблений при констатации смерти человека на основании гибели мозга, является выполнение трех следующих организационных принципов:

  • принцип единого подхода предполагает, что диагноз должен ста­виться независимо от того, рассматривается пациент как донор или нет;
  • принцип коллегиальности заключается в обязательном участии минимум трех врачей в диагностике смерти мозга;
  • принцип организационной и финансовой независимости бригад: пер­вой, которая констатирует смерть мозга, второй, которая проводит забор органов, и третьей — собственно бригады трансплантологов, которая осу­ществляет пересадку органов.

Проблема справедливости распределения донорских органов и (или) тканей человека

Донорские органы и ткани безусловно относятся к дефицитным ресур­сам здравоохранения. Любая дефицитная ситуация с особой остротой ставит проблему справедливости. Справедливо ли осуществляется рас­пределение донорских органов? На основании каких критериев оно проис­ходит? Влияет ли финансовое состояние и социальное положение человека на механизм распределения? Ответ на эти вопросы связан с принципом справедливости, согласно которому приоритет распределения донорских органов не должен определяться выявлением социальных преимуществ отдельных лиц, групп, возможностями и мерою финансирования.

При решении проблемы справедливости распределения органов в транс­плантации последовательно или комплексно действуют следующие крите­рии: совместимости, тяжести состояния, очередности, учета пространства и времени, сравнения заболеваний.

Основным критерием справедливости является степень иммунологи­ческой совместимости донора и реципиента. Иммунологические и биоло­гические данные человека, нуждающегося в пересадке органа, заносятся в базу данных, т.е. в лист ожидания. Листы ожидания составляются на тер­риториальных (региональных или межрегиональных) и национальных уровнях. Такая систем распределения органов рассматривается как гаран­тия от всевозможных злоупотреблений. К известным трансплантационным центрам национального уровня относятся Евротрансплант, Франстранснлант, Скандиотрансплант, Порд-Италия-трансплант и др. Между трансплантационными объединениями предусмотрен также обмен донорскими трансплантатами на основании базы данных иммунологических показа­телей донорских органов. При появлении донорского органа происходит сравнение его биологических параметров с биологическими параметрами людей, находящихся в листе ожидания. Орган должен быть отдан не тому, кто богаче или более социально значим, но тому, с чьими параметрами он более совместим. Главный критерий справедливости с медицинской точки зрения — низкий уровень вероятности отторжения донорского органа от организма реципиента.

Критерии тяжести состояния применяется в ситуациях, когда донор­ский орган подходит нескольким реципиентам из списка. Если состояние одного реципиента позволяет ждать еще полгода или год, а другого — не более недели или месяца, то орган отдают тому, у кого более тяжелое состояние.

Критерий очередности вступает в силу, когда двум реципиентам орган практически одинаково подходит и они оба находятся в критическом состоянии и оба не могут долго ждать. В этом случае решение принимается на основании критерия их очередности в листе ожидания. Предпочтенье отдают тому, кто попал в этот список раньше.

Критерий учета пространства и времени учитывает удаленность реци­пиента от места нахождения донорского органа и время годности органа для пересадки, которое, как правило, строго ограничено. Так, время жизни сердца как органа — около пяти часов. И если время, затраченное на прео­доление расстояния между органом и реципиентом, больше времени жизни органа, то донорский орган отдают реципиенту, находящемуся на более близком расстоянии.

Критерий сравнения заболеваний особенно значим, например, для паци­ентов с повреждением периферической сосудистой системой. Предпо­чтение отдается пациентам с минимальными повреждениями сосудистой системы.

Перечисленные критерии и их соблюдение трансплантологами являются необходимыми условиями для максимально этичного использования цен­ных донорских органов для пациентов и преодоления ситуаций с возмож­ными злоупотреблениями при распределении органов при трансплантации.

Этические проблемы коммерциализации в трансплантации

Данный запретительный принцип находится в согласии с основным законом нравственных взаимоотношений между людьми: человек не может рассматриваться как средство для достижения цели другого человека. Принципиально при этом и этическое понимание человека не как вещи, а как личности, обладающей достоинством, волей и свободой.

Тем не менее подобные сделки и отношения существуют. Это объясня­ется тем, что медицинское учреждение, ответственное и осуществляющее изъятие, превращается как бы в собственника трупного трансплантацион­ного материала. Оно становится субъектом действий всего комплекса отно­шений, возникающих при обращении с донорскими органами и тканями. В условиях рыночных отношений учреждение-собственник оперирует органами и тканями, отделенными и отчужденными от человека, как пред­метами, объектами, вещами. За приданием отделенным от организма орга­нам и тканям человека статуса вещей логически следует признание воз­можности их купли-продажи, при этом стирается различие между вещью и личным статусом человека. Нетрудно определить степень общественной опасности в случае игнорирования ценности человеческого достоинства как фундаментального основания социальной жизни 2 .


Актуальность изучения этических проблем пересадки органов в клинической практике обусловлена тем, что в каждом случае она связана с решением сразу двух людей — донора — человека, который может отдать свои органы или ткани для пересадки — и реципиента — лица, нуждающегося в такой пересадке. Цель данного исследования − показать основные биоэтические проблемы трансплантологии.

Трансплантация органов и тканей человека − замещение отсутствующих или поврежденных органов или тканей, которое основано на заборе органов и тканей у донора или трупа человека, их типизировании, консервации и хранении [1]. Известно, что уровень развития трансплантологии в стране является одним из индикаторов развития медицины. С этой отраслью связана разработка новейших медицинских технологии высшей категории сложности, которые затем находят широкое применение и в других областях практической медицины. Поэтому, некоторое перераспределение ресурсов в пользу трансплантологии, как направления разработки и внедрения высоких медицинских технологий обеспечивает прогрессивное развитие здравоохранения и в конечном итоге оказывается благом для населения в целом [2, с. 56].

Установлено, что трансплантация почки позволяет существенно снизить затраты на лечение хронической почечной недостаточности гемодиализом и добиться при этом лучших результатов лечения и реабилитации пациентов. Лечение хронического, периодически повторяющегося гепатита с трансформацией в цирроз печени (частые госпитализации, применение интерферонов, полная инвализация больных и т. д.) в целом обществу обходиться дороже, чем трансплантация печени у того же пациента [3].

Профессиональная врачебная этика в отношении трансплантации органов однозначна: помочь больному-реципиенту необходимо обязательно, но не за счет здоровья донора. Законом запрещается пересадка органа, если заведомо известно, что эта операция нанесет необратимый вред донору. Второе правило объясняет механизм принятия решения врачом: трансплантация органов допустима, если результат операции оправдывает нежелательные побочные эффекты.

Однако следует отметить, что общество в целом не подготовлено в полной мере к восприятию идей трансплантации и донорства. Поэтому именно в этой отрасли медицины, необходимо создание морально- этических норм и соответствующего законодательства, которые адекватно бы регулировали процесс пересадки органов и тканей. С другой стороны, единственным методом лечения ранее безнадежных больных является трансплантация и это высочайшая степень врачебного риска и последняя надежда для пациента [4].

На сегодняшний день современными исследователями выделяется целый ряд проблем, связанных с вопросами биоэтических норм, которые становятся актуальными в связи с активным развитием трансплантологии. К наиболее острым относят проблемы справедливости в распределении между потенциальными реципиентами дефицитных ресурсов (органов и тканей) трансплантологии, моральные проблемы процедуры забора органов от живых доноров, пересадки органов от трупа, этические проблемы, связанные с торговлей человеческими органам и тканями, проблему донора (особенно при трансплантации таких непарных жизненно важных органов, как сердце, печень, поджелудочная железа и т. д.).

Трансплантация органов от живых доноров не менее проблематична в этическом плане, чем превращение умершего человека в донора. Нравственно ли продлевать жизнь на какое-то время ценою ухудшения здоровья, сознательной травматизации и сокращения жизни здорового донора? Гуманная цель продления и спасения жизни реципиента теряет статус гуманности, когда средством ее достижения становится нанесение вреда жизни и здоровью донора.

Таким образом, развитие трансплантологии сегодня является не только медицинской, но и биомедицинской проблемой требующей разработки и принятия законодательных актов на основе соблюдения этических норм.

2. Семашко, Н. А. Врачебная этика / Н. А. Семашко. − Спб.: АЦИС, 2005. — 230 с.

3. Усс, А.Л., Пиневич Д.Л, Кушниренко В. С., Миланович Н. Ф., Руммо О. О. // А. Л. Усс и др. Состояние и перспективы трансплантологии в Республике Беларусь / Состояние и перспективы трансплантологии: материалы Международной научно-практической конференции (Минск, 9–10 окт. 2008 г.) Мн.: Белорусская наука, 2008.

Основные термины (генерируются автоматически): орган, донорский орган, реципиент, донор, ткань, трансплантация органов, забор органов, критерий, пересадок, пересадок органов.

Читайте также: