Мониторинг педагогических кадров в школе

Обновлено: 30.06.2024

Методические рекомендации адресованы методистам, осуществляющим мониторинг педагогической деятельности с целью отслеживания уровня профессиональной компетенции педагогов, выявления достижений и проблем педагогической деятельности.

Содержимое публикации

Методические рекомендации

по осуществлению

мониторинга педагогической деятельности

Мониторинг в образовании - это система сбора, обработки, хранения и распространения информации о системе образования либо отдельных ее частей, нацеленных на обеспечение управления, которое позволяет судить о состоянии дел в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.

Мониторинг педагогической деятельности позволяет отслеживать уровень профессиональной компетенции педагогов, выявлять достижения и проблемы педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность измеряется и оценивается по трем направлениям:

Трудовая и исполнительская дисциплина педагога.

Образовательный процесс

Образовательный процесс включает в себя учебную и воспитательную работы. Каждая измеряется отдельно, выявляется качественный уровень учебной и воспитательной работы.

Параметры измерения:

Результативность учебного процесса.

Выполнение образовательной программы.

Измерение качественного уровня учебной работы.

Документация измерения:

Карта контроля (определение сохранности контингента во время учебного года)

Карта контроля

Сохранность контингента по годам обучения

2 год обуч. (норма)

3 год обуч. (норма)

Посещение занятий - контроль образовательной деятельности

Контроль образовательной деятельности

за 20_ - 20_уч. год

ФИО педагога ___________________________________________________

Баллы: 1- плохо, 2 – удовлетворительно, 3 – хорошо

1. Кол-во детей

2. Подготовка кабинета

Оборудование рабочих мест

Наличие наглядных пособий

3. Ведение занятий

Тема, цели, задачи

Инструктаж по ТБ

Объяснение нового материала

Уборка рабочего места

Смена видов деятельности

Соответствие занятий программе

Выполнение плана практических работ

4. Контроль охраны труда и ТБ

Наличие стендов, правил ТБ для учащихся

ТБ при работе с инструментами

ТБ при проведении практических работ

Освещение в кабинете

5. Ведение документации

План воспитательной работы

Выполнение образовательной программы

Кол-во часов по программе

Кол-во выполненных часов

Результативность учебного процесса

Отлично – 5 баллов – высокий уровень

Хорошо – 4 балла – средний уровень

Удовлетворительно – 3 балла – низкий уровень

Участие в мероприятиях.

Заполняется педагогом в течение всего учебного года.

В конце года заполняется сводная таблица.

Результативность реализации образовательных программ

За 20…- 20.. учебный год

Кол-во участников мероприятий

Кол-во участников мероприятий

Кол-во участников мероприятий

Кол-во участников мероприятий

В конце учебного года заполняется сводная таблица по учебной работе.

тивность учебного процесса

Качественный уровень учеб. процесса

Критерии оценивания:

1. Сохранность контингента:

Высокий (3) – 100 – 90 % от нормы наполняемости группы;

Оптимальный (2) – 89 – 80 % от нормы наполняемости группы;

Достаточный (1) – 79 – 70 % от нормы наполняемости группы;

Недостаточный (0) – 69 % и меньше от нормы наполняемости группы.

2. Посещаемость занятий:

Высокий (3) – 100 – 90 %;

Оптимальный (2) – 89 – 80 %;

Достаточный (1) – 79 – 70 %;

Недостаточный (0) – 69 % и меньше.

3. Результативность учебного процесса: (высчитывается средний арифметический)

Высокий (3) – 100 – 85 % усвоения учебного процесса;

Оптимальный (2) – 84% - 70% усвоения учебного процесса;

Достаточный (1) – 69% - 50% усвоения учебного процесса;

Недостаточный (0) – меньше 50 % усвоения учебного процесса.

4. Выполнение программы:

Высокий (3) – 100 – 85 % отработанных часов;

Оптимальный (2) – 84% - 70% отработанных часов;

Достаточный (1) – 69% - 50% отработанных часов;

Недостаточный (0) – меньше 50 % отработанных часов.

Измерение качественного уровня воспитательной работы.

Параметры измерения:

Участие в мероприятиях.

Проведение воспитательных мероприятий в детском объединении.

Работа с родителями.

Документация измерения:

Участие в мероприятиях.

Участие в мероприятиях

Проведение воспитательных мероприятий в детском объединении

Работа с родителями.

В течение года педагог планирует работу с родителями, записывает ее в учебный журнал.

Критерии оценивания:

Участие в мероприятиях:

Высокий (3) – 100 % - 90% от всех проводимых мероприятий различного уровня;

Оптимальный (2) – 89% - 70% от всех проводимых мероприятий различного уровня;

Достаточный (1) – 69% - 50% от всех проводимых мероприятий различного уровня;

Недостаточный (0) – меньше 50% от всех проводимых мероприятий различного уровня.

Высокий (3) – мероприятия проводятся ежемесячно;

Оптимальный (2) – мероприятия проводятся 1 раз в два месяца;

Достаточный (1) – мероприятия проводятся 1 раз в полугодие;

Недостаточный (0) – мероприятия проводятся 1 раз в году или не проводятся.

Работа с родителями:

Высокий (5) – работа по 5-4 направлениям;

Оптимальный (3) работа по 3-2 направлениям;

Достаточный (2) – работа по 1 направлению;

Недостаточный (0) –отсутствие работы.

Индивидуальные и групповые консультации.

Методическая работа

Методическая работа измеряется отдельно, выявляется качественный уровень личностно-профессионального развития и обучающей деятельности педагога.

Измерение качественного уровня личностно-профессионального развития.

Параметры измерения:

Уровень профессиональных знаний педагога.

Уровень профессиональных умений педагога:

владение диагностическим инструментарием и принципами разноуровневого и дифференцированного обучения;

владение приемами прогнозирования педагогических результатов;

использование имеющихся педагогических инноваций;

создание собственных инновационных разработок.

Использование современных образовательных технологий.

Участие педагога в педагогических конкурсах, смотрах, конференциях, наличие публикаций.

наличие наград за профессиональные и трудовые достижения различного уровня;

наличие наград за подготовку к конкурсным мероприятиям.

Документы измерения:

Уровень профессиональных знаний педагога.

2. Уровень профессиональных умений педагога

Уровень профессиональных умений педагога

за 20_ - 20_уч. год

ФИО педагога ___________________________________________________

Баллы: 1- плохо, 2 – удовлетворительно, 3 – хорошо

Владение диагностическим инструментарием и принципами разноуровневого и дифференцированного обучения

Владение приемами прогнозирования педагогических результатов

Использование имеющихся педагогических инноваций

Создание собственных инновационных разработок

Использование современных образовательных технологий

Результатом может быть публикация, выступление на МО, педагогических учебах, педсоветах и т.п.

Критерии оценивания:

Высокий (2 балла) – выражено ярко;

Средний (1 балл) – имеет место;

Низкий (0 балл) – отсутствует.

В конце учебного года заполняется сводная таблица

Диагностика качества методической работы

За 20..-20.. уч. год

Уровень проф. знаний

Уровень проф. умений

Трудовая и исполнительская дисциплина

Документы измерения:

Своевременный приход на работу и уход с нее.

Время прихода на работу

Время ухода с работы

Качественное заполнение документации.

Регулярное посещение совещаний с педагогами, педагогических советов, МО, педагогических учеб.

Для методиста

Карта контроля

Сохранность контингента по годам обучения

2 год обуч. (норма)

3 год обуч. (норма)

Контроль образовательной деятельности

за 20_ - 20_уч. год

ФИО педагога ___________________________________________________

(Баллы: 1- плохо, 2 – удовлетворительно, 3 – хорошо)

1. Кол-во детей

2. Подготовка кабинета

Оборудование рабочих мест

Наличие наглядных пособий

3. Ведение занятий

Тема, цели, задачи

Инструктаж по ТБ

Объяснение нового материала

Уборка рабочего места

Смена видов деятельности

Соответствие занятий программе

Выполнение плана практических работ

4. Контроль охраны труда и ТБ

Наличие стендов, правил ТБ для учащихся

ТБ при работе с инструментами

ТБ при проведении практических работ

Освещение в кабинете

5. Ведение документации

План воспитательной работы

Выполнение образовательной программы

Кол-во часов по программе

Кол-во выполненных часов

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

Также вас может заинтересовать

Комментарии

Печерская Светлана Сергеевна

Цель настоящих рекомендаций - оказание методической помощи педагогическим работникам, занятым в сфере образования, так как активное использование педагогического мониторинга в учебно-воспитат ельном процессе может существенно улучшить результативност ь образовательной деятельности.
Основная функция мониторинга не функция контроля, а функция слежения и постоянного сбора информации с целью выявления динамики изменений.

Курсы повышения квалификации для педагогов дистанционно

Курсы профессиональной переподготовки педагогов

Современные авторские сказки

Войти на сайт

Войти через социальную сеть

Свидетельство участника образовательного сообщества

Скачайте документ бесплатно сразу после регистрации на сайте.

В школе 170 учащихся, классы имеют наполняемость от 11 до 25 учеников. Педагогический коллектив школы стабильный. Я занимаю должность заместитель директора школы по учебной работе. Давно известна прекрасная истина: яркую, творческую личность ребенка не сможет сформировать нетворческий, посредственный учитель, поэтому в условиях социально- экономических перемен и модернизации образования очень важной задачей является формирование личности учителя-мастера, профессионала. Педагог должен занимать ключевую позицию в образовательном процессе, и от его квалификации, его личностных качеств зависит, какой быть сегодня в целом системе образования. Смысл своей деятельности вижу в том, чтобы создать такие условия, в которых педагог мог бы в полной мере реализовать свой потенциал. В связи с этим осуществляю поиск эффективных направлений, форм и методов методической работы. На мой взгляд внутришкольный педагогический мониторинг осуществляемый сегодня в нашей школе, бесспорно, является важнейшим функциональным инструментом управления целостным образовательным процессом.

2. Актуальность и новизна опыта.

Новые приоритеты в сфере образования, растущая вариативность форм получения образования, диверсификация учебных заведений, программ, методик непосредственно влияют на качество подготовки учащихся. Охране качества служит мониторинг. Мониторинг не ломает существующую традиционную систему контроля, а требует обеспечения ее информационной стабильности, долгосрочности, надежности и своевременности, что предотвращает дефицит информации при выработке рекомендаций и принятию управленческих решений, повышению степени их обоснованности. Мониторинг помогает путем анализа свести всю информацию в одно целое, обобщить ее и получить общую картину развития образовательного процесса.

Новизна опыта заключается в адаптации теории активизации учебно-воспитательного процесса Т.И. Шамовой, технологии диагностики профессионального мастерства педагогов. Технология опыта ориентирована на всестороннее повышение квалификации профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, а в конечном счете – на совершенствование учебно-воспитательного процесса.

3. Tеоретическая интерпретация опыта.

В своей работе использую методы диагностики Т.И. Шамовой, Н.Н. Водопьяновой, В.И. Зверевой, В.В. Пикана и др. авторов прошедшие соответствующую экспертизу.

Мой опыт является актуальным для начинающих заместителей директоров школ по учебной работе, так как он направлен на:

  • выявление качества работы учителя;
  • коррекцию действия учителя в организации учебного процесса;
  • повышение профессионального уровня педагога.
  • готовность и заинтересованность всего коллектива;
  • наличие стабильной информационной базы;
  • экспертная и общая культура учителя и управленческого аппарата.

4. Технология опыта.

4.1. Понятие о педагогическом мониторинге.

а) образовательной среды,
б) результатов образовательного процесса,
в) образовательных технологий,
г) результатов образовательного процесса,
д) эффективности оперативного и стратегического управления образовательным учреждением.

Проведение педагогического мониторинга предусматривает наличие следующих этапов:

  • определение цели организации мониторинга;
  • выделение критериев оценки объекта мониторинга;
  • определение методов и форм проведения мониторинга;
  • создание средств мониторинга;
  • сбор информации, получаемой в ходе мониторинга;
  • технология обработки;
  • хранение информации;
  • распространение информации;
  • анализ информации, полученной в результате мониторинга;
  • принятие управленческих решений на основе анализа информации.

Целью мониторинга в образовательном учреждении является обеспечение эффективного информационного отражения состояния образования в школе, аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза ее обеспечения и развития.

Методы получения информации: анализ документов и результатов деятельности, наблюдение, опрос (анкетирование, интервьюирование), оценивание (метод экспертов), тестирование.

4.2. Мониторинг профессионального мастерства учителя.

Цели и задачи: всесторонняя диагностика и оценка деятельности учителя, планирование оказания ему помощи по повышению профессионального мастерства.

4.2.1. Качество организации учебного процесса.

Качество организации учебного процесса включает в себя показатели: анализ урока, самоанализ урока, экспертная оценка педагогических умений учителя, анализ эффективности учебных занятий, анализ результатов аттестации учителя. Совершенствование учебно-воспитательного процесса может происходить только через постоянную оценку деятельности и ее результатов самим учителем. Учителей необходимо учить самоанализу урока, то есть той педагогической деятельности, которая составляет основу труда учителя. Технологическая карта анализа (самоанализа) урока, разработанная В.И. Зверевой, поможет в решении этой педагогической проблемы. Она позволит проследить и осуществить на практике логическую последовательность структуры, цели и содержание анализа урока (смотри приложение 2). Для проведения полноценного педагогического анализа заместитель директора должен:

  • уметь грамотно (правильно) сформулировать цель посещения и наметить программу изучения;
  • владеть запасом различных анализов уроков и уметь выбрать нужный;
  • определять тип урока;
  • четко видеть структуру урока;
  • знать методы обучения.

Методы обучения на уроке являются инструментом развития учащихся и должны соответствовать:

  • задачам урока;
  • характеру и содержанию учебного материала;
  • уровню знаний, умений и навыков учащихся;
  • материальному обеспечению урока;
  • личным качествам учителя, его подготовленности и уровню методического мастерства;
  • индивидуальным особенностям, возможностям и подготовленности учащихся;
  • бюджету времени.

Каждый учитель школы в начале каждого учебного года заполняет диагностическую и информационную карты (Смотри приложение 3). Данные карт дают мне возможность вести индивидуальную работу с каждым учителем. Кроме того данные диаграммы показывают положительную динамику профессионального роста педагогов.


2 – умею, 1 – частично, 0 – не могу.

Для анализа эффективности учебных занятий предлагаю программу В.И. Зверевой, которую использую в работе несколько лет.

Параметры наблюдений Оценка действий
1. Организация учителем познавательных и практических действий учащихся по подготовке к восприятию новых знаний:
а) Действия по актуализации субъектного опыта учащихся
б) Действия по актуализации опорных знаний учащихся
в) Выявление гипотез и их обоснование
г) Формулирование целей в действиях уч-ся
2. Организация деятельности учащихся по приобретению новых знаний:
а) Установка на выделение главного в учебном материале
б) Включение в содержание учебного материала субъектного опыта учащихся
в) Реализация дифференцированного подхода в процессе изложения нового материала
г) Вариативность взаимодействия учителя и учащихся (экстроактивный, интроактивный, интерактивный режимы)
д) ФОПД учащихся
е) Ориентация на структуру предметного знания или на объем информации
3. Организация действий уч-ся по применению новых знаний:
а) по образцу
б) в измененной ситуации
в) в новой ситуации

Цель программы: определить путем установления причинно-следственных связей зависимость качества усвоения учащимися учебного материала (новых знаний и способов деятельности) от характера организации учебно-познавательной деятельности на уроке.

В целях реализации пункта 2 Основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. N 3273-р, приказываю:

1. Утвердить прилагаемую форму мониторинга обеспеченности кадрами государственных и муниципальных общеобразовательных организаций в субъектах Российской Федерации (далее - мониторинг).

2. Департаменту стратегии, анализа, прогноза и проектной деятельности в сфере образования (Хамардюк А.В.) обеспечить сбор данных мониторинга в 2020 году в срок до 1 апреля 2020 г., далее - до 20 февраля ежегодно.

3. Федеральному государственному автономному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования "Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий" (Боков Д.Ю.) обеспечить техническую поддержку сбора и обработки данных мониторинга.

4. Заместителю Министра Раковой М.Н. в срок до 1 марта 2020 г. при участии Департамента стратегии, анализа, прогноза и проектной деятельности в сфере образования (Хамардюк А.В.) и Департамента развития педагогических кадров и контроля управления ресурсами (Хлопотных М.Б.) сформировать рабочую группу для рассмотрения и проведения анализа результатов мониторинга, включая подготовку предложений по внесению изменений в форму федерального статистического наблюдения N ОО-1 "Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования", утвержденную приказом Федеральной службы государственной статистики от 12 августа 2019 г. N 441, в части включения показателей, характеризующих обеспеченность государственных и муниципальных общеобразовательных организаций педагогическими кадрами.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Ракову М.Н.

Презентация на тему: " Мониторинг педагогических кадров 05. 03. 2009 г. Мониторинг как инструмент управления профессиональной деятельностью учителя – это непрерывное контролирующие." — Транскрипт:

1 Мониторинг педагогических кадров г

2 Мониторинг как инструмент управления профессиональной деятельностью учителя – это непрерывное контролирующие и диагностические действия, позволяющие наблюдать и контролировать по мере необходимости продвижение учителя к профессиональному мастерству

3 Цель мониторинга: непрерывное отслеживание уровня квалификации и профессионального роста педагогических кадров, их подготовленность к решению инновационных задач и формирование у учителя способности к рефлексии собственной деятельности.

4 Основные задачи мониторинга: 1. Организовать наблюдения и измерения, получить достоверную и объективную информацию. 2. Систематизировать информацию, повысить ее оперативность и доступность. 3. Разработать и использовать диагностические методики. 4. Создать механизм мониторинговых исследований. 5. Своевременно выявлять изменения и вызвавшие факторы.

5 Схема мониторинга: II этап Практический III этап Аналитический I этап Подготовительный

6 Схема мониторинга: I этап – подготовительный. Постановка цели: II этап – практический. Сбор информации: III этап – аналитический. Обработка полученной информации: - Определение объекта - Определение направления и отбор критериев - Анализ документации - Посещение уроков - Рейтинг - Контроль ЗУН - Анкетирование - Наблюдение - Тестирование - Самооценка -Систематизация информации - Анализ данных - Выводы - Разработка рекомендаций

7 Методы сбора, обработки и накопления информации: - опрос - наблюдение - анализ документации - посещение уроков - анкетирование - тестирование

8 Модель мониторинга как управление профессиональной деятельностью учителя предполагает: - изучение кадрового состава педагогического коллектива; - учет возрастной категории педагогического коллектива; - динамика творческого развития, профессионального уровня учителей - сравнительная характеристика профессионального роста учителей; - изучение возможности учителей; - изучение качества ЗУН по предметам; - изучение характера внутришкольных взаимоотношений; - диагностика педагогического коллектива

9 Диагностической информацией на административном уровне являются: 1. Сводные оперативные данные по школе о результатах входного, рубежного и итогового контроля. 2. Сравнительный анализ показателей продвижения классов в процессе обучения. 3. Сравнительный анализ предыдущего года обучения с текущим по соответствующим контрольным точкам. 4. Графики успеваемости текущего года обучения по четвертям или полугодиям, их сравнение с предыдущим годом обучения.

Читайте также: