Мониторинг инновационной деятельности доу
Обновлено: 02.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Доклад на тему:
В условиях реализации ФГОС развитие дошкольного образования переходит на новый качественный уровень, который направлен на сохранение самоценности дошкольного детства, развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности, поэтому важным условием повышения эффективности воспитательного – образовательного процесса является поиск путей оптимизации педагогического взаимодействия.
В концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Принципиально важной стороной в педагогических технологиях является позиция ребёнка, отношение к ребёнку со стороны взрослых. В современном мире в работе с детьми недостаточно использовать традиционные технологии. Всё чаще возникает необходимость поиска новых подходов, технологий и приёмов. Использование современных образовательных технологий является важным условием успешной работы педагога.
Инновационные технологии – это предметы и методы, сопряженные с приоритетными целями знаний: обучение – сложная и открытая система новых задач, содержаний, форм и методов, связанная единой общей концепцией организации воспитательного процесса, здесь каждая позиция влияет на другую, и, в конечном итоге, составляет комплекс положительных условий для развития ребенка.
Целью современных образовательных технологий является обеспечение эффективности и качества воспитательно – образовательной работы.
Задачи применения инновационных технологий:
воспитание и развитие всесторонне гармонически развитой личности через повышение качества воспитательно-образовательной работы;
обеспечение возможности сохранения здоровья ребенка, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков;
формирование мотивации и поддержания интереса детей во время организованной образовательной деятельности;
формирование здорового образа жизни детей;
охрана жизни и укрепление здоровья детей;
обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка;
осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребёнка;
повышение мотивации к организованной образовательной деятельности;
повышение результативности воспитательно – образовательной работы.
Инновационная деятельность – глубокое знание педагогов педагогических технологий, методов и приемов, психологии и педагогики, что в работе с детьми детского сада помогает в достижении каких-либо конкретных целей педагогами.
Выражаясь более конкретно, эта деятельность способствует повышению интереса и жизнеспособности, делая процесс обучения и воспитания сознательным и качественным. Требование тенденции новой технологии оказывает влияние на достижение целей в обучении ребенка, развитие его умственных способностей через действия, повышая познавательную активность, разностороннее развитие и умение быстро принимать новое.
В связи с этим в практике дошкольных учреждений создаются и применяются различные технологии обучения и воспитания.
К числу основных современных образовательных инновационных технологий, применяемых в ДОУ, можно отнести :
технологии проектной деятельности;
технологии исследовательской деятельности;
технология портфолио дошкольника и воспитателя и др.
Воспитатель – важная личность, закладывающая основу знаний в ребенке. Требования, предъявляемые к подготовке воспитателю – новатору направлены на внедрение новых путей и обучения, направленных на освоение профессиональных навыков в настоящее время, вооружая студентов новыми видами обучения.
Таким образом, применение инновационных педагогических технологий способствует: повышению качества образования, повышению квалификации воспитателей, применению педагогического опыта и его систематизации, использованию компьютерных технологий воспитанниками, сохранению и укреплению здоровья воспитанников, повышению качества обучения и воспитания.
Применение традиционных и инновационных образовательных технологий помогают достижению максимально возможных успехов в воспитательно – образовательном процессе.
Список использованной литературы
Аверин В. А. Психология детей и подростков. СПб., 1998;
Байшукирова А. Воздействие ребенка к интеллекту взгляда на мир. Ребенок готов к школе? Психологические задания и игра, упражнения. Астана, 2003;
Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: Академия, 2001;
Бузаубакова К. Освоить новую педагогическую технологию обязанность. Школа Казахстана. N 9-10. 2005;
Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Краткий курс лекций / М.Е. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. 2006;
Давыдова О. И., Майер А. А., Богословец Л. Г. Проекты в работе с семьей. 2000;
Ермолин, А. Воспитание свободной личности в тоталитарную эпоху: Педагогика нового времени. М.: Альпина Паблишер, 2014. - 262 c. ;
Киселёва Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. 2001;
Коржуев, А.В. Педагогика в зеркале исследовательского поиска: На перекрестке мнений. М.: Ленанд, 2014. - 208 c. ;
Кравцова, Е.Е. Психология и педагогика. Краткий курс. М.: Проспект, 2016. - 320 c. ;
Актуальные вопросы, связанные с организацией педагогического мониторинга, проводимого как лонгетюдное исследование. Оценка эффективности опытно–экспериментальной деятельности дошкольного учреждения. Позитивные результаты инновационной деятельности.
Рубрика | Педагогика |
Вид | статья |
Язык | русский |
Дата добавления | 30.09.2018 |
Размер файла | 37,9 K |
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Мониторинг эффективности инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения
Абакумова Наталия Николаевна
Томский государственный университет
Современное образование характеризуется быстрой сменой направлений развития, организационных форм и изменением содержания образования. Можно зафиксировать тенденцию в области оценки качества образования, которая указывает на необходимость актуализации в поле образовательной практики востребованности навыков диагностической и мониторинговой деятельности, которая будет отвечать дефицитам современной ситуации в образовании.
В настоящее время в образовании все актуальнее вопросы, связанные с организацией педагогического мониторинга, проводимого как лонгетюдное исследование. Единовременные, срезовые исследования (констатирующие эксперименты) не отражают в полной мере всей картины преобразований как в отдельном образовательном учреждении, так в целом в регионе.
По мнению ряда исследователей [Абакумова, с. 35; Майоров, с. 36; Шишов, с. 18] сам по себе мониторинг не является отдельной управленческой функцией. Он выступает, скорее, как составляющая компонента таких управленческих функций, как анализ и контроль, система измерения динамики качественноколичественных изменений объекта.
- уровень сформированности компетенций выпускника ДОУ; - вовлеченность родителей в учебно-воспитательный процесс ДОУ; - опытно-экспериментальная деятельность педагогов ДОУ.
Каждая линия имеет свои критерии и показатели позволяющие оценить эффективность деятельности ДОУ.
Трехлетние результаты мониторинговых исследований показали, что по первой линии аналитики уровень сформированности коммуникативных и деятельностных качеств, а также ценностных оснований зависит от степени включенности родителей в воспитательный процесс детского сада.
Вторая линия аналитик продемонстрировала нам, что при эффекте стабильности детского сада произошло снижение эффективности взаимодействия ДОУ и родителей по организации открытых мероприятий.
Трехлетние результаты мониторинговых исследований показали, что по первой линии аналитики уровень сформированности коммуникативных и деятельностных качеств, а также ценностных оснований зависит от степени включенности родителей в воспитательный процесс детского сада.
Вторая линия аналитик продемонстрировала нам, что при эффекте стабильности детского сада произошло снижение эффективности взаимодействия ДОУ и родителей по организации открытых мероприятий.
В мониторинговых исследованиях для нас представляет особый интерес третья линия аналитики, которая оценивалась по следующим критериям:
В современных условиях развития системы дошкольного образования и воспитания к руководителям дошкольных образовательных учреждений предъявляются большие требования. В целом современная ситуация зависит от умения руководителя быстро реагировать на изменения, происходящие в экономической, социальной сферах, умение внедрять в практику ДОУ научно-педагогические достижения в области управления. В связи с этим, руководителю недостаточно лишь умения анализировать создавшуюся ситуацию и реагировать на её изменения в работе своего учреждения. Не менее важным является умение составлять прогноз, который выстраивается в программу развития учреждения. Данная проблема приобретает дополнительную актуальность: как же обеспечить свое будущее, как создать спрос, как удовлетворить многообразные запросы родителей. Новая образовательная политика, приоритетом которой является качество образования, привела к пониманию того, что необходимы новые подходы в управлении образовательного процесса. Волкова В.А., Соколова Н.Б.определяют новый подход в оценке качества образовательной системы. В своих исследованиях они доказывают необходимость диагностического достоверного подхода в оценке качества образования с учетом конечных результатов. Проблема эффективного развития личности в психолого-педагогической деятельности может быть решена при наличии четко сформированных целей, достоверных исходных данных, четких представлений о конкретном желаемом результате, что является составляющими компонентами мониторингового исследования. Кроме того, мониторинг, на наш взгляд, можно рассматривать как независимую экспертизу состояния образовательного процесса, систему сбора, анализа, представления информации и информационную базу управления.
Актуальность использования мониторинга в ДОУ:
- определении успешности и результативности протекания образовательного процесса;
- обучении педагогов самоанализу и самооценке динамики своей деятельности в образовательном процессе;
- осуществлении целесообразного управления качеством состояния образовательного процесса;
- прогнозировании перспектив развития объектов или субъектов образовательного процесса.
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и воспитания;
- психологическое обеспечение индивидуальных образовательных программ;
- развитие психолого-педагогической компетентности, родителей, педагогов.
Решение проблемы психолого-педагогического сопровождения мы видим в следующем:
1. Создание адаптивного образовательного пространства в учреждении;
2. Интегрированное воспитание и обучение детей с особыми образовательными потребностями в условиях массового ДОУ. В нашем понимании адаптивное дошкольное образовательное учреждение - это детский сад, сохранивший лучшие традиции отечественного дошкольного образования и взявший на себя дополнительные функции педагогической поддержки ребенка, развития его личностных способностей, оказания ему психологической помощи. Интегрированное воспитание и обучение детей с особыми образовательными потребностями в ДОУ - это обеспечение каждому ребенку, имеющему отклонения в развитии, уже с раннего возраста доступной и полезной формы интеграции. В основу проектируемой модели сопровождения были положены следующие принципы:
- Гуманизация - предполагающая веру в возможности ребенка.
- Системный подход - основанный на понимании человека как целостной системы.
- Комплексный подход к сопровождению развития ребенка.
- Учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям ребенка, темпам его развития.
- Непрерывность сопровождения ребенка в образовательном процессе, а именно преемственность и последовательность сопровождения.
Таким образом предлагаемая нами модель сопровождения включает изменения не только в содержании образования, но и охватывает организацию всего процесса жизнедеятельности детей и вопросы управления ДОУ.
1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность ДОУ. - М., 2004.
2. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. – М., 2010.
3. Белая К.Ю. Планирование работы ДОУ по результатам на год. //Управление ДОУ - № 3 – 2002.
4. Волкова В.А., Соколова Н.Б. Создание системы мониторинга как средства управления ДОУ. // Управление ДОУ. №3 - 2006, с.43-49; №4 - 2006.
5. Кулакова В.Г. Мониторинг здоровья ребенка как средство повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении.
6. Лебедева С.С., Маневцова Л.М. Управление инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства. С.-Пб.: Детство – Пресс, 2005.
9. Маркова Л.С. Программа развития дошкольного образовательного учреждения. Структура, содержание, перспективное планирование работы. - М.: Аркти, 2002.
10. Микляева Н.В. Программа развития и образовательная программа ДОУ: технология составления, концепция. - М.: Айрис Пресс, 2006.
11. Поздняк Л. Планирование работы дошкольного учреждения // Основы управления дошкольным образовательным учреждением. Спецкурс. - М., 1994.
12. Скоролупова О.А. Планирование как один из этапов методической работы в ДОУ. – М., 2008.
13. Солодянкина О.В. Система планирования в дошкольном учреждении. - М.: Аркти, 2005.
Условия современности таковы, что традиционное обучение в ДОУ не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС. Использование инноваций в работе с детьми открывает воспитателю новые возможности преподнесения материала.
Значение инновационной деятельности в дошкольном учреждении
Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.
При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи:
- развитие индивидуальности воспитанников;
- развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;
- повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;
- стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);
- повышение интеллектуального уровня детей;
- развитие креативности и нестандартности мышления.
Развитие творческого мышления — одно из главных требований к новой системе дошкольного образования
Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед.
Фрэнсис Бэкон, английский философ
Виды инновационных педагогических технологий в ДОУ
К инновационным педагогическим технологиям можно отнести:
Информационно-коммуникационные технологии
Компьютеры стали уже привычным атрибутом современности. ФГОС отмечает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении как одно из условий успешного образовательного процесса. К ИКТ в ДОУ относятся:
- компьютеры;
- интерактивные доски;
- магнитофоны;
- телевизоры;
- фотоаппаратура и т. п.
Использование ИКТ на занятиях в детском саду позволяет привлечь внимание воспитанников
Интерактивная доска — это сенсорный экран, который работает в системе вместе с проектором и компьютером. Использование интерактивной доски на занятиях помогает перейти от объяснительной формы обучения к деятельной — дети сами проявляют познавательную активность, что способствует осознанному усвоению материала. Работа с интерактивной доской включает в себя:
- проведение различных развивающих игр;
- просмотр иллюстраций и видеоматериалов;
- разбор проблемных ситуаций;
- совместное творчество и др.
При работе с интерактивной доской дети самостоятельно проявляют активность, что облегчает усвоение материала
Занятия с интерактивной доской предполагают несколько вариантов работы с дошкольниками:
В младших и средних группах дети выполняют задания, которые им даёт педагог, а в старших и подготовительных группах ребята способны уже самостоятельно придумать действия или догадаться, что нужно сделать. Какой вариант работы выберет воспитатель, зависит от поставленных целей и задач предстоящего занятия.
В младших группах можно использовать интерактивные дидактические игры на сортировку, классификацию предметов, например, разместить овощи в одной стороне доски, а фрукты — в другой. Ещё один пример для младшей группы — занятие по изучению растительности луга. Дети подходят по очереди к доске и изображают на ней процесс роста травы (снизу вверх). Таким образом получится лужайка. Затем можно предложить дорисовать цветочки (воспитанники подходят по очереди и подрисовывают цветочек к стеблю). Результаты на занятиях по математике достигают большей эффективности при использовании наглядного материала: дети могут двигать на экране геометрические фигуры, считать предметы и т. д.
Карта маршрута к игре будет выполнять роль своеобразного плана
В старшей и подготовительной группах каждый ребёнок может пользоваться личным компьютером, например, в развивающих играх, выполняя индивидуальные задания. Такие занятия следует проводить в подгруппах по 4–8 человек. Обучающие игры и программы могут быть совершенно разными: помогающие в изучении иностранных языков, развивающие творчество, математические способности и т. п. Занятие следует строить в 3 этапа:
- Вводная часть, в которой можно провести беседы о предстоящей работе, конкурсы или загадки и т. д.
- Основная часть, где дети выполняют задания непосредственно за компьютером.
- Заключительная часть, в которой делаются выводы о проведённых действиях, закрепляется материал. Это может быть рисование, подготовка к выставке и т. д. Также необходима гимнастика для глаз, снимающая напряжение.
По санитарным нормам, длительность непрерывной работы дошкольника за компьютером во время одного занятия не должна превышать 5 минут.
Фотогалерея: использование ИКТ на занятиях в детском саду
Таблица: пример конспекта занятия с использованием ИКТ в старшей группе (фрагмент)
- Развитие представлений о зимнем лесе;
- стимулирование познавательной активности и творческих способностей воспитанников.
- Деревянных два коня
Вниз с горы несут меня.
Я в руках держу две палки,
Но не бью коней — их жалко.
А для ускоренья бега
Палками касаюсь снега. (Лыжи).
В.: Правильно, ребята, в лес мы отправимся на лыжах. Посмотрите на экран, там у нас лесная поляна. Давайте согреем руки. (Дети выполняют упражнение на дыхание).
Воспитатель читает ребятам стихотворение о зиме.
Затем педагог предлагает детям подумать о том, как лес выглядит зимой и вспомнить тех, кто в нём живёт. Для этого на экране демонстрируются различные звери и птицы. Ребята должны называть их. Воспитатель предлагает игру, в которой нужно охарактеризовать животных, появляющихся на экране:
- волк — злой, серый, голодный;
- медведь — большой, бурый, сильный;
- лиса — хитрая, рыжая, осторожная;
- заяц — трусливый, серый, белый, маленький;
- белка — рыжая, запасливая, быстрая.
- в дупле живёт… белка;
- в логове живёт… волк;
- под кустом живёт… заяц;
- в берлоге живёт… медведь;
- в норе живёт… лиса;
- в хатке под водой… бобр.
- Снег сегодня шёл с утра, (Руки вверх — вниз),
Рада снегу детвора! (Хлопают в ладоши).
Снег на ветках, на дорожках, (Руки вверх, руки вниз, приседают)
На носу и на ладошках. (Показывают нос и ладошки).
- Зимний лес стоит печальный.
Кто под снегом спрятал тайны?
Почему река молчит,
Птичья песня не звучит?
Осторожно в лес входите,
Тайны леса не будите.
В.: А теперь надо возвращаться в детский сад. Понравилось вам в лесу? О каких птицах, животных мы сегодня говорили? С какими звуками работали? Я довольна вашими знаниями и поведением в лесу! Вы настоящие друзья природы. Надеваем лыжи, встаём на лыжню и друг за другом и отправляемся в детский сад. (Дети имитируют ходьбу на лыжах под зимнюю музыку).
Сюрпризный момент: воспитатель говорит, что все вернулись в детский сад из зимнего леса и очень устали, значит, пора подкрепиться. Дети получают конфеты.
Читайте также: