Мониторинг внеурочной деятельности в школе по фгос образец

Обновлено: 04.07.2024

Цель внеурочной деятельности - создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.

Для успешной реализации любой деятельности необходимы своевременное планирование, контроль и корректировка, анализ достигнутых результатов. Контроль результативности и эффективности организации внеурочной деятельности в школе осуществляется путем проведения мониторинговых исследований, диагностики обучающихся, педагогов, родителей.

Цель мониторинга эффективности внеурочной деятельности - выяснить, являются ли (и в какой степени) воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.

Система мониторинговых исследований позволяет организовать сбор, обработку и распространение информации, отражающей результативность внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим показателям:

- включенность учащихся во внеурочную деятельность ;

- результативность участия в мероприятиях различного уровня;

- рост социальной активности обучающихся (социальные практики);

- рост мотивации к активной познавательной деятельности (результативность участия в мероприятиях различной направленности);

- уровень сформированности коммуникативных компетентностей, креативных и организационных способностей (уровень развития самоуправления),

- уровень развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений;

- сформированность рефлексивных навыков (ценности здоровья и ЗОЖ);

- качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру (уровень воспитанности);

- удовлетворенность учащихся и родителей жиз­недеятельно­стью школы.

Результативность внеурочной деятельности.

Первым этапом диагностики результативности внеурочной деятельности является анализ ее общего состояния .

При этом следует рассмотреть следующие аспекты:

- включенность учащихся в систему внеурочной деятельности;

- соответствие содержания и способов организации внеурочной деятельности принципам системы;

- ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности учащихся.

Для осуществления анализа включенности учащихся в систему внеурочной деятельности необходимо обладать систематизированной информацией об участии школьников во внеурочное время. Для этого используются бланки, которые заполняется классным руководителем раз в полугодие.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Мониторинг результативности и эффективности внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС

Цель внеурочной деятельности - создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.

Для успешной реализации любой деятельности необходимы своевременное планирование, контроль и корректировка, анализ достигнутых результатов. Контроль результативности и эффективности организации внеурочной деятельности в школе осуществляется путем проведения мониторинговых исследований, диагностики обучающихся, педагогов, родителей.

Цель мониторинга эффективности внеурочной деятельности - выяснить, являются ли (и в какой степени) воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.

Система мониторинговых исследований позволяет организовать сбор, обработку и распространение информации, отражающей результативность внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим показателям:

- включенность учащихся во внеурочную деятельность ;

- результативность участия в мероприятиях различного уровня;

- рост социальной активности обучающихся (социальные практики);

- рост мотивации к активной познавательной деятельности (результативность участия в мероприятиях различной направленности);

- уровень сформированности коммуникативных компетентностей, креативных и организационных способностей (уровень развития самоуправления),

- уровень развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений;

- сформированность рефлексивных навыков (ценности здоровья и ЗОЖ);

- качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру (уровень воспитанности);

- удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы.

Результативность внеурочной деятельности.

Первым этапом диагностики результативности внеурочной деятельности является анализ ее общего состояния .

При этом следует рассмотреть следующие аспекты:

- включенность учащихся в систему внеурочной деятельности;

- соответствие содержания и способов организации внеурочной деятельности принципам системы;

- ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности учащихся.

Для осуществления анализа включенности учащихся в систему внеурочной деятельности необходимо обладать систематизированной информацией об участии школьников во внеурочное время. Для этого используются бланки, которые заполняется классным руководителем раз в полугодие.

Охват учащихся 1 а класса внеурочной деятельностью (Таблица 1)

Участие учащихся 1а класса во внеурочной деятельности (Таблица 2)

Диагностика достижений две таблицы (3 и 4)

Таблицы позволяет педагогу систематизировать сведения о занятости учащихся, о наиболее популярных видах внеурочной деятельности, об активности детей в делах класса и школы.

Все виды внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего и основного образования ориентированы на воспитательные результаты.

Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — это последствие результата, влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

В качестве диагностических приемов и методик мониторинга можно использовать:

-тесты и другие варианты измерения результативности воспитательного процесса.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

1-й уровень - школьник знает и понимает общественную жизнь.

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь .

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма. Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй – более сложными, третий уровень – самыми сложными формами внеурочной деятельности.

Действия педагога, направленные на достижение воспитательных результатов

Особенности возрастной категории

Приобретение школьником социальных знаний

Восприимчивость к новому социальному знанию, стремление понять новую школьную реальность.

Педагог должен поддержать стремление ребенка к новому социальному знанию, с оздать условия для самого воспитанника в формировании его личности, включение его в деятельность по само воспитанию (самоизменению).

(2-3 класс) Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества

Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом

Создание педагогом воспитательной среды, в которой ребенок способен осознать, что его поступки, во-первых, не должны разрушать его самого и включающую его систему (семью, кол лектив, общество в целом), а во-вторых, не должны привести к исключению его из этой сис темы .

( 4 класс) Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Потребность в самореализации, в общественном признании, в желаниями проявить и реализовать свои потенциальные возможности, готовность приобрести для этого новые необходимые личностные качества и способности

Создание к четвертому классу для младшего школьника реальной возможности выхода в пространство общественного действия, т.е. достижения третьего уровня воспитательных результатов.

Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены.

Однако для запуска и осуществления процессов самовоспитания необходимо, прежде всего, сформировать у ребенка мотивацию к изменению себя и приобретение необходимых новых внутренних качеств. Без решения этой проблемы ученик попросту окажется вне про странства деятельности по самовоспитанию, и все усилия педагога будут тщетны.

В основе используемых воспитательных форм лежит системно-деятельностный подход и принцип сохранения целостности систем. Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности свидетельствует об эффективности работы по вопросам воспитания.

Эффективность внеурочной деятельности

Вторым важным показателем результативности деятельности является ее эффективность . Создатели методического конструктора Д.В. Григорьев и П.В.Степанов считают, что исходя из определения воспитания как управления процессом развития личности ребенка через создание благоприятных условий, диагностика должна быть направлена на изучение личности ученика и создаваемые во внеурочной деятельности условия развития личности. Два основных критерия эффективности внеурочной деятельности:

1) продуктивность деятельности;

2) удовлетворенность участников деятельности ее организацией и результатами.

Подбор методик для изучения продуктивности, организованной во внеурочное время деятельности учащихся, и наличия у ее участников чувства удовлетворенности организацией и результатами деятельности производит c я в соответствии с избранными критериями и показателями поэтапно.

Исходя из этого, выделяют три основные предмета диагностики :

Личность самого воспитанника

Профессиональная позиция педагога

Важным аспектом мониторинга внеурочной деятельности является подбор критериев и показателей эффективности внеурочной деятельности.

Это процесс является одним из важнейших, так как на нем определяются конкретные характеристики и индикаторы, позволяющие в дальнейшем делать обоснованные суждения о результативности внеурочной деятельности работы педагога.

При изучении эффективности внеурочной деятельности используется несколько диагностических методов (методик). Использование каждого из них происходит в соответствии с требованиями, предъявляемыми к процедуре применения того или иного метода диагностики. Субъекты диагностики должны хорошо знать и соблюдать данные требования, что позволит получить достоверную информацию и не причинить вреда воспитанникам

Контроль эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования осуществляется путем проведения мониторинговых исследований, диагностики обучающихся, родителей и педагогов.

Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования в общеобразовательном учреждении

Эффективность внеурочной деятельности и дополнительного образования зависит от качества программы по ее модернизации и развитию и уровня управления этой программой. Управление реализацией программы осуществляется через планирование, контроль и корректировку действий. Управление любой инновационной деятельностью идет по следующим направлениям:

· организация работы с кадрами;

· организация работы с ученическим коллективом;

· организация работы с родителями, общественными организациями, социальными партнерами;

· мониторинг эффективности инновационных процессов.

Контроль результативности и эффективности будет осуществляться путем проведения мониторинговых исследований, диагностики обучающихся, родителей и педагогов.

Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям:

· рост социальной активности обучающихся;

· рост мотивации к активной познавательной деятельности;

· уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организаторских способностей, рефлексивных навыков;

· качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру (уровень воспитанности);

· удовлетворенность учащихся и родителей жиз­недеятельно­стью школы.

· оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы;

· сохранность контингента всех направлений внеурочной работы;

· анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворенности воспитательными мероприятиями;

· анкетирование школьников и родителей в рамках внутришкольного контроля.

· вовлеченность обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как на базе школы, так и вне образовательного учреждения;

· развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений;

· результативность участия субъектов образования в целевых программах и проектах различного уровня.

Ожидаемые результаты реализации программы внеурочной деятельности

1. Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом.

2. Воспитание уважительного отношения к родному дому, к школе, городу, стране.

3. Формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры личности.

4. Формирование осознанного отношения к профессиональному самоопределению.

5. Развитие социальной культуры обучающихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

Диагностика эффективности реализации программы внеурочной деятельности

Диагностика эффективности реализации программы осуществляется в двух направлениях: мониторинг детского коллектива и мониторинг деятельности педагогов. Для каждого направления характерны свои показатели (ожидаемые результаты) и свой диагностический инструментарий.

Мониторинг детского коллектива в рамках программы внеурочной деятельности

Показатели (ожидаемые результаты)

Диагностический инструментарий

Сформированность детского коллектива:

· уровень развития коллектива;

· благоприятный психологический климат;

(автор А. Н. Лутошкин)

(автор А. Н. Лутошкин)

(автор Н. П. Капустин)

(автор М. И. Шилова)

(автор Л. М. Фридман)

(автор А. Н. Лутошкин)

(автор В. П. Яньшин)

(автор Дж. Морено)

Сформированность мотивации обучающихся к участию в общественно-полезной деятельности коллектива

(автор О. В. Лишин)

(автор А. А. Криулина)

Сформированность коммуникативной культуры обучающихся

(автор В. В. Синявский)

Мониторинг деятельности педагогов в рамках программы внеурочной деятельности

Методы контроля

Сроки контроля

Ответственные

Эффективность работы кружков и секций

Количество обучающихся, посещающих кружки и секции

1 раз в четверть

руководители кружков и секций

Количество обучающихся, принимающих участие в школьных мероприятиях (акции, фестивали, выставки, смотры, соревнования, конференции, проекты, конкурсы)

1 раз в четверть

руководители кружков и секций

Количество обучающихся, принимающих участие во внешних мероприятиях (акции, фестивали, выставки, смотры, соревнования, конференции, проекты, конкурсы)

1 раз в четверть

руководители кружков и секций

Количество обучающих, принимающих участие в экскурсиях, походах в музеи, театры, досуговые центры

1 раз в четверть

руководители кружков и секций

Эффективность работы с родителями

Количество родителей, принимающих участие в школьных мероприятиях (акции, фестивали, выставки, смотры, соревнования, конференции, проекты, конкурсы)

руководители кружков и секций

Удовлетворенность обучающихся и родителей организацией внеурочной деятельности

Удовлетворенность обучающихся организацией внеурочной деятельности

1 раз в полугодие

руководители кружков и секций

Удовлетворенность родителей организацией внеурочной деятельности

1 раз в полугодие

руководители кружков и секций

Проектирование и прогнозирование программы внеурочной деятельности

Наличие рабочей программы внеурочной деятельности, составленной в соответствии с предъявляемыми требованиями

руководители кружков и секций

Наличие подпрограмм (программы кружков, секций)

руководители кружков и секций

Наличие календарно-тематического планирования воспитательной работы

руководители кружков и секций

Ведение документации (журналы кружков, секций)

руководители кружков и секций

Эффективность использования образовательных технологий во внеурочной деятельности

Применение образовательных технологий, обеспечивающих индивидуализацию обучения (выбор индивидуального образовательного маршрута)

руководители кружков и секций

Профессиональный рост педагогов в рамках направлений внеурочной деятельности

Прохождение курсов повышения квалификации

руководители кружков и секций

Работа над методической темой

руководители кружков и секций

Обобщение и распространение опыта педагогами

Участие в профессиональных конкурсах

1 раз в полугодие

руководители кружков и секций

Удовлетворенность обучающихся и родителей организацией внеурочной деятельности

Удовлетворенность обучающихся организацией внеурочной деятельности

1 раз в полугодие

руководители кружков и секций

Удовлетворенность родителей организацией внеурочной деятельности

1 раз в полугодие

руководители кружков и секций

Проектирование и прогнозирование программы внеурочной деятельности

Наличие рабочей программы внеурочной деятельности, составленной в соответствии с предъявляемыми требованиями

руководители кружков и секций

Наличие подпрограмм (программы кружков, секций)

руководители кружков и секций

Наличие календарно-тематического планирования воспитательной работы

руководители кружков и секций

Ведение документации (журналы кружков, секций)

руководители кружков и секций

Эффективность использования образовательных технологий во внеурочной деятельности

Применение образовательных технологий, обеспечивающих индивидуализацию обучения (выбор индивидуального образовательного маршрута)

руководители кружков и секций

Профессиональный рост педагогов в рамках направлений внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Таблица поволит осуществить мониторин теоретических и личностных результатов освоения обучающимися программ внеурочной деятельности.

Директор МБОУ СОШ № 48

_____________ Л. Б. Пичугина

I. МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО ПРОГРАММАМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МБОУ СОШ № 48

1. Теоретическая подготовка обучающегося.

1.1.Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие теоретических знаний обучающегося программным требованиям

Минимальный уровень (обучающийся овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой);

Средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более ½);

Максимальный уровень (обучающийся освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период)

1.2.Владение специальной терминологией

Минимальный уровень (обучающийся, как правило, избегает употреблять специальные термины);

Средний уровень (обучающийся сочетает специальную терминологию с бытовой);

Максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно в полном соответствии с их содержанием).

теоретической

2. Практическая подготовка обучающегося.

2.1. Практические умения и навыки,

предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы).

2.2. Владение специальным

оборудованием и оснащением

умений и навыков программным требованиям.

Минимальный уровень (обучающийся овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков);

Средний уровень (объем освоенных умений и навыков составляет более ½);

Максимальный уровень (обучающийся овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период).

Минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием);

Средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога);

Максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

2.3. Творческие навыки.

Начальный (элементарный) уровень развития креативности (обучающийся в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);

Репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);

Творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества).

Уровень практической подготовки

3. Общеучебные умения и навыки обучающегося.

3.1. Учебно-интеллектуальные умения:

3.1.1. Умение подбирать и анализировать

в подборе и анализе

Минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

Средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);

Максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей).

Читайте также: