Моделирование природных процессов план урока

Обновлено: 05.07.2024

Важная задача изучения естество­знания в начальной школе — развитие у детей умений выявлять причинно-следственные связи в природе, объяс­нять механизмы протекания некото­рых природных явлений и процессов. Для этого учитель организует система­тическое целенаправленное наблюде­ние учащихся за окружающими объ­ектами. Но как, например, ребенок может увидеть извержение вулкана или движение ледника? Или посмот­реть, как вращается Земля вокруг сво­ей оси и вокруг Солнца? Идеальное решение — показать учебный фильм. Однако не всегда учитель располагает видеотекой по различным предметам, особенно для начальных классов. Бы­вает так, что и теллурия нет, да и баро­метр в неисправном состоянии.

В такой ситуации педагог может ис­пользовать модели, выполненные им самим, учениками и их родителями.

Модель — это трехмерное наглядное пособие, дающее изображение предме­та или отдельных его частей в увели­ченном или уменьшенном виде. Они бывают разборными, статическими или действующими.

Вот описание нескольких моделей с описанием технологии их изготовления и методики демонстрации.

Форма Земли

Предлагаем вместе с учащимися на основе наблюдений получить доказа­тельства шарообразности Земли, смо­делировав некоторые природные явления и процессы.

Постоянно круглая форма види­мого горизонта. На бумажной ленте длиной 1,5-2 м и шириной 25 см нари­суйте в крупном масштабе часть вод­ной поверхности (рис. 1). Для этого бумажная лента прикалывается к полу и на нее наносится дуга большого радиуса, имитирующая выпуклость Земли. Вместо циркуля можно использовать веревку, закрепленную на полу против середины ленты. Посреди ленты рисуем корабль.

Вывод: мы не видим, что Земля шарообразная, только потому, что в поле нашего зрения находится ограниченный ее участок.

Вращение Земли

Осевое вращение. При объяснении доказательства осевого вращения Земли можно успешно использовать модель маятника Фуко: через пробку продеть нить с грузом, проткнуть по бокам тремя вилками, черенки вилок поставить на блюдце с песком; по краям блюдца написать направления сторон горизонта(основные и промежуточные) ; блюдце поставить на большую, перевернутую вверх дном тарелку, на её частях также написать названия сторон горизонта.

Орбитальное обращение. Предла­гаем два варианта моделирования ор­битального обращения Земли вокруг Солнца.

  1. Показать движение по орбите можно с помощью юлы: на основание вокруг ручки наклеить из бумаги или вылепить из пластилина желтые лучи­ки, имитируя Солнце, а по окружно­сти юлы, по самой широкой части, прилепить пластилиновый жгутик — оформить орбитальный путь — и на нем пластилиновым шариком из смеси белого и голубого цветов пока­зать Землю. Данная модель показыва­ет круговую орбиту Земли и направле­ние ее обращения вокруг Солнца, но не отражает осевого вращения планеты.
  2. Выполнить модель из яблока, проткнутого спицей, и свечи .

Вместо яблока можно надуть не­большой шарик, покрасить его синей гуашью. Из бумаги вырезать контуры материков, сделать светлую штрихов­ку, наклеить на шарик. Обозначить экватор и полюса, к полюсам прикле­ить бумажные трубочки (имитация земной оси). На контуре Евразии крас­ным флажком отметить приблизи­тельно местоположение своего насе­ленного пункта. Пронося шарик во­круг зажженной свечи и одновременно выполняя осевое движение, обсудите с учащимися: механизм смены времен года в Северном и Южном полуша­риях; особенности освещения, угла падения солнечных лучей в своей местности; угол наклона оси к плос­кости орбиты (можно сформировать представление о ее прецессии — мед­ленный, за 26 тысяч лет, поворот оси и пространстве и нутации — периодиче­ские колебания, изменения местополо­жения полюсов).

Тела, вещества, частицы

— плоскостное моделирование- распределяем шарики на картонках, увеличивая или уменьшая расстояния между ними;

— объемное моделирование в виде геометрических конструкций- соединяем шарики предметами разной длины, например спичками, для имитации расстояния между частицами в жидком веществе и спицами- в газообразном.

Землетрясения

Учитель может проиллюстрировать механизм землетрясения с помощью следующего моделирования и объяснения. На границе поднятий и опусканий горные породы деформируются наиболее интенсивно: в них возникают упругие напряжения, которые со временем постепенно увеличиваются. В тот момент, когда напряжения достигают предела прочности горных пород, происходит их разрыв, сопровождающийся выделением огромного количества энергии.

На поверхности земли возникают волнообразные движения. Аналогия механизма этого явления: если в ванне с водой (МОЖНО использовать большую прямоугольную стеклянную емкость) медленно растягивать кусок резины, то поверхность воды будет оставаться спокойной до того момента, как резина порвется (рис. 11). В момент разрыва энергия, накопившаяся в результате растяже­ния, поступает на земную поверхность и возникают волны .

Вулканизм

Для этой темы мы опробовали три варианта демонстрации извержения вулкана.

Типы облаков

Совместно с учащимися смоделиро­вать из кусков ваты облака различных типов: слоистые, кучевые и перистые. На 1/2 листа ватмана сделать фон — рисунок неба и гор, указать располо­жение ярусов: низкий, средний и высокий. Вертикально, на небольшом расстоянии друг от друга, продеть нитки и прикрепить к ним облака.

— предварительно дать задание уче­никам вырезать из картона контуры материков;

— на уроке предложить внимательно рассмотреть очертания атлантических берегов Южной Америки, Африки, Северной Америки и Евразии;

— совместить контуры всех матери­ков и сделать вывод, что они практи­чески совпадают;

— рассказать о существовании единого материка Пангеи, о том, как он раскололся на два континента — Лавразию и Гондвану, а затем разделился на современные материки ( данный процесс имитируется на доске с помощью больших контуров, ученики воспроизводят в своих тетрадях);

— объяснить движение материков за счет скольжения их оснований по глу­бинной пластичной оболочке Земли.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование языка для повышения общей культуры учащихся: знание культуры, истории и современной ситуации, географии страны изучаемого языка.

Диалог и предложения

Ценности ГГ: Забота об окружающей среде и стремление к устойчивому развитию

Навыки ГГ: Критическое и творческое мышление, уверенность в себе и навыки рефлексии, общение, обоснование действия и рефлексия

Навыки использования ИКТ

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Приветствие. Позитивный настрой. Активизация деятельности учащегося.

(К) Проверка домашнего задания.

Ученик зарисовывает растительную клетку, отмечая на рисунке ее компоненты с названиями, пользуясь наглядностями.


Учитель дает ученику наглядности, на которых изображены процессы присущие живым организмам, используя которые он должен определить или назвать тот или иной процесс. После выполнения данного задания ученик составляет или пишет под диктовку учителя краткий конспект по теме урока.

Всякое живое существо, обладаю­щее совокупностью свойств, отли­чающих его от неживой материи, называется организмом. Их структурной и функцио­нальной единицей является клетка.


Все организмы представляют собой открытые системы, являю­щиеся устойчивыми лишь при ус­ловии непрерывного доступа к ним различных веществ и энергии из­вне. Живые организмы извлекают, преобразовывают и используют ве­щества и энергию окружающей сре­ды и возвращают в нее продукты распада и преобразованную энер­гию, например, в виде тепла. Та­ким образом, для организмов ха­рактерен обмен веществ сокружа­ющей средой и энергозависи­мость.

Живые организмы обладают способностью поддерживать посто­янство своего химического состава и интенсивность обменных процессов. Недостаток поступления ка­ких-либо питательных веществ мо­билизует внутренние ресурсы орга­низма, а избыток вызывает прекра­щение синтеза этих веществ. Это свойство называется саморегуля­цией.

В течение жизни организмы претерпевают ряд количественных изменений (возрастает число кле­ток, масса), а также качественных (происходит дифференцировка кле­ток, образование тканей и органов, старение), т.е. происходит их рост и развитие.

Живые организмы размножа­ются, т.е. обладают свойством вос­произведения себе подобных.


Живые организмы адаптирова­ны (приспособлены) к среде обита­ния. Особенности строения, функ­ций и поведения данного организ­ма, соответствующие его образу жизни, называют адаптациями.


Живые организмы характеризу­ются раздражимостью — способ­ностью отвечать на определенные внешние воздействия специфическими реакциями. Любое изменение в окружающей среде является раздражителем, а реакция организ­ма — проявлением раздражимости. При неоднократном воздействии сходных раздражителей определен­ный способ реагирования на них может накапливаться в виде опы­та, закрепляться и использоваться в дальнейшем.


Учитель и ученик на примере живых организмов разбирают типы питания живых организмов

В данной статье рассказано о некоторых способах создания моделей,(объемных трехмерный изображений), для использования их на уроках естествознания.

ВложениеРазмер
modelirovanie_prirodnykh_yavleniy.doc 105 КБ

Предварительный просмотр:

Моделирование природных явлений

на уроках естествознания

Важная задача изучения естествознания в начальной школе - развитие у детей умений выявлять причинно-следственные связи в природе, объяснять механизмы протекания некоторых природных явлений и процессов. Для этого учитель организует систематическое целенаправленное наблюдение учащихся за окружающими объектами. Но как, например, ребенок может увидеть извержение вулкана или движение ледника? Или посмотреть, как вращается Земля вокруг своей оси и вокруг Солнца? Идеальное решение - показать учебный фильм. Однако не всегда учитель располагает видеотекой по различным предметам, особенно для начальных классов. Бывает так, что и теллурия нет, да и барометр в неисправном состоянии.

В такой ситуации педагог может использовать модели, выполненные им самим, учениками и их родителями.

Модель - это трехмерное наглядное пособие, дающее изображение предмета или отдельных его частей в увеличенном или уменьшенном виде. Они бывают разборными, статическими или действующими.

Вот описание нескольких моделей с описанием технологии их изготовления и методики демонстрации.

Предлагаем вместе с учащимися на основе наблюдений получить доказательства шарообразности Земли, смоделировав некоторые природные явления и процессы.

Постоянно круглая форма видимого горизонта. На бумажной ленте длиной 1,5-2 м и шириной 25 см нарисуйте в крупном масштабе часть водной поверхности (рис. 1). Для этого бумажная лента прикалывается к полу и на нее наносится дуга большого радиуса, имитирующая выпуклость Земли. Вместо циркуля можно использовать веревку, закрепленную на полу против середины ленты. Посреди ленты рисуем корабль.

Вывод: мы не видим, что Земля шарообразная, только потому, что в поле нашего зрения находится ограниченный ее участок.

Осевое вращение. При объяснении доказательства осевого вращения Земли можно успешно использовать модель маятника Фуко: через пробку продеть нить с грузом, проткнуть по бокам тремя вилками, черенки вилок поставить на блюдце с песком; по краям блюдца написать направления сторон горизонта(основные и промежуточные) ; блюдце поставить на большую, перевернутую вверх дном тарелку, на её частях также написать названия сторон горизонта.

Орбитальное обращение. Предлагаем два варианта моделирования орбитального обращения Земли вокруг Солнца.

1. Показать движение по орбите можно с помощью юлы: на основание вокруг ручки наклеить из бумаги или вылепить из пластилина желтые лучики, имитируя Солнце, а по окружности юлы, по самой широкой части, прилепить пластилиновый жгутик - оформить орбитальный путь - и на нем пластилиновым шариком из смеси белого и голубого цветов показать Землю. Данная модель показывает круговую орбиту Земли и направление ее обращения вокруг Солнца, но не отражает осевого вращения планеты.

2. Выполнить модель из яблока, проткнутого спицей, и свечи .

Вместо яблока можно надуть небольшой шарик, покрасить его синей гуашью. Из бумаги вырезать контуры материков, сделать светлую штриховку, наклеить на шарик. Обозначить экватор и полюса, к полюсам приклеить бумажные трубочки (имитация земной оси). На контуре Евразии красным флажком отметить приблизительно местоположение своего населенного пункта. Пронося шарик вокруг зажженной свечи и одновременно выполняя осевое движение, обсудите с учащимися: механизм смены времен года в Северном и Южном полушариях; особенности освещения, угла падения солнечных лучей в своей местности; угол наклона оси к плоскости орбиты (можно сформировать представление о ее прецессии - медленный, за 26 тысяч лет, поворот оси и пространстве и нутации - периодические колебания, изменения местоположения полюсов).

Тела, вещества, частицы

- плоскостное моделирование- распределяем шарики на картонках, увеличивая или уменьшая расстояния между ними;

- объемное моделирование в виде геометрических конструкций- соединяем шарики предметами разной длины, например спичками, для имитации расстояния между частицами в жидком веществе и спицами- в газообразном.

Учитель может проиллюстрировать механизм землетрясения с помощью следующего моделирования и объяснения. На границе поднятий и опусканий горные породы деформируются наиболее интенсивно: в них возникают упругие напряжения, которые со временем постепенно увеличиваются. В тот момент, когда напряжения достигают предела прочности горных пород, происходит их разрыв, сопровождающийся выделением огромного количества энергии.

На поверхности земли возникают волнообразные движения. Аналогия механизма этого явления: если в ванне с водой (МОЖНО использовать большую прямоуголь- ную стеклянную емкость) медленно растягивать кусок резины, то поверхность воды будет оставаться спокойной до того момента, как резина порвется (рис. 11). В момент разрыва энергия, накопившаяся в результате растяжения, поступает на земную поверхность и возникают волны .

Для этой темы мы опробовали три варианта демонстрации извержения вулкана.

Совместно с учащимися смоделировать из кусков ваты облака различных типов: слоистые, кучевые и перистые. На 1/2 листа ватмана сделать фон - рисунок неба и гор, указать расположение ярусов: низкий, средний и высокий. Вертикально, на небольшом расстоянии друг от друга, продеть нитки и прикрепить к ним облака.

- предварительно дать задание ученикам вырезать из картона контуры материков;

- на уроке предложить внимательно рассмотреть очертания атлантических берегов Южной Америки, Африки, Северной Америки и Евразии;

- совместить контуры всех материков и сделать вывод, что они практически совпадают;

- рассказать о существовании единого материка Пангеи, о том, как он раскололся на два континента - Лавразию и Гондвану, а затем разделился на современные материки ( данный процесс имитируется на доске с помощью больших контуров, ученики воспроизводят в своих тетрадях);

- объяснить движение материков за счет скольжения их оснований по глубинной пластичной оболочке Земли.

2. Уотт Ф. Планета Земля.- М.: Слово, 1999 (Энциклопедия окружающего мира.)

3. Поглазова О.Т., Шилин В.Д. Окружающий мир: Учебник для 3-4 классов. Часть3.- М.: ИНПРО-РЕС, 1999

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по кубановедению "Природные явления, погодные аномалии"

Ознакомление учащихся с природными явлениями, погодными аномалиями, правилами поведения во время стихийных бедствий.

Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе "Необычные природные явления"


Презентация "Природные явления"

Презентация к уроку "Природные явления" ( 2 класс).



Тест "Времена года. Природные явления", 3 класс, УМК "Гармония"


буклеты о природных явлениях

Восход солнца, дождь, иней, гром - множество, казалось бы, обычных явлений, которые мы не считаем чем-то удивительным. Ведь чудеса - это должно быть что-то крайне редкое! А что необычного может быть в.

Паспорт проекта "Моделирование природных явлений"

Цель проекта – создание журнала-инструкции моделей природных явлений (для использования учащимися других классов), где содержится рисунки (фото) и описание.

Работая с презентациями, учащиеся не в полной мере используют все их возможности, связанные с анимацией. Зачастую вся анимация сводится к тому, что какие-то фразы появляются с различными стандартными эффектами. Работая над проектом, учащиеся научатся целенаправленно и осознанно применять анимационные эффекты в презентациях, что пригодится им в дальнейшем при подготовке презентаций по учебным предметам.

Продолжительность проекта: 4 урока

Проект рассчитан на учащихся 5-6 классов

Цель проведения проекта создать модель природного процесса средствами презентации

Задачи проведения проекта

познакомить с понятием "модель"

познакомить с видами моделей

научить настраивать анимационные эффекты в презентации

В данном проекте задействованы два предмета: ИКТ и окружающий мир. Работая над проектом, учащиеся самостоятельно выбирают тот природный процесс, который они смоделируют.

Содержание проекта

Этап I. Изучение темы "Моделирование"

учащиеся самостоятельно с помощью учебной презентации изучают теоретический материал по теме. Контроль на выходе из этапа - тест.


Презентация по естествознанию 5 класс "Процессы, происходящие в живой природе", создана в соответствии с обновлением содержания образования в республике Казахстан. В презентации учтены все этапы урока: психологический настрой, повторение материала прошлого урока, самопроверка по усвоению материала, изучение новой темы на основе государственной цели обучения, первичная проверка знаний, рефлексия по цели обучения, домашнее задание.В презентации учтены все этапы урока от психологического настроя на предмет до рефлексии по критериям урока.

"Процессы, происходящие в живой природе"


"Процессы, происходящие в живой природе"


"Процессы, происходящие в живой природе"


Причина образования круговорота веществ Исследуем, что объединяет эти процессы Под воздействием какой мощной энергии происходят круговороты веществ Причина – воздействие энергии Солнца Следствие – круговорот веществ

"Процессы, происходящие в живой природе"


Горообразование. Выветривание Горообразование— это процесс образования гор под влиянием тектонических движений Рельеф - это неровности земной поверхности Причина…стр 109,110 Причина –действие энергии Земли­ (Эндогенные процессы)– Следствие – горообразование Причина действие энергии Солнца (экзогенные процессы)­ Следствие ­ выветривание

"Процессы, происходящие в живой природе"


Климатические процессы Причина – энергия Солнца Следствие ­ на разных параллелях различный климат, в каждой местности разная погода

"Процессы, происходящие в живой природе"


Проверь свои знания 1. Перечисли процессы происходящие в неживой природе __________, _________, __________, _________. 2. Укажи причины и следствия: • Круговорот веществ ______, ______ • Горообразование ________,_______ • Выветривание _________,_______ • Климатические процессы _______, _____ 3. Выскажи свое мнение: в чем заключается взаимосвязь процессов, происходящих в неживой природе

"Процессы, происходящие в живой природе"


Свойства живых организмов 23.01.18 Цель обучения: описывать свойства живых организмов Цель моих достижений: Клетка Живой организм Знать Неживой Уметь Жасуша Тірі ағза Самостоятельно Жансыз Cell Living organism Non living Стр 120 рис 119

Читайте также: