Могут ли в школах преподавать религиозные дисциплины

Обновлено: 05.07.2024

ОРКСЭ — лишняя трата времени

Аргумент

Курс ОРКСЭ рассчитан на 34 академических часа, то есть урок по этому предмету проходит один раз в неделю. Хотя эта дисциплина и обязательная, за нее не ставят оценки, нет домашних работ и контрольных.

Контраргумент

✅ Предмет подготавливает гуманитарную базу обучающихся к поступлению в среднюю школу, где она дополняется знаниями по истории, географии, русскому языку и литературе

Педагоги, которые ведут ОРКСЭ, уверены, что эти уроки далеко не бесполезны, а наоборот, нужны для развития ребенка и расширения общего кругозора.

По мнению педагога, полученные знания будут вырабатывать уважительное отношение к культуре других народов и понимание мирового культурного наследия:

Школа — светская территория

Аргумент

Есть родители, которые категорически против того, чтобы такая интимная тема, как религия и вероисповедание, выносилась в школьное пространство в любом виде.

Кстати, ситуация, когда дети вынуждены изучать модуль, отличный от того, который указали в заявлении родители, — не редкость в маленьких поселениях, где найти достаточное количество учителей для разных направлений практически невозможно. Из-за нехватки кадров направление курса назначает школа исходя из выбора большинства, поэтому предпочтения единиц не учитываются — в итоге кому-то приходится подстраиваться.

Контраргумент

Такой же позиции придерживается и учитель ОРКСЭ Марина Коренева:

ОРКСЭ искажает представление о религиозных ценностях

Аргумент

❌ В рамках изучения религиозных модулей у детей может сложиться неверное понимании религии, потому что преподаватель — не священник, а, как и положено по российскому законодательству, светский человек

Беспокойство у взрослых вызывает то, как ведется преподавание религиозных модулей — особенно, если семья верующая. Мама первоклассника из Челябинска рассказала нам, что уже сейчас задумывается о том, нужен ли этот предмет в школе:

Психологи тоже считают, что любое неосторожное вмешательство в детское сознание может повлечь за собой определенные последствия.

Контраргумент

19 октября в Москве состоялась встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с учителями ОРКСЭ. Сейчас эта дисциплина ведется только в четвертых классах, но, по мнению Владыки, ее преподавание нужно продлить на весь срок обучения в школе. Основной аргумент таков: элементарная религиозная грамотность позволит школьникам держаться подальше от опасных сект, субкультур и психокультов и перейти от деструктива к созиданию:

Мнение патриарха о важности нравственного воспитания в школе разделяет и министр образования Сергей Кравцов:

Поэтому вести предмет ОПК на данный момент поручают преподавателям других дисциплин — начиная с обществознания и заканчивая ИЗО. В лучшем случае они проходят краткосрочные курсы повышения квалификации, на которых невозможно подготовить грамотных специалистов по выработке жизненной позиции

Поэтому вести предмет ОПК на данный момент поручают преподавателям других дисциплин — начиная с обществознания и заканчивая ИЗО. В лучшем случае они проходят краткосрочные курсы повышения квалификации, на которых невозможно подготовить грамотных специалистов по выработке жизненной позиции

Преподавателей хватает

— Главный стереотип — то, что Русская Православная Церковь стремится проникнуть в образовательные учреждения, чтобы достичь каких-то своих корыстных целей. Каких — никто сказать не может. Предполагается, что в школах в итоге должна начаться религиозная пропаганда, восторжествуют мракобесие и религиозный фанатизм, а там уже недалеко и до экстремизма. Правда, я не очень понимаю, в чем конкретно это должно выражаться.

— А откуда этот стереотип берется?


— Но многих родителей как и раз и тревожит перспектива появления в школе священника.

— Это продолжение того же стереотипа. Я не очень понимаю, что страшного может совершить священник в школе. Крестить иноверцев? С порога анафематствовать действующую власть? Начать проповедь православной нетерпимости и терроризма? Назовите мне хотя бы одного православного террориста. Очевидно, что названные опасения связаны с полным непониманием современной ситуации в школе.

А беда нашей современной школы в том, что в ней вообще не решаются воспитательные проблемы. Забыт классический триединый педагогический принцип: воспитание, развитие, обучение. Воспитательная тема связана лишь с формированием толерантной позиции молодого человека к общественным проблемам. Но откуда может появитсья сознательная толерантность, если у молодого человека вообще нет никаких нравственных принципов? Дети, как правило, получают некую информацию (это в большей степени касается гуманитарных предметов) без определенной нравственной оценки. При отсутствии нравственной составляющей школа способна порождать лишь интеллектуальных монстров, которые строят карьеру и зарабатывают деньги, но не задумываются о конечном смысле своей жизни. А мы потом удивляемся, почему общество в России деградирует? Видимо, то, что в школу придет священник и будет говорить о нравственности, о том, что нельзя воровать, обманывать, убивать, что каждый молодой человек должен создать законную семью и иметь детей, о том, что девушка — будущая мама — не должна делать абортов, и все это очевидно связано с верой, — вот что выводит из себя нашу либеральную общественность, хотя чего здесь бояться — я не понимаю.

— Бояться можно того, что грамотных преподавателей ОПК намного меньше, чем школ…

— Да, часто можно услышать, что, дескать, не хватает профессиональных преподавателей. Это неправда. Они есть. Церковные структуры — и духовные академии, и православные вузы, в частности Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, при котором состоит наша школа, — давно и успешно их готовят. Нет другого — готовности государства принимать на работу в школу преподавателей, которые обучались не в государственных структурах. Государство пока не может или не очень желает наладить систему взаимодействия с церковными структурами, поэтому грамотных, профессиональных преподавателей — священников и мирян — в школы просто не пускают под формальным предлогом: нет соответствующей корочки по профподготовке.

Поэтому вести предмет ОПК на данный момент поручают преподавателям других дисциплин — начиная с обществознания и заканчивая ИЗО. В лучшем случае они проходят краткосрочные курсы повышения квалификации, на которых невозможно подготовить грамотных специалистов по выработке жизненной позиции, и все ограничивается поверхностным знакомством с вероучением. Вот так и рождаются стереотипы, когда говорят, что Русская Православная Церковь не может предоставить кадры. Она может, и всё, что связано с преподаванием религии в школе, — хорошее начинание. Страдает, как всегда, реализация. Мы же хотим как лучше, а получается…

Бороться за свои права

— Как в таком случае рассуждать родителям, чьи дети идут в четвертый класс и в этом году попадут на уроки ОПК?

— Понимаете, проблема, о которой мы сейчас говорим, на самом деле искусственно раздута. В реальности ее нет. Просто потому, что преподавать собственно основы того или иного религиозного вероучения практически нигде никто не будет.

— Как это?!

— Почему так происходит?

— Это снова вопрос, связанный с современной российской действительностью. Сейчас много говорят о гражданском обществе, о правовом государстве, в котором люди знают свои права и отстаивают их. А наши родители часто не только не знают о своих правах, но даже ими не интересуются. А раз родителям это не важно, директора школ и вышестоящие инстанции всё решают сами — и это естественно.

— Что же в такой ситуации делать родителям?

— Но какой смысл настаивать на введении в классе ОПК, если, как Вы говорите, в школы все равно не пускают хороших преподавателей?

Не учебная дисциплина


— У родителей есть и другие опасения: вере не должен учить чужой человек — даже если это хороший преподаватель, пускай мой ребенок постигает Православие в семье и в храме. А вдруг то, что ему скажут в школе на этом уроке, войдет в противоречие с тем, что он получает в семье?

— Большинство родителей в таком ключе вообще не рассуждают. Не так уж много у нас церковных семей в стране, чтобы по-настоящему глобальной проблемой стало противоречие школьного курса внутрисемейному воспитанию. То, что есть такие церковные семьи, — слава Богу. Повторюсь: мы слишком преувеличиваем проблему. Один урок в неделю в течение года — это капля в море. Чем может такой курс навредить?

— Так может быть, вообще нет смысла вводить такой курс в школах?

— Вы верите, что в сегодняшних светских школах это возможно?

— Конечно. Многое, даже почти все, зависит от директора. Я хоть и сказал, что часто директорá вводят светскую этику в обход мнения родителей, но не все. Есть и другие — независимые, смелые, творческие. Я знаком с некоторыми и вижу, что для них построить курс ОРКСЭ именно так — вообще не проблема.

— Очень сложно оценить итог преподавания. По любому другому предмету можно провести экзамен, сформулировать вопросы, а в данном случае это крайне сложно. Как оценить результат? За что ставить оценку? Мы отказались от системы экзаменов и оценок по этому предмету и ввели систему зачетов. И конечно, ни разу не было такого, чтобы кто-то зачет не получил.

Следовательно, один час в неделю, с 5 по 9 класс, эти уроки появятся в расписании.

Что это за предмет и зачем он нужен ученикам?

Добро и зло, добродетель и пороки, щедрость и скупость, стыд и вина, этика и этикет. Просто и доступно. Дети читают притчи и сказки, смотрят мультфильмы и презентации. Рассказывают о своих плохих поступках и объясняют, почему так делать нельзя с точки зрения морали.

Многие родители справедливо посчитали: если они сами далеки от церкви, зачем это их детям. Станут взрослыми и сами решат свой вопрос с религией.
А для семей с верующими родителями, уже то, что преподает этот предмет учитель с двухнедельной переподготовкой, казалось оскорбительным.
Но тогда модули родители выбирали сами.

А сейчас – ОДНКНР, это предмет обязательный для всех!

Немного о нравственности и культуре (все эти темы и так изучаются на МХК, обществознании, истории и краеведении) и МНОГО о религии.

Христианство и ислам, буддизм и иудаизм. Дети изучают священные книги и религиозные обряды. Чем старше класс, тем глубже они погружаются в религию. В 9 классе (ОГЭ!), нагрузка у учеников и так максимальная. А это ведь ещё + урок.

Красиво звучит! Но эта цель только для широкой общественности.
Если изучить весь учебный материал, становится ясно, что цель совершенно другая. Внедрить в школу религию!

У служителей культа для оправдания преподавания религии в школах единственный сильный аргумент – это привитие морали и нравственности детям. Что настолько наше общество безнравственно, что без помощи церкви не обойтись!

А как же Конституция?
А Федеральный закон о свободе совести и о религиозных объединениях, ст. 3, п. 5.- ". Запрещается. обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих?"

Почему родителей никто не спросил, нужен ли этот предмет детям?

Религиозное воспитание — личное дело каждой семьи. Для этого есть воскресные школы. А в нашем светском государстве, изучение основ религии в школе просто недопустимо. Даже если их маскируют за ширмой других школьных предметов.

Минпросвещения изменило проект стандартов для начальной школы, вернув в них преподавание основ религии. В РПЦ позицию министерства поддержали, представители других конфессий предлагают ограничиться курсом о всех религиях

Фото: Александра Мудрац / ТАСС

В новом варианте проекта образовательных стандартов предусмотрен выбор одного из шести модулей: основы православной, исламской, буддийской или иудейской культуры, основы религиозных культур народов России или светской этики. Модуль выбирается родителями школьника либо их законным представителем.

6 ноября министр просвещения Ольга Васильева вместе с патриархом Кириллом открывала съезд Общества русской словесности. Там министр заявила о поддержке предложения патриарха ввести в школах курс по изучению русской культуры.

Образовательные стандарты в соответствии с поручением президента Владимира Путина правительству должны быть обновлены до 1 декабря.

Фото:Кирилл Кухмарь / ТАСС

Что думают представители конфессий

Решение позволить родителям или опекунам выбирать модули по основам конфессиональных культур правильное и отвечает запросу родителей, считает руководитель сектора приходского просвещения синодального отдела РПЦ иеромонах Геннадий (Войтишко). По его словам, опасения, связанные с нехваткой кадров для преподавания дисциплин в регионах, не оправдались.

Как РПЦ боролась за уроки православия

В последующие годы Русская православная церковь неоднократно просила министерство расширить преподавание курса — как за счет увеличения количества часов в четвертом классе, так и за счет преподавания со второго по девятый класс или с первого по одиннадцатый класс.

Минобрнауки в 2014 году также говорило о расширении курса основ религиозных культур и светской этики со второго по десятый класс.

Что должны знать четвероклассники по итогам обучения основам религии

Читайте также: