Модернизация школьных библиотек как условие обеспечения современного качества образования

Обновлено: 08.07.2024

Презентация на тему: " Модернизация школьных библиотек в условиях реализации ФГОС s-bibl@mail.ru с пометкой «Материалы для сборника СъездПолякова Т.И., заведующая информационно-" — Транскрипт:

1 Модернизация школьных библиотек в условиях реализации ФГОС с пометкой «Материалы для сборника СъездПолякова Т.И., заведующая информационно- библиотечным центром, доцент кафедры социально-педагогического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного Полякова Т.И., заведующая информационно-библиотечным центром, ст. преподаватель кафедры социально-педагогического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, к.п.н.

2 Модернизация означает осовременивание, т.е. осуществление изменений в направлении и в сторону современных объективных требований общественного развития.

3 Изменения в виде модернизации, когда они улучшают общественный организм или его отдельные сферы (а не наоборот), продвигают общественные явления вперед, от старого к новому и новейшему (а не вспять, назад, в прошлое), совершенствуют и обновляют общество, –такие разнообразные общественные изменения позитивны и работают на дело прогресса.

6 6 Ключевые установки стандарта Ориентация на результат образования, а не регламентация процесса обучения. Переход на деятельностную парадигму образования. Информационное обеспечение каждого субъекта образовательного процесса широким доступом к информационно-методическим фондам.

7 деятельный и активный креативный любознательный инициативный открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый положительное отношение к себе, уверенность в своих силах коммуника- тивность навыки самоорганизации и здорового образа жизни исследова- тельский интерес саморегуляцияответственность чувство собственного достоинства уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ Ожидаемые результаты: портрет выпускника начальной школы Ожидаемые результаты: портрет выпускника начальной школы

8 Новая миссия библиотек Создание среды для развития детей, отвечающей их возрастным социокультурным и индивидуальным особенностям, через чтение, печатные, аудиовизуальные, электронные документы.

10 Материально-техническое обеспечение библиотеки Книжный фонд: экз. Учебный фонд: 7609 экз. Журнальный фонд: 3000 экз. Электронно- образователь- ные ресурсы: 401 экз. 5 компьютеров 2 сканера Интерактивная доска HitachiStarBoard Выход в Интернет Плоттер HP Design jet

11 Библиотекарь поддерживает и развивает творческие способности школьников с использованием ими новейших технологий, осуществляя поддержку проектной деятельности учителей-предметников, самостоятельные учебные исследования.

12 Подготовка к олимпиадам рекомендация справочной литературы подготовка школьников к участию в предметных олимпиадах, конкурсах обучение учащихся работе с научно-популярной литературой (при подготовке к написанию исследовательских реферативных работ)

13 Библиотека и библиотекарь могут играть новую роль в процессе организации всевозможных читательских исследований, консультирования и дистанционного обучения учителей и учащихся по вопросам чтения, новых поступлений, формирования информационной культуры – через блоги, вики-среды и возможности социальных сервисов и инструментов Веб 2.0, сотрудничество с детскими и публичными библиотеками, привлечение учителей и родителей к совместным сетевым инициативам.

14 Электронная библиотека в группе

15 Группа библиотеки в КОНТАКТЕ

17 Интеграция цифровых и печатных средств информации, возможность дополнять собственные фонды ресурсами, создаваемыми участниками педагогического процесса

19 Среда для развития детей Подготовиться к уроку или внеклассному мероприятию, написать реферат, воспользоваться информацией на самых разных носителях Набрать и распечатать текст на компьютере, воспользоваться сканером, плоттером, подготовить мультимедийную презентацию Проверить свои знания по школьным предметам, Подготовиться к тестированию Получить консультацию библиотекаря по вопросам выбора литературы и пользования СБА библиотеки Принять участие в литературных играх и конкурсах. Познакомиться с книжными выставками

20 Происходит модернизация библиотеки Включенность библиотеки и библиотекаря в совместную работу с учителями за счет реализации совместных программ и проектов Широкое использование деятельности с учащимися и учителями интернет-технологий Веб 2.0 Использование традиционных и нетрадиционных форм работы с книгой и другими ресурсами Организация и поддержка самостоятельных учебных исследований школьников Такое структурное подразделение начинает функционировать как библиотека 2.0. Участники образовательного процесса не только получают нужную информацию, но и создают ее сами

21 Библиотека - что она такое? Казалось бы вопрос совсем простой. Ученым же он не даёт покоя. И льются доказательства рекой. Одни: библиотека это школа. Другие: информационный мир. А третьи: кладбище идей. Не скоро тут найдёшь ответ. Какой же людям мил?

22 Современная библиотека под руководством грамотного специалиста, готового к переменам, профессионально компетентного и мобильного, с принципиально новой политикой формирования фондов, надежной локальной сетью образовательного учреждения, в которую объединены все компьютеры школы и в которой библиотека играет ведущую роль по накоплению и распределению информационных ресурсов, является залогом модернизации образования.

23 191002, St. Petersburg, Lomonosov street, 11 tel.: (812) СПАСИБО! THANK YOU!


8 августа 2019 года в КГАНОУ "Краевой центр образования" (г. Хабаровск, ул. П. Морозова, 92 Б) проходила межрегиональная научно-практическая конференция "Модернизация школьных библиотек как условие обеспечения современного качества образования", участниками которой стали более 100 человек.

Организаторами конференции выступили: министерство образования и науки Хабаровского края, краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Хабаровский краевой институт развития образования", краевое государственное нетиповое автономное общеобразовательное учреждение "Краевой центр образования".

В работе научно-практической конференции приняли участие Качева Елена Валерьевна, заведующий региональным информационно-методическим центром государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования "Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования", к.п.н. (г. Челябинск), Еговкина Надежда Васильевна, старший методист МАУ "МЦРО Сарапульского района" Удмуртской Республики (он-лайн), Киселева Ольга Васильевна, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности, документоведения и архивоведения ХГИК, Копытин Сергей Михайлович, главный библиотекарь отдела методико-образовательной деятельности краевой детской библиотеки им. Н.Д. Наволочкина, к.филос.н., специалисты органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководители и педагоги-библиотекари муниципальных информационно-библиотечных центров, библиотекари общеобразовательных организаций, методисты по библиотечным фондам информационно-методических центров управлений образования, представители других субъектов Российской Федерации.


В ходе конференции были обсуждены вопросы, связанные с модернизацией школьной библиотеки как пространства, обеспечивающего современные условия обучения и воспитания, с реализацией региональных проектов, направленных на развитие школьных информационно-библиотечных центров, возможности социального партнёрства по продвижению чтения и обозначены стратегические задачи для дальнейшей работы.

Собравшимися отмечено, что школьная библиотека как ключевое звено в обеспечении необходимыми ресурсами учителей и обучающихся должна работать на основе "Концепции развития информационно-библиотечных центров", которая является отправной точкой и мощным стимулом для трансформации школьных библиотек в информационно-библиотечные центры.

Предоставляя доступ к информационным ресурсам различных форм и видов, школьная библиотека/ информационно-библиотечный центр должны воспитывать читателя, обладающего критическим мышлением, умеющего ориентироваться во всем многообразии доступной информации. Соответственно должно меняться содержание деятельности школьных библиотек, возрастать их влияние на обеспечение результатов образовательной деятельности.

Чтобы получить новые результаты, необходимы: новое содержание работы, новое пространство, новые инструменты, новое управление и новая система сопровождения.


В Хабаровском крае такие преобразования проведены в 84 библиотеках школ разного типа: городских, сельских, образовательных организациях, осуществляющих коррекционное или инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.

Преобразования определили ход дальнейшего развития всех библиотечных ресурсов: информационной среды, фондов, материально-технической базы. Для реализации такой модели нужен специалист, обладающий определенными компетенциями и выстраивающий свою работу на основе когнитивных методов обучения.

Изменение подходов к деятельности специалистов школьных библиотек и усложнение их профессиональных обязанностей требуют специальной подготовки.

На уровне региона роль учебно – методического центра для данной категории осуществляет Хабаровский краевой институт развития образования. Развитию профессиональной компетентности и мотивации специалистов способствует совершенствование форм повышения квалификации, система аттестации, разработка и использование единых критериев оценки деятельности педагогов-библиотекарей.

В рамках работы "открытых площадок" состоялась презентация опыта победителей и участников краевого конкурса "Лучший информационно-библиотечный центр-2019". Вниманию участников конференции были представлены достойные и увлекательные библиотечные проекты, направленные на развитие читательской компетентности обучающихся. Педагог-библиотекарь МОУ СОШ №31 г. Комсомольска-на-Амуре Коваева Оксана Викторовна представила проект "По следам гольдов". Перегоедова Татьяна Васильевна, педагог-библиотекарь МОУ гимназия №45 г. Комсомольска-на-Амуре, поделилась опытом включения детей в театрализованную деятельность в ходе внеурочных занятий.


Участники познакомились с опытом продвижения Всероссийского проекта "Читающая мама - читающая страна" в г. Комсомольске-на Амуре, старт которому был дан в 2018 году. Проект направлен на приобщение обучающихся начальных классов к чтению книг и библиотеке через организацию совместной деятельности библиотеки с детьми и родителями и предусматривает популяризацию семейного чтения, как элемента ответственного родительства с привлечением ведущих печатных и электронных средств массовой информации.

Прошло обсуждение вопросов формирования познавательной и информационной культуры обучающихся с помощью новых информационно-коммуникационных технологий, презентации лучших практик инновационного опыта их использования в деятельности педагога-библиотекаря, продемонстрирован проект создания виртуального музея "По тропинкам Хабаровского края" из опыта работы Селезневой А.В., педагога-библиотекаря информационно-библиотечного центра МБОУ СОШ №15 г. Хабаровска.

Заслушав и обсудив выступления, проанализировав имеющийся опыт организации деятельности школьных библиотек/информационно-библиотечных центров Хабаровского края, рассмотрев организационные, содержательные и методические аспекты развития школьных библиотек, участники межрегиональной научно-практической конференции пришли к следующему заключению.


Для обеспечения дальнейшего эффективного развития школьных библиотек/информационно-библиотечных центров в системе образования региона необходимо:

развитие инновационных моделей школьных библиотек в общеобразовательных организациях, функционирующих в различных условиях;

создание условий для развития профессиональной компетентности специалистов школьных библиотек/информационно-библиотечных центров;

внедрение автоматизированной информационно-библиотечной системы "1С: Школьная библиотека" в информационно-библиотечных центрах края;

внедрение сетевых форм работы в деятельность школьных библиотек/информационно-библиотечных центров;

активное участие во Всероссийском фестивале-смотре школьных программ развития детского и юношеского чтения "Пять шагов к читающей школе: стратегия роста" и в реализации краевого проекта "Читаем вместе дальневосточную книгу";

дальнейшее развитие регионального ресурсного информационно-библиотечного центра как координационного и научно-методического центра сопровождения профессионально-педагогического развития специалистов школьных библиотек/информационно-библиотечных центров;

подключение школьных информационно-библиотечных центров к электронным ресурсам библиотек, в том числе "Национальной электронной библиотеки".

дальнейшее материально-техническое оснащение, приведение библиотечных фондов в соответствие с современными требованиями;

развитие межкультурных коммуникаций и социального партнёрства с библиотеками министерства культуры.

В работе курсов приняли участие Качева Елена Валерьевна, заведующий региональным информационно-методическим центром государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования "Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования", к.п.н. (г. Челябинск), Еговкина Надежда Васильевна, старший методист МАУ "МЦРО Сарапульского района" Удмуртской Республики, Стрелова Ольга Юрьевна, профессор кафедры ТиМО КГБОУ ДПО ХК ИРО, д.п.н., специалисты отдела учебно-методической литературы Хабаровского краевого института развития образования.

В ходе теоретических занятий слушатели ознакомились с методами и приемами сопровождения проектно-исследовательской деятельности обучающихся. На практических занятиях, которые проходили в формате фасилитационной сессии, слушателям было предложено составить ментальную карту "Школьная библиотека и школьный информационно-библиотечный центр", сопоставив миссию, функции, задачи школьной библиотеки и информационно-библиотечного центра. В ходе деловой игры участники курсов, проведя сравнительный анализ, предложили кластер функций школьного информационно-библиотечного центра.


Особое внимание на данных курсах было уделено проблеме совершенствования профессиональных компетенций библиотекарей, педагогов-библиотекарей в области ИКТ-технологий, формирования медиа - информационной грамотности обучающихся в рамках сетевых библиотечных проектов.

Немалый интерес у слушателей курсов вызвал мастер-класс Надежды Васильевны Еговкиной по исследованию книжных фондов и созданию электронных читательских дневников, который прошел в форме скайп-конференции.

Можно сказать, что курсы получили высокую оценку слушателей, они узнали много нового, интересного, нужного и полезного для проектирования индивидуальной профессиональной деятельности, об этом они отмечают в итоговых анкетах. Более 50 респондентов выразили благодарность руководителю курсов Кармановской Лидии Петровне, лекторско-преподавательскому составу.

Школьные библиотеки и модернизация образования: попытка осмысления современного состояния и некоторые тенденции развития

Вступление

Чего мы хотим?

Мы хотим, чтобы школьная библиотека заняла подобающее ей достойное место в образовательном и информационном пространстве.

Как это сделать?

Качественные изменения в работе школьной библиотеки могут быть достигнуты путем внедрения и реализации инновационных проектов.

Что такое инновации?

В настоящее время доминирующим фактором развития общества, основанного на знаниях и технологиях, становится разработка инновационной сферы.

– радикальные (базовые) нововведения, которые предполагают создание принципиально нового продукта, технологий, методов управления;
– улучшающие (модифицированные), которые дополняют исходные принципы, нормы, формы деятельности и являются самыми распространенными;
– комбинаторные, которые используют различные сочетания нововведений.

О проектах мы подробнее поговорим позднее – все по порядку. А по порядку, прежде чем приступать к каким либо преобразованиям, необходим анализ существующей ситуации, основных идей и тенденций развития профессионального сообщества.

Часть 1. Базовые положения и общие тенденции развития

Современная школьная библиотека

Конкретизация этого понятия предполагает осмысление динамики и специфики происходящих в обществе изменений.
Необходимо принять во внимание следующие базовые положения:

1. Информатизация общества: причины и следствия.
2. Тенденции развития и структура профессионального (библиотечного) пространства.
3. Тенденции развития и структура образовательного информационного пространства в школе и за ее стенами.
4. Представление о формировании информационной культуры.

Рассмотрим подробнее некоторые из этих положений.

Информатизация общества

Информатизацию общества можно охарактеризовать как организованный социально-экономический и научно-технический процесс, в ходе которого создаются оптимальные условия для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. (Простите за длинное определение.) Материальной и технологической базой информатизации общества становятся различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи [3].

Общие тенденции развития библиотек

На мой взгляд, в публикациях о современном состоянии и тенденциях развития библиотек чаще всего рассматриваются технические новшества, внедрение технологий, тогда как это скорее следствие, чем суть преобразований.
Так что же определяет наш сегодняшний и завтрашний день, в чем причины изменений, которые так настойчиво, иногда – почти против нашего желания, врываются в повседневность?
Первый зам. директора ГПНТБ России г-н Шрайберг, проводя анализ современных тенденций развития библиотечно-информационных технологий, выделил ряд основных положений. Вот некоторые из них:

Данные положения необходимо учитывать при разработке развития библиотеки, школьной в том числе. Что мы и сделаем чуть позднее, в той части материала, где пойдет речь о составлении проекта модернизации.
Итак, с основными направлениями библиотечного развития разобрались.
А что в это время происходит в образовании?

Общие тенденции развития образования

Информационная культура

Часть 2. Стратегия развития школьной библиотеки

Теперь мы знаем, что происходит вокруг школьной библиотеки. Пора обратить внимание и на саму библиотеку. И самое пристальное!
Приступая к созданию новых программ развития, следует учесть следующие факторы:

– Планируемые изменения прямо или косвенно будут затрагивать все аспекты деятельности библиотеки: от организации работы и внедрения новых технологий до взаимоотношений с коллегами, педагогами, родителями и администрацией. Не надейтесь отделаться легким испугом. Все будет, как говорили классики, всерьез и надолго.

Любое нововведение как цикл имеет несколько стадий:

1. Зарождение инновации. Осмысление профессии и себя в ней. Поиск идеи развития и превращение ее в концепцию, т.е. конкретизация. Создание проекта.
2. Освоение инновации. Реализация проекта, внедрение, эксперимент.
3. Распространение инновации. Ваша деятельность как передовой опыт для коллег.

Остановимся подробнее на процессе зарождения нововведения. Поэтапно он выглядит следующим образом:

Осознание потребностей и возможностей изменений. Будем надеяться, что этот этап нами уже пройден, я бы даже сказала – выстрадан. Мы убеждены: нам нужна современная школьная библиотека!

Поиск и разработка новшеств. Пройдя этап психологической готовности к изменениям, мы должны теоретически осмыслить грядущие преобразования. Начнем с определения целей и задач современной школьной библиотеки:

Роль и задачи (миссия) школьной библиотеки

Это положение должно отражать как общие тенденции развития (которые мы рассматривали выше), так и специфику деятельности данной библиотеки. Формулируя миссию библиотеки, стоит выделить:

– основные задачи ее деятельности;
– функциональную специализацию;
– возможность взаимодействия с партнерами [7].

Планируя предстоящую деятельность, определяем реалистичные перспективы развития конкретной библиотеки.
Развитие библиотеки предполагает целенаправленную деятельность по качественному изменению библиотечных услуг и продуктов, формированию новых условий и расширению возможностей доступа к информации для пользователей.
Выясним, что мы имеем для подобных преобразований. Итак, в активе:

– регулярно пополняемый фонд;
– квалифицированный персонал библиотеки;
– поддержка директора и администрации;
– проект развития библиотеки станет составной частью инновационного проекта развития школы;
– дополнительные информационные ресурсы (автоматизированная информационная библиотечная система и электронный каталог; нетрадиционные носители информации; аудио-, видеотека; выход в Интернет);
– техническое оснащение;
– налаженные партнерские связи в образовательном, библиотечном и других сообществах.

Анализ внутренней среды (в нашем случае – конкретной библиотеки) можно проводить по методу SWOT. Что это такое? Попробуйте рассмотреть деятельность библиотеки с четырех сторон: S (strength) – сила; W (weak-ness) – слабость; O (opportuni-ty) – возможность; T (tendency) – тенденция. Попробуйте заполнить таблицу с такими колонками – получите наглядную картину того, что имеете.
Оценивая реальное положение, не стоит предаваться унынию. Да, проблемы есть. И их надо решать. Хронический пессимизм, так же как и клинический оптимизм, здесь не помогут. Необходимо четкое понимание ситуации, которое позволит избежать промахов и ошибок. Кроме того, несмотря на трудности, стоит ориентироваться не на выживание, а на развитие.

Поиск идеи и написание проекта развития библиотеки

1. Школьная библиотека работает для своей школы, разрабатывая и внедряя собственный проект.
2. Школьная библиотека ориентирована на сотрудничество с библиотеками любого профиля, участвует в библиотечных проектах.
3. Школьная библиотека – активный партнер в образовательных проектах, так как работает со многими школами и школьными библиотеками.
4. Школьная библиотека тесно сотрудничает с другими общественными институтами (музеи, некоммерческие организации и др.), работая над общими проектами.

Конечно, возможен и еще один вариант – комплексный.
Основное содержание проекта должно предусматривать:

1. Совершенствование системы сбора информации и формирование баз данных.
2. Разработку путей распространения информации и организации доступа к информационным ресурсам.
3. Разработку новых информационно-консультационных услуг для пользователей и привлечение новых клиентов.

Выбирая оптимальную стратегию развития, стоит принять во внимание современное состояние библиотеки, ее ресурсы, техническое оснащение, возможные взаимодействия с партнерами, ожидаемые затраты. Необходимо учесть и образовательные особенности школьной библиотеки, безусловную специфику ее деятельности:

– информационное обеспечение учащихся;
– информационная поддержка педагогов в учебной, научно-исследовательской деятельности, а также информационное сопровождение инновационных процессов в школе;
– помощь в самообразовании, саморазвитии детей и взрослых;
– педагогическая работа сотрудников школьной библиотеки, так как школьная библиотека – участник образовательного и воспитательного процесса.

1. Усиление ресурсов библиотеки (оснащение компьютерами, средствами связи, целевое докомплектование, подготовка кадров для работы по проекту).
2. Создание (приобретение) новых продуктов и услуг.
3. Организация доступа к новым информационным услугам для пользователей.
4. Продвижение новых информационных услуг до потребителя (реклама, информация в прессе).

Далее переходим к составлению плана работы. Он должен отражать оптимальную последовательность работ по проекту, реальные сроки, источники поступления средств.
Подробнее об этом мы поговорим в следующей части материала. Продолжение следует…
До встречи осенью.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

В статье раскрыта деятельность школьной библиотеки, соответствующая новой парадигме образования. Рассматривается роль школьной библиотеки в реализации общеобразовательных программ, формирования информационной и читательской культуры школьника путём инноваций в библиотечной работе.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Утянская Татьяна Сергеевна ,

методист методического центра

администрации города Макеевки

Донецкой Народной Республики

Аннотация. В статье раскрыта деятельность школьной библиотеки, соответствующая новой парадигме образования. Рассматривается роль школьной библиотеки в реализации общеобразовательных программ, формирования информационной и читательской культуры школьника путём инноваций в библиотечной работе.

Ключевые слова. Образовательный процесс, информационная и читательская культура, информационный центр, информационные технологии, образовательные программы, критическое мышление.

Сегодня в современном мире государством и обществом предъявляются новые требования к образованию и к его результатам. Новое понимание образовательных результатов легло в основу Республиканских примерных образовательных программ, реализуемых в системе общего образования.

Изменение требований к образованию неизбежно влечет за собой и изменение требований к учителю, уроку, кабинету, библиотеке и ко всей школе в целом. Так переход на ГОС привел к модернизации деятельности школьной библиотеки, изменению подхода школьного библиотекаря к использованию новых форм и методов работы, пересмотру роли библиотеки в учебно –воспитательном процессе по сравнению с традиционными формами работы. Пришло понимание того, что школьная библиотека уже не может быть только местом для выдачи книг. Современное библиотековедение выдвигает сегодня обучение учащихся читательской и информационной культуре как главной из насущных задач библиотеки. Приобщение детей и подростков к чтению, формирование информационной культуры учащихся позволяет школьной библиотеке активно участвовать в воспитании грамотной, интеллектуальной, творческой, нравственной личности, способной жить в информационном обществе и обществе знаний. [8,9, 10, 11]

Цель статьи: модернизировать деятельность школьной библиотеки: содействовать эффективной реализации задач образовательного процесса через информационно-библиотечное обслуживание учащихся и педагогов.

Рассмотрим деятельность школьной библиотеки в трех направлениях:

· информационно-методическое обеспечение общеобразовательного процесса с учетом тех требований, которые прописаны в стандарте;

· развитие информационной грамотности учащихся, в том числе при организации их проектной и исследовательской деятельности;

· информационное и методическое обеспечение построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся. [1, 2, 3, 9, 10, 11]

Школьный библиотекарь может и должен организовать внеурочную деятельность. Конечно, для этого необходимо создать в школьной библиотеке необходимые условия:

· библиотека должна быть информационным центром, с компьютерами и сложными программами;

· совместная системная работа учителя и библиотекаря на базе библиотеки. [11]

Школьная библиотека занимает важное место в становлении информационной компетентности учащихся, а также содействует развитию навыков непрерывного образования школьников методом обучения их информационно-поисковой деятельности.

При использовании информационных технологий необходима не просто передача библиотечно-библиографических знаний, а формирование информационной компетентности учащихся включающей:

· навыки использования различных способов информационно-поисковой деятельности (библиотечно-библиографическая компетентность);

· умения анализировать и оценивать информацию (критическое мышление);

· перерабатывать и структурировать текст (культура чтения);

· умения использовать современные информационные технологии [7, 9, 10, 11].

Место школьной библиотеки обозначено в реализации образовательных стандартов. В новом стандарте начального общего и основного общего и среднего образования представлена роль школьной библиотеки, как учебного, методического и информационного обеспечения реализации основной образовательной программы учреждения. 1 .

Внимание акцентируется на создание комфортной, развивающей образовательной среды учебного заведения. В трактовке стандарта для этого понятия подразумеваются такие качества образования, как открытость, доступность, и привлекательность. В новом стандарте внимание концентрируется на комфортности образования, как для учащихся, так и для всего педагогического коллектива в целом [1-3, 8, 11] .

Школьная библиотека является существенной и значимой частью образовательной среды, образует своё особое пространство. Библиотечная среда включает информационную, культурную, эмоционально-психологическую, экологическую и материальную составляющие. Можно сказать, что библиотечной средой является все окружение работника и пользователя в библиотеке, где её главной составляющей является информационная составляющая 11 .

В информационном компоненте библиотечной среды важное место занимает библиотечный фонд, который является основой информационных ресурсов библиотеки и представляет многообразие документов по разным видам носителей информации. Под информационными ресурсами в целом понимается совокупность данных сосредоточенных и представленных для эффективного и продуктивного получения достоверной информации. Информационные ресурсы школьной библиотеки следует рассматривать как совокупность документов (на различных носителях), которыми располагает библиотека в данный период времени.

Ведущим условием комфортности информационных ресурсов является комфортное удовлетворение информационных запросов учащихся. Библиотечно-информационная среда наиболее комфортна для читателей, когда она позволяет с максимальной полнотой и наименьшими физическими и временными затратами удовлетворять информационные потребности, что полностью соответствует новому образовательному стандарту [4, 5, 6, 11].

Продолжает осуществляться переход библиотеки в новое информационное пространство, где учащиеся, педагоги могут работать в библиотеке свободно используя беспроводной Интернет, ноутбуки, планшеты. смартфоны. Ученики используют сеть Интернет для написания докладов по заданной теме, создают презентации к урокам. В помещении библиотеки учителя проводят уроки, классные часы, внеурочные занятия. Обслуживание с применением информационных технологий, использование новых ресурсов даёт возможность получения сразу полнотекстовой информации, быстрой электронной доставки документов, а внедрение новых интересных форм обслуживания, использование компьютерной техники, ведут к росту посещаемости школьной библиотеки.

Сегодня современную библиотеку сложно представить без использования информационных технологий, компьютера, беспроводного Интернета. Учащиеся могут зайти в библиотеку находясь дома, в общественном транспорте – при условии, что у этой библиотеки есть «виртуальная жизнь, которую школьная библиотека ведёт через официальный сайт или блог, а также осуществляет скайп-конференции. Сайт библиотеки выступает в роли своеобразного портала, информирующего о новинках книг, проектах, новостях. На библиотечном сайте или блоге ученики, педагоги, родители, не выходя из дому, найдут огромное количество полезной информации. В том числе и материалы из опыта работы по той или другой проблеме.

Таким образом, миссией школьной библиотеки в новых условиях является, во-первых, интеграция функций информационного, культурного и досугового центров в интересах инновационного образовательного процесса, т.е. концентрация документальных источников образования на традиционных и электронных носителях, предоставление доступа к удаленным ресурсам образования [11] .

Во- вторых, приобщение школьников к чтению как основному виду познавательной деятельности и форме проведения досуга, содействие сохранению и развитию русского языка [4, 11] .

В-третьих, содействие получению навыков самообразования и повышения уровня информационной культуры, как в помещении школьной библиотеки, так и виртуально, т.е. получению знаний умений и навыков в области поиска, анализа, переработки информации, создания и распространения новой информации [6- 8] .

В завершение хочу сказать, что методическая работа с библиотекарями города показала уровень профессионального мастерства в реализации образовательных стандартов, активно включилась в работу по внедрению новых образовательных программ.

10.Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Утверждена Министерством образования и науки
Донецкой Народной Республики (приказ от 13.08.2021 г. № 682).

Читайте также: