Мониторинг по познавательно исследовательской деятельности в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Блок 1. Знание основных видов природных материалов.

Цель: выявить характер представлений ребенка об основных видах природных материалов.

1. Может ли ребенок определить: где песок, камни, почва, глина, мед?

2. Знает ли ребенок свойства этих природных материалов? (камень, песок, глина, земля).

3. Как человек использует эти природные материалы?

4. Умеет ли ребенок использовать эти природные материалы в жизни, в быту?

Блок 2. Знания об окружающем мире (живая и неживая природа).

Цель: выявить характер представлений об окружающем мире.

1. Предложить ребенку по картинкам определить: где живые объекты, а где не живые.

2. Как он узнал, что данный объект живой? Неживой?

3. Почему он считает, что это (называется конкретный живой объект, растение или насекомое) живое?

4. Расскажи, что есть (конкретно называется растение, животное?

5. Сможет ли объект жить без: (педагогу назвать части? Почему?

6. Как думает ребенок, что нужно всем живым существам, чтобы жить и хорошо себя чувствовать?

7. Знают ли дети, что такое ветер, вода, воздух?

8. Как человек использует воздух, воду?

Блок 3. Овладение навыком самостоятельной работы в ходе опыта.

Цель: выявить навык ребенка самостоятельно действовать в процессе опыта.

1. Как называются приборы, которыми ребенок пользуется в процессе работы? (лупа, пробирка, зеркало, колба, пинцет и т. д.)

2. В каких опытах или экспериментах, по мнению ребенка, он может использовать эти приборы? Для чего они необходимы?

3. Умеет ли ребенок читать схему или алгоритм проведения опыта?

4. Пытается ли ребенок, без особой помощи педагога, выполнить задание?

Блок 4. Овладение навыком простейшего анализа и прогноза.

Цель: выявит навыки ребенка производить простейший анализ и прогноз в ходе работы. Умеет ли ребенок ставить цель и формировать гипотезу в ходе работы.

1. Перед опытом предложить ребенку сделать прогноз и анализ своей работы. Почему он так думает?

2. После завершения опыта поинтересоваться у ребенка: совпал ли прогноз и анализ, поставленный в начале работы?

3. Проанализировать, насколько точно ребенок может прогнозировать процесс?

Блок 5. Гуманное отношение ребенка ко всему живому.

Цель: выявить характер отношения ребенка ко всему живому.

1. Любит ли ребенок животных, растения?

2. Зачем нужны животные, растения?

3. Могут ли люди прожить без них?

4. С какими живыми существами ребенку нравится (не нравится) встречаться?

5. С помощью картинок выявить (в ситуации выбора) представления ребенка о нормах к живому:

• Как поступил мальчик? Почему?

• Как бы ты поступил на его месте?

• Какие добрые дела ты делал для животных, растений, людей?

Блок 6. Положительное эмоциональное отношение к процессу деятельности и его результату.

Цель: выявить положительное отношение ребенка к процессу деятельности.

1. Вызывает и интерес у ребенка опытническая деятельность?

2. Какой любимый опыт у ребенка? Почему?

3. Делает ли ребенок в домашних условиях простейшие опыты и эксперименты?

4. С каким настроением посещает ребенок кружок, факультатив?

5. Как отзывается ребенок об опытнической деятельности?

Презентация для педагогов ДОУ по оформлению уголков экспериментальной деятельности С целью поддержания и совершенствования комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования, в нашем ДОУ был организован.

Оценка уровня сформированности исследовательской деятельности :

Ребенок не может выполнить все предложенные задания, не имеет представлений по указанному критерию;

Ребенок имеет отрывочные, бессистемные представления по указанному критерию; выполняет некоторые предложенные задания;

Ребенок имеет частично усвоенные представления по указанному критерию; выполняет задания с частичной помощью;

Выполняет задания самостоятельно с частичной помощью взрослого; имеет усвоенные знания с незначительными неточностями по указанному критерию;

Ребенок выполняет задания самостоятельно; имеет полностью усвоенные представления по указанному критерию.

Результаты мониторинга сформированности исследовательской деятельности в начале проведения проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании представлены в таблице 1.

Интересуется новым, Любит экспериментировать, активен во время проведения экспериментов

Способен планировать свою деятельность для достижения конкретной цели и действовать в соответствии с планом

Умеет слушать взрослого и выполнять его инструкции при проведении новых опытов и исследований.

Знает и использует правила при проведении экспериментов.

Итоговый показатель по каждому ребенку(среднее значение)

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Диаграмма 1. Результаты мониторинга в начале проведения проектной деятельности.

Результаты мониторинга сформированности исследовательской деятельности после проведения проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании представлены в таблице 2.

Интересуется новым, Любит экспериментировать, активен во время проведения экспер-в

Способен планировать свою деятельность для достижения конкретной цели и действовать в соответствии с планом

Умеет слушать взрослого и выполнять его инструкции при проведении новых опытов и исследований.

Знает и использует правила при проведении экспериментов.

Итоговый показатель по каждому ребенку(сред.значение)

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Диаграмма 2. Результаты мониторинга после проведения проектной деятельности

1.Подготовительный этап проекта (август, сентябрь)

1.Подбор методической и художественной литературы.

3. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

4. Приобретение необходимого оборудования.

5. Изготовление пособий, карточек, моделей.

6.Определение тематики бесед.

8.Разработка сценариев развлечения.

Кухонные работники, воспитатель

2.Реализация проекта (сентябрь-октябрь)

Методы и приемы, используемые в ходе реализации проекта

Взаимодействие с родителями

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Просматривают с детьми журналы, ищут необходимую информацию

Чтение статей научных исследователей о пользе и вреде шоколада;

Рассматривание картинок, фото

Показ презентации по данной теме

Пробуют шоколад, обсуждают вкусовые качества; рассказывают о свойствах

Просмотр презентации с последующим обсуждением

Придумывание рассказов после просмотра презентации

Организуют дома игры-эксперименты

Проведение непосредственных опытов на исследование качества шоколада, его воздействие на детский организм. Пронаблюдать как правильно надо выбирать шоколад.

Выясняют причины, размышляют, выполняют практические действия

Работа со схемами

Учить составлять последовательность проведения опыта и делать самостоятельно вывод о проведенном опыте

Составляют последовательные рассказы с помощью схем-алгоритмов

3. итоговый этап

Создание фоторепортажа по проекту.

Представленные проекты помогли в организации и проведении исследовательской деятельности старших дошкольников. Воспитанники приобрели прочные знания о вредных напитках, об истории шоколада (его составе и качестве), научились самостоятельно решать проблемные вопросы, самостоятельно добывать информацию об изучаемом объекте.

Участие родителей способствовало повышению их компетентности в исследовательской деятельности, помогло им в организации деятельности детей в домашних условиях.

По результатам проведения исследования сформированности исследовательской деятельности до и после проведения проектной деятельности повысилась динамика в развитии. (таблице 3).

Интересуется новым, Любит экспериментировать, активен во время проведения экспер-в

Способен планировать свою деятельность для достижения конкретной цели и действовать в соответствии с планом

Умеет слушать взрослого и выполнять его инструкции при проведении новых опытов и исследований.

Знает и использует правила при проведении экспериментов.

Итоговый показатель по каждому ребенку(сред.значение)

Диаграмма 3. Результаты мониторинга до и после проведения проектной деятельности.

Деркунская В.А., Ошкина А.А. Игры-эксперименты с дошкольниками: Учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2013 – 63с.

Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников: Учебно-методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2013- 144с.

Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование старший дошкольный возраст: Учеб.пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2003.- 80с.

Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.сос.: Кисилева Л.С., Данилина Т.А., Лагова Т.С., Зуйкова М.Б. – М.: АРКТИ, 2003. – 96с.

Похожие документы:

Диетологи в один голос говорят, что этот напиток очень вреден для молодого

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами опытно-экспериментальной деятельности

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами опытно-экспериментальной деятельности Пчелинцева Вера Павловна, воспитатель, МДОУ «Муниципальный детский сад .

Формирование валеологической культуры с целью приобщения детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни

. компетентность – способность к формированию и поддержанию устойчивых отношений с окружающими. Здоровые дети старшего дошкольного возраста обладают . деятельность является обязательным условием для нормального развития и формирования растущего детского .

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни средствами туризма и эколого-валеологической деятельности

. детский сад №2 ТЕМА: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни средствами туризма и эколого-валеологической деятельности . ; перелезания через препятствия. Развитие специальных скоростных способностей: туристские упражнения .

Образовательная программы государственного бюджетсного образовательного учреждения города москвы детский сад комбинированного вида №44

. повторение, закрепление Старший дошкольный возраст Цель работы – комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей. Задачи: Развитие умений говорения и слушания .

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Мониторинг познавательного развития детей дошкольного возраста.

Федеральный образовательный стандарт ориентирует нас на развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств детей.

Учитывая приоритет работы нашего детского сада (познавательно-речевое развитие), в моей работе особо выделяю деятельность по познавательному развитию воспитанников. Познавательное развитие выступает одним из важных критериев общего развития дошкольника. Основные направления психолого-педагогической работы данной области образования дошкольников связаны с прогрессивными качественными и количественными изменения таких психических процессов, как восприятие, память, внимание, воображение и мышление. Процесс развития познавательной сферы детей дошкольного возраста имеет особую актуальность, т.к. именно в дошкольном возрасте познавательный потенциал ребенка при благоприятных условиях развивается и становится фундаментом для развития высших психических функций. Важнейшим условием развития всех сфер психики ребенка является развитие в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Учитывая это, при проектировании психолого-педагогического процесса необходимо соотнести требования и способности ребенка. Для решения этой задачи мы используем диагностику.

В контексте идей стандарта, образование направлено на полноценное проживание ребенком всех этапов детства. В этой связи, психологическая профилактика выступает как приоритетное направление деятельности педагога-психолога. Избежать осложнений в развитии можно, если дать родителям и педагогам рекомендации, на что обратить внимание в процессе обучения ребенка или как частично реорганизовать этот процесс. Поэтому, одним из направлений мониторинговой системы в нашем детском саду, является мониторинг развития детей на основе оценки познавательных процессов воспитанников.

Целью мониторинга является создание условий для развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста.

Задачи мониторинга:

оценить динамику развития познавательных процессов воспитанников детского сада;

установить результативность развивающей работы в группе (выявить сильные стороны или недостатки развивающей работы в группе);

предоставить информацию педагогам, родителям, администрации для определения мероприятий по созданию благоприятных условий в организации познавательного развития детей.

Результаты мониторинга используются:

при планировании развивающей работы с детьми в группе;

при создании предметно-развивающей среды;

подгрупповой и индивидуальной работы с детьми.

Проведение диагностики разделила на несколько этапов: подбор методик, их проведение, информирование педагогов и родителей о результатах диагностики, формулировка рекомендаций, обучение педагогов и родителей использованию рекомендаций в работе с ребенком.

Передо мной стоит задача провести диагностику в умеренно-короткие сроки. Я стала искать пути решения этой проблемы. Так же, при подборе диагностических материалов мне нужно было соблюсти следующие условия:

- подобрать методики, которые позволят достаточно оперативно получить нужную информацию, не связанную с громоздкой процедурой обработки (позволяют осуществить экспресс-диагностику);

- проведение диагностики с группой детей;

- использование апробированных на практике диагностических материалов;

- легкость в получении результата;

- применение игрового метода выполнения заданий.

Диагностические материалы структурированы по возрастам и отражают динамику познавательного развития ребенка дошкольного возраста: 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет Диагностика проводится в подгрупповой форме. Комплектация групп зависит от возраста:

Количество детей в группе

На каждого ребенка заводится индивидуальный диагностический бланк, где ему предлагается выполнить игровые задания.

Результаты диагностики приводят к следующим выводам:

- ребенок соответствует возрастным нормам психического развития;

- показатели развития ребенка ниже нормативных.

Дети каждой выделенной группы требуют внимания. Особенно же в нем нуждаются воспитанники последней группы. В этом случае воспитанники направляются на ПМПк детского сада. В отличие от мониторинга познавательных процессов, направленного, прежде всего, на определение наличия условий для развития детей в соответствии с возрастными особенностями и возможностями, диагностика в рамках ПМПк ориентирована на выявление специфики познавательного развития ребенка, определение и утверждение коррекционных мероприятий (планы индивидуально ориентированного сопровождения).

По окончании диагностики перехожу к информационному этапу, цель которого заключается в ознакомлении педагогов и родителей с уровнем развития познавательных способностей воспитанников.

В процессе знакомства с результатами объясняю содержание психологических показателей, используемых в таблице, описываю возрастные нормы развития, проблемы, с которыми может столкнуться ребенок в процессе освоения образовательной программы д/с. Далее приступаем к планированию развивающей работы с детьми.

Развивающая работа в русле ФГОС строится таким образом, чтобы она не выходила за рамки образовательного процесса в группе, не стала дополнительной нагрузкой для ребенка. В рамках этого направления основное внимание уделяю оптимизации процесса развития ребенка в группе и семье. Для решения этой задачи разработала рекомендации для воспитателей по развитию основных психических процессов. На практике использую следующую форму рекомендаций.

Если существенных проблем не выявлено, акцент в рекомендациях делаю на направлениях развития познавательных процессов, характерных для данного возрастного этапа. Определяю направление развития психического процесса и прописываю особенности методов и приемов, которые воспитатель может использовать в работе с детьми.

Если в развитии детей группы выявлены проблемы, то ориентирую воспитателей на решение тех аспектов развития, где более сильно проявляются проблемы.

Готовлю индивидуальные рекомендации по каждому ребенку, требующему помощи. Использую таблицу, в которой отражены проблемы в развитии и рекомендации в виде конкретных игр и упражнений для индивидуальной работы. Для этого разработала электронную картотеку на развитие психических процессов.

В работе с педагогами использую рекомендации по обогащению среды групп. Нашим педагогам я предложила классифицировать интеллектуальные игры по направлениям:

Данные рекомендации позволяют стимулировать в развитии детей именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

На семинаре я знакомлю педагогов с самыми известными технологиями интеллектуального развития воспитанников:

- Логические блоки Дьенеша;

- Цветные счетные палочки Кюизенера;

- Технология развивающих игр Никитина.

Подводя итог, отмечу, что, эффективному развитию познавательных способностей воспитанников в нашем детском саду способствует обеспечение важнейшего условия: учет индивидуальных и возрастных особенностей. Регулярное ежегодное обследование воспитанников обеспечивает наблюдение за их познавательным развитием. Проведение мероприятий по итогам диагностики приучает родителей и воспитателей анализировать изменения, оценивать результаты и работать над их развитием. Использование рекомендаций и включение упражнений в деятельность с детьми позволяет осуществлять профилактику нарушений в развитии и корректировать его. Безопасная психологическая обстановка, игровой и занимательный характер процесса познавательного развития способствует активному включению детей в интеллектуальную деятельность, проявлению своих познавательных способностей, творчества, получению удовольствия от интеллектуального напряжения и достигнутых результатов.

Ильина М.В. Чувствуем-познаем-размышляем. Москва, Аркти, 2004.

Куражева Н.Ю. Вараева Н.В. Психологические занятия с дошкольниками. Санкт-Петербург, Речь, 2004.

Магид С.М. Психологические последствия применения отметки в детском саду, газета Ижора 2002г,№6-7.

Магид С.М., Тунина Е.Г. Игры из тайничка. СПб., 2007г.

Осипова Е.А. Игры для интенсивного интеллектуального развития. Москва, Аркти, 2004.

Семаго Н.Я., Семаго М.М. «Диагностический альбом для оценки познавательной деятельности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Москва, 2005.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Карты помогут старшему воспитателю провести контроль по экспериментированию - тематический, оперативный, предупредительный.

План-задание к тематической проверке

Цель. Анализ организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками.

Основными задачами контроля яв­ляются:

изучить условия, созданные в груп­пах для организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников;

определить эффективность рабо­ты педагогов по организации и руко­водству опытно-экспериментальной деятельностью;

проанализировать навыки познавательно-исследовательской и опытно-экспе­риментальной деятельности детей;

, ■ определить место познавательно-исследовательской деятельности до­школьников в планах воспитательно-образовательной работы;

■ определить перспективы работы по оптимизации условий для детского экспериментирования.

Сроки проведения:

Предмет контроля: педагогическая деятельность и ее результат.

Объект контроля: система образовательной работы в ДОУ.

Для эффективности проведения тематического контроля используются следующие формы и методы (оценочный инструментарий):

анкета для педагогов (приложение 1);

диагностическая карта оценки профессионального мастерства педагогов в организации поисково-познавательной деятельности детей (приложение2);

карта анализа условий для организации по­знавательно-исследовательской и опытно-экспе­риментальной деятельности детей (приложение 3);

карта проверки плана воспитательно-образо­вательной работы (приложение 4);

карта проверки наглядной информации для ро­дителей по проблеме "детское экспериментиро­вание" (приложение5);

карта анализа занятия с элементами опытно-исследовательской деятельности (прило 6);

Читайте также: