Монолог с ключом гроза читать анализ кратко

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Постараемся предложить пятнадцати–шестнадцатилетним подросткам вдуматься в ситуацию, рассмотреть её с точки зрения житейской: Катерина не по своей воле вышла замуж, не она выбирала себе суженого; выбирали её, да и Тихон женился не по любви. Задумаемся вместе с нашими учениками, насколько серьёзным шагом должен быть выбор спутника жизни в условиях сегодняшней нашей свободы, какой трагедией для самого человека может обернуться поспешное решение создать семью. Поразмышляем и о том, что человек, принимающий решения, берёт на себя ответственность не только за самого себя, но и за тех, кто будет рядом.

И все-таки план, мгновенно созревший в голове Варвары, реализуется. Почему же вопреки собственным представлениям о жизни, собственным установкам Катерина идёт на встречу с Борисом?

Ответ на этот вопрос мы и находим в сцене с ключом.

По форме эта работа, как подсказывает практика, должна быть максимально наглядной: можно дать текст на экране, на интерактивной доске и предложить проследить, как изменяются чувства и переживания Катерины. Если нет возможности работать с техникой, можно поработать карандашом на полях книги, а затем упорядочить записи в тетради, выписав только ключевые фразы и коротенькие комментарии к ним.

В сильном классе можно дать предварительное домашнее задание: проанализировать монолог Катерины, а затем систематизировать данные анализа; в классе с недостаточным уровнем аналитических умений лучше провести эту работу как коллективный поиск.

ЧУВСТВА И ПЕРЕЖИВАНИЯ КАТЕРИНЫ

ЯВЛЕНИЕ ДЕСЯТОЕ

Катерина (одна, держа ключ в руках). Что она это делает-то? Что она только придумывает? Ах, сумасшедшая, право сумасшедшая! Вот погибель-то! Вот она! Бросить его, бросить далеко, в реку кинуть, чтоб не нашли никогда. Он руки-то жжет, точно уголь. (Подумав.)Вот так-то и гибнет наша сестра-то.

1. Страх, стыд перед самой собой.

В неволе-то кому весело! Мало ли что в голову-то придет. Вышел случай, другая и рада: так очертя голову и кинется.

А как же это можно, не подумавши, не рассудивши-то! Долго ли в беду попасть! А там и плачься всю жизнь, мучайся; неволя-то еще горчее покажется. (Молчание.) А горька неволя, ох, как горька! Кто от нее не плачет! А пуще всех мы, бабы. Вот хоть я теперь! Живу, маюсь, просвету себе не вижу. Да и не увижу, знать! Что дальше, то хуже.

3. Рассудительность, жалость по отношению к себе и к другим женщинам.

А теперь еще этот грех-то на меня. (Задумывается.)

4. Сомнение в правильности собственных мыслей.

Кабы не свекровь. Сокрушила она меня. от нее мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны, (Задумчиво смотрит на ключ.)

Бросить его? Разумеется, надо бросить. И как он ко мне в руки попал? На соблазн, на пагубу мою. (Прислушивается.) Ах, кто-то идет.

6. Диктат рассудка над чувствами.

Так сердце и упало. (Прячет ключ в карман.) Нет. Никого! Что я так испугалась! И ключ спрятала. Ну, уж, знать, там ему и быть!

7. Бессознательное движениеговорит о том, что человек живёт и действует согласно внутренним законам, внутренним побуждениям.

Видно, сама судьба того хочет! Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то, так все не беда!

8. Попытка самооправдания.

А как же я мужу-то. Да ведь он сам не захотел. Да, может, такого и случая-то еще во всю жизнь не выдет. Тогда и плачься на себя: был случай, да не умела пользоваться.

Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его. Перед кем я притворяюсь-то.

hello_html_m1bf3d69.jpg

Ах, кабы ночь поскорее.

11. Уверенность в собственной правоте.

Анализируемое явление можно считать кульминационным в развитии линии внутреннего конфликта Катерины: конфликта между разумными представлениями о жизни и велением сердца, требованием чувства.

Действительно, до монолога с ключом мы знали героиню как человека свободолюбивых устремлений (воспоминания о детстве и о жизни в родительском доме), как человека решительного (Катерина. Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь! Д. 2, явл. 2), как человека волевого (Катерина. Уж я лучше буду терпеть, пока терпится. Д. 2, явл. 2).

Монолог с ключом открывает перед читателем (зрителем) и другие стороны личности героини. Прежде всего, обращаем внимание на то, что драматург передаёт действия Катерины: от полного отрицания предложенного Варварой способа жизни до безоговорочного утверждения правильности собственного выбора. В монологе Катерины представлена целая гамма переживаний: от стыда и беспокойства, от сомнений в собственной правоте, через отказ от мысли о том, что любовь – это грех, через попытки найти виновного в том, что человеческие желания и чувства приходят в несоответствие с общественными установками – к пониманию того, что главное для человека – быть честным с самим собой и уметь слушать собственное сердце.

Задумчиво смотрит на ключ.

Ремарки постоянно напоминают читателю о том, что перед нами человек мыслящий, человек, стремящийся жить в соответствии с теми установками, которые идут от разума, от сознания, от понимания человеческих законов существования.

Внутреннее освобождение Катерины связано именно с тем, что она учится прислушиваться не только к голосу разума, но и к голосу собственной души. Так на наших глазах рождается личность, рождается Человек в высоком смысле этого слова. Для такого Человека основой жизни является свобода мысли и чувства, ничего общего не имеющая ни с самодурством (неограниченная свобода выражения собственных эмоций) Дикого, ни с ханжеством Кабанихи.

Монолог с ключом завершается полной победой человеческого в человеке: гармонией разумного и эмоционального начал.

Сцена с ключом-ключевая в развитии конфликта.
Катерина решила признаться самой себе в любви к Борису,
которая в её глазах - величайший грех.
Эта решимость Катерины проявляется в её словах
и действиях: вначале она отталкивает ключ:
Потом, держа ключ в руках, признается самой себе:
"Живу, маюсь, просвету себе не вижу. Да и не увижу, знать! "
Испугавшись чьих-то шагов и спрятав ключ в карман:
"Ну уж, знать, так тому и быть.. .что я себя обманываю?
Мне хоть умереть, да увидеть его."

До монолога с ключом мы знали Катерину как человека
свободолюбивых устремлений
(жизнь в родительском доме), как человека
решительного, волевого
("Уж я лучше буду терпеть, пока терпится.")

Монолог с ключом открывает и другие стороны
личности героини.
В монологе Катерины представлена целая гамма
переживаний: от стыда и беспокойства, от сомнений
в собственной правоте, через отказ от мысли о том,
что любовь-это грех, через попытки найти виновного
в том, что человеческие желания и чувства приходят
в несоответствие с общественными установками –
к пониманию того, что главное для человека –
быть честным с самим собой и уметь слушать
собственное сердце.
Монолог с ключом завершается полной победой
человеческого в человеке: гармонией разумного
и эмоционального начал.
В пользу этого вывода говорит и удивительная фраза:
"Он мой теперь…"

1.Катерина (одна, держа ключ в руках).
"Что она это делает-то? Что она только придумывает?
Ах, сумасшедшая, право сумасшедшая!
Вот погибель-то! Вот она!
Бросить его, бросить далеко, в реку кинуть, чтоб не
нашли никогда.
Он руки-то жжет, точно уголь.
Вот так-то и гибнет наша сестра-то".
(Это-страх, стыд перед самой собой).

2. "В неволе-то кому весело!
Вышел случай, другая и рада: так очертя голову и кинется".
(Стремление освободиться от оков, ощущение тяжести
неволи, ощущение своего страдальческого состояния)

3.А как же это можно, не подумавши, не рассудивши-то!
Долго ли в беду попасть!
А там и плачься всю жизнь, мучайся; неволя-то еще
горчее покажется.
А горька неволя, ох, как горька! Кто от нее не плачет!
А пуще всех мы, бабы. Вот хоть я теперь!
Живу, маюсь, просвету себе не вижу.
Да и не увижу, знать! Что дальше, то хуже.
( Рассудительность, жалость по отношению к себе и
к другим женщинам).

4. А теперь еще этот грех-то на меня.
(Сомнение в правильности собственных мыслей).

5."Кабы не свекровь. Сокрушила она меня.
от нее мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны")
(Ощущение безысходности; первая попытка найти
"виновного").
6."Бросить его? Разумеется, надо бросить.
И как он ко мне в руки попал? На соблазн, на пагубу мою".
(Диктат рассудка над чувствами).

7."Так сердце и упало. (Прячет ключ в карман.)
Никого! Что я так испугалась! И ключ спрятала.
Ну, уж, знать, там ему и быть!"
(Бессознательное движение говорит о том, что
человек живёт и действует согласно внутренним
законам, внутренним побуждениям).

8."Видно, сама судьба того хочет!
Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз,
хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то, так все не беда!"
(Попытка самооправдания).
9."А как же я мужу-то. Да ведь он сам не захотел.
Да, может, такого и случая-то еще во всю жизнь не выдет.
Тогда и плачься на себя: был случай, да не умела пользоваться".
(Подсознательный поиск"виноватого")
10."Да что я говорю-то, что я себя обманываю?
Мне хоть умереть, да увидеть его.
Перед кем я притворяюсь-то!"
(Осознание собственного "Я", собственных желаний,
стремление до конца быть честной перед самой собой;
искренность, сила воли; умение быть ответственной
за свои решения).
11."Ах, кабы ночь поскорее.
( Уверенность в собственной правоте).

В произведении А.Н.Островского "Гроза" сцена с ключом является одной из главных сцен драмы. Эта сцена приподнимает нам занавесу тайны над поступками и психологией человека. Драма "Гроза" до сих пор актуальна в наши дни, несмотря на другие понятия в двадцать первом веке, многое осталось у нас с того времени и душевные переживания остались теми же.

Ситуация в произведении кажется узнаваемой, но одновременно интригующей.

В жизни мы часто сталкиваемся с обстоятельствами, когда чьи-то отношения разрушились, потому что кто-то влюбился в другого человека. С точки зрения психологии монолог с ключом является одним из лучших, так как в нём раскрыта вся женская сущность.

В монологе Катерина рассуждает сама с собой о том, как она должна поступить. Сначала она говорит, что нужно выбросить ключ. Еще немного порассуждав, она говорит обратное: "Да, может, такого и случая-то еще во всю жизнь не выйдет. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете!". Тут возникает противоречие самой себе. В начале монолога Катерина разумно подошла к этой ситуации, но потом ею стали управлять чувства.

Катерина не по своей воле вышла замуж, не она выбирала себе мужа, выбирали её, да и Тихон женился не по любви. Но в те времена нельзя было нарушать порядки, так как их брак был заключён на небесах. В наши дни это тоже актуально. Большое количество людей заключает брак и разводятся ежедневно, только в двадцать первом веке семья потеряла своё значение. Люди стали относиться к этому проще. Катерина себя терзает, переживает, потому что в те времена семья и брак имели большое значение, если выдали замуж родители, то с этим человеком ты должна быть вместе до гробовой доски. Катерина переживает и не знает, как поступить, потому что она понимает, что несёт ответственность за Тихона, но чувства сильнее, чем разум, поэтому героиня всё-таки идёт на встречу.

Человек живёт и действует согласно внутренним законам, внутренним побуждениям, даже если чётко осознает, что данный поступок неправильный и что он может трагично обернуться.

В монологе много ремарок, они являются будто границами разных состояний Катерины. Одни из её состояний в данном монологе-это страх, сомнения, самооправдание, а в конце уверенность в собственной правоте.

Этот монолог можно считать кульминационным в развитии линии внутреннего конфликта Катерины, конфликта между разумными представлениями о жизни и велением сердца, требованиям чувства. Каждая девушка хочет любить и быть любимой. Катерина в этом монологе представлена как человек мыслящий и как человек глубоко чувствующий.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Смерть Катерины наступает в момент, когда умереть для неё лучше, чем жить, когда только смерть оказывается выходом, единственным спасением того хорошего, что в ней есть.

Действие 1

Явление 1

Кулигин, Шапкин и Кудряш прогуливаются. Во время разговора они видят, как купец Дикой ругает своего племянника. Начинают обсуждать крутой нрав Дикого, что любит он людей ругать. Кудряш бахвалится, что он купца не боится и, если бы парней молодых было больше, проучил бы. Шапкин и Кулигин сомневаются. В это время к ним подходят дядя и племянник.

Явление 2

Савел Прокофьевич ругает Бориса за то, что тот бездельничает. Молодой человек отвечает, что в праздник ему делать нечего. Дикой в раздражённом настроении уходит.

Явление 3

Кулигин спрашивает Бориса, почему он терпит такое отношение и не уедет. Борис рассказывает, что его бабушка оставила им с сестрой завещание, что дядя должен выплатить часть им завещанную. Но с условием, что они будут к нему почтительны. Кулигин считает, что брат с сестрой ничего не получат. Молодой человек отвечает, что он терпит такое обращение не для себя, а для сестры. Обращается с ним Дикой сурово, как и со всеми.

В это время идёт народ с вечерни. Шапкин и Кудряш уходят. Кулигин рассуждает о мещанстве, как об обществе грубом, бедном, что такой человек как Борис не привыкнет к нему никогда. В это время мимо них проходит странница Феклуша и желает щедрот для дома Кабановых. Кулигин говорит, что Кабанова только таким странницам помогает, а своих домашних заела совсем. Мужчина в мечтании о перпету-мобиле уходит.

Явление 4

Монолог Бориса об его трудном положении: тяжёлое житьё у дяди и любовь к замужней женщине, с которой он и поговорить не может, а только смотреть, как она выходит из церкви с семьёй.

Явление 5

Кабанова указывает сыну, что нужно делать и жалуется, что Тихону милее жена, чем мать. Тихон пытается её разубедить, но женщина продолжает говорить другое. Катерина пытается защитить мужа, но свекровь грубит ей. Молодая женщина не понимает, за что та её не любит, а Тихон пытается убедить мать, что любит их обеих. Кабанова говорит, что он может только нюни распускать, что у жены нет к нему ни почтения, ни страху. А если этого нет к мужу, то к ней и подавно, стало быть и порядка в доме не будет. Погорячившись, Кабанова уходит.

Явление 6

Кабанов напускается на жену, что из-за неё ему достаётся от матери. Варвара, его сестра, заступается за Катерину. Тихон уходит к Дикому выпить.

Явление 7

Варвара жалеет Катерину. Та рассказывает о своем детстве, что её все любили, баловали, и что больше всего ей нравилось ходить в церковь и пропевать молитвы. Катерина делится с Варей мыслью о скорой смерти. Девушка пытается её успокоить, но Катерина признаётся ей, что она грешна, потому что влюбилась в другого. Варвара хочет ей помочь.

Явление 8

К девушкам подходит старая барыня и пророчит им, что красота приведёт их в самый омут Волги. После этого она уходит.

Явление 9

Катерину очень испугало предсказание старухи. Варвара говорит, что глупости это всё. Собирается гроза. Катерина признаётся, что боится не столько грозы, сколько смерти, которая может внезапно её застать со всеми грехами. Девушки видят Кабанова и спешат к дому.

Разделы: Литература

Трактовка размышлений героини

почему люди не летают стихи

Действие 3

Сцена первая

Явление 1

На скамейке сидят Феклуша и Кабанова, разговаривают. Феклуша рассказывает про Москву, как там стало шумно, все люди торопятся, старинных обычаев не чтят. Кабанова соглашается с ней, что старина постепенно уходит. К ним подходит Дикой.

Явление 2

Дикой начинает грубо разговаривать с Кабановой. Кабанова хочет уйти, но он её останавливает и просит поговорить с ним. Дикой говорит, что он хмелен и только Кабанова может его разговорить. Купец сетует на то, что натура у него такая, специально людей обижать и злиться на них. Кабанова говорит, что это он специально так делает, чтобы к нему никто не подходил. В это время Глаша говорит, что закуски готовы, и они уходят в дом. Служанка замечает племянника Дикого.

Явление 3

Борис спрашивает у Глаши у них ли дядя. К Борису подходит Кулигин и зовёт на прогулку. Прогуливаясь, Кулигин говорит молодому человеку о жителях города, об их грубости, необразованности, жестоком нраве, что по городу гуляют только молодые парни и девушки. Гуляя, они видят, как целуются Кудряш и Варвара. Подойдя к калитке, Варвара зовёт Бориса.

Явление 4

Кулигин уходит, а Борис подходит к Варе. Она просит его, чтобы вечером он пришёл к оврагу за Кабановым садом.

Сцена вторая

Явление 1

Кудряш с гитарой подходит к оврагу и, в ожидании Вари, поёт песню. Приходит Борис.

Явление 2

Борис просит Кудряша уйти, Кудряш думает, что Борис хочет отбить у него Варю. Борис признаётся, что влюблён в Катерину. Кудряш говорит ему, что его сюда могла позвать, если не Варя, то только Катерина. Борис счастлив. Варвара выходит из калитки.

Явление 3

Варвара и Кудряш уходят, к Борису выходит Катерина. Он признаётся ей в любви, молодая женщина стыдится того, что делает, говорит, что это грешно. Борис пытается успокоить её. Катерина признаётся ему в ответном чувстве.

Явление 4

Борис и Катерина уходят гулять, приходят Варвара с Кудряшом. Молодой человек хвалит девушку за то, как ловко она придумала с калиткой. Кудряш играет на гитаре, Варя спрашивает который час. Узнав, что уже пора, зовут Бориса и Катерину.

Явление 5

Приходят Катерина и Борис. Пары прощаются, Кудряш затягивает песню.

Островский. Краткие содержания произведений

  • Бедность не порок
  • Без вины виноватые
  • Бесприданница
  • Бешеные деньги
  • Волки и овцы
  • Горячее сердце
  • Гроза
  • Гроза по действиям
  • Доходное место
  • За двумя зайцами
  • Как закалялась сталь
  • Лес
  • На всякого мудреца довольно простоты
  • Не все коту масленица
  • Поздняя любовь
  • Последняя жертва
  • Свои люди сочтемся
  • Свои люди сочтемся по действиям
  • Сердце не камень
  • Сказка Снегурочка
  • Таланты и поклонники

Действие 5

Явление 1

Кулигин сидит на лавочке, к нему подходит Кабанов. Тихон рассказывает, что после признания Катерины, ей житья не дают, Кабанова за каждым её шагом смотрит. Варвара сбежала с Кудряшом. Кабанову жалко свою жену, но он не может пойти против воли маменьки. Кулигин спрашивает про Бориса, Тихон говорит, что его отправляют к дальним родственникам. Прибегает Глаша и говорит, что Катерина куда-то ушла. Кабанов и Кулигин бегут её искать.

Явление 2

Катерина идёт одна, в надежде увидеть Бориса. Молодая женщина переживает за своего возлюбленного. Из-за сильных душевных страданий, Катерине не хочется жить, она хочет проститься с Борисом и зовёт его. На её зов приходит Борис.

Явление 3

Борис говорит Катерине, что очень сильно хотел проститься с ней. Она понимает, что Борис на неё не сердится и ей становится легче. Борис торопит женщину, потому что нужно ему ехать. Они прощаются.

Явление 4

Катерина понимает, что ей стала противна её жизнь: люди, которые окружают, дом, стены. Осознавая, что её могут вернуть домой, Катерина принимает решение. Попрощавшись с Борисом, она бросается в Волгу.

Явление 5

Кабановы и Кулигин приходят на место, где в последний раз видели Катерину. Люди, говорят, что она была живой. Кабанова ворчит на сына, говоря, что он зря волнуется. В это время кто-то кричит, что в воду бросилась женщина. Кулигин убегает.

Явление 6

Кабанов хочет побежать к воде, но его останавливает Кабаниха, отвечая, что когда достанут её, тогда и посмотрит. Кабанов спрашивает, жива ли она. Люди отвечают, что нет. Кулигин и несколько человек несут тело Катерины.

Явление 7

Кулигин кладёт на землю тело женщины и, обращаясь к Кабановым, говорит, что душа её теперь перед судьёй, который милосерднее их. Кабанов обвиняет маменьку в том, что это она её погубила. Кабанова обещает дома поговорить с сыном. Тихон бросается на тело Катерины и плачет.

Голосов: 48
Читать краткое содержание Гроза по действиям. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Читайте также: